Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 246 — 249. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):246 — 249.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Научная статья
УДК 159.92 NIION: 2007-0062-1/22-059
doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-246-249 MOSURED: 77/27-004-2022-01-259
Психологические аспекты физической подготовки курсантов
в вузах Минобороны России
Василий Дмитриевич Самойлов1, Евгений Николаевич Лямзин2, Владислав Владимирович Тышер3
1 Вестник Омского отделения Академии военных наук, Омск, Россия, [email protected]
2 3 Военный университет МО РФ имени А. Невского
Аннотация. Актуализация профессиональной подготовки кадров для потребностей Минобороны России обусловлена комплексированием знаний, умений, навыков и компетенций, которые формируются у них на различных аудиторных и внеаудиторных занятиях, среди которых первоочередную практическую значимость имеет физическая подготовка. Статья посвящена психологическим особенностям формирования у курсантов указанных качеств в системе военного образования России.
Ключевые слова: аспекты психологии, курсанты, физическая подготовка
Для цитирования: Самойлов В.Д., Лямзин Е.Н., Тышер В.В. Психологические аспекты физической подготовки курсантов в вузах Минобороны России // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 246 — 249. doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-246-249._
THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION
Original article
Psychological aspects of physical training of cadets in universities of the Ministry of Defense of Russia
Vasily D. Samoilov1, Evgeniy N. Lyamzin2, Vladislav V. Tysher3
1 Bulletin of the Omsk Branch of the Academy of Military Sciences, Omsk, Russia, [email protected]
2 3 Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation
Abstract. The actualization of professional training of personnel for the needs of the Russian Ministry of Defense is due to the integration of knowledge, skills, skills and competencies that they form in various classroom and extracurricular classes, among which physical training is of primary practical importance. The article is devoted to the psychological features of the formation of cadets of these qualities in the system of military education in Russia.
Keywords: aspects of psychology, cadets, physical training
For citation: Samoilov V.D., Lyamzin E.N., Tysher V.V. Psychological aspects of physical training of cadets in universities of the Ministry of Defense of Russia // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):246-249. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-246-249.
Введение. Учет детерминирующих факторов, оказывающих влияние на обучающихся в системе высшего образования Российской Федерации (далее — СВО РФ), способствует выбору методов обучения, разработке новых принципов построения учебных программ,
© Самойлов В.Д., Лямзин Е.Н., Тышер В.В., 2021
индивидуализации обучения и воспитания, учету индивидуальных особенностей обучающихся, включая курсантов военных вузов, созданию учебно-научных комплексов, психологической службы. Знание психологических особенностей курсантов (способностей, интеллекта, интересов, мотивов, характера, темперамента, самосознания и т.д.) позволяет исследователям в научных тру-
дах выявлять возможности для совершенствования СВО РФ [1; 8, с. 113—126; 10, с. 131 — 145].
В то же время формирование личности курсантов воплощается в ее саморазвитии, непрерывном интеллектуальном, физическом, нравственном самосовершенствовании и в годы учебы, и в течение всей жизни. В аспекте воспитания это связано с образовательной деятельностью курсантов, выработкой у них комплекса объективных представлений и знаний об окружающем мире, что формируют социальные институты [6, с. 188; 7, с. 72].
Материалы и методы. Индивидуализация личности курсанта формируется на феномене его неповторимости, уникальности, наличии персонального набора отличий по отношению к обществу, своему коллективу. Такой феномен обусловлен: (а) наследственностью; (б) условиями микросреды социализации индивида, социально-психологическими, повседневными и слу-жебно-боевыми условиями. В психологическом аспекте курсант индивидуален вследствие взаимосвязи свойств его психики (направленности, темперамента, способностей, характера) в различных процессах его жизни и образовательной деятельности для будущей профессии [6, с. 188—193].
Вместе с тем в период демографического кризиса, противодействия COVID-19, который в октябре-ноябре 2021 г. в ежесуточном режиме уносил из жизни свыше тысячи граждан РФ (на пике 20 ноября 2021 г. погибли 1254 человека, а всего в РФ по состоянию на 5 декабря 2021 г. — 281 278 человек) [12], ряд военных вузов переходил на электронное обучение и дистанционно-образовательные технологии (далее — ЭО и ДОТ) [11]. Итак, изучение психологии малых групп, их структуры, характеристик (признаков), стадий развития, особенностей межгрупповых отношений и взаимодействия актуально для СВО РФ.
Авторы разделяют мнение О.А. Колюх, что базовым показателем эффективности межличностных отношений в вузе является стабильность эмоциональных проявлений членов группы (минимум диады) [1]. Для достижения стабильности создается положительная обстановка в учебной группе, учитываются особенности каждого курсанта. Процесс общения позволяет устанавливать устойчивые межличностные контакты, полноценно развивать личностные особенности курсанта, в противном случае возникает девиация в развитии его психических состояний и свойств [8, с. 141 —147].
Такой вывод важен для жизненной стрессоу-стойчивости, адаптации курсантов к социально-
образовательной среде. В связи с этим значим психологический тренинг в комплексе интенсивного воздействия на решение актуальных вопросов межличностных отношений курсантов. Динамика социума предъявляет инновации к индивидуальным способностям курсантов к самоорганизации в их жизнедеятельности в условиях неопределенности, в части конкуренции. Часто это вызывает нестабильность эмоционально-волевой сферы, напряженность на групповом уровне отношений.
Отношения в системе «курсант — педагогический работник» характеризуют ряд условий:
■ взаимодействие педагогического работника и курсанта для формирования мировоззрения последнего;
■ формы и методы организации и осуществления образовательного процесса в военном вузе;
■ особенности психологических аспектов взаимодействия при индивидуально-дифференцированном подходе к обучению в вузе;
■ культура межличностных отношений участников образовательной деятельности;
■ реализация авторских методик преподавания (например, андрогогическое взаимодействие наставника и курсанта при изучении иностранного языка);
■ сформированность готовности курсантов к личностно ориентированному педагогическому взаимодействию как позитивному фактору их развития [5, с. 146—160].
Обсуждение. Педагогические работники военного вуза — это устойчивая социальная группа людей со своими традициями, обычаями и нравами, хранящая преемственность военно-научных школ, сдержанно реагирующая на инновации в СВО РФ. Это обусловлено консерватизмом системы Минобороны России, трудностями преобразования педагогической системы. При этом сохраняются устойчивость и надежность вузов, их самозащита от вторжений в сложившиеся модели управления, обучения, воспитания и обеспечения.
К сожалению, с внедрением в СВО РФ Бо-лонской системы образования в условиях всеобщей погони за высшим образованием директивным методом закрываются военные вузы (например, единственный в стране Краснодарский военный вуз реализует подготовку летчиков). Да, молодые люди приходят в армейскую (флотскую) среду, не имея жизненного опыта, но в процессе военной службы они получают жизненную закалку, нередко пройдя «огонь, воду и медные трубы», через личные испытания.
В последние годы сокращается число военных педагогов, способных прививать курсантам идеалы воинского служения Отечеству, формировать мыслящего дисциплинированного человека, готового к решению личных и общественно значимых задач. При этом часть курсантов считают, что некоторые педагоги «недолюбливают» их за самостоятельность суждений, оригинальность личных выводов, не допускают «свободомыслия».
Анализ современной физической подготовки курсантов показал, что она реализуется в формах обучения: в вузах как освоение курсантами основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки для формирования у них знаний, умений, навыков и компетенций физической направленности, выполнения своих обязанностей; на стажировках — учебно-методические сборы, совещания, занятия по военно-политической подготовке, инст-рукторско-методические занятия, показные занятия [3; 4, с. 9—12].
Результаты. Резюмируя данные экспериментов, отчетно-аналитические сведения по статистике подготовки курсантов в военных вузах, требования документов Минобороны России и Ми-нобрнауки России [2; 11], подчеркнем, что психологические особенности физической подготовки курсантов порой остаются вне поля бдительного контроля части педагогических работников. Ввиду значимости для будущих офицеров знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций возникает объективная потребность войсковой практики в учете психологических особенностей личности как каждого курсанта, так и их групповой сплоченности в процессе организации и проведения занятий по физической подготовке, особенно вне аудиторий, например в учебно-полевых условиях [3, с. 14—28; 4, с. 9—12; 9, с. 248—253].
Итак, физическая подготовка — это процесс физического воспитания, направленный на создание предпосылок к будущим успехам в профессии: (а) в специальном — это физическое воспитание с учетом специфики деятельности; (б) в общем — это физическая готовность специалиста; (в) в компаративном — физическое воспитание как сознательно управляемый процесс физической подготовки курсантов в вузе, направленный на формирование их умений, навыков и компетенций, освоение специальных знаний, личных качеств; (г) в ситуационном — внедрение в сознание курсантов методов ситуационного моделирования с целью преобразования их потребностей, целей и мотивов обучения для
физического обеспечения военной безопасности государства в различных условиях [2; 3, с. 29— 43; 5, с. 16—31; 6, с. 188—193].
Заключение. Изложенное способствует выводу о способностях курсантов к личному прогрессу по принципу самости (самоопределению, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию) в условиях педагогической системы [8, с. 212— 216]. Для объективных представлений о физической подготовке курсантов по итогам исследований критериями их готовности к занятиям определены:
■ психологические способности к физическому совершенствованию;
■ личные мотивации;
■ потенциал силы воли;
■ состояние нервно-мышечного (вестибулярного) аппарата;
■ двигательная активность.
Список источников
1. Колюх ОЛ. Индивидуально-типологические особенности проявления нестабильности эмоций в межличностных отношениях: дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2008.
2. Приказ Минобороны России от 22 февраля 2019 г. № 95 «Об организации военно-политической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации».
3. Самойлов В.Д., Синянский ВЛ. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России ситуационным моделированием (на примере физической подготовки): учеб.-метод. пособие. Владивосток, 2017.
4. Самойлов В.Д., Синянский ВЛ. Совершенствование психолого-педагогической подготовки кадров ситуационным моделированием их физической готовности / / Международный журнал гражданского и торгового права. 2020. № 1. С. 9—12.
5. Самойлов В.Д. Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016.
6. Самойлов В.Д. К вопросу об эффективности функционирования системы гражданско-пат-риотического воспитания современной молодежи (актуализация исторического наследия Великой Отечественной войны) // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 188—193.
7. Самойлов В.Д. О перспективах института семьи России // Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2020. № 3. С. 68—72.
8. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы: учебник. М.—Вологда: Инфра-Инженерия, 2021.
9. Самойлов В.Д. Педагогическая антропология: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2021.
10. Самойлов В.Д. Совершенствование системы высшего образования в России: конституционно-правовые основы научно-исследовательских идей: монография. М.: РУСАЙНС, 2019.
11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 30 декабря.
12. URL: https://russian-trade.com/corona-virus/ (дата обращения: 06.12.2021).
References
1. Kolyukh OA. Individual typological features of the manifestation of instability of emotions in interpersonal relationships: dis. ... cand. psychological sciences. Novosibirsk, 2008.
2. Order of the Ministry of Defense of the Russian Federation No. 95 dated February 22, 2019 "On the organization of military-political training in the Armed Forces of the Russian Federation".
3. Samoilov V.D., Sinyansky VA. Improving the professional training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia by situational modeling (on the example of physical training): An educational and methodological manual. Vladivostok, 2017.
4. Samoilov V.D., Sinyansky VA. Improvement of psychological and pedagogical training of
personnel by situational modeling of their physical readiness / / International Journal of Civil and Commercial Law. 2020. No. 1. p. 9—12.
5. Samoilov V.D. Androgogical foundations of pedagogy and psychology in the system of higher education in Russia: textbook. Moscow: UNITY-DANA: Law and Law, 2016.
6. Samoilov V.D. On the question of the effectiveness of the functioning of the system of civil and patriotic education of modern youth (actualization of the historical heritage of the Great Patriotic War) // The science. Scientific personnel. 2019. No. 1. P. 188—193.
7. Samoilov V. D. On the prospects of the Russian Family Institute // International journal of performance psychology and pedagogy. 2020. No. 3. P. 68—72.
8. Samoilov V.D. Pedagogy and psychology of higher education: textbook. Moscow—Vologda: Infra-Engineering, 2021.
9. Samoilov V.D. Pedagogical anthropology: textbook. Moscow: UNITY-DANA: Law and law, 2021.
10. Samoilov V.D. Improving the system of higher education in Russia: constitutional and legal foundations of research ideas: monograph. M.: RUSYNS, 2019.
11. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 "On Education in the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta. 2012. December 30.
12. URL: https://russian-trade.com/coro-navirus/ (дата обращения: 06.12.2021).
Информация об авторах
В.Д. Самойлов — доктор педагогических наук, кандидат военных наук, профессор, корреспондент Вестника Сибирского отделения Академии военных наук;
Е.Н. Лямзин — преподаватель кафедры физической подготовки Военного университета МО РФ имени
A. Невского;
B.В. Тышер — курсант Военного университета МО РФ имени А. Невского.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors V.D. Samoilov — doctor of pedagogical sciences, candidate of military sciences, professor, correspondent of the Bulletin of the Siberian branch of the Academy of military sciences;
E.N. Lyamzin — lecturer at the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation; V.V. Tysher — cadet of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 07.12.2021; одобрена после рецензирования 12.01.2022; принята к публикации 12.02.2022.
The article was submitted 07.12.2021; approved after reviewing 12.01.2022; accepted for publication 12.02.2022.