Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / PERSONAL CHARACTERISTICS DIFFERENTIATED APPROACH / PHYSICAL TRAINING / MOTOR ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катаев Иван Владимирович, Сальников Виктор Александрович, Петров Владимир Михайлович, Евтушенко Евгений Борисович

В статье рассматриваются личностные особенности курсантов, различающихся специализацией в военно-профессиональной деятельности. При этом выявлено, что динамика развития двигательных способностей коррелирует с особенностями личности, это обуславливает необходимость дифференцированного подхода в системе физической подготовки. В целом приведенный материал, показал, что личностные особенности курсантов различаются в соответствии специализации в военно-профессиональной деятельности. При этом личностные особенности курсантов обуславливают индивидуальные различия в динамике развития основных двигательных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Катаев Иван Владимирович, Сальников Виктор Александрович, Петров Владимир Михайлович, Евтушенко Евгений Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS THAT DETERMINE THE DIFFERENTIATED APPROACH IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF MILITARY EDUCATION

The article deals with the personal characteristics of cadets who differ in their specialization in military professional activities. At the same time, it was revealed that the dynamics of motor abilities development correlates with personality characteristics, which necessitates a differentiated approach in the system of physical training. In general, the material presented showed that the personality traits of cadets differ in accordance with their specialization in military professional activity. At the same time, the personality traits of cadets determine individual differences in the dynamics of the basic motor abilities development.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

7. Federal law of the Russian Federation of December 29, 2012 N 273-FZ "On education in the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_140174/ (accessed 15.10.2020)

8. Karynbaeva O.V, Shapovalova O.E., Shklyar N.V., Borisova E.A. and Emelyanova I.A. (2017), "Formation of professional readiness in teachers for inclusive educations of children with health limitations", Man in India, Vol. 97.16, pp. 263-274.

9. Karynbaeva O.V., Shapovalova O.E., Emelyanova I.A., Borisova E.A. and Shklyar N.V. (2019), "Motivational-personal readiness of teachers to model an inclusive educational environment", AD ALTA: Journal of interdisciplinary research. Special issue no: 09/01/VI/, Vol. 9, pp. 23-26.

Контактная информация: olgavlad11@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2020

УДК 796.011.3

ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗАХ ВОЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Иван Владимирович Катаев, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт (инженерно-технический) Военной академии Материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, г. Санкт-Петербург; Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, филиал Военной академии Материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева, г. Омск; Владимир Михайлович Петров, доцент, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет; Евгений Борисович Евтушенко, аспирант, Дальневосточная академия физической культуры, г. Хабаровск

Аннотация

В статье рассматриваются личностные особенности курсантов, различающихся специализацией в военно-профессиональной деятельности. При этом выявлено, что динамика развития двигательных способностей коррелирует с особенностями личности, это обуславливает необходимость дифференцированного подхода в системе физической подготовки. В целом приведенный материал, показал, что личностные особенности курсантов различаются в соответствии специализации в военно-профессиональной деятельности. При этом личностные особенности курсантов обуславливают индивидуальные различия в динамике развития основных двигательных способностей.

Ключевые слова: личностные особенности дифференцированный подход, физическая подготовка, двигательные способности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p160-165

FACTORS THAT DETERMINE THE DIFFERENTIATED APPROACH IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF

MILITARY EDUCATION

Ivan Vladimirovich Kataev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute (engineering and technical) Military Academy of Logistics named after General of the armyA.V. Khrulev, St. Petersburg; Viktor Aleksandrovich Salnikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, branch of the Military Academy of Logistics named after General of the army A.V. Khrulev, Omsk; Vladimir Mikhailovich Petrov, the senior lecturer, St. Petersburg State Agrarian University; Evgeny Borisovich Evtushenko, the post-graduate student, Far Eastern Academy of physical culture, Khabarovsk

Abstract

The article deals with the personal characteristics of cadets who differ in their specialization in military professional activities. At the same time, it was revealed that the dynamics of motor abilities de-

velopment correlates with personality characteristics, which necessitates a differentiated approach in the system of physical training. In general, the material presented showed that the personality traits of cadets differ in accordance with their specialization in military professional activity. At the same time, the personality traits of cadets determine individual differences in the dynamics of the basic motor abilities development.

Keyword: personal characteristics differentiated approach, physical training, motor abilities.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время многими специалистами [1, 7, 9] считается необходимым существенно совершенствовать систему профессионально-прикладной физической подготовки курсантов военных образовательных учреждений. В этой связи в системе физической подготовки особый интерес представляют технологии, позволяющие прогнозировать развитие двигательных способностей и свойств личности, т.е. реализацию технологии опережающего воздействия [11].

Исследованиями [3] показано, что нормированное использование физических упражнений способствует повышению уровня всех функциональных систем организма курсантов, облегчает освоение важнейших военно-прикладных навыков, а также повышение резервных и адаптационных возможностей организма курсантов. Имеется целый ряд исследований показывающих, что одинаковое педагогическое воздействие по-разному сказываются на развитии двигательных качеств у представителей различных конституциональных типов [2]. Последние также отличаются морфа-функциональными и психофизиологическими особенностями, соматический тип определяет не только физическое развитие, но и физические качества.

А. И. Жигунов. (2015) [8] считает, что в любых формах физкультурной деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение возможно более широкого спектра разнообразных двигательных умений и навыков, а также разностороннее развитие физических способностей. Наряду с этим недостаточно внимания уделяется совершенствованию системы физической подготовки курсантов в соответствии специфике военно-профессиональной деятельности.

В плане повышения эффективности формирования профессиональных качеств, средствами физической подготовки многие видят в необходимости индивидуализации, дифференциации личностно-ориентированного подхода в системе физической подготовки, когда технология внешних воздействий соотноситься с индивидуально психологическими особенностями курсантов. Именно в этом направлении получен многочисленный материал, убеждающий в возможности оптимизации многообразия факторов в процессе физической подготовки [5; 14].

Вместе с тем как показывает практика в настоящее время, воздействие физических упражнений, как правило, связываются с видимым формальным эффектом, т.е. пока эффективность многих программ по физической подготовке оценивается прежде всего, по таким критериям, как развитие силы, выносливости, быстроты и координационных способностей [12]. Не достаточно представлена дифференциация физической подготовки в процессе формирования профессионально важных качеств будущих офицеров трех основных профилей (командного, инженерного и воспитательного) должностей.

Другая сторона проблемы заключается в том, что в основе совершенствования системы физической подготовки в основном изучаются факторы внешнего воздействия и в меньшей степени акцентируется внимание на индивидуально-психологические различия. Существенным в этом плане является замечание Б.А. Никитюка (2000) [10] отметившего, что «... мы зачастую перегружаем человеческую телесность тренировочными воздействиями, формируя проявления нерациональной ее адаптации, за счет неиспользования или недоиспользования центральных механизмов».

Цель исследования: изучение факторов, обуславливающих дифференциацию в системе физической подготовки курсантов, в соответствии с военно-профессиональной де-

ятельностью и их индивидуально-типологическими особенностями.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие курсанты в возрасте 19-22 лет, различных курсов и специализаций в сфере профессионального образования, всего 83 курсанта. Изучалась динамика развития двигательных способностей (силы, быстроты, общей и силовой выносливости, координированности) в соответствии личностных особенностей. Личностные особенности курсантов тестировались с использованием многофакторного личностного опросника Р. Кэттелла. Темп прироста двигательных проявлений рассчитывался по методике O.Brodi. Статистическая обработка первичного экспериментального материала осуществлялась с применением программ SPSS Statistics 22 и Microsoft Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследования практической деятельности дают основание отметить, что большое значение имеют изучения не только профессионализма деятельности, но и профессионализма личности. В.Д. Шадриков (1982) [13] отмечает, что профессионализм личности зависит от уровня развития профессионально важных качеств субъекта в конкретной деятельности, то есть таких качеств личности, которые влияют на результативность деятельности. В частности К.М. Гуревич, В.Ф. Матвеев (1966) [6] отмечали, что в число факторов профессиональной, пригодности наряду со специальной подготовкой, квалификацией, включает некоторые индивидуальные психофизиологические свойства или качества, которые позволяют достаточно точно дифференцировать испытуемых в отношении их профессиональной пригодности. Так в нашем исследовании сравнивались личностные особенности курсантов инженерной подготовки, но различного рода войск, это курсанты воздушно-десантных войск и танкотехнического направления. В частности, курсантов ВДВ отличают такие черты личности как общительность (А), развитое абстрактное мышление (В), эмоциональная стабильность (С), ответственность (G) сильная воля (Q3)? сдержанность (F), открытость (Q2). Соответственно их характеризует высокое проявление волевых качеств, ответственность в отношении принимаемых решений и эмоциональная стабильность. В то время как танкистов отличает общительность (А), нормативность поведения (G) и смелость (Н), но одновременно присутствует практичность (М), консерватизм, сопротивление переменам (Q1) и конформизм, следование за общественным мнением (Q2). В результате отличительными особенностями танкистов является эмоциональная стабильность, смелость, нормативность поведения и ориентация на конкретную профессиональную деятельность.

В результате выбор курсантами определенного рода войск в определенной степени связано со склонностью, обусловленной имеющимися у них личностными особенностями. Действительно, то или иное сочетание индивидуально-психологических особенностей создает потребность в определенном виде деятельности, связанной, например с быстродействием, импульсивностью или наоборот с медлительностью и равномерностью выполнения определенных операций.

Одновременно различия выявлены и применительно к взаимосвязи динамики двигательных способностей с одной стороны и черт личности с другой. Так темп прироста в упражнении челночный бег 10х10 м. положительно коррелирует с эмоциональной стабильностью (С) (r=0,46, при Р <0,05). Динамика скоростно-силовых показателей (прыжок в длину с места) отрицательно связана с интеллектом (В) и положительно с открытостью (соответственно r-=0,43, r=0,41, при Р <0,05). Темп прироста общей выносливости (бег 3 км) положительно коррелирует с такими личностными особенностями как общительность (А), проницательностью (N), тревожностью (О), самоконтролем (Q3) (соответственно r=0,40, r=0,45, r=0,51, r=0,39, при Р <0,05). Динамика силовой выносливости (подтягивание на перекладине) отрицательно связана с экспрессивностью (F) и подозри-

тельностью (Ь) (соответственно г-=0,37, г-=0,44, при Р <0,05).

Приведенные данные дают основание отметить, что динамика развития двигательных способностей курсантов показывает, что имеющиеся у них задатки многообразны и многофункциональны и связаны с их личностными особенностями. В зависимости от характера мышечной деятельности они могут развиваться в самых различных направлениях, обеспечивая тем самым формирование и совершенствование самых разнообразных специфических форм двигательных способностей. Как отмечает Ю.В. Верхошанский (1988) [4], таких форм может быть столько, сколько имеется видов двигательной деятельности, так как каждому из них присущи своя структура, своя целевая направленность движений, своеобразная мышечная координация, режим работы организма и его энергообеспечение. Принимая во внимание то, что физическая подготовка курсантов в видах Вооруженных сил определяется спецификой военно-профессиональной деятельности важна разработка индивидуально обращенных, к обучаемому, учебно-воспитательных систем, которые способны создать условия для дифференциации образования, развитие креативных навыков, продуктивного личностного опыта, что, в конечном итоге, позволит формировать индивидуальный портрет будущего военного специалиста.

Действительно имеющиеся исследованиях показывают, что специальные задачи физической подготовки для личного состава мотострелковых подразделений отличаются от таких же задач летного состава, так же характерно это будет в отношении личного состава военно-морских сил. Для первых наиболее необходимо общая и силовая выносливость, для вторых вектор направленности совсем другой, это совершенствование координационных способностей пространственной ориентации, для третьих сохранить равновесие в условиях качки, иметь хорошую подвижность, вестибулярную устойчивость. В соответствии этого должны дифференцироваться средства и методы физической подготовки, позволяющие полноценно формировать у курсантов ПВК избранного профиля.

При этом необходимо учитывать и то, что личность каждого курсанта универсальна, и главной задачей обучения становится, прежде всего, формирование индивидуальности, создание необходимых условий для развития творческого его потенциала. Именно индивидуальность интегрирует все социально ценные свойства личности, придает ей целостность, и ее становление предполагает творческий поиск вариантов развития и обучения, адекватных ее возможностям и способностям. В то время как индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, которые учитывают индивидуальные особенности обучаемых. Вместе с тем практически отсутствую исследования, изучающие сопряженность в развитии физических и интеллектуальных способностей курсантов в образовательном процессе, а это существенно в силу того, что большой объем силовых нагрузок или на выносливость может в значительной мере тормозить динамику интеллектуального развития.

Возникает вопрос, почему многообразие имеющегося экспериментального материала не реализуется в плане индивидуализации, дифференциации в системе физической подготовки курсантов военных вузов, как нам представляется, связано это с жестким нормативным подходом в наставлении по физической подготовке - 2009, где большее внимание обращено на собственно физическое развитие курсантов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В целом приведенный материал, показал, что личностные особенности курсантов различаются в соответствии специализации в военно-профессиональной деятельности. При этом личностные особенности курсантов обуславливают индивидуальные различия в динамике развития основных двигательных способностей. В результате чем шире будет

спектр изучаемых личностных особенностей, тем полнее будет прогноз имеющихся у человека склонностей и способностей, которые в наибольшей степени реализуется в том или ином конкретно выбранном виде военно-профессиональной деятельности. В соответствии этого надо быть готовым не вообще к развитию, а к индивидуальному пути интенсивного развития. Такая готовность к индивидуальному ходу развития становится возможной, когда человеком осознается свой творческий и функциональный потенциал, резервы и ресурсы интеллектуального, волевого, эмоционального и физического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюкова, М.В. Педагогические условия формирования коммуникативных умений курсантов военных вузов в учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бирюкова Марина Валентиновна. - Коломна, 2000. - 17 с.

2. Болотин, А.Э. Показатели готовности студентов к здоровьесберегающему поведению /

A.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 36-39.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, А.Б. Борисова, С.А. Скрипа-чева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 11-14.

4. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки / Ю.В. Верхошан-ский. - Москва : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

5. Вихрук, Т.А. Медико-педагогическое обоснование индивидуально-типологического подхода при организации занятий по физической подготовке курсантов / Т.А. Вихрук, В. Л. Пашута,

B.В. Аржаков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 36-40.

6. Гуревич, К.К. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения / К.К. Гуревич, В.Ф. Матвеев // Вопросы пригодности оперативного персонала энергосистем : сборник статей / под ред. К.М. Гуревича. - Москва : Просвещение, 1966. - С. 7-28.

7. Желтобрюх, С.П. Развитие педагогического профессионализма преподавателя военного учебного заведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук /Желтобрюх Сергей Петрович. - Ярославль, 2002. - 38 с.

8. Жужгов, А.И. Индивидуализация образовательного процесса на основе мониторинга уровня здоровья как основа военно-прикладной физической подготовки курсантов военных вузов / А.И. Жужгов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - № 3 (36). - С. 53-60.

9. Миронов, В.И. Реформа военного образования: проблемы и пути реализации / В.И. Миронов // Военная мысль. - 2004. - № 2. - С. 22-26.

10. Никитюк, Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке (интеграционная анатомическая антропология) : монография / Б.А. Никитюк. - Москва : СпортАкадеПресс, 2000. - 400 с.

11. Полянский, В.П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры, ее содержания и формы в современном обществе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Полянский Валерий Петрович. - Москва, 1999. - 58 с.

12. Скопинцов, В.И. Средства физической подготовки как психофизиологический фактор формирования личности военнослужащего / В.И. Скопинцов / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С.99-102.

13. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шад-риков. - Москва : Наука, 1982. - 185 с.

14. Хозей, С.П. Вопросы интенсификации физической подготовки курсантов в вузах Министерства обороны Российской Федерации : монография / С.П. Хозей, В.А. Сальников. - Омск : [б. и.], 2019. - 184 с.

REFERENCES

1. Biryukova, M.V. (2000), Pedagogical conditions for the formation of communicative skills of cadets of military universities in educational activities, dissertation, Kolomna.

2. Bolotin, A.E. and Bakaev V.V.(2013), "Indicators of students readiness for health-saving behavior", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 12 (106). pp. 36-39.

3. Bolotin, A.E. Borisova, A. B. and Skripacheva, S. A. (2014), "Pedagogical model of physical

training of cadets of air defense universities with the use of normalization of training load", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 9, pp. 11-14.

4. Verkhoshansky, Yu.V. (1988), Fundamentals of special physical training, Physical culture and sport, Moscow.

5. Vihruk, T.A., Pashuta V.L. and Arzhakov V.V. (2014), "Medico-pedagogical substantiation of individual-typological approach in the organization of classes on physical training of cadets", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (108), pp. 36-40.

6. Gurevich, K.M. and Matveev V.F. (1966), "On the professional fitness of operators and methods of their determination", Questions of professional fitness of operational personnel of power systems, Education, Moscow, pp. 7-28.

7. Zheltobryukh, S.P. (2002), Development ofpedagogical professionalism of a teacher of a military educational institution, dissertation, Yaroslavl.

8. Zhuzhgov, A.I. (2015), "Individualization of the educational process based on monitoring the level of health as the basis of military-applied and physical training of cadets of military universities", Pedagogical, psychological and medico-biological problems of physical culture and sport, No. 3 (36), pp. 53-60.

9. Mironov, V.I. (2004), "Reform of military education: problems and ways of implementation" Military thought, No. 2, pp. 22-26.

10. Nikityuk, B.A. (2000), Integration of knowledge in human Sciences (integration anatomical anthropology), monograph, Sportakadepress, Moscow.

11. Polyansky, V.P. (1999), Theoretical and methodological bases of improvement of applied physical culture, its content and form in modern society, dissertation, Moscow.

12. Skopintsov, V.I. (2010), "Means of physical training as a psychophysiological factor in the formation of a serviceman's personality", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (59), pp. 99-102.

13. Shadrikov V.D. (1982), Problems of systemogenesis of professional activity, Nauka, Moscow.

14. Hosey, S.P. and Salnikov V.A. (2019), An intensification of physical training of students in universities of the Ministry of defense of the Russian Federation, monograph, Omsk.

Контактная информация: nachfiz78610@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.10.2020

УДК. 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Марина Петровна Кашкова, старший преподаватель, Екатерина Евгеньевна Лукаши-

на, ассистент, Государственный университет по землеустройству, Москва; Александр Владимирович Тарасов, старший преподаватель, Московский государственный университет пищевых производств; Ирина Михайловна Успенская, старший преподаватель, Московский государственный областной университет, г. Мытищи, Московская область, Елена Владимировна Яськова, старший преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Аннотация

В статье рассматриваются особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов, находящихся на дистанционном обучении. Целью исследования было установить эффективность влияния внеурочных и самостоятельных форм обучения на профессионально-прикладную физическую подготовленность студентов различных специальностей, находящихся на дистанционном обучении. Исследование проводилось с помощью методов педагогического тестирования физических качеств студентов, педагогического наблюдения, анкетного опроса с заполнением листов самоконтроля, анализа литературных источников. В результате проведённого исследования было выявлено, что самостоятельные и внеурочные занятия физической культурой и спортом способствуют развитию физических качеств, необходимых будущему специалисту. В образовательном процессе на дистанционном обучении самостоятельные занятия являются перспективной и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.