Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ИННОВАЦИОННЫХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ВОЕННОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ИННОВАЦИОННЫХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ВОЕННОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ИННОВАЦИЯ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ЭКСПЕРТ / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самойлов Василий Дмитриевич

В статье представлены организационно-правовые основы и методологические аспекты автоматизации системы проведения научно-технической экспертизы инновационных, научно-технических проектов, научных исследований военного и двойного назначения, разработаны практические рекомендации и предложения в техническое задание на НИОКР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самойлов Василий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF AUTOMATION OF EXAMINATION OF INNOVATIVE AND SCIENTIFIC-TECHNICAL PROJECTS FOR MILITARY AND DUAL-USE PURPOSES

The article presents the organizational and legal bases and methodological aspects of automation of the system of scientific and technical expertise of innovative, scientific and technical projects, military and dual-use research, developed practical recommendations and suggestions in the technical task for R & d.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ИННОВАЦИОННЫХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ВОЕННОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 33; ББК 65

DOI 10.24412/2687-0185-2021-2-78-81

NIION: 2007-0083-2/21-012 MOSURED: 77/27-005-2021-02-211

© Самойлов В.Д., 2021

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ИННОВАЦИОННЫХ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ ВОЕННОГО

И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Василий Дмитриевич Самойлов,

доктор педагогических наук, кандидат военных наук, профессор, корреспондент Академии военных наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

Аннотация. В статье представлены организационно-правовые основы и методологические аспекты автоматизации системы проведения научно-технической экспертизы инновационных, научно-технических проектов, научных исследований военного и двойного назначения, разработаны практические рекомендации и предложения в техническое задание на НИОКР.

Ключевые слова: автоматизированная система; научно-техническая экспертиза; инновация; научно-технический проект; эксперт; методология.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF AUTOMATION OF EXAMINATION OF INNOVATIVE AND SCIENTIFIC-TECHNICAL PROJECTS FOR MILITARY

AND DUAL-USE PURPOSES

Vasily D. Samoylov,

doctor of pedagogical sciences, candidate of military sciences, professor, corresponding member of the Academy of military Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (12 Academika Volgina Str., Moscow, 117997)

Abstract. The article presents the organizational and legal bases and methodological aspects of automation of the system of scientific and technical expertise of innovative, scientific and technical projects, military and dual-use research, developed practical recommendations and suggestions in the technical task for R & d.

Keywords: automated system; scientific and technical expertise; innovation; scientific and technical project; expert; methodology.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: В.Д. Самойлов. Методологические аспекты автоматизации экспертизы инновационных и научно-технических проектов военного и двойного назначения. Криминологический журнал. 2021;(2):78-81.

Введение. Повышение качества управления научными исследованиями, выполняемыми в рамках государственных и федеральных целевых программ в сфере обороны и безопасности Российской Федерации требует наличия методического аппарата и программно-технических средств, позволяющих проводить сбор и систематизацию необходимой исходной информации по предмету экспертизы, подготовку и доведение заданий экспертам, обобщение и анализ результатов экспертизы, а также подготовку и представление предложений в проекты управленческих решений. В соответствии с «Планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Основ военно-технической политики Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» (далее — План), в системе Минобороны России создается механизм научно-технической экспертизы фундаментальных, прикладных и поисковых исследований, выполняемых в рамках

государственных и федеральных целевых программ в сфере обороны и безопасности Российской Федерации [1 — 2; 3, ст. 8]. Основным элементом Плана является создание автоматизированной системы научно-технической экспертизы (далее — АС НТЭ), обеспечивающей проведение экспертной оценки результатов научных исследований с целью подготовки управленческих решений по их корректировке и оперативному использованию полученных в них результатов.

Научно-техническая экспертиза является составной частью системы государственной экспертизы в Российской Федерации, которая предназначена для применения в разных областях научно-исследовательской деятельности.

В научно-технической сфере, которой свойственен дуализм (отраслевая и ведомственная принадлежность), осуществление НТЭ в процессе инновационной деятельности в сферах жизнедеятельности

государства и его институтов означает, с одной стороны, что она объективно нуждается в автоматизации проведения НТЭ инновационных, научно-технических проектов, научных исследований собственно в военной сфере, с другой — ей присуще и соответствующее двойное назначение [4]. НТЭ определяется как изучение актуальных проблемных вопросов, основанное на использовании знаний, умений, навыков, компетенций и опыта признанных экспертов в соответствии с установленными правилами с целью обеспечения принятия должностными лицами органов государственного и военного управления (далее — ОГВУ) обоснованных решений с использованием базы автоматизированной системы, функционирующей на достаточном объеме необходимых сведений (данных) [5 — 6; 7, с. 42 — 47; 9, с. 94 — 105].

Актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнения положений ведомственных нормативных правовых актов, и в первую очередь Минобороны России, в которых закреплено понятие «автоматизированная система», возможности внедрения АС НТЭ в деятельность должностных лиц ОГВУ и применения их для организации НТЭ, определения порядка ее проведения для инновационных, научно-технических проектов и научных исследований военного и двойного назначения.

Для обоснования практических рекомендаций автор использовал метод системного анализа и аналогий нормативно-правовой базы по НТЭ научно-технических и инновационных проектов, а также научных исследований гражданского назначения и ряд опубликованных результатов [9, с. 131 — 132; 10, с. 93 — 99]. Но принцип использования научно-технических достижений на международном уровне должен быть закреплен и для военно-стратегического управления инновационным развитием государства, оптимизации и реализации его военно-научно-технической политики

[1 — 4].

Генезис и становление АС НТЭ в военной сфере обретает контуры реальной экспертно-аналитической деятельности экспертного сообщества, ориентированного на особенности современных военно-политических условий [7, с. 137 — 144]. В связи с этим системный подход к НТЭ на уровне деятельности должностных лиц органов законодательной и исполнительной власти в стране не реализован, что осложняет создание АС для проведения НТЭ проектов военного и двойного назначения.

Совершенствование процесса экспертно-аналити-ческого обеспечения функциональности АС НТЭ отражает комплексный подход, в основу которого нами положены научно-обоснованные принципы и методи-

ческие основы реализации НТЭ в системе Минобороны России. При этом для реализации компетентност-ного подхода необходимо создать государственную систему НТЭ, обладающую своим институциональным правовым статусом, обеспечивающим привлечение профессиональных экспертов (экспертных групп — ЭГ, экспертных организаций — ЭО), способных обеспечивать принятия уполномоченными должностными лицами ОГВУ комплекса стратегических и оперативно-тактических решений [7 — 8; 9, с. 127 — 130].

Создание АС НТЭ на государственном или межведомственном уровне означает привлечение соответствующих структурных подразделений РАН, Минпромнауки России, Минобрнауки России с их научно-исследовательским потенциалом для оперативного решения актуальных государственных и межведомственных задач экспертно-аналитическими формами, методами, средствами и технологиями. Это обусловлено невозможностью усилиями только Минобороны России согласовать действия федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) во всех областях обеспечения безопасности государства [7, с. 22 — 82; 9, с. 106 — 124]. При этом требуется межведомственное и межвидовое взаимодействия должностных лиц ФОИВ для проведения НТЭ инновационных научно-технических проектов, соответствующих блоку предъявляемых требований. Несомненно, НТЭ должна осуществляться на всех этапах выполнения НИОКР в интересах оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) и жизненного цикла новых образцов вооружения, военной и специальной техники (далее — ВВСТ).

Для осуществления НТЭ в системе Минобороны России следует привлекать компетентных, профессионально подготовленных экспертов (ЭГ, ЭО) из ОГВУ, военно-научных организаций Вооруженных Сил РФ, РАН и системы образования (военных вузов). В связи с этим следует определить критерии принятия решения о необходимости формирования Реестра экспертов и показатели организации НТЭ, регламентирующей экспертную деятельность для оценки инновационных научно-технических проектов военного и двойного назначения и закрепления порядка проведения такой экспертизы в системе Минобороны России [10, с. 62 — 84].

На основе вышеизложенного к целевым установкам создания АС НТЭ инновационных научно-технических проектов военного и двойного назначения полагаем обоснованно отнести следующие уровни:

а) международный уровень — для достижения научно-технологического прорывного превосходства российской военной организации [5, с. 62; 6, с. 77];

б) государственный уровень — для упреждения вероятного противника в разработке новых средств ВВСТ, предотвращения внезапного их появления в современной вооруженной борьбе [3, ст. 8; 7, с. 42 — 46];

в) межведомственный уровень — для активной поддержки прорывных научных исследований, преодоления разрыва между достигнутыми научными результатами плановых фундаментальных исследований и их применением не только в военной сфере [1 — 4; 7, с. 44; 9, с. 147 — 152].

Для достижения актуальных целевых установок основными принципами и функциональными характеристиками научно-технической экспертной деятельности в системе Минобороны России обоснованы следующие:

• принцип соответствия АС НТЭ направлениям военно-научной деятельности в системе Минобороны России;

• принцип системности организации АС НТЭ и единства ее нормативно-правового и научно-методического обеспечения;

• принцип компетентности экспертов (ЭГ, ЭО) по задачам научно-исследовательской деятельности Минобороны России;

• принцип объективности экспертного заключения, подготовленного квалифицированным (компетентным) экспертом (ЭГ, ЭО);

• принцип прозрачности и доступности процесса и итогов экспертизы для принятия обоснованных решений по ее объектам (предметам), в полной мере соответствующий установленным правилам и критериям оценки результатов в представленном экспертном заключении;

• принцип гласности результатов экспертного заключения при сохранении государственной и иной охраняемой законом тайны [1 — 4; 9 — 10];

• принцип независимости и правовой защиты участников экспертного процесса (эксперта, ЭГ, ЭО).

В связи с представленными принципами основные функциональные характеристики создаваемой АС НТЭ могут составлять следующие:

• определение целей, основных задач, объекта и предмета НТЭ, состава экспертов (ЭГ, ЭО);

• сбор, обработка и доведение сведений (данных) для формирования текущих информационно-аналитических справок и разработки проектов экспертного заключения по заданному объекту (предмету) экспертизы;

• осуществление НТЭ объектов (предметов) и периодическая обработка достигнутых (промежу-

точных) научно-исследовательских результатов;

• составление акта (экспертного заключения) по итогам НТЭ, его утверждение и представление заказчику в установленные сроки;

• периодическое уточнение действующих методических рекомендаций по порядку организации и проведения НТЭ, их оперативное внедрение и доведение до исполнителей (экспертов,

ЭГ, ЭО);

• контроль выполнения принятого решения (экспертного заключения) заказчиком посредством периодического научно-технического мониторинга.

В качестве практических рекомендаций обоснованы следующие:

• при проектировании АС НТЭ нужна опора на существующий правовой и научно-технический задел в системе ОГВУ;

• для организации процесса НТЭ при межведомственном взаимодействии Минобороны России с учреждениями и организациями ФОИВ, необходимо заключать соответствующие соглашения о порядке использования АС НТЭ;

• участие экспертов (ЭГ, ЭО), не входящих в систему Минобороны России, по конкретному проекту должно осуществляться на основании заключенных договоров на оказание экс-пертно-аналитических услуг по предложению заказчика НТЭ от Минобороны России (например, его Главного управления научно-исследовательской деятельности).

В качестве основного научного результата сформирована научно-правовая база и принципы автоматизации системы научно-технической экспертизы в научно-исследовательской деятельности, которые в процессе их внедрения обеспечат повышение эффективности регулирования военной организацией области инновационного преобразования профессиональной деятельности предприятий военного и двойного назначения, снижения финансово-экономических затрат и потребных трудовых ресурсов [1 — 4; 9].

Выводы: исследование существующей методологической базы и практики реализации научно-технической экспертизы в военной сфере способствовало формулированию теоретических выводов, практических рекомендаций и предложений по разработке проекта организационной и нормативно-правовой базы Минобороны России и ФОИВ в военной сфере для совершенствования экспертно-аналитического обеспечения на основе разработки перспективной автоматизированной системы (АС НТЭ).

Библиографический список

1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

2. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

3. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976.

4. Приказ Минобороны России от 11 декабря 2017 г. № 760 «Об утверждении Инструкции по организации в Вооруженных Силах Российской Федерации научно-технической экспертизы результатов фундаментальных, прикладных и поисковых исследований, выполняемых в рамках государственных и федеральных целевых программ в области обороны и безопасности Российской Федерации».

5. Самойлов В.Д. Высшее образование офицеров: проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2003. № 5. — С. 60 — 63.

6. Самойлов В.Д. О концепции высшего образования офицеров // Высшее образование в России. 2002. № 6. — С. 76 — 78.

7. Самойлов В.Д. Безопасность Российской Федерации: конституционно-правовые основы государственной политики: монография. — М.: Русайнс, 2019. — 170 с.

8. Самойлов В.Д. Радиотехника и телекоммуникации: генезис и компаративизм: учебник. — М.: Русайнс, 2018. — 168 с.

9. Самойлов В.Д. Информационная безопасность в системе высшего образования России (компетентностный подход в подготовке специалистов): монография. — М.: РУСАЙНС, 2018. — 162 с.

10. Самойлов В.Д. Совершенствование системы высшего образования в России: конституционно-правовые основы научно-исследователь-

ских идей: монография. — М.: РУСАЙНС, 2019. — 178 с.

Bibliographic list

1. Federal Law of December 27, 2002 No. 184-FZ "On Technical Regulation".

2. Federal Law of 23 August 1996 No. 127-FZ "On Science and State Scientific and Technical Policy".

3. Military doctrine of the Russian Federation. Approved by the President of the Russian Federation on December 25, 2014 No. Pr-2976.

4. Order of the Ministry of Defense of Russia of December 11, 2017 No. 760 "On approval of the Instruction on the organization in the Armed Forces of the Russian Federation of scientific and technical expertise of the results of fundamental, applied and search research carried out within the framework of state and federal target programs in the field of defense and security of the Russian Federation. Federation ".

5. Samoilov, V.D. Higher education of officers: problems and ways to solve them // Military thought. 2003. No. 5. — P. 60 — 63.

6. Samoilov, V.D. On the concept of higher education for officers // Higher education in Russia. 2002. No. 6. — P. 76 — 78.

7. Samoilov V.D. Security of the Russian Federation: constitutional and legal foundations of state policy: monograph. — M .: RUSAYNS, 2019 . — 170 p.

8. Samoilov V.D. Radio engineering and telecommunications: genesis and comparativism: textbook. — M .: RUSAYNS, 2018 . — 168 p.

9. Samoilov, V.D. Information security in the system of higher education in Russia (competence-based approach in training specialists): monograph. — M .: RUSAYNS, 2018 .— 162 p.

10. Samoilov V.D. Improving the system of higher education in Russia: constitutional and legal foundations of research ideas: monograph. — M.: RUSAYNS, 2019 . — 178 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.