Научная статья на тему 'Миграция как интеграция прав и свобод человека на опыте России — Франции'

Миграция как интеграция прав и свобод человека на опыте России — Франции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / глобализация / интеграция / Россия / Франция / migration / globalization / integration / Russia / France

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василий Дмитриевич Самойлов, Шамиль Магомедович Нурадинов, Александра Владимировна Земскова

Ретроспективный аспект статьи отражает процесс интеграции людей (их социальных групп) во Франции и в современной России, который, с одной стороны, ориентирует на актуальность ситуационного разрешения моделируемой миграционной проблемы в части интеграции различных категорий мигрантов (иммигрантов, эмигрантов, трудовых мигрантов, соотечественников, вынужденных мигрантов, и других), с другой, — на государственно-правовые аспекты принимающего их социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Василий Дмитриевич Самойлов, Шамиль Магомедович Нурадинов, Александра Владимировна Земскова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Migration as integration of human rights and freedoms on the experience of Russia — France

The retrospective aspect of the article reflects the process of integration of people (their social groups) in France and in modern Russia, which, on the one hand, focuses on the relevance of situational resolution of the simulated migration problem in terms of integration of various categories of migrants (immigrants, emigrants, labor migrants, compatriots, forced migrants, and others), on the other — on the state-legal aspects of their host society.

Текст научной работы на тему «Миграция как интеграция прав и свобод человека на опыте России — Франции»

Научная статья УДК 351.865

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-236-240 NIION: 2003-0059-3/22-313 MOSURED: 77/27-003-2022-03-512

Миграция как интеграция прав и свобод человека на опыте России — Франции

Василий Дмитриевич Самойлов1, Шамиль Магомедович Нурадинов2,

Александра Владимировна Земскова3

1 Академия военных наук, Москва, Россия, vas.samoylow2016@yandex.ru

2 3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 trianonnn2017@mail.ru

Аннотация. Ретроспективный аспект статьи отражает процесс интеграции людей (их социальных групп) во Франции и в современной России, который, с одной стороны, ориентирует на актуальность ситуационного разрешения моделируемой миграционной проблемы в части интеграции различных категорий мигрантов (иммигрантов, эмигрантов, трудовых мигрантов, соотечественников, вынужденных мигрантов, и других), с другой, — на государственно-правовые аспекты принимающего их социума.

Ключевые слова: миграция, глобализация, интеграция, Россия, Франция

Для цитирования: Самойлов В. Д., Нурадинов Ш. М., Земскова А. В. Миграция как интеграция прав и свобод человека на опыте России — Франции // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 3. С. 236-240. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-236-240.

Original article

Migration as integration of human rights and freedoms on the experience of Russia — France

Vasily D. Samoilov1, Shamil M. Nuradinov2, Alexandra V. Zemskova3,

1 Academy of Military Sciences, Moscow, Russia, vas.samoylow2016@yandex.ru

2,3 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

2 trianonnn2017@mail.ru

Abstract. The retrospective aspect of the article reflects the process of integration of people (their social groups) in France and in modern Russia, which, on the one hand, focuses on the relevance of situational resolution of the simulated migration problem in terms of integration of various categories of migrants (immigrants, emigrants, labor migrants, compatriots, forced migrants, and others), on the other — on the state-legal aspects of their host society.

Keywords: migration, globalization, integration, Russia, France

For citation: Samoilov V. D., Nuradinov Sh. M., Zemskova A. V. Migration as integration of human rights and freedoms on the experience of Russia — France. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(3):236-240. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-3-236-240.

Введение. В современном мироздании ни одно государство не может существовать изолированно от других государств. Из-за усиления роли средств массовой информации, технологий и связи, Интернета (далее — СМИ) стало возможным для людей, различными способами перемещаться на огромные расстояния за короткий отрезок времени. В связи с этим

глобализация и интеграция охватывает практически все аспекты жизни и деятельности человека / гражданина на территории 198 государств планеты.

Несомненно, что среди субъективных и объективных причин, которые побуждают людей мигрировать, кроме экономических, часто доминируют социально-политические, религиозно-культурные вы-

© Самойлов В. Д., Нурадинов Ш. М., Земскова А. В., 2022

JURISPRUDENCE

зовы. Массовый приток иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — ИГ и ЛБГ), в основном из афро-азиатских государств с иной культурой, укладом, религией, образом мышления, образованием, обостряет социальные проблемы европейских стран, ставит под угрозу их национально-культурное своеобразие. При этом прогрессирует исламский экстремизм и международный терроризм, что угрожает условиям безопасности государств, включая РФ [1; 2, ст. 13; 10].

Ответом угрозам и рискам в сфере миграции на потребности органов государственной власти (далее — ОГВ) стал Указ Президента РФ от 10 февраля 2022 г. .№ 48 «Об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности России по вопросам совершенствования государственной миграционной политики», который ориентирует на задачи и координацию деятельности ОГВ, других органов власти и организаций при реализации ими государственной миграционной политики (далее — ГМП), возложенных на Совбез РФ в сфере миграции и регулирования миграционных процессов для социально-экономического развития страны [10].

Материалы и методы. В европейских странах идеи культурного многообразия и синтеза сменились стремлением к «жесткой интеграции» ИГ и ЛБГ в свои социумы на условиях компромисса, при соблюдении их гражданских прав в том объеме, в котором они не вступают в противоречие с этно-националь-ными интересами и культурными традициями европейцев. В исследовании применены методы историзма, генезиса, компаративизма, контент-анализа, ситуационного моделирования [3, с. 184; 5; 6; 9, с. 103].

В частности, историко-правовой аспект миграционной политики Франции подтверждает гипотезу о том, что процесс интеграция ИГ и ЛБГ является одной из проблем правительства Пятой республики и французского сообщества по всему миру [7, с. 162165]. Стратегия интеграции нацелена на обеспечение позитивного взаимодействия ИГ и ЛБГ с их принимающими, а взаимовыгодная необходимость регуляторами рассматривается как часть всеобъемлющей интеграционной политики. В связи с новыми реалиями в сфере миграции при глобальной мобильности ИГ и ЛБГ, ситуационное моделирование процесса интеграции востребовано акторами политики применительно к наплыву миграционных объектов [4, с. 191-196].

Обсуждение. В большинстве практик включение мигрирующих лиц в принимающее их общество рассматривается как процесс интеграции с целью формирования новой идентичности, приемлемой для этнических меньшинств и для этноса доминанта. В связи с этим ситуационным моделированием выделим две структурные модели интеграции переселенцев [1; 7, с. 162]:

1) модель ассимиляции с коренными жителями мест вселения, что для мигрирующих лиц обусловливает национально-государственную (этно-нацио-нальную) идентичность (традиционный тип);

2) диалогическую модель культур вплоть до адаптации переселенцев к государственно-гражданской идентичности их с коренными жителями (инновационный тип).

Модель ассимиляции пришлых с коренными жителями распространена в процессе их интеграции, идейное клише которой популярно у политиков из стран-реципиентов как реакция на проявления «культурной колонизации» со стороны иноэтнических сообществ (Франция) или для формирования этнона-циональной идентичности как основы возрождения духовности (Россия). Однако данная модель часто порождает негативные явления в принимаемом обществе (ксенофобию, экстремизм, терроризм) [8, с. 18-21].

Модель мультикультурализма (франц. multiculturalisme) политически и идеологически направлена на сохранение / создание в мире и отдельной стране, культурных различий, при трех условиях:

1) эгалитарности (франц. égalité — равенство);

2) добровольного приобщения к культуре, языку и религии;

3) свободный выход (из группы) и ассоциация [1; 11].

Право самоопределения культурной идентичности означает перенос проблематики государственного управления из этнической плоскости в гражданскую, например, для поиска «золотой середины», на принципах:

а) соблюдения прав человека независимо от места его рождения;

б) защиты от дискриминации по расово-нацио-нальным признакам;

в) гражданства при толерантности к иной культуре.

Итак, «мультикультурализм» интеграции мигрантов как «сосуществование множества культур в

одной стране» РФ поддерживает, Франция в смысле этого термина считает себя «государством-нацией», принципиально не многонациональным государством [11].

Во Франции Отдел международной миграции (со 2 ноября 1945 г.), как государственное учреждение в системе Минтруда и солидарности, решает следующие задачи:

а) организует набор рабочих, в том числе ИГ, для работы за границей;

б) осуществляет прием ИГ и их семей;

в) ведет контроль их пребывания на территории Франции;

г) содействует ИГ в их интеграции во французский социум. Кроме того, создан Фонд содействия и поддержки, интеграции ИГ и борьбы с дискриминацией (FASILD) с миссией интеграции ИГ и членов их семей во французское общество.

Стратегия интеграции ИГ и ЛБГ в РФ возлагалась на ФМС России, в структуре которой с 10 сентября 2010 г. было Управление содействия интеграции, полномочное в решении следующих задач:

• участие в создании стратегии интеграции иммигрантов в российское общество;

• организация работы терорганов ФМС России для адаптации ИГ и ЛБГ, прибывших на территорию РФ, а также интеграции — для включения ИГ и ЛБГ в культуру российского общества;

• сотрудничество с общественными, правозащитными российскими и международными организациями, со СМИ;

• информационное обеспечение деятельности ФМС России в сфере реализации государственной миграционной политики [6; 7, с. 163].

С упразднением 5 апреля 2016 г. ФМС России, деятельность данного Управления прекращена.

Результаты. В стратегии интеграции мигрирующих лиц в РФ надо учитывать опыт других стран, включая Францию в ее культурно-историческом и ра-сово-языковом аспектах. Процесс интеграции людей сочетает обязанности переселенцев и коренных жителей мест вселения.

Проблемы миграционной и общественной безопасности обострились с 11 марта 2020 г., когда Всемирной организацией здравоохранения (далее — ВОЗ) был дан старт на противодействие Covid-19. Вскоре пандемия стала препятствием для миграционных процессов на территории всех государств,

включая процесс интеграции находящихся ИГ и ЛБГ. Государственно-правовое регулирование сферы миграции подвержено вызовам санитарно-эпидемиологической безопасности. При возникновении международной угрозы внесены коррективы в деятельность органов исполнительной власти, общественных институтов, бизнес-структур. Важен поиск эффективного разрешения дезинтеграции людей (социальная дистанция, масочный режим).

Тем не менее, определенная часть ИГ, ЛБГ, а также бипатридов и лиц с множественным гражданством (далее — ДГ, ЛМГ) продолжала посещать свои заморские владения, решать финансово-экономические проблемы, отдыхать в привилегированных регионах и т. д. Применительно к реализации миграционных намерений иных физических лиц подчеркнем бегство ВС США и воинских контингентов НАТО с территории Афганистана после 20-летнего установления там демократии по-американски [8, с. 18-21]. Итогом бегства и пирровой победы ВС США стала иммиграция и вынужденная миграция афганцев. По телеканалам мы наблюдали как они цеплялись за шасси улетающих бортов США, как падали с километровой высоты.

Мы утверждаем о том, что реализация намерений ИГ, ЛБГ, ДГ и ЛМГ выступает инструментом связи между сферой миграции и интеграционными процессами мирового уровня. Несмотря на то, что сущность понятия «интеграция» в странах и контекстах разная, мы полагаем, что «интеграцию» следует детерминировать как процесс, посредством которого мигрирующие лица принимаются в социум, как отдельные лица и социальные группы. Таков и процесс адаптации ИГ, ЛБГ, ДГ и ЛМГ в принимающих их социумах [7, с. 163]. Подчеркнем, что интеграция не влечет за собой передвижение мигрирующих лиц на постоянное место жительства при их вселении, ибо часто указанные лица стремятся к улучшению или изменению материального и иного статуса:

а) таким лицам страны по-разному тарифицируют выплаты;

б) к части переселенцев наведываются вербовщики в ряды террористов и частные военные кампании;

в) незнание законов и правомерного поведения влечет наступление юридической ответственности, от которой спасает поиск материально-бытовых условий в других социумах.

JURISPRUDENCE

Заключение. На вышеизложенной научно-исследовательской основе потребность в экспертно-аналитической оценке миграционной безопасности в РФ в интересах социально-экономического развития страны, в прогнозах геополитической стратегии и глобальных рисков — это реальность. Она обусловлена потребностями ОГВ в выработке стратегии в сфере миграции для совершенствования государственной миграционной политики с целью выполнения задач и координации деятельности полномочных органов.

Список источников

1. Декларация о правах человека. Принята резолюцией 217А (III) Генассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // URL://https://www.un.org/ru/documents/-decl_conv.

2. Конституция РФ от 25 декабря 1993 г. (с изм. от 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 2020. 4 июля.

3. Нурадинов Ш. М., Самойлов В. Д., Селезнева К. В. Профессиональная подготовка кадров для сферы миграции: конституционно-правовые аспекты реализации государственной миграционной политики // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 184-187.

4. Панов А. И., Самойлов В. Д. Миграция как социально-экономическое явление // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. N° 3(19). С. 191-196.

5. Самойлов В. Д. Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России: учебник. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

6. Самойлов В. Д. Методика преподавания юридических дисциплин в системе высшего образования России: курс лекций. М.: Русайнс, 2018.

7. Самойлов В. Д., Соловьева М. Л. Институт российского гражданства как инструмент обеспечения безопасности государства (экспертно-аналити-ческая оценка) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2018. № 7. С. 162-165.

8. Самойлов В. Д. О современных требованиях к системе высшего военного образования // Вестник высшей школы. 2002. № 11. С. 18-21.

9. Самойлов В. Д. Педагогика и психология высшей школы: учебник. М.-Вологда : Инфра-Инжене-рия, 2021.

10. Указ Президента РФ от 10 февраля 2022 г. № 48 «Об образовании Межведомственной комиссии Совета безопасности России по вопросам совершенствования государственной миграционной политики» // URL://https://tass.ru/politika/13674067?utm.

11. Le Petit Robert de la langue française. 2020 // URL://https://m.frwil<i/Le_Petit_Robert

References

1. Declaration of Human Rights. Adopted by resolution 217A (III) of the UN General Assembly of December 10, 1948 // URL://https://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv.

2. The Constitution of the Russian Federation of December 25, 1993 (with amendments. from July 1, 2020) // Rossiyskaya Gazeta. 2020. July 4th.

3. Nuradinov Sh. M., Samoilov V. D., Selezneva K. V. Professional training of personnel for the sphere of migration: constitutional and legal aspects of the implementation of the state migration policy // Education. The science. Scientific personnel. 2020. No. 1. Р. 184-187.

4. Panov A. I., Samoilov V. D. Migration as a socioeconomic phenomenon // Economic and socio-humani-tarian studies. 2018. No. 3(19). Р. 191-196.

5. Samoilov V. D. Androgogical foundations of pedagogy and psychology in the higher education system of Russia: textbook. M. : UNITY-DANA, 2015.

6. Samoilov V. D. Methods of teaching legal disciplines in the higher education system of Russia: course of lectures. M. : Rusains, 2018.

7. Samoilov V. D., Solovyova M. L. Institute of Russian citizenship as a tool for ensuring state security (expert-analytical assessment) // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law. 2018. No. 7. Р. 162-165.

8. Samoilov V. D. On modern requirements for the system of higher military education // Bulletin of the higher school. 2002. No. 11. Р. 18-21.

9. Samoilov V. D. Pedagogy and psychology of higher education: textbook. M.-Vologda : Infra-Engineering, 2021.

10. Decree of the President of the Russian Federation No. 48 dated February 10, 2022 «On the formation of the Interdepartmental Commission of the Security Council of Russia on improving State migration policy» // URL ://https://tass.ru/politika/13674067?utm.

11. Le Petit Robert de la langue française. 2020 // URL://https://ru.frwiki./Le_Petit_Robert.

Информация об авторах

В. Д. Самойлов — корреспондент Вестника Сибирского отделения Академии военных наук, доктор педагогических наук, кандидат военных наук, профессор, ветеран военной службы, полковник запаса, пенсионер МВД России;

Ш. М. Нурадинов — профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации;

А. В. Земскова — профессор кафедры Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России.

Information about the authors

V. D. Samoilov — Correspondent of the Bulletin of the Siberian Branch of the Academy of Military Sciences, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Military Sciences, Professor, Veteran of Military Service, Colonel of the Reserve, Pensioner of the Ministry of Internal Affairs of Russia;

Sh. M. Nuradinov — Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Employee of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation;

A. V. Zemskova — Professor of the Department of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 28.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.

The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 28.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции

Правовые

и организационные аспекты

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ВОПРОСАМ МИГРАЦИИ. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Учебное пособие. 215 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Прудников А. С., Харламов С. О.

Учебное пособие подготовлено с учетом теоретических и научно-практических подходов к изучению организационных основ деятельности подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции. В частности, в нем нашли отражение такие вопросы, как деятельность органов внутренних дел, формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции, основные мероприятия международного сотрудничества МВД России в сфере миграции, а также задачи и функции подразделений органов внутренних дел по вопросам миграции.

Для студентов, курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля, преподавателей юридических вузов, а также практических работников системы правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.