й01: 10.312249/аре/2022.0 3.05
Чернега В.Н.1, 2022
Латиноамериканская политика Франции: эволюция в годы Пятой республики
Аннотация. В статье рассматривается внешняя политика Франции на латиноамериканском направлении в период Пятой республики. Отмечается, что эта политика была неровной, поскольку она зависела от предпочтений каждого президента, играющего главную роль в определении внешнеполитических приоритетов страны. Ш. де Голль в рамках своего курса на восстановление «величия» Франции придавал большое значение политическим, экономическим и культурным связям с Латинской Америкой и внес большой личный вклад в наращивание таких связей. Ж Помпиду и В. Жискар д'Эстен не проявляли к региону большого интереса, хотя и поощряли торгово-экономические обмены с ним, позволяющие сбывать там французские товары, а взамен получать сырье и полуфабрикаты для собственной промышленности. Напротив, Ф. Миттеран развивал политические и культурные отношения с латиноамериканскими странами, ставя акцент на поддержку «прогрессивных сил» и процессов демократизации. Ж Ширак и Н. Саркози придерживались более прагматического подхода, но они сделали многое для развития экономического и политического сотрудничества с регионом как на двустороннем уровне, так и по линии ЕС. Ф. Олланд, считавший,
1 Чернега Владимир Николаевич - доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посланник, главный научный сотрудник ИНИОН РАН (и.н. [email protected]).
что Латинская Америка имеет «большое будущее», продвигал отношения Франции с ней еще активнее. Вместе с тем, защищая интересы французских сельскохозяйственных производителей, он фактически заблокировал переговоры между ЕС и общим рынком МЕРКОСУР о зоне свободной торговли и ассоциации.
При Э. Макроне Латинская Америка «выпала» из числа французских внешнеполитических приоритетов, что привело к утрате прежней динамики взаимоотношений. Сильный удар по торгово-экономическим обменам нанесла пандемия коронавируса. Однако перспективы активизации сотрудничества существуют.
Ключевые слова: внешнеполитические приоритеты, торговля оружием, утрата динамики, пограничные проблемы, перспективы сотрудничества.
Франция имеет давние исторические связи с государствами Латинской Америки. Однако ее отношения с ними в XIX в. и в первой половине XX в., за исключением отдельных эпизодов, нельзя было назвать интенсивными. Положение начало меняться лишь после возвращения к власти во Франции в 1958 г. Ш. де Голля1. Латиноамериканское направление приобрело важное значение в связи с его попытками восстановить «величие» Франции, утраченное во время Второй мировой войны. После того как США и Великобритания отказались создать в НАТО предложенный Ш. де Голлем в 1958 г. «триумвират» с участием Франции, он активизировал «державную» политику «по всем азимутам», в том числе на латиноамериканском направлении, несмотря на то (а, может быть, именно потому) что Соединенные Штаты считали Латинскую Америку своим «задним двором». Включив Латинскую Америку в число приоритетов своего внешнеполитического курса, он в 1964 г. совершил визиты в десять стран региона2 (что французские историки считают своеобразным рекордом), где встретил теплый при-
1 Первый раз Ш. де Голль был у власти в качестве главы французского правительства в 1944-1946 гг.
2 В хронологическом порядке: Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, Аргентина, Парагвай, Уругвай, Бразилия.
120
ем. Эти визиты позволили придать серьезный импульс франко-латиноамериканским отношениям в политической, экономической и культурной областях [De Gaulle et l'Amérique ..., 2014, p. 222223].
В русле своего курса на увеличение роли Франции в регионе Ш. де Голль усилил ее военное присутствие во Французской Гвиане. В 1965 г. в Гвиане, в Куру, началось строительство космодрома. С его завершением в 1968 г. Гвиана прибрела первостепенное стратегическое значение для Франции, а c 1979 г. и для ЕС, поскольку с этого года с Куру запускаются ракеты «Ариан». На базе в Куру сегодня дислоцирован военный контингент численностью в 2,3 тыс. человек, в основном состоящий из частей элитного Иностранного легиона [Schmitt, 2021, p. 181], что подчеркивает важность объекта для Парижа. Присутствие столь большого контингента (вооруженные силы Франции насчитывают около 270 тыс. человек) объясняется и тем, что Гвиана имеет общую границу с Бразилией протяженностью 730 км, что, как показано ниже, предопределяет не только возможности для сотрудничества, но и трения с этой ключевой страной континента.
Зигзаги латиноамериканской политики Франции
После Ш. де Голля интерес Парижа к Латинской Америке характеризовался взлетами и падениями в зависимости от предпочтений каждого нового президента. При Ж. Помпиду (1969-1974) с регионом в основном развивалось экономическое и военно-техническое сотрудничество. Однако в целом он мало интересовался регионом, который считал бедным, нестабильным и малоперспективным в экономическом плане [Bono, 2019, p. 2].
В. Жискар д'Эстен (1974-1981) уделял Латинской Америке больше внимания, однако он также в основном интересовался вопросами экономики и торговли. В своей речи перед послами стран региона в 1975 г. он выделил именно их, хотя одновременно подчеркнул роль Франции в продвижении политического диалога в условиях экономического неравенства между развитыми и развивающимися государствами [Discours de M. Valéry ...]. В 1978 г. он совершил визит в Бразилию, в ходе которого были подписаны
важные экономические контракты, в частности о доступе бразильских товаров в Европу через порт Гавра. Но больше визитов в регион В. Жискар д'Эстен не совершал.
Ф. Миттеран включил Латинскую Америку в приоритеты французской внешней политики, сделав акцент на поддержку в регионе «прогрессивных» сил. В октябре 1981 г. он прибыл в Мексику на конференцию Север - Юг в г. Канкун и накануне произнес в Мехико перед монументом Революции речь, которую французские авторы считают «исторической» (ее называют «канкунской»). Франция, заявил президент, через сотрудничество будет всячески способствовать развитию «третьего мира», исходя из принципов уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, равенства всех государств, крупных и малых [Discours de M. François Mitterrand ...]. Исчезновение военных диктатур в Аргентине (1983) и в Бразилии (1985) дало возможность Ф. Миттерану активизировать политические контакты с ними и другими странами региона в русле активной поддержки Францией процессов демократизации.
Сменивший Ф. Миттерана на президентском посту Ж. Ширак (1995-2007), являвшийся лидером правоцентристской неогол-листской партии Объединение в поддержку республики (ОПР), придавал куда меньше значения идеологии. Отсюда усиление прагматического начала в курсе Парижа в отношении стран региона. Четыре поездки Ж. Ширака в Латинскую Америку (в 1997, 1998, 2002 и 2004 гг.), в ходе которых он посетил Аргентину, Боливию, Бразилию, Гватемалу, Гондурас, Мексику, Никарагуа, Сальвадор, Парагвай, Уругвай, Чили, позволили существенно усилить политические и экономические связи с большинством из них. В 1998 г. компания «Аэробус», например, подписала контракты на поставку 88 самолетов А-320 авиакомпаниям Бразилии, Чили и консорциуму, объединяющему авиакомпании Гватемалы, Гондураса, Коста-Рики и Сальвадора, на общую сумму в 4 млрд долл. США [Neu, 1998]. Французский капитал активно участвовал в инфраструктурных проектах, автомобилестроении, нефтедобыче и нефтехимии, переработке сельскохозяйственной продукции в различных странах региона. Со своей стороны латиноамериканские
производители, особенно из Бразилии, Мексики, Чили, наращивали экспорт во Францию сырья, металлов, товаров агропромышленного комплекса.
В Мексике Ж. Ширак, продвигая двусторонние отношения, выступил в роли «локомотива» ее сближения с Евросоюзом. С Бразилией Франция заключила в 1996 г. рамочное соглашение о сотрудничестве, которое предусматривало не только увеличение двусторонних политических и экономических обменов, но и содействие Парижа сотрудничеству между ЕС и МЕРКОСУР, общим рынком, созданным Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем в 1991-1995 гг. [Décret N°97-764 ..., 1997]. Как известно, в 1999 г. между двумя объединениями начались переговоры о создании зоны свободной торговли, которая должна была стать частью более широкого соглашения об ассоциации (о дальнейшей позиции Франции по этому вопросу см. ниже). Ж. Ширак сыграл также большую роль в организации саммитов ЕС и глав государств и правительств Латинской Америки и Карибского бассейна. Он принял участие в трех из них: в Рио-де-Жанейро в 1999 г., в Мадриде в 2002 г. и в Гвадалахаре в 2004 г.
Н. Саркози (2005-2012), принадлежавший к тому же политическому течению, что и Ж. Ширак, посетил регион в 2005, 2006, 2008 и 2009 гг. Кроме того, он участвовал в саммите ЕС - Латинская Америка в Мадриде в 2010 г. и в саммите ООН по климату в Кан-куне в том же году. Как и Ж. Ширак, Н. Саркози рекламировал содействие Франции переговорам между ЕС и МЕРКОСУР. Иначе говоря, он подчеркивал увеличивавшееся значение отношений с латиноамериканскими партнерами и одновременно утверждал роль Франции в качестве «моста» между Севером и Югом [Muxagato, 2010].
В 2008 г. Н. Саркози заключил с президентом Л. Лулой соглашение о сотрудничестве в сфере обороны и о статусе военных сил, которое в СМИ назвали «соглашением о стратегическом партнерстве». Оно дало «зеленый свет» заключенным ранее предварительным сделкам, имевшим стратегическое значение для обеих сторон. В частности, бразильская кампания «Helibras» должна была произвести в сотрудничестве с концерном «Airbus» на основе
французских лицензий 50 военно-транспортных вертолетов «Super Cougar». Вместе с тем Франция должна была помочь Бразилии построить четыре дизельные подлодки «Scorpene» и одну атомную субмарину. Общая сумма первой сделки составляла 3,9 млрд евро, второй - 6,7 млрд евро [Langellier, 2008]. Кроме того, были заключены соглашения о сотрудничестве в сферах ядерной энергетики, науки и образования, а также по вопросам климатических изменений и сохранения биоразнообразия.
В 2009 г. в ходе второго визита Н. Саркози в Бразилию было подписано предварительное соглашение о поставках для ВВС страны 36 боевых многоцелевых самолетов «Рафаль» - гордости французской авиационной индустрии, которую, однако, никак не удавалось продвинуть за рубежом. Общая стоимость сделки оценивалась в 4,5 млрд евро. Для того чтобы «стимулировать» бразильского партнера, французская сторона обязалась передать ему еще большую долю технологий, чем в указанных выше случаях [Bourcier, 2012]. Но спустя четыре года новый президент Бразилии Д. Русеф поменяла приоритеты и приняла решение закупить шведские самолеты. Хотя эта неудача частично компенсировалась новыми соглашениями о сотрудничестве в области ядерной энергетики и нефтяном секторе, удар по престижу Франции и по личному престижу Н. Саркози оказался очень чувствительным, что, естественно, негативно сказалось на франко-бразильских отношениях. Неровным оказалось и сотрудничество с Мексикой, оказавшейся весьма уязвимой к финансовому кризису 2008 г. (это отличало ее от Бразилии, пострадавшей от кризиса значительно меньше), что не способствовало развитию торговли и притоку инвестиций. В конечном счете, как констатируют французские специалисты, интерес Н. Саркози к региону резко упал. После 2009 г. он не совершил туда ни одного визита [Bono, 2019, p. 2].
Новый импульс франко-латиноамериканские отношения получили при Ф. Олланде. Он неоднократно отмечал значение региона в международной политике и мировой экономике. Говоря, например, о Парижском соглашении по климату 2015 г. - особой гордости французской дипломатии, президент подчеркивал вклад в продвижение к нему перуанского председательства на
конференции в Лиме в 2014 г. (COP 20). Продолжая линию своих предшественников на утверждение «многосторонности» в решении международных проблем, Ф. Олланд поощрял сотрудничество с латиноамериканскими государствами в международных организациях. Стоит отметить, что при нем Франция, которая уже имела статус наблюдателя в Организации американских государств (ОАГ), получила аналогичный статус в Тихоокеанском альянсе (Мексика, Колумбия, Коста-Рика, Перу, Чили) и Системе центральноамериканской интеграции (Белиз, Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор).
Ф. Олланд настаивал на том, что Французская Гвиана делала Францию «латиноамериканской страной». В 2017 г. был наконец открыт стратегический мост через пограничную реку Ояпок, который соединял эту территорию со строившимся панамериканским шоссе вдоль атлантического побережья. Он был возведен еще в 2011 г., но из-за проблемы наплыва бразильских нелегальных иммигрантов не вводился в эксплуатацию [Théry, 2015, p. 212]. Ф. Олланд подчеркивал культурную близость французов и латиноамериканцев, напоминая о том, что сам термин Латинская Америка был запущен в оборот в Париже в XIX в. По его мнению, регион «естественным образом» представлял широкие возможности для продвижения «франкофонии», т.е. французского языка и французской культуры [Discours de François Hollande ..., 2016]. В 2014 г. он лично возглавил торжественную церемонию открытия франко-мексиканского кампуса Авиационного университета в г. Сантьяго-де-Керетаро. Стоит отметить, что Ф. Олланд не скрывал своей симпатии к Кубе и после своего визита на остров в мае 2015 г. принял в Париже с государственным визитом в конце янва-ря-начале февраля 2016 г. кубинского руководителя Р. Кастро.
Кроме Мексики и Кубы Ф. Олланд посетил Аргентину, Бразилию, Колумбию, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, он участвовал в саммите по климатическим вопросам в Рио-де-Жанейро в 2012 г. и встрече «Группы 20» в Мексике в том же году. Некоторый «романтический флер» в отношении Латинский Америки не мешал ему активно продвигать экономические интересы Франции в регионе. В ходе первого визита в Бразилию в 2 013 г. были подписаны,
например, контракты на разработку компанией «Тоталь» местных нефтяных месторождений, на строительство в стране французской фирмой АРЕВА ядерного реактора, на поставку Бразильскому космическому агентству спутника двойного назначения, военного и гражданского. Также в 2013 г. концерн «Airbus» заключил сделку с мексиканской авиакомпанией «VivaAerobus» на поставку последней 52 гражданских самолетов А-320 общей стоимостью 5,2 млрд долл. США. Еще более крупный контракт на поставку 100 самолетов А-319, А-320 и А-321 на общую сумму в 10 млрд долл. был подписан в 2015 г. с колумбийской авиакомпанией «Avianca» [La compagnie mexicaine ..., 2013; Guillot, 2015].
Следует, однако, указать, что при всех этих успехах доля Латинской Америки во внешней торговле Франции составила в 2016 г. всего 5%, в экспорте - 3,1%. Хотя объем прямых французских инвестиций в некоторых странах, например в Бразилии, был значительным, в целом Франция по этому показателю занимала в латиноамериканской зоне лишь седьмое место, далеко уступая не только традиционным инвесторам, США и Испании, но и таким странам, как Нидерланды и Канада [La France et l'Amérique ..., 2018 ; World Investment ..., 2018, p. 50]. В ряде государств ее все больше теснил Китай, из года в год наращивавший в регионе экономическую экспансию.
Не вполне безоблачными были и политические отношения. В 2013 г., например, они были омрачены инцидентом с самолетом президента Боливии Э. Моралеса, которому отказали в посадке во Франции из-за подозрения, что он вез из Москвы Э. Сноудена. Хотя то же самое сделал и ряд других западноевропейских стран, а МИД Франции впоследствии выражал «сожаления» по поводу случившегося, ее имидж, как и личный престиж Ф. Олланда в латиноамериканских государствах, серьезно пострадал [Estrada, 2016].
Государства, входящие в МЕРКОСУР, не могли, конечно, одобрить позицию Франции на переговорах между последним и ЕС по вопросам свободной торговли и ассоциации. Как уже указывалось, Ж. Ширак и Н. Саркози подчеркивали позитивную роль Парижа на этих переговорах. Однако при Ф. Олланде стало ясно,
что французская дипломатия, отстаивавшая интересы отечественных сельскохозяйственных производителей, фактически блокировала их.
Ф. Олланду пришлось прилагать большие усилия, чтобы эти проблемы были если не забыты, то отодвинуты на задний план. В целом он до конца своего правления продолжал подтверждать свою убежденность в том, что Латинская Америка должна оставаться в числе внешнеполитических приоритетов Франции. Последние визиты в регион, в Колумбию и Чили, он совершил в январе 2017 г. за три месяца до истечения его президентского мандата.
Франко-латиноамериканские отношения на нынешнем этапе
Однако Э. Макрон, избранный президентом Франции в апреле-мае 2017 г., не счел необходимым принять латиноамериканскую эстафету от своего предшественника. Хотя ему доводилось вслед за Ф. Олландом говорить, что Франция является «латиноамериканской страной», и подчеркивать культурно-цивилизаци-онную близость французов и латиноамериканцев, в число его внешнеполитических приоритетов регион не вошел. Убежденный «европеист», он поставил во главу угла своей политики продвижение «европейского проекта», нацеленного на превращение Евросоюза в квазигосударственное образование, способное на равных конкурировать с такими «мировыми центрами силы», как США и Китай. По мысли Э. Макрона, Франции с ее относительно скромными экономическими ресурсами все труднее участвовать в обостряющемся «соперничестве держав» в одиночку. Ей необходимо опираться на возможности ЕС, тем более что такие ее «козыри», как обладание ядерным оружием, статус постоянного члена Совета Безопасности, заморские территории в Атлантике, регионах Тихого и Индийского океанов, сильные позиции в Африке, позволяют ей рассчитывать на политическое лидерство в объединении [Чернега, 2020].
Другими приоритетными направлениями политики Франции при нем явились: на европейском континенте - поддержание «требовательного диалога» с Россией; вне его - отношения с США,
сохранение французского влияния в Средиземноморье и Африке, создание антикитайской оси вместе с Австралией, Индией и Японией. В последнем случае детерминантой явился интерес Э. Мак-рона к АТР и зоне Индийского океана, которые, как он неоднократно подчеркивал, приобретают все большее значение для мировой политики и экономики. Важнейшими партнерами Франции в области военно-технического сотрудничества стали Египет, Индия, Индонезия, ОАЕ и Катар, закупающие у нее, помимо прочего, самолеты «Рафаль». Латиноамериканский регион в этом контексте прибрел периферийный характер.
Конечно, сказанное не означает, что Франция игнорировала Латинскую Америку. Отношения, особенно в торгово-экономической области, поддерживались на определенном уровне, а в некоторых случаях даже развивались. В 2018 г., например, концерн «Airbus» заключил сделку с мексиканской компанией «Volaris» на поставку ей 80 самолетов А-320 на сумму в 9,3 млрд долл. США [Une compagnie mexicaine ..., 2018]. В допандемийном 2019 г. объем взаимной торговли с Мексикой вырос на 6,5% и составил 6,1 млрд евро. С Бразилией и Аргентиной он несколько уменьшился в результате сокращения французского экспорта, но это сокращение было частично компенсировано ростом импорта из этих стран во Францию. В конечном счете торговый оборот с Бразилией составил 7,2 млрд евро, с Аргентиной - 1,2 млрд [Le commerce extérieur ..., 2020, p. 69].
Имели место и контакты на высшем уровне. Э. Макрон принимал, например, в Париже президента Перу П. Кучински в 2017 г., президента Мексики Э. Пенья в 2017 и 2021 гг., он проводил переговоры с президентом Аргентины М. Макри в 2018 г. по случаю своего приезда в эту страну для участия во встрече «Группы 20».
Вместе с тем Э. Макрон не совершил ни одного двустороннего визита в регион (хотя он обещал, например, П. Кучински посетить Перу вскоре после их встречи в Париже), что не могло не сказаться негативно на развитии взаимоотношений. Особо стоит упомянуть, что при Э. Макроне были почти сведены на нет политические и экономические связи с давним партнером Франции Венесуэлой. В феврале 2019 г. Франция, вслед за США и Евросою-
зом, признала «исполняющим обязанности президента» страны Х. Гуайдо. Э. Макрон неоднократно оправдывал это свое решение необходимостью поддержать демократические процессы в Венесуэле. В результате он попал в неловкое положение, когда ЕС в январе 2021 г. отозвал указанное выше признание. Пострадала и без того деградировавшая из-за экономических трудностей Венесуэлы взаимная торговля: если в 2012 г. ее объем превышал 700 млн евро, в 2019 г. он составил всего 90 млн евро [La France au Venezuela, 2021].
При Э. Макроне претерпели изменения в сторону охлаждения взаимоотношения с Бразилией. Французские эксперты не преминули отметить, что в декабре 2018 г. он не только не счел целесообразным лично принять участие в спуске на воду первой подводной лодки «Scorpene» из четырех запланированных (см. выше), но и не прислал официального представителя, хотя два президента Бразилии, уходящий М. Темер и вновь избранный Ж. Болсонару, прибыли на церемонию, подчеркнув тем самым стратегический характер этого события [Cabirol, 2018]. Среди причин этого охлаждения эксперты выделяют очень критическое отношение Э. Макрона к продвигаемому бразильскими властями «освоению» Амазонии, которое, как он подчеркивал, может повлечь катастрофические последствия для всей планеты. Именно опасностью новых климатических изменений и сокращения биоразнообразия в результате такого «освоения» он объяснял отказ Франции ратифицировать соглашение о зоне свободной торговли ЕС - МЕРКОСУР, достигнутое в 2019 г., которое, по его мнению, не учитывает в достаточной мере эти вызовы. Конечно, Э. Макрон, как ранее Ф. Олланд, одновременно защищал интересы французских сельскохозяйственных производителей, но его «экологическая» позиция нашла отзвук в Европейском парламенте, где поддержка данного соглашения в последнее время сократилась [Accord UE - Mercosur ..., 2021].
Прибавило «холодку» во франко-бразильских отношениях и обострившаяся проблема проникновения во Французскую Гвиану нелегальных иммигрантов из Бразилии. Э. Макрон смог лично ознакомиться с ситуацией в октябре 2017 г. во время визита в этот
департамент-регион, обусловленного волнениями среди местного населения. Они объяснялись не только упомянутой проблемой, но президент сделал акцент именно на ней. Несмотря на наличие двусторонней комиссии по вопросам сотрудничества Французской Гвианы и бразильского штата Амапа, Э. Макрон, считавший, что бразильские власти не горят желанием мешать указанному проникновению, предпочел принять односторонние силовые меры: увеличение численности национальной полиции и жандармерии, строительство новой тюрьмы и упрощение процедуры высылки нелегальных мигрантов [Philippon, 2017].
Разумеется, французские сторонники сближения с Латинской Америкой, особенно из левого лагеря, не смотрят молча на подобную позицию официального Парижа. Так, исследователи из Фонда Жана Жореса, близкого к социалистической партии, обвиняют Э. Макрона в ослаблении влияния Франции в регионе. Они критикуют его, в частности, за то, что он не прореагировал на события в Чили в октябре 2019 г., когда в ходе волнений там были убиты десятки демонстрантов, а также на «государственный переворот» в Боливии в ноябре 2019 г., завершившийся отставкой и изгнанием президента Э. Моралеса. По их мнению, несмотря на видимую заботу о климате и биоразнообразии, президент демонстрирует равнодушие к убийствам активистов экологических движений в Бразилии, Колумбии, центральноамериканских государствах. Поддержку Парижем Х. Гуайдо в Венесуэле «в смычке» с США они считают «авантюрой, вызванной незнанием истории страны и ментальности венесуэльцев». Вывод данных исследователей однозначен: Э. Макрон «разбазаривает» в Латинской Америке наследие своих предшественников, особенно Ф. Олланда [Lebret, 2021].
Как показано выше, в действительности ситуация не столь однозначна, особенно когда речь идет о торгово-экономических отношениях. Однако в 2020 г. по ним нанесла серьезнейший удар пандемия коронавируса. Так, французский экспорт в Бразилию упал на 29,7%, импорт из нее - на 20,6%. По Мексике сокращение составило, соответственно, 28 и 2%, по Чили - 53 и 7% [Rapport du commerce ..., 2021, p. 105]. В 2021 г., по мнению французских специ-
алистов по региону, по меньшей мере ведущие латиноамериканские страны должны нарастить свой экспорт. При этом, в связи с тем что они очень серьезно пострадали от пандемии в экономическом и социальном планах, скорее всего должно произойти сокращение их импортных возможностей, что может привести к дальнейшему сокращению интереса Парижа к региону. Между тем он остается весьма перспективным в экономическом плане, особенно с точки зрения развития сельского хозяйства, биотехнологий, мобильной связи, производства автомобилей, ядерной энергетики, сферы услуг, а также военно-технического сотрудничества. Отсюда призыв данных специалистов к Э. Макрону воспользоваться председательством Франции в Совете ЕС в январе-июне 2022 г., чтобы вместе с другими государствами-членами способствовать восстановлению латиноамериканского экономического потенциала и тем самым увеличить возможности взаимной торговли и политического взаимодействия. «Более чем когда-либо, у Франции появляется новая возможность быть на высоте исторических связей с нашими латиноамериканскими партнерами» [Drouhaud, 2021].
Вряд ли подобные призывы побудят Э. Макрона поменять свои внешнеполитические приоритеты в ближайшее время. Однако после его переизбрания на пост главы государства в апреле 2022 г. рост интереса французской дипломатии к Латинской Америке возможен. Как известно, в сентябре 2021 г. Австралия, заключившая ранее с Францией контракт на закупку 12 дизельных подлодок «Барракуда» стоимостью 56 млрд евро, после подписания оборонного соглашения AUKUS c США и Великобританией, внезапно отказалась от него [Saul, 2021]. Эта неудача фактически свела на нет проект «оси» Франция - Индия - Австралия, продвигавшийся Э. Макроном с целью усиления роли Франции в АТР и зоне Индийского океана. Латиноамериканское направление в этом контексте может приобрести для Парижа новое значение.
Литература
Чернега В.Н. Европейский проект Э. Макрона и Россия / / Международная жизнь. - 2020. - № 2. - С. 45-68.
Accord UE - Mercosur : la politique commerciale de l'UE entre-t-elle dans une nouvelle ère ? // IDDRI. - 2021. - 03.02. - URL: https://www.iddri.org/ fr/publications-et-evenements/bi Het-de-blog/accord-ue-mercosur-la-politique -commerciale-de-lue-entre (date of access: 17.04.2022).
Bono E. Les voyages présidentiels français en Amérique latine. - 2019. -13 p. - (OPALC Working Paper ; N 3, février). - URL: https: / / www. sciencespo. fr/opalc/ sites/sciencespo.fr.opalc/ files/Working%20Paper%203%20Voyages %20présidentiels.pdf (date of access : 17.04.2022).
Bourcier N. L'achat des Rafale par le Brésil : histoire d'un fiasco // Le Monde. - 2012. - 11.12. - URL: https://www.lemonde.fr/international/artide/ 2012/12/ 11/l-achat-des-rafale-par-le-bresil-histoire-d-un-fiasco_1804539_3210. html (date of access: 17.04.2022).
Cabirol M. Lancement du sous-marin brélien : la France étrangement absente //La Tribune. - 2018. - 18.12. - URL: https://www.latribune.fr/ entreprises-finance/industrie/aeronautique-defense/lancement-du-sous-marin-bresilien-la-france-etrangement-absente-801339.html (date of access: 17.04.2022).
Décret N°97-764 du 15 juillet 1997 portant la publication de l'accord-cadre de coopération entre le Gouvernement de la République française et le Gouvernement de la République fédérative du Brésil, signé à Paris le 28 mai 1996 // J. officiel de la République française. - 1997. - N 0168. - 22.07. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/J0RFTEXT000000749589?init=true& page=1&query=Décret+N°97-764+&searchField=ALL&tab_selection=a!l (date of access: 17.04.2022).
De Gaulle et l'Amérique latine / Sous la direction de M. Vaïsse. -Rennes : Presse universitaires de Rennes, 2014. - 280 p.
Discours de François Hollande à la Maison de l'Amérique latine le mardi 18 octobre 2016 / / Nouvaux Espaces Latinos. - 2016. - 20.10. - URL: https://espaces-latinos.org/archives/48769 (date of access: 17.04.2022).
Discours de M. François Mitterrand, Président de la République, devant le monument de la Révolution à Mexico, mardi 20 octobre 1981 (Discours dit de Cancun) // Vie-publique.fr. - URL: https://www.vie-publique.fr/discours/ 134616-discours-de-m-francois-mitterrand-president-de-la-republique-devant-l (date of access: 17.04.2022).
Discours de M. Valéry Giscard d'Estaing devant les ambassadeurs d'Amérique latine, Paris, le 26 fevrier 1975 // Vie-publique.fr. - URL: https://www.vie-publique.fr/discours/262808-discours-de-m-valery-giscard-destaing-devant-les-ambassadeurs-dameriq (date of access: 17.04.2022).
Drouhaud P. La Présidence européenne de la France : une chance pour l'Amérique latine ? - la tribune de Pascal Drouhaud / / L'Opinion. - 2021. -
14.12. - URL: https://www.lopinion.fr/internationaI/la-presidence-europeen ne-de-la-france-une-chance-pour-lamerique -latine-la-tribune-de-pascaI-drouhaud (date of access: 17.04.2022).
Estrada G. L'Amérique latine sous François Hollande : un tournant? / / Telos. - 2016. - 31.03. - URL: https://www.teIos-eu.com/fr/gIobaIisation/ poIitique-internationaIe/Iamerique-lati ne-sous-francois-hollande-un-tournan.html (date of access: 17.04.2022).
GuilIot R. Airbus remporte la plus grosse commande de l'histoire de l'aviation Iatino-américaine / / Aerocontact : Ie j. de I'aviation. - 2015. - 05.05. -URL: https://www.aerocontact.com/actuaIite-aeronautique-spatiaIe/partenai re/27435-airbus-remporte-la-pIus-grosse-commande-de-l-histoire-de-l-aviation-latino-americaine (date of access: 17.04.2022).
La compagnie mexicaine VivaAerobus commande 52 avions à Airbus / / Le Monde. - 2013. - 21.10. - URL: https://www.Iemonde.fr/economie/articIe/ 2013/10/21/Ia-compagnie-mexicaine-vivaaerobus-commande-52-avions-a-air bus_3500560_3234.htm! (date of access: 17.04.2022).
La France au VénézuéIa / / Ambassade de France au VénézuéIa. - 2021. -URL: https://ve.ambafrance.org/Presentation-et-historique (date of access: 17.04.2022).
La France et I'Amérique Iatine / / France DipIomatie. - 2018. - 01.06. -URL: https://dipIomatie.gouv.fr//fr/dossiers-pays/ameriques/amerique-Iatine/Ia-france-et-l-amerique-Iatine/ (date of access: 17.04.2022).
LangeIIier J.-P. Accord franco-brésiIien sur Ia défense, Ia crise et Ie défi cIimatique // Le Monde. - 2008. - 24.12. - URL: https://www.Iemonde. fr/ameriques/articIe/2008/12/24/accord-franco-bresiIien-sur-la-defense-la-cri se-et-le-defi-cIimatique_1134745_3222.htmI (date of access: 17.04.2022).
Lebret P. EmmanueI Macron et I'Amérique Iatine : Ie grand gâchis / / Fondation Jean-Jaurès. - 2021. - 08.03. - URL: https://www.jean-jaures.org/ pubIication/emmanueI-macron-et-Iamerique-latine-le-grand-gachis/ (date of access: 17.04.2022).
Le commerce extérieur de Ia France. Rapport 2020 : anaIyse des résuItats 2019, environement internationaI, déterminants et facteurs d'évoIution / Gouvernement. - Paris, 2020. - 72 p.
Muxagato B. Le rapprochement-franco-brésiIien : une reIation stratégique au-deIà d'un partenariat miIitaire? // Observatoire des Amériques. -MontréaI, 2010. - N 7, novembre. - P. 1-12.
Neu J.-P. Airbus décroche une commande de 4 miIIiards de doIIars en Amérique Iatine / / Les Echos. - 1998. - 23.03. - URL: https://www.Iesechos. fr/1998/03/airbus-decroche-une-commande-de-4-miIIiards-de-doIIars-en-ameri que-latine-788928 (date of access: 17.04.2022).
Philippon L. Ce qu'il faut retenir de la visite d'Emmanuel Macron en Guyane // FranceInfo. - 2017. - 28.10. - URL: https://la1ere.francetvinfo.fr/ guyane/ce-qu-il-faut-retenir-visite-emmanuel-macron-guyane-synthese-526823. html (date of access: 17.04.2022).
Rapport du commerce extérieur de la France 2021 : analyse des résultats
2020, impact de la crise de la COVID, perspectives / Gouvernement. - Paris,
2021. - 123 p.
Saul S. La spéctaculaire humiliation de la France par les Etats-Unis // Le Devoir. - 2021. - 24.09. - URL: https://www.ledevoir.com/ opinion/idees/ 635094/relations-internationales-la-spectaculaire-humiliation-de-la-france-par-les-etats-unis (date of access: 17.04.2022).
Schmitt O. L'épée et la carte : les forces armées et la présence française dans le monde // La France dans le monde / Sous la dir. de F. Charillon. -Paris : Ed. CNRS, 2021. - P. 179-194.
Théry H. À quoi sert la Guyane ? // Outre-Terre. - 2015. - Vol. 2, N 4 3. -P. 211-235.
Une compagnie mexicaine commande 80 avions Airbus A-320 / / Challenges. - 2018. - 16.01. - URL: https://www.challenges.fr/entreprise/ aeronautique/une-compagnie-mexicaine-commande-80-avionsAirbus-A320_56 0678 (date of access : 17.04.2022).
World Investment Report 2018 : investment and new industrial policies / UNCTAD. - New York ; Geneva, 2018. - 193 p.
DOI: 10.312249/ape/2022.0 3.05
Chernega V.N.1, 2022 France's Latin American policy: evolution during the yeas of the Fifth Republic
Abstract. The article examines the evolution of the French foreign policy towards the Latin America in the period of the Fifth Republic. It is noted that this policy was uneven, because it depended on the preferences of each president who plays a major role in determining the country's foreign policy priorities. Charles de Gaulle, in the framework of his policy of restoring the «greatness» France, attached great importance to political, economic and cultural ties with Latin America and made a very important personal contribu-
1 Chernega Vladimir Nicolaevich - Sc. D. in Law, Extraordinary and Plenipotentiary Envoy, Chief ResearcherINIONRAS ([email protected]).
134
tion to building up such ties. Georges Pompidou and Valéry Giscard d'Estaing did not show much interest towards the region, although they encouraged trade and economic exchanges with it, allowing to sell French goods there, and in return receive row materials and semi-finished products for their own industry. On the contrary, François Mitterrand developed political and cultural relations with the Latin America countries, with the focus on supporting the «progressive» forces and democratization processes. Jacques Chirac and Nicolas Sarkozy took a more pragmatic approach, but they did a lot to develop economic and political co-operation with the region both at the bilateral level and trough the EU. François Holland, who believed that the Latin America had a «great future», promoted the relations with it even more actively. At the same time, protecting the interests of French agricultural producers he practically blocked negotiations between the EU and the common market MERCOSUR on a free trade zone and association.
Under Emmanuel Macron Latin America «dropped out» of French policy priorities, which led to the loss of the former dynamics of relations. The coronavirus pandemic has dealt a severe blow to mutual trade and economic exchanges. However, some prospects of enhancing co-operation still exist.
Keywords: foreign policy priorities, arms export, loss of dynamics, border issues prospects for cooperation.
References
Accord UE-Mercosur : Ia poIitique commerciaIe de I'UE entre-t-eIIe dans une nouveIIe ère ? (2021) // IDDRI. - 03.02. - URL: https://www.iddn. org/fr/pubIications-et-evenements/biIIet-de-bIog/accord-ue-mercosur-la-poIiti que-commerciaIe-de-Iue-entre (date of access: 17.04.2022).
Bono E. (2019). Les voyages présidentieIs français en Amérique Iatine / / OPALC Working Paper. - N 3, février. - 13 p. - URL: https://www.sciencespo. fr/opaIc/ sites/ sciencespo.fr.opaIc/fiIes/Working%20Paper%203%20Voyages %20présidentieIs.pdf (date of access : 17.04.2022).
Bourcier N. (2012). L'achat des RafaIe par Ie BrésiI : histoire d'un fiasco / / Le Monde. - 11.12. - URL: https://www.Iemonde.fr/internationaI/articIe/ 2012/12/11/I-achat-des-rafale-par-le-bresiI-histoire-d-un-fiasco_1804539_3210. htmI (date of access: 17.04.2022).
CabiroI M. (2018). Lancement du sous-marin bréIien : Ia France étrangement absente / / La Tribune. - 18.12. - URL: https://www.Iatribune.fr/ entreprises-finance/industrie/aeronautique-defense/Iancement-du-sous-marin-bresiIien-la-france-etrangement-absente-801339.htmI (date of access: 17.04.2022).
Chernega V.N. (2020). «European project» of Emmanuel Macron and Russia [Evropeiskii proekt E. Makrona i Rossiya] // International Affairs. - N 2. -P. 45-68.
Décret N°97-764 du 15 juillet 1997 portant la publication de l'accord-cadre de coopération entre le Gouvernement de la République française et le Gouvernement de la République fédérative du Brésil, signé à Paris le 28 mai 1996. (1997) // J. officiel de la République française. - N 0168. - 22.07. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/J0RFTEXT000000749589?init=true& page=1&query=Décret+N°97-764+&searchField=ALL&tab_selection=all (date of access: 17.04.2022).
De Gaulle et l'Amérique latine. (2014) / Sous la direction de M. Vaïsse. -Rennes : Presse universitaires de Rennes. - 280 p.
Discours de François Hollande à la Maison de l'Amérique latine le mardi 18 octobre 2016. (2016) // Nouvaux Espaces Latinos. - 20.10. - URL: https://espaces-latinos.org/archives/48769 (date of access: 17.04.2022).
Discours de M. François Mitterrand, Président de la République, devant le monument de la Révolution à Mexico, mardi 20 octobre 1981 (Discours dit de Cancun) // Vie-publique.fr. - URL: https://www.vie-publique.fr/discours/ 134616-discours-de-m-francois-mitterrand-president-de-la-republique-devant-l (date of access: 17.04.2022).
Discours de M. Valéry Giscard d'Estaing devant les ambassadeurs d'Amérique latine, Paris, le 26 fevrier 1975 // Vie-publique.fr. - URL: https://www.vie-publique.fr/discours/262808-discours-de-m-valery-giscard-destaing-devant-les-ambassadeurs-dameriq (date of access: 17.04.2022).
Drouhaud P. (2021). La Présidence européenne de la France : une chance pour l'Amérique latine ? - la tribune de Pascal Drouhaud // L'Opinion. -14.12. - URL: https://www.lopinion.fr/international/la-presidence-europeen ne-de-la-france-une-chance-pour-lamerique-latine-la-tribune-de-pascal-drouhaud (date of access: 17.04.2022).
Estrada G. (2016). L'Amérique latine sous François Hollande : un tournant? // Telos. - 31.03. - URL: https://www.telos-eu.com/fr/globalisati on/politique-internationale/lamerique-latine-sous-francois-hollande-un-tourn an.html (date of access: 17.04.2022).
Guillot R. (2015). Airbus remporte la plus grosse commande de l'histoire de l'aviation latino-américaine / / Aerocontact : le j. de l'aviation. - 05.05. -URL: https://www.aerocontact.com/actualite-aeronautique-spatiale/partenai re/27435-airbus-remporte-la-plus-grosse-commande-de-l-histoire-de-l-aviation-latino-americaine (date of access: 17.04.2022).
La compagnie mexicaine VivaAerobus commande 52 avions à Airbus. (2013) //Le Monde. - 21.10. - URL: https://www.lemonde.fr/economie/
article/2013/10/21/la-compagnie-mexicaine-vivaaerobus-commande-52-avio ns-a-airbus_3500560_3234.html (date of access: 17.04.2022).
La France au VénézuéIa. (2021) / / Ambassade de France au VénézuéIa. -URL: https://ve.ambafrance.org/Presentation-et-historique (date of access: 17.04.2022).
La France et l'Amérique latine. (2018) / / France Diplomatie. - 01.06. -URL: https://diplomatie.gouv.fr//fr/dossiers-pays/ameriques/amerique-lati ne/la-france-et-l-amerique-latine/ (date of access: 17.04.2022).
Langellier J.-P. (2008). Accord franco-brésilien sur la défense, la crise et le défi climatique // Le Monde. - 24.12. - URL: https://www.lemon de.fr/ameriques/article/2008/12/24/accord-franco-bresilien-sur-la-defense-la-crise-et-le-defi-climatique_1134745_3222.html (date of access: 17.04.2022).
Lebret P. (2021). Emmanuel Macron et l'Amérique latine : le grand gâchis // Fondation Jean-Jaurès. - 08.03. - URL: https://www.jean-jau res.org/publication/ emmanuel-macron-et-lamerique-latine-le-grand-gachis/ (date of access: 17.04.2022).
Le commerce extérieur de la France. Rapport 2020 : analyse des résultats
2019, environement international, déterminants et facteurs d'évolution. (2020) / Gouvernement. - Paris. - 72 p.
Muxagato B. (2010). Le rapprochement-franco-brésilien : une relation stratégique au-delà d'un partenariat militaire? / / Observatoire des Amériques. -N 7, novembre. - P. 1-12.
Neu J.-P. (1998). Airbus décroche une commande de 4 milliards de dollars en Amérique latine / / Les Echos. - 23.03. - URL: https://www. lese chos.fr/1998/03/airbus-decroche-une-commande-de-4-milliards-de-dollars-en-amerique-latine-788928 (date of access: 17.04.2022).
Philippon L. (2017). Ce qu'il faut retenir de la visite d'Emmanuel Macron en Guyane / / FranceInfo. - 28.10. - URL: https://la1ere.francetvinfo. fr/guyane/ce-qu-il-faut-retenir-visite-emmanuel-macron-guyane-synthese-526 823.html (date of access: 17.04.2022).
Rapport du commerce extérieur de la France 2021 : analyse des résultats
2020, impact de la crise de la COVID, perspectives. (2021) / Gouvernement. -Paris. - 123 p.
Saul S. (2021). La spéctaculaire humiliation de la France par les EtatsUnis // Le Devoir. - 24.09. - URL: https://www.ledevoir.com/opinion/idees/ 635094/relations-internationales-la-spectaculaire-humiliation-de-la-france-par-les-etats-unis (date of access: 17.04.2022).
Schmitt O. (2021). L'épée et la carte : les forces armées et la présence française dans le monde // La France dans le monde / Sous la dir. de F. Charillon. - Paris : Ed. CNRS. - P. 179-194.
Théry H. (2015). À quoi sert la Guyane ? // Outre-Terre. - Vol. 2, N 4 3. -P. 211-235.
Une compagnie mexicaine commande 80 avions Airbus A-320. (2018) / / Challenges. - 16.01. - URL: https://www.challenges.fr/entreprise/aeronauti que/une-compagnie-mexicaine-commande-80-avionsAirbus-A320_560678 (date of access : 17.04.2022).
World Investment Report 2018 : investment and new industrial policies. (2018) / UNCTAD. - New York ; Geneva. - 193 p.