Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ФРГ (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА)'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ФРГ (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / ОФИЦЕРСКИЕ КАДРЫ ФРГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлов Василий Дмитриевич

Система профессиональной подготовки военнослужащих ФРГ зародилась в Пруссии после эпохи наполеоновских войн. Были определены цели обучения и воспитания офицеров, привитие им навыков мышления и аналитики, внедрены общеобразовательные дисциплины. На подобную систему подготовки офицеров перешли военные организации стран Западной Европы и США, а тенденция на формирование и развитие аналитических способностей офицеров приобрела международный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TRAINING OF MILITARY PERSONNEL OF GERMANY (HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT OF FOREIGN EXPERIENCE)

The system of professional training of German military personnel originated in Prussia after the era of the Napoleonic Wars. The objectives of training and education of officers, instilling them with thinking and analytical skills, were defined, and general education disciplines were introduced. Military organizations of Western Europe and the United States have moved to such a system of training officers, and the trend towards the formation and development of analytical abilities of officers has become international.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ФРГ (ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 355:37

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-l-334-338 NIION: 2015-0066-1/22-260 MOSURED: 77/27-011-2022-01-459

Система подготовки военнослужащих ФРГ (историко-педагогический аспект зарубежного опыта)

Василий Дмитриевич Самойлов

Академия военных наук, Омск, Россия, vas.samoylow2016@yandex.ru

Аннотация. Система профессиональной подготовки военнослужащих ФРГ зародилась в Пруссии после эпохи наполеоновских войн. Были определены цели обучения и воспитания офицеров, привитие им навыков мышления и аналитики, внедрены общеобразовательные дисциплины. На подобную систему подготовки офицеров перешли военные организации стран Западной Европы и США, а тенденция на формирование и развитие аналитических способностей офицеров приобрела международный характер.

Ключевые слова: система подготовки, офицерские кадры ФРГ

Для цитирования: Самойлов В. Д. Система подготовки военнослужащих ФРГ (историко-педагогиче-ский аспект зарубежного опыта) // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 334-338. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-1-334-338.

Original article

The system of training of military personnel of Germany (historical and pedagogical aspect of foreign experience)

Vasily D. Samoilov

Academy of Military Sciences, Omsk, Russia, vas.samoylow2016@yandex.ru

Abstract. The system of professional training of German military personnel originated in Prussia after the era of the Napoleonic Wars. The objectives of training and education of officers, instilling them with thinking and analytical skills, were defined, and general education disciplines were introduced. Military organizations of Western Europe and the United States have moved to such a system of training officers, and the trend towards the formation and development of analytical abilities of officers has become international.

Keywords: the system of training, the officer corps of Germany

For citation: Samoilov V. D. The system of training of military personnel of Germany (historical and pedagogical aspect of foreign experience). Bulletin of economic security. 2022;(1):334-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-334-338.

Введение. Возникновение системы подготовки офицеров в ФРГ связано с 1808 г., когда генерал Карл Хорст предложил проект реформы армии [1; 6, с. 59; 8; 9], одно из важных положений которого заключалось в том, что для получения офицерского звания не надо было обязательно быть дворянином.

Образование (от нем. ЫЫи^) означает процесс усвоения знаний для внутреннего формирования личности, а также результат, как способность распоряжаться освоенными знаниями и умениями, духовная база осознания своего места в окружающем мире, упорядочение опыта и действий, личных переживаний. Образование - это интеллектуальная, професси-

© Самойлов В. Д., 2022

ональная и нравственная зрелость офицера на основании овладения им широкими и глубокими знаниями [2, с. 113], причем, «образование шире, чем обучение, так как оно выходит за рамки профессии» [3, с. 472].

Становление систем обучения и воспитания связано с реформатором Пруссии начала XIX века, служившим и в Российской империи, генерал-майором Карлом фон Клаузевицем (1780-1831). Его труд «О войне» до сих пор является одним из учебных пособий по военной теории. Именно Клаузевица прусская армия считала автором своей «Библии» военной теории, в процессе освоения которой подготовка офицеров охватывает их обучение и воспитание военным

PEDAGOGICAL SCIENCE

специальностям, а также развивает в них способности к творческому мышлению [4, с. 121].

Материалы и методы. Развитие современной системы подготовки военнослужащих ФРГ связано с созданием в 1957 г. Академии Руководящего состава Бундесвера, представляющей собой многоуровневый, международный учебно-научный комплекс (УНК), основная территория которого расположена в «Казармах Клаузевица» [5, с. 122]. В УНК обучаются офицеры видов ВС для назначения на командно-штабные, в том числе генеральские и адмиральские должности. Основные учебно-воспитательные задачи УНК решаются на курсах: основной подготовки старших офицеров; подготовки офицеров службы Генштаба; повышения квалификации (усовершенствования) в целях взаимодействия с другими странами, гражданскими и военными организациями; участия в формировании военной политики на национальном и международном уровне.

Организационно УНК состоит из штаба, факультетов и курсов переменного состава, двухгодичные Курсы подготовки штабных офицеров (КПШО) для самых успевающих офицеров (до 12,5 % от ежегодного набора), как центральный элемент подсистем воспитания и обучения для решения главной задачи воспитания КПШО - формирования старших офицеров на ценностно-ориентированном подходе с высокой квалификацией, способных эффективно выполнять служебные обязанности, уверенных в будущем.

Особенностями образовательных программ является направленность на изучение концепций развития видов ВС, организации и проведения совместных операций. На реализацию этой тенденции в системе подготовки военнослужащих отводится более 50 % общего бюджета учебного времени. В связи с этим особенность связана с совместным обучением и воспитанием офицеров, что осуществляют кафедры стратегии и политики безопасности, руководства и управления, общественных наук, центр координации совместных операций. Содержание учебной программы совместного обучения офицеров ориентировано на практику применения концепции «Управление кризисами» по разным сценариям международной обстановки.

Обучение начинается с семинара «Введение в научную деятельность», затем изучаются дисциплины: военная политика и стратегия, бундесвер и общество, основы организации и управления Вооруженными Силами, а также управление видами ВС ФРГ. Развитие систем обучения и воспитания ориентировано на овладение офицерами методикой самостоятельного принятия решений на командных уровнях в интересах оперативного планирования операций НАТО по поддержанию мира в рамках мандата ООН, на разработку оперативного плана развертывания и примене-

ния оперативно-тактических групп (общевойсковых). Воспитательное значение совместного обучения состоит в демонстрации слушателям взаимосвязи национальных политических решений от интересов ОВС НАТО, участия в реализации принятых решении ряда гражданских организаций, в формировании умений и навыков планирования операций в объединенных штабах [6, с. 61].

Основным элементом подсистемы обучения офицеров являются кафедры: кафедра социального образования, главный элемент подсистемы воспитания и реализации проблемных вопросов влияния социальных наук на процесс «осознания офицером себя и своего окружения». Примерно 5 % общего бюджета учебного времени отведено преподавателям, приглашаемым из разных государственных структур (до 400 человек) [5, с. 124]. Это обеспечивает высокий уровень мотивации обучения, его соответствие современным требованиям, а также отражает тенденцию на увеличение доли гражданских преподавателей в системе подготовки военнослужащих ФРГ.

Учебно-материальное обеспечение УНК обеспечивает учебно-тренировочный центр академии, предназначенный для внедрения в учебно-воспитательный процесс новых моделей и технологий обучения. Восемь тренировочных модулей позволяют офицерам отрабатывать учебные вопросы в составе учебной команды (временного штаба) [5]. Организация профессионального отбора кандидатов для учебы в вузе предполагает, чтобы на начальном этапе обучения в качестве предварительного условия для получения воинского звания майор или капитан-лейтенант офицеры - кандидаты успешно прошли за 14 недель базовый экзаменационный курс - Квалификационный курс старших офицеров (ККСО). ККСО является обязательной основой для прохождения последующих курсов обучения и проводится три раза в год, включая страны, не входящие в НАТО (всего до 80 военнослужащих из 50 государств). По мнению Д. А. Румынова, всего на ККСО было подготовлено 5000 германских и 2500 иностранных офицеров [7].

Анализ системы подготовки военнослужащих ФРГ позволил выявить тенденцию на их совместное международное обучение и воспитание, а в подсистеме воспитания офицеров ФРГ преобладает социокультурная тенденция [5, с. 127-129]. Новые задачи воспитания составляют: повышение межкультурной компетенции офицеров, изучение ими неправительственных организаций, информационно-психологическое воздействие на людские ресурсы, взаимодействие с общественностью, потенциал СМИ и др.

Обсуждение. Из опыта повседневной и военной деятельности бундесвера по открытым источникам, а также при исполнении автором своих служебных обязанностей (1992-1994 г.), при посещении Между-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

народного центра подготовки офицеров миротворческих сил под эгидой ООН в Хаммельбурге (Бавария, октябрь 2000 г.) следует, что система подготовки военнослужащих ФРГ реализует фактор многонацио-нальности. Академия поддерживает связи с учебными центрами США, Соединенного Королевства (СК), Франции, Италии, Канады, а также Польши, Чехии, Албании и Эстонии. Особый тренд составляют связи системы подготовки военнослужащих ФРГ с государствами центра, юга и востока Европы и ранее входившими в СССР.

Качество подготовки кадров составляет объективный фактор в части выполнении бундесвером задач для улучшения обороноспособности страны. Руководящие кадры проходят профессиональную подготовку в военных вузах и учебных центрах для соответствия формируемых компетенций требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности.

Подготовка офицерского состава и кандидатов в офицеры сухопутных войск (СВ) в ВС ФРГ проводится на базе 15 видовых учреждений, включая: офицерскую школу СВ (г. Дрезден); унтер-офицерскую школу СВ (г. Делич); учебный центр СВ (г. Мюнстер, объединяет учебные центры бронетанковых войск и войсковой разведки); центр оперативной подготовки СВ (г. Вильдфлеккен); центр боевой подготовки СВ (г. Летцлинген); центр подготовки к операциям (миссиям) ООН (г. Хаммельург); центр подготовки к специальным операциям (г. Пфуллендорф); пехотная школа (г. Хаммельбург); школа подготовки войск к действиям в горах и в зимних условиях (г. Миттен-вальд); артиллерийская школа (г. Идар-Оберштайн); школа войск РХБЗ (г. Зонтхофен); школа армейской авиации (г. Бюккебург); школа воздушно-десантных войск и военно-транспортной авиации (г. Альтен-штадт); техническая школа СВ (г. Аахен); инженерно-строительная школа (г. Ингольштадт) [14, с. 623].

Для кандидатов в кадровые офицеры и офицеры по контракту сроком 12-15 лет последующая подготовка включает:

А. Обучение в одном из двух университетов бундесвера (около четырех лет), где кандидаты в офицеры получают высшее гражданское образование без отрыва на прохождение военной практики или изучение военных дисциплин;

Б. После получения диплома о высшем гражданском образовании выпускники обучаются на втором (специализированном) офицерском курсе (три месяца) в офицерской школе СВ. В ходе подготовки слушатели изучают тактику (57 % учебного времени, основные виды боя - наступление и действия в ходе операции по стабилизации обстановки в кризисном регионе), специальные военные дисциплины, совершенствуют физическую подготовку (11 %) и командные навыки;

В. Третий офицерский курс (подготовка по предназначению, обучение 10 месяцев) на базе школ родов войск, в частях и подразделениях.

Общая продолжительность типового процесса подготовки военнослужащего бундесвера для службы на первичных офицерских должностях в СВ ВС ФРГ составляет в среднем 6,5 лет [7].

Результаты. Военные эксперты отмечают, что за последние 10 лет профили подготовки претерпели значительные изменения. Это касается прежде всего того, что ныне бундесвер ориентирован на свои обязательства по блоку НАТО (так называемый расширенный спектр задач). Участие в боевых операциях за рубежом предъявляет к системе подготовки военнослужащих иные требования и в корне отличается от осуществления оборонительной стратегии в рамках одного государства, что наблюдалось в военной доктрине ФРГ предыдущих лет. К примеру, задача разведгруппы заключается в определении местоположения сил противника, не раскрывая места своего пребывания. Миротворческие подразделения, напротив, открыто обозначают факт своего присутствия: а) в несении службы на контрольно-пропускных пунктах; б) при обеспечении безопасности в зонах разграничения сторон конфликта; в) в ходе проведении контрольных полицейских мероприятий, что характерно для подготовки руководящего состава бундесвера.

В отчетах по подготовке офицеров выявлены критические замечания в части того, что содержание обучения в вузах бундесвера преломляется из-за динамики объективных и субъективных условий складывающихся ситуаций, но такие факты не носят системный характер [14, с. 624]. В связи с несоответствием между реальностью и новыми требованиями обращено внимание на издание многочисленных приказов и предписаний по улучшению качества подготовки руководящих кадров бундесвера. Для каждого нового набора курсантов в УНК министерство публикует «Указания по обучению».

Процесс подготовки офицеров - это не просто освоение ими знаний согласно учебному плану и учебным дисциплинам. В ходе обучения важными аспектами стали: рефлексия, приобретаемый опыт и самопознание будущего руководителя; харизма личности, неотраженная в учебниках. В качестве методов реализуются: индивидуальный стиль управления; ситуационное моделирование, когда руководитель из личного арсенала знаний, умений, навыков и компетенций способен выбрать наиболее оптимальное поведение для сложившейся ситуации; способ лично-социально-деятельного подхода к обучению подчиненных индивидуально и в составе коллектива, который заключается в реализации первых двух методов. Тем самым подчиненные (коллективы) знакомятся со

PEDAGOGICAL SCIENCE

стилями индивидуального и группового воздействия своего руководителя, что способствует укреплению повседневного и боевого взаимодействия, а также роли офицера-руководителя для принятия решений в условиях служебной и боевой деятельности в соответствии со стилем руководства вышестоящих командиров.

Важным аспектом в подготовке руководящего звена управления для потребностей бундесвера признана необходимость повышения качества контроля за сокращением используемых материальных ресурсов, что давно отличает командно-административные кадры бундесвера, включая фирмы и предприятия двойного и гражданского типа предназначений. Основные задачи по развитию миротворческого контингента, а также урезание бюджетных средств правомерно в связи с тем, что стагнация нужд бундесвера влияет на процесс подготовки офицеров и создает риски для военнослужащих, участвующих в операциях за рубежом [7; 14]. Базу системы подготовки офицеров для бундесвера составляют информационные компьютерные технологии. Несомненно, арсенал представлений, личных знаний, умений и навыков немецких управленцев ориентируется на теорию и практику применения современного вооружения, военной и специальной техники.

В связи с этим компетенции практического свойства интегрированы для накопления умений и навыков у офицерских кадров, с одной стороны, чтобы в краткие сроки осуществить профессиональную подготовку подчиненных, с другой - чтобы каждый офицер-воспитатель стал специалистом-практиком по проблемным вопросам вооружения и военной техники в условиях ситуационного моделирования возможных условий их применения в учебно-боевой и боевой обстановке, что связано с устойчивостью формируемых знаний, умений и навыков управления [14, с. 625].

Более обстоятельно по фактическому состоянию и тенденциям развития существующей системы профессионального образования кадров для потребностей руководства бундесвера автором представлены научные работы, которые составили теоретические выводы и практические рекомендации в процессе реализации научно-квалификационной работы, включая: а) развитие теории и практики военного образования в ввузах Вооруженных Сил РФ применительно к системе высшего профессионального образования ФРГ [9, с. 73-78]; б) преобразование ныне существующей системы высшего образования офицеров Вооруженных Сил РФ с целью совершенствования ее моделей и технологий и формирования государственного заказа [10]; в) обоснование комплекса современных требований к системе высшего образования офицеров Вооруженных Сил РФ с учетом внедрения приемле-

мого зарубежного передового опыта [11; 12]; г) концептуальные основы организации и осуществления высшего образования отечественных офицеров не в качестве магистров [13].

Заключение. Система профессиональной подготовки офицерских кадров в части их обучения, воспитания и всестороннего обеспечения в ФРГ представляет собой эффективно функционирующую общность адаптивных к условиям современных миротворческих и учебно-боевых модулируемых компонентов. При этом обучение офицерских кадров различных звеньев управления ориентировано на приобретение обучающимися необходимых морально-волевых качеств, устойчивых теоретических представлений, знаний и практических умений, навыков, в том числе для карьерного роста успешно подготовленных офицеров.

В качестве перспектив системы подготовки кадров для бундесвера выделим: межвузовскую интеграцию в составе УНК; ценностно-ориентированное обучение офицеров методами ситуационного моделирования условий их деятельности; международный характер обучения, включая миротворческие операции; гуманизм подготовки; увеличение доли гражданских преподавателей в УНК; социокультурный и модульно-секционный аспекты обучения, воспитания и обеспечения подготовки кадров.

Список источников

1. Шлыков, В. В. Тенденции развития военного профессионализма // Международный российско-американский семинар, 12-13 февраля 2001 г. : Тезисы доклада. М. : Совет по внешней и оборонной политике, 2001.

2. Фисенко, П. И. Система подготовки офицерских кадров бундесвера в военно-учебных заведениях Федеративной Республики Германии (Критический анализ) : дис. ... канд. пед. наук. М.: ВПА, 1977. 224 с.

3. Müller, F. Probleme des Bildungswesen in der Bundeswehr. In:Begabung, Schule und Gesellschaft. Frankfurt am Main : 1964.

4. Лэннинг, М. Л. Сто великих полководцев. М. : Вече, 1998. 480 с.

5. Международная конференция «Основные направления военного строительства в европейских странах», 28 февраля - 2 марта 2001 г. : Тезисы докладов. М. : Межрегиональный общественный фонд поддержки военной реформы (РФ), 2001. 148 с.

6. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации : учебное пособие. М. : ВУ, 2003. 377 с.

7. Румынов, Д. А. Система подготовки офицеров вооруженных сил ФРГ [Электронный ресурс]. URL: http://www.modernarmy.ru/article/426/ podgotovka-oficerov-vs-frg (дата обращения: 18.01.2021).

8. Самойлов, В. Д. Совершенствование системы высшего образования офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации : дис. ... д-ра пед. наук. М. : ВУ, 2002. 534 с.

9. Самойлов, В. Д. Развитие теории и практики военного образования в ввузах Вооруженных Сил Российской Федерации : монография. М. : ОА ВС РФ,

2001. 131 с.

10. Самойлов, В. Д. Система высшего образования офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации : монография. М. : ОА ВС РФ, 2002. 189 с.

11. Самойлов, В. Д. О современных требованиях к системе высшего образования // ALMA MATER.

2002. № 11. С. 54-56.

12. Самойлов, В. Д. Систему высшего образования российских офицеров на уровень современных требований // Открытое образование. 2002. № 6. С. 65-73.

13. Самойлов, В. Д. О концепции высшего образования офицеров // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 77-79.

14. Саитова, Д. А. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием «Образование в военно-инженерном деле : теория и практика». 9-11 декабря 2020 г. Часть II. Тюмень: ТВВИКУ, 2020. С. 623-625.

References

1. Shlykov, V. V. Trends in the development of military professionalism // International Russian-American Seminar, February 12-13, 2001 : Theses of the report. Moscow : Council on Foreign and Defense Policy, 2001.

2. Fisenko, P. I. The system of training officers of the Bundeswehr in military educational institutions of the Federal Republic of Germany (Critical. analysis) : dis. ... candidate of pedagogical sciences, M., 1977. 224 p.

3. Müller, F. Probleme des Bildungswesen in der Bundeswehr. In: Begabung, Schule und Gesellschaft. Frankfurt am Main : 1964.

4. Lanning, M. L. One hundred great commanders. Moscow : Veche, 1998. 480 p.

5. International Conference «Main directions of military construction in European countries», February 28 - March 2, 2001 : Abstracts of reports. M. : Interregional foundation for the support of the military reforms (RF), 2001. 148 p.

6. Theory and practice of education of military personnel of the Armed Forces of the Russian Federation : textbook. M. : VU, 2003. 377 p.

7. Romanianov, D. A. System of training of officers of the armed forces of Germany. URL: http://www. modernarmy.ru/article/426/podgotovka-oficerov-vs-frg (accessed: 18.01.2021).

8. Samoilov, V. D. Improving the system of higher education of officers of the Armed Forces of the Russian Federation : dis. ... doctor of pedagogical sciences. Moscow: VU, 2002. 534 p.

9. Samoilov, V. D. Development of the theory and practice of military education in the Armed Forces of the Russian Federation : monograph. M. : OA of the Armed Forces of the Russian Federation, 2001. 131 p.

10. Samoilov, V. D. System of higher education of officers of the Armed Forces of the Russian Federation : monograph. M. : OA of the Armed Forces of the Russian Federation, 2002. 189 p.

11. Samoilov, V. D. About modern requirements to the system of higher education // ALMA MATER. 2002. № 11. P. 54-56.

12. Samoilov, V. D. The system of higher education of Russian officers at the level of modern requirements // Open education. 2002. № 6. P. 65-73.

13. Samoilov, V. D. About the concept of higher education of officers // Higher education in Russia. 2002. № 6. P. 77-79.

14. Saitova, D. A. Collection of materials of the VII All-Russian scientific and practical conference with international participation «Education in military engineering : theory and practice». December 9-11, 2020. Part II. Tyumen : TWICE, 2020. P. 623625.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторе

В. Д. Самойлов - корреспондент Вестника Сибирского отделения Академии военных наук, доктор педагогических наук, кандидат военных наук, профессор, ветеран военной службы, полковник запаса, пенсионер МВД России, полковник внутренней службы в отставке.

Information about the author

V. D. Samoilov - Correspondent of the Bulletin of the Siberian branch of the Academy of Military Sciences, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Military Sciences, Professor, Veteran of military service, Colonel of the reserve, pensioner of the Ministry of Internal Affairs of Russia, retired colonel of the internal service.

Статья поступила в редакцию 29.12.2021; одобрена после рецензирования 21.02.2022; принята к публикации 10.03.2022.

The article was submitted 29.12.2021; approved after reviewing 21.02.2022; accepted for publication 10.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.