Система педагогики и воспитания иезуитов
Борис Малышев, канд. истор. наук, доцент лаборатории истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО факультета международного образования МИОО
Фактически с момента своего основания в 1540 году орден иезуитов (Общество Иисуса) был активно вовлечен в работу в сфере образования. Сначала внимание иезуитов было сосредоточено на подготовке новых членов своего ордена, но уже в 1548 году по просьбе жителей города Мессины (Сицилия) иезуиты открыли свою первую школу для светских учеников. С конца XVI и вплоть до середины XVIII века иезуитское образование по праву считалось лучшим в Европе. В качестве педагогов иезуиты проявили особое искусство в воспитании подрастающего поколения. Они старались сделать образование доступным как можно большему количеству людей, особенно наиболее способным мальчикам из низших слоев общества, и учили их либо за очень невысокую плату, либо совершенно бесплатно. Создавая систему нового образования, орден иезуитов активно использовал достижения гуманистического направления, начало которому было положено в эпоху Ренессанса. Теоретическим выражением педагогической концепции, выдвинутой иезуитами, стал Ratio Studiorum — свод педагогических правил, или «школьный устав» Общества Иисуса, составленный пятым генералом Ордена Клаудио Аквави-вой (1543—1615) и официально опубликованный в 1599 году (его полное название — Ratio Studiorum atque Institutio Studiorum Societatis Jesu — «Порядок изучения наук, а также устроение ученых занятий в Обществе Иисуса»). Ratio Studiorum составлялся в течение 14 лет. Характерно, что Аквавива, рассылая устав преподавателям иезуитских учебных заведений, просил их отмечать и сообщать ему обо всех недостатках, которые они обнаружат в ходе применения принципов устава на практике. Устав успешно прошел апробацию, по программам и учебным пособиям, составленным на его основе, обучались не только во всех католических, но и в протестантских университетах; содержание этих пособий также использовали православные семинарии и академии.
Система учебных заведений иезуитов позволяла весьма гибко строить педагогический процесс в зависимости от конкретных обстоятельств — местоположения коллегии, контингента учащихся и нужд Ордена. В итоге иезуитам удалось воплотить идею «непрерывного общего и профессионального образования», не менее популярную и в наши дни. Благодаря тщательно продуманной организации учебы и расписанному до мелочей процессу обучения, каждый уровень обучения одновременно обладал качествами законченного целого и элемента более сложной системы, являясь ступенью на пути к более высокому образованию.
Учебные заведения (коллегии) иезуитов имели, как правило, два отделения — низшее (studia inferiora) и высшее (stidia superiora). Низшее отделение представляло собой среднюю школу, обучение в которой длилось пять лет. Школа, в свою очередь, имела два цикла: грамматический и гуманитарный риторический. Первые три года (младший, средний и старший классы) учащиеся обучались в классах грамматического цикла, а последние два года — в классах гуманитарного риторического цикла. В классах грамматического цикла преподавались грамматика, риторика, диалектика и богословие; в классах гуманитарного риторического — латынь и греческий, античная литература, катехизис, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки, а также под общим названием «эрудиция» вводились основы географии, истории, археологии и природоведения. На первом месте среди изучаемых предметов стояла латынь как язык церкви и общий язык образованных кругов того времени, причем его изучение имело конечной целью выработку у учащихся навыков красноречия и умения четко формулировать свои мысли. Основы остальных предметов сначала преподавались в контексте обучения латыни и только с XIX века как самостоятельные дисциплины.
Высшее отделение, готовящее теологов, церковных юристов и преподавателей, носило университетский характер. Оно включало трехлетнюю подготовку и состояло из двух факультетов — философского и богословского.
Управлял коллегией ректор, который был обязан давать подробные отчеты о вверенном ему учебном заведении начальнику округа или провинции — провинциалу Ордена. Но за организацию
учебного процесса отвечали так называемые префекты занятий (ргае£есй 8Ш^огиш).
Подготовке преподавательского состава в Ордене уделялось особое внимание. Первые два года будущий преподаватель совершенствовал знания и навыки, полученные в учебном заведении и проходил специальную проверку во время прохождения нови-циата (испытательного срока для вступающего в монашеский орден). Затем три года он изучал философию и по окончании курса в течение двух лет под руководством опытных наставников проходил педагогическую практику, во время которой был обязан тщательно вести педагогический дневник. Следующие четыре года обучения посвящались изучению теологии и совершенствованию знаний в области светских наук.
В основе классно-урочной системы иезуитских коллегий лежал принцип жесткой централизации и регламентации деятельности преподавателей (включая интонации, жесты, мимику и даже освещенность классов). При этом огромное значение придавалось регулярному повторению пройденного материала с целью его закрепления, поскольку именно прочность знаний рассматривалась иезуитами как самый надежный способ дисциплинировать ум и устранить сомнения. Неслучайно девизом образования иезуитов служил лозунг: «Лучше знать меньше, но знать основательно». Учебный день в иезуитских школах всегда начинался с повторения предыдущего урока. Подобным образом и учебная неделя начиналась с повторения материала предшествующей недели. Новый учебный год соответственно открывался обзором материала, пройденного в предыдущем году. Началу занятий в классах риторики предшествовало краткое повторение материала грамматических классов.
Методика преподавания выстраивалась на устной последовательности изложения материала в несколько приемов: полное изложение материала, анализ его содержания по частям, дополнение материала историческими и иными справками, стилистический анализ первоисточников.
Иезуиты были первыми, кто начал применять в обучении метод наглядности, что неизменно повышало интерес учащихся к изучаемым предметам. С этой целью школы иезуитов снабжались
коллекциями самых разнообразных экспонатов и наглядными пособиями. Например, история изучалась по старинным монетам, география — с использованием карт и т. д. Знаменитый английский философ, основоположник эмпиризма Фрэнсис Бэкон (15611626), высоко оценивая этот метод, писал: «Тому, кто интересуется воспитанием юношества, надо рекомендовать ученье иезуитов: нельзя вести его лучше».
Важным новшеством в системе воспитания иезуитов было то, что в их школах практиковалось мягкое и гуманное обращение с учениками. Главным критерием педагогических способностей учителя считалась его способность прибрести расположение и любовь со стороны учащихся. Телесные наказания в школах иезуитов все же допускались, но применялись они в исключительных случаях и осуществлялись не самим учителем, а светским лицом («корректором»). В отношении к нерадивым ученикам обычно применялись такие формы наказаний, как отправка на «скамью позора», надевание колпака с ослиными ушами, обидные прозвища и т. д.
Педагоги-иезуиты считали, что намного важнее предупреждать проступки учеников, чем наказывать за них. Совершенный проступок, даже если за ним последовало суровое наказание, все равно сохраняет в сознании ученика побуждение повторить его. Повторение недозволенного поступка уже само по себе приятно, оно подобно знакомому проторенному пути, — особенно если воспитанник не знает, как утвердить себя, на что направить свою активность. Кроме того, даже самое справедливое наказание порождает недоброжелательное отношение воспитанника к своему воспитателю. Поэтому в системе воспитания иезуитов особое место занимал предупреждающий надзор за воспитанниками, а не практика наказаний за проступки. Справедливости ради следует отметить, что подобный надзор нередко осуществлялся посредством внедрения тотальной слежки учеников друг за другом, назначения из их числа преторов или цензоров, надзиравших за поведением в классах, взаимных разборок поведения на общих собраниях и системы доносительства.
Порядок занятий в школах иезуитов строго регламентировался. Сначала общее время ежедневных занятий составляло шесть часов: три часа до обеда и столько же — после, но позднее в ин-
тересах здоровья учеников время послеобеденных занятий было сокращено до одного-двух часов. Один раз в неделю (как правило, в четверг) устраивался вакационный день, когда занятия велись только два часа до обеда. При этом педагоги тщательно следили за тем, чтобы ученики избегали переутомления и перегрузки. Так, для низших классов ежедневный перевод с латыни не должен был превышать четырех строк, для средних классов — семи строк. Даже небольшой по объему урок тщательно разъяснялся и повторялся несколько раз. Учебный год был весьма непродолжительным — всего 180 дней, но и он прерывался частыми каникулами. Второе полугодие посвящалось повторению материала, пройденного в первые шесть месяцев. Завершался учебный год итоговыми экзаменами, которые проводились в торжественной обстановке и сопровождались диспутами, декламациями, театральными представлениями и церемониями награждения лучших учеников.
Несомненной заслугой иезуитов, особенно на начальном этапе их педагогической деятельности, была забота о физическом здоровье своих воспитанников. Еще основатель Ордена Игнатий Лойола говорил: «Пусть ваш разум исполнится сознанием, что и душа, и тело созданы десницей Божией: мы должны будем отдать Ему отчет в этих двух сторонах нашего существа; мы не должны ослаблять одну из них, помня, что мы должны любить всего человека, как Он сам возлюбил его». Иезуиты первыми обратили серьезное внимание на санитарно-гигиенические условия школы: для учащихся было налажено хорошее питание, аудитории и классные комнаты коллегий всегда были просторными, удобными, чистыми и хорошо оборудованными. В поисках средств для школ иезуиты не стеснялись даже обходить с соответствующими просьбами частные дома. Во всех иезуитских школах обязательно устраивались особые помещения и летние площадки для игр и отдыха, который проводился регулярно и включал обязательные поездки, прогулки, экскурсии и т. д. В свободное время ученики также развлекались спортивными играми (гимнастикой и плаванием) и рыцарскими упражнениями (фехтованием и верховой ездой). Многочисленные праздники и продолжительные каникулы служили той же цели.
Важное место отводилось и светскому воспитанию: правилам поведения за столом, умению вести непринужденную беседу, быть галантным и обходительным в любых обстоятельствах, поддерживать разговор на любую тему и неизменно завоевывать доверие собеседника.
Стремясь максимально раскрыть в учениках их индивидуальные способности, иезуиты в то же время прививали им дух чрезмерного честолюбия и соперничества. В каждом классе ученику назначали персонального соперника, с которым он должен был не только состязаться в успехах, но и подмечать на уроках все его ошибки. Весь класс нередко разделялся на два состязательных лагеря, один из которых получал название «Рим», а другой — «Карфаген». Разумеется, подобные формы соперничества далеко не всегда способствовали установлению доброжелательных и искренних отношений между учащимися. На воспитание духа честолюбия было направленно и подчеркнутое разделение учеников на лучших и отстающих. Наиболее достойные ученики получали особую похвалу или награду, занимали почетные места в классе и заносились на доску почета. Отстающие, наоборот, пересаживались за специальные парты, а иногда получали и другие внешние знаки «позора»: тот же колпак с ослиными ушами и т. п. Отличавшиеся на репетициях, проводившихся каждые три месяца, получали почетные школьные звания (преторов, цензоров и декурионов), а вместе с ними определенные льготы и преимущества (они же привлекались и к воспитательским обязанностям по надзору за другими учениками). К сожалению, подобная практика нередко укрепляла в учениках чисто внешнюю, эгоистическую мотивацию своих действий, и вместо того чтобы постепенно преодолевать своекорыстный характер устремлений учащихся, она только разжигала в них чувство зависти и недоброжелательства.
Следует также отметить, что вся система воспитания иезуитов была направлена на то, чтобы развить в учащихся в качестве главной добродетели дух безусловного послушания старшим. Иезуиты были абсолютно убеждены, что их воспитанники станут достойными и преданными сынами церкви только в том случае, если становление их личности будет проходить в атмосфере беспрекословного подчинения и полного доверия к воспитателям. На дости-
жение этой цели были направлены все (как позитивные, так и негативные) аспекты педагогики иезуитов: и мягкое, обходительное обращение с учениками в сочетании со строгим надзором над ними, и поощрение внешней соревновательности и честолюбия, и культивирование пассивных форм восприятия материала (постоянное повторение пройденного), лишавших способных учеников возможности уделить время самостоятельным занятиям, выходящим за рамки границ, определенных школьной программой.
И все же новаторство и гибкость методов иезуитов в системе образования и педагогики дали свои положительные плоды. К началу XVIII века в Европе уже насчитывалось свыше 800 учебных заведений иезуитов, в том числе 20 университетов. Изменившиеся социальные и экономические условия заставили иезуитов в 1832 году пересмотреть свой школьный устав. Основные принципы и цели их образовательной системы остались прежними, но существенно расширился перечень преподаваемых предметов. В частности, усиленное внимание теперь уделялось преподаванию естественно-математических дисциплин.
В начале XX века было разрешено вносить изменения в учебные планы отдельных учебных заведений исходя из локальных потребностей и условий. Иезуиты продолжали руководить своей постоянно растущей сетью университетских центров, распространенных от Чили до Китая, где преподавательская и научно-исследовательская деятельность всегда шли рука об руку.
В наши дни в разных странах мира функционируют 3730 образовательных центров иезуитов, в которых обучаются 2,5 млн учащихся. Свыше четырех тысяч иезуитов и 125 тысяч сотрудников, среди которых есть не только духовные, но и светские лица, совместно работают в апостолатах образования Общества Иисуса, которые представляют собой сеть школ, ведущих обучение по программе «Вера и Радость» (Ре у Alegria). Программа разработана с целью достижения позитивных социальных перемен в развивающихся странах посредством внедрения комплексной системы всеобщего образования в среду неимущих слоев общества, особенно в странах Латинской Америки и Испании. Она охватывает как технические и профессиональные школы, так и учреждения начального, среднего и высшего образования.