Научная статья на тему 'Воспитание и образование во Франции в XVII начале XVIII века'

Воспитание и образование во Франции в XVII начале XVIII века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5503
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ФРАНЦИИ В XVII НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА / ИЕЗУИТЫ / ЯНСЕНИСТЫ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидовская Анастасия Евгеньевна

The article covers important problems in the history of French educational system. It considers ideological and methodological principles, content of the French secondary, university and female education in France of the given period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание и образование во Франции в XVII начале XVIII века»

УДК 37.012(44)

ДЕМИДОВСКАЯ Анастасия Евгеньевна, аспирант кафедры педагогики и профессионального обучения Архангельского государственного технического университета. Автор 4 научных публикаций

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ В XVII - НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА

Система образования Франции в XVII - начале XVIII века, иезуиты, янсенисты, содержание образования, учебно-методические пособия

Процесс интернационализации современного общества принимает широкие масштабы и предполагает сопоставление экономических, социально-политических, культурных параметров развития различных государственных систем. В настоящее время происходит интеграция России в Европейское сообщество, так как в 1986 году страна стала членом Совета Европы. Для создания единого интернационального социально-культурного пространства международному сообществу необходимо преодолеть процессы отторжения, сопротивления унификации, возникающие из-за недостаточного понимания исторически сложившихся особенностей того или иного этноса.

Вклад Франции в сокровищницу мировой культуры нельзя переоценить. Гуманистические идеалы, зародившиеся на ее территории, глубоко проникли в общественное сознание и стали неотъемлемым элементом мировой цивилизации. На протяжении длительного периода Россия и Франция были тесно связаны как культурно, так и экономически. В современных ус-

ловиях происходит возрождение традиционных связей и становление новых. Россия и Франция подписали Болонскую конвенцию, взяв на себя обязательство построить единое европейское образовательное пространство. Международный процесс интеграции отражается в национальных образовательных системах, изучение которых, как части культурного пространства, способствует преодолению возникающих гуманитарных противоречий.

Франция с момента своего формирования как государства являлась страной высокой национальной культуры, в которой образование традиционно относилось к сфере государственных интересов и имело гуманистическую составляющую, привнесенную в древнюю Галлию римлянами. В тот период в ходе реализации государственной образовательной политики перед французской школой стояли три задачи: предоставить молодежи знания, необходимые в дальнейшей жизни; исправить недостатки воспитанника и воспитать граждани-на-патриота; дать религиозное воспитание в духе христианских традиций.

Приоритеты в области образования отражались в государственных актах. Так, регламент Генриха IV Наваррского, короля Франции, начинался следующими словами: «Счастье царств и народов и особенно государства христианского зависит от хорошего воспитания молодежи, которое ставит себе целью культивировать и просветить ум молодых людей, дотоле грубый, подготовить их изучением наук к достойному исправлению различных должностей, им предназначенных, - без чего они были бы людьми бесполезными для государства - и научить религии и искреннему богопочитанию, неизменной привязанности к своим отцам, матерям и отечеству, почтению и повиновению по отношению к государю и правителям»1.

Факторами, повлиявшими на развитие образования во Франции, стали римская культура и христианство, обновившее и обогатившее своими идеями античную культуру и сохранившее ее в период упадка и варварства. Об этом свидетельствует анализ педагогических трактатов французских авторов XVIII века Фенелона (Fenelon, Fr. de Salignac de la Mothe archeveque-duc de Cambrai prince de St.-Empire)2, Шарля Роллена3; работ историографов французской системы образования Габриэля Компейре4, Клер де Ремюза (Remusat, Claire Elisabeth Jeanne Gravier de Vergennes de)5, Луи Мартена (Martin, Louis Aime)6 и Вале де Виривиль (Vallet de Viriville)7, опубликованных в XIX веке; трудов современных отечественных ученых, работающих в области истории образования и сравнительной педагогики А.Н. Джуринского8, Е.Я. Ореховой9, Т.Б. Рябовой10, В.Г. Торосян11.

В IV-V веках н.э. античные школы уступают место христианским, унаследовавшим античные образовательные ступени. Христианская педагогика оказывала мощное культурное влияние на общество через распространение религиозного образования в монастырских, кафедральных и церковно-приходских школах.

Учебные заведения религиозных орденов иезуитов (от лат. «Sicietas Jesu» - «Общество Иисуса»; орден основан в 1534 году в Париже Игнатием Лойолой), ораторианцев (монашеский орден «Оратории» - «Oratoire»), урсулинок

(женский монашеский орден св. Урсулы, основан в 1537 году) вели образовательную деятельность во Франции. Всего с 1209 по 1711 год на ее территории было основано 38 религиозных образовательных организаций-орденов.

Крупными конкурирующими образовательными корпорациями Франции того периода являлись орден иезуитов и янсенисты.

Первые школы под патронажем иезуитов появились в 1565 году, к 1600 году в мире насчитывалось 200 коллежей, курировавшихся этой конгрегацией, а в 1762 году - 669, из которых 86 находились на территории Франции.

Иезуитский коллеж состоял из 5 классов: 3 класса «грамматики» и 2 - «риторики». К ним часто примыкали высшие курсы - «философия» и «богословие». Система воспитания, разработанная орденом иезуитов, отличалась строгой регламентацией поведения, широким применением к учащимся наказаний и насаждением взаимного шпионажа.

Метод преподавания в иезуитском коллеже не предполагал использования творческого подхода - учитель строго придерживался книги и программы класса, а ученики тщательно заучивали большое количество латинских изречений, составляли стихотворения из фраз Вергилия и так далее. Математике, географии, родному языку уделялось незначительное внимание.

К концу XV века с укреплением королевской власти во Франции произошел рост светского мировоззрения в образовании и зародились процессы его секуляризации. В первые годы царствования Людовика XIV против идеологии ордена иезуитов выступили янсенисты (от имени голландского ученого Янсения). Янсенизм оказывал влияние на политику парламента и духовенства. Они обосновались в упраздненном монастыре Пор-Рояль недалеко от Версаля, где развивались наука, литература, ремесла, земледелие, школьное образование. Янсенисты пытались реформировать христианскую систему воспитания, соединив в школе глубокое изучение религии с серьезным занятием языками, содействуя самостоятельной деятельности учащихся и воспитывая в них христианские добродетели. Ими был издан ряд

учебников по грамматике, логике, математике, которые использовались во Франции на протяжении нескольких поколений; ввели в школе изучение родного языка и принцип наглядности. В борьбе с орденом иезуитов янсенисты потерпели поражение, папа римский объявил учение ересью и в 1709 году Пор-Рояль был закрыт и разрушен.

Пик развития идей гуманизма великими французскими писателями, философами-мора-листами приходится на эпоху Возрождения. Писатель-гуманист Бонавантюр Деперье (Des Periers, ок. 1500-1543, 1544); гуманист, филолог, богослов, религиозный деятель Жак Лефевр Д’Этапль (Lefevre d’Etaple, ок. 1450-1536), издавший во Франции сочинения Аристотеля в латинском переводе, итальянских гуманистов, перевел Библию на французский язык); писатель-гуманист Франсуа Рабле (Rabelais, 14941553), автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»); философ и теолог Пьер Шаррон (Charron, 1541-1603), автор трактата «О мудрости») и другие12 произвели переворот в различных областях знания. Это способствовало созданию новой светской культуры, основанной на принципах гуманизма. Перечисленные авторы оказали решающее влияние на образовательную политику, сформулировав новую концепцию общественного образования и воспитания, основанную на принципах гармонии умственного и физического развития ребенка, сочетания учебы и отдыха, диверсификации учебных дисциплин.

Для Франции данного периода характерно то, что компромисс между протестантами и католиками в области образования во время и с окончанием Религиозных войн между католиками и протестантами (1562-1594/1598) стал возможен благодаря крепкой центральной власти. В XVII веке произошла эволюция процесса централизации управления образованием. Примером этого является Королевский указ от 1698 года, предписывавший детям обязательное посещение школы до достижения четырнадцати лет. Деятельность французских учебных заведений регламентировалась инструкциями специальной королевской комиссии, а функ-

ции управления учебными заведениями пропорционально распределялись между школьной администрацией, муниципалитетами и епископатом.

К этому же времени относится реформа французского языка и широкое внедрение его во всех областях общественной и культурной жизни, что способствовало осуществлению плана создания светских учебных заведений, подобных Коллежу Франциска I.

В этот период появились учреждения, где одновременно велась учебная и исследовательская деятельность, организовывались первые светские курсы по подготовке учителей.

Школьное образование XVII - начала XVIII века во Франции охватывало прежде всего представителей средних сословий. Дети высшего дворянства обучались как пажи при сеньорах, а в среде ремесленников и рабочих широкое распространение получило практическое обучение.

В школьный курс обучения входили так называемые «семь свободных искусств», делившихся на два цикла - тривиум и квадривиум. Тривиум включал грамматику латинского языка с комментированным чтением нерелигиозных поэтов (Вергилий, Ювенал, Теренций и другие) и комментарии Доната и Присциана; риторику - литературное искусство, изучавшееся по произведениям Квинтилиана и Цицерона; диалектику - искусство логического рассуждения на основе трудов римского философа и государственного деятеля Аниция Манлия Северина Боэция (ок. 480-524, канонизирован под именем св. Северина) и греческого философа-неоплато-ника, автора «Введения» в учение Аристотеля о категориях Порфирия (ок. 233 - ок. 300), толковавших идеи Аристотеля и Платона13. Дисциплины, входящие в тривиум, составляли то, что сегодня мы называем начальным образованием. Целью квадривиума было дать энциклопедические знания о мире, но на практике дисциплины, входящие в него, не были должным образом разработаны. Геометрия и арифметика изучали мистическое значение чисел. Астрономия представляла собой рудиментарную технологию, используемую для расчета дат Пасхи, религиозного календаря. Музыка ограничивалась литургическими песнопениями.

Большое внимание уделялось изучению хороших манер, для чего были созданы специальные учебники, например «Галатео» (Casa G. della. Galatee, 1666) - настольная книга учащихся иезуитских коллежей, переведенная с итальянского языка не только на французский, но и на другие европейские языки; учебник «О христианском этикете» Пьера Николя, французского моралиста, логика, автора «Трактата о воспитании и образовании короля»; аббата Борделона «Прекрасное воспитание» (Bordelon. La belle education, 1694); Кустеля «Правила воспитания детей» (Coustel Ch. Regles de l’education des enfants, 1687); учебник христианского этикета Ж.-Б. де Ла Саля «Новые правила поведения» (La civilite nouvelle, 1671)14.

После введения в образовательные программы французского языка публикуются методические пособия по его изучению, такие как трактат философа-утописта, историка Габриеля-Бонно де Мабли (Mably, 1709-1785) «Параллели между римлянами и французами» (1740), учебники Р-Д. Франсуа-Серафина «Трактат о французской грамматике» (1705), П. Бухура «Сомнения относительно французского языка» (1674), Пьера Ресто «Краткое изложение принципов французской грамматики» (1732) и «Основные принципы и начала французской грамматики». При преподавании ораторского искусства использовалась «Логика» (1662) - учебник для «малых школ» при монашеском ордене «Оратории» Антуана Арно и Пьера Николь, а также учебник «Искусство красноречия» Б. Лами (1640-1715), высоко оцененный Ж.-Ж. Руссо15.

В это время были изданы труды по естественно-научным дисциплинам, использовавшиеся при обучении: «Существование бога, доказанное чудесами природы» (1715) голландского врача, математика, религиозного философа Бернара Ньевентита (1654-1718), «О человеке» Жана де Лабрюйера (La Bruyere, 16451696), «Зрелище природы» писателя, педагога, преподавателя коллежа в Реймсе, затем - руководителя Лионского коллежа аббата Плюша (Pluch, 1688-1761), «Человек-машина» (1747) французского философа, врача Жюльена Офре де Ламетри (Lamettrie, La Mettrie, 1709-1751)16.

Ведущее место среди изучаемых дисциплин отводилось латинскому языку. Грамматика латинского языка лишь с XV века стала относиться к области начальных знаний, становясь со временем все более элементарной дисциплиной. В античности грамматика была сложной наукой, сравнимой с современной филологией. Латинскую грамматику изучали по учебнику V века «Грамматический комментарий в XVII книгах» (Commentarium grammaticorum libri XVII) Присци-ана. Устав Парижского университета 1215 года предписывал школам искусств изучать Присци-ана не менее двух лет. В XIII веке этот учебник был заменен на «Обучение детей» (Doctrinale puerorum) Александра де Вильдье, состоявший из 12 глав. В нем рассматривались склонения, исключения из правил, степени сравнения, артикли, или определители рода, претериты и супины, глаголы-исключения, четыре глагольные формы, переходные, непереходные и взаимные конструкции, долгие и краткие гласные, ударение, синтаксис. Доктринал оставался общим учебником грамматики латинского языка до XV века, когда его заменил учебник грамматики фламандца Иоанна Деспотера (1460-1520). К изучению грамматики приступали либо после, либо одновременно с изучением Псалтыри. Фундаментальным учебником грамматики, синонимом элементарного образования и базовых знаний оставался учебник «О восьми частях речи» (De octo partibus orationis), также называвшийся «Малый Донат» (Donatus minor) или «Малое искусство» (Ars minor) римского грамматика и ритора, учителя св. Иеронима - Доната Элия (IV век). Частные учителя должны были получить специальное официальное разрешение на право преподавать Доната. Также изучались труды Присциана, Боэция, Аристотеля, Порфирия17.

Первую дифференциацию по уровням знания и программу университетских экзаменов предложила реформа Парижского университета 1366 года. Для того чтобы сдать determination (в будущем - экзамен на звание бакалавра, присваиваемое коллегией магистров по результатам диспута и дававшее возможность преподавать вне стен университета) следовало изу-

чить грамматику («Доктринал» и греческий язык) и логику или «Органон» и «О душе» Аристотеля. Для получения НсепЫа docendi (звания лиценциата, присваиваемого канцлером университета после подтверждения коллегией магистров, дававшего право преподавать в университете) требовалось продемонстрировать знания физики и научных трактатов Аристотеля. Для получения степени магистра искусств изучали «Этику» и «Метеорологию» Аристотеля.

Возрастных границ при обучении не существовало - учиться мог каждый, кто имел желание и средства для оплаты обучения. До XVII века понятие школьного возраста обозначало психофизиологический предел, после которого успех в учебе маловероятен.

О необходимости женского образования и его содержании в обществе существовало несколько точек зрения. Одной из широко распространенных была идея о том, что долг женщины (быть женой, матерью и хозяйкой) реализуется в стенах дома, в рамках семьи, и образование будет скорее мешать, чем окажет помощь при его выполнении (Филипп Новарский (1195-?), «Четыре возраста человека»)18.

Другое мнение предусматривало обучение женщины и встречалось в педагогической литературе, а именно, в трудах «Об образовании детей благородных родителей» (между 1247 и 1249 годами) Винцента де Бове (ок. 90-х годов XII века - ок. 1264 года); Иеронима; «О наставлении государей» (1285) Эгидия Колонны Римского (1246/1247-1316); в «Книге рыцаря Делатур Ландри» (вторая половина XIV века -после 1380), написанной в назидание дочерям19. При этом следует учитывать то, что дидактические работы создавались в основном для аристократии, которая обычно давала девочкам элементарное образование, включающее обучение чтению и письму.

Менее распространенной была точка зрения, согласно которой предусматривалась довольно широкая программа женского образования. Эта позиция представлена в трактате Пьера Дюбуа (XIV век) «Об отвоевании Святой Земли» (1306-1307)20. Программа образования девочек, предлагаемая Дюбуа, почти не отли-

чалась от программы образования мальчиков. Произведение посвящалось политическим проблемам, а именно, вопросу о миссионерской деятельности на Востоке. Женщинам в распространении учения Христова, согласно Дюбуа, отводилась особая роль - они должны были вступать в брак с представителями других конфессий и в браке утверждать слово Божие. Для этого женщину следовало обучить латинской грамматике, медицине, греческому или арабскому языку, логике, основам естествознания, аптекарскому искусству, но более ясным, простым и легким для восприятия способом. Программа Дюбуа по образованию девочек осталась нереализованной.

Следующая точка зрения на образование женщины связана с куртуазной традицией. Дама должна была овладеть грамотой для чтения романов; уметь писать, чтобы отвечать на записки возлюбленных; играть в шахматы; поддерживать остроумную светскую беседу; петь и играть на различных инструментах; владеть искусством верховой езды; уметь управлять охотничьими соколами и выпускать их вовремя на охоте; исполнять роль королевы на турнирах; играть в шахматы и триктрак (вид карточной игры), танцевать и петь, рассказывать истории, декламировать стихи и романы21 . Целью куртуазного образования была Прекрасная Дама, блистающая в свете.

Девочкам из бедных семей Церковь давала начальное понятие о католической вере. Для тех, чьим родителям удавалось подняться над бедностью, существовал шанс получить образование в женских монастырях, в открытых школах, как за плату, так и бесплатно. Однако этот шанс предоставлялся избирательно, так как число учениц было ограничено. Подобные учреждения формировались в светском обществе с учетом общественного блага и частного интереса. В Париже с XIII века существовали малые, или грамматические школы. Независимо от религиозной доктрины в них учили читать, писать, считать. Уже в 1380 году в Париже было 60 таких школ, из которых 40 предназначались для обучения мальчиков, а 20 - девочек22. Все они находились в ведении певчего кафедрального собо-

ра, который взимал с них плату и имел право назначать и увольнять учительниц23 .

Таким образом, гуманистические идеи французской педагогики периода Ренессанса наполнились новым содержанием в эпоху Просвещения при обращении к проблеме человека, его развитию через совершенствование складывающейся системы образования. Французские просветители (Вольтер, Деламбер, Дидро, Монтескье, Руссо и другие) выделили как основную задачу просвещения народа популяризацию новых идей и знаний в общедоступной форме. Эта задача была ими реализована через создание «Энциклопедии». Единство классического и новаторского стало традиционной тенденцией в развитии системы образования Франции, проявившейся в создании наряду с начальными школами, коллежами и универси-

тетами учебных заведений, осуществлявших профессиональную подготовку - инженерных, артиллерийских, навигаторских, горных, ветеринарных школ, ставших прообразами современных высших школ страны. Наряду с существующими религиозными и светскими мужскими образовательными учреждениями появляются организации, чья деятельность связана с женским образованием. Увеличение потребности в квалифицированных кадрах и формирование интеллектуальной элиты стимулировало развитие начального профессионального образования через производственное ученичество и открытие фабричных школ, что было для того времени прогрессивными образовательными стратегиями, отвечавшими новым социальным запросам и тенденции привлечения к образованию средних и низших слоев населения.

Примечания

1 Цит. по: Роллен Ш. Трактат об образовании / пер. П.Д. Первова, М.К. Тихомиров. М., 1908. С. 3-4.

2 Fenelon (Fr. de Salignac de laMothe). De l’education des filles. Amst., 1708. Р. 140.

3 Роллен Ш. Указ. соч.

4 Compayre G. Histoire critique des doctrines de l’education en France depuis le seizieme siecle. T. 1-2. Paris, 1879.

5Remusat C.E.J. Essai sur l’education des femmes. Par la comtesse de Remusat. Paris, 1824.

6Martin L.A. Education des meres de famille ou de la civilisation du genre humain par les femmes. Bruxelles, 1842.

7 Viriville V. de. Histoire de l’instruction publique en Europe et principalement en France. Paris, 1849.

8Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - Режим доступа: http://www.krotov.info . - Проверено 06.02.2006.

9 ОреховаЕ.Я. Воспитание в лицеях Франции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 1999; ОреховаЕ.Я. Образование во Франции: традиции и реформы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого. Тула, 2004.

10 Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья / науч. ред. Н.В. Ревякина. Иваново, 1999. -Режим доступа: http://www.genderstudies.info . - Проверено 15.05.2006.

11 Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. М., 2006.

12 Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Порохов. 4-е изд. М., 1989.

13 Duby G., Mandrou R. Histoire de la civilisation frangaise. Paris, 1984. Vol. 1.

14Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / пер. с фр. Я.Ю. Старцева. Екатеринбург, 1999.

15 РуссоЖ.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. [с вступ. ст.] Г.Н. Джибладзе. М., 1981. Т. 1.

16 Там же.

17 Руссо Ж.-Ж. Указ. соч.

18 Рябова Т.Б. Указ. соч.

19 Там же.

20 Там же.

21 Duby G., Mandrou R. Op. cit.

22 Viriville V. de. Op. cit.

23 Fenelon. Op. cit.

Demidovskaya Anastasia

FRENCH EDUCATIONAL SYSTEM IN XVII - EARLY XVIII CENTURIES

The article covers important problems in the history of French educational system. It considers ideological and methodological principles, content of the French secondary, university and female education in France of the given period.

Рецензент - Буторина Т.С., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии и профессионального обучения Архангельского государственного технического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.