Научная статья на тему 'Особенности восприятия справедливости в трактате Пьера Дюбуа “de recuperаtione terrae sanctae”'

Особенности восприятия справедливости в трактате Пьера Дюбуа “de recuperаtione terrae sanctae” Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
608
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИДЕЙ / ВОЙНА / МИР / ПРАВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ФРАНЦИЯ / СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ / ПЬЕР ДЮБУА / ФИЛИПП IV КРАСИВЫЙ / HISTORY OF IDEAS / WAR / PEACE / LAW / JUSTICE / FRANCE / THE HOLY LAND / PIERRE DUBOIS / PHILIP IV THE FAIR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колпаков Максим Юрьевич

Данная статья посвящена изучению категории «справедливость» в трактате «Об освобождении Святой Земли» французского легиста Пьера Дюбуа. Особое внимание уделено анализу правовых идей и конструкций, защищающих внутриполитические интересы и международные проекты французского королевства в эпоху правления Филиппа IV Красивого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of categorie «justice» in the treatise of the French legist Pierre Dubois «On the liberation of the Holy Land». Special attention is given to the analysis of legal ideas and constructions protecting domestic interests and international projects of the French kingdom in the era of Philip IV the Fair reign.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия справедливости в трактате Пьера Дюбуа “de recuperаtione terrae sanctae”»

Колпаков М. Ю.

УДК 94(4)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ТРАКТАТЕ ПЬЕРА ДЮБУА "DE RECUPERАTЮNE TERRAE SANCTAE"

Данная статья посвящена изучению категории «справедливость» в трактате «Об освобождении Святой Земли» французского легиста Пьера Дюбуа. Особое внимание уделено анализу правовых идей и конструкций, защищающих внутриполитические интересы и международные проекты французского королевства в эпоху правления Филиппа IV Красивого.

Ключевые слова: история идей, война, мир, право, справедливость, Франция, Святая Земля, Пьер Дюбуа, Филипп IV Красивый.

Пьер Дюбуа (ок. 1250 - после 1321 гг.) родился в Нормандии, в городе Кутансе, адвокатом в котором он стал в 1300 г. Учился в Парижском университете, лиценциат канонического права. Взгляды Дюбуа формировались во время его учебы в Парижском университете под влиянием лекций Сигера Брабант-ского, с одной стороны, и Фомы Аквинского, с другой. Дюбуа называет себя учеником Сиге-ра, сообщает, что ему пришлось слушать комментарии Сигера к «Политике» Аристотеля (Pierre Dubois. De recuperatione Terre Sancte, Р. 121). В то же время он слушал и Фому Аквинского. Его воззрения на многие вопросы, например, проблемы науки и образования, отличались заметным эклектизмом. Он даже не видит особых противоречий между этими двумя фигурами. Сигера Брабантского он величает «превосходнейшим доктором философии», а Фому - «братом глубочайших знаний» (Pierre Dubois. De recuperatione Terre Sancte, Р. 61).

Легист трижды избирался депутатом Генеральных Штатов от Кутанса (в 1302, 1308 и 1319 гг.). Дюбуа, будучи с 1306 г. «адвокатом короля» при церковных судах бальяжа Кутан-са, отстаивал королевские интересы, препятствуя расширению церковной юрисдикции. П. Дюбуа разбогател на судебной практике, параллельно защищая в светских и духовных судах ещё и интересы священников, живущих среди мирян, и аббатств. С 1306 г. он служил двум королям: не оставляя французской службы, исполнял аналогичную в герцогстве Гиени на службе короля Англии Эдуарда I. Некоторое время легист находился на службе у английского короля, но уже в 1307 г. он снова в Нормандии в должности провинциального юриста1. В 1321 г. он последний раз упоминается в списках должностных лиц короля.

Поскольку Дюбуа не был ближайшим советником короля, его сочинения отражают интересы более широких кругов тогдашнего общества, нежели непосредственно королевского окружения.

Публицистическая деятельность легиста охватывает период с 1300 по 1313 гг. Большинство исследователей считают его автором десяти произведений, но так как имя Дюбуа сохранилось только в одном из трактатов, авторство его в отношении некоторых работ (например, «Quaedam proposita рарае rege super facto templariorum») является спорным. Первое по времени написания из сочинений Дюбуа - «Summaria brevis et compendiosa doctrina felicis expeditionis et abreviationis guer-rarum ac litium regni Francorum»2 (ок. 1300 г.), в котором он сформулировал основные идеи, получившие дальнейшее развитие в его главной работе «De recupemtione Terre Sancte», появившейся между 1305-1307 гг.

Трактат «De recupemtione Terre Sancte»3 представляет собой наиболее значительное и зрелое произведение Дюбуа, в котором излагается его широкая внешнеполитическая программа и проект реформ, конечной целью которых было усиление французской монархии. Первое издание его главного трактата «De recupemtione Terre Sancte» вышло в 1611 г. без указания имени автора. Кстати, как раз в то время, герцог Сюлли принялся писать свои мемуары (и таким образом свой проект объединения Европы), который в свою очередь получил (в качестве плана короля Генриха IV) всемирную известность и оказал большое влияние на мыслителей многих последующих поколений.

1 Renan E. Etudes sur la politique religieus du règne de Philippe le Bel. Paris, 1899. P. 257-268.

2 Трактат известен в изложении Де Вайи (Bibliothèque de l'Ecole des chartes. III. Paris, 1846), в извлечениях был опубликован Ш. Ланглуа (Dubois P. De recuperatione Terre Sancte. / Ed. Ch.-V. Langlois. Paris, 1891).

3 Dubois P. De recuperatione Terre Sancte. Paris, 1891.

Затем, в 40-е гг. XIX в., французский академик Де Вайи доказал принадлежность перу легиста шести анонимных работ. В 1861 г. Бутарик, после тщательного анализа особенностей языка и стиля, установил авторство ещё трех работ и опубликовал их. Рукопись с именем Дюбуа была обнаружена в архиве Ватиканской библиотеки французским историком Э. Ренаном и опубликована им в 1873 г. Классическое издание было выполнено Ш.-В. Ланглуа в 1891 г.

Сочинения Пьера Дюбуа в русской медиевистике привлекались для изучения политической истории и истории общественной мысли Франции рубежа классического и позднего средневековья; споров королевской власти и папства Ниной Александровной Хачатурян4 и Лидией Владимировной Венкстерн 5.

Кроме того, проекты королевского леги-ста привлекают исследователей европейской интеграции. Среди этой группы авторов сложилась двоякая оценка трактата Дюбуа.

Так, одни полагают, что Дюбуа является «первым представителем современного космополитизма»6. В то время как другие считают, что Дюбуа «не гнушался никаких средств на пути к своей главной цели: всеобщему миру при гегемонии Франции»7 и что его «волновало нисколько установление мира, сколь-

4 Денисова Н. А. Из истории политической борьбы во Франции в начале XIV в. (трактаты легиста Дюбуа об уничтожении ордена тамплиеров) / / СВ. Вып. 20. М., 1961. С. 208-224.

5 Венкстерн Л. В. Идеи политической централизации в трактате легиста начала XIV в. // УЗ ИГПИ. Т. XI. Иваново, 1957; Венкстерн Л. В. К вопросу о формировании единого централизованного государства во Франции (Пьер Дюбуа. «De recuperatione Terre Sancte.»). Автореферат дисс. на соискание ученой степени к. и. н. Иваново, 1953; Венкстерн Л. В. Общественно-политические идеи и проекты Пьера Дюбуа (ок. 1250 — после 1321) / / Средневековый город. Вып. 12. Саратов, 1998. С. 47-57; Венкстерн Л. В. Французские легисты и их роль в политической централизации страны на рубеже XIII-XIV веков / / Средневековый город. Вып. 9. Саратов, 1989. С. 154—1б0; Венкстерн Л. В. Французский проект реформы образования начала XIV века. / / Средневековый город. Вып. 10. Саратов, 1991. С. 5б-б2.

6 См. Meyer E.H. Die staats- und völkerrechtlichen Ideen von P. Dubois. Marburg, 190S. S. 11S.

7 См. Zeck E. Der Publizist Pierre Dubois. Berlin, 1911. S. 20S.

ко закрепление господства Франции в рамках pax Gallica»S.

В своем главном труде Дюбуа выдвигает множество любопытных проектов общественных преобразований, но в данной статье мы сконцентрируемся на истолковании легистом категории «справедливость» - поскольку именно она, наравне с категорией «право», предопределяет необходимость кардинальных перемен во Франции и Европе.

Пьер Дюбуа, как и его коллеги, модифицирует феодальные правовые установки, используя целый ряд правовых идей и конструкций (зачастую с помощью произвольного истолкования римских источников) с тем расчетом, чтобы последние давали преимущество центральной власти.

Он заимствует римские представления о праве как «искусстве добра и справедливости» (jus est ars boni et aequi) (Dubois P. De facto templariorum, P. 181); о правосудии как «постоянном и вечном требовании каждому воздавать по заслугам» (quod justitia est constans et perpetua voluntas jus suum unicuique tribuendi) (Dubois P. Pamphlet dirigé contre Clément V, pour le forcer à suprimer l'ordre du Temple, P. 178).

Мнение легиста вступает в противоречие с массовыми представлениями о соотношении права и справедливости, согласно которым суд должен был быть персональным, по любви и справедливости. Пьер Дюбуа, например, восклицает: «nonne sic expedit maleficia punier quod pena unius metus multorum existat et quod venie facilitas incentivum retribuat delinquendi?» («разве не полезно так наказать преступление, чтобы легкость прощения не дала основания совершать проступок вновь?») (Dubois P. De facto templariorum, P. 1S1).

Современный ему мир Дюбуа считает «миром попранного права, миром беззакония и войны». Кто же должен защитить права сословий, покончить с войнами в Европе, укрепить христианство? Только национальные монархи.

Следующий комплекс правовых идей автора связан с аргументацией положения короля как высшей судебной инстанции (Pierre Dubois. De recuperatione Terre Sancte, P. S).

8 Kery L. Pierre Dubois und der Völkerbund. Ein 'Weltfriedensplan' um 1300 / / Historische Zeitschrift. 2006. No. 1. P. 30.

По сути, это вольные толкования положения римского государственного права «quod principi placuit, legis habet vigorem»: «si veut le roi, si veut la loi» («воля короля имеет силу закона»), «rex est imperator in regno suo» («король является императором в своем государстве»), «le roi ne tient nului fors de Dieu et de lui» («король не держит королевство ни от кого, кроме как от Бога и самого себя»). Получается, что только монарх является «высшей властью в исполнении справедливости».

В это время в правовой мысли уже появилось деление справедливости на «справедливость духовную» (нравственные христианские заповеди), хранителем которой является Церковь (Philippe de Beaumanoir. Coutumes de Beauvaisis. T. I. § 311), и «справедливость светскую» (светские законы), хранителем которой является королевская власть (Philippe de Beaumanoir. Coutumes de Beauvaisis. T. II. § 1475).

В первом случае восстановление нарушенной справедливости отсрочено, поскольку преступник подлежит божественному суду после окончания земной жизни, а во втором -нарушитель несёт незамедлительное наказание. Правда, непреодолимой пропасти между этими двумя видами справедливости не существовало, поскольку «они должны взаимно помогать друг другу» (Philippe de Beaumanoir. Coutumes de Beauvaisis. T. II. § 1475).

Стержнем «светской справедливости» являлось непосягательство на «право другого» и защита «своего права». «Свое право» включало в себя два компонента - имущество и социальный статус (должностной ранг, служба). В «своем праве» состояли все члены общества, т.к. они занимали строгое место в социальной иерархии и владели имуществом. Самым страшным нарушением справедливости, не имеющим срока давности, и самым тяжким нравственным грехом считалось присвоение чужого имущества.

В случае объявления легитимной войны обязанностью всех подданных будет объединение вокруг монарха и всесторонняя помощь ему, граничащая с абсолютным самопожертвованием. «Сеньор король Филипп Красивый должен также принуждать каждого из своих вассалов, герцогов, графов, баронов, шателенов, рыцарей и всех тех, кто обязан ему определенными службами, появляться и выполнять их без обмана или послабления; он не должен уступать или отказываться от своих требований, поскольку это в ущерб всем тем,

кто должен быть созван только по арьербану (Pierre Dubois. De recuperatione Terre Sancte, Р. 64).

Дюбуа выступает как противник всемирной монархии. «Нет человека в здравом уме, я полагаю, который мог бы с некоторой вероятностью считать возможным ныне, в конце веков, чтобы существовал в отношении мирских дел один единственный монарх всего мира, который управлял бы всем и которому, как высшему, повиновалось бы все, ибо если бы стремиться к этому, то возникли бы бесконечные войны, мятежи и раздоры» (Pierre Dubois. De recuperatione Terre Sancte, Р. 54). Те, кого обычно называют всемирными монархами, таковыми не были; даже Александру Македонскому западные народы не повиновались.

Вместо всемирной монархии Дюбуа предлагает создать concilium generale из числа европейских стран, который бы охранял мир в Европе и являлся постоянным международным судом (Pierre Dubois. De recuperatione Terre Sancte, Р. 97). Главой Совета и главным арбитром легист видит короля Франции.

Дюбуа в частности писал, что «для мира было бы полезно, если бы он подчинился Франции, так как французы лучше, чем все другие народы знают толк в том, как разумно обращаться с властью». Пьер Дюбуа, доказывая превосходство французской нации над другими, утверждает, что «в названном королевстве гораздо лучшее расположение звезд и их влияние более благотворно, чем в других землях и королевствах». Поэтому «французы много более рассудительны и в поступках уравновешеннее, чем любые другие нации; им редко или никогда не изменяет здравый рассудок, чего не скажешь про других» (Pierre Dubois. De recuperatione Terre Sancte , Р. 128129).

Под французами он подразумевал уже всех подданных короля, но все же по традиции выделял Иль-де-Франс, как наиболее благоприятную в природном отношении область, где рождаются люди, осененные особой благодатью природы: «Благодаря доброму расположению и гармонии небесных тел, люди, зачатые, рожденные и воспитанные в королевстве франков, особенно возле Парижа, нравами, твердостью, силой и красотой естественным образом намного превосходят уроженцев других стран» (Pierre Dubois. De recuperatione Terre Sancte, Р. 139).

Именно поэтому первый, сюзерен среди французов, априори должен быть первым среди всех европейцев. Вдобавок короли Франции являются образцами христианской и рыцарской нравственности и чудотворцами.

В дело идет и т.н. «пророчество Сивиллы», которое у Дюбуа впервые было названо «пророчеством о втором Карле Великом», который отвоюет Святую землю, соберёт под своей властью все народы, и будет править ими из своей новой столицы в Иерусалиме. Для реализации этой цели Карла Валуа, брата Филиппа Красивого, следовало женить на наследнице латинских императоров Константинополя и помочь ему отвоевать его владения, дабы суверенная власть на латинском Востоке дополняла власть короля Франции в Европе, которому, в свою очередь, следовало бы передать все светские полномочия римского папы, дабы он правил, нося титул римского сенатора (Pierre Dubois. De recuperatione Terre Sancte, Р. 109).

В целях создания «Всеобщего Совета» папа должен был по просьбе короля Филиппа созвать на французской территории Всеобщий Собор, состоящий из всех христианских духовных и светских правителей, которые «не признают высшей власти над собой» и выносят постановления на основе консенсуса. Главной задачей Собора являлось предотвращение войн христианскими государствами.

Ссылаясь на Аристотеля и современных ему ученых-правоведов, Дюбуа отмечает, что любая война является тяжким преступлением и может быть дозволена «справедливым мужам» только тогда, когда нет более другого способа восстановить мир (Pierre Dubois. De recuperatione Terre Sancte, Р. 4). Войны между католиками, по мнению Дюбуа, являются наиболее предосудительными, так они подрывают силы христианского мира, которые необходимы для освобождения Святой Земли.

Поэтому войны между христианами должны были быть запрещены, и все христианские правители должны были принести клятву не нападать друг на друга. Если кто-то из европейских монархов почувствовал себя пораженным в правах, то он должен был вместо объявления войны обратиться в международный суд, во главе которого должен был встать король Франции.

Нарушителей мира следовало силой принуждать к прекращению военных дей-

ствий путем создания коалиций государств. Лучшим методом подобного воздействия должна стать блокада агрессора, поскольку именно такой путь позволит избежать лишних жертв среди христиан. Виновные в нарушении мира должны были быть лишены своего имущества и оправлены в Палестину для её заселения и ведения вооружённой борьбы с неверными. Конфискованное имущество разнообразных преступников (в том числе и госпитальеров, тамплиеров), которые «ради собственного обогащения предавали Святую Землю и грешили против неё», должно быть использовано для отвоевания Святой Земли (Pierre Dubois. De recuperatione Terre Sancte, Р. 13-15).

Источники

Beaumanoir Ph. de. Coutumes de Beauvaisis. Paris, 1899. T. I-II. Dubois P. De facto templariorum // Boutaric E. Notices et extraits des manuscripts de la Bibliothèque imperiale. Paris, 1862. T. XX. Part. 2. Document XXVIII. P. 180-181. Dubois P. De recuperatione Terre Sancte. Paris, 1891.

Dubois P. Deliberatio super agendas a Philip-po IV, Francorum rege, contra epistolam Bonifacii papae VIII, inter cetera continen-tem haec verba: «Scire te volumus» / / Dupuy P. Histoire du diffèrrend entre le pape Boniface VIII et Philippe le Bel, roi de France. Paris, 1655. Р. 44-47. Dubois P. Mémoire [de Pierre Dubois] à Philippe le Bel, pour l'engager à se faire gréer empereur d'Allemange par le pape Clément V // Boutaric E. Notices et extraits des manuscripts de la Bibliothèque imperiale. Paris, 1862. T. XX. Part. 2. Document XXX. P. 186-189.

Dubois P. Pamphlet dirigé contre Clément V, pour le forcer à suprimer l'ordre du Temple / / Boutaric E. Notices et extraits des manuscripts de la Bibliothéque imperiale. Paris, 1862. T. XX. Part. 2. Document XXVII. P. 175-179. Dubois P. Quaedam proposita papаe rege super facto templariorum // Boutaric E. Notices et extraits des manuscripts de la Biblio-théque imperiale. Paris, 1862. T. XX. Part. 2. Document XXIX. P. 182-186. Dubois P. Summaria brevis et compendiosa doctrina felicis expeditionis et abreviationis guerrarum ac litium regni Francorum / / Dubois P. De recuperatione Terre Sancte. Paris, 1891.

Dubois P. Supplication du people français au roy contre le pape Boniface VIII // Dupuy P. Histoire du diffèrrend entre le pape Boni-

face VIII et Philippe le Bel, roi de France. Paris, 1655. Р. 215.

Литература

Kéry L. Pierre Dubois und der Völkerbund. Ein 'Weltfriedensplan' um 1300 / / Historische Zeitschrift. 2006. No. 1. P. 30.

Meyer E. H. Die staats- und völkerrechtlichen Ideen von P. Dubois. Marburg, 1908.

Renan E. Etudes sur la politique religieus du règne de Philippe le Bel. Paris, 1899.

Zeck E. Der Publizist Pierre Dubois. Berlin, 1911.

Венкстерн Л. В. Идеи политической централизации в трактате легиста начала XIV в. // УЗ ИГПИ. Т. XI. Иваново, 1957.

Венкстерн Л. В. К вопросу о формировании единого централизованного государства во Франции (Пьер Дюбуа. «De recupera-tione Terre Sancte.»). Автореферат дисс. на соискание ученой степени к. и. н. Иваново, 1953.

Венкстерн Л. В. Общественно-политические идеи и проекты Пьера Дюбуа (ок. 1250 — после 1321) / / Средневековый город. Вып. 12. Саратов, 1998. С. 47-57.

Венкстерн Л. В. Французские легисты и их роль в политической централизации страны на рубеже XIII-XIV веков / / Средневековый город. Вып. 9. Саратов, 1989. С. 154-160.

Венкстерн Л. В. Французский проект реформы образования начала XIV века. / / Средневековый город. Вып. 10. Саратов, 1991. С.56-62.

Денисова Н. А. Из истории политической борьбы во Франции в начале XIV в. (трактаты легиста Дюбуа об уничтожении ордена тамплиеров) // СВ. Вып. 20. М., 1961. С. 208-224.

Уколова В. И. У истоков пацифизма // Пацифизм в истории. Идеи и движения мира. М., ИВИ РАН, 1998. С. 22-23.

Колпаков Максим Юрьевич, заведующий кафедрой всеобщей истории и регионоведения Псковского государственного университета, кандидат исторических наук (Псковгу, г. Псков, Россия); e mail: [email protected].

FEATURES OF PERCEPTION OF JUSTICE IN THE TREATISE OF PIERRE DUBOIS «DE RECUPERATIONE TERRAE SANCTAE»

The article is devoted to the study of categorie «justice» in the treatise of the French legist Pierre Dubois «On the liberation of the Holy Land». Special attention is given to the analysis of legal ideas and constructions protecting domestic interests and international projects of the French kingdom in the era of Philip IV the Fair reign.

Key words: history of ideas, war, peace, law, justice, France, the Holy Land, Pierre Dubois, Philip IV the Fair. Maksim Yu. Kolpakov, Head of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.