Научная статья на тему 'Особенности восприятия права и справедливости в трактате Пьера Дюбуа “de recuperatione Terrae Sanctae”'

Особенности восприятия права и справедливости в трактате Пьера Дюбуа “de recuperatione Terrae Sanctae” Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
598
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ИДЕЙ / ВОЙНА / МИР / ПРАВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ФРАНЦИЯ / СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ / ПЬЕР ДЮБУА / ФИЛИПП IV КРАСИВЫЙ / HISTORY OF IDEAS / WAR / PEACE / LAW / JUSTICE / FRANCE / HOLY LAND / PIERRE DUBOIS / PHILIP IV THE FAIR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колпаков Максим Юрьевич

Статья посвящена изучению категорий «право» и «справедливость» в трактате «Об освобождении Святой Земли» французского легиста Пьера Дюбуа. Особое внимание уделено анализу правовых идей и конструкций, защищающих внутриполитические интересы и международные проекты французского королевства в эпоху правления Филиппа IV Красивого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERCEPTION OF LAW AND JUSTICE IN THE TREATISE OF PIERRE DUBOIS “DE RECUPERATIONE TERRAE SANCTAE”

The article is devoted to the study of categories “law” and “justice” in the treatise of the French legist Pierre Dubois “On the Liberation of the Holy Land”. Special attention is given to the analysis of legal ideas and constructions protecting domestic interests and international projects of the French kingdom in the era of Philip IV the Fair reign.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия права и справедливости в трактате Пьера Дюбуа “de recuperatione Terrae Sanctae”»

УДК 94(44).024

Колпаков М. Ю.

особенности восприятия права и справедливости в трактате

ПЬЕРА ДЮБуА "DE RECUPERATIONE TERRAE SANCTAE"

Статья посвящена изучению категорий «право» и «справедливость» в трактате «Об освобождении Святой Земли» французского легиста Пьера Дюбуа. Особое внимание уделено анализу правовых идей и конструкций, защищающих внутриполитические интересы и международные проекты французского королевства в эпоху правления Филиппа IV Красивого.

Ключевые слова: история идей, война, мир, право, справедливость, Франция, Святая Земля, Пьер Дюбуа, Филипп IV Красивый.

Биографических сведений о Дюбуа сохранилось очень мало, и почти все они реконструированы историками на основе его произведений. Пьер Дюбуа (ок. 1250 — после 1321) родился в Нормандии, в городе Кутансе, адвокатом в котором он стал в 1300 г. Учился в Парижском университете, лиценциат канонического права. Взгляды Дюбуа формировались во время его учёбы в Парижском университете под влиянием лекций Сигера Брабантского, с одной стороны, и Фомы Ак-винского, с другой. Дюбуа называет себя учеником Сигера, сообщает, что ему пришлось слушать комментарии Сигера к «Политике» Аристотеля (Dubois P. De recuperatione Terrae Sanctae. Р. 121). В то же время он слушал и Фому Аквинского. Его воззрения на многие вопросы, например, проблемы науки и образования, отличались заметным эклектизмом. Он даже не видит особых противоречий между этими двумя фигурами. Сигера Брабантского он величает «превосходнейшим доктором философии», а Фому — «братом глубочайших знаний» (Dubois P. De recuperatione... Р. 61).

Легист трижды избирался депутатом Генеральных Штатов от Кутанса (в 1302, 1308 и 1319 гг.). Дюбуа, будучи с 1306 г. «адвокатом короля» при церковных судах бальяжа Кутанса, отстаивал королевские интересы, препятствуя расширению

церковной юрисдикции. П. Дюбуа разбогател на судебной практике, параллельно защищая в светских и духовных судах ещё и интересы священников, живущих среди мирян, и аббатств. С 1306 г. он служил двум королям: не оставляя французской службы, исполнял аналогичную в герцогстве Гиени на службе короля Англии Эдуарда I. Некоторое время легист находился на службе у английского короля, но уже в 1307 г. он снова в Нормандии в должности провинциального юриста1. В 1321 г. он последний раз упоминается в списках должностных лиц короля.

Поскольку Дюбуа не был ближайшим советником короля, его сочинения отражают интересы более широких кругов тогдашнего общества, нежели непосредственно королевского окружения. Публицистическая деятельность легиста охватывает период с 1300 по 1313 гг. Большинство исследователей считают его автором десяти произведений, но поскольку имя Дюбуа сохранилось только в одном из трактатов, авторство его в отношении некоторых работ (например, "Quaedam proposita papаe rege super facto templariorum") является спорным. Первое по времени написания из сочинений Дюбуа — "Summaria brevis et compendiosa doctrina felicis expeditionis et abreviationis guerrarum ac litium regni Francorum"2 (ок. 1300 г.), в котором он сформулировал основные идеи, получившие дальнейшее развитие в его главной работе "De recuperatione Terrae Sanctae", появившейся между 1305 и 1307 гг.

Трактат "De recuperatione Terrae Sanctae"3 представляет собой наиболее значительное и зрелое произведение Дюбуа, в котором излагается его широкая внешнеполитическая программа и проект реформ, конечной целью которых было усиление французской монархии. Первое издание "De recuperatione..." вышло в 1611 г. без указания имени автора. Кстати, как раз в то время герцог Сюлли принялся писать свои мемуары (и, таким образом, свой проект объединения Европы), который, в свою очередь, получил (в качестве плана

1 Renan E. Etudes sur la politique religieus du règne de Philippe le Bel. P., 1899. Р. 257-268.

2 Трактат известен в изложении Де Вайи (Bibliothèque de l'Ecole des chartes. III. P., 1846), в извлечениях был опубликован Ш. Ланглуа (Dubois P. De recuperatione Terrae Sanctae / Ed. par Ch.-V. Langlois. P., 1891).

3 Dubois P. De recuperatione Terrae Sanctae / Ed. par Ch.-V. Langlois. P., 1891.

короля Генриха IV) всемирную известность и оказал большое влияние на мыслителей многих последующих поколений.

В 40-е гг. XIX в. французский академик Де Вайи доказал принадлежность перу легиста шести анонимных работ. В 1861 г. Бутарик, после тщательного анализа особенностей языка и стиля, установил авторство ещё трёх работ и опубликовал их. Рукопись с именем Дюбуа была обнаружена в архиве Ватиканской библиотеки французским историком Э. Ренаном и опубликована им в 1873 г. Классическое издание было выполнено Ш.-В. Ланглуа в 1891 г.

Следующие работы отражают активное участие Дюбуа в кампании против Бонифация VIII и процессе против Ордена тамплиеров в качестве публициста и депутата Генеральных штатов от города Кутанса. В памфлете 1302 г. «Deliberatio super agendas a Philippo IV, Francorum rege, contra epistolam Bonifacii papae VIII, inter cetera continentem haec verba: "Scire te volumes"»4 (это единственная работа, подписанная самим Дюбуа) он встал на защиту независимости Франции от притязаний папского престола. Эти притязания были выражены в нарочито резкой форме в подложной папской булле "Scire te volumes", получившей широкое распространение во Франции и, очевидно, сфабрикованной легистами под руководством Пьера Флотта. В памфлете 1304 г. "Supplication du people français au roy contre le pape Boniface VIII" Дюбуа от имени французского народа требовал, чтобы король объявил Бонифация VIII посмертно еретиком5.

Заслуживают внимания и трактаты Пьера Дюбуа против тамплиеров, написанные им в 1308 г. Появившиеся в разгар событий, они невелики по размерам, эмоциональны и имеют ярко выраженную политическую окраску. Их главная задача — воздействие на общественное мнение.

Первая из этих работ, написанная на старофранцузском языке, представляет собой памфлет дискредитирующий папу Климента V и доказывающий правильность мер, предприня-

4 Dubois P. Deliberatio super agendas a Philippo IV, Francorum rege, contra epistolam Bonifacii papae VIII, inter cetera continentem haec verba: "Scire te volumes" // Dupuy P. Histoire du diffèrrend entre le pape Boniface VIII et Philippe le Bel, roi de France. P., 1655. Р. 44-47.

5 Dubois P. Supplication du people français au roy contre le pape Boniface VIII // Dupuy P. Histoire du diffèrrend entre le pape Boniface VIII et Philippe le Bel, roi de France. P., 1655. Р. 215.

тых королевской властью6. Трактат "De facto templariorum"7 имеет форму письма народа Франции к королю с просьбой немедленно уничтожить Орден тамплиеров властью главы государства. Произведение "Quaedam proposita papae rege super facto templariorum"8 представляет собой письмо, написанное папе от имени короля. Нам неизвестно, было ли это письмо действительно отправлено Клименту, но Филипп знал об этом трактате, поскольку найден он был Бутариком в королевских архивах.

В «записке» 1308 г. на имя короля по поводу папы и императора9 Дюбуа обосновывает независимость короля Франции от папского престола и Священной Римской империи.

Сочинения Пьера Дюбуа в русской медиевистике привлекались для изучения политической истории и истории общественной мысли Франции рубежа классического и позднего средневековья, споров королевской власти и папства Н. А. Хачатурян10 и Л. В. Венкстерн11.

Кроме того, проекты королевского легиста привлекают исследователей европейской интеграции. Среди этой группы

6 Dubois P. Pamphlet dirigé contre Clément V, pour le forcer à supri-mer l'ordre du Temple // Boutaric E. Notices et extraits des manuscripts de la Bibliothèque imperiale. T. 20. Pt. 2. Doc. XXVII. P., 1862. P. 175-179.

7 Dubois P. De facto templariorum // Boutaric E. Op. cit. Doc. XXVIII. P. 180-181.

8 Dubois P. Quaedam proposita papаe rege super facto templariorum // Boutaric E. Op. cit. Doc. XXIX. P. 182-186.

9 Dubois P. Mémoire [de Pierre Dubois] à Philippe le Bel, pour l'engager à se faire gréer empereur d'Allemange par le pape Clément V // Bou-taric E. Op. cit. Doc. XXX. P. 186-189.

10 Денисова Н. А. Из истории политической борьбы во Франции в начале XIV в. (трактаты легиста Дюбуа об уничтожении ордена тамплиеров) // СВ. 1961. Вып. 20. С. 208-224.

11 Венкстерн Л. В. Идеи политической централизации в трактате легиста начала XIV в. // УЗ ИГПИ. 1957. Т. 11. С. 53-67; она же. К вопросу о формировании единого централизованного государства во Франции (Пьер Дюбуа. "De recuperatione Terrae Sanctae"). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 1953; она же. Общественно-политические идеи и проекты Пьера Дюбуа (ок. 1250 — после 1321) // СГ. 1998. Вып. 12. С. 47-57; она же. Французские легисты и их роль в политической централизации страны на рубеже XIII-XIV веков // СГ. 1989. Вып. 9. С. 154-160; она же. Французский проект реформы образования начала XIV века // СГ. 1991. Вып. 10. С. 56-62.

авторов сложилась двоякая оценка трактата Дюбуа. Так, одни полагают, что Дюбуа является «первым представителем современного космополитизма»12. В то же время другие считают, что Дюбуа «не гнушался никаких средств на пути к своей главной цели: всеобщему миру при гегемонии Франции»13, и что его «волновало не столько установление мира, сколько закрепление господства Франции в рамках pax Gallica»14.

Позволим себе процитировать фрагмент статьи «У истоков пацифизма» В. И. Уколовой: «Предложенный Дюбуа союз европейских государств предполагал установление вечного мира, но формировался он как образование, противостоящее не-христианскому миру, и, следовательно, потенциально нёс в себе военную направленность. Дюбуа не смог преодолеть столь характерную для средневековья сопряжённость «мир — война», однако его идея христианской республики европейских государств оказалась весьма привлекательной для мыслителей XVII и последующих веков»15.

В своём главном труде Дюбуа выдвигает множество любопытных проектов общественных преобразований, но в данной статье мы сконцентрируемся на истолковании легистом двух категорий — «право» и «справедливость» — поскольку именно они предопределяют необходимость кардинальных перемен во Франции и Европе.

Пьер Дюбуа, как и его коллеги, модифицирует феодальные правовые установки, используя целый ряд правовых идей и конструкций (зачастую с помощью произвольного истолкования римских источников) с тем расчётом, чтобы последние давали преимущество центральной власти.

Он заимствует римские представления о праве как «искусстве добра и справедливости» (jus est ars boni et aequi) (Dubois P. De facto templariorum. Р. 181); о правосудии как «постоянном и вечном требовании каждому воздавать по заслугам» (quod justitia est constans et perpetua voluntas jus suum

12 См.: Meyer E. H. Die staats- und völkerrechtlichen Ideen von P. Dubois. Marburg, 1908. S. 118.

13 См.: Zeck E. Der Publizist Pierre Dubois. B., 1911. S. 208.

14 Kéry L. Pierre Dubois und der Völkerbund. Ein 'Weltfriedensplan' um 1300 // Historische Zeitschrift. 2006. Bd. 283. S. 30.

15 Уколова В. И. У истоков пацифизма // Пацифизм в истории. Идеи и движения мира. М., 1998. С. 22-23.

146

unicuique tribuendi) (Dubois P. Pamphlet dirigé contre Clément V, pour le forcer à suprimer l'ordre du Temple. Р. 178).

Мнение легиста вступает в противоречие с массовыми представлениями о соотношении права и справедливости, согласно которым суд должен был быть персональным, по любви и справедливости. Пьер Дюбуа, например, восклицает: "Nonne sic expedit maleficia punier quod pena unius metus mul-torum existat et quod venie facilitas incentivum retribuat delin-quendi?" («разве не полезно так наказать преступление, чтобы лёгкость прощения не дала основания совершать проступок вновь?») (Dubois P. De facto templariorum. Р. 181).

Современный ему мир Дюбуа считает «миром попранного права, миром беззакония и войны». Кто же должен защитить права сословий, покончить с войнами в Европе, укрепить христианство? Только национальные монархи.

Следующий комплекс правовых идей автора связан с аргументацией положения короля как высшей судебной инстанции (Dubois P. De recuperatione... Р. 8). По сути, это вольные толкования положения римского государственного права "quod principi placuit, legis habet vigorem": "si veut le roi, si veut la loi" («воля короля имеет силу закона»), "rex est imperator in regno suo" («король является императором в своём государстве»), "le roi ne tient nului fors de Dieu et de lui" («король не держит королевство ни от кого, кроме как от Бога и самого себя»). Получается, что только монарх является «высшей властью в исполнении справедливости».

В это время в правовой мысли уже появилось деление справедливости на «справедливость духовную» (нравственные христианские заповеди), хранителем которой является Церковь (Beaumanoir Ph., de. Coutumes de Beauvaisis. T. I. § 311), и «справедливость светскую» (светские законы), хранителем которой является королевская власть (Beaumanoir Ph., de. Coutumes de Beauvaisis. T. II. § 1475).

В первом случае восстановление нарушенной справедливости отсрочено, поскольку преступник подлежит божественному суду после окончания земной жизни, а во втором — нарушитель несёт незамедлительное наказание. Правда, непреодолимой пропасти между этими двумя видами справедливости не существовало, поскольку «они должны взаимно помогать друг другу» (Beaumanoir Ph., de. Coutumes de Beauvaisis. T. II. § 1475).

Стержнем «светской справедливости» являлось непосягательство на «право другого» и защита «своего права». «Своё право» включало в себя два компонента — имущество и социальный статус (должностной ранг, служба). В «своём праве» состояли все члены общества, т. к. они занимали строгое место в социальной иерархии и владели имуществом. Самым страшным нарушением справедливости, не имеющим срока давности, и самым тяжким нравственным грехом считалось присвоение чужого имущества.

В случае объявления легитимной войны обязанностью всех подданных будет объединение вокруг монарха и всесторонняя помощь ему, граничащая с абсолютным самопожертвованием. «Сеньор король Филипп Красивый должен также принуждать каждого из своих вассалов, герцогов, графов, баронов, шателенов, рыцарей и всех тех, кто обязан ему определёнными службами, появляться и выполнять их без обмана или послабления; он не должен уступать или отказываться от своих требований, поскольку это в ущерб всем тем, кто должен быть созван только по арьербану (Dubois P. De recuperatione... Р. 64).

Дюбуа выступает как противник всемирной монархии. «Нет человека в здравом уме, я полагаю, который мог бы с некоторой вероятностью считать возможным ныне, в конце веков, чтобы существовал в отношении мирских дел один единственный монарх всего мира, который управлял бы всем и которому, как высшему, повиновалось бы все, ибо если бы стремиться к этому, то возникли бы бесконечные войны, мятежи и раздоры» (Dubois P. De recuperatione... Р. 54). Те, кого обычно называют всемирными монархами, таковыми не были; даже Александру Македонскому западные народы не повиновались.

Вместо всемирной монархии Дюбуа предлагает создать concilium generale из числа европейских стран, который бы охранял мир в Европе и являлся постоянным международным судом (Dubois P. De recuperatione... Р. 97). Главой Совета и главным арбитром легист видит короля Франции. Дюбуа, в частности, писал, что «для мира было бы полезно, если бы он подчинился Франции, так как французы лучше, чем все другие народы, знают толк в том, как разумно обращаться с властью». Пьер Дюбуа, доказывая превосходство французской нации

над другими, утверждает, что «в названном королевстве гораздо лучшее расположение звёзд и их влияние более благотворно, чем в других землях и королевствах». Поэтому «французы много более рассудительны и в поступках уравновешеннее, чем любые другие нации; им редко или никогда не изменяет здравый рассудок, чего не скажешь про других» (Dubois P. De recuperatione... Р. 128-129).

Под французами он подразумевал уже всех подданных короля, но всё же по традиции выделял Иль-де-Франс как наиболее благоприятную в природном отношении область, где рождаются люди, осенённые особой благодатью природы: «Благодаря доброму расположению и гармонии небесных тел, люди, зачатые, рождённые и воспитанные в королевстве франков, особенно возле Парижа, нравами, твёрдостью, силой и красотой естественным образом намного превосходят уроженцев других стран» (Dubois P. De recuperatione... Р. 139). Именно поэтому первый сюзерен среди французов априори должен быть первым среди всех европейцев. Вдобавок короли Франции являются образцами христианской и рыцарской нравственности и чудотворцами.

В дело идёт и так называемое «пророчество Сивиллы», которое у Дюбуа впервые было названо «пророчеством о втором Карле Великом», который отвоюет Святую землю, соберёт под своей властью все народы и будет править ими из своей новой столицы в Иерусалиме. Для реализации этой цели Карла Валуа, брата Филиппа Красивого, следовало женить на наследнице латинских императоров Константинополя и помочь ему отвоевать его владения, дабы суверенная власть на латинском Востоке дополняла власть короля Франции в Европе, которому, в свою очередь, следовало бы передать все светские полномочия римского папы, дабы он правил, нося титул римского сенатора (Dubois P. De recuperatione... Р. 109).

В целях создания «Всеобщего Совета» папа должен был по просьбе короля Филиппа созвать на французской территории Всеобщий Собор, состоящий из всех христианских духовных и светских правителей, которые «не признают высшей власти над собой» и выносят постановления на основе консенсуса. Главной задачей Собора являлось предотвращение войн христианскими государствами.

Ссылаясь на Аристотеля и современных ему учёных-правоведов, Дюбуа отмечает, что любая война является тяжким преступлением и может быть дозволена «справедливым мужам» только тогда, когда нет другого способа восстановить мир (Dubois P. De recuperatione... Р. 4). Войны между католиками, по мнению Дюбуа, являются наиболее предосудительными, так они подрывают силы христианского мира, которые необходимы для освобождения Святой Земли. Поэтому войны между христианами должны были быть запрещены, и все христианские правители должны были принести клятву не нападать друг на друга. Если кто-то из европейских монархов почувствовал себя поражённым в правах, то он должен был вместо объявления войны обратиться в международный суд, во главе которого должен был встать король Франции.

Нарушителей мира следовало силой принуждать к прекращению военных действий путём создания коалиций государств. Лучшим методом подобного воздействия должна стать блокада агрессора, поскольку именно такой путь позволит избежать лишних жертв среди христиан. Виновные в нарушении мира должны были быть лишены своего имущества и оправлены в Палестину для её заселения и ведения вооружённой борьбы с неверными. Конфискованное имущество разнообразных преступников (в том числе госпитальеров и тамплиеров), которые «ради собственного обогащения предавали Святую Землю и грешили против неё», должно быть использовано для отвоевания Святой Земли (Dubois P. De recuperatione... Р. 13-15).

Источники

Beaumanoir Ph., de. Coutumes de Beauvaisis. T. 1-2 / Ed. par

A. Salmon. P., 1899. Dubois P. De facto templariorum // Boutaric E. Notices et extraits des manuscripts de la Bibliothèque imperiale. T. 20. Pt. 2. Doc. XXVIII. P., 1862. P. 180-181. Dubois P. De recuperatione Terrae Sanctae / Ed. par Ch.-V. Lan-glois. P., 1891.

Dubois P. Deliberatio super agendas a Philippo IV, Francorum rege, contra epistolam Bonifacii papae VIII, inter cetera conti-nentem haec verba: "Scire te volumes" // Dupuy P. Histoire du diffèrrend entre le pape Boniface VIII et Philippe le Bel, roi de France. P., 1655. Р. 44-47.

Dubois P. Mémoire [de Pierre Dubois] à Philippe le Bel, pour l'engager à se faire gréer empereur d'Allemange par le pape Clément V // Boutaric E. Notices et extraits des manuscripts de la Bibliothèque imperiale. T. 20. Pt. 2. Doc. XXX. P., 1862. P. 186-189.

Dubois P. Pamphlet dirigé contre Clément V, pour le forcer à supri-mer l'ordre du Temple // Boutaric E. Notices et extraits des manuscripts de la Bibliothéque imperiale. T. 20. Pt. 2. Doc. XXVII. P., 1862. P. 175-179.

Dubois P. Quaedam proposita papаe rege super facto templariorum // Boutaric E. Notices et extraits des manuscripts de la Biblio-théque imperiale. P., 1862. T. 20. Pt. 2. Doc. XXIX. P. 182-186.

Dubois P. Summaria brevis et compendiosa doctrina felicis expedi-tionis et abreviationis guerrarum ac litium regni Francorum // Dubois P. De recuperatione Terrae Sanctae / Ed. par Ch.-V. Lan-glois. P., 1891.

Dubois P. Supplication du people français au roy contre le pape Boniface VIII // Dupuy P. Histoire du diffèrrend entre le pape Boniface VIII et Philippe le Bel, roi de France. P., 1655. Р. 215.

Литература

Венкстерн Л. В. Идеи политической централизации в трактате легиста начала XIV в. // УЗ ИГПИ. 1957. Т. 11. С. 53-67.

Венкстерн Л. В. К вопросу о формировании единого централизованного государства во Франции (Пьер Дюбуа. "De recuperatione Terrae Sanctae"). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иваново, 1953.

Венкстерн Л. В. Общественно-политические идеи и проекты Пьера Дюбуа (ок. 1250 - после 1321) // СГ. 1998. Вып. 12. С. 47-57.

Венкстерн Л. В. Французские легисты и их роль в политической централизации страны на рубеже XIII-XIV веков // СГ. 1989. Вып. 9. С. 154-160.

Венкстерн Л. В. Французский проект реформы образования начала XIV века // СГ. 1991. Вып. 10. С. 56-62.

Денисова Н. А. Из истории политической борьбы во Франции в начале XIV в. (трактаты легиста Дюбуа об уничтожении ордена тамплиеров) // СВ. 1961. Вып. 20. С. 208-224.

Уколова В. И. У истоков пацифизма // Пацифизм в истории. Идеи и движения мира. М., 1998. С. 22-23.

Kéry L. Pierre Dubois und der Völkerbund. Ein 'Weltfriedensplan'

um 1300 // Historische Zeitschrift. 2006. Bd. 283. S. 1-30. Meyer E.H. Die staats- und völkerrechtlichen Ideen von P. Dubois. Marburg, 1908.

Renan E. Etudes sur la politique religieus du règne de Philippe le

Bel. P., 1899. Zeck E. Der Publizist Pierre Dubois. B., 1911.

Колпаков Максим Юрьевич, заведующий кафедрой всеобщей истории и регионоведения, кандидат исторических наук (Псковский государственный университет, г. Псков, Россия); эл. почта: [email protected].

Features of Perception of Law and Justice in the Treatise of Pierre Dubois "De Recuperatione Terrae Sanctae"

The article is devoted to the study of categories "law" and "justice" in the treatise of the French legist Pierre Dubois "On the Liberation of the Holy Land". Special attention is given to the analysis of legal ideas and constructions protecting domestic interests and international projects of the French kingdom in the era of Philip IV the Fair reign.

Key words: history of ideas, war, peace, law, justice, France, the Holy Land, Pierre Dubois, Philip IV the Fair.

Maksim Kolpakov, Head of the Department of World History and Area Studies, Candidate of Historical Sciences (Pskov State University, Pskov, Russia); e-mail: [email protected].

References

Beaumanoir Ph., de. Coutumes de Beauvaisis. T. 1-2 / Ed. par A. Salmon. P., 1899.

Dubois P. De facto templariorum // Boutaric E. Notices et extraits des manuscripts de la Bibliothèque imperiale. T. 20. Pt. 2. Doc. XXVIII. P., 1862. P. 180-181.

Dubois P. De recuperatione Terrae Sanctae / Ed. par Ch.-V. Langlois. P., 1891.

Dubois P. Deliberatio super agendas a Philippo IV, Francorum rege, contra epistolam Bonifacii papae VIII, inter cetera continentem haec verba: "Scire te volumes" // Dupuy P. Histoire du diffèrrend entre le pape Boniface VIII et Philippe le Bel, roi de France. P., 1655. R. 44-47.

Dubois P. Mémoire [de Pierre Dubois] à Philippe le Bel, pour l'engager à se faire gréer empereur d'Allemange par le pape Clément V // Boutaric E. Notices et extraits des manuscripts de la Bibliothèque imperiale. T. 20. Pt. 2. Doc. XXX. P., 1862. P. 186-189.

Dubois P. Pamphlet dirigé contre Clément V, pour le forcer à suprimer l'ordre du Temple // Boutaric E. Notices et extraits des manuscripts de la Bibliothèque imperiale. T. 20. Pt. 2. Doc. XXVII. P., 1862. P. 175-179.

Dubois P. Quaedam proposita papae rege super facto templariorum // Boutaric E. Notices et extraits des manuscripts de la Bibliothèque imperiale. P., 1862. T. 20. Pt. 2. Doc. XXIX. P. 182-186.

Dubois P. Summaria brevis et compendiosa doctrina felicis expeditionis et abreviationis guerrarum ac litium regni Francorum // Dubois P. De recuperatione Terrae Sanctae / Ed. par Ch. V. Langlois. P., 1891.

Dubois P. Supplication du people français au roy contre le pape Boniface VIII // Dupuy P. Histoire du diffèrrend entre le pape Boniface VIII et Philippe le Bel, roi de France. P., 1655. R. 215.

Venkstern L. V. Idei politicheskoy tsentralizatsii v traktate legista nachala XIV v. // UZ IGPI. 1957. T. 11. S. 53-67.

Venkstern L. V. K voprosu o formirovanii edinogo tsentralizovannogo gosudarstva vo Frantsii (P'er Dyubua. "De recuperatione Terrae Sanctae"). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Ivanovo, 1953.

Venkstern L. V. Obshchestvenno-politicheskie idei i proekty P'era Dyubua (ok. 1250 - posle 1321) // Srednevekovyy gorod. 1998. Vyp. 12. S. 47-57.

Venkstern L. V. Frantsuzskie legisty i ikh rol' v politicheskoy tsentralizatsii strany na rubezhe XIII-XIV vekov // Srednevekovyy gorod. 1989. Vyp. 9. S. 154-160.

Venkstern L. V. Frantsuzskiy proekt reformy obrazovaniya nachala XIV veka // Srednevekovyy gorod. 1991. Vyp. 10. S. 56-62.

Denisova N. A. Iz istorii politicheskoy bor'by vo Frantsii v nachale XIV v. (traktaty legista Dyubua ob unichtozhenii ordena tamplierov) // Srednie Veka. 1961. Vyp. 20. S. 208-224.

Ukolova V. I. U istokov patsifizma // Patsifizm v istorii. Idei i dvizheniya mira. M., 1998. S. 22-23.

Kéry L. Pierre Dubois und der Völkerbund. Ein 'Weltfriedensplan' um 1300 // Historische Zeitschrift. 2006. Bd. 283. S. 1-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Meyer E. H. Die staats- und völkerrechtlichen Ideen von P. Dubois. Marburg, 1908.

Renan E. Etudes sur la politique religieus du règne de Philippe le Bel. P., 1899.

Zeck E. Der Publizist Pierre Dubois. B., 1911.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.