Научная статья на тему 'Политические идеи французского легиста Гийома де Ногаре'

Политические идеи французского легиста Гийома де Ногаре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
897
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические идеи французского легиста Гийома де Ногаре»

М.Ю. Колпаков

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ФРАНЦУЗСКОГО ЛЕГИСТА ГИЙОМА ДЕ НОГАРЕ

поха правления Филиппа IV Красивого (1285-1314) была чН важным этапом в развитии централизованного государства

во Франции. Вдохновителями и проводниками политики усиления королевской власти были так называемые легисты. Термин «легисты» используется для обозначения персонала административных и судебных учреждений феодальной монархии, получившего юридическое образование и проводившего в жизнь принцип королевского верховенства; обычно они являлись выходцами из среды низшего дворянства, духовенства и горожан. В своих сочинениях они положили начало монархической теории, опираясь на римские нормы государственного права. Ими впервые была создана логически законченная концепция французской монархии проабсолютистского толка, которая явилась основой для развития монархической мысли второй половины XIV-XV веков [1].

Королевских легистов, преданных вознесшему их суверену и его интересам, современники ненавидели. Например, Ив из Сен-Дени писал, что грабительская финансовая политика проводится из-за дурных советов, а не по воле короля. Другой, анонимный автор, критиковал монарха за то, что он окружил себя людьми подобными язве, вилланами, ворами и разбойниками. Годфруа Парижский говорил о Филиппе Красивом как о легковерном человеке, находившимся в плохом окружении, а епископ Памье сомневался в его способности думать и говорить. Хотя нельзя считать короля марионеткой, так как он всегда сам подбирал себе советников, внимательно следил за исполнением своих распоряжений и никогда не позволял им самостоятельно принимать важные решения [2]. При этом Филипп, стремившийся подражать своему деду Людовику, сам разделял идеи о принадлежности к «святой» династии, необходимости сильной королевской власти и единого государства [3].

Хотя французский абсолютизм стал классическим для западноевропейского мира, его идеология на раннем этапе ее становления в отечественной историографии получила слабое освещение [4]. Среди зарубежных исследователей, внесших большой вклад в изучение монархических теорий ХШ-Х1У веков, необходимо

назвать Р. Шольца, в работе которого анализируются публицистические сочинения, отражающие противостояние королевской власти и римской курии эпохи Филиппа Красивого, и Ж. Кринена, изучавшего политико-правовые теории королевских легистов [5].

Одной из наиболее значительных фигур в ближайшем окружении Филиппа Красивого являлся Гийом де Ногаре [6].

Он родился в середине XIII века (точная дата рождения неизвестна, в качестве предполагаемой называется 1260 год) в местечке Сен-Феликс-де-Карман близ Тулузы. После получения юридического образования в Тулузе Гийом делает успешную карьеру в качестве преподавателя права в Монпелье. В 1294 году он перешел на королевскую службу, в течение двух лет занимает должности старшего судьи в Бокерском и Нимском сенешальствах. Именно тогда, когда Ногаре выполнял одно весьма деликатное поручение, произошла первая его встреча с Филиппом, после которой начинается стремительное восхождение этого лояльного престолу, активного и самолюбивого человека. Он получает должность королевского сенешаля Бокера, в 1296 году становится членом королевского совета и, наконец, в 1299 году король лично посвящает Гийома в рыцари, тем самым аноблируя его.

Таким образом, жизненный путь Ногаре типичен для легистов ХШ-ХГУ вв., многие из которых являлись выходцами с Юга, продвигались по королевской службе благодаря прекрасному знанию римского и канонического права и личной активности. Их преданность короне и служебное рвение возрастали еще больше, когда эти люди достигали высоких постов и получали рыцарское достоинство.

С 1300 года Ногаре являлся ближайшим помощником Пьера Флотта, тогдашнего хранителя королевской печати, погибшего в битве при Куртре. Он сопровождал Флотта во время поездки в Рим 1301 года, участвовал в расследовании дела Бернара Сессе, епископа Памье, которое принято считать первым громким инквизиционным процессом эпохи Филиппа Красивого. Флотт обвинял епископа в симонии, в богохульстве, в ереси, в блуде и колдовстве. Его слуг пытали для получения нужных показаний, а имущество Бернара было конфисковано. Затем Ногаре успешно осуществил ряд проектов Филиппа (например, вместе с Сен-Жюстом в 1306 году он провел конфискацию имущества евреев в Тулузе и Альби [7]), и, наконец, 22 сентября 1307 года достиг должности хранителя королевской печати. Наиболее значительными событиями, в которых он принял активное участие, были процессы Гишара, епископа Труа (1308-1313) [8], тамплиеров (1307-1314) [9], заседания Генеральных Штатов 1308 года [10]. С

1309 года его влияние в королевском совете уменьшается, так как

отчасти происходит переориентация политики Франции и решающую роль в ее проведении стал играть другой известный легист, пусть и не столь прекрасно образованный, Ангерран де Мариньи. Умер Ногаре в апреле 1313 года [11]. Преемники Филиппа Красивого покровительствовали его сыновьям — Раймонду и Гийому, и их потомкам, которые занимали заметные должности в королевской администрации и в армии.

Наиболее яркие события политической карьеры Гийома де Ногаре связаны с участием в борьбе Филиппа IV и Бонифация VIII. 12 марта 1303 года он выступил в Лувре с обвинительной речью против римского папы и заявил о необходимости созыва Собора, который должен будет осудить «преступника». Предпринятая попытка ареста Бонифация и все последовавшие за этим события получили известность как «инцидент в Ананьи» [12].

В конце марта легист для ареста папы отправляется в Италию в сопровождении Жана Муша, Ирикона и Гессерна. Всем посланцам были выданы верительные грамоты, согласно которым они имели право вести переговоры от имени короля, заключать необходимые для успешного исхода предприятия союзы и соглашения, получать помощь людьми и деньгами. Во Флоренции группа по кредитным письмам короля получила деньги, затем отправилась в замок Стаджа, принадлежавший семейству Францези. Ногаре организовал рассылку писем ко всем, кого счел в Италии противниками папы, с просьбами о помощи. Вскоре к замку стали стекаться недовольные политикой Бонифация или просто подкупленные люди. Из прибывших заговорщиков наиболее влиятельной персоной являлся Киарра Колонна. Летом 1303 года папа римский перебирается в г. Ананьи, где находился папский дворец. 2 сентября посланцам короля стало известно, что папа готовится 8 сентября отлучить Филиппа IV от церкви. Эта новость заставила Гийома де Ногаре выступить немедленно. 7 сентября отряд из 500-600 всадников, половина из которых была французскими рыцарями, осевшими в Италии со времен похода Карла Валуа, и 1000 пехотинцев под предводительством Ногаре и Колонны, под приветственные крики жителей входит в Ананьи. Но Бонифаций УШ, несмотря на то, что был захвачен своими противниками и подвергся оскорблениям, отказался отречься от римского престола и согласиться на созыв Собора. Кроме того, 9 марта общественные симпатии были уже на стороне папы, и нападавшие оставили город. Тем не менее, Бонифаций, согласно широко распространенному мнению так и не оправившись от потрясения, вскоре умирает.

События в Ананьи оказали сильное влияние на последующую деятельность легиста, поскольку новый папа Бенедикт XI в марте-мае 1304 года снял все предъявленные обвинения с Филиппа IV и

семейства Колонна, но Ногаре был отлучен от церкви [13]. Смерть Бенедикта XI и избрание новым папой Клемента V, француза по происхождению, способствовала, в конечном счете, оправданию и королевского советника. На Вьенском Соборе (1311-1312) среди прочих было рассмотрено дело Бонифация VIII, короля Филиппа IV и его советников. Решение оказалось компромиссным: все прошлое (события в Ананьи и требование расследовать преступления Бонифация) предавалось забвению; «доброе рвение» короля было, якобы поддержано просьбами некоторых кардиналов; Ногаре получил полное отпущение грехов [14].

Гийом де Ногаре был изворотливым и лицемерным политиком, использовавшим методы политической борьбы, заимствованные из практики инквизиционных процессов и опыта Пьера Флотта: организация судебных разбирательств с использованием часто вымышленных обвинений (убийство, идолопоклонничество, содомия, хищения ростовщичество, алчность, колдовство, наведение порчи, сношение с дьяволом), шантаж, подкуп и манипулирование общественным мнением с помощью памфлетов. При этом королевский советник был уверен в собственной правоте и апеллировал к высшей справедливости. Например, по дороге в Ананьи он писал другу Этьену де Сюизи, что просит Бога остановить его, если задуманное предприятие не согласуется с божественной волей [15].

Перейдем от оценки политической деятельности Гийома де Ногаре к анализу его политических идей.

Подробный указатель приписываемых Ногаре сочинений и речей можно найти у Э. Ренана [16]. Принципиальными для понимания политических воззрений легиста являются: речь на заседании ассамблеи в Лувре от 12 марта 1303 года [17]; трактат 1303 года, обращенный к королю, о Бонифации VIII [18]; записка

1310 года, содержащая проект крестового похода на Восток [19]; опубликованные П. Дюпюи так называемые шесть «апологий» (третья и шестая в соавторстве с Гийомом Плезианом) [20]. Время написания второй апологии неизвестно, остальные созданы в 1310 году. Кроме того, в работе Дюпюи опубликованы и другие источники по делу Бонифация VIII [21].

Для сочинений и речей Ногаре, как и для творчества всех легистов, характерна цельность, четкость в изложении мыслей, сочетание юридической и дискуссионной лексики. Правда, сочинения легистов не пользовались широкой популярностью, так как эти люди олицетворяли ненавистную новую правовую систему королевского судопроизводства из-за откровенной пропаганды королевской политики

Преимущественное внимание в своем творчестве Гийом де

Ногаре уделил дальнейшему развитию двух политических теорий XIII века — «король является императором в своем государстве» (rex est imperator in regno suo) и «король не держит королевство ни от кого, кроме как от Бога и самого себя» (le roi ne tient nului fors de Dieu et de lui) [22].

Филипп Красивый, по мнению Ногаре, - «суверенный король» [23], единственный полноправный правитель Франции. Французский монарх — носитель высшей судебной власти («высшая власть в исполнении справедливости», «ангел Бога») [24]. Его прямой задачей и обязанностью является забота о чистоте и процветании церкви. Легист называет короля «защитником церкви», «поборником и столпом веры» [25]. Филипп держит свою власть от Бога («...забота и защита церкви была вверена Христом...») [26], по обычаю предков (Господин наш король — прямой потомок французских монархов, которые начиная с далекого предка господина нашего Пипина Короткого все были людьми богобоязненными, пламенными и стойкими защитниками истинной веры и Святой матери-церкви.») [27]. Все вышеперечисленное используется в качестве аргументов для обоснования независимости королевской власти от папского престола.

Но французский монарх не просто независим от папы. Он вдобавок обладает особым «королевским достоинством», к службе которого относится также истребление ереси [28]. A находящийся на римском престоле Бонифаций VIII, по мнению Ногаре, оказался еретик. Выступая 12 марта 1303 года в Лувре, хранитель королевской печати, обвинил папу в ереси и множестве других преступлений. Несмотря на имя («творящий добро»), он убил своего предшественника Целестина, виновен в симонии, разорении церквей, убийствах, ростовщичестве, алчности, покровительстве недостойным, нарушении церковной дисциплины. Кроме того, этот человек своими действиями ставит страну на грань раскола. Поэтому король может использовать против него даже военную силу («действовать военной рукой»), защищая государство и римскую церковь от возможных ответных действий «еретика» [29].

Далее королевский легист предлагает Филиппу и всем христианским государям арестовать преступника и доставить на суд Собора и низложить его [30]. Таким образом, Ногаре выступил против существовавшей с XII века церковной практики и первым высказал идею верховенства Собора как высшей судебной инстанции, но только для папы-еретика. A уже в другой политической ситуации прагматик Ногаре не видит необходимости в наличии независимости Собора от папы, предлагая Клименту V самостоятельно осудить покойного Бонифация VIII и тамплиеров. Окончательно представление о Вселенском Соборе как высшем

судебном и законодательном органе христианского мира будет сформулировано только в XV веке [31].

Никакое ограничение королевской власти в условиях противостояния французской монархии и папства невозможно. Напротив, всем подданным надо встать на сторону короля: «должно и можно подняться каждому христианину и католику, могущественному воину, ... а также частному лицу, если церковная и светская власти недостаточно эффективны.» [32]. Особо подчеркивается преимущественное право рыцарства участвовать в решении любых политических вопросов. Ногаре разделял традиционное мнение о рыцарстве как о важнейшем социальном институте. Легист с гордостью отмечает, что он не простой слуга Филиппа IV, а является рыцарем, возведенным в это звание королем [33].

Особое место отводит Ногаре обоснованию сакрального характера королевской власти.

Начиная с конца XIII века, эта идея активно внедряется в массовое сознание во Франции. В 1297 году происходит канонизация Людовика IX, что сразу делает Филиппа Красивого королем, принадлежащим к святой династии. В церковной практике получают широкое распространение молитвы за короля и проповеди, в которых пропагандируется чудотворная сила правителя. Так Гийом Соквильский около 1300 года произнес проповедь, в которой называет Филиппа сыном Давида, так как Давид — «сильная рука», а королевская рука исцеляет. «Всякий государь, наследующий французский престол, получает тотчас миропомазание и корону, а с ними особенную благодать и особый дар — исцелять страждущих одним прикосновением руки: посему из разных мест и многих земель приходят к королю несчастные, пораженные королевской болезнью» [34].

В шестой Апологии Гийома де Ногаре присутствует панегирик Филиппу, где подчеркиваются христианские добродетели короля, которые сближают его с дедом, Людовиком Святым. «Он всегда был строг и целомудрен — как до брака, так и вступив в него. Он всегда отличался особой скромностью и сдержанностью как в облике своем, так и в речах, ничем не проявляя ни гнева своего, ни неприязни к кому-либо, и всех любил. Он воплощение милосердия, доброты, сострадания и благочестия, истинно верующий христианин». Но особо важно указание на способность короля исцелять золотуху возложением рук: «господь творит его руками над страждущими чудеса несомненные (apertaque miracula Deus infirmis, Deus per manus eius ministrat)» [35].

В системе политических взглядов французских легистов эпохи Филиппа IV Красивого особое место занимает вопрос о

международном положении французской монархии, который включает в себя и проблему освобождения Святой Земли.

После падения в 1291 г. Акры на Западе начинается активное обсуждение идеи нового крестового похода, но папа Бонифаций VIII был поглощен борьбой с французским королем Филиппом IV, и только Климент V обращается к проблеме освобождения Святой Земли. Для этого в течение 1306 г. он пытался добиться заключения мира между Англией и Францией и урегулировать отношения между папством и французской короной. Анализ сохранившихся проектов показывает, что потенциальные участники похода, прикрываясь миссионерской целью, преследовали собственные узкие политические интересы.

В 1306 году появляются трактат «De recuperatione Terre Sancte» [36] провинциального нормандского легиста Пьера Дюбуа, адвоката из Кутанса, и две записки магистра ордена тамплиеров Жака де Моле [37].

Прикрываясь идеей крестового похода, Дюбуа предлагает конфисковать имущество монашеских орденов, члены которых не живут в монастырях, объединить рыцарские ордена, упразднить светскую власть пап, провести реформу духовенства. Для достижения всеобщего мира необходимо создать concilium generale из числа европейских стран, который бы охранял мир в Европе и являлся постоянным международным судом. Во главе этого органа должен встать король Франции. Возрожденная в результате похода объединенной армии европейских государств империя должна быть передана брату короля, Карлу Валуа, женатому на Екатерине де Куртене, наследнице латинских императоров. Средством закрепления христиан на Востоке выступает христианизация местного населения и приобщение его к европейской культуре. Для осуществления этого замысла необходима кардинальная реформа системы образования.

Магистр тамплиеров отрицает целесообразность создания объединенного ордена, заверяет папу, что дешевле в предстоящем походе воспользоваться услугами рыцарских орденов.

И только затем, во время процесса над тамплиерами, в 1310 г. с проектом крестового похода [38], откровенно направленным против тамплиеров, выступил Гийом де Ногаре. По его мнению, главными виновниками поражения в Святой Земле являлись тамплиеры [39], поэтому их имущество должно быть конфисковано и передано Филиппу Красивому, как руководителю нового объединенного похода христиан Европы. Кроме того, уместным будет передача королю земель других рыцарских орденов, и обложение налогом всего имущества и всех доходов церкви.

Подводя итог, необходимо отметить, что в системе политических взглядов Гийома де Ногаре системообразующими являются идеи королевского суверенитета и сакрального характера французской королевской власти. Проабсолютистский характер политической теории Ногаре усиливается положениями о невозможности ограничения королевской власти в условиях противостояния французской монархии и папства и необходимости всем подданным встать на сторону короля в этом конфликте. Исключительное положение Франции на международной арене, особый статус ее короля как главы среди всех светских правителей обосновывается принадлежностью Филиппа к святой династии, его уникальными христианскими добродетелями и чудотворной силой, его заслугами в борьбе против папы-еретика и защите христианской церкви.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Малинин Ю.П. Общественно-политическая мысль позднесредневековой Франции (XIV-XV вв.). СПб., 2000. С. 140.

2. Favier, J. Les legistes et la governenements de Philippe le Bel. // Journale des Savants. 1969. P. 92-108; Favier, J. Philippe le Bel. Paris. 1978; Fawtier R. Les Capetiens et la France. Leur role dans sa construction. Paris. 1942; Renan E. Guillaume de Nogaret, legiste. //Etudes sur la politique religieus du ragne de Philippe le Bel. Paris. 1899.

3. Fawtier R. Les Capetiens et la France. Leur role dans sa construction. Paris. 1942. Р. 48-67.

4. Социально-политические идеи легистов Филиппа IV (Ногаре, Плезиана, Дюбуа) рассматривались Н.А. Хачатурян при анализе формирования теории сословного представительства и процесса возникновения сословной монархии. (См.: Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв. М., 1989.; Возникновение Генеральных Штатов во Франции. М., 1976.; Из истории политической борьбы во Франции в начале XIV в. (трактаты легиста Дюбуа об уничтожении ордена тамплиеров). / / Средние века.1961. Вып.20). Работы Л.В. Венкстерна посвящены, в первую очередь, изучению трактата «Об освобождении Святой Земли» Пьера Дюбуа. (См.: Венкстерн Л.В. К вопросу о формировании единого централизованного государства во Франции (Пьер Дюбуа. «De recuperatione Terre SancteD»). Автореферат дисс. на соискание ученой степени к. и. н. Иваново, 1953.; Идеи политической централизации в трактате легиста начала XIV века // УЗ ИГПИ, 1957, т. XI.; Французские легисты и их роль в политической централизации страны на рубеже XIII-XIV веков // Средневековый город. Саратов, 1989. Вып. 9. С. 154-160; Французский проект реформы образования начала XIV века // Средневековый город. Саратов, 1991. Вып. 10. С. 56-62). Из авторов, анализировавших социально-политические идеи и представления во французской исторической и правовой литературе XIII века, следует

отметить Г.Ф. Цыбулько. (См.: Цыбулько Г.Ф. Социально-политические идеи французских историков и правоведов XIII века: Автореферат дис. на соискание ученой степени к. и. н.: (07.00.03). СПб., 1994).

5. Scholz R. Die Publizistik zur Philipps des Schohnen und Bonifax VIII. Stuttgart. 1903; Krynen J. L'empire du roi. Idees et croyances en France. XIII-XV s. Paris. 1993.

6. Существует несколько значимых работ, непосредственно посвященных Ногаре, в которых подробно анализируется жизненный путь легиста. См.: Renan E. Guillaume de Nogaret, legiste // Histoire litterraire de France. Tome XXVII. Quatorziеme siеcle. Paris. 1900. P. 233-371. или Renan E. Guillaume de Nogaret, Mgiste // Etudes sur la politique religieus du regne de Philippe le Bel. Paris. 1899. P. 1-250; Holtzmann, R. Wilhelm von Nogaret, Rat und Grossiergelbewahrer Philipps des Schonen von Frankreich. Fribourg-en-Brisgau. 1898; Louis, T. La vie privee de Guillaume de Nogaret. //Annales du Midi. XVI. 1904. P. 161-207.

7. Renan E. Guillaume de Nogaret, legiste //Etudes sur la politique religieus du regne de Philippe le Bel. Paris. 1899. P. 107-108.

8. Подробнее см.: Rigault A. Le procеs de Guichard, eveque de Troyes (1308-1313). Paris. 1896.

9. Достаточно подробную библиографию процесса тамплиеров можно найти в работе М. Барбера. (См.: Барбер М. Процесс тамплиеров. М., 1998. С. 465-478).

10. Сохранилось письмо графа Валентинуа от 28 апреля 1308 года, в котором подтверждались полномочия Гийома де Ногаре как его депутата. (См.: Documents relatifs aux Etats Geneuraux et assemblees reunis sous Philippe le Bel. Publ. par G. Picot. Paris. 1901. Document DCCCXVI. P. 587).

11. Различные сообщения о времени и месте смерти Ногаре проанализированы Э. Ренаном. (См.: Renan E. Guillaume de Nogaret, legiste // Etudes sur la politique religieus du regne de Philippe le Bel. Paris. 1899. P.213-222).

12. Подробнее см.: Mirepoix L. L'Atentat d'Anagni. Le conflit entre la Papaute et le roi de France. Drame europeen. Paris. 1969.

13. Dupuy, Pierre. Histoire du diffеrrend entre le pape Boniface VIII et Philippe le Bel, roi de France. Paris. 1655. Р. 207-208, 227-229.

14. Renan E. Guillaume de Nogaret, legiste // Etudes sur la politique religieus du regne de Philippe le Bel. Paris. 1899. Р. 208-210.

15. Journale des Savants. T. XV. 1917. P. 323.

16. Renan E. Guillaume de Nogaret, legiste // Etudes sur la politique rilgieus du regne de Philippe le Bel. Paris. 1899. P. 232-239.

17. Documents relatifs aux Etats Geneuraux et assemblees reunis sous Philippe le Bel. Publ. par G. Picot. Paris. 1901. Document XIII. P. 28-35.

18. Nogaret, de G. Memoire а Philippe le Bel, sur les difficultes de la situation apres l'attentat dirige contre Boniface VIII // Boutaric, E. Notices et extraits des manuscripts de la Bibliotheque imperiale. Paris. 1862. T. XX. Part.2. Document XVIII. P. 150-152.

19. Nogaret, de G. Mimoire de Nogaret sur la posibiliti d'une croisade // Boutaric, E. Notices et extraits des manuscripts de la Bibliothique imperiale. Paris. 1862. T. XX. Part.2. Document XXVII. P. 199-205.

20. Dupuy, P. Histoire du diffirrend entre le pape Boniface VIII et Philippe le Bel, roi de France. Paris. 1655. P. 238-251; 251-269; 372-387; 304-315; 430-447; 515-521.

21. Там же. P. 237-238; 269-274; 274-275; 391-394; 413-427; 576-590.

22. Подробнее о возникновении этих политических формул см.: Грабарь QP. Священная римская империя в представлении публицистов XIV века // Средние века. Вып. I. М.-Л., 1941.

23. Holtzmann, R. Wilhelm von Nogaret, Rat und Grossiergelbewahrer Philipps des Schonen von Frankreich. Fribourg-en-Brisgau. 1898. Doc. II. P. 253.

24. Documents relatifs aux Etats Giniuraux et assemblies riunis sous Philippe le Bel. Publ. par G. Picot. Paris. 1901. Document XIII. P. 31.

25. Dupuy, P. Histoire du diffirrend entre le pape Boniface VIII et Philippe le Bel, roi de France. Paris. 1655. Лпология VI. P. 517.

26. Там же. Aпoлoгия I. P. 239.

27. Там же. Aпoлoгия VI. P. 518.

28. Documents relatifs aux Etats Giniuraux et assembMes riunis sous Philippe le Bel. Publ. par G. Picot. Paris. 1901. Document XIII. P. 33.

29. Dupuy, P. Histoire du differrend... Aпoлoгия I. P. 246.

30. Documents relatifs aux Etats Giniuraux et assemblies riunis sous Philippe le Bel. Publ. par G. Picot. Paris. 1901. Document XIII. P. 32.

31. Грабарь В.Э. Вселенские соборы западно-христианской церкви и светские конгрессы XV в. // Средние века. Вып. II. 1946.

32. Dupuy, P. Histoire du diffirrend. Aпoлoгия I. P. 243-244.

33. Dupuy, P. Histoire du diffirrend. Aпoлoгия VI. P. 517-518.

34. Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о

сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в М., 1998. С. 218-219.

35. Там же. P. 519

36. Dubois, P. De recuperatione terre sancte. Ed. Ch.-V. Langlois. Paris, 1891.

37. Барбер М. Процесс тамплиеров. М., 1998. С. 31-33.

38. Nogaret, de G. Mimoire de Nogaret sur la posibiliti d'une croisade // Boutaric, E. Notices et extraits des manuscripts de la Bibliothique imperiale. Paris. 1862. T. XX. Part.2. Document XXVII. P. 199-205.

39. Там же. P. 199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.