Научная статья на тему 'Из истории образования Нового времени: философия в университетах ордена иезуитов'

Из истории образования Нового времени: философия в университетах ордена иезуитов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. В. Цыпина

История образования Нового времени открывается реформой средневековой школы, осуществленной орденом иезуитов (Общество Иисуса, Societatis Jesu, 1534). Инструментом проведения реформы стал педагогический регламент – Ratio Studiorum 1599 г., который опирался на следующие принципы: универсализм образовательной модели; непрерывность средней и высшей ступеней обучения; эффективность управления образовательным процессом; единство обучения и воспитания. Целью статьи является описание содержания образования в университетах иезуитов и анализ места и роли философии как учебного предмета. Философия изучалась в иезуитских коллегиях средней ступени (Media Collegii Rationis) в течение 3 лет. Курс обучения строился на основе философии Аристотеля и богословия Фомы Аквинского и включал следующие предметы: логику, этику, физику, математику и метафизику. Философами – иезуитами коллегии искусств университета Коимбры (Мануэлем де Гоэсом, Косме де Магаланьшем, Бальтасаром Альваресом, Себастьяном де Коуто) в 1592-1606 гг. был разработан и опубликован корпус трактатов – комментариев по проблемам метафизики, этики, логики, натурфилософии. Коимбрский курс (Cursus Conimbricensis), выдержавший за четверть века 112 изданий в разных странах, существенно повлиял на систему университетского образования и дал импульс для философских открытий Нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of education of New Time is opened by the reform of medieval school, which was carried out by the Society of Jesus (Societatis Jesu, 1534). Plan of Studies – Ratio Studiorum 1599 – became an instrument providing this reform. Educational activity of the Jesuits was based on several principles, such as universality of educational system; continuity of secondary and high educational grades; efficacy of running schools and universities; unity of education and upbringing. The article deals with the content of education in the Jesuits universities and analyses place and role of the philosophy as an educational subject. Philosophy was taught in the Jesuits universities for three years and includes such subjects as logic, ethic, physics, mathematics and metaphysic. Educational course was founded on philosophy of Aristotle and theology of St. Tomas Aquinas. Jesuit professors at the University of Coimbra (Emmanuel de Goes, Cosmas de Magelhaes, Balthazar Alvarez and Sebastian de Couto) authored a systematic course in philosophy (Cursus Conimbricences) in 1592-1606. This course included 8 volumes of treatises, in which the Conimbricences summarized and gave a literal commentary on the main texts of Aristotle. Used particularly but by no means exclusively in Jesuit colleges these commentaries had broad influence through out the 17 century and made the essential impact on the development of philosophy in New Time.

Текст научной работы на тему «Из истории образования Нового времени: философия в университетах ордена иезуитов»

УДК 378.4:321.01:000.93

Л.В.ЦЫПИНА

Санкт-Петербургский государственн ый

университет

ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ФИЛОСОФИЯ В УНИВЕРСИТЕТАХ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ

История образования Нового времени открывается реформой средневековой школы, осуществленной орденом иезуитов (Общество Иисуса, Societatis Jesu, 1534). Инструментом проведения реформы стал педагогический регламент - Ratio Studiorum 1599 г., который опирался на следующие принципы: универсализм образовательной модели; непрерывность средней и высшей ступеней обучения; эффективность управления образовательным процессом; единство обучения и воспитания.

Целью статьи является описание содержания образования в университетах иезуитов и анализ места и роли философии как учебного предмета. Философия изучалась в иезуитских коллегиях средней ступени (Media Collegii Rationis) в течение 3 лет. Курс обучения строился на основе философии Аристотеля и богословия Фомы Аквинского и включал следующие предметы: логику, этику, физику, математику и метафизику. Философами - иезуитами коллегии искусств университета Коимбры (Мануэлем де Гоэсом, Косме де Магаланьшем, Бальтасаром Альваресом, Себастьяном де Коуто) в 1592-1606 гг. был разработан и опубликован корпус трактатов - комментариев по проблемам метафизики, этики, логики, натурфилософии. Коимбрский курс (Cursus Conimbricensis), выдержавший за четверть века 112 изданий в разных странах, существенно повлиял на систему университетского образования и дал импульс для философских открытий Нового времени.

History of education of New Time is opened by the reform of medieval school, which was carried out by the Society of Jesus (Societatis Jesu, 1534). Plan of Studies - Ratio Studiorum 1599 - became an instrument providing this reform. Educational activity of the Jesuits was based on several principles, such as universality of educational system; continuity of secondary and high educational grades; efficacy of running schools and universities; unity of education and upbringing.

The article deals with the content of education in the Jesuits universities and analyses place and role of the philosophy as an educational subject. Philosophy was taught in the Jesuits universities for three years and includes such subjects as logic, ethic, physics, mathematics and metaphysic. Educational course was founded on philosophy of Aristotle and theology of St. Tomas Aquinas. Jesuit professors at the University of Coimbra (Emmanuel de Goes, Cosmas de Magelhaes, Balthazar Alvarez and Sebastian de Couto) authored a systematic course in philosophy (Cursus Conimbricences) in 1592-1606. This course included 8 volumes of treatises, in which the Conimbricences summarized and gave a literal commentary on the main texts of Aristotle. Used particularly but by no means exclusively in Jesuit colleges these commentaries had broad influence through out the 17 century and made the essential impact on the development of philosophy in New Time.

Новоевропейская «образованность» представляет собой многомерный культурный феномен, объединяющий многообразие педагогических стратегий, посредством которых осуществлялась реализация сущностного потенциала человека в границах исторически детерминированного цивилизаци-онного горизонта. На заре Нового времени,

когда оформилась общественная потребность в свободно и нестандартно мыслящих «социальных атомах», назрела настоятельная необходимость во всесторонней реформе школьного дела. Успех такого рода реформы предполагал адаптацию средневековых педагогических канонов к новым историческим условиям и прагматическим обра-

- 101

Санкт-Петербург. 2005

зовательным задачам, которую удалось осуществить основанному И.Лойолой ордену иезуитов. С того момента, когда легальное существование Общества Иисуса было закреплено в 1540 г. буллой «Regimina militandis ecclesiae» папы Павла Ш, орден иезуитов сделался «орденом преподавателей и ученых по преимуществу - самой большой школьной организацией, которая когда-либо существовала в мире, потому что две трети его учреждений были школами и четыре пятых его членов были студентами или учителями» [1, с.28].

Универсальность притязаний ордена иезуитов, особенности организации и своеобразие тактики «приобретения мира» с первых шагов сделали образование приоритетной сферой деятельности. Педагогический и дидактический опыт иезуитов, представленный регламентами И.Лойолы, постановлениями генеральных конгрегаций ордена, образцами программ, учебных планов и других нормативных документов конкретных учебных заведений был подытожен генералом ордена К.Аквавивой в «Ratio Studiorum» - педагогическом регламенте 1599 г. Жизненное кредо ордена иезуитов декларировалось в проэмии к школьному уставу. «Обучающийся в коллегиях общества Иисуса обязывается не к заботе о душе, не к торжеству жертвенности или другим подобным послушаниям, которые обычно отвращают от учебы и способствуют тому, что человек в таких заведениях ищет единственно богопочитания, но к получению таких профессий, которые позволяют исполнить миссию апостолического служения и взять на себя всякую прочую работу на божьей службе для помощи душам» [2, с.15].

Система школьного образования иезуитов была упорядочена на 5-й генеральной конгрегации ордена в 1593-1594 гг. Коллегии стали разделяться на низшую, высшую и среднюю ступени (Infima, Media, Suprema Collegii Rationis). Кроме того, преподавание на каждой из них представляло собой непрерывный процесс, позволяющий сохра-

нить целостность, динамичность и гибкость образовательной модели при детальной структуризации содержания обучения на обособленные элементы. «В учении должен господствовать порядок, прочный фундамент которого составляет латинский язык, его изучение должно предварять изучение свободных искусств, которое, в свою очередь, предшествует занятию схоластической (спекулятивной) и позитивной теологией», -гласит «Ratio Studiorum» [там же, с.127].

Преподавание философии в иезуитских коллегиях начиналось на средней ступени и продолжалось в течение 3 лет. Первый год был обычно посвящен логике и этике, второй - физике и математике, третий - метафизике. Устанавливался следующий порядок занятий: ежедневно было 2 урока по 2 часа, которые дополнялись индивидуальными занятиями с репетитором. Учебная неделя завершалась устным диспутом, а каждый месяц - торжественным турниром, во время которых учащиеся оттачивали свои риторические навыки, публично дискутируя о философских проблемах со своими соучениками в присутствии профессоров. Проведение перечисленных упражнений (exercitia) осуществлялось на латыни и регламентировалось особыми правилами. Такая организация преподавания позволяла привить учащимся строгую дисциплину схоластического мышления, уровень которого проверялся в ходе обязательных экзаменов.

Философский компонент иезуитского образования базировался на энциклопедическом наследии Аристотеля, богословский -руководствовался доктриной св. Фомы. Профессорам рекомендовалось отклоняться от Аристотеля лишь в тех случаях, когда философ выдвигал положения, противоположные вере или отличные от общепринятых мнений. Иезуитское преподавание не ориентировалось на нововведения и требовало от наставников «хранения самых общих и ныне наилучшим образом доказанных суждений философов» (Communiores magisque nunc approbatos philosophorum sententias tueri). Поэтому «Правила для про-

фессоров философии» предписывали преподавателям следующее: «Всегда должно говорить о св. Фоме с уважением, следуя за ним с готовностью так часто, как это требуется, или же почтительно благоговейно расходиться с ним, если его положения не представляются убедительными» [3, с.169]. Переходность средней образовательной ступени выражалась в том, что естественнонаучные дисциплины и математика существовали «на обочине» иезуитского университета и преподавались в ничтожно малых объемах, как дисциплины, бесполезные для общей образовательной стратегии ордена иезуитов. По этой же причине медицина и юриспруденция вообще оказались исключенными из реестра преподаваемых дисциплин, что означало существенную редукцию содержания образования в сравнении с классическим средневековым университетом. Вершиной иезуитского образования являлась теология, изучению которой посвящались завершающие 4 года обучения. К богословским предметам присоединялись основы канонического права, а также изучение древнегреческого, древнееврейского, халдейского, сирийского, арабского и индийского языков. Общая продолжительность обучения составляла 9-11 лет.

Парадоксальным следствием консерватизма иезуитского образования, в котором комментирование превалировало над оригинальным творчеством, стало появление целых корпусов трактатов, служивших учебными пособиями для студентов. Наибольшей известностью пользовался Коимбрский курс (Cursus Conimbricensis), составленный и отредактированный профессорами иезуитской коллегии искусств университета португальского города Коимбры. Формировавшийся с 1592 по 1606 г., указанный курс объединил 8 томов комментариев на основные натурфилософские (8 книг «Физики», 4 книги «О небе», «Метеорологику», «О частях животных», 2 книги «О возникновении и уничтожении»), логические («Комментарии к диалектике Аристотеля»), этические и психологические («Никомахову этику», 3 книги «О душе»)

сочинения Аристотеля. Авторами этих комментариев стала выдающаяся плеяда португальских иезуитов - профессоров философии, включавшая Мануэля де Гоэса (1542-1597), Косме де Магаланьша (1551-1624), Бальтасара Альвареса (1561-1630) и Себастьяна де Коуто (1567-1639). Вдохновителем идеи курса выступил философ-иезуит Педро да Фон-сека, названный современниками «португальским Аристотелем». Его перу принадлежат обширные комментарии к аристотелевской «Метафизике», составляющие 4 тома и восполняющие пробел Коимбрского курса, в котором отсутствовали трактаты по «первой философии» Стагирита.

Своеобразие использованного коимбр-скими профессорами метода состояло в сочетании трех разновидностей комментариев. Во-первых, они прибегали к парафразу или резюме - краткому изложению позиции Аристотеля по рассматриваемому вопросу. Аналогичный метод использовался Авиценной и Альбертом Великим. Во-вторых, коимбрские схоластики обращались к объяснениям посредством комментария (expositiones per modum commentarii), освоенным ими на примерах Аверроэса и Фомы Аквинского. И, наконец, в-третьих, они использовали объяснения посредством вопросов (expositiones per modum quaеstionis), прием, заимствованный из комментаторского инструментария Дунса Скотта. Тем самым коимбрскими иезуитами был сделан важный шаг в развитии жанрового многообразия философской литературы. Традиционные средневековые «Сентенции» и «Суммы» уступили место тематическим трактатам по проблемам метафизики, этики, логики, натурфилософии. Наступающая эпоха нуждалась в обновлении философского инструментария, и она обрела его в значительной степени благодаря усилиям философов-иезуитов. Это подтверждается беспрецедентной популярностью Коимбрского курса, который выдержал 112 изданий в Португалии, Германии, Франции, Италии только до 1633 года. Сочетание новаторских подходов к исследованию с комментаторской эрудицией и традициями схоластической учено- 103

Санкт-Петербург. 2005

сти позволила иезуитам обновить парадигму университетского образования, обеспечившего почву для философских открытий Нового времени.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 03-06-00147а.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бемер Г. История ордена иезуитов. Смоленск,

2002.

2. Ratio Studiorum // Monumenta Germaniae Paedogogica, Schulordnungen, schulbucher und Padagogiche Miscellaneen. Bd.2. Berlin,1887.

3. Fitzpatrick A. St.Ignatius and the Ratio Studiorum. NY - L., 1933.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.