Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЛЕНА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ[7]'

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЛЕНА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ[7] Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ-ГРАЖДАНИНА-ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Л.В.

В данной статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы автора по изучению, творческому развитию и качественной оценке многолетнего инновационного опыта образовательной деятельности детских туристско-краеведческих объединений одного из первых московских учреждений дополнительного образования детей - Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» (первоначальное название - Экспериментальный Центр ДЮТЭ «Родина»), организатором, руководителем которого был А. А. Остапец - доктор педагогических наук, профессор. Данное учреждение дополнительного образования являлось экспериментальной площадкой лаборатории стратегии и теории воспитания ИСРО РАО. Пропаганда научно-педагогического, методического позитивного опыта - верное средство совершенствования современной системы образования и воспитания поколения ХХI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ЧЛЕНА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ[7]»

СПОРТ И ТУРИЗМ

Л. В. Алиева

Система педагогической диагностики личностного роста члена туристско-краеведческого объединения дополнительного образования7

В данной статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы автора по изучению, творческому развитию и качественной оценке многолетнего инновационного опыта образовательной деятельности детских туристско-краеведческих объединений одного из первых московских учреждений дополнительного образования детей - Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» (первоначальное название - Экспериментальный Центр ДЮТЭ «Родина»), организатором, руководителем которого был А. А. Остапец - доктор педагогических наук, профессор. Данное учреждение дополнительного образования являлось экспериментальной площадкой лаборатории стратегии и теории воспитания ИСРО РАО. Пропаганда научно-педагогического, методического позитивного опыта - верное средство совершенствования современной системы образования и воспитания поколения XXI в.

Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность, туристско-краеведческое объединение, личностный рост, опыт образовательной деятельности, воспитание личности-гражданина-индивидуальности.

В модернизации системы образования детей актуальной является проблема эффективной реализации потенциала воспитания как приоритета функционирования всех ее субъектов, ценностного блока повышения качества образования.

В отечественном образовании и общественном воспитании накоплен значительный научно обоснованный и подкрепленный практикой позитивный воспитательный опыт детского туризма, представленный специфической туристско-краеведческой образовательной деятельностью.

Туристско-краеведческая деятельность (ТКД) - особая педагогически организованная социальная среда индивидуального личностного роста ребенка и взрослого; фактор передачи опыта поколений, сохранения культурно-исторической их преемственности; это среда, позволяющая предупреждать антисоциальные, безнравственные поступки детей; снятия с детей психологических нагрузок от современных средств информации, напряженного основного учебного труда в общении с природой, культурой, людьми разных профессий и званий.

Туристско-краеведческая деятельность в сложных современных условиях кризиса идеалов, жизненных человеческих ценностей становится действенным, гуманистическим средством формирования общечеловеческих социально-ценностных ориентиров, потребностей, интересов, стремлений духовной направленности; средством развития индивидуальности, уникальности Личности.

7 Опубликована в ж. «Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения», 2015, № 2. С. 97-110. Доработана.

Многофакторность, комплексность, целостное воздействие на личность - специфическая социально-педагогическая, психологическая характеристика туристско-краеведческой деятельности.

Комплексным средством выступает реальная действительность во всем ее многообразии, противоречиях, которую познает ребенок в турист-ско-краеведческой деятельности и которая позволяет ребенку осознать себя частицей этой «реалии» и определить личное отношение к людям, событиям, фактам, культуре, природе.

Содержание ТКД многогранно и многообразно (туризм, краеведение, познавательная деятельность, физическая, экологическая, художественная, культурологическая, общественно полезная и т. д.), что дает возможность учитывать личностные возможности и способности конкретного ребенка в определении для него «ведущих» видов деятельности. Ценностную основу составляет идея формирования основ здорового образа жизни в туристско-краеведческой деятельности, которая учитывает естественные стремления, потребности детей общения с природой.

Действенным средством реализации уникального воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности является детское первичное объединение, создаваемое в системе внешкольного образования, как блок внеучебной деятельности школ, учреждение дополнительного образования, детские общественные объединения, движения. Детское ту-ристско-краеведческое объединение (группа, отряд, патруль, клуб, кружок; постоянные и временно действующие; одновозрастные и разновозрастные) - государственно-общественная учебно-воспитательная структура, субъект реализации образовательной деятельности.

Целевая установка образовательной деятельности ДДЮТЭ «Родина» - воспитание личности-гражданина-индивидуальности в педагогически грамотно организованной среде активного познания самим ребенком окружающей среды и природы, освоения общечеловеческой и национальной культуры, основ здорового образа жизни. В основе воспитательного процесса: Концепция и программа «Школа жизни - окружающий мир» (автор А. А. Остапец); «Кодекс юного туриста-краеведа» - свод законов, правил, норм, традиций, которые осваивают дети в туристско-краеведческой деятельности и следуют им в жизни.

Одним из качественных показателей реализации ценностно-целевого назначения ТКД является личностный рост обучающегося в деятельности первичного детского туристско-краеведческого объединения -основной структуры учреждения дополнительного образования. Ориентируясь на этот важнейший качественный показатель, в опыте УДО ДДЮ-ТЭ «Родина» разрабатывалась и совершенствовалась система диагностики результатов деятельности детских объединений.

Диагностика - педагогический механизм, технология отслеживания и качественного оценивания результатов образовательной деятельности учреждения; процесс получения информации о состоянии, изменениях ин-

85

тересующего объекта с помощью совокупности методов, способов, приемов.

Сложившуюся систему диагностики представляем как часть педагогически организованного процесса взаимодействия детей и взрослых в совместной социально и личностно значимой образовательной деятельности УДО и вводим понятие «педагогической диагностики», отличное от психологической, социологической диагностики, имеющих свой специфический объект, цели исследования и диагностирования развития человека-личности-индивида.

Цель и назначение педагогической диагностики - выявление комплекса качественных показателей образовательной деятельности учреждения (в частности, творческого роста педагога и личностного роста воспитанника); проблем, типичных рисков, негативных сторон; и на основе обобщенных данных (позитивных и негативных, выявленных ресурсов) определение перспектив совершенствования педагогической деятельности учреждения по современной подготовке новых граждан, личностей-профессионалов.

Педагогическая диагностика представлена как органичный, динамичный блок системы образовательной деятельности учреждения в многообразии методик, приемов, средств; подсистема, пронизывающая все ее структуры и элементы, интегрирующая их результативность (а не набор случайных, разовых диагностических приемов). Это система диагностирования реальных видов, форм туристско-краеведческой деятельности педагога и обучающегося, включения каждого участника в эту систему (с учетом возраста, опыта, специфики содержания деятельности: это коллективный и индивидуальный анализ количественных показателей и рефлексии - оценки качественных результатов.

Педагогическую диагностику рассматриваем как неформальную, динамичную систему, ориентированную на творческую личность педагога, его опыт, профессиональную специализацию, возрастной и индивидуальный состав детского объединения, его специфику (содержательную, ступень развития). В отличие от психологической, социологической она ориентирована на выявление качественных результатов воспитания и обучения в специфической туристско-краеведческой образовательной деятельности; педагогически организованном процессе; на личностный рост обучающихся в реальной образовательной среде - детском объединении с учетом возраста, опыта, особенностей осваиваемой ими деятельности в конкретном времени и пространстве; на эффективную реализацию педагогической профессиональной деятельности педагога - руководителя детского объединения.

Специфика педагогической диагностики - в наборе средств, методов, приемов диагностики качественных результатов деятельности образовательного учреждения, органично связанных с особенностями направленностью его образовательной деятельности. Она направлена на макси-

86

мальное и эффективное выявление потенциала ТКД: основной программы и программ деятельности объединений, программ общественной значимости, организации ТКД через цикловую систему образовательной деятельности объединения, систему туристско-краеведческих должностей, систему «спирали» изучения окружающего мира, творческих отчетов, «защит» программ походов и т. д.).

Педагогическая диагностика качественной результативности детского объединения, личностного роста каждого его члена - важнейший органичный блок Концепции и Программы «Школа жизни - окружающий мир» и системы диагностирования в образовательной деятельности учреждения.

Важный объект педагогической диагностики - первичное детское объединение, создаваемое педагогом дополнительного образования на добровольных началах, на основе проявляемых подростками возрастных потребностей, интереса к туристско-краеведческой деятельности. Детское объединение дополнительного образования рассматриваем как социально-культурную, образовательную среду, субъект личностного роста ребенка (ближайшую зону развития подростка, формирования новой позиции); средство преобразования окружающей жизни в совместной деятельности педагога и воспитанника.

Личностный рост воспитанника в деятельности детского объединения - цель и главный качественный показатель результативности воспитания и обучения в учреждении.

Личностный рост выступает качественным показателем позитивного развития ребенка в реальных условиях, реального времени, в конкретной деятельности (а не общих параметров развития личности подростка) и критерием качества воспитания, интегрирующим позитивные влияния детского объединения, личности педагога дополнительного образования.

Личностный рост воспитанника - критерий и комплексный показатель качества образовательной деятельности объединения; динамики развития и формирования возрастных и индивидуальных качеств в педагогически организуемой деятельности.

В научно-методической деятельности Дома разработаны качественные показатели личностного роста воспитанника, которые являются основой системы педагогического диагностирования.

1. Приоритетно положительное отношение к знаниям - человеческой ценности.

2. Конкретные формы проявления индивидуальной познавательной активности, инициативности, потребности творческого освоения и познания окружающего мира (авторские и коллективные проекты, исследовательская деятельность, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, природоохранных акциях и т. д.).

3. Позитивное отношение к природе, Человеку (источникам жизни на земле), проявление актов помощи, заботы.

87

4. Сформированность отношения труду как потребности Человека и развития общества; овладение практическими трудовыми умениями, навыками в различных видах туристско-краеведческой образовательной деятельности.

5. Освоение социальных, правовых норм человеческих отношений, общения, опыта совместной деятельности общественно и личностно значимой.

6. Развитие важных человеческих качеств: воли, характера, чести, человеческого достоинства, самостоятельности, ответственности в реальных делах, поступках.

7. Личностное освоение гуманистических традиций учреждения, общности, опыта, форм организации творческой жизнедеятельности.

8. Выявленные индивидуальные способности, возможности, черты характера как важный ориентир раннего профессионального самоопределения - показателя личностного роста.

9. Осознание индивидуальной успешности в коллективе педагогов и сверстников и наличие реального поля успешности (творческого дела, действий, поступков).

В обобщенном виде личностный рост воспитанника характеризуем как новую позиция ребенка - члена детского туристско-краеведческого объединения. Формирование этой позиции - процесс индивидуальный. В опыте учреждения определены следующие ступени роста и развития ребенка в ТКД: начальная ступень - введение ребенка в окружающий мир (дошкольники и младшие школьники - «туристята»); 1-я ступень -начальная туристско-краеведческая подготовка - «Юный турист-краевед»; 2-я ступень - освоение видов туризма и краеведения, комплекс туристско-краеведческих должностей - «Турист-краевед-эколог»; 3-я ступень - «Путь к туристско-краеведческому мастерству» (юные инструкторы, помощники судей, проводники, организаторы слетов, соревнований - «Турист-организатор-мастер»).

Результаты диагностики индивидуального освоения новой позиции воспитанника в деятельности объединения (в реализации основной программы, в общественно значимой деятельности, по результатам участия в соревнованиях, смотрах, слетах) фиксируются записями в «Личных книжках члена объединения», «Паспорте юного туриста-краеведа», поощряются отличительными значками, грамотами, дипломами.

Обратим внимание на основные подходы к созданию действенной системы педагогического диагностирования влияния деятельности детского туристско-краеведческого объединения на личность воспитанника.

В опыте ДДЮТЭ «Родина» сложился набор взаимосвязанных и взаимообусловленных педагогических частных диагностических средств применительно к детским объединениям учреждения дополнительного образования туристско-краеведческой направленности основной образовательной деятельности; система их реализации непосредственно в много-

88

образной деятельности объединения: по итогам программы-цикла, похода, экспедиции, смотра, слета. Включенность каждого воспитанника-члена группы-объединения в систему диагностики личных достижений и своих товарищей - существенная ее характеристика .

Результативность деятельности туристско-краеведческого объединения диагностируется на основании разработанного «Положения об аттестации туристско-краеведческого объединения», «Кодекса юного туриста-краеведа» (свод законов, правил, норм, традиций, которые осваивают дети в туристско-краеведческой деятельности и следуют им в жизни).

В основе диагностики - реальная деятельность объединения (лично-стно и общественно значимая); система туристско-краеведческих должностей, индивидуально осваиваемых воспитанниками в этой деятельности по цикловой усложняющейся системе.

Планы-циклы - средство реализации программы «Школа жизни - окружающий мир»: этап и метод организации и жизнедеятельности турист-ско-краеведческих объединений. Работа по «циклам» - это определение «ближних», «средних» и «дальних» перспектив («зон») развития детского объединения туристско-краеведческой направленности; «ступеньки» роста туристско-краеведческого мастерства каждого его члена, формирования гармоничной личности физически и духовно здоровой в постепенно усложняющемся содержании, формах туристско-краеведческой работы (маршруты походов, объекты экскурсий, физические и интеллектуально-эмоциональные нагрузки; объем получаемых конкретных знаний, умений, навыков); путем освоения каждым членом группы чередующихся туристских и краеведческих должностей, общения, отношений с природой, миром, самим собой.

Цикл как этап жизни детского коллектива включает в себя разные виды деятельности (познавательную, трудовую, спортивную, игровую, самоуправленческую, общественно полезную, общение и т. д.), освоение которых позволяет ребенку всесторонне познать окружающий мир, людей и самого себя. В основе плана-цикла - личностно значимая и «близкая» привлекательная для ребенка перспектива (комплексное стержневое дело), достижение которой результат практической деятельности каждого члена группы. Планы-циклы - действенное средство активизации каждого члена туристско-краеведческой группы, развития его субъектно-объектной позиции в добровольно выбранной, привлекательной, личностно значимой деятельности.

«Цикл» выступает деятельностной реальной базой комплексного метода педагогического диагностирования и прогнозирования развития личности ребенка в туристско-краеведческом объединении, который становится органичной составной при подведении итогов цикла и включает: а) коллективную диагностику - анализ деятельности объединения и каждого его участника (позитивные, негативные результаты, перспективы объединения и каждого члена) и б) саморефлексию подростка (самооцен-

89

ку своих достижений, открытий новых качеств, способностей) и педагогическую рефлексию (анализ педагогом своей профессиональной деятельности, ее результативного влияния на воспитанника).

Детское туристско-краеведческое объединение - среда жизнедеятельности ребенка, в которой он - субъект диагностирования личностного роста и качественного роста объединения.

Система разработанных туристско-краеведческих должностей в ДДЮТЭ «Родина» - комплексный метод активизации воспитанника, повышения его позитивной мотивации к ТКД, эффективное средство индивидуального освоения специфических знаний, умений, навыков и на их основе - развитие личности ребенка. Освоение этих должностей в объединении - показатель личностного роста обучающегося. Освоение воспитанниками системы туристско-краеведческих должностей - важный объект педагогической диагностики, которая осуществляется педагогом и воспитанниками по итогам циклов, похода, смотра, конкурса в многообразных ее формах (анкетирование, мониторинг по итогам циклов, смотр-конкурс, творческие задания и т. д.) и фиксируется как качественный показатель в «Личной книжке члена объединения» или «Портфолио», «Паспорте юного туриста»), личных грамотах.

Важным объектом диагностики личностного роста воспитанника в объединении является опыт участия в многодневных, категорийных, сложных походах, экспедициях исследовательского целевого характера, в туристических и краеведческих первенствах разного уровня (и достигнутые показатели). Оценка достижений воспитанника происходит главным образом в объединении - педагогом и членами объединения.

В диагностике ценным является педагогическая рефлексия готовности воспитанника к походу, экскурсии и оценки реализации этой готовности. Педагогическая рефлексия и самооценки воспитанников осуществляется в опыте Дома традиционно при проведении «смотров готовности группы к походу» и творческих устных и письменных отчетов воспитанников по итогам похода, экспедиции. Разработаны методические рекомендации: «Памятка смотра-готовности группы к походу», «Положение о творческом отчете группы».

Проведение «защиты-готовности» участников к походу, экспедиции, многодневной экскурсии - важный момент системы педагогической диагностики. Каждый воспитанник представляет индивидуальную базу знаний, умений (знание маршрута, истории района, умение ориентироваться по компасу), четко определяет круг своих обязанностей, должностей, что при подведении итогов служит отправной точкой для диагностирования индивидуального влияния похода, экспедиции на личность каждого (качество использования знаний, освоение новых знаний, оценка выполнения должностей и т. д.).

Педагогическая цель диагностики результативности похода, экспедиции - выявление влияния конкретной туристско-краеведческой деятельности на личностный рост подростка.

Творческие отчеты групп - показатель образовательной, воспитательной и оздоровительной эффективности путешествия; показ роли и места каждого участника в организации, проведении похода, экспедиции (выполнение туристско-краеведческих должностей, участие в самоуправлении, проявление инициатив и т. д.); характера отношений членов группы к конкретным видам туристско-краеведческой деятельности, друг к другу, взрослым руководителям; наиболее сильных эмоциональных впечатлений; «новых открытий в себе». В творческих отчетах - отражение круга новых знаний, умений, приобретенных участниками в данном походе, экспедиции, их личной практической значимости. Форма отчета свободная, творческая. Участие каждого - саморефлексия успехов, неудач (форма диагностики). Формой педагогической диагностики становится личный письменный творческий отчет члена объединения - участника похода, экспедиции, в котором каждый представляет оценку своего участия, свои достижения, трудности. Для педагога это бесценный материал для диагностики реальных результатов своей педагогической деятельности и оценки роли объединения в личностном росте воспитанника. Творческие отчеты проводятся по итогам летних, осенних, зимних, весенних походов, экспедиций, что позволяет системно осуществлять педагогическую диагностику, сравнивать, анализировать действенные качественные показатели личностного роста воспитанника на основе годового мониторинга и других методов диагностирования. Так, например, успешно используется в опыте педагогов анкета «Ходили мы походами» для членов группы-объединения. Цели проведения такой анкеты: выявление личностной динамики детей - участников групп; индивидуальных интересов и запросов членов группы; корректировка программы групп с учетом результатов анкетирования.

В деятельности каждого педагога присутствует набор различных методов, приемов оценивания влияния объединения на личностный рост ребенка: а) участие воспитанника в организации и проведении краеведческих конкурсов, игр, конференций, праздников и соревнований; б) организация конкурсов после изучения определенных тем в программе и личные результаты воспитанников; в) проведение тестовых заданий, викторин; г) беседы с детьми и их родителями; е) педагогические наблюдения за детьми в процессе работы, при проведении выездных мероприятий.

Комплексный анализ результатов диагностики личностного роста обучающегося (за определенный временной период, в конкретной деятельности объединения) позволяет выявить реальные качественные показатели деятельности учреждения (традиционные и инновационные); проблемы, трудности, перспективы его развития.

Педагогическая эффективность диагностики во многом определяется готовностью педагога-руководителя. Готовность включает:

- овладение руководителем практикой туристско-краеведческой деятельности; специальными знаниями;

- ознакомление с детьми - членами создаваемого объединения (их физические возможности, состояние здоровья, уровень знаний, умений; круг интересов, потребностей, опыт коллективной деятельности и т. д.);

- знакомство со спецификой, традициями образовательного учреждения, в котором учится ребенок; ближайшим природным, социально-культурным, экономическим окружением, семьей;

- наличие педагогической и психологической подготовки к работе с детьми, коммуникативных навыков; опыта практической организаторской работы в первую очередь с детьми (часто опытный турист, краевед оказывается неспособным организовать детей).

Опытные педагоги ГБОУ ДДЮТЭ «Родина» разрабатывают на основе общих методик авторские методики оценивания влияния специфической деятельности детского объединения на личность воспитанника.

Заключение

Диагностика не одноразовое мероприятие, по результатам которого можно судить о качественных результатах деятельности учреждения, его субъектов. Это систематическая научно-аналитическая педагогическая деятельность, органичная часть образовательной деятельности учреждения.

Данные педагогической диагностики (мониторингов, анкетирования, рефлексии, устных опросов и т. д.) анализируются и обобщаются лично педагогами дополнительного образования, советом методистов, на педагогических советах, круглых столах, конференциях, мастер-классах и являются основаниями:

а) для повышения квалификации педагогов, стимулирования их деятельности (моральной и материальной), изменения их статуса в учреждении;

б) корректировки основной образовательной программы «Школа жизни - окружающий мир», программы ДО;

в) определения актуальных проблем и перспектив развития учреждения - среды личностного роста подростка, его начального профессионального самоопределения

Результаты педагогической диагностики - перспективы развития учреждения, повышения его эффективности в воспитании, социализации детей.

Приложения

1. Метод включенного наблюдения за учащимися

В процессе конкретной деятельности объединения.

(поход, экспедиция, экологический десант, игра и т. д.)_

Фамилия, имя ребенка Отношение ребенка к выполняемым долж-ностям,обязанно-стям, заданиям объединения Проявленные индивидуальные интересы, склонности, увлечения Проявленные индивидуальные знания, умения, навыки Особые умения, навыки Характер отношений со сверстниками Эмоционально-психологические особенности ребенка Особые наблюдения, «открытия» ребенка

2. Анкета для участников туристско-краеведческих групп

Цели:

- Отслеживание индивидуальной личностной динамики ребенка -участника группы.

- Корректировка программ, направления деятельности группы или отдельного ребенка с учетом результатов опросника.

- Определение результативности деятельности группы в контексте личностных изменений участников.

Анкета предназначена для подростков, проводится по итогам основных мероприятий цикла и имеет следующие разделы:

1. Информация о приобретенных туристско-краеведческих навыках.

2. Определение ценностных ориентаций подростка - участника группы.

3. Самооценка ребенка.

4. Система отношений личности.

1. Какие туристские умения и навыки за время похода (экспедиции, поездки) тебе удалось приобрести_

2. Какие туристские знания ты приобрел_

3. Расположи понятия в зависимости от того, какое значение они имеют для тебя в туристско-краеведческой деятельности (1 - самое важное, 2 - несколько менее важное и т. д.):

Здоровье

Дружба

Человеческое общение

Общение с природой

Физическая сила и выносливость

Личностный рост

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. При оценке твоей роли в туристско-краеведческой деятельности ты уделяешь большее значение (нужно отметить):

тому, как оценивают тебя товарищи получению грамоты за успехи, участие признанию тебя со стороны педагога собственному признанию своих достижений и неудач

5. На что в природе ты обращаешь внимание, когда отправляешься в путешествие_

6. Отметь, что нового ты узнал об истории, на что обратил внимание; что тебя удивило, поразило из рассказа экскурсовода, при изучении района путешествия_

7. На какие положительные или отрицательные явления действительности ты обратил внимание во время путешествия_

8. Какие люди, с которыми ты встретился в путешествии, вызвали твой особый интерес и почему:

твои сверстники_

руководитель группы_

другие взрослые_

другие дети_

9. Что нового ты узнал о своей группе_

10. Каково твое отношение к себе (отметь на диаграмме):

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Туристско-краеведческие умения и навыки

Авторитет у участников группы

Физическая сила и выносливость

Человеческая привлекательность

0

11. Имело ли твое участие в экспедиции (путешествии) влияние на то, как ты относишься к себе? Если «да», то в чем_

12. Отметь, кем, по-твоему, ты являешься на данный момент в группе:

исполнитель

активист

лидер

3. Анкета. «Ходили мы походами»

1. Год, месяц похода. Маршрут_

2. Фамилия, имя участника, класс, школа_

3. Твои должности в походе_

4. Как ты оцениваешь выполнение этих должностей в походе не справился

справился

выполнил формально

выполнил самостоятельно, заинтересованно выполнил с помощью товарищей выполнил с помощью взрослых

5. Что дало тебе лично выполнение должностей и участие в экспедиции (походе):

новые знания, какие?_

новые умения, навыки, какие?_

«открыл» в себе новые черты характера, способности, интересы_

6. Как оценивают твое участие в походе твои товарищи, руководители (нужное подчеркнуть)

отлично

хорошо

творчески

увлеченно

ответственно

безответственно

7. Что нового ты открыл в своих товарищах по группе_

8. Что ты узнал о себе за время похода_

9. Каковы, на твой взгляд, особенности взаимоотношений в группе

• ровные, уважительные

• дружеские

• переменчивые (то хорошие, то плохие)

• напряженные

10. Твое самое сильное впечатление от данного похода (путешествия)_

11. С какими трудностями ты встретился в походе? Удалось ли тебе их преодолеть? Если да, то как?_

12. Кого и за что ты хотел бы поблагодарить

4. Анкета «Личный рост ребенка»

Ответь, пожалуйста, на предложенные вопросы.

1. Что тебя привлекает в детско-юношеском «объединении»?

Возможность развивать свои творческие способности

95

Возможность реализовывать свой лидерский потенциал Возможность получать новые знания и умения Возможность работы в команде, новые друзья Престиж в школе и в классе Мне интересно везде участвовать

У меня есть возможность получить одобрение со стороны взрослых и ровесников

Это будет полезно мне в будущем

Совместные поездки, призы, бесплатные экскурсии

Особые привилегии в школе

Другое_

2. Кто является инициатором новых предложений и идей в вашем детско-юношеском объединении?

Ты

Другие участники объединения Руководитель объединения Родители

Классные руководители и учителя Другие_

3. Как часто ты предлагаешь инициативы? Часто

Редко Никогда

4. Реализуются твои идеи? Часто

Редко Никогда

5. Чем ты занимаешься в детско-юношеском объединении? Предлагаю новые идеи

Организовываю дела

Анализирую результаты своей работы

Участвую в обучении других ребят из объединении

Делюсь опытом и знаниями с другими

Другое_

6. В процессе работы детско-юношеского объединения у тебя есть возможность попробовать роль

Руководителя (возможность организовывать весь рабочий процесс) Генератора идей (возможность предлагать новые идеи) Эмоционального лидера (сплочение команды, решение споров, мотивация участников на активную работу)

Исследователя (возможность налаживать контакты и изучать новые возможности)

Контролера и аналитика (возможность анализировать работу, искать всевозможные варианты, замечать недостатки)

96

Координатора (осуществление взаимодействия всех членов команды)

Исполнителя (возможность выполнять различные поручения)

7. Чему ты научился в детском объединении? Научился работать в команде

Научился выступать перед большой аудиторией Научился планировать свою работу Научился отвечать за свои дела и поступки Научился точно выражать свои мысли Узнал много полезной информации Освоил новые технологии работы Научился сочувствовать и радоваться за других ребят Научился оценивать итоги своей работы

8. Согласен ли ты с основными идеями, делами и направлениями своего детско-юношеского объединения?

Полностью согласен Не всегда Не согласен

9. Моя гражданская позиция:

Участвуя в объединении, я уже меняю мир вокруг себя Участвуя в объединении, я хочу что-то изменить, но пока не могу Участвуя в объединении, я ничего не смогу изменить Участвуя в объединении, я ничего не хочу менять в окружающем мире

10. Предлагаю новые идеи Организовываю дела Анализирую результаты своей работы Участвую в обучении других ребят из объединении Делюсь опытом и знаниями с другими

Другое_

Список литературы

1. Алиева Л. В. Опытно-экспериментальная работа - комплексный метод выявления потенциала образовательной деятельности учреждения дополнительного образования // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2018. № 1. С. 106-116.

2. Алиева Л. В. Диагностирование качественной результативности модели внешкольного воспитания в деятельности детского объединения // Социальная педагогика в социальных практиках : материалы Международного симпозиума. Вильнюс. Март 2014. Арзамас, 2014. С. 24-35.

3 Алиева Л. В. и др. Детская общность как объект и субъект воспитания : монография / под ред. Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М. : Изд. центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. 324 с.

4. Детское туристско-краеведческое объединение - среда жизнедеятельности ребенка : учеб.-метод. пособие / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой, Г. Н. Абросимовой. М., 2001. 144 с.

5. Мониторинг и диагностика результативности детских объединений - субъектов модернизации школьного образования // Информационно-методический сб. по итогам опытно-экспериментальной работы Городской экспериментальной площадки Москвы / под науч. ред. Л. В. Алиевой. М. : Департамент образования Москвы, 2011. 140 с.

6. Остапец А. А. «Школа жизни - окружающий мир» : сб. программно-методических материалов. М. : Департамент образования г. Москвы, ДДЮ-ТЭ «Родина», 2004. 157 с.

7. Развитие личности ребенка в туристско-краеведческой деятельности / под ред. А. А. Остапца, Л. В. Алиевой. М., 1994. 124 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Система диагностики качества образовательной деятельности учреждения дополнительного образования : сб. метод. рекомендаций / под науч. ред. Л. В. Алиевой, О. В. Озерской. М. : ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, ГБОУ «ДДЮТЭ» Родина» им. А. А. Остапца-Свешникова, 2013. 71 с.

Д. В. Смирнов, С. В. Морозова, А. Б. Бойцов

Дополнительное туристско-краеведческое образование

как средство социореализации и профессионального самоопределения в сфере экологии воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Представлен анализ опыта деятельности коллектива педагогов бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «СоДействие» по социореализации и профессиональному самоопределению воспитанников. Дополнительное туристско-краеведческое образование, походная самодеятельность и процесс формирования экологической культуры представлены как эффективные формы организации деятельности детей и подростков, направленной на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, социореализации, социальную адаптацию и профессиональное самоопределение. Представлены механизмы и методы социореализации и профессионального самоопределения воспитанников детского дома в туристском походе, экспедиции. Показана роль социально-профессиональных проб в туристском походе в процессах развития и становления личности, формировании экологической культуры детей-социальных сирот. Охарактеризована роль педагога-руководителя туристского похода в формировании функциональной грамотности социальных сирот в сфере сохранения здоровья, безопасной жизнедеятельности, туристско-спортивных, туристско-бытовых, экологических навыков и межличностной коммуникации.

Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, детский дом, социореализация, профессиональное самоопределение, социально значимые качества, жизнедеятельность, экологическая культура, модели поведения, туристский поход, подростки, социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.