УДК 378.147
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. Г. Кондаурова, Т. Б. Игонина
SYSTEM OF PEDAGOGICAL ACTIVITY FOR THE PREPARATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS
TO FUTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITIES I. G. Kondaurova, T. В. Igonina
В статье рассматриваются условия подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил автору выделить компоненты, определить этапы, разработать критерии и показатели системы педагогической деятельности по подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Констатирующий эксперимент позволил выделить группы студентов с различными уровнями сформированности готовности к будущей профессиональной деятельности, с которыми в дальнейшей экспериментальной работе апробирована педагогическая модель подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что подготовка студентов вуза к будущей профессиональной деятельности -управляемый процесс.
In the article the conditions for the preparation of high school students for future professional activities. The analysis of psychological and educational literature allowed the author to select components, determine the steps to develop criteria and indicators of educational activities to prepare university students for future professional activities. Ascertaining the experiment allowed to identify groups of students with different levels of formation of preparedness for future professional activities, which further experimental work tested pedagogical model the preparation of high school students for future professional activities. The results obtained suggest that the preparation of high school students for future professional activities controlled process.
Ключевые слова: система педагогической деятельности, студенты вуза, подготовка к будущей профессиональной деятельности, формирование готовности.
Keywords: system of educational activities, students of high school, preparing for future careers, the formation of preparedness.
С конца 90-х годов прошлого столетия значительно изменились технологии производства, условия и формы труда. Внедрение новых информационных технологий, гибких автоматизированных систем управления в производство повышает требования работодателей к уровню подготовки современных специалистов. Именно экономические преобразования в стране потребовали коренных изменений и в агропромышленном комплексе. Они связаны прежде всего с изменением структуры сельскохозяйственного производства, ростом межотраслевых связей в производственно-экономи-ческой сфере. В новых условиях требуется обеспечить студентов знаниями о будущей профессиональной деятельности, обеспечивающими наиболее полное и адекватное отражение специфических условий местных сельскохозяйственных предприятий, подготовить их к выполнению функциональных обязанностей. В связи с этим сельскохозяйственные вузы поставлены перед необходимостью выработки стратегии точного, динамичного отклика на социальноэкономические потребности территорий.
Поэтому одной из задач, решаемых вузом, является создание системы педагогической деятельности в вузе, обеспечивающей качественную подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности.
Государственный образовательный стандарт профессионального образования предъявляет ряд требований к уровню подготовки специалистов, в том числе:
- понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, обладания чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;
- готовности решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решений, умения использовать инновационные технологии;
- готовности к повышению квалификации, самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности;
- высокого уровня активности и самостоятельности специалистов, готовности к взаимодействию с другими людьми и др.
Эти профессиональные качества сегодня являются критерием профессионализма специалистов и отражают требования работодателей.
Анализ справочной и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет рассматривать готовность студентов к будущей профессиональной деятельности как:
- совокупность знаний, умений и навыков, способов деятельности;
- систему профессионально значимых качеств личности;
- установку на будущую деятельность, принятие ее и стремление к профессиональному самосовершенствованию.
В процессе подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности формируется и готовность к эффективному взаимодействию с коллегами, сотрудниками и окружающими, развиваются организаторские и коммуникативные способно-
сти личности, а также положительное отношение к своей будущей профессии.
Проведенный анализ источников позволил нам выделить: мотивационный, познавательный, операционно-деятельностный, рефлексивный компоненты готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, подготовку студентов вуза к будущей профессиональной деятельности мы понимаем как целенаправленный, поэтапный педагогический процесс, в результате которого студенты овладевают комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, развивают мотивационные установки профессиональной деятельности, положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, а также профессионально значимые личностные качества, позволяющие специалисту выполнять профессиональные задачи.
В ходе исследования мы исходили из предположения о том, что данный процесс будет результативным, если осуществляется в педагогической системе. Под системой педагогической деятельности по подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности мы понимаем целостное единство взаимосвязанных процессов, методов и средств, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на подготовку студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, при котором используется воздействие целостного единства всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития личности студентов.
На основании изученной педагогической литературы мы сделали вывод, что система педагогической деятельности по подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности включает следующие взаимосвязанные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный и результативный. Целевой компонент определяет многообразие целей и задач педагогической системы. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в цель, так и в конкретную задачу. Процессуальный компонент позволяет определить механизм взаимодействия преподавателей и студентов, организацию и управление процессом подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Результативный компонент позволяет оценить эффективность и внести коррективы в организацию педагогического процесса в соответствии с поставленной целью; стремление к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации студентами перспектив своего профессионального развития; рефлексией сформированно-сти профессионально значимых качеств, востребованных в будущей профессиональной деятельности в процессе прохождения ими учебных практик.
В связи с поиском наиболее оптимальных путей подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности изучение факторов, влияющих на данный процесс, имело особое значение для нашего исследования.
Для конкретизации факторов, влияющих на подготовку студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, нами было проведено изучение мнений студентов и преподавателей Кемеровского государственного сельскохозяйственного института (КемГСХИ). Чтобы получить объективные данные, мы изучили мнение 78 преподавателей естественнонаучных, гуманитарных и специальных дисциплин, мнение 182 студентов III курса и 156 студентов V курса различных факультетов КемГСХИ. На вопрос о факторах, влияющих на подготовку студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, мнения студентов различных курсов и преподавателей разошлись.
Сравнительный анализ доказал, что влияние внутренних факторов на подготовку студентов вуза к будущей профессиональной деятельности увеличивается от курса к курсу. К группе внутренних факторов мы относим психологические факторы, которые зависят от развития личности. Если на III курсе фактор «интерес к профессии» отметили 59,3 % студентов, то на V курсе его выделили 84 % опрошенных студентов как определяющий фактор. Фактор «желание самосовершенствования» назвали 53,8 % студентов III курса и 76,3 % - V курса. Фактор «интерес к предмету» значим для 56,6 % опрошенных респондентов III курса и 30,8 % - на
V курсе. Данный фактор имеет важное значение для студентов III курса, в то время как для студентов
V курса более значимым становится внешний фактор «возможность трудоустройства». Его выделили
62,2 % опрошенных респондентов.
К группе внешних факторов мы относим условия, в которых протекает деятельность. Группа внешних факторов объединяет социально-экономические факторы, которые зависят от условий социально-экономического развития общества (конкурентоспособность специалистов на рынке труда и спрос на данных специалистов, возможность трудоустройства и продвижения по службе, престижность профессии в обществе) и организационно-педагогические факторы, которые зависят от организации воспитательно-образовательного процесса вуза и проявляются в нем.
Влияние внешних факторов также увеличивается от курса к курсу. Так, фактор «конкурентоспособность» выделили 30,2 % студентов III курса, а на
V курсе - 65,4 % респондентов как один из значимых факторов, влияющих на подготовку студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, а также при дальнейшем трудоустройстве на работу. Фактор «участие в учебных и производственных практиках» на III курсе отметили 24,2 %, а на
V курсе - 63,5 % респондентов, поскольку в процессе практики приобретаются определенные умения и навыки будущей профессиональной деятельности, формируются профессионально значимые качества личности. Фактор «возможность трудоустройства» выделили - 28 % и 62,2 % соответственно опрошенных респондентов. Большое значение, по мнению студентов, имеет фактор «организация учебного процесса в вузе» - 47,8 % студентов III курса и
60,2 % студентов V курса от числа опрошенных респондентов.
Анализ полученных данных позволяет утверждать, что среди факторов, влияющих на подготовку студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, преподаватели КемГСХИ, в первую очередь, выдели группу организационно-педагогических факторов (97,4 % опрошенных преподавателей), поскольку в процессе овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, студенты узнают о специфике будущей профессиональной деятельности. В воспитательно-образовательном процессе формируется и интерес к предмету, и интерес к научно-исследовательской деятельности, и интерес к профессии. Среди внешних факторов, по мнению опрошенных преподавателей, на подготовку студентов вуза к будущей профессиональной деятельности оказывают влияние следующие: «конкурентоспособность» - 78,2 % респондентов, «возможность трудоустройства» -
75,6 % и «участие в учебных и производственных практиках» - 74,3 % респондентов от числа опрошенных преподавателей.
Приоритетные позиции среди внутренних факторов, влияющих на подготовку студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, по мнению преподавателей КемГСХИ, занимают: «интерес к профессии» - 91 %, «интерес к предмету» - 85,9 % и «желание самосовершенствования» - 82 % респондентов от общего числа опрошенных.
Сопоставляя мнения студентов и преподавателей о факторах, влияющих на подготовку студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что определяющее значение имеет группа психологических факторов. Однако они определяются группой организационно-педагогических факторов, что позволяет управлять процессом подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Дальнейшую исследовательскую работу мы выстраивали с учетом выделенных факторов. С этой целью мы разработали педагогическую модель подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, которую внедрили в воспитательно-образовательный процесс КемГСХИ в ходе экспериментальной работы.
Созданная нами система педагогической деятельности по подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности позволяла уже с первых курсов организовать погружение студентов в контекст предстоящей профессиональной деятельности. Для этого в содержание обучения мы включали задания, показывающие связь с будущей профессиональной деятельностью.
Реализация содержания деятельности в аудиторной, внеаудиторной и научно-исследовательской работе оказывала положительное влияние и развивала профессионально-познавательную мотивацию (мотивационный компонент), стимулировала самостоятельную познавательную деятельность студентов (познавательный компонент), активизировала деятельность студентов при овладении профессиональными умениями и навыками (операционно-дея-
тельностный компонент), развивала умения анализа и проявление волевых усилий в овладении профессией (рефлексивный компонент).
В процессе подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности мы использовали индивидуально-дифференцированный подход в процессе обучения, применяли практико-ориентиро-ванные задания при изучении фундаментальных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, создавали профессионально-проблемные ситуации в учебном процессе. Такая организация работы позволила нам достичь взаимодействия всех субъектов в аудиторной, научно-исследовательской и воспитательной работе.
В результате проведенного исследования мы установили, что новый учебный материал усваивается студентами значительно легче, если он сопровождается достаточно большим числом иллюстрирующих его примеров. Результаты проведенного опроса студентов различных курсов обучения и факультетов позволяют констатировать, что практическая значимость является одним из факторов, влияющих на формирование положительной мотивации обучения, и определяет значимость учебной информации. Данный фактор отметили 47 % от числа опрошенных студентов. А использование индивидуальнодифференцированного подхода и применение прак-тико-ориентированных заданий в процессе обучения позволяли создавать ситуацию успеха, в которой студенты не только овладевали знаниями, но и выступали организаторами совместной деятельности, консультантами. Это способствовало формированию их профессиональной направленности.
Понимая, что подготовка студентов вуза к будущей профессиональной деятельности не может протекать одинаково для всех студентов, мы определили критерии сформированности готовности студентов к будущей профессиональной деятельности: познавательный, мотивационный, операционно-деятельностный и рефлексивный критерии. Для каждого критерия мы определили показатели, исходя из содержания компонентов готовности студентов к будущей профессиональной деятельности. Тем самым мы объединили студентов, участвующих в экспериментальной работе, на три группы, в соответствии с уровнем их сформированности готовности к будущей профессиональной деятельности: высокий, средний и низкий.
В ходе экспериментальной работы мы учитывали особенности каждой из выделенных групп. Так, индивидуальные и учебные практико-ориентирован-ные задания разрабатывались нами для каждой группы студентов с разным уровнем сформирован-ности готовности к будущей профессиональной деятельности. Подбор индивидуальных заданий осуществлялся таким образом, чтобы каждому студенту выполнение задания было посильным.
Например, для группы с низким уровнем сфор-мированности готовности к будущей профессиональной деятельности мы составляли задания, при выполнении которых освоение знаний начиналось с репродуктивного вида деятельности и приобретало
все большую самостоятельность выполнения, обеспечивая продуктивную учебную деятельность студентов. Все задачи для данной группы соответствовали решению типовых задач. Для группы студентов со средним уровнем сформированности их готовности к будущей профессиональной деятельности подбор заданий осуществлялся с учетом того, чтобы студенты не только использовали имеющиеся знания, но и самостоятельно приобретали необходимую информацию, искали другие области применения уже освоенных ими знаний. Для группы студентов с высоким уровнем сформированности готовности к будущей профессиональной деятельности задания содержали элементы творческой деятельности.
Содержание заданий для всех групп студентов было связано с формированием умений и потребностей студентов самостоятельно приобретать профессиональные и специальные знания, которые способствовали развитию стремления к самообразованию, научной деятельности. Тем самым каждая из выделенных групп студентов имела возможность достичь успеха при выполнении индивидуальных заданий.
Научно-исследовательская работа студентов включала учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность студентов, участие в студенческих научных объединениях, участие в научно-практических конференциях.
В процессе экспериментальной работы мы стремились, чтобы наряду с приобретением знаний, умений и навыков, позволяющих специалисту осуществлять свою профессиональную деятельность на уровне современных требований науки и техники, студенты приобретали умения видеть производственные задачи, применять различные методы для их решения в профессиональной деятельности, выдвигая идеи и предположения, обосновывая свою точку зрения.
Для этого нами совместно с ведущими преподавателями вуза была разработана тематика деловых и ролевых игр по отдельным дисциплинам. Тематика занятий с использованием деловых и ролевых игр учитывает: содержание предстоящей профессиональной деятельности; имитацию среды будущей профессиональной деятельности, создающей условия для раскрытия творческих способностей и формирования профессионально значимых качеств личности; психологическую комфортность, обеспечивающую положительное отношение к занятиям и стимулирующую творческую деятельность студентов; смысловую взаимосвязь дисциплины с будущей профессиональной деятельностью, а также достижение планируемого результата.
Овладение студентами методами и формами научного мышления в процессе обучения способствовало не только глубокому усвоению ими знаний, но и формированию таких профессионально значимых качеств личности, как вдумчивость, самостоятельность, инициативность, а также более качественной подготовке студентов вуза к предстоящей профессиональной деятельности.
В процессе обучения студенты осознавали необходимость последующего непрерывного самообразования, самостоятельного формирования определенной теоретической базы, умений анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию, творчески подходить к использованию знаний.
Одним из аспектов внеаудиторной деятельности является воспитательная работа. Важную роль в подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, на наш взгляд, играют студенческие отряды как одна из форм приобретения студентами опыта общественной работы, способствующая развитию организаторских и коммуникативных способностей. Участие в деятельности сельскохозяйственных студенческих отрядов, студенческого отряда по рекультивации земель, педагогического студенческого отряда, волонтерского движения позволяло студентам пройти ряд профессиональных проб непосредственно на рабочих местах, а также способствовало развитию профессионально значимых качеств.
В процессе проведения экспериментальной работы в Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте начали действовать несколько студенческих отрядов по различным направлениям: сельскохозяйственные студенческие
отряды, отряд по рекультивации и восстановлению отработанных земель «Росток», педагогический студенческий отряд, который осуществляет профориентационную работу со школьниками в сельских образовательных учреждениях, направленную на выбор профессий сельскохозяйственного производства.
Все элементы самостоятельного труда в сельскохозяйственных студенческих отрядах позволяли студентам закрепить теоретические знания, накапливать собственный опыт сельскохозяйственного труда, сориентированный на окружающую действительность, а это, безусловно, одно из важнейших педагогических условий подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности в сфере сельскохозяйственного производства. Работа в сельскохозяйственных студенческих отрядах позволяла не только приобрести практические навыки сельскохозяйственного труда, но и изучать передовые аграрные технологии. Сами студенты отмечали важность своевременного знакомства с прогрессивными технологиями, проявляли интерес к их освоению для того, чтобы быть готовыми применять их в будущей профессиональной деятельности.
Члены студенческого отряда по рекультивации «Росток» проводили работы по восстановлению нарушенных земель в различных районах Кемеровской области и выявляли проблемы, в результате которых происходит разрушение земель, а также решали вопросы, связанные с заделкой саженцев деревьев в почвы с повышенным содержанием камней.
Участие в работе студенческих отрядов давало возможность студентам постоянного совершенствования, самостоятельности и активности, позволяло приобрести большой практический опыт работы в
конкретных условиях производства, способствовало формированию готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности и развивало личностные и профессионально значимые качества.
Следовательно, включение студентов в разнообразную социально значимую деятельность способствует подготовке студентов вуза к профессиональной деятельности, развитию творческой активности, организаторских способностей, инициативности, самостоятельности, ответственности. Об этом свидетельствуют данные динамики сформированности готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Так, на начало экспериментальной работы студенты с различными уровнями сформированности готовности к профессиональной деятельности были распределены следующим образом: 42 % студентов составляли группу с низким уровнем, 35 % студентов - со средним уровнем и 23 % студентов - с высоким уровнем сформирован-ности готовности к будущей профессиональной деятельности. На конец экспериментальной работы, как показали полученные данные, количество студентов группы с низким уровнем сформированности готовности к будущей профессиональной деятельности уменьшилось на 30 % и составило T2 % студентов, группы среднего уровня - увеличилось на T %, что составило 36 % студентов. Наибольшая динамика проявилась в группе с высоким уровнем сформиро-ванности готовности к будущей профессиональной деятельности. Их количество увеличилось на 29 % и составило 52 % от числа студентов, участвовавших в эксперименте.
Полученные результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что подготовка студентов вуза к будущей профессиональной деятельности является поэтапным и педагогически управляемым процессом. А создание системы педагогической деятельности по подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности позволяет этот процесс сделать результативнее, о чем свидетельствуют данные трудоустройства выпускников на рабочие места, участвовавших в экспериментальной работе.
Анализируя полученные данные, мы отметили, что в сфере сельскохозяйственного производства трудоустроились 53,57 % выпускников. Анализ трудоустройства выпускников показал, что в основном выпускники трудоустраиваются на предприятия малого и среднего бизнеса.
Таким образом, экспериментальная работа доказала, что сочетание аудиторной и внеаудиторной деятельности с практической реализацией профессиональных знаний, умений и навыков стало залогом развития деловитости, коммуникативности, экономического мышления. А использование индивидуально-дифференцированного подхода в системе педагогической деятельности по подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности способствовало развитию профессионально-познавательной мотивации, стремлению студентов развивать профессионально значимые качества в соответствии с требованиями будущей профессии, оценивать собственную конкурентоспособность на рынке труда.