недостающие влияния. Мы выделяем следующие основные микросферы:
- личностные отношения в семье;
- личностные отношения вне школы и семьи;
- внеличностные общения.
В этой связи новая парадигма социального воспитания предусматривала три взаимосвязанных направления:
- передача (организация) социального опыта школьников и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, ее самоактуализации в ближайшем окружении; самовоспитание в желательном для общества и личности направлении; активизация всеми имеющимися у общества средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности;
- создание воспитывающей среды в ближайшем окружении личности, формирование социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности;
- процессы ресоциализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер борьбы с асоциальными отклонениями и профилактику правонарушений, обеспечение социально-педагогической поддержки и защиты детей в социальной дезадаптации и включение их в жизнь в динамичном социуме.
Проблема организации взаимодействия приобретает особую актуальность в условиях социальных изменений. Анализ современных исследований позволил сделать вывод об актуальности проблемы организации взаимодействия правоохранительных органов и других агентов социального воспитания. Взаимодействие может быть представлено как целостная, открытая, развивающаяся система, которая имеет внутреннюю и внешнюю структуру, связи, функции и при определенных условиях становится развивающей по отношению ко всем участникам взаимодействия. Эта система включает в себя субъектный, содержательно-целевой, организационный и результативный компоненты [14].
Взаимодействие правоохранительных органов и других агентов социального воспитания предполагает организацию взаимодействия с семьей, школой, общественностью, гражданами, учреждениями социального воспитания (детскими домами, школами-интернатами, реабилитационными центрами для несовершеннолетних и т. д.).
Во взаимодействии с семьей важно оказывать помощь по восстановлению нормальных взаимоотношений между членами семьи, в рамках правового поля; во взаимодействии со школой необходимо выстраивать сотрудничество в организации правозащитной деятельности и правового просвещения; во взаимодействии с общественностью должна формироваться совместная деятельность по социальному воспитанию; во взаимодействии с гражданами можно использовать такое направление, как оптимальное реагирование на заявления граждан о различных правонарушениях; во взаимодействии с
учреждениями социального воспитания первичным является интеграция воспитательных возможностей.
1. Социальная педагогика / под общ. ред. М. А. Галагузо-вой. М., 2001. 416 с.
2. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002. 272 с.
3. Социальная педагогика / под ред. В. А. Никитина. М.,
2000. 272 с.
4. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога / под ред. В. А. Сластенина. М., 2007. 208 с.
5.МудрикА. В. Социальная педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2003. 200 с.
6. Рабочая книга социального педагога / под ред. Н. Ф. Масловой. Орел, 1994. 240 с.
7. Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н., Штинова Г Н. Научные исследования в социальной педагогике: проблемы и пути повышения профессионализма // Социальная педагогика и социальная работа в Сибири. 2004. № 2(7). С. 13-16.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. : в 9 т. М., 1968. Т. 3. 586 с.
9. Алексеева Л. С. Методики адресного социального патроната. М., 2001. 180 с.
10. Буянов М. Л. Ребенок из неблагополучной семьи. М.,
2001. 220 с.
11. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986. 236 с.
12. ЛангмейерЙ., Матейчик3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. 232 с.
13. Модернизация российского образования : документы и материалы / ред.-сост. Э. Д. Днепров. М., 2002. 290 с.
14. Аксютина З. А., Маврин С. А. Взаимодействие правоохранительных органов и социальных педагогов в организации социально-правовой защиты несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 1(40). С. 61-65.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ НА ОБУЧАЮЩИХСЯ
М. В. Кочетков
В статье рассматривается проблема реформирования практической правоохранительной деятельности и соответствующей системы подготовки кадров. Основное внимание уделяется организации воспитательной работы в вузах МВД. Обосновывается необходимость коренного пересмотра сложившейся системы организации и оценки воспитательной деятельности, которая должна быть сориентирована на современные требования к процессу обучения в вузе.
Ключевые слова: воспитание, вузы МВД, система оценки деятельности, самостоятельная подготовка, саморазвитие, профессиональное развитие, Болонский процесс, свободное время, информационные технологии, компьютерные технологии.
Когда нравственность входит вумысел действующего, она немедленно вырождается в фарисейство, а это значит, что нравственный поступок должен иметь своим содержанием никогда не себя самого, но всегда какую-нибудь конкретную цель, вытекающую непосредственно из жизни, из ее нужд и потребностей, и в этом смысле предметную, объективную цель.
С. И. Гессен
Негативные процессы практической деятельности органов внутренних дел нередко тесно связаны с систе-
мой подготовки кадров. Не является исключением ныне реформируемая «палочная» система оценки результативности правоохранительной деятельности: она в полной мере проявила себя в вузах МВД России. Рассмотрим обозначенную проблему в контексте воспитательной составляющей процесса подготовки, так как именно воспитание, на наш взгляд, в вузах МВД формирует специалиста, по менталитету и уже сложившимся навыкам нацеленного на работу в условиях «палочной» системы. В своем анализе мы основывались на сложившейся нормативной базе, регулирующей процесс воспитания, соответствующей системе отчетности, а также, как нам представляется, единообразном подходе ДКО при инспектировании воспитательной деятельности вузов. Последнее особенно значимо, например, по отношению к кураторской работе, так как нам не удалось найти нормативной базы ведомственного уровня, регулирующей отмеченное направление деятельности. Вместе с тем при поиске основ возникновения системы отчетности кураторской деятельности, форма которой обусловливает содержание этого направления воспитательной работы, в качестве источника всей системы отчетности как раз и называются исходящие от представителей ДКО критерии оценки соответствующей деятельности в ходе инспекторских проверок.
Попытаемся обозначить некоторые аналогии между сложившейся на практике «палочной» системой и организацией воспитательной работы в вузе. Так, «палочная» система отвлекает много сил на огромный объем отчетов и справок, она порождает деятельность ради деятельности, ради показателей, когда важен не Человек, с его проблемами, а то, как из конкретной ситуации выжать как можно больше показателей. Следствием этого становятся низкое качество расследования, профилактики преступлений, контроля за криминальной средой, случаи беззакония в рядах милиции, формализм в работе и многое другое. Понятно, что если убрать «палочную» систему, то значительный резерв времени освобождается на непосредственное противодействие криминальным проявлениям, выполнение правоохранительных функций. Качественными признаками повседневной практики являются общение с гражданами, нацеленное на понимание их проблем, соучастие, базирующееся на высоких нравственных нормах сотрудников милиции и правовом сознании.
Обозначенные проблемы имеют место и в воспитательной работе в вузе. Все субъекты воспитания загружены отчетной документацией. Исключение составляет, разве что, рядовой курсант, так как уже на уровне командира взвода бумажная волокита резко возрастает. Для «палочной» системы характерно то, что подконтрольный объект также должен писать многочисленные рапорты, объяснения и обращения. Командир взвода плюс к тому должен отчитаться двумя-тремя протоколами заседаний учебного взвода в месяц, проконтролировать представление ответственным за учебный сектор курсантом еженедельной, а потом ежемесячной и ежесеместровой отчетности по успеваемости, графиков дежурств, культурно-массовых и иных мероприятий. Имеет место практика составления командирами взводов детальных справок
о деятельности работающего с их взводом куратора. Уровень курсового руководства, таким образом, озадачен контролем всего обозначенного спектра документов и соответствующих, во многом искусственно созданных, направлений деятельности. Плюс к тому на этом уровне субъектов воспитательного процесса появляется специфический документооборот, взаимосвязанный с функциями управления курсантским коллективом, которые в настоящий момент можно обобщить как обеспечение служебно-хозяйственных функций и занятости подопечных в течение продолжительного периода времени обязательного нахождения в стенах учебного заведения.
Аналогичным образом регламентирована и воспитательная работа куратора. Журнал по воспитательной работе представлен многостраничными разделами, требующими их ежесеместрового согласования со всей иерархией вузовского руководства по воспитательной работе. Плюс к тому имеют место требования о составлении справок по противодействию суициду, ежесемес-тровые отчетные справки и заслушивания о выполненной работе в целом, зачеты по регламентирующим воспитательную работу приказам (незнание выходных данных приказов влечет неудовлетворительную оценку), планы и отчетность по работе с курсантами в праздничные дни, по профориентационной работе в школах, по взаимодействию с группой психологического обеспечения и т. д. Следующий уровень субъектов воспитательной работы в вузе (представители воспитательного отдела), в свою очередь, озадачен выполнением функций контроля за работой кураторов и курсового руководства, их обучением ведению всего отмеченного ранее документооборота. Здесь, опять же, появляется свой документооборот, что превращает работу воспитателей, как и оперативников на практике, в кабинетную рутину. На остальное сил и временных ресурсов у добросовестных работников остается немного, рабочего времени не хватает.
До последнего времени нарастающая в практических органах формализованность и детализация системы отчетности, съедающей время и отстраняющей работника от непосредственного, живого решения всегда уникальных практических задач, возрастающая с годами активность разрастающегося надзорного аппарата привели к таким противоречиям, когда общество не может мириться с результатами работы правоохранительных органов.
Аналогичная ситуация складывается и в таком рассматриваемом нами направлении образовательной деятельности в вузе, как воспитательная работа (комплексный анализ, на наш взгляд, показал бы аналогичные результаты). Известно, что подлинная воспитательная работа сродни искусству, а не науке, понимаемой в данном случае в качестве технологизированного процесса. И уж тем более подлинное воспитание далеко от его организации в таких технологических формах, которые проявляют себя в результате обеспечения всеми субъектами воспитания детализированного документооборота, поглощающего временной ресурс.
«Палочной» системе в практических органах намечается противопоставить оценку результативности их деятельности по косвенным признакам - не по числу за-
держанных за отдельные виды правонарушений, заведенных дел оперативных учетов и т. д., а по таким показателям, как результаты опросов населения в отношении деятельности милиции, мониторинг состояния преступности в регионах, уровня доверия населения милиции, доступности правозащитной помощи и т. д. В связи с этим высказывается справедливое, на наш взгляд, мнение, что если от «палочной» системы что-то будет оставляться, например, ориентиры на заведенные уголовные дела по тяжким преступлениям, то сохранятся, пусть и не в прежнем виде, все имеющие место негативные качества сложившейся ситуации.
Те же самые меры, на наш взгляд, необходимы и в отношении организации воспитательной деятельности в вузе. Субъекты воспитательной работы должны в первую очередь заниматься непосредственной воспитательной работой, а не инспектированием и репродуцированием документооборота и участием в мероприятиях от-четно-планирующего характера. А их деятельность, соотнесенная с управленческими функциями обозначенной иерархии, начиная от рядового курсанта до представителей воспитательного отдела в вузе и выше, в управленческом аспекте должна обеспечивать профессионализм воспитательной работы в соответствии с современными требованиями.
Возвращаясь к практическим органам, отметим, что грядущее сокращение милицейских рядов, несмотря на то, что основное внимание при этом планируется уделить управленцам, коснется и тех, кто работает на «земле». Не удастся избежать снижения возможностей милиции противодействовать преступным элементам хотя бы еще и потому, что это неизбежное следствие первоначального этапа реформирования любой сферы деятельности. В сфере борьбы с преступностью падение отмеченной эффективности будет происходить на фоне наметившегося послабления лицам, отбывающим наказание (введение «домашнего ареста», и не только), политикой судов на смягчение приговоров (если не брать во внимание дел, «выкрашенных» в политико-экономико-коррупционные тона, для которых характерны как «суперскидки», так и «супернакрутки»), роста преступности, ее профессионализации, нарастающей коррумпированности общества и многих иных известных процессов в нашем обществе. Отмеченный отягчающий фон реформы милиции, как хотелось бы надеяться, может сыграть и положительную роль в том плане, что искоренение «палочной» системы не будет на этот раз носить формальный характер. В противном случае на фоне сокращения милицейских рядов противостоять криминализации общества будет просто нечем. Искоренение «палочной» системы должно сопровождаться изменением содержания правоохранительной деятельности, ведь отмена такой системы не приведет к качественно иному уровню работы сотрудников милиции. Качественно иной уровень работы милиции, в свою очередь, тесно связан с качественно иным уровнем подготовки кадров, что на сегодняшний день становится основной задачей реформирования, концепция которого в отмеченном плане весьма расплывчата. Также сложно говорить о положительном опыте качественно иного осуществления правоохранительной
деятельности в каком-либо регионе, на который можно было бы ориентироваться: десятилетия «палочной» системы повсеместно формализовали работу, сделав иные прецеденты уделом небольших коллективов или отдельных лиц.
Система подготовки кадров в вузах МВД, в том числе воспитательной составляющей, должна оперативно откликнуться на новые требования к ней. Однако она на сегодня не только не готова к изменившимся требованиям к сотруднику милиции, она значительно отстает от хода реформирования российской высшей школы в целом, не удовлетворяет требованиям уже более десяти лет претворяемого в жизнь Болонского процесса. Имеются в виду модульно-рейтинговый подход к оценке качества образовательной деятельности, соответствующая организация самостоятельной подготовки обучающихся, ее ориентированность на современные дидактические возможности информационных технологий и индивидуальный выбор образовательной траектории.
Система подготовки кадров, характерная для европейского образования, на которую ориентируется реформа российской высшей школы, уже на уровне организации образовательной деятельности способствует формированию специалиста, который нацелен на самовоспитание, на вариативность профессиональных задач, диалогическое общение как ключевую компетенцию профессиональной работы. Такой специалист антагоничен «палочной» системе организации профессиональной деятельности. Имеющая место система воспитательной работы в вузах МВД в случае реформирования образовательной деятельности будет непосредственно препятствовать качественно иной организации прежде всего самостоятельной подготовки обучающихся. И здесь присутствует вполне объективное обстоятельство - специфика ведомственной подготовки, связанная со значительным ограничением свободного времени курсантов, по сравнению со студентами. Поэтому необходимо коренным образом разобраться, насколько на сегодня оправданны имеющие на практике место ограничения, все ли из них действительно связаны с ведомственной спецификой подготовки кадров. Тратя на подготовку одного курсанта в год не одну сотню тысяч рублей, значительное время этого курсанта при этом затрачивают на хозяйственно-уборочную деятельность, охрану учебного заведения.
Проблемы качественно иной организации самостоятельной подготовки в вузах МВД вполне решаемы. Так, с учетом проделанной профессорско-преподавательским составом вузов значительной работы по созданию учебно-методических комплексов первоначальный этап компьютерно-ориентированного сопровождения самостоятельной подготовки по всем учебным дисциплинам осуществим в сжатые сроки. Следующие этапы представляют собой совершенствование размещенной в локальной сети вуза информации по учебным дисциплинам (блоков и модулей). Цель совершенствования - эффективная самостоятельная подготовка курсантов за счет современных дидактических возможностей информационных обучающих технологий. Не секрет, что сама по себе информация, находящаяся в открытом доступе для
ознакомления обучающимися, может не только не способствовать, но и препятствовать ее усвоению, если недостаточны ориентирующе-разъясняющие, мотивирующие функции программно-дидактического продукта.
В этом плане уже имеется положительный опыт не только гражданских вузов, но и вузов системы МВД (например, опыт Нижегородской академии МВД России). Важно, что доступность компьютерных технологий обучающимся на этапе самостоятельной подготовки уже не требует значительных материальных затрат, если принять во внимание ставшую приемлемой многим цену на ноутбуки, а также возможности беспроводного доступа к локальной информационной сети учебного заведения посредством системы WiFi. Таким образом, основное препятствие скорейшего реформирования системы профессиональной подготовки в ведомственных вузах МВД -это «палочная» идеология и организация воспитательной работы, когда свободное время курсантов, основная ценность современного обучающегося, мотивированного на свободный выбор и индивидуально-углубленное освоение знания, практически не является таковой в наших ведомственных вузах в плане профессионального саморазвития. Практика показывает, что боль-
шинство курсантов, вырываясь из бесконечных мероприятий, меньше всего используют свободное время для профессионального развития, да и для саморазвития в целом.
Таким образом, требуемый российским обществом качественно иной уровень работы правоохранительных органов предполагает качественно иной уровень подготовки и переподготовки специалиста. В последнем случае обязательным и во многом первоочередным является коренной пересмотр сложившейся системы организации и оценки воспитательной работы в направлении максимального упразднения сопровождающего воспитательный процесс документооборота, пересмотра мероприятий, прежде всего планирующе-отчетного, хозяйственно-обслуживающего характера. В качественном плане воспитательная работа должна быть сориентирована на современные требования к процессу обучения в вузе и, прежде всего, к реформированию процесса самоподготовки обучающихся, нацелена на формирование у курсанта иного отношения к своему времени как условию для индивидуально-ориентированного, самоактуализированного профессионального роста, саморазвития.