Научная статья на тему 'Система оценки качества образовательных услуг в международной школе бизнеса (МШБ) РЭА им. Г. В. Плеханова'

Система оценки качества образовательных услуг в международной школе бизнеса (МШБ) РЭА им. Г. В. Плеханова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лайко М.Ю., Пономарева Н.В.

Освещается опыт работы МШБ по созданию модели контроля качества преподавательского труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система оценки качества образовательных услуг в международной школе бизнеса (МШБ) РЭА им. Г. В. Плеханова»

НОВОЕ В ОБУЧЕНИИ

Более 10 лет работает Международная школа бизнеса (МШБ) Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Ведущие кафедры академии участвовали в ее создании. Лучшие преподаватели трудились и продолжают активно трудиться в школе. Отмечая достигнутые успехи МШБ, сегодня мы предоставляем нашу рубрику «Новое в обучении» и основные страницы журнала профессорам и преподавателям МШБ.

Д-р экон. наук М. Ю. Лайко канд. экон. наук Н. В. Пономарева

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЕ БИЗНЕСА (МШБ) РЭА им. Г. В. ПЛЕХАНОВА

Освещается опыт работы МШБ по созданию модели контроля качества преподавательского труда.

Работая на международном рынке образовательных услуг, Международная школа бизнеса РЭА основательно изучает особенности процессов образования в различных странах. Это позволяет достаточно детально оценить достоинства и недостатки ныне действующих систем, успешно использовать положительный европейский и международный опыт в этой области, адаптировать российское образование к современным зарубежным тенденциям.

В условиях обостряющейся демографической ситуации критерием конкурентоспособности образовательных учреждений становится качество предлагаемой образовательной услуги. Присоединение РФ к Бо-лонскому процессу предусматривает принятие мер по разработке системы внутривузовского контроля качества образования, что отражено в Федеральной программе развития образования в России на 20002005 гг.

Достижение высокого уровня качества обучения возможно только на основе непрерывного повышения квалификации профессорско-преподавательского персонала, совершенствования материально-технической базы МШБ, ее учебно-методического обеспечения. Внутриву-зовская система контроля качества образования представляет совокупность принципов и методов измерения и сбора информации об основ-

ных параметрах и показателях технологических процессов вуза и результатах его деятельности. Однако эта система не может быть эффективной, если она рассматривается в отрыве от всей системы управления качеством вуза.

Интернационализация рынка образования и усиление международной конкуренции заставляют вузы стремиться к получению свидетельств качественности своих образовательных программ, подтверждаемых международной аккредитацией. Увеличение численности иностранных студентов, обучающихся по программам обмена в Международной школе бизнеса РЭА им. Г. В. Плеханова, а также документация и преподавание на английском языке позволяют МШБ в настоящее время рассмотреть возможности подготовки и проведения оценочных мероприятий по получению международной аккредитации Европейского совета по бизнес-образованию (ECBE), Ассоциации европейских университетов (EUA), Американской ассоциации продвижения школ бизнеса (AACSB) и Европейской ассоциации развития менеджмента (EFMD - аккредитация EQUIS). Полученный опыт может оказаться ценным для других подразделений академии в плане продвижения МШБ и академии в целом на международном рынке образовательных услуг.

Международная аккредитация - это признание авторитетной международной организацией того, что данный вуз соответствует определенным требованиям качества образования. Признание становится результатом утвержденной процедуры, включающей как самоанализ вуза своей деятельности, так и аудит независимыми экспертами. В рамках подготовки к международной аккредитации в МШБ начата работа по экспериментальной оценке качества образовательных услуг.

Особое значение, с нашей точки зрения, приобретает создание условий для повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС), обеспечивающих развитие профессионально важных качеств, таких, как уровень владения иностранными языками и современными образовательными технологиями по опыту западных университетов. Были разработаны требования к профессорско-преподавательскому составу, сформированы и апробированы различные критерии оценки его деятельности.

При первичном заключении договора с кандидатом на должность преподавателя аттестационная комиссия оценивает содержание пробной лекции, методы проведения занятий и уровень владения английским языком. Комплект методических разработок должен включать программу дисциплины, методические рекомендации, описание и материалы по организации самостоятельной работы студентов, источники информации, формы текущего и промежуточного контроля, варианты

для промежуточной аттестации. Знание иностранного языка оценивается наличием международных сертификатов (Cambridge First, Advanced, Proficiency и др.), а также практическими языковыми навыками.

Состав аттестационной комиссии утверждается ежегодно директором школы бизнеса и включает руководителей образовательных программ, координаторов основных направлений работы, опытных преподавателей по соответствующим дисциплинам. Поскольку учебные программы школы ориентированы на практический бизнес, то при формировании состава профессоров и преподавателей учитывается не только их академическая квалификация, но и опыт работы в реальном бизнесе, а также практика преподавания за рубежом и участие в международных бизнес-проектах.

Оценка качества работы профессорско-преподавательского состава должна стать одним из важнейших направлений кадровой политики, обеспечивать мотивацию к повышению квалификации и дифференцированный подход к вознаграждению. Вместе с тем необходимо помнить, что производственное поведение сотрудника, а также результаты его деятельности зависят от того, какова цель оценки, насколько объективно оценивается работа, как сотрудник сам относится к этой оценке. Поэтому столь важен подготовительный этап по разъяснению целей оценки.

При проведении оценки были разработаны анкеты для студентов, содержащие перечень вопросов ключевой характеристики, таких, как, например, «ваша оценка качества преподавания данной дисциплины», которую следовало оценить по 10-балльной шкале. Кроме того, студенты могли прокомментировать свои оценки и высказать пожелания тому или иному претенденту на должность. По результатам анкетирования в соответствии с полученными показателями были сформированы три группы преподавателей: группа «Звезды» - от 9,5 до 10 баллов, рекомендации - удерживать, поощрять, перенимать опыт; группа «Профи» -от 7 до 9,5 баллов (основной состав), рекомендации - развивать, ставить более высокие цели; группа «Совершенствующиеся» - до 7 баллов, рекомендации - поддерживать, повышать уровень владения английским языком. Решение об их организационной поддержке и соответствующие рекомендации должно было принять руководство Международной школы бизнеса.

Первый опыт проведения оценки качества работы ППС позволил не только проанализировать результаты, но и критически взглянуть на вопросы с точки зрения объективности ответов на них. Например, вряд ли студенты в состоянии объективно оценить компетентность преподавателя, количество времени, необходимое для подготовки к занятиям, и другие критерии. Поэтому принято решение об оценке профессорско-

преподавательского состава с использованием методики 3600, получившей признание у специалистов по управлению персоналом вследствие ее максимальной объективности. К оценке качества работы будут привлечены руководители образовательных программ; коллеги (опытные преподаватели) по дисциплинам; обучающиеся (студенты). Кроме того, будут использованы результаты самооценки преподавателей. Критерии оценки определены в четырех анкетах для каждого участника-оценщика. Например, коллеги будут оценивать занятия по таким показателям, как соответствие содержания тематическому плану и учебной программе дисциплины, соответствие современному уровню развития науки, точность используемой научной терминологии, раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами, реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений и др.

Интегральный результат оценки качества работы преподавательского состава подсчитывается с учетом значимости (объективности) ответов каждого из участников. Полученные оценки, с нашей точки зрения, позволяют определить компетенцию коллектива преподавателей Международной школы бизнеса.

Термин «компетенция» появился в отечественной практике оценки персонала в середине 1990-х гг., однако до сих пор не существует единого мнения о его содержании. Большинство авторов согласны с тем, что «компетенция» - более широкое понятие, чем «компетентность», которая характеризует квалификацию или профессиональное соответствие знаний, навыков, способностей. Увеличение доли умственного труда, использование в практике управления персоналом психологических методов обусловили потребность в определении дополнительных профессионально важных качеств, характеризующих способность и готовность выполнять ту или иную работу. Поэтому «компетенция» - это широкое понятие, позволяющее описать практически все элементы готовности человека к эффективному труду. В настоящее время при характеристике компетенции отмечают:

- теоретические и профессиональные знания;

- навыки выполнения конкретной работы;

- универсальные навыки (коммуникативные, управленческие и

т. п.);

- ценностные ориентации и характеристики мотивации;

- личностные черты и психофизиологические особенности.

Разработка модели компетенций Международной школы бизнеса

представляется актуальной не только для улучшения технологии оценки качества деятельности коллектива, но и для формирования конку-

рентоспособного кадрового ядра, способного гибко реагировать на требования внешней среды, приобретать дополнительные знания, осваивать новые профессиональные, универсальные навыки, быть преданным своей работе.

Канд. экон. наук Л. С. Бабынина

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Освещается опыт использования в МШБ РЭА новейших интерактивных технологий обучения.

Подготовка специалистов на современном этапе развития образования в РФ и стратегия интеграции систем обучения в международный рынок образовательных услуг требуют использования наиболее эффективных методов, моделей и форм обучения. Как известно, есть два носителя осознанной активности, два субъекта обучения - преподаватель и студент. Деятельность преподавателя - это содержание, методы, средства и организационные формы передачи знаний. Деятельность студента - это учение, т. е. овладение знаниями и навыками.

В зависимости от осознанной активности этих двух субъектов можно говорить о различных дидактических1 методах и моделях обучения. Авторитарные методы позволяют передать информацию от одного субъекта (преподавателя) к другому субъекту (студенту), а коммуникативные процессы сообщения и получения информации при этом выступают только средством, оставляя одну из сторон обучения (студента) пассивной. Коммуникативные методы обеспечивают активное взаимодействие субъектов на основе усвоения знаний через осознанный опыт и понимание. Использование тех и или иных моделей обучения, в основе которых лежат авторитарные и коммуникативные методы, обусловлено особенностями психофизиологического общения людей.

Научиться чему-либо, усвоить накопленные человечеством знания, освоить ту или иную практическую деятельность студент способен только через собственную, самостоятельную учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность - учение. Процесс восприятия един

1 Дидактика (от греч. МакйкоБ - поучающий) - наука, изучающая закономерности усвоения знаний, умений и навыков, формирования убеждений; определяет объем и структуру содержания образования; совершенствует методы и организационные формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.