Научная статья на тему 'Особенности преподавания дисциплины «Экономика фирмы» в контексте современных требований к высшему экономическому образованию'

Особенности преподавания дисциплины «Экономика фирмы» в контексте современных требований к высшему экономическому образованию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Докукина А.А.

Освещаются актуальные тенденции в преподавании дисциплин экономического цикла и опыт обучения студентов в Международной школе бизнеса (МШБ) РЭА им. Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания дисциплины «Экономика фирмы» в контексте современных требований к высшему экономическому образованию»

НОВОЕ В ОБУЧЕНИИ

Канд. экон. наук А. А. Докукина

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ФИРМЫ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫСШЕМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Освещаются актуальные тенденции в преподавании дисциплин экономического цикла и опыт обучения студентов в Международной школе бизнеса (МШБ) РЭА им. Г. В. Плеханова.

О современном этапе развития российской системы высшего образования, характеризующемся увеличением конкуренции на рынке образовательных услуг, диверсификацией учебных дисциплин, внедрением международных программ, интеграцией в систему европейского образования в рамках Болонского процесса с единой системой измерения знаний, безусловно, можно говорить как об уникальном - настолько расширился сегодня спектр новых возможностей, открывающихся и для студентов, и для преподавателей. Особенно ярко процесс изменений проявляется в рамках экономического, управленческого, а также бизнес-образования, где на стыке теоретической и практической научных баз, комбинации технических и гуманитарных подходов к познанию рождаются специалисты, отвечающие динамике деловой среды третьего тысячелетия.

Для сегодняшних студентов - будущих экономистов, менеджеров, предпринимателей этот потенциал выражается в большей личностной, образовательной и профессиональной мобильности, высокой эрудиции, универсальности знаний, расширении контактов. Высока и цена подобных преимуществ - необходимость усвоения впечатляющих по объему и разнообразию материалов, соответствующий уровень владения одним, а лучше несколькими иностранными языками, умение пользоваться современной техникой, наличие широкого кругозора и социально-психологических качеств, таких, как креативность, коммуникабельность, лидерство и др.

Все это имеет отношение и к вузовскому преподавателю-эконо-мисту1, образ которого сегодня ассоциируется не только с отличным знанием предмета и качествами ученого-исследователя, но и с другими, весьма разносторонними навыками: ораторскими способностями и энтузиазмом, владением иностранными языками, готовностью адаптировать современные учебные методики, умением устанавливать контакт с аудиторией, широтой взглядов. И если еще несколько лет назад этот набор «талантов» связывался исключительно с бизнес-тренером, ведущим практического семинара-тренинга или деловой игры в рамках программы повышения квалификации, то сейчас и система базового высшего экономического образования немыслима без таких специалистов.

В наши дни часто говорят об утрате авторитетов и уважения к старшим, учителям и даже к родителям со стороны молодежи. К сожалению, этот факт действительно существует. Многим преподавателям, несомненно, приходилось слышать от коллег сетования на раскованность нынешних студентов и отсутствие былого безусловного почтения к учителю. Однако, не вдаваясь в глубокий анализ причин и следствий такого их поведения, нельзя не заметить, что необходимость вновь завоевывать преподавательский авторитет продиктована объективной реальностью. Какие выпускники, специалисты являются сегодня наиболее востребованными на рынке труда? Какие модели компетенций и планы карьеры заготовлены для них в службах по персоналу современных компаний и фирм?

Молодой специалист сейчас должен быть дженералистом, с одной стороны, и видеть детали процесса - с другой. Он должен владеть навыками аналитика и управленца, уметь прогнозировать, находить новые решения, обосновывать и отстаивать свою точку зрения. В эпоху постиндустриального развития с ее глобальной информатизацией и ускоряющимся темпом научно-технического прогресса вклад в собственное образование с успехом окупит только человек, умеющий независимо мыслить, обладающий индивидуальностью и уникальными знаниями [4, 9]. Такую «знаниевую» вооруженность он может и должен получить вместе с дипломом. Подготовить же квалифицированного специалиста, научить его самостоятельно думать, опираясь на полученные знания (качество, выше всего ценящееся работодателями), под силу только ко-

1 Термин «экономика» используется в статье для обозначения цикла предметов, который реализуется на программах бакалавриата, магистратуры, МВА и состоит из принципов экономической теории, менеджмента, предпринимательства, экономики предприятия (фирмы), планирования и ряда других в большей или меньшей степени специализированных дисциплин (в свою очередь часто объединяемых термином «бизнес-дисциплины»).

манде преподавателей, которые сами широко понимают мир бизнеса, фирмы, маркетинга, менеджмента, планирования и т. д.; которые готовы отойти от устоявшихся традиций в преподавании, если те недостаточно эффективны; которые используют новаторские методы ведения занятий. Не «идти на поводу» и не «развлекать аудиторию», как ошибочно поступают некоторые преподаватели, а демонстрировать собственный профессионализм всеми доступными методами - вот верный способ хорошо сделать свою работу, получить от нее полное удовлетворение и завоевать авторитет.

Вопросы, связанные с новыми приемами и подходами в преподавании дисциплин экономического цикла, или бизнес-дисциплин, являются довольно частым предметом обсуждения в рамках различных профессиональных встреч, семинаров, на страницах популярных и специализированных изданий. Например, «Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова» неоднократно обращался к данной теме [2, 5, 6]. Благодаря этим дискуссиям и публикациям для отечественных преподавателей такие понятия, как обучение действием, метод конкретных ситуаций, метод дискуссии, приемы конкретизации и фактологии, эвристика и другие, не являются новыми [3, 8, 10]. Существует четкая тенденция частичного или полного отказа, когда это возможно и действительно результативно, от директивной по существу модели обучения с передачей материала в форме лекции и его последующей интерпретацией на семинаре в пользу интерактивной модели. Постепенно меняется и роль преподавателя в российской высшей школе в сторону руководства самостоятельной творческой работой аудитории, инициирования независимой выработки студентом критериев и способов ориентации в информативном потоке.

Конечно, новая расстановка приоритетов и акцентов в устоявшейся теории и практике преподавания - процесс сложный, долгий и неоднозначный. Как уже говорилось, он предъявляет высокие требования к преподавателю как организатору, руководителю и контролеру своей дисциплины. В данном контексте представляется вполне уместным воспользоваться предпринимательской лексикой и сравнить современную позицию преподавателя с позицией менеджера проекта в бизнесе, поскольку объекты, цели и способы их достижения чрезвычайно схожи. Есть заказчик, поставлена четкая задача, разработаны направления и сроки ее решения, план мероприятий, формы контроля и условия оплаты - это комплекс признаков настоящего бизнес-проекта. Какая роль отводится преподавателю в его реализации? Исполнителя? Можно согласиться с таким выводом, если бы не высокая степень ответственности и огромная творческая составляющая подготовки к занятию и его проведения, включающая авторские разработки, персональные мате-

риалы, методические ноу-хау и просто значимость личности того или иного преподавателя, степень доверия и уважения к нему со стороны студентов. Естественно, это не означает некой бесконтрольности преподавательского труда - существуют утвержденные стандарты, программы и расписания. Кроме того, в вузах все чаще применяются давно апробированные в корпоративном мире современные методы работы с персоналом с достаточно жесткими критериями подбора и оценки профессорско-преподавательского состава [5]. Таким образом, современный преподаватель - это высококвалифицированный менеджер, ставящий задачу перед коллективом, участвующий в ее решении как равный, контролирующий процесс выполнения и полностью отвечающий за него.

Важно отметить, что уже сейчас многие наши преподаватели рассматривают свою работу именно с этой позиции. Формированию новых взглядов способствуют увеличивающаяся открытость общества, рост контактов и обмен опытом, в первую очередь с зарубежными коллегами. Большое значение имеет наличие стимулов, которые побуждают преподавателей искать новые пути, проявлять инициативу и развиваться. То есть перспективы современного «преподавательского бизнеса», а тем более в области экономики, безграничны. Кроме вузовских курсов существуют школы бизнеса, учебные центры, программы повышения квалификации, корпоративные семинары и тренинги, коучинг, образовательный консалтинг и многое другое. Не так уж сложно найти возможность испытать свои силы за рубежом: американские и европейские бизнес-школы и университеты активно реализуют планы сотрудничества с иностранными специалистами, приветствуя их участие в своих программах в качестве приглашенных преподавателей или даже при соблюдении ряда требований предлагая контракт.

Конечно, как говорится, надо соответствовать, т. е. иметь конкурентоспособный продукт, удовлетворяющий платежеспособный спрос (подчеркнем еще раз, что проводимые здесь аналогии с бизнесом в определенной степени условны). Учиться всегда нелегко, и какими бы совершенными не были методики, они не снимут тяжести процесса познания. Означает ли это, что залогом конкурентоспособности и успеха в данной сфере является проведение занятий в форме «блестящего шоу с мастером разговорного жанра в роли ведущего»? Известно, что именно этот аспект преподавательской практики часто выступает объектом не только иронии, но и критики. Конечно, значимость стиля ведения занятия бесспорна, а вот подмена настоящего обучения суррогатным «представлением» невозможна и не пройдет в серьезном учебном заведении, где, как уже отмечалось, существуют методический контроль, рейтин-

ги, анализ мнений слушателей и независимая оценка качества работы преподавателя.

Что же касается разнообразия методов и средств обучения как попытки отхода от единого шаблона, то оно вовсе не возводится в ранг самоцели, хотя бы потому, что при всех положительных проявлениях имеет и отрицательный момент - так называемую калейдоскопичность [1]. Это может стать причиной того, что студент в своих попытках быть вовлеченным в «нескучные» формы обучения окажется неспособным понять суть проблемы, которую необходимо раскрыть. Более того, каждый метод должен учитывать специфику конкретной учебной дисциплины. Навязывание популярных методик обучения не всегда приводит к ожидаемому результату. Следовательно, в разработке учебных программ необходим тщательный подготовительный этап, предшествующий периоду практических инноваций.

Таким образом, сегодня важно четко представлять себе преимущества карьеры преподавателя-профессионала и стараться реализовы-вать их, не боясь вкладывать в саморазвитие, овладевать новыми методиками, изучать иностранные языки, перенимать прогрессивный опыт. Конечно, не все так просто: многие коллеги обоснованно отмечают несовершенство технической базы и учебно-методического обеспечения, отсутствие материальных стимулов. Казалось бы, возразить трудно. Но вот в одном из номеров данного журнала в статье «Новые подходы к преподаванию маркетинговых дисциплин» авторы, анализируя проблемы обучения своему предмету, очень точно выразили мысль об отсутствии маркетингового подхода к достижению собственных целей обучения у преподавателей маркетинга [6]. Нам остается только добавить, что это заключение верно для всех экономических дисциплин. Мы учим студентов стратегическому планированию и прогнозированию, актуальным приемам и многоаспектности управления; указываем на возрастающую роль интеллектуального капитала и нематериальных активов; разъясняем преимущества инвестирования в инновации. Так почему бы не поработать таким же образом над своим проектом - разработкой качественной дисциплины, внести личный вклад в необходимые ресурсы и оборудование? Еще вариант - найти инвесторов. Ведь сегодня многие учебные центры, бизнес-школы и другие образовательные организации готовы финансировать разработку учебных программ, оказывать интеллектуальную поддержку и техническую помощь. Труда много, особенно учитывая, что любая бизнес-дисциплина не является статичной с точки зрения ее содержания и ведения. Невозможно, разработав один раз планы и материалы занятий, пользоваться только ими в течение долгого времени - не позволит современная социально-экономическая динамика. Это постоянная деятельность, хотя и осно-

ванная на базовых разработках, требующая беспрерывного мониторинга и совершенствования, новых интеллектуальных и материальных инвестиций. Но это также и единственный путь успешной реализации преподавателя с вполне предсказуемым результатом соответствия неизменному критерию качества - высокой квалификации выпускаемых специалистов.

В этой связи представляется целесообразным обратиться к наработкам МШБ РЭА им. Г. В. Плеханова, где применяется широкий спектр методик ведения дисциплин экономического цикла, и, в частности, поделиться опытом преподавания автором данной статьи дисциплины «Экономика фирмы» (Economics of the Firm).

При разработке наиболее рациональной структуры этой дисциплины в МШБ, поддерживающей международные образовательные эталоны и осуществляющей обучение на английском языке, принималось во внимание ее значение как интегрирующего элемента стандартных для англосаксонской системы образования дисциплин Managerial Economics, Business Administration, Entrepreneurship, Economics of the Firm и традиционной для отечественного, а также немецкого высшего образования дисциплины «Экономика предприятия» (Economics of the Enterprise).

Подготовительный этап, который предшествовал внедрению дисциплины «Экономика фирмы» в учебный процесс МШБ, занял около 6 месяцев. В соответствии с предварительно разработанным и согласованным с руководством МШБ персональным планом были предприняты следующие действия:

- проанализирован существующий опыт ведения этой и близко связанных дисциплин в МШБ и учебных организациях подобного направления и уровня;

- проведена консультация с опытными специалистами, методистами и преподавателями, работающими по международным программам;

- собран и обработан необходимый материал;

- выработана и согласована концепция дисциплины;

- смоделированы все виды деятельности студентов и преподавателя в течение каждого семестра;

- составлен план и подготовлен материал для теоретических и практических занятий, а также для текущего и финального контроля (тексты, слайды, презентации, раздаточный материал, темы самостоятельных работ, кейсы, тесты, экзаменационные задания и пр.);

- разработана объективная система оценки, основанная на принятой в МШБ 100-балльной шкале.

На этом этапе автору пришлось столкнуться с рядом трудностей, неизбежных при разработке новой дисциплины. Например, возникла проблема отсутствия единого профильного учебника или учебного пособия на английском языке, не говоря уже о специальных практикумах, которыми располагают преподаватели стандартной русскоязычной дисциплины «Экономика предприятия (фирмы)». Однако в ходе работы с каталогом и материалами в иностранном фонде библиотеки РЭА им. Г. В. Плеханова определился перечень доступной литературы, соответствующей содержанию дисциплины. В этот перечень вошли такие не раз переиздававшиеся за рубежом книги, как «Organizations and Business Environment» D. J. Campbell; «Business Organization» M. Richards; «Economics for Business» J. Sloman and M. Satcliffe; «Business Administration» R. C. Applebey и др., а также некоторые периодические издания, которые и рекомендуются сейчас студентам в качестве учебных пособий. В дальнейшем на основе этих книг автором был сформирован электронный учебник, который по заказу желающих записывается в библиотеке на любой электронный носитель. Такой учебник в определенной степени решил проблему ограниченности экземпляров, имеющихся в библиотеке. В настоящее время мы приступаем к созданию специализированного учебного пособия «Economics of the Firm» на английском языке, предназначенного для студентов, обучающихся по международной программе МШБ, куда войдут материалы к лекциям и семинарам, темы самостоятельных работ, конкретные ситуации и инструкции по работе с ними, задания для самоконтроля и т. д. Кроме того, ведется постоянный мониторинг поступающих новых издательских каталогов, книг и журналов.

Сегодня дисциплина «Экономика фирмы» для студентов второго курса бакалавриата МШБ представляет собой базовую программу в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин и предполагает комплексное изучение связанных с хозяйствующим субъектом бизнес-процессов, отдельные аспекты которых углубленно изучаются в других учебных дисциплинах, таких, как «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы» и др. В соответствии с требованиями МШБ дисциплина полностью ведется на английском языке. Согласно расписанию базовым учебным методом является традиционная тематическая комбинация лекционных (для всего потока студентов) и семинарских (по группам) занятий. Однако в ходе лекций и семинаров используются разнообразные подходы к преподаванию, которые, возможно, покажутся интересными и полезными.

Изучение дисциплины начинается с вводной информации, которой посвящается часть первой лекции (Economics of the firm: Course Introduction). Преподаватель представляется сам и представляет свою

программу. Студентам вручается подготовленный заранее индивидуальный раздаточный материал (Course objectives, lecturer, literature, expectations and evaluation), который содержит краткий обзор целей, задач и методов дисциплины, перечень тем текущего семестра, рекомендации по использованию литературы и дополнительных материалов, имя и контактные данные преподавателя, а также детальное описание требований и системы контроля и оценки (та же информация размещена на сайте МШБ и, кроме этого, направляется студентам по электронной почте).

На вводной лекции преподаватель дает необходимые комментарии и отвечает на вопросы. Причем этот диалог продолжается на первом семинаре, когда при работе с группами появляется возможность выявить уровень знаний, круг интересов и в результате правильно расставить приоритеты, не нарушая, естественно, утвержденного плана и требуемого уровня занятий. Например, мы предлагаем студентам самостоятельно выполнить тест, состоящий из вопросов и ситуаций, связанных с экономикой фирмы. Решения некоторых из них могут быть найдены на базе имеющегося опыта или даже просто смекалки студента-экономиста, другие требуют специальных знаний, но одновременно дают пищу к размышлению, заставляют конкретизировать задание и обращаться к преподавателю, помогая тем самым правильно организовать материал в будущем. Этот тест ни в коем случае не является контрольным, о чем сразу сообщается аудитории. Ответы проверяются тут же совместно в форме дискуссии.

Атмосфера взаимодействия преподавателя и студентов в аудитории, прежде всего при работе с группами, должна быть предельно деловой, насыщенной и направленной на достижение максимальной эффективности каждого занятия, но исключать прессинг и ненужное ощущение психологического дискомфорта как у студентов, так и у преподавателя.

Много уже было сказано о роли преподавателя, создающего условия для перемещения в центр учебного процесса самих слушателей [3, 6, 7]. Так, первый семинар дисциплины «Экономика фирмы» начинается с предложения каждому студенту представиться, назвав свое имя и сформулировав личное представление о фирме и основах ее экономики, а также очертив круг своих ожиданий, связанных с данной программой. Отметим, что такое начало работы легко реализуется именно с аудиторией МШБ благодаря свойственной ей определенной «продвинутости»: значительной языковой подготовке, достаточному кругозору, контактности, восприимчивости к различным стилям обучения и, как результат, готовности к интерактиву.

На первом же семинаре распределяются темы и объясняются правила «долгосрочного» самостоятельного задания для малых групп студентов. В соответствии с заранее разработанным планом-графиком группами, состоящими из 3-4 участников, готовится письменный реферат или эссе (written statement) и на его основании составляется краткая, не превышающая 10-15 минут устная презентация (class presentation), которая проводится на семинаре в установленный день. Этот традиционный метод, уже доказавший свою эффективность, позволяет расширить круг вопросов, рассматриваемых по программе, особенно в части тех аспектов экономики фирмы, которые вполне могут быть изучены самостоятельно, хотя и под общим руководством преподавателя, выявить и развить исследовательские и аналитические способности, улучшить навык выступления перед аудиторией.

Устная презентация предполагает вопросы не только аудитории, но и самих выступающих к слушателям по своей теме. Этот прием позволяет фиксировать внимание студентов на сообщениях своих товарищей, повышает собственную значимость выступающих и инициирует общую дискуссию. По окончании презентации студентам предлагается кратко прокомментировать услышанный материал, попытаться оценить его полезность с точки зрения содержания и изложения. Окончательный итог подводится преподавателем, который отмечает плюсы и минусы доклада, вопросов, общего участия в дискуссии, дает рекомендации и объявляет оценку за этот вид работы.

В число занятий, проводимых на семинарах в рамках одного из двух семестров, входят:

- деловая игра (business game), где каждая подгруппа студентов выполняет особое расчетно-аналитическое задание, представляя одно из подразделений фирмы, с последующим обсуждением результатов и подведением итогов на «общем собрании»;

- два письменных аудиторных задания (class assignments), основанных на текущем лекционном материале, где малым группам студентов предлагается своеобразная роль бизнес-консультантов или аналитиков. Задания предполагают выработку общих решений по гипотетической ситуации: ответы на открытые «проблемные» вопросы «клиентов», обоснование собственных выводов и результатов расчетов в виде консалтингового отчета или письма, рекомендаций и т. п.;

- две конкретные ситуации (case-studies), связанные с анализом бизнес-кейсов из реальной практики фирм. Кейс и порядок работы с ним представляются на занятии. Все необходимые расчеты и исследования проводятся парами студентов внеаудиторно в качестве домашнего задания в соответствии с полученными инструкциями и заносятся в специально созданную рабочую тетрадь (work-book), которая после

общего обсуждения кейса на следующем семинаре сдается преподавателю;

- пять индивидуальных тестов (вопросы с ответами множественного выбора) (individual written multiple choice questions) для текущего контроля по ключевым разделам дисциплины, включающих наряду с теоретическими вопросами расчетные задачи.

Кроме того, в ходе практических занятий обязательно проводится обсуждение тем текущих лекций. При этом предпочитается не жесткая форма опроса, а свободная беседа, поощряющая самостоятельные формулировки, попытки независимых заключений, взаимопомощь и дополнения [10].

Что касается особенностей проведения лекций, то здесь мы предприняли попытку отойти от традиционного и все еще широко используемого в российской высшей школе метода «чтения» при пассивном участии студентов, записывающих преподавательский «диктант». Каждая лекционная тема разработана в программе Microsoft Office PowerPoint в виде объединенных в презентацию слайдов. Презентация соответствующей темы направляется студентам заранее по электронной почте. Таким образом, они получают возможность просмотреть материал, распечатать его в качестве пособия для занятия и подготовить вопросы.

К сожалению, мы пока не располагаем распространенной в корпоративном мире и используемой в западных школах эффективной системой Интранет, позволяющей создавать персональные «академические» электронные адреса для каждого студента и преподавателя. Кроме того, возможности использования собственной компьютерной и принтерной техники у всех студентов разные. Однако в реальности все это ни разу не стало серьезным препятствием учебному процессу. Во-первых, студентам в академии обеспечен свободный доступ к компьютерам, подключенным к Интернету. Во-вторых, в МШБ можно размножить необходимый материал в требуемом количестве по предварительной заявке преподавателя.

Избавившись от необходимости надиктовывать нужные определения, перечислять характеристики, записывать на доске формулы, чертить графики и таблицы, делая при этом обязательные паузы, преподаватель высвобождает время для подробных комментариев, приведения примеров, ответов на вопросы и в конечном итоге охватывает гораздо больший по объему материал, решая таким образом вечную проблему нехватки аудиторных часов на реализацию огромного материала. Студенты, в свою очередь, используют распечатанные в виде брошюры презентации как тетради, делая в ходе лекции собственные заметки.

Предсказуем вопрос: какова же посещаемость таких лекций, если все материалы доступны и вроде бы нет необходимости личного присутствия? Однако здесь уже затрагивается проблема контакта с аудиторией. Учебники существуют давно, но ведь аудитории не опустели, а заочные и дистанционные формы не заменили полностью очное обучение. Актуальный комментарий, свежий взгляд, точка зрения преподавателя как специалиста в своей области, постоянный контакт с аудиторией посредством вопросов и предложений высказать свое мнение - это все то, что вызывает настоящий интерес к предмету, удерживает внимание и в итоге стимулирует посещаемость.

При разработке системы контроля и оценки полученных знаний учитывались следующие ключевые моменты:

- рейтинговый подход по 100-балльной оценочной шкале;

- объективность;

- обязательная отметка каждого вида деятельности студента в рамках дисциплины;

- предварительная информированность студентов обо всех правилах контроля и оценки.

Окончательная схема оценки уровня знаний по дисциплине «Экономика фирмы» в целом адаптирует систему, принятую в МШБ (100 баллов, 100%) [2]. Преподаватель контролирует посещение и работу на занятиях в течение семестра (2,5 балла за каждый семинар, 20% общей оценки), оценивает участие в деловой игре (максимум 6 баллов, 6%), выполнение письменных аудиторных заданий (максимум 16 баллов, 16%), работу над конкретными ситуациями (максимум 10 баллов, 10%), самостоятельную письменную работу-реферат или эссе и аудиторную презентацию (максимум 20 (10 + 10) баллов, 20%), индивидуальные тесты (максимум 28 баллов, 28%). Кроме этого, существует порядок прибавления дополнительных «бонусов» или, напротив, вычитания штрафных баллов. Исходя из этого каждый студент получает возможность аккумулировать необходимое количество баллов в результате постоянной работы в течение всего семестра: 51 балл - для получения зачета и дифференцированное количество баллов с последующей конвертацией в пятибалльную систему (51-64 балла - удовлетворительно, 6579 - хорошо, 80-100 - отлично) - для получения экзаменационной оценки. При этом должна быть исключена возможность получения нужного количества баллов путем участия в 1-2 мероприятиях (например, только в результате посещения занятий и подготовки письменной работы). Разумеется, за всеми студентами сохраняется непременное право подтвердить свои знания в форме письменного или устного финального зачета или экзамена.

Проблема объективности контроля приобретает особую важность при работе с письменными эссе, устными презентациями, в ходе деловых игр и т. д. При оценке этих видов деятельности баллы присваиваются по таким категориям, как содержание, наличие собственных выводов, библиография, оформление, стиль представления, привлечение дополнительных материалов, качество ответов на вопросы, работа над раздаточным материалом и т. д. Например, оценка за самостоятельную письменную работу по выбранной теме (максимум 10 баллов) формируется из максимальных 5 баллов за степень раскрытия заявленного содержания, 3 баллов за степень привлечения основных и дополнительных материалов, 2 баллов за оформление сданной работы: 5 + 3 + 2 = 10. Таким же образом оцениваются другие виды работ, включающие значительную творческую и интерактивную компоненту.

Требования современного рынка образования к одному из основных своих участников - преподавателю - бесспорно высоки. Чтобы реализоваться в этой области, требуются универсальные навыки, конкурентоспособные наработки, преданность делу, личный вклад. Благодаря большому спросу на бизнес-образование (как в России, так и за рубежом) наши усилия, несомненно, окупятся, проявившись в профессиональном росте, широких перспективах, материальной оценке и моральном удовлетворении от работы преподавателя, которая по праву считается одной из самых интересных, важных и почетных.

Список литературы

1. Алимгазинов К. Инновационные методики обучения: pro et contra // http://www.unesco.kz/kazhistory/001_23.html. 2001.

2. Бабынина Л. С. Интерактивное обучение и формы контроля знаний студентов // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. 2005. № 1.

3. Барнс Л. Б., Кристенсен К. Р., Хансен Э. Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций (конкретные ситуации и дополнительная литература): Пер. с англ. / Под ред. А. И. Наумова. М.: Гардарики, 2000.

4. Докукина А. А. Обучающаяся организация: конкурентные преимущества для современного предприятия // Менеджмент сегодня. 2004. № 1.

5. Лайко М. Ю., Пономарева Н. В. Система оценки качества образовательных услуг в Международной школе бизнеса (МШБ) РЭА им. Г. В. Плеханова // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. 2005. № 1.

6. Сагинова О. В., Фокс К. Ф., Скоробогатых И. И. Новые подходы к преподаванию маркетинговых дисциплин // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. 2004. № 4.

7. Суспицина Т. Преподаватель высшей школы: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации // Федеральный образовательный портал; www.ecsocman.edu.ru. 2004.

8. Cooper J. M. Teachers' Problem Solving: A Case-book of Award-Winning Teaching Cases. 1995.

9. Dokukina A. Pursuit of Competitive Advantages for Entrepreneur-ship: Development as a Learning Organization. International and Russian Experience // European Regional Science Association (ERSA), Faculty of Economics - University of Porto/Portugal. 44th Congress of ERSA, Portugal, 25-29 August, 2004. Congress CD-Rom. 2004.

10. Wilen W. W. Teaching and Learning Through Discussion: Theory, Research and Practice of the Discussion Method. 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.