Научная статья на тему 'Интерактивное обучение и формы контроля знаний студентов'

Интерактивное обучение и формы контроля знаний студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабынина Л.С.

Освещается опыт использования в МШБ РЭА новейших интерактивных технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивное обучение и формы контроля знаний студентов»

рентоспособного кадрового ядра, способного гибко реагировать на требования внешней среды, приобретать дополнительные знания, осваивать новые профессиональные, универсальные навыки, быть преданным своей работе.

Канд. экон. наук Л. С. Бабынина

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Освещается опыт использования в МШБ РЭА новейших интерактивных технологий обучения.

Подготовка специалистов на современном этапе развития образования в РФ и стратегия интеграции систем обучения в международный рынок образовательных услуг требуют использования наиболее эффективных методов, моделей и форм обучения. Как известно, есть два носителя осознанной активности, два субъекта обучения - преподаватель и студент. Деятельность преподавателя - это содержание, методы, средства и организационные формы передачи знаний. Деятельность студента - это учение, т. е. овладение знаниями и навыками.

В зависимости от осознанной активности этих двух субъектов можно говорить о различных дидактических1 методах и моделях обучения. Авторитарные методы позволяют передать информацию от одного субъекта (преподавателя) к другому субъекту (студенту), а коммуникативные процессы сообщения и получения информации при этом выступают только средством, оставляя одну из сторон обучения (студента) пассивной. Коммуникативные методы обеспечивают активное взаимодействие субъектов на основе усвоения знаний через осознанный опыт и понимание. Использование тех и или иных моделей обучения, в основе которых лежат авторитарные и коммуникативные методы, обусловлено особенностями психофизиологического общения людей.

Научиться чему-либо, усвоить накопленные человечеством знания, освоить ту или иную практическую деятельность студент способен только через собственную, самостоятельную учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность - учение. Процесс восприятия един

1 Дидактика (от греч. МакйкоБ - поучающий) - наука, изучающая закономерности усвоения знаний, умений и навыков, формирования убеждений; определяет объем и структуру содержания образования; совершенствует методы и организационные формы обучения.

для всех. На входе - получение информации из внешней среды, далее -обработка этой информации и приведение ее в определенный порядок, на выходе - систематизированная информация, которая заключает в себе представление человека о предмете. Именно эта информация ложится в основу его действий.

Из практического опыта мы знаем, что, находясь в одной и той же ситуации, люди воспринимают информацию по-разному. Это связано с тем, что наше восприятие основано на органах чувств, при этом для одного из нас важно увидеть информацию и запомнить, для другого - услышать, для третьего - получить ощущения через осязание, обоняние, вкус и т. д. Нейролингвистическое программирование (НЛП), широко используемое в настоящее время в рекламе, технике продаж, связях с общественностью, проведении бизнес-презентаций, переговоров и тренингов, основано на использовании трех основных сфер сенсорного, чувственного опыта:

- визуальной - внешняя и внутренняя информация представляет собой комплекс зрительных образов;

- аудиальной - информация представляет собой комплекс звуков;

- кинестической - информация представляет собой комплекс ощущений.

Такой характер человеческого восприятия подтвержден специальными исследованиями, которыми установлено, что при использовании авторитарных методов обучения информация воспринимается преимущественно пассивно. При этом обучаемые сохраняют в памяти 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 50% того, что услышали и увидели. В то же время при использовании коммуникативных методов происходит активное восприятие информации, что позволяет удержать в памяти 80% того, что говорили сами, 90% того, что делали сами. Через 72 часа после получения сведений в памяти студента остается при аудиовосприятии примерно 10% информации; при визуальном - 20%; при аудиовизуальном - 50%; при аудиовизуальном восприятии и обсуждении - 70%; при аудиовизуальном восприятии, обсуждении и при возможности практического приложения - 90%. Аналогичные выводы делают и другие авторы, утверждая, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, при дискуссионном обучении - 75%, а в деловых играх - около 90%.

Современные образовательные технологии дают возможность создавать наиболее эффективные коммуникации со студентами с включением всех каналов восприятия: визуального, аудиального и ки-нестического. Разумное сочетание авторитарных и коммуникативных методов, а также соответствующих им средств и форм обучения позво-

ляет выделить четыре модели обучения: авторитарное, самообучение, интерактивное и диалогическое самообучение. Исходя из практического опыта и участия в международных образовательных программах, остановимся на характеристике интерактивной формы обучения.

Интерактивное обучение - это постоянное активное взаимодействие преподавателя и студента в процессе обучения с помощью таких форм, которые позволяют реализовать внутренний механизм саморазвития обучающихся. В результате повышаются качество учения и текущий контроль самостоятельной работы студентов. Использование технических средств, таких, как мультимедиа, электронная почта, компьютерные обучающие программы, видеокурсы, интернет-технологии, обеспечивает взаимодействие (интерактивность) всех участников образовательного процесса.

Интерактивное обучение предполагает внутригрупповую и межгрупповую активность студентов и направленность действий (инициативу). Активность студентов может быть представлена тремя основными группами.

Физическая активность заключается в пространственном перемещении, изменении образа действий партнеров по взаимодействию, например, в деловой или ролевой игре. Студенты могут менять рабочее место, пересаживаться, делать презентацию у доски или перед аудиторией, работать в малых группах, говорить, писать, слушать, делать рисунки и т. д.

Социальная активность проявляется в том, что студенты сами инициируют взаимодействие друг с другом, выбирают приемы и технику усвоения информации: задают вопросы и отвечают на них, обмениваются мнениями, репликами, комментариями и т. д.

Познавательная активность студентов проявляется в необходимости самостоятельно формулировать и ставить проблему (ситуационный анализ), определять способы ее решения, предлагать рекомендации, вырабатывать советы.

Отличительная черта интерактивного обучения - использование конкретного опыта, отправного пункта в естественном научении. Теория научения (бихевиоризм) представлена работами И. Павлова, Д. Уотсона (условные рефлексы) и Б. Скиннера (теория закрепления). Естественный цикл научения происходит на основе рефлекторного поведения человека, закрепления этого поведения и на основе наблюдений. Собственный опыт и опыт других людей служат фундаментом для наблюдений и рефлексии. На основе наблюдений человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям, которые выступают как гипотезы и проверяются в различных ситуациях - воображаемых, моделируемых и реальных. Делая выводы из последствий предыдущего

опыта, человек старается закрепить желательное поведение и устранить нежелательное. Весь учебный цикл, основанный на конкретном опыте, представляет четыре фазы:

1. Фаза конкретного опыта - восприимчивость нового опыта.

2. Фаза рефлексии - осмысление конкретного опыта и его интерпретация с различных точек зрения и подходов.

3. Фаза концептуализации опыта - целостное понимание, выработка понятий и представлений, выстраивающих данные наблюдения в последовательную, логичную теорию.

4. Фаза активного экспериментирования - способность использовать теоретические представления для принятия решений, решения проблем, что способствует приобретению нового опыта.

Интерактивное обучение основано также на взаимной обратной связи между студентом и преподавателем. Такое обучение позволяет незамедлительно и своевременно дать студентам оценку их действий, результатов и их последствий, а также получить информацию о необходимости внесения дополнений и изменений в методическое обеспечение учебного процесса. Реализацией обратной связи со студентами может быть фиксация положительного опыта или рекомендация позитивных конструктивных изменений, необходимость которых выявила кумулятивная промежуточная оценка результатов обучения.

В процессе интерактивного обучения, например, в активных конкретных ситуациях, деловых или ролевых играх, студенты учатся решать проблемы, с которыми им придется постоянно сталкиваться в будущей практической деятельности. Это обучение непрерывному процессу пересмотра установок, ценностей, убеждений через взаимодействие с новой информацией в течение всей жизни.

Для решения организационных и управленческих проблем в настоящее время необходимы эффективные и устойчивые командные коммуникации в организации. Они способствуют обмену идеями1, опытом работников, выполняющих взаимосвязанные задачи, и формированию чувства группового единства, значимость которого была доказана в конце 1920-х гг. Э. Мэйо (школа человеческих отношений) при проведении Хотторнских экспериментов. Исследования показали, что результативность (производительность) труда зависит не только от условий труда, но и от группового психологического воздействия на нерадивых работников, обусловленного желанием бригады ответить высокими результатами труда на человеческое отношение. Возникшие в 1960-70-е гг. автономные команды (teams), соединяющие самостоя-

1 Например, у работников НИОКР новые идеи инициировались творческим общением на 55%, в то время как чтение литературы - лишь на 11% [1. С. 80].

тельность со сплоченностью, взаимозаменяемостью и взаимообучаемостью их членов, обретают новое дыхание.

В условиях гибкой автоматики, децентрализованной информации и компьютерной интеграции производства команды оптимально комбинируют усилия и способности людей, их профессионализм и ответственность. Японские «кружки качества», бригадное рационализаторство и инжиниринг производства (перестройка под переосмысление цели и стратегии) показали эффективность коллективного взаимодействия, «сотворчества снизу доверху». Поэтому навыки готовности к коллективному труду и работе на общий результат необходимо прививать студентам уже на стадии обучения, при использовании интерактивных технологий. При проведении имитационных, деловых или ролевых игр студенты получают коммуникативные умения, экспериментируют, выбирая стратегии взаимодействия и модели общения, снимают стереотипы, учатся сотрудничеству, рассматривают стили руководства при оптимальном сочетании двух ситуационных переменных: «ориентации на отношения» и «ориентации на задачи».

Возможности физической и социальной активности студентов, реализуемые при интерактивном обучении, впоследствии окажутся весьма полезными, поскольку офисы многих фирм проектируются в соответствии с принципами активной среды и включают как уединенные рабочие места (кьюбиклы), так и помещения для групповых взаимодействий, позволяющие работникам на короткие периоды «отключаться» от рабочих мест.

В Международной школе бизнеса РЭА им. Г. В. Плеханова интерактивные технологии применяются при преподавании различных дисциплин. Например, каждая тема дисциплины «Организационное поведение» позволяет активно использовать ролевые игры - метод проигрывания или инсценировки, когда обучение осуществляется через действие. При проигрывании ситуации стимулирования конструктивного конфликта игровые роли «оппонента», «пессимиста», «реалиста», «адвоката дьявола», «компетентного судьи» и другие распределяются преподавателем с учетом индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей обучающихся. Собственные переживания студентов в этом случае ярко запоминаются и сохраняются в течение долгого времени.

Удачной формой интерактивного обучения представляется междисциплинарная (маркетинг, финансы, экономика, менеджмент) деловая игра на английском языке для студентов, обучающихся по программе 1Б8-Р1еккапоу, по созданию бизнес-плана компании, выходящей на рынок. В ходе игры студенты используют учебно-методическое пособие, состоящее из рабочей тетради студента, руководства по написа-

нию бизнес-плана с приложением графика выполнения задания, перечня дополнительной литературы и полезных ссылок на интернет-ресурсы.

Особенность деловой игры состоит в поэтапности ее реализации. Первый этап - это распределение студентов на группы (численность каждой группы оговаривается заранее), проведение установочных лекций по бизнес-планированию в течение месяца. Второй этап - самостоятельная работа студентов над проектами, консультирование. Третий этап - рецензирование бизнес-планов членами комисии по защите и их защита.

В конце первого этапа каждый студент должен заполнить рабочую тетрадь, составленную в формате «вопрос - ответ». Вопросы сформулированы таким образом, чтобы сфокусировать внимание студента на поставленной задаче, сконцентрировать его усилия на анализе окружа-ющей бизнес-среды для выявления конкурентных преимуществ продви-гаемого на рынок продукта.

Защита подготовленных бизнес-планов осуществляется перед комиссией из четырех человек, сформированной из преподавателей МШБ, сторонних преподавателей и внешних консультантов, свободно владеющих английским языком. Для оценки качества бизнес-плана и вклада каждого конкретного студента члены комиссии используют специально разработанную систему критериев.

Таким образом, отличительными признаками интерактивного обучения считаются активность (физическая, социальная, познавательная), инициатива (направленность действий), взаимодействие с опытом (прямой контакт с областью осваиваемого опыта), обратная связь, решение проблем, приобретение навыков командообразования.

К основным методологическим принципам интерактивного обучения относятся:

- тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий, дефиниций;

- всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в которой обучаемые выполняют различные ролевые функции (например, взаимодействие менеджеров по управлению персоналом и линейных менеджеров);

- поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой;

- выполнение на каждом занятии одним из обучающихся функции лидера (руководителя), который инициирует и ориентирует обсуждение учебной проблемы (хороший преподаватель тот, который только помогает);

- активное использование технических учебных средств, в том числе таблиц, слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;

- постоянное поддержание преподавателем активного внутри-группового взаимодействия, снятие напряженности в отношениях между участниками, нейтрализация «острых» шагов и действий отдельных обучаемых;

- оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей или в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы;

- интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания самодиагностического или творческого характера) и индивидуальных способностей в групповых занятиях;

- организация пространственной среды - «игрового поля», которое должно способствовать раскрепощению обучаемого (например, дискуссия внутри команд или межгрупповая дискуссия; некоторые многочасовые интерактивные игры требуют отдельных помещений);

- взаимодействие в режиме строгого соблюдения сформулированных преподавателем норм, правил, «поощрений - наказаний» за достигнутые результаты;

- обучение умению принимать решения в условиях жесткого регламента и наличия элемента неопределенности в информации.

Интерактивное обучение позволяет более объективно оценивать знания студентов даже с помощью стандартных критериев и процедур.

В основу оценки уровня знаний студентов Международной школы бизнеса РЭА им. Г. В. Плеханова положен рейтинговый подход с использованием 100-балльной системы и ее соответствующей конвертацией в 5-балльную: 0-50 баллов = 2 (неудовлетворительно); 51- 64 балла = 3 (удовлетворительно); 65-79 баллов = 4 (хорошо); 80-100 баллов = 5 (отлично).

Промежуточная аттестация знаний студентов по учебным дисциплинам включает две составляющие: текущий и промежуточный контроль знаний. Весомость текущего контроля должна составлять не менее 40%, остальные 60% определяются результатами письменного или устного экзамена или зачета. Формула окончательной оценки промежуточной аттестации принимает следующий вид:

Оценка промежуточной аттестации (100 баллов) = {0,6 х (Промежуточный контроль) + 0,4 х (Текущий контроль)}.

Промежуточный контроль равен сумме промежуточной и итоговой оценки. Количество баллов за каждый вид самостоятельной (текущей) работы устанавливается с учетом ее значимости. Например, теку-

щий контроль (40) = подготовка эссе (20) + реферирование литературы (10) + презентация по заданной теме (10); промежуточный контроль (60) = промежуточная оценка (30) + итоговая оценка (30). Значимость каждого вида самостоятельной работы студентов определяется по дисциплинам и утверждается советом МШБ

Опыт интерактивного обучения и оценки знаний студентов в Международной школе бизнеса РЭА им. Г. В. Плеханова позволяет сделать вывод о его высокой эффективности.

Список литературы

1. Капица В. Культура труда как производительное творчество человека. Киев, 1989.

2. Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: требования, условия, механизмы: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2004.

3. Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития: Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭПО «Знание», 2003.

4. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект-пресс, 2003.

Л. Б. Филиппова М. С. Циликова

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ШКОЛЕ БИЗНЕСА

Исследуются важнейшие элементы концепции разработки

курса английского языка в МШБ РЭА.

Существует клише, что если архитектура - это застывшая музыка, то образование - застывшая политика. В современных российских условиях очень трудно согласиться с тем, что образование - это нечто застывшее. Напротив, текущий момент характеризуется чрезвычайно быстрыми изменениями во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании.

Обучение иностранному языку в высшей школе - динамичный, постоянно изменяющийся процесс. Как и сам иностранный язык, он

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.