Научная статья на тему 'О перспективах подготовки специалистов по менеджменту в РЭА им. Г. В. Плеханова'

О перспективах подготовки специалистов по менеджменту в РЭА им. Г. В. Плеханова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулапов М.Н., Орлов А.В.

В статье делается попытка сформулировать новые требования и обосновать новые подходы в подготовке специалистов государственного управления и менеджмента в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article tries to formulate new requirements and substantiate new approaches to training experts on state administration and management in Russian Plekhanov Academy of Economics.

Текст научной работы на тему «О перспективах подготовки специалистов по менеджменту в РЭА им. Г. В. Плеханова»

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА

Д-р экон. наук М. Н. Кулапов д-р экон. наук А. В. Орлов

О ПЕРСПЕКТИВАХ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ В РЭА им. Г. В. ПЛЕХАНОВА

В статье делается попытка сформулировать новые требования и обосновать новые подходы в подготовке специалистов государственного управления и менеджмента в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.

Государственное управление и менеджмент в условиях глобализации, интенсивного развития сервисной сферы и креативных видов деятельности (науки, образования, культуры и т. д.) приобретают принципиально новые черты. Растет уровень профессионализации, информатизации и интеллектуализации управленческой деятельности; резко повышается роль знаний и возникают острые проблемы управления ими; лидерство и управление стали новой парадигмой XXI в.

Подготовку бакалавров и специалистов по менеджменту в РЭА им. Г. В. Плеханова следует рассматривать в качестве системы формирования знаний выпускников, ориентированных на овладение искусством управления и навыками продвижения по карьерно-менеджерской лестнице.

В эту систему входят адаптация (1-2 года) к условиям практической менеджерской работы в госструктурах и бизнесе; освоение программ магистратуры и МВА; постоянное обновление знаний и непрерывное повышение квалификации в министерствах (ведомствах), корпорациях, холдингах, банках (в их корпоративных университетах).

Основной недостаток подготовки специалистов по менеджменту -неполная профессиональная и социальная зрелость выпускников (рисунок). Она лишь формирует необходимый базовый потенциал управленца для поступательного движения по ступеням карьеры и не дает выпускникам еще полного права претендовать на руководящие должности (в этом одна из проблем их трудоустройства).

Фундаментальную теоретико-методологическую подготовку студентов надо принципиальным образом менять. В ее основе должно быть все, что связано с будущим общества и человека. Например, при создании специализации «Корпоративный менеджмент» возникла необходимость разработки новых спецкурсов. Кроме того, для подготовки методических материалов, кейс-стади, учебников нужно обладать не только новыми знаниями, но и дополнительными финансовыми ресурсами. Это можно обеспечить либо за счет бюджета академии, либо за счет помощи стратегических партнеров - бизнес-структур.

Рис. Первое менеджерское образование: достоинства и недостатки

Надо сказать откровенно, что работодатели пока недовольны качеством практических навыков и компетентностью выпускников вузов. При этом очевидно, что за четыре или даже пять лет без серьезной полугодовой преддипломной практики в министерствах (агентствах, надзорах) или ведущих бизнес-структурах невозможно подготовить специалиста. Да и в самих государственных и бизнес-структурах требуется минимально еще 1-1,5 года для адаптации к условиям работы. Таким образом, нужно время, чтобы выпускник твердо встал на первую ступень управленческой или менеджерской карьерной лестницы.

Управленческие отношения затрагивают все стороны деятельности органов исполнительной власти и компаний. В зависимости от уровня этих отношений знания о менеджменте необходимы по следующим направлениям:

- развитие комплекса управленческих дисциплин для повышения конкурентоспособности на рынке высшего профессионального образования;

- внедрение новшеств, новых технологий обучения;

- умение работать в системе государственного и муниципального управления;

- дополнительное обучение специалистов инженерно-технологического профиля в целях профессионального роста.

Опрос, проведенный рекрутинговыми агентствами, показал, что основные запросы на послевузовское управленческое образование поступают от инженеров, технологов и прочих специалистов технического профиля, осваивающих компетенции на своем уровне и переходящих в категорию менеджеров низового и среднего звена в функциональных подразделениях.

Аналитический отчет центра «Эксперт» «Вузы и работодатели о выпускниках и реформе высшей школы»

Основные выводы об оценках выпускников работодателями:

1) убеждены, что сегодня вузы самостоятельно не в состоянии дать выпускнику актуальные специальные знания;

2) оставляют за вузами функции отбора способной молодежи и создания у будущих менеджеров фундаментально-научной (интеллектуальной) базы знаний, которая позволит выпускнику в процессе работы приобрести необходимые знания и навыки по специальности (эту базу знаний оценивают как преимущество российского образования над западным);

3) слабо представляют требования к личностным и иным качествам выпускника, необходимым для успешной работы;

4) представления работодателей о востребованных выпускниках учитывают:

- общий уровень развития и базовые знания выпускника;

- способность системно мыслить и перерабатывать большие объемы информации, выделяя главное;

- умение применять на практике полученные знания, навыки командной работы, целеустремленность;

- нацеленность на карьеру, адекватность самооценки как специалиста, желание и умение постоянно учиться;

5) оценивают состояние преподавательского состава в качестве одной из центральных проблем в подготовке востребованных выпускников:

- оторванность преподавания от современного бизнеса, отсюда - недостаток современных практических знаний и опыта;

- слабый приток молодых кадров;

6) оценивают как серьезную проблему современного образования пассивный подход к получению знаний у большинства студентов;

7) в качестве основной претензии называют оторванность знаний выпускников от практики, при этом считают необходимым:

- увеличение сроков и углубление содержания производственной практики;

- повышение квалификации преподавателей в бизнес-структурах;

8) производственную практику в большинстве случаев считают формальным моментом;

9) готовы сами организовать свою систему непрерывного корпоративного обучения;

10) осознают важной проблемой высшего образования отсутствие прогнозов в отношении количества необходимых экономике кадров в разрезе специальностей.

Управленческая подготовка специалистов инженерно-технологического профиля будет востребована современным производством по следующим направлениям:

- менеджер-технолог пищевого производства;

- менеджер в туристическом бизнесе;

- менеджер в 1Т-компаниях;

- менеджер по продажам в сетевой торговле.

Изучение потребности в подготовке специалистов по менеджменту должно носить систематический характер, в противном случае невозможно обеспечить относительный баланс спроса и предложения. Для этого должна формироваться и поступательно пополняться база данных о состоянии спроса.

Практика показала, что самостоятельно российские вузы эту проблему решить не могут. Достаточно вспомнить создание в РЭА маркетингового управления несколько лет назад, а также сегодняшнего управления по трудоустройству. Искомую информационную базу мог бы эффективно развивать по госзаказу, например, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства совместно с учеными и студентами ведущих вузов.

Это одна сторона взаимоотношения вузов и работодателей. Другая сторона касается уровня подготовки. Реформа образования до сих пор малопонятна и слабо известна основной части работодателей.

Дело в том, что большинство из них не понимают:

- уровень возможностей бакалавров или магистров;

- какую работу им можно поручить;

- чем они различаются.

Пассивность и косность основной части работодателей порой безгранична. Вследствие этого чаще всего предложение вузом образовательных услуг инициирует спрос на них, а не наоборот.

Результаты опроса работодателей группой Института стратегического анализа развития предпринимательства (сентябрь 2006 г.)

1. Оторванность преподносимых знаний от реального бизнеса, что связано в основном с уровнем преподавателей вузов.

2. Низкий уровень исследований в сфере менеджерского образования, чем сдерживается появление новых программ.

3. Вне зависимости от того, что большинство обследованных предприятий объективно испытывают нужду в дипломированных менеджерах, более четверти руководителей не имеют сложившихся требований к уровню подготовки менеджеров-профессионалов.

4. Во многих интервью работодателей упор на западный менеджмент расценивается как недостаток в подготовке менеджера.

5. Существующий спрос промышленных предприятий на выпускников-менеджеров в значительной степени направлен на специалистов по управлению предприятием с пятилетней подготовкой. Магистры и бакалавры пользуются незначительным спросом.

6. Главная образовательная потребность сегодняшних руководителей промышленных предприятий - получить в руки специалистов с инструментами управления своими предприятиями (во всех сферах менеджмента), а не «полуфабрикаты», которые надо доучивать.

Лишь пятая часть ведущих компаний России, таких, как «Русал» и РАО «ЕЭС России», сформировали системы переподготовки и повышения квалификации для доведения уровня знаний выпускников вузов до необходимого им уровня.

В решении проблемы кадрового обеспечения особое значение приобретает качество подготовки специалистов-менеджеров. Невозможно готовить массовыми тиражами высококлассных специалистов-менеджеров и при этом формировать элиту национального менеджмента (в элиту, как известно, входят те, чья деятельность характеризуется высокой эффективностью).

Отбирать в менеджеры из вчерашних школьников на стадии вступительных экзаменов - «розовая» мечта. Из числа студентов по окончании второго курса следует отбирать в элитные группы профессионально ориентированным тестированием тех, кто подтвердит реальную склонность к менеджменту и способности быстрого научения.

Углубленную спецподготовку по менеджменту следует давать тем, кто к нему годен. Занятия сверх традиционной программы - это уже индивидуализация обучения с ориентацией на развитие личности менеджера. Обучение в спецгруппах должно базироваться на незаслуженно преданных забвению деловых (ролевых) играх и приближенных к реалиям кейс-стади, а это потребует дополнительного финансирования. И безусловно, нужна обязательная полугодовая (а не двухмесячная) преддипломная практика.

Даже краткий перечень части задач перехода к элитной подготовке менеджеров указывает на более высокую стоимость проекта по сравнению с традиционным. Задача финансовой поддержки проекта элитной подготовки может быть решена частично за счет привлечения средств заказчиков, а также за счет перераспределения средств от коммерческих потоков. Опыт работы кафедры государственного управления и прикладного менеджмента еще в период руководства ею профессором Ф. М. Русиновым показал, что силами преподавателей и студентов в ходе деловых игр производится вполне конкурентоспособная продукция. Подготовка и проведение специальной игры под заказчика, по нашим оценкам, составляет не более 25 тыс. долларов.

Учебный процесс на ряде этапов должен строиться не на традиционно групповой основе, а посредством формирования команд. Важный элемент организации обучения - органичное его переплетение с научно-исследовательской деятельностью кафедр. Первый опыт имеется на кафедре менеджмента инвестиций и инноваций РЭА. Работодатели отмечают, что наличие опыта проектной работы резко повышает ценность выпускника. Все выпускники кафедры трудоустраиваются, как правило, до получения диплома.

Что касается хоздоговорных проектов с участием студентов и аспирантов, то можно выделить две группы договоров:

1) договоры, предмет которых - инжиниринг проекта, бизнес-план, финансовая схема;

2) договоры, предмет которых - подготовка кадров проекта.

То есть выпускники - разработчики проекта имеют шанс стать его исполнителями, если поступят на работу в систему заказчика договора.

Пока это опытные фрагменты, но именно через систему таких договоров мы сможем заменить морально устаревшие кадры российской экономики.

О том, насколько значительны резервы вакансий, можно судить по уровню дефицита дипломированных специалистов с высшим образованием, например, в системе государственного и муниципального управления РФ:

- на региональном уровне - 31%;

- на муниципальном уровне - 39%.

Итак, налицо необходимость перехода к новой парадигме подготовки менеджеров, суть которой - углубленная подготовка с ориентацией на формирование личности будущего менеджера. По мнению ученых факультета менеджмента, она (новая парадигма) позволит реально поднять качество обучения без применения разрушительных механизмов революционных законодательных актов.

Безусловно, в формировании специальной подготовки менеджеров немало проблем:

1. Педсостав, квалификация которого определяется не только уровнем владения учебным материалом, но и бизнес-опытом, методами индивидуальной работы со студентами.

2. Наработанный методический материал (тексты деловых игр, кейс-стади, задания для самостоятельной работы), постоянное его развитие.

3. Формирование системы работы с предприятиями.

4. Создание имиджа элитной подготовки с РИ.

5. Обязательное встроенное обучение в зарубежных вузах.

Как и в приведенной выше ситуации с хоздоговорами, мы выходим неизбежно на двойной результат:

- выработка бизнес-планов;

- формирование команды будущих менеджеров, способных реализовать продукт.

Из вышеупомянутого опыта известен и набор проблем, в решении которых заинтересован заказчик:

- реструктуризация как элемент антикризисного управления;

- формирование системы управления региональными филиалами (представительствами).

Необходимо также обратить внимание на низкий уровень научных исследований. Наука как питательно-инновационная сфера учебного процесса и,

в частности, диссертационные исследования на стыке научных специальностей давно демонстрируют необходимость перехода к интегральной подготовке профессиональных специалистов. Ряд кафедр РЭА им. Г. В. Плеханова готовы предложить перспективные направления подготовки менеджеров посредством межфакультетских программ. Например:

1. «Страховой менеджмент».

2. «Информационный менеджмент».

3. «Инновационный менеджмент».

4. GR (Government relation) (правительственные отношения).

5. «Офисный менеджмент».

Эти программы, кстати, ничего не имеют общего с дроблением специальности «Менеджмент организации» на множество специализаций.

Подготовка по этим направлениям может быть начата уже в ближайшее время. В пятом семестре бакалавриата профессионально ориентированным тестированием могут быть отобраны кандидаты в соответствующие группы.

И еще об одном весьма перспективном начинании. Для нас очевидна следующая логическая цепочка: менеджер - это лидер, лидер - это прежде всего личность.

Учеными факультета менеджмента РЭА совместно с руководством студсовета факультета формируется школа эффективных менеджеров во главе с профессорами В. А. Бариновым, О. Е. Жуковским и М. В. Сероштан, которая предназначена для развития навыков ораторства, публичных выступлений, самопрезентации. Ближайшие тактические задачи школы - отработка сценарного планирования и разработка и внедрение дисциплины «Связи менеджмента и власти». В тренинговом режиме планируется формирование специализации GR (по опыту ГУ - ВШЭ).

В дискуссионном режиме будут отработаны следующие темы:

1. Административные барьеры на пути менеджмента.

2. Непроизводственные издержки менеджмента.

3. Цивилизованный лоббизм.

Уже сегодня отдельные компании создают GR-департаменты, которые будут формироваться не столько из лоббистов-контактеров, сколько из аналитиков. Их задача - подготовка чиновникам аргументации для принятия соответствующих решений.

Ниже представлена таблица, разработанная на базе фундаментальной экспертизы профессором Оксфордского университета К. Харланд, отражающая этапы подготовки специалистов по базовым менеджерским специальностям. Факультет менеджмента именно таким представляет путь, по которому, согласно стратегии РЭА, предстоит двигаться.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегия подхода к международной аккредитации

Этап I Фото «Ситуация как есть»

• Ограничено ментально-инерционным госрегулированием

• Недостаточная инфраструктура для обучения

• Неподходящая библиотека и ее ресурсы для обучения

• Завышена аудиторная нагрузка на студентов

• Недостаточное финансирование

• Слабая мотивация исследований, отсутствие их лоббирования, ограничение национальными кордонами

• Недостаточная поддержка от бизнеса

• Недостаточное число международных связей

Цель этапа II Лидеры национального рынка

• Развитие подпрограммы «Стратегия подхода к международной аккредитации» факультета менеджмента

• Освобождение от давления министерства образования

• Проведение международной экспертизы подготовки на факультете менеджмента

• Определение минимума аудиторной нагрузки и сведение к нему фактической нагрузки ППС

• Определение источников и финансирование путем приведения их в договорные рамки

• Организация собственной ежегодной конференции

• Инвестирование в обучающие ресурсы

• Лидерство в области преподавания менеджмента и УП

• Разработка и реализация совместных международных программ

• Раскрытие статуса гаст-профессоров

• Спонсорство и исследование со стороны бизнеса

Цель этапа III Конкуренты на внешнем рынке

• Достижение аккредитации международной профессиональной организации (Европейский совет по бизнес-образованию)

• Эффективная совместная программа с вузом Великобритании для подготовки бакалавров и магистров

• Участие в совместных международных исследованиях

• Спонсорство на постоянно-договорной основе кафедр УЧР и ГУ и ПМ со стороны российского бизнеса

• Организация с 2007 г. ежегодной (на постоянной основе) ведущей международной конференции по менеджменту и УЧР

• Финансирование исследований кафедр факультета менеджмента из фондов ЕС и ООН

• Наличие рентабельной программы подготовки с возможностью получения зарубежной рабочей визы

Цель этапа IV Международное _лидерство_

• Обновленное состояние основных ресурсов:

педагогического персонала; методических; оргтехнических

• Обновленная (гибкая) обучающая инфраструктура

• Выход на уровень мировых лидеров подготовки по менеджменту

• Высококачественный мобильный портфель программ для специалистов и докторов (PhD)

• Участие в ведущих международных исследованиях

• Организационно-научное участие в крупном исследовательском центре

• Спонсорство кафедр транснациональными компаниями

• Возможность найма ведущих международных преподавателей

• Высокорентабельная программа подготовки и тренинга руководящих кадров с реинвестированием доходов в исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.