Научная статья на тему 'Кафедра, где готовят топ-менеджеров по инвестициям и инновациям'

Кафедра, где готовят топ-менеджеров по инвестициям и инновациям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедра, где готовят топ-менеджеров по инвестициям и инновациям»

К 100-летию РЭА имени Г.В.Плеханова

КАФЕДРА, ГДЕ ГОТОВЯТ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ И ИННОВАЦИЯМ

Л.П. ГОНЧАРЕНКО, доктор экономических наук, профессор, С.А. ФИЛИН, кандидат технических наук, доцент, Т.А. СТАСЕВИЧ, И.Р. ФАТЬЯНОВА

Закономерной особенностью социально-экономического прогресса большинства развитых государств современного мира стала интенсивная переориентация их экономических систем на инновационный тип развития. Последний характеризуется превращением инноваций в решающий фактор экономического роста и, вследствие этого — приоритетным развитием инновационной сферы. Соответственно, происходит качественное изменение структуры национального хозяйства в направлении первостепенного развития наукоемких отраслей и производств. Ориентация на формирование экономики инновационного типа, таким образом, предполагает проведение глубокой трансформации общественных институтов. Что принципиально важно, нуждается в метаморфозах и общественное, и индивидуальное сознание — в целях укоренения и развития инновационного типа мышления, критически необходимого в новой экономической среде.

Для реализации этих крупномасштабных изменений требуется решение широкого круга задач, лежащих как в плоскости формирования благоприятного институционального окружения, обеспечивающего легитимность и гибкость трансформации, разработки механизмов, направленных на стимулирование восприятия, адаптации и тиражирования нововведений в экономической системе, так и в плоскости подготовки высокопрофессиональных специалистов-менеджеров. Все эти задачи равнозначны по своей важности и остроте, прочно взаимосвязаны: решение одного блока вопросов немыслимо без разрешения проблемных ситуаций в другом. Однако представляется, что на современном этапе развития национальной экономики особую актуальность приобретает проблема подготовки специалистов-менеджеров, знания, умения и навыки которых однозначно отвечают потребностям быстроменяющейся экономической среды, которых так не хватает России для осуществления перехода на инновационный путь развития.

Деятельность этих профессионалов будет способствовать решению ключевой задачи переходного периода - укоренению и активному распространению в обществе нового, инновационного стиля мышления и ведения бизнеса. Инновационный стиль мышления представляет собой ориентацию на «созидательное разрушение» как ключевой фактор успеха. Готовность к поиску и внедрению новых решений является неотъемлемой чертой человека, вовлеченного в инновационный процесс. Принимая во внимание превращение перманентных изменений в нормальное и естественное явление, эта готовность должна носить непрерывный характер, составляя тем самым главную отличительную особенность инновационно мыслящего человека.

Поэтому стремление к поиску новых решений, аналитический склад ума, творческий подход к проблемам, воображение и умение работать с сознанием людей составляют основные черты психологического портрета личности в инновационной экономике. Для того, чтобы такой человек стал профессиональным менеджером, ему необходимо формирование широкого кругозора и запаса основных знаний и навыков в различных областях деятельности, прямо и опосредованно взаимосвязанных с областью инноваций. Поскольку инновации — это не просто технические новшества, а совокупность технологических, технических, экономических, социальных и иных нововведений, с одной стороны, и особый режим организации деятельности экономической единицы, нацеленной на созидание новой стоимости, с другой, требуется формирование у будущих специалистов-менеджеров специфических знаний об этом предмете.

Осуществление инноваций предъявляет объективные требования к владению основами теории и практики управления инновационными процессами в хозяйственных системах различного уровня, включая вопросы анализа основных тенденций современного этапа инновационного цик-

ла, закономерностей инновационного развития хозяйственных систем, а также маркетингового анализа новшеств, построения прогнозных планов их реализации, инвестиционного планирования, финансово-экономической оценки нововведений и разработки мероприятий по обеспечению экономической безопасности на различных уровнях управления этими процессами.

Таким образом, профессионал-управленец сегодня — это специалист широкого профиля, владеющий основательными знаниями в области инновационного, инвестиционного, финансового менеджмента, риск- и кризис-менеджмента, прогнозирования, маркетинга, управления персоналом и обеспечения экономической безопасности.

Подготовка специалистов такого уровня требует разработки специальных направлений, включающих весь спектр необходимых дисциплин и отвечающих требованиям нового времени, а также использования инновационных форм и методов организации процесса обучения, позволяющих вырабатывать у будущих специалистов-менеджеров специфические умения и навыки, остро необходимые им в профессиональной деятельности.

Для комплексной подготовки специалистов данного профиля, обладающих необходимым запасом профессиональных знаний, в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова в рамках Института менеджмента была образована кафедра «Менеджмент инвестиций и инноваций».

История создания кафедры. Кафедра «Менеджмент инвестиций и инноваций» имеет давнюю историю, крепкие традиции и сильную научную школу, заложенные ее основателем профессором Е.А. Олейниковым и целенаправленно развиваемые усилиями заведующего кафедрой Л.П. Гончаренко, профессорско-преподавательским составом кафедры, многочисленной группой докторантов, аспирантов, магистрантов, студентов и выпускников кафедры. В декабре 2005 г. кафедра «Менеджмент инвестиций и инноваций» отметила свое 20-летие.

Кафедра «Менеджмент инвестиций и инноваций» Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова была создана в 1985 г. в ответ на потребности подготовки специалистов в области разработки планов и прогнозов развития народного хозяйства, имела первоначальное название кафедры экономикиипрогнозированиянаучно-технического прогресса. Она стала первой кафедрой, готовящей специалистов данного профиля в стране. Далее, в отдельные периоды она называлась кафедрой экономики научно-исследовательской деятельности; про-

гнозирования и экономики научно-технического развития, с 1996 г. — кафедрой «Инвестиционная политика».

Такое реформирование было неслучайным, так как научно-технические нововведения и прогресс невозможны без инвестиций, а последние предполагают прогнозирование оптимальных и наиболее эффективных управленческих решений в научно-технической, инновационной и промышленной сферах. С другой стороны, необходимость учета специфических аспектов формирования в стране рыночной экономики обусловила модификацию учебных курсов кафедры и предопределила создание нового направления — «Инвестиции». В рамках данного направления осуществлялась подготовка специалистов, владеющих основами инвестиций и инвестиционного менеджмента, глубоко разбирающихся как в вопросах создания и оценки инвестиционных проектов, так и в вопросах формирования оптимального портфеля ценных бумаг. Важнейшей составляющей нового курса при этом осталось прогнозирование, имманентно свойственное разработке инвестиционной стратегии любого уровня. Таким образом, и на этот раз Российская экономическая академия оказалась в лидерах прогресса, сформировав кафедру, нацеленную на подготовку специалистов по специализации «Инвестиции», аналога которой не было среди российских вузов.

Задачи перехода на инновационный тип развития открыли перед кафедрой новые перспективы и направления деятельности. В соответствии с требованиями времени, отвечая на потребности общественных институтов в подготовке специалистов нового уровня, в 2003 г. было принято кардинальное решение: на базе накопленного опыта стала формироваться новая система подготовки будущих менеджеров инновационной экономики. Закономерным шагом стало и изменение названия кафедры на «Менеджмент инвестиций и инноваций», отражающее системность подхода к вопросу разработки учебных планов и дисциплин данного направления и необходимость глубокой интеграции этих предметов в учебном процессе.

Необходимо отметить, что изменения названий не привели к резкому изменению профиля, а обусловили расширение и углубление сферы интересов и концентрации усилий кафедры на актуальных направлениях развития реального сектора экономики. Кафедра занимается проблемами научно-технического прогресса и прогнозирования инноваций, НИОКР и инновационной политики; инвестиций и инвестиционной политики

на различных уровнях экономики. Двойственная направленность профиля кафедры обусловлена тем, что в современных российских условиях возникает настоятельная потребность в подготовке выпускников по этим двум, во многом взаимосвязанным, специализациям.

В последние годы на кафедре активно разрабатываются проблемы экономической безопасности, в том числе в инвестиционной и инновационной деятельности, риск-менеджмента в сфере инвестиций и инноваций.

Современное лицо кафедры. Согласно государственным документам: «Концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 гг.» и «Основам политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» необходимо обеспечить развитие системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере на базе высших учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования, а также системы непрерывной подготовки кадров в области инновационного предпринимательства и создать предпосылки для формирования учебно-научно-инновационных комплексов. Именно формирование в конечном итоге такого учебно-научно-инновационного комплекса преследовали Российская экономическая академия и Институт менеджмента, создавая кафедру «Менеджмент инвестиций и инноваций».

Требования отечественной современной экономики к подготовке кадров в области менеджмента инвестиций и инноваций особенно высоки и будут повышаться по мере формирования зрелых рыночных отношений. Именно менеджмент инвестиций и инноваций формирует систему управления инвестиционной деятельностью, обеспечивая ее эффективность, организует процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности.

Основой инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является конкуренция самостоятельных и экономически ответственных фирм, заинтересованных в выживании, расширенном воспроизводстве и максимизации сферы влияния в условиях меняющейся экономической среды.

Ни одно среднее или крупное предприятие в России или за рубежом не в состоянии успешно

работать без высококлассных специалистов, обладающих знаниями в области менеджмента инвестиций и инноваций. Крайне необходимо, чтобы имеющийся научный потенциал России мог быстрее реализовать свои возможности в инновациях.

Сегодня для России крайне актуальным является решение проблемы разработки инновационных механизмов управления инвестиционной деятельностью, а также формирование методов, механизмов и инструментов инвестирования инновационной деятельности, как на уровне государства, в субъектах Федерации, так и в муниципальных образованиях в целях обеспечения их экономического развития, обеспечения экономической и национальной безопасности.

Менеджмент инвестиций и инноваций требует высокопрофессионального подхода, конкретного перечня специальных навыков. Специалист в области менеджмента инвестиций и инноваций должен: 1) отлично представлять себе объекты российской экономики; 2) владеть инструментарием количественного анализа; 3) свободно и активно применять вычислительную и компьютерную технику в повседневной работе.

Все вышеперечисленные проблемы в рамках научно-практической и учебной деятельности кафедры рассматриваются гораздо шире и углубленнее с привлечением смежных дисциплин на всех уровнях экономики: от фирмы на микроуровне до инвестиционного менеджмента и менеджмента инноваций на международном (макро-) уровне.

Сегодня кафедра «Менеджмент инвестиций и инноваций» входит в состав факультета Менеджмента РЭА им. Г.В. Плеханова и является одним из крупнейших учебных подразделений академии.

Миссия кафедры — определять становление и развитие инвестиционного и инновационного менеджмента в обществе.

ГЛавная цель работы кафедры сегодня — подготовка управленцев, способных работать в высокоинтеллектуальных сферах бизнеса, принимать высокоэффективные решения, связанные с инвестированием, разработкой новых инвестиционных и инновационных программ, обеспечивающих экономическую устойчивость и безопасность как региона, предприятия, личности, так и государства в целом.

Долгосрочная стратегия кафедры заключается в стремлении создавать и совершенствовать базу образовательных и научных знаний в области инвестиций и инноваций всех видов. Исходя из данной стратегии, кафедра планирует чтение лекций по своему профилю для всех специальностей РЭА

им. Г.В. Плеханова, и одновременно, готовит высококвалифицированных экономистов инвестиционного и инновационного профиля.

Кроме того, в соответствии с решением Совета Института Менеджмента РЭА им. Г.В. Плеханова разработана Концепция развития кафедры «Менеджмент инвестиций и инноваций» на период до 2007 г. Данная Концепция направлена на повышение роли и места кафедры в едином учебно-научно-образовательном комплексе РЭА им. Г.В. Плеханова.

На кафедре работают известные специалисты в области инноваций и инвестиций. Профессорско-преподавательский состав кафедры соответствует требованиям Минобразования РФ и Уставу РЭА им. Г.В. Плеханова, обладает достаточно высокими потенциальными возможностями для обучения и подготовки на высоком уровне выпускников по специализации «Инвестиции». В 2006 г. профессорско-преподавательский состав кафедры прошел международную аттестацию «Европейский преподаватель». Интеллектуальный потенциал кафедры «Менеджмент инвестиций и инноваций» в настоящее время — это 23 сотрудника, в том числе 4 доктора наук, 11 кандидатов наук, из них 3 академика, 5 профессоров, 9 доцентов.

Кадровая стратегия кафедры предполагает привлечение молодых высококвалифицированных и творчески мыслящих специалистов в области инвестиций, инноваций и экономической безопасности со знанием иностранных языков на уровне, обеспечивающем преподавание дисциплин кафедры на иностранном языке, которые позволили бы обеспечить развитие уже существующих на базе кафедры научных школ, а также создание новых направлений в этих школах.

Сегодня сотрудники кафедры вовлечены в деятельность по подготовке бакалавров, дипломированных специалистов, магистров, аспирантов и докторантов. Усилиями профессорско-преподавательского состава в академии читаются курсы основных кафедральных дисциплин как на дневных и вечерних отделениях для студентов, так и для обучающихся по программам дополнительного и параллельного высшего образования, на курсах повышения квалификации.

Сотрудниками кафедры осуществляется также интенсивная работа в диссертационных советах по специализации ВАК «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью».

В настоящее время кафедра «Менеджмент инвестиций и инноваций» осуществляет свою

деятельность в пяти взаимосвязанных ключевых направлениях:

1) инвестиции;

2) инновации;

3) финансовое и инвестиционное прогнозирование;

4) риск-менеджмент в сфере инвестиций и инноваций;

5) экономическая безопасность.

На базе этих направлений были сформированы следующие основные специализации подготовки специалистов-менеджеров на кафедре: «Инвестиции», «Финансовая экономика», «Инвестиционный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Финансовый менеджмент» и «Управление безопасностью». Каждая из перечисленных специализаций ориентирована на решение своей уникальной задачи. В частности, за кафедрой закреплен перечень дисциплин подготовки специалистов по специализации «Инвестиции», изданы учебные программы дисциплин специализаций «Инвестиции» и «Экономическая безопасность» по специальностям 06.07.00 «Национальная экономика», а также специализации «Инвестиции» по специальности 06.07.00 «Инновационный менеджмент» и специализации 061133 «Инвестиционный менеджмент».

С 2004 г. за кафедрой закреплен перечень дисциплин подготовки магистрантов по специализации программы 521604 «Финансовая экономика» направление 521600 «Экономика». По этой специализации кафедрой разработана учебная программа для Магистратуры РЭА им. Г.В. Плеханова. Указанная магистерская программа прошла в 2006 г. международную аттестацию сроком на 3 года. Международная аттестация предполагает международное признание выдаваемых дипломов.

С 2005 г. за кафедрой закреплен перечень дисциплин переподготовки специалистов «Финансовый менеджмент» и «Управление безопасностью».

При подготовке специалистов по специализациям «Инвестиции» и «Финансовая экономика» основной упор делается на выработку основного набора фундаментальных и прикладных знаний и навыков, необходимых специалисту-универсалу, работающему в областях, сопряженных с инвестированием как в реальные, так и в финансовые активы.

Целью обучения специализаций «Инвестиции» и «Финансовая экономика» является формирование у слушателей необходимого объема фундаментальных и прикладных знаний, практических навыков, необходимых для проведения работ по инвестированию на предприятиях в реальном секторе экономики

(как на промышленных, так и на сельскохозяйственных предприятиях), в инвестиционных компаниях и фондах, банках, биржах и других специализированных инвестиционных институтах. Предметом специализаций «Инвестиции» и «Финансовая экономика» является рассмотрение инвестиционного процесса в реальные и портфельные проекты.

Специализации «Инвестиционный менеджмент» и «Финансовый менеджмент» ориентированы на углубление и спецификацию базовых знаний с тем, чтобы сформировать у учащихся представление об особенностях современного инвестиционного процесса. Подготовка студентов по специализации «Инвестиционный менеджмент» осуществляется по дисциплинам «Планирование инвестиционных ресурсов», «Оценка и управление стоимостью бизнеса», «Инфраструктура инвестиционного менеджмента», «Прогнозирование как инструмент инвестиционного менеджмента», «Управление инвестиционным портфелем».

Особую актуальность сегодня приобретает подготовка специалистов по специализациям «Инновационный менеджмент» и «Управление безопасностью». Для обучения студентов по специализации «Инновационный менеджмент» разработаны программы: «Инновационная политика», «Инновационная стратегия и политика организации», «Рынок нововведений», «Организация и управление в инновационной сфере», «Анализ эффективности инновационных проектов», «Анализ конкурентоспособности и оценка инвестиционного потенциала», «Инвестиционные ресурсы инноваций», «Государственное регулирование инновационной деятельности».

В названных направлениях профессорско-преподавательским составом кафедры созданы соответствующие учебные курсы, по которым организовано чтение лекций, проведение практических и самостоятельных занятий. В настоящее время профессорско-преподавательским составом кафедры завершена подготовка учебников и учебных пособий для всех учебных дисциплин специализаций. Подготовлены и изданы соответствующие монографии. В частности, выпущены базовые учебники и учебные пособия «Национальная и экономическая безопасность», «Экономическая безопасность (теория и практика)», «Менеджмент инвестиций», «Менеджмент инноваций», «Риск-менеджмент», «Информационная безопасность», «Управление инвестициями», «Финансовое и инвестиционное прогнозирование», «Инвестиционное проектирование», «Менеджмент инвестиций и инноваций в ма-

лом и венчурном бизнесе», «Предпринимательские риски», «Финансовый менеджмент», «Экономическая безопасность личности и инвестиции», «Математика», «Динамические модели производственных инвестиций», «Инвестиционный анализ», «Основы инвестирования», «Введение в инвестиции», «Страхование инвестиционных рисков». Подготовлены электронные учебники и учебные пособия для программ модульного и дистанционного обучения.

Принимая во внимание требования, предъявляемые к специалистам нового поколения, сотрудниками кафедры были специально разработаны современные формы организации процесса обучения. Неотъемлемым элементом образовательных программ кафедры в рамках всех ее специализаций является организация факультативных занятий по ключевым аспектам каждого направления. Данные факультативы проводятся как в форме лекций и семинаров, посвященных наиболее злободневным вопросам в рамках конкретной тематики, так и в форме деловых игр. Особо необходимо отметить работы в области компьютеризации в рамках преподавания учебных дисциплин. В настоящее время силами сотрудников кафедры разработаны, запатентованы и успешно используются в учебном процессе две деловые игры: «Конкуренция» и «Прогноз».

Другим непременным аспектом подготовки специалистов по направлениям кафедры является широкое применение информационных технологий и компьютеризация процесса обучения. В ходе преподавания ряда дисциплин активно используются программные продукты, необходимые студентам в практической деятельности: Project Expert, Audit Expert и Forecast Expert. Знание этих программных продуктов, а также умение осуществлять основной набор приемов работы на персональном компьютере в процессе построения многовариантной информационно-расчетной модели финансово-хозяйственной деятельности организации проверяется в ходе государственного экзамена. В частности, в содружестве с кафедрой «Информационные технологии» непременной частью госэкзаменов является проверка знаний при работе на компьютерах с использованием Project Expert и других программных продуктов при разработке ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. Тем самым реализуется одна из стратегических задач — обучение студентов компьютерным технологиям с целью их практического использования в повседневной работе и жизни. Отметим, что способ организации и проведения компьютеризиро-

ванного экзамена является запатентованным изобретением кафедры. Данный способ сдачи экзамена был впервые успешно апробирован на кафедре и широко используется уже в течение 10 лет.

Все учебные дисциплины прошли проверку на практике обучения в 1997-2006 гг. и международную аттестацию.

Знания, получаемые будущими специалистами-менеджерами в рамках этих специализаций, ориентированы на то, чтобы максимально полно осветить вопросы организации и управления процессами создания, освоения и коммерциализации новшеств в новой экономике, обеспечения такого уровня экономической безопасности субъектов любого уровня, который бы гарантированно позволял прогнозировать и предотвращать различные угрозы. При этом наличие пересекающихся дисциплин в рамках каждой специализации, а также значительный опыт профессорско-преподавательского состава кафедры создают уникальную возможность трансакции знаний, формирующихся в рамках одной специализации, на все остальные. Что позволяет на деле осуществлять подготовку специалистов широкого профиля.

В настоящее время кафедра осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов на дневном отделении со сроком обучения 5 лет по специализациям «Инвестиционный менеджмент», «Инновационный менеджмент», 6 лет по специализации «Финансовая экономика» и переподготовку кадров высшей квалификации по специализациям «Финансовый менеджмент» и «Управление безопасностью».

Учебный план кафедры отвечает современным требованиям к специалистам, работающим в инвестиционных структурах государственных и коммерческих предприятий и организаций, включает объединенные по циклам и модулям дисциплины, предусмотренные государственным образовательным стандартом.

Комплексный подход к подготовке специалистов на кафедре предполагает возможность приобретения практических навыков работы по соответствующей специальности. В этой связи, кафедра «менеджмент инвестиций и инноваций» ежегодно обеспечивает местами производственной и преддипломной практики студентов, проходящих обучение на кафедре по соответствующим специализациям. В частности, с этой целью ведется сотрудничество с Министерством образования и науки РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ; Международной

академией информатизации; Российской академией диалектико-системных исследований и разработок, коммерческими банками «Евросоюз», «Мосэнерго», «ПФС-Банк»; Государственным учреждением «Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы (РИНКЦЭ); ГФУП «НПО Астрофизика» и др.

Для студентов, владеющих иностранными языками, организуются зарубежные стажировки.

Научная школа. На базе кафедры академиком, профессором Олейниковым Е.А. была создана вначале Московская, а затем и Российская научная школа «Прогнозирование научно-технического прогресса». Впоследствии эта школа трансформировалась в научную школу «Развитие инвестиций», а затем — в научную школу в области управления инновационными и инвестиционными процессами. В настоящее время можно говорить о создании на базе кафедры научных школ в области экономической безопасности, инвестиционной и инновационной деятельности [6]. Важную роль в ее активном развитии сыграл ректор РЭА им. Г.В. Плеханова, профессор, академик В.И. Видяпин.

Создание научной школы тесно связано с деятельностью кафедры менеджмента инвестиций и инноваций. В целом, кроме уже отмеченной подготовки специалистов по вышеперечисленным специализациям 8-и выпусков, кафедрой «Менеджмент инвестиций и инноваций» по данным научным направлениям подготовлено 26 кандидатских диссертаций и 6 докторских работ. Находятся в стадии завершения докторские диссертации пяти сотрудников кафедры.

Важнейшим направлением в деятельности кафедры является проведение ее сотрудниками широкого фронта исследований практического и теоретического характера. Данные исследовательские работы охватывают разнообразные направления деятельности субъектов национальной экономики различного уровня: от макро- до микроуровня. Результаты этих исследований оформляются в виде публикаций, число которых год от года стремительно увеличивается. Так, только за период с 2000 г. было опубликовано более 200 научных работ. Подготовлены монографии: «Инвестиционная политика современной России», «Управление инвестициями в инновационной сфере экономики в условиях риска и неопределенности», «Формирование и оценка эффективности научно-технических и инновационных программ», «Инновации и экономический рост», «Инвестиционные возможности экономики и решение проблемы неплатежей»,

«Инновационно-инвестиционное управление в венчурном бизнесе», «Механизм реализации инвестиционной политики в инновационной сфере экономики», «Механизм реализации инновационной политики».

В настоящее время на кафедре «Менеджмент инвестиций и инноваций» постоянно действует теоретический семинар «Инвестиции и экономическая безопасность» в составе профессоров кафедры, представителей Института макроэкономических исследований и Министерства экономики. Заседания проводятся 1 раз в 2 месяца. Участники семинара внесли заметный вклад в разработку концепции инвестиционной политики России. Кафедра активно участвует в работе Российской академии диалектико-системных исследований.

В рамках ежегодных Международных плехановских чтений кафедра ведет секцию «Инвестиции и экономическая безопасность». Кафедрой проводятся ежегодные конференции в области инвестиций и инноваций на английском языке среди студентов и аспирантов РЭА им. Г.В. Плеханова и внешних участников.

Одновременно профессорско-преподавательский состав кафедры плодотворно сотрудничает с российскими и зарубежными вузами, общественными организациями, активно принимая участие в договорах творческого сотрудничества, международных программах и проектах, выставках, конференциях и симпозиумах.

Связь научной школы с другими организациями осуществляется в различных формах:

а) с российскими организациями: Министерство промышленности, науки и технологий; Министерство экономики и развития; Международная академия информатизации; Российская академия диалектико-системных исследований и разработок; Институт экономики Российской академии наук; Институт экономики и информации Министерство медицинской промышленности; Университет Дружбы народов; коммерческие банки «Евросоюз», «Мосэнерго», «ПФС-Банк»; Государственное учреждение республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы (РИНКЦЭ); Государственное унитарное предприятие «НПО Астрофизика»;

б) с зарубежными организациями: Tasis: Italy Elea-Olivetti; Стэнфордский университет; компания «HANSCOMB» (Англия, Канада, США); INTERNATIONAL COUNCEL OF SHOPPING CENTERS (Международный совет торговых центров, США); MANCHESTER BUSINESS SCHOLL

(Манчестерская бизнес-школа); Кызылординский Государственный университет (Республика Казахстан); Департамент развития фондового рынка Монголии.

Общественное признание научно-педагогической школы наоспоримо:

а) грант Благотворительного фонда Владимира Потанина;

б) грант-контракт №506 «Подготовка нового курса «Управление инвестиционными проектами» и базового учебного пособия. Заказчик — Международный банк реконструкции и развития. Срок выполнения — 2000-2003 гг.

в) грант Министерства промышленности, науки и технологий России. Заказчик — Министерство промышленности, науки и технологий России. Срок выполнения — 2001-2003 гг.

Действительными членами Российской академии диалектико-системных исследований и разработок являются Л.П. Гончаренко; Б.Т. Кузнецов.

***

Таким образом, кафедра «Менеджмент инвестиций и инноваций», пройдя ряд объективно необходимых этапов преобразований, смогла органично вписаться в контекст современной образовательной системы, заняв прочные передовые позиции в ключевых и наиболее актуальных областях. Приоритетными задачами сегодняшнего дня являются, с одной стороны, развитие сформированных направлений, их доработка в соответствии с быстроменяющимися общественными потребностями, а с другой — тщательный анализ текущей ситуации и подготовка планов развития на перспективу.

Принимая во внимание важность поставленных задач, кафедра активно включилась в работу в данных областях. Первостепенной задачей в этом отношении является задача идентификации потребностей общества в специалистах той или иной категории применительно к потребностям развития конкретных отраслей хозяйства. Решение данной проблемы лежит в плоскости мониторинга основных тенденций функционирования хозяйственной системы страны и ее элементов, укрепления сотрудничества с министерствами и ведомствами, ответственных за подготовку и реализацию стратегий и концепций развития отраслей промышленности.

Вторым ключевым направлением развития кафедры является разработка и последовательное внедрение новой концепции образования, отвечающей критериям инновационной экономики. Главной отличительной особенностью данной концепции выступает смещение акцента с традиционных ме-

тодов преподавания на распространение интерактивной формы обучения. Последняя, как известно, предполагает ориентацию на самостоятельную учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность учащихся. Внедрение данного подхода призвано решать одну из основных задач современного образования — развивать самостоятельное мышление учащихся, ориентировать их на самостоятельную постановку задачи, поиск необходимой информации и выработку творческого подхода к решению каждой проблемы.

Для решения этой задачи требуется разработка новых методик и технологий организации и управления учебным процессом, а также привлечения молодых высококвалифицированных и творчески мыслящих преподавателей, высокая мобильность, адаптивность и восприимчивость которых в сочетании с богатым опытом и глубокими знаниями более зрелого профессорско-преподавательского состава укрепила бы кадровый потенциал кафедры.

Следующим приоритетным направлением развития выступает расширение участия преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов кафедры в научно-исследовательских работах, в том числе по хоздоговорам, а также в научно-технических программах и конкурсах по грантам отечественных и зарубежных организаций. Решение этой проблемы входит в круг задач стратегического характера, поскольку стимулирует научно-исследовательскую и творческую активность сотрудников кафедры, позволяет получить дополнительную информацию о перспективах развития тех или иных научных направлений.

Отдельным блоком необходимо выделить деятельность по дальнейшему развитию научных школ, образованных в рамках кафедры с момента ее формирования. Становление и целенаправленное развитие научных школ обеспечивает формирование общности и преемственности основных принципов, методов и концепций, лежащих в их основе дисциплин, что позволяет выпускникам кафедры получать синтезированные знания и перенимать обширный опыт.

В целях расширения научно-исследовательского сотрудничества, выработки лучшей практики научно-образовательного процесса, участия в

решении проблем, связанных с перспективными направлениями развития национального хозяйства и его элементов, а также для трудоустройства выпускников кафедры по специальности, важнейшей задачей кафедры является укрепление и развитие сотрудничества с различными государственными и негосударственными учреждениями и организациями. Основными партнерами кафедры сегодня являются: Российская академия диалектико-системных исследований, Совет Федерации, Министерство образования и науки РФ, институты промышленного развития, микроэкономики, фондового рынка и управления, Центр исследования инвестиционного рынка, НАУФОР и ряд коммерческих организаций.

Перспективы развития кафедры «Менеджмент инвестиций и инноваций» полностью соответствуют концепции развития РЭА им. Г.В. Плеханова и представляют возможность подготовки специалистов-менеджеров высшей квалификации.

Сегодня, спустя два десятилетия после основания кафедры, ее сотрудники с оптимизмом смотрят в будущее. Исходной целью долгосрочных планов выступает генерация такой системы подготовки кадров, которая бы максимально учитывала потребности нового времени, способствуя тем самым формированию профессиональных инновационно-мыслящих менеджеров и укреплению позиций Российской экономической академии им. В.Г. Плеханова в научном и образовательном сообществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования».

2. Битяева Т., Колганов А. и др. Перспективы развития российского образования. — Аналитический доклад «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года».

3. Российский образовательный форум 2004. — Материалы выставки, КВЦ «Сокольники», 21-24 апреля 2004 г.

4. Высшее образование в России, №1-2, 2005 г.

5. Гончаренко Л., Стасевич Т., Филин С. Будущее — за инвестициями //Инвестиции в России». — М.: № 12. С. 43-45. 2001 г.

6. Олейников Е.А. Научная школа в области экономической безопасности и инвестиционной и инновационной деятельности и ее основатель /М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2004 г.

Ассоциация выпускников РЭА им. Г. В. Плеханова Встретим 100-летие ALMA MATER вместе!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес: Москва, Зацепский тупик, д. 4, 2-й этаж. Контактные телефоны: 235-5565, 235-9966, 235-2341 E/mail: REA@plehanof. ru www. plehanof. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.