димость перестройки менталитета сотрудников и трасформации корпоративной культуры.
В большинстве современных компаний принципы взаимного сотрудничества в вопросах обмена знаниями, выработки совместных инновационных решений входят в противоречие с монополией на знания, которая в организационных иерархиях (являющихся, по существу, политическими системами, ведущими постоянную борьбу за ограниченные ресурсы, такие как статус и влияние) расценивается как важный фактор конкурентного преимущества отдельно взятого сотрудника. Каждый менеджер, каждый эксперт - обладатель специальных знаний - стремится, сознательно или нет, сохранить свою «маленькую монополию» на знания и умения, обеспечивая тем самым свое пребывание в организации.
Поэтому усилия менеджмента в обучении персонала остаются неэффективными, если не учитывать внутреннюю мотивацию работника, его возможности и желания участвовать не просто в обучении, а в корпоративном открытом обучении, где востребована активная позиция каждого обучающегося.
Литература
1. Летников В. На пути к адаптивной самообучающейся организации //Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 6. - С. 94-100.
2. Мильнер Б. З. Теория организации. - М.: Инфра-М, 1999. - С. 424-435.
3. Семушкина С. Концепция научающейся организации: теоретические основы пути развития // Проблемы теории и практики управления. - 2005. -№ 6.- С. 89-93.
Л. Ю. Шемятихина
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В статье рассмотрена проблема создания российской модели подготовки менеджеров с учетом отечественного и зарубежного опыта, определены методические принципы обучения управлению, обозначены направления развития менеджемент-образования в России.
In this article the problem of création of the Russian model of préparation of managers is considered in view of domestic and foreign experience, methodical principles of training to a direction are determined, directions of development of management-formation in Russia are designated.
Ведущим звеном любой современной организации являются менеджеры, объединяющие отдельные элементы в систему [4]. Рынок организаций и предприятий испытывает потребность в высококвалифицированных управленцах - менеджерах, их подготовкой начали заниматься многие российские
вузы и отраслевые колледжи. Однако практика показывает, что структура учебных планов и способы обучения менеджеров основываются на принципах прежней профессионально-технической подготовки по имеющимся инженерно-техническим специальностям и часто не соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта по специальности и условиям будущей профессиональной деятельности [1]. В зарубежной теории и практике профессионального обучения давно существуют программы бизнес-образования; нечто подобное есть и у нас, но эти программы ориентированы на подготовку и переподготовку уже практикующих менеджеров. Между тем менеджмент-образование должно стать системой профессиональной подготовки менеджеров, а бизнес-образование следует рассматривать как один из уровней данной системы.
Зафиксируем состояние проблемы. В академических и профессиональных кругах разрабатываются альтернативные проекты бизнес-образования. Еще Г. Х. Поповым в книге «Проблемы теории управления» (1977) был предложен проект создания масштабной сети школ для управленцев. По его мнению, «руководитель - это не должность, а профессия, с особой системой знаний». А если это профессия, то к ней работника нужно готовить специально и обстоятельно. В настоящее время профессиональный статус российского менеджера складывается из двух составляющих: полученного образования с его символическими оценками интеллектуальности и потенциальных возможностей (способностей) - дипломами, и собственно профессионализма как совокупности навыков, умений, технологий решения организационных проблем - профессиональной репутации. Многие исследователи придерживаются мнения о том, что развертывание менеджмент-образования тесно связано с профессионализацией и формированием национальных управленческих позиций. Освоение профессии менеджера становится источником рекрутирования индивида в новое социально-экономическое поле [5]. Изменение социально-экономического устройства общества, переход на рыночное управление определяют новые подходы к менеджмент-образованию и его субъектам.
Основные причины низкой эффективности взаимодействия между работодателями и формирующейся системой менеджмент-образования кроются в отсутствии обоюдного интереса к налаживанию процесса взаимодействия; нормативно-правовой базы по защите вложенных в подготовку специалистов средств работодателей; механизма постоянного мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда и ответной реорганизации системы менеджмент-образования в содержательном и технологическом аспектах. По мнению европейских экспертов, современная российская система образования характеризуется «фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности». Не развиты в достаточной степени автономные формы и механизмы участия работодателей и профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества
подготовки менеджеров. Слабая интеграция образовательно-научной и производственной деятельности может привести к окончательному отрыву теории от практики. Содержание менеджмент-образования и обучающие технологии до сих пор остаются неадекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности будущих менеджеров на рынке труда [9].
Система российского образования всегда развивалась по своим законам, однако с переходом к рынку перед организациями встали проблемы финансового анализа и планирования, управления конкурентоспособностью, не учитывать которые при подготовке менеджеров нельзя. С вхождением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) повышается заинтересованность организаций в подготовке данных категорий специалистов.
Сложность заключается в том, что система обучения и повышения квалификации менеджеров так и не выделилась в самостоятельную структуру -менеджмент-образование, а следовательно, нет особых программ и методов преподавания, а также координирующего центра подготовки менеджеров. Решение перечисленных проблем возможно при условии разработки национальной модели подготовки менеджеров с соответствующими содержанием и технологией. Очевидно, что отстающая от реальных потребностей отрасли система профессионального образования не позволяет осуществлять развитие кадрового менеджерского потенциала России.
Определим взаимосвязь менеджмент и бизнес-образования. В сфере обучения российских менеджеров сейчас используются две базовые модели бизнес-образования: германская и американская [3]. Обе они демонстрируют свою успешность в странах рыночной экономики и служат прототипами построения систем бизнес-образования в других странах. Европейская, или германская (традиционная), модель основана на разделении высшего профессионального образования по экономическим, инженерным, гуманитарным направлениям и повышения квалификации управленческих кадров в системе дополнительного образования. В рамках рассматриваемой модели обращается внимание на «послеопыгное образование» (post-experience), которое складывается из регулярного участия действующих менеджеров в краткосрочных программах повышения квалификации по актуальным проблемам управления. Американская (новая) модель, называемая «профессиональный менеджер», базируется на создании бизнес-школ как главных центров исследования и образования в области менеджмента. При этом менеджмент - не только вид профессиональной деятельности и самостоятельная наука, но и социальный слой, выполняющий в индустриальном обществе управленческую функцию. Соответственно, модели бизнес-образования в развитых странах по-разному закрепляют менеджера в качестве отдельной профессии. Возможно, изначально национальные особенности экономики формировали профессию менеджера как самостоятельную, но на современном этапе уже сама система менеджмент-образования должна стать фактором, воздействующим на дальнейшее выделение менеджеров как профессионалов. В аналитическом спра-
вочнике «Бизнес-образование в России» предпринята попытка описания национальных моделей формирования менеджеров в развитых странах. Аналогичного описания отечественной национальной модели в настоящее время нет, и ее отсутствие не позволяет осуществлять качественную подготовку российских менеджеров.
Американская модель бизнес-образования является, пожалуй, единственной проработанной моделью, где менеджмент рассматривается как профессия. Создатели остальных моделей не разделяют этой точки зрения. Менеджмент в России, Германии, Франции воспринимается как некая надстройка к профессии: существуют, например, инженер-менеджер и экономист-менеджер. Между тем определенные успехи американской экономики свидетельствуют о том, что профессионализация менеджмента резко повышает эффективность деятельности организации и, с точки зрения социального аспекта, профессиональную динамику специалистов.
В России в прошедшие 10 лет зафиксированы значительные подвижки в осознавании менеджеров как профессионалов: разработан образовательный стандарт; действуют бизнес-школы; отдельно в «Общероссийский классификатор профессий рабочих и должностей служащих и тарифных разрядов» введена должность «менеджер»; появился спрос на образовательные услуги по получению профессии менеджера как второй специальности; действует Президентская программа подготовки управленческих кадров; сертифицирована в 1999 г. степень «мастер делового администрирования»; по российской степени «магистра управления» начата подготовка научных и педагогических кадров для менеджмента; упорядочена выдача документов об образовании по специальностям и дополнительным профессиональным квалификациям в области менеджмента; созданы профессиональные ассоциации и объединения.
В последние годы проводятся исследования по проблемам соответствия уровня подготовки менеджеров растущим потребностям организаций и отраслей. Используя данные Федеральной службы статистики, проанализируем среднегодовой показатель занятых в отраслях экономики в разные годы, в частности в управлении с ВПО. В 1995 г. управленческих работников было 1893 тыс. чел., что составило 2,2% от численности населения в трудоспособном возрасте. К 2004 г. количество управленцев возросло до 3211 тыс. чел. (3,5%). По прогнозу специалистов, в дальнейшем потребность организаций в менеджерах будет незначительно колебаться - от 3,4% в 2005 г. до 3,6% в 2015 г.
Оценим востребованность данных специалистов на территории Уральского федерального округа и РФ. Согласно информации сайта «Регионы России: рынок труда - рынок образовательных услуг», потребность организаций в специалистах с ВПО по укрупненной группе специальностей «Экономика и управление» (экономика и управление на предприятии, менеджмент организации, управление персоналом, маркетинг, государственное и муниципальное управление) с 2008-го по 2015 г. составит около 13,1% от общей потребности отрас-
лей в специалистах (в абсолютных показателях будет снижаться, но в относительных останется на прежнем уровне). А вот произвести сравнение препола-гаемой потребности с прогнозом выпуска специалистов не представляется возможным из-за отсутствия официальной информации. Можно сделать только общее заключение: количество выпускников вузов с 2008-го по 2015 г. предположительно снизится с 1144 тыс. чел. до 933 тыс. чел. Этот дисбаланс спроса и предложения на рынке труда является одним из факторов постоянного возобновления спроса на услуги менеджмент-образования в России.
Кроме того, должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в менеджерских кадрах различной отраслевой специализации и квалификации. В соответствии с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную национальную систему менеджмент-образования. Наметившиеся положительные тенденции ее развития и взаимодействия с рынком труда отвечают целям Болонского соглашения; важно лишь, чтобы многочисленные программные заявления были ресурсно обеспечены и реализованы.
Основу образовательного процесса должна составлять не только практическая потребность в специалистах, но и научные достижения, и потенциал вузов в областях знаний, которые определяют содержание обучения менеджеров. Решить задачу совершенствования содержания и технологий подготовки этих специалистов могут следующие мероприятия: 1) обеспечение равных стартовых позиций выпускников школы для последующего профессионального обучения; 2) введение профильного обучения в старшей школе с предоставлением учащимся возможности выбора индивидуального учебного плана; 3) принятие новых ГОС на основе компетентностного подхода; 4) внедрение моделей непрерывного профессионального образования, позволяющего личности формировать образовательный маршрут для профессионального, карьерного и личностного роста; 5) создание нового перечня направлений менеджерской подготовки (специальностей), адекватных потребностям рынка труда и личности; 6) использование новых образовательных технологий (информационных и коммуникативных) и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих реализацию моделей и содержания непрерывного образования; 7) участие в международных программах подготовки менеджеров [8].
Современные тенденции развития экономики и разделения труда свидетельствуют о том, что в ближайшие 10-15 лет экономическая специализация России будет формироваться в отраслевой среде и потребует подготовки менеджеров для добывающих и перерабатывающих отраслей, машиностроения и промышленных предприятий, топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи и коммуникаций, сектора услуг, социальной сферы [2]. Поэтому экономическое образование и обновление номенклатуры специальностей менеджмента, развитие дополнительного профессионального обучения должно осуществляться с учетом требований реальных секторов экономики.
Таким образом, подготовка менеджеров должна, будучи пространственно-детерминированной, сочетать производственно-отраслевой и территориальный принципы. Переход к производству, основанному на современных технологиях, характеризующемуся высокой наукоемкостью и ориентацией на управление жизненным циклом продукта, предъявляет новые требования к уровню управленческой деятельности, от которой зависит конкурентоспособность и выживание российской экономики, т. е. требования к подготовке менеджеров, сумеющих в условиях конкретных организаций осуществить переход от политики выживания к стратегии развития.
В системе образования в настоящее время насчитывается более 600 специальностей. По оценке МОиН РФ, это недопустимо много. Более того, разброс наблюдается по областям профессиональной деятельности: совершенно бессистемно предложены специальности экономического профиля и менеджмент-образования. Нет научно обоснованных критериев выделения и определения характера специальности. А при открытии новых менеджерских специальностей на потребителя образовательных услуг производят впечатление эффектные названия, а не содержательная определенность и значимость для экономики. В настоящее время 485 высших учебных заведений России осуществляют подготовку менеджеров, но, по подсчетам специалистов, они в состоянии удовлетворить потребности предприятий лишь на 38%.
Проблема специальностей тесно связана с проблемой специализаций. В 2005 г. (по сведениям УМО вузов России по образованию в области менеджмента) их общее количество достигало ста пятидесяти: общих, отраслевых, функциональных, проблемных. Приоритет отдается отраслевым специализациям (как видим, образование частично учитывает отраслевую специфику), но должно быть больше проектно-проблемных специализаций как наиболее полно отражающих особенности современного диверсифицированного производства и рыночной экономики. Специализации предназначены для оперативного реагирования вузов на потребности регионов в определенных видах профессиональной деятельности и на развитие науки, для проведения эксперимента в новых областях профессиональной деятельности менеджера, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. По мнению специалистов УМО, специализации нужны для сокращения специальностей, практической проверки их значимости и необходимости и стабилизации их количества, но сегодня эти функции специализации не выполняют. Нередки случаи, когда они разрушают содержание и статус специальности или сужают область профессиональной деятельности. Менеджер получает образование на всю жизнь, которое должно помогать ему выстраивать траекторию профессиональной карьеры. Эта траектория выражает должностной рост в узкой профессиональной области и возможность изменения в течение жизни и видов, и области деятельности в рамках полученной профессии и квалификации [6].
В настоящий момент условно можно выделить четыре группы учебных заведений, осуществляющих обучение в области менеджмента. Первая группа - крупнейшие государственные экономические институты (например, Государственный университет управления, Финансовая академия при Правительстве РФ, РЭА им. Плеханова, Высшая школа экономики, Санкт-Петербургская академия экономики и финансов), которые еще в советское время готовили специалистов в сфере экономики или управления. Такие структуры можно назвать квазигосударственными, потому что они отчасти финансируются из государственного бюджета и принимают значительную часть абитуриентов на внебюджетной основе. Этим учреждениям легче адаптировать свои программы к требованиям менеджмент-образования, так как они изначально имеют основу для разработки оригинальных учебных материалов и подготовленный профессорско-преподавательский состав. Во вторую группу входят факультеты отраслевых государственных вузов, ориентированные на бизнес-подготовку. Данные факультеты можно отнести к бизнес-образовательным учреждениям условно: у них нет достаточной методической базы и квалифицированных преподавательских кадров; исключение составляют те факультеты, которые изначально создавались для подготовки и повышения квалификации руководителей (по отраслям). Третья группа - бизнес-школы при старейших государственных вузах, обладающих высокой степенью автономности от организации-учредителя (например, при Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Школа бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский международный институт менеджмента, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС»). Такие бизнес-школы имеют возможность самостоятельно разрабатывать программы обучения, привлекать к преподаванию известных специалистов и выдавать «авторитетные» дипломы материнских структур. Данные образовательные учреждения наиболее близки к западному пониманию термина «бизнес-школа», хотя имеют ряд отличий. Четвертая группа - полностью независимые образовательные учреждения, обучение в которых позволяет получить степень «бакалавр менеджмента» [1].
Итак, в России система менеджмент-образования только складывается, а следовательно, не может считаться носителем непререкаемых профессиональных ценностей будущих менеджеров. Поэтому подготовка менеджеров с учетом современных инструментов и технологий менеджмента должна проектироваться по трем направлениям: 1) уровневое и непрерывное обучение профессии и стажировка; 2) овладение технологиями социальных отношений в рамках иерархий менеджмента в организациях и внешней среде; 3) получение знаний в области менеджмента как процесса технологического и социального управления по достижению организационных целей.
В связи с этим необходимы пересмотр структуры образовательного процесса, обеспечение его соответствия национальным целям совершенствования технологий подготовки менеджеров. Научная проблема менеджмент-об-
разования сегодня состоит в том, что теория управления как единая научная дисциплина до сих пор не построена. Представляется, что существенной причиной отсутствия единой теории управления является попытка создать ее исключительно на эмпирической основе. В течение последнего десятилетия управленческим дисциплинам в России стремятся придать академический статус. Происходит консолидация ученых и менеджеров в академии и ассоциации с различными идеологическими основаниями (Российская ассоциация бизнес-образования, Ассоциация развития образования, Ассоциация менеджеров России). Активно действуют коммерческие образовательные проекты. Появляются образовательные интернет-порталы для менеджеров. Наконец, издается менеджмент-литература: учебники по менеджменту, хрестоматийная и учебная литература, периодика. Как видим, сформировалось «символичное поле» для развития российского теоретического менеджмента. Российская наука озабочена не столько содержанием исследований менеджмента внутри организации, сколько поиском дополнительных средств самолегити-мации через закрепление за менеджментом статуса учебной дисциплины, в которой используются особые, оригинальные технологии преподавания [7]. Методическая проблема состоит в том, чтобы одновременно с базовыми знаниями развивать у менеджеров личностные качества и способности, формировать потенциал профессионального саморазвития, используя методы и инструменты менеджмент-образования. Академическое сообщество пытается создать методическую идеологию, в которой подчеркивается значение принципов обучения управлению: 1) избегание абстрактной теории и лекций, рассмотрение теоретических моделей на конкретных примерах; 2) изложение материала в диалоговом режиме; 3) использование технических средств обучения и дистанционных технологий с привлечением образовательных интернет-ресурсов; 4) развитие у студентов стремления к инновациям и неординарным решениям; 5) формирование у будущих менеджеров способности к саморазвитию и готовности к профессиональной деятельности с «низов» карьерной лестницы; 6) ориентация на ежедневную управленческую практику; 7) использование интерактивных методов обучения.
Необходимость тщательного выбора методов преподавания объясняется спецификой менеджмента как новой учебной дисциплины и особыми характеристиками групп обучающихся. При обучении менеджменту выявляются следующие проблемы: создание новых методов преподавания доминирует над содержанием этой науки; рассмотрение традиционных западных управленческих образцов подчас приводит к утрате связи с реальной ситуацией; ощущается недостаток отечественных исследований менеджмента и конкретных управленческих практик и т. п.
Основываясь на вышеизложенном, выделим направления развития менеджмент-образования в России: это создание многоуровневых образовательных траекторий в области управленческих специальностей, включающих вузовское и послевузовское образование (бизнес-образование); проведение ис-
Концептуально-методические основы развития образовательной программы «Профессионально-педагогические технологии»
следований по проблемам управления и отраслевого менеджмента; развитие образовательного консалтинга. Учет требований рынка организаций и отраслей и применение экономических механизмов позволит спроектировать российскую систему менеджмент-образования и обеспечить конкурентоспособность выпускников и эффективность управляемых ими организаций [8].
Литература
1. Абрамов Р. Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. - М.: КомКнига, 2005.
2. Алексеевский В. С. Синергетика менеджмента устойчивого развития: Монография. - Калуга: Манускрипт, 2006.
3. Бизнес-образование в России: Аналит. справ. - М.: КОНСЭКО, 1998.
4. Коротков Э. М. Итоги, приоритеты и перспективы работы УМО вузов России по образованию в области менеджмента в 2005 году // Вестник университета. - 2005.- № 15. - С. 5-19.
5. Попов Г. Х. Проблемы теории управления. - М.: Экономика, 1977.
6. Поршнев А. Г. Российская система управленческого образования// Вестник университета. - 2003. - № 4. - С. 5-9.
7. Пудич В. С. Системное развитие менеджмента как науки. Монография / ГУУ. - М.: ТЕИС, ИНИОН РАН, 2004.
8. Шемятихина Л. Ю. Национальные модели формирования менеджеров // Бизнес: экономика, управление и право: Сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. проф. И. В. Скопиной. - Киров: ООО «МЦНИП», 2006. - С. 60-65.
Н. Е. Эрганова
КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Статья посвящена актуальным проблемам современного профессионально-педагогического образования, для решения которых необходима новая концепция развития образования в России. Приводятся основные положения и результаты внедрения в РГППУ образовательной программы «Профессионально-педагогические технологии», которые могут быть полезны для развития профессионально-педагогического образования в целом.
The article is devoted to actual problems of modern professional-pedagogical education for which decision the new concept of development of education in Russia is necessary. Substantive provisions and results of introduction of education program «Professional-pedagogical technologies» in the Russian State Professional Pedagogical University which can be useful to development of professional-pedagogical education as a whole are resulted.