Научная статья на тему 'Желаемое и действительное в реформировании высшего образования'

Желаемое и действительное в реформировании высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данько Т.П.

Рассматриваются проблемы российских вузов в условиях вхождения России в Болонский процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Желаемое и действительное в реформировании высшего образования»

НОВОЕ В ОБУЧЕНИИ

Д-р экон. наук Т. П. Данько

ЖЕЛАЕМОЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ В РЕФОРМИРОВАНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются проблемы российских вузов в условиях

вхождения России в Болонский процесс.

Начало нового тысячелетия утвердило понимание «планетарной» роли высшего образования, как метасистемы, объединяющей разностороннюю активность людей и позволяющей обеспечивать устойчивое развитие земной цивилизации на микро- и макроуровнях.

Необходимо определить те проблемные зоны, с которыми столкнутся российские вузы в условиях глобализации экономики и интеграции мирового образовательного пространства.

По количественным параметрам образовательный рынок России представляет собой достаточно развитое пространство, включавшее в себя в 2003/04 учебном году 1 046 высших учебных заведений, причем на 10 000 человек населения приходилось 448 студентов (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Высшие учебные заведения России (на начало учебного года)*

1990/91 1995/96 2000/01 2001/02 2002/03 2003/04

Число учеб-

ных заведений 514 762 965 1008 1039 1046

Число обу-

чающихся в

них студентов, тыс. чел. 2 824,5 2 790,7 4 741,4 5 426,9 5 947,5 6 455,7

Количество

студентов,

приходящихся на 10 000 че-

ловек населе-

ния 190 189 327 376 415 448

* Источник: [2].

По сравнению с образовательными рынками Австралии, США, Франции и других развитых стран мира общая характеристика показа-

телей России благоприятна (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

_Численность студентов на 1 000 человек населения*_

1990 1995 1997 2000 2001 2002

Россия* * 35 32 37 50 56 60

Австралия 29 53 56 56*** - -

Австрия 27 30 31 33 - -

Великобритания 23 31 33 35 - -

США 55 53 50 49 - -

Франция 30 36 34 34 - -

Швейцария 20 21 21 23 - -

Швеция 23 30 32 40 - -

Япония 23 30 31 31 - -

* Источник: [1].

**Учтены студенты третьей ступени образования (5-7 Международной стандартной классификации образования). Образование третьей ступени обеспечивает получение среднего профессионального, высшего (университетского) и послевузовского (после-университетского) образования. *** 1998 г.

Основная проблема заключается в том, что образовательный рынок России, так же как и вся экономика страны, не является развитым рыночным пространством, где маркетинг, конкурентное позиционирование, качество и другие категории только завоевывают свои позиции. По мнению ведущих специалистов-исследователей, на мировой образовательный рынок приходится примерно 30-40 млрд. долларов. Лидером здесь на протяжении уже многих лет остаются США, а доля России до сих пор составляет не более 3% (рисунок).

США, 14 млрд. долл.

Австралия, 3,6 млрд. долл.

1ермания, Франция и др.

страны, 22 млрд. долл.

55

Г2%->

Россия, 100 млн. долл.

Рис. Мировой образовательный рынок

Глобализационные процессы, активно протекающие во всем мире, стремительная интеграция как европейского, так и среднеазиатского пространства создали совершенно новый международный контекст существования России в целом и ее системы образования в частности.

К настоящему времени практически все страны Европы (более 30 государств), Литва, Латвия и Эстония вошли в рамки единого европейского образовательного пространства, обозначенного документами Болонского процесса.

К сожалению, Россия вошла в Болонский процесс достаточно поздно - в сентябре 2003 г., что привело к сокращению сроков адаптации ее образовательной среды к новым европейским образовательным проектам.

В ситуации борьбы за будущее России в области образования существующая сегодня система управления высшей школой оказалась малоэффективной. До сих пор не принято политического и правового решения об окончательном переходе на двухуровневую систему образования. Мы все еще находимся в процессе согласования мнений, а ведь могли бы пройти этот этап одновременно с Европой.

Поэтому сейчас в системе высшего образования России можно наблюдать ситуации самого разного типа:

- передовые вузы, практически полностью вошедшие в Болон-ский процесс, принявшие все его условия, готовящие бакалавров и магистров;

- вузы, которые находятся в стадии эксперимента;

- вузы, вообще не готовые к вступлению в Болонский процесс.

Сегмент инновационных вузов, которые сегодня уже перешли на

эти новые образовательные рельсы, очень мал - менее 5% от общего числа вузов.

В поисках инновационности реформаторы выдвинули проекты ЕГЭ, ГИФО и прочих малопонятных для рыночной экономики инструментов. Кроме того, декларирование опытной серии внедрения этих инструментов все больше и больше выглядит как обязательное условие без альтернативы. Не будем подвергать критике эти новации, отметим только то, что, с нашей точки зрения, они не базируются на интересах самой России как целостного образовательного контура. Кроме «фиктивно-демонстративного продукта» ожидать системе образования от этих нововведений нечего.

Прежде всего остановимся на анализе индикаторов рыночных факторов происходящих процессов на образовательном рынке. Среди них следует различать две основные группы:

1) внешние индикаторы:

- гармонизация образовательного пространства Европы и Азии;

- запросы российского и общеевропейского рынков труда;

2) внутренние индикаторы:

- организационно-технологические;

- содержательно-качественные;

- социально-психологические.

Внешние индикаторы

Основная задача гармонизации образовательного пространства

на сегодня заключается в организации этих процессов таким образом, чтобы они были направлены в обе стороны: как из Европы в Россию, так и из России в Европу. Нам представляется, что односторонние процессы гармонизации в сторону только якобы лучших образовательных программ из Европы в Россию несостоятельны и не всегда соответствуют национальным интересам России.

Предлагаемые западные программы должны быть внимательно взвешены российскими рынками образования и труда с точки зрения статуса и уровня образовательных школ. Требуется проведение доуточ-нения образовательных интересов России и ее конкурентного позиционирования в области высшего образования.

В частности, интересы Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, занимающей ведущее место в области экономического образования в России, в новом интегрированном образовательном пространстве заключаются в поиске партнеров равного и более высокого уровня, для того чтобы с помощью процессов интеграции достичь еще больших высот в области качества образования и повысить свой статус.

Поскольку Россия является государством, расположенным на границе Европы и Азии, мы должны понимать, что гармонизация образовательного пространства находится на стыке интересов подлинно европейского образования и образовательного пространства Восточно-Азиатского региона. Тому примером может служить активно набирающее силу Шанхайское соглашение. Известно, что континентальный Китай заказывает образовательные программы в ведущих американских, канадских и английских университетах, тем самым способствуя развитию их сегментов на мировом образовательном рынке. Российские вузы в этом процессе представлены крайне мало. Не учитывать этих тенденций невозможно.

Второй внешний индикатор вхождения России в Болонский процесс - запросы российского рынка труда - еще более сложен.

Несмотря на то, что уже несколько лет ведущие вузы России начали эксперимент по выпуску бакалавров, подготовлена вся соответствующая нормативно-правовая база, рынок труда до сих пор неохотно

воспринимает бакалавра как специалиста с высшим образованием, предпочитая классических, традиционных, понятных ему специалистов.

Одновременно с этим в России на рынке труда формируется самостоятельная группа корпораций и естественных монополий. Как потребители образовательных услуг вузов, они не удовлетворены качеством подготовки выпускников и спектром экономических специальностей, который предлагает высшая школа России сегодня. Как результат, мы наблюдаем процесс создания ими внутриведомственных институтов, корпоративных университетов, образовательных центров и распространение практики найма западных менеджеров на ведущие топ-менеджерские должности.

С этой точки зрения следует пересмотреть стратегии РЭА им. Г. В. Плеханова, предусмотрев специальные программы с ориентацией на корпоративных клиентов, выяснить их требования и приступить к подготовке специалистов «под заказ». Надо понимать, что сейчас выпускники уровня бакалавра и специалиста могут занять в корпорации только 7-8-й уровни менеджмента.

В то же время важно учитывать тот факт, что корпоративный заказчик предъявляет несколько иные требования к уровню знаний наших выпускников. Ему крайне необходимы знания в области международного менеджмента, международного права и мировой экономики, информационных технологий, навыки межличностных коммуникаций, свободного владения иностранным языком. Эти направления подготовки нам предстоит еще развивать, обсуждать, перестраивать и готовить целый ряд новых дисциплин.

Внутренние индикаторы

Организационно-технологические индикаторы отражают про-цедурность построения образовательных программ. В частности, это организация учебного процесса с использованием модульной технологии, введение кредитных единиц, обеспечение мобильности преподавателей и студентов и др. Эти моменты в основном понятны и уже начали внедряться во многих российских вузах. Однако мы полагаем, что в рамках Болонского процесса российским вузам должен быть предложен максимально демократичный вариант развития. Хотя, конечно, тот или иной подход, выбранный вузом, должен быть скоординирован с его европейскими вузами-партнерами.

Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова для продвижения технологических элементов Болонского соглашения в реальное образовательное пространство России считает возможным использовать механизм учебно-методических объединений как не требующий высоких финансовых затрат.

Сложнее обстоит дело со второй составляющей внутренних индикаторов - содержательно-качественными характеристиками. Основное затруднение, с которым, на наш взгляд, могут столкнуться вузы России при дальнейшем вхождении в Болонский процесс, - это необходимость согласования структуры базовых дисциплин российских и европейских образовательных программ.

Употребляя маркетинговую терминологию, можно сказать, что наука должна оказывать образовательной практике так называемые синдицированные услуги. Именно такие услуги и должны составлять содержание образовательных программ, обеспечивая научное и дидактическое сопровождение полного цикла любой образовательной программы, построенной на сегментировании рынка.

Образовательный маркетинг можно обвинить в ненаучности из-за его слаборазвитой практической направленности. Государственный сектор образовательных услуг и динамично развивающийся рынок коммерческого образования являются сегодня неравноправными партнерами. Диктат государства на образовательном рынке очень высок.

Попытки реформирования образовательного контура также сводятся к государственному диктату. Та финансовая свобода, которая была дана вузам в конце 1990-х гг. за счет коммерческого набора, жестко регламентированного законом «Об образовании», в дальнейшем была стерта передачей контроля финансовой деятельности вуза в Казначейство. Приступив к внедрению некоторых рыночных механизмов, мы одной рукой открыли новые возможности, а другой - их разрушили. Тем не менее образовательный маркетинг начинает существовать, но не только за счет негосударственных вузов, а и за счет развития рыночных отношений, рынка труда и условий, которые задает современное экономическое пространство.

Образовательный маркетинг - это творческая, организационно-педагогическая управленческая деятельность образовательного института по формированию своей позиции поведения на образовательном рынке, основанная на экспертном отслеживании процессов продвижения образовательных услуг под влиянием факторов внешней и внутренней среды и нацеленная на реализацию клиентоориентированных стратегий вуза. В связи с этим образовательные программы должны быть дополнены требованиями, заказываемыми конкретным клиентом. Однако решение этой с первого взгляда простой задачи весьма затруднено жесткими требованиями государственных образовательных стандартов.

Западные вузы не имеют единых национальных стандартов. Их образовательные программы принимаются ученым советом конкретного университета. Сотрудничество Российской экономической академии

им. Г. В. Плеханова с европейскими вузами свидетельствует о том, что согласование дидактических единиц вполне возможно и целесообразно, но только по линии партнерских отношений.

Особую группу характеристик образовательного маркетинга составляют социально-психологические индикаторы, которые отражают реакцию профессорско-преподавательского состава на собственно образовательный процесс и те новации, которые жизнь заставляет внедрять. Преподавательский корпус традиционно был подготовлен к совершенно иным образовательным технологиям. Для того чтобы его перестроить, нужны большие усилия как по повышению квалификации, так и по изменению стереотипа поведения.

Отдельной проблемной областью являются жесткая структура учебных планов, низкая доля исследовательской компоненты в образовательных программах и итоговых выпускных работах студентов, низкая конкретизация критериев оценивания знаний обучающихся, а также отсутствие должного контроля заимствования текстов при проведении студентами самостоятельных исследований.

Тщательная экспертиза, которую провели для нас независимые эксперты из Оксфордского университета и преподаватели РЭА им. Г. В. Плеханова, посетившие различные зарубежные университеты в рамках гранта Мирового банка, подтвердила, что содержание российских образовательных программ, прежде всего бакалавра экономики, практически полностью соответствует мировым образовательным стандартам.

В качестве объективного доказательства можно привести сводные данные по часам, отводимым на изучение различных циклов дисциплин (табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Сводные данные сопоставления содержания подготовки __бакалавров в ^ области экономики*_

Циклы дисциплин Россия США Великобритания

часы % часы % часы %

ГСЭ 1 392 21,8 1 344 21,0 1 600 23,1

ЕН 1 400 22,0 1 512 23,6 1 425 20,6

опд 2 500 39,2 3 543 55,4 2 210 32,0

СД 1 086 17,0 1 680 24,3

Всего 6 378** 100,0 6 399 100,0 6 690 100,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Источник: [3].

** Без учета физкультуры.

Основные отличия образовательных технологий были найдены по следующим направлениям:

- соотношение аудиторной и самостоятельной работы;

- организация самостоятельной работы под руководством преподавателя;

- форма проведения итогового контроля знаний.

В западных университетах аудиторные занятия занимают 25-30% общего учебного времени, а 75% времени - это работа в библиотеках, подготовка индивидуальных письменных работ. Например, в Великобритании аудиторные занятия (включая лекции, тьюторские занятия, практикумы, контрольные и т. п.) составляют всего 16 часов в неделю.

В России же аудиторные занятия занимают от 27 до 40 часов в неделю, т. е. 50% общего времени (табл. 4).

Т а б л и ц а 4

Время, отводимое на аудиторные занятия*_

Россия США Великобритания

часы % часы % часы %

Аудиторные занятия 3 189 50,0 2 133 33,3 2 125 31,8

* Источник: [3].

Письменные работы (эссе) в западных университетах рассматриваются как основной элемент образовательного процесса, развивающий мышление, логику и аналитические способности студентов, в то время как в российских вузах в качестве отчетов о самостоятельной работе преобладают описательные рефераты.

Столь же сильно различаются и наши экзаменационные системы. В зарубежных вузах экзамены проводятся преимущественно в письменной форме, оценку выставляет независимый экзаменационный департамент, в состав которого входят как преподаватели вуза, так и независимые эксперты из других вузов. В подавляющем большинстве российских вузов более 50% экзаменов сдается в устной форме, а экзаменаторы - это преподаватели, проводившие занятия по дисциплине.

Таким образом, можно констатировать, что основная проблема качества подготовки в российских вузах заключается в несовершенстве технологий учебного процесса. Последние не способствуют выработке у студентов навыков самостоятельного критического мышления, что резко отличает российских выпускников вузов от выпускников ведущих западных школ.

Эти выводы подтверждаются и результатами недавних исследований, проведенных Российской экономической академией им. Г. В. Пле-

ханова в рамках независимой экспертизы подготовки бакалавра экономики с участием представителей ведущих российских вузов, западных университетов, в том числе Оксфордского университета (табл. 5).

Все это позволяет говорить о серьезных проблемах наших образовательных технологий, которые предстоит преодолеть.

Т а б л и ц а 5

Аналитическая матрица результатов обучения_

Знания Умения и навыки

Понимание вещей Знание, как произвести действие

Мир практики Практические решения компаний и специалистов Знание фактов, как работают компании и специалисты в мире Умение действовать в реальных условиях бизнеса(анализ показателей, составление бизнес-плана)

Мир теории Исследовательская деятельность профессора, преподавателя Знание теорий экономики и менеджмента, объясняющих процессы бизнеса Критическое мышление, формулирование новых идей

При вступлении России во Всемирную торговую организацию в сентябре 2005 г. следует ожидать прихода на российский образовательный рынок зарубежных образовательных продуктов. Более чем вероятно, что западные университеты будут настаивать на франшизе образовательных услуг и использовать Россию в качестве провайдеров своих образовательных программ. Поэтому при формировании стратегии вуза необходимо учитывать эту угрозу.

Список литературы

1. Образование в России. 2003: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2003.

2. Российский статистический ежегодник. 2004: Статистический сборник / Росстат. М., 2004.

3. Цейкович К. Н., Соловьев В. П. и др. Сравнение требований к подготовке выпускников вузов России, США, Германии, Великобритании. 2-е изд., перераб. и доп. / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.