ПУТЬ К ЧИТАТЕЛЮ
С. И. Лашко, Л. В. Левченко МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И РОССИИ
За последние два десятилетия в сфере образования в Европейском Сообществе наметились следующие тенденции: число учеников и студентов увеличилось на 17%, хотя с неоднородной плотностью в различных странах. Например, во Франции, этот показатель на десять пунктов выше среднестатистического по странам ЕЭС. Самый большой рост числа студентов наблюдается в секторе третичного образования (дальнейшего и высшего), и если такой же рост в конце 1980-хоп-ределялся, в основном, увеличением числа женщин, претендующих на высшее образование, то в настоящее время это можно объяснить всеобщими тенденциями к глобализации и интеграции. Студенты со всего мира стремятся поехать в Европу, чтобы получить престижное образование. В системе среднею, специального и профессионального образования также наблюдается рост числа обучаемых. В начальном образовании наблюдается обратная динамика - вследствие упадка рождаемости по всей Европе.
В системе высшего и послевузовского образования можно выделить тенденцию к повышению концентрации студентов в сфере экономических и юридических наук.
Международное сотрудничество в последние годы становится не только одним из важнейших факторов модернизации высшего образования в России, но и обязательной составляющей его функционирования в условиях глобализации и европейской интеграции.
Интерес представляют как институциональные аспекты сближения образовательных систем России и стран Европы - процессы формирования европейского региона образования, перспективы его взаимодействия с Россией, механизмы конвергенции систем высшего образования европейских стран, возможности и потенциальные трудности интеграции российского высшего образования в европейское образовательное пространство, так и конкретные практические вопросы, связанные с развитием и эффективностью осу-
ществления совместной образовательной и научно-исследовательской деятельности в рамках международных программ и проектов, с проблемами и опытом введения европейской тематики в программы российских вузов.
Географическая близость и исторические связи создают благоприятную среду для изучения актуальных проблем развития образования в контексте глобализации и европейской интеграции, подходов к их решению, реализуемых отдельными странами и вузами, разработки и осуществления международных образовательных проектов, способствующих сближению образовательных систем европейских стран и России.
В1999 г. министры образования ряда европейских стран подписали Болонскую декларацию, которая была разработана в развитие идей Сор-бонской декларации 1998 г. Ее цель - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. Декларация предлагает принять систему сравнимости образовательных степеней, организовать систему кредитования, а также устранить все оставшиеся препятствия в передвижении студентов и преподавателей по европейскому пространству.
В Болонской декларации констатируется, что с целью установления европейской зоны высшего образования и содействия распространению европейской системы высшего образования в мире должны быть осуществлены следующие шаги:
- принятие более удобной в плане сравнимости системы уровней (ступеней) образования, чтобы содействовать трудоустройству европейских граждан, а также конкурентоспособности европейской системы высшего образования на мировом рынке;
- принятие системы, базирующейся на двух образовательных уровнях; первый, который признан на европейском рынке труда, а также в системе высшего образования в качестве соответству-
ющего уровня квалификации, должен иметь продолжительность, по крайней мере, три года;
- создание системы зачетных единиц, т.е. развитие европейской системы зачетных единиц, а также системы зачетных единиц для проведения экспериментального обучения и довузовского обучения, при условии, что указанные зачетные единицы будут приняты университетской системой в качестве средства, способствующего мобильности студентов;
- устранение препятствий в доступе студентов ко всем услугам, имеющим отношение к образованию;
- учет времени работы в Европе преподавателей, научных работников и административного персонала (научно-исследовательские работы, преподавательская деятельность, обучение, стажировка и т.д.) без какого-либо нарушения их прав при начислении пенсии и выплат по социальному страхованию;
- развитие критериев и методологии оценки качества преподавания;
- введение такого важного понятия, как «европейское пространство высшего образования», в том числе относительно содержания курса обучения, сотрудничества между учебными заведениями, схем мобильности, интегрированных программ обучения, тренинга и проведения научных исследований.
Мероприятия по достижению указанных целей запланированы на короткий срок и в любом случае должны закончиться не позднее первых десяти лет нового тысячелетия, учитывая многообразие культур, языков, национальных образовательных систем, а также принцип университетской автономии. Для этого будут использованы все доступные пути организации сотрудничества на межправительственном уровне.
Исследования, проведенные в процессе подготовки Болонской конференции, показали, что в настоящее время существует больше образовательных структур, чем стран в Европе. В некоторых случаях в одной стране насчитывается до сотни разных академических квалификаций. Кроме того, было обнаружено, что в отношении программ трехгодичного курса обучения студентов в Европе сближения в действительности не наблюдалось. Сроки обучения по программам бакалавриата колеблются от трех до четырех лет. В тоже время весьма близки по продолжительности обучения (около пяти лет) магистерские про-
граммы, стандартные программы продолжительностью восемь лет, предусматривающие получение докторской степени, отсутствуют. Заключение Болонской декларации гласило, что жесткая модель реформ была бы нежелательной и вряд ли выполнимой для Европы, но тем не менее возможны общие рекомендации по данному вопросу:
- уровень бакалавриата предполагает обучение от трех до четырех лет на базе системы зачетных единиц (ЕСТ^);
- магистерская степень - около пяти лет на базе системы зачетных единиц (ECTS);
- уровень, предусматривающий получение докторской степени, - приблизительно от семи до восьми лет.
Предлагаемая многоуровневая структура образования аналогична структурам, сложившимся в Германии и Австрии после реформ, где новые учебные программы, предусматривающие получение степени бакалавра (магистра), были введены наряду с уже существующими программами.
Рекомендуется введение многообразных учебных программ в учреждениях высшего образования. Развиваются дополнительное образование (образование для взрослых), различные курсы переподготовки, т. е. обучение в течение всей жизни. Многообразие профессий на рынке труда требует более гибкого подхода к процессу обучения. Следовательно, большой проблемой станет одновременное обеспечение и сочетание разнообразных образовательных потребностей на наднациональном уровне. Такие усилия приведут к сложностям в системе зачетных единиц и в системе аккумулирования средств, получаемых от реализации программ, которые существуют не в каждой стране. Проблема сочетаемости демонстрирует важность сотрудничества на национальном и европейском уровнях.
Среди основных препятствий на пути мобильности следует отметить многообразие профессий и отсутствие упрощенного доступа на рынок образования. Потенциальные работодатели, которые готовы принимать работников из других стран -членов Европейского союза, редко имеют возможность осуществить грамотное сравнение квалификаций. Существующие конвенции по признанию академических степеней, а также структура национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности и Европейская сеть информационных центров по академическому признанию и мобильности ^АШС и
ЕМС) являются неэффективными в плане обеспечения связи между интеллектуальным потенциалом и возможностью трудоустройства.
Поэтому следующая основная задача Болонской декларации - выход за рамки задач академического признания дипломов в направлении оценки компетентности (знаний) как реальной возможности устроиться на работу до того, как инструкция станет ключевым моментом в развитии конкурентоспособной Европы. Эта деятельность потребует активного участия партнеров по рынку рабочей силы, работодателей и профессиональных организаций, а также их будущих сотрудников -студентов. Только такое широкое вовлечение специалистов не из сферы образования сможет принести успех данной инициативе.
Успех Болонской инициативы в повышении конкурентоспособности европейского высшего образования по привлечению большого количества студентов не из Европы будет непосредственным образом зависеть от конвергенции национальных образовательных программ и инициатив, а также от способности учреждений системы высшего образования реагировать на указанную конвергенцию.
Активно начинает участвовать в Болонском процессе Россия, которая до 2003 г. участия в нем не принимала. Преодолев непростой путь присоединения к Болонской декларации и получив официальный статус участника, Россия и российское высшее образование вступили в значительно более сложный этап, требующий радикального реформирования всей сложившейся системы оценки знаний, качества образования, пересмотра баланса теоретических и необходимого минимума практических навыков, с одновременным переходом к трехуровневой системе высшего образования.
Наиболее важной задачей в процессе реформирования российской системы образования (а трансформация высшего образования естественно коснется и системы среднего образования) является сохранение лучших достижений отечественной высшей школы, а также и избавление от очевидных ее недостатков, использование лучших мировых достижений. В связи с этим адаптация к мировым требованиям организации системы высшего образования необходимо начать с изучения национальных систем ведущих западных стран, являющихся мировыми лидерами в области науки и экономики.
Предполагается, что к 2010 г. российская система высшего образования станет похожей на европейскую: знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца. Правда, прежде чем отечественную высшую школу признают соответствующей международным стандартам, придется еще много работать. Необходимо полностью перейти на двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратура) и изменить громоздкие и длительные программы более гибкими специализированными программами мастерского уровня. Для получения определенной квалификации студент должен набрать нужное количество единиц трудоемкости в одном или нескольких университетах. А еще России нужно будет выработать с европейскими странами общие подходы к контролю качества образования и сблизить программы обучения.
Сегодня российским высшим образованием сделан первый шаг в рамках болонских инициатив: произведена группировка специальностей в направления. И теперь во многих вузах РФ наряду с подготовкой студентов по специальностям ведется обучение в бакалавриатах и в магистратурах по направлениям.
В последние годы в отечественной системе высшего образования резко обозначилась проблема, связанная со сроками подготовки специалистов: наша традиционно пятилетняя подготовка специалиста уже многих не устраивает. Все чаще студенты выпускных курсов начинают работать, эпизодически посещая аудиторные занятия или полностью их игнорируя. По всей видимости, необходима более короткая первая ступень высшего образования, чем та, которая есть сегодня. Четыре года - это срок достаточный для получения диплома. Сегодня это реально, поскольку вводится понятие «бакалавр», т. е. специалист с высшим образованием первой ступени. И Министерство труда вводит эту категорию как квалификационную, чего раньше не было. А раз категория квалификационная, значит, будут предусмотрены рабочие места для выпускников с таким дипломом.
Участие России в Болонском процессе следует рассматривать не только в контексте развития российской высшей школы, но шире - в контексте модернизации образования, в контексте внешнеполитического курса России, направленного на сотрудничество и интеграцию с европейскими структурами.
От участия в Болонском процессе выиграют не только ведущие вузы, но все граждане - ведь целью процесса является повышение качества и конкурентоспособности высшего образования.
Сегодня имеется законодательная основа для полноценного включения России в совместную работу в рамках Болонского процесса - подписаны и ратифицированы основные европейские конвенции об академическом признании, прежде всего - Лиссабонская, законодательно закреплены циклы высшего образования - бакалавриат и магистратура.
Дальнейшее развитие законодательства может идти по пути укрепления правовой базы двухциклового обучения, закрепления правовых гарантий академической мобильности студентов, развития академической автономии и демократии.
На данный момент Болонский процесс уже вышел за рамки Европейского союза. На конференции в Берлине к Болонской декларации присоединились Россия, а также Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Македония, Сербия и Черногория.
Болонская декларация касается только высшего образования, хотя само понятие образования, по признанию ЮНЕСКО, в наше время кардинально изменило свой смысл. Речь идет теперь не о каком-то особом этапе жизни, когда человек учится перед началом самостоятельной трудовой деятельности, а о едином непрерывном образовании, которое длится всю жизнь.
Болонская декларация предполагает четыре главных положения.
Первое - введение двух уровней высшего образования, например, «бакалавр» и «магистр», хотя национальные варианты этих терминов могут звучать и иначе.
Второе - накопительная система начисления зачетных баллов («кредитных пунктов»), так называемая European Credit Transfer System (ECTS). Смысл ее в том, чтобы студент мог слушать курсы последовательно в разных университетах Европы, причем хотя бы один семестр он обязан провести в вузе другой страны.
Третье положение - признание к 2010 г. университетского диплома любой страны - участницы Болонского процесса во всех других странах, подписавших декларацию.
Четвертое - свободная миграция трудовых ресурсов, равенство прав граждан разных стран при приеме на работу.
Таким образом, суть Болонского процесса состоит даже не столько в реформировании образования, сколько в реформировании рынка труда. И это может иметь большие политические последствия. В частности, резко изменится ситуация с нынешними европейскими диаспорами. Если мигрант будет владеть языком страны, в которой он проживает, и будет иметь конвертируемый диплом, работодатель легко предпочтет его местному жителю, поскольку у него могут быть более скромные запросы. В сущности, это стимулирует развитие национальных образовательных ресурсов и рынков труда, ведь нам придется, наконец, более активно создавать у себя условия, препятствующие оттоку мозгов. Кроме того, с введением в действие «болонских условий» найма на работу скорее всего начнется приток студентов из стран третьего мира в Россию - это тоже вызовет целый спектр последствий, в том числе, позволит увеличить доход российских вузов.
Идея двухступенчатого высшего образования в России вызывает очень много вопросов, ведь наш рынок труда традиционно рассчитан на одноступенчатую систему. Действительно, так до сих пор устроено наше трудовое законодательство, потому-то переход к двухступенчатой системе чаще всего ассоциируется сломкой традиций отечественной высшей школы.
Дело в том, что в 1992 г. система бакалавриата вводилась у нас во многом по американскому образцу. В США степень бакалавра традиционно предполагает общее, неспециализированное образование. Бакалавриат ликвидирует пробелы школы, после чего студент продолжает свое обучение уже в соответствии с выбранной специальностью. У нас соотношение средней и высшей школы совсем иное. И потому произвольно придуманные в начале 90-х различия в подготовке специалиста и магистра объективно снижали качество образования. Чтобы из обычного пятилетнего учебного плана, рассчитанного на подготовку специалиста, скроить четырехлетний бакалавриат, нужно было изъять из него специальные, профильные курсы, а значит, искусственно задержать развитие студента на четыре года, отсрочить выбор профессии. Неудивительно, что эта попытка «американизации» вызвала негодование тех, кто дорожил традициями нашей высшей школы.
Американская и отечественная системы высшего образования имеют свои достоинства и свои недостатки. Наша давала некий базовый мини-
мум, предусмотренный Госстандартом, но очень часто та же система жесткой стандартизации мешала лучшим студентам взять от университета максимум необходимого. В Америке наоборот -никаких гарантий для основной массы учащихся, но при этом лучшие студенты в условиях гибкой системы самостоятельного выбора учебных курсов добиваются успеха технологически более простым способом.
Нынешняя европейская модель высшей школы актуальна для развитых стран Запада именно потому, что там достаточно высок уровень базовой школьной подготовки. В этом Европа нам, безусловно, ближе, чем Америка. Однако в чистом виде для нас неприменимы обе системы. Только проблема еще и в том, что в других странах мира вообще слабо представляют, что входит в понятие такой квалификации, как «специалист». Это приводит к тому, что заведомо при конкретном отборе кандидата на трудоустройство как за рубежом, так и в совместных смешанных фирмах, иностранных представительствах и филиалах в России возникают искусственные препятствия для наших талантливых выпускников и снижается их конкурентоспособность, хотя по уровню профессиональной подготовки они часто превосходят оппонентов из других стран-конкурентов.
Европейская система высшего образования для нас предпочтительней, чем американская и в следующем аспекте. Так, в США обучение в бакалавриате составляет в среднем четыре года, а затем, как правило, через несколько лет работы студенты продолжают в течение двух лет обучение в магистратуре. В Европе традиционно учеба в бакалавриате длится четыре года (или 3,5 года), а в магистратуре - один год (или 1,5 года), что ближе по срокам к нашей российской пятилетней системе подготовки специалистов.
Итак, адаптацию к мировым требованиям организации системы высшего образования необходимо начать с изучения национальных систем ведущих западных стран, являющихся мировыми лидерами в области науки и экономики.
В данной связи хотелось бы акцентировать внимание на существующей в Европе системе взаимозачета кредитов. Под кредитной системой в европейском образовании понимают систему формальной оценки количества и качества знаний, передаваемых обучаемым, при которой стандартная учебная нагрузка в единицу академического времени (семестр или учебный год) оцени-
вается численным показателем - суммой кредитов, получаемой суммированием кредитных показателей отдельных видов учебной работы, входящих в учебную программу данного семестра или учебного года. Таким образом, каждый студент при условии успешного завершения учебного курса получает определенное количество кредитов, совокупность которых по окончании обучения является основанием для присуждения ему степени или присвоения квалификации. Кредит - условная мера учета трудоемкости той или иной дисциплины.
В большинстве современных кредитных систем нет прямого соответствия между кредитом и аудиторной работой, что связано с возросшей ролью других форм учебной нагрузки, в том числе, самостоятельной работы студента. Следовательно, под кредитом следует понимать безразмерную единицу формальной оценки объема учебной нагрузки.
Европейская система зачетных единиц (кредитов) - European Credit Transfer System (ECTS) разработана в рамках проекта ЮНЕСКО/Совета Европы. Данная система рекомендует оценивать суммарную трудоемкость дисциплин одного учебного года в 60 кредитов. Для получения первых степеней должна быть выполнена учебная работа, оцениваемая в 240 кредитов ECTS, при последующем получении степени магистра необходимо выполнить учебную работу, которая оценивается в 60 кредитов.
Большинство европейских вузов берут за основу European Credit Transfer System, вносят некоторые изменения и модифицируют ее, сохраняя основные принципы ее функционирования. При этом многие европейские вузы разрабатывают свои собственные системы кредитов. В российских вузах чаще используется термин «зачетная единица» как синоним понятия «кредит» применительно к образованию.
Европейская система зачетных единиц (кредитов) - ECTS основана на следующих основных позициях:
1. Зачетная единица - не абсолютная, а относительная величина; она измеряет нагрузку студента относительно общей годовой нагрузки в данном вузе; при этом сохраняется разница в трудоемкости образовательных программ разных вузов.
2. Зачетная единица включает все виды работы по дисциплине: аудиторную работу, самостоятельную работу, экзамены, курсовые работы и
т.д.; вуз вправе решать сам, как в конфетной образовательной программе соотносятся аудиторная и самостоятельная работа, при общей тенденции к сокращению объема аудиторной нагрузки и увеличению доли самостоятельной работы в подготовке специалистов с высшим образованием.
3. Зачетные единицы по дисциплине получают только те студенты, которые успешно сдали данный предмет; если студент прослушал данный курс, но не смог пройти итоговый контроль в установленной форме, он не получает зачетные единицы по данной дисциплине; зачетные единицы можно получить по дисциплинам, пройденным на различных учебных курсах, если уровень этих дисциплин соответствует уровню высшего образования.
4. Каждый вуз, участвующий в этой системе, обязан выполнить ряд требований:
- описать все дисциплины своей программы в зачетных единицах;
- определить основные разделы своей программы и их вес в зачетных единицах;
- описать свою систему оценок;
- признавать программы, пройденные его студентами в других вузах, если они сопоставимы по разделам и зачетным единицам.
По мнению специалистов Государственного университета - Высшей школы экономики для российской системы высшего образования наиболее подходящей является кредитная система, используемая в ряде высших учебных заведений Голландии и Швеции, в частности в Роттердамском и Стокгольском университетах.
В основе этой системы лежит принцип - за один кредит принимается трудоемкость учебной недели студента. В Голландии и Швеции - это 40 часов, т. е. при продолжительности учебного года в 40 недель студент должен выполнить нагрузку, соответствующую 40 кредитам.
Ряд российских вузов приступил к созданию собственной системы кредитов, сохраняя основные принципы системы European Credit Transfer System (ECTS). Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах регламентируется письмом Министерства образования России от 28 ноября 2002 г. N° 14-52-988 ин/13.
Ведение системы зачетных единиц (кредитов) является важным направлением реформирования системы высшего профессионального образования в соответствии с принципами Болонского процесса.
Я. И. Тульчинская
РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ПЛАТЫ ЗА МОЩНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ РОССИИ
Одной из важнейших составляющих реформы электроэнергетики является разработка и внедрение качественно новой системы взаимоотношений между субъектами отрасли - создание и развитие конкурентного рынка электроэнергии и мощности.
Изменения в регулировании сектора электроэнергетики по всему миру изменили традиционные подходы к вопросам надежности. В вертикально-интегрированной коммунальной системе при регулируемой стоимости услуги, надежность достигалась за счет централизованного планирования коммунальной сферы на всех уровнях: генерация, передача и распределение. В рыночных условиях, когда инвестиционные решения децентрализованы, новые методы регулирования должны обеспечить соответствующие экономичес-
кие стимулы для каждого вида деятельности, с тем чтобы качество электроснабжения сохранялось на социально оптимальном уровне.
Появились вопросы, может ли конкурентный электроэнергетический рынок привести к стабильному, эффективному состоянию сектора энергетики. Опыт показывает, что обычно электроэнергетические рынки оцениваются не только по стабильности экономических показателей, но и по ожидаемым государственными структурами и потребителями тарифам, балансовой надежности мощностей генерации и ценам. В некоторых случаях электроэнергетические рынки были оценены как «плохие» либо из-за волатильности цен или ценовых всплесков на электроэнергию, либо из-за недостатка мощности генерации без учета начальных условий, либо внешних факторов, явившихся