Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОСВОЕНИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В СОЕДИНЕНИЯХ, ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СИСТЕМА ОСВОЕНИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В СОЕДИНЕНИЯХ, ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1015
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ОСВОЕНИЕ / СИСТЕМА ОСВОЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ОСВОЕНИЯ / ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ / БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Алексей Петрович, Шлык Юрий Францевич

Рассмотрены проблемные вопросы освоения современных и перспективных образцов вооружения и военной техники (ВВТ). Выявлены противоречия между объективной необходимостью перехода на новое качество освоения ВВТ, повышения эффективности ее боевого применения и невозможностью такого перехода в существующей системе освоения ВВТ. Обоснованы некоторые направления развития и совершенствования системы освоения ВВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанов Алексей Петрович, Шлык Юрий Францевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF MASTERING ARMAMENTS AND MILITARY EQUIPMENT IN FORMATIONS, MILITARY UNITS AND ORGANIZATIONS OF THE RF DEFENSE MINISTRY

The paper examines problem issues of mastering modern and advanced armaments assets and military equipment (AME). It discovers contradictions between the objective need to move on to new standards of AME mastering and improved efficiency of their combat employment, and the fact that this kind of transition is ruled out in the existing system of AME mastering. It substantiates some development and improvement trends in the AME mastering system.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОСВОЕНИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В СОЕДИНЕНИЯХ, ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Система освоения вооружения и военной техники в соединениях, воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации

Полковник А.П. СТЕПАНОВ, кандидат военных наук

Полковник в отставке Ю.Ф. ШЛЫК, доктор военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрены проблемные вопросы освоения современных и перспективных образцов вооружения и военной техники (ВВТ). Выявлены противоречия между объективной необходимостью перехода на новое качество освоения ВВТ, повышения эффективности ее боевого применения и невозможностью такого перехода в существующей системе освоения ВВТ. Обоснованы некоторые направления развития и совершенствования системы освоения ВВТ.

The paper examines problem issues of mastering modern and advanced armaments assets and military equipment (AME). It discovers contradictions between the objective need to move on to new standards of AME mastering and improved efficiency of their combat employment, and the fact that this kind of transition is ruled out in the existing system of AME mastering. It substantiates some development and improvement trends in the AME mastering system.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Вооружение и военная техника, освоение, система освоения, концепция освоения, перевооружение, боевая подготовка, обучение.

Armaments and military equipment, mastering, mastering system, mastering conception, rearmament, combat training, training.

В ХОДЕ выступления на расширенном заседании коллегии Минобороны России 21 декабря 2021 года Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путин отметил работу по масштабной модернизации российской армии и определил задачи, на которых необходимо сосредоточиться в 2022 году. В числе наиболее важных задач Президентом России были названы следующие: «...Первое. Необходимо продолжить плановое, сбалансированное оснащение войск современным вооружением и техникой, особое внимание уделять поставкам высокоточных комплексов, новейших систем разведки, навигации, связи и управления. Второе. Приоритетными задачами боевой и оперативной подготовки должно стать освоение современного оружия, а также новых форм и способов действий войск»1.

В настоящее время доля современных образцов вооружения и техники в войсках России составляет уже более 70 %, однако результаты контрольных проверок, учений, отзывов на выпускников военных училищ и учебных центров нередко свидетельствуют о наличии проблемных вопросов в освоении ВВТ.

Эти вопросы периодически обсуждаются и на страницах журнала «Военная Мысль». Так, например, в журнале опубликована статья «Реализация мероприятий по развитию системы освоения образцов бронетанкового вооружения и техники на период до 2025 года»2, в которой предлагаются мероприятия по развитию системы освоения образцов бронетанкового вооружения и техники (БТВТ). При этом при формировании общих требований к системе освоения БТВТ указанная система представлена авторами как совокупность обучаемых, обучающих и материально-технической базы при определенных внешних ограничениях и внутренних связях.

Вместе с тем, признавая актуальность, теоретическую и практическую значимость изложенных в статье рекомендаций, необходимо отметить, что положения действую-

щих нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих основные задачи и направления развития Вооруженных Сил, а также требования, изложенные в руководящих документах Министерства обороны, позволяют рассматривать освоение ВВТ в более широком плане. Так, в Военной доктрине Российской Федерации указывается: «...в строительстве и развитии ВС РФ, других войск и органов, Российская Федерация исходит из необходимости обеспечения их современными образцами вооружения, военной и специальной техники и их качественного освоения»3. В Наставлении по боевой подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации в качестве одной из задач боевой подготовки определяется: «. освоение новых (модернизированных) образцов ВВТ, привитие личному составу знаний, формирование у него умений и навыков ...»4. Кроме того, анализ содержания руководящих документов МО РФ показал, что термин «освоение ВВТ» употребляется в контексте отражения целей и задач обучения различных категорий военнослужащих; обязанностей должностных лиц по организации боевой подготовки; требований к подго-

товке отдельных категорий военнослужащих и граждан, находящихся в запасе5'6. Термином «освоение ВВТ» характеризуются и результаты подготовки военнослужащих по военно-учетным специальностям (ВУС) и изучения отдельных предметов боевой подготовки (учебных дисциплин в вузах) (рис. 1).

Выделение освоения ВВТ среди многих аспектов деятельности ВС РФ как обособленного явления обусловлено современной военно-политической обстановкой, а также все более усиливающимся проявлением законов вооруженной борьбы, выражающих связь этой борьбы с вооружением и личным составом.

Подтверждением вышеуказанного положения являются все войны и вооруженные конфликты современности, в которых решающее значение имело наличие у государства-победителя военно-технического превосходства, а также умение личного состава использовать потенциальные возможности имеющегося вооружения.

Учитывая актуальность исследования вопросов освоения вооружения и военной техники, необходимо отметить тот факт, что определение термина «освоение ВВТ» в указанных выше источниках существующей энциклопедической и научной литературы не дано.

Г

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Стратегические цели обороны страны — создание условий для мирного н динамичного социально-экономического развития РФ. обеспечение ее военной безопасности

Стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов

Совершенствование военной организации государства, форм и способов применения ВС РФ

Повышение МООНЛНЧ'1] ионной

готовности РФ

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РФ (ст. 38)

Обеспечение ВС РФ современным» образцами ВВТ и их качественное освоение

Повышение качества боевой, специальной и мобилизационной подготовки

г

Совершенствование систем военного образования н воспитания, подготовки кадров, военной науки

Г~

Совершенствование допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан (ДОСААФ России)

Заблаговременное создание запаса мобилизационных ресурсов

Вопросы освоения ВВТ в руководящих документах МО РФ

( ОСВОЕНИЕ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Приказ МО РФ от 2013 года № 760 «Оо утверждении Наставления по боевой подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации»,

Приказ МО РФ от 2014 года № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "От образовании в РФ"».

Приказ МО РФ егг 2013 года № 969 «Об утверждении Руководства по содержанию ВВТ общевойскового назначения, военно-технического имущества в ВС РФ».

Программы боевой подготовки подразделений Сухопутных войск.

Квалификационные требования к военнодрофессиснальной подготовке выпускников вуэев

Рис. 1. Вопросы освоения ВВТ в нормативных правовых актах РФ и руководящих документах МО РФ

В общем смысле понятие «освоение» трактуется как овладение чем-нибудь, научившись пользоваться, распоряжаться, сделать обычным, обиходным (усвоить, присвоить, сделать своим)7. Освоение — синоним понятия усвоение, применяемый в случаях, когда речь идет об усвоении деятельностных элементов содержания обучения (операций, действий, деятельностей)8.

Проведенные ранее исследования, а также семантический анализ понятий, определений и терминов, описывающих освоение ВВТ, позволили дать определение термину «Освое-

ние вооружения и военной техники». В настоящей статье под освоением ВВТ понимается совокупность научных, организационно-технических и учебно-методических мероприятий, обеспечивающих максимальную реализацию потенциальных возможностей, заложенных в конструкцию ВВТ, в ходе ее боевого применения.

При этом, исходя из требований нормативных правовых актов и руководящих документов МО РФ, освоение ВВТ позволительно рассматривать в ходе трех основных этапов, различных по своему содержанию (рис. 2).

ОСВОЕНИЕ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

1 этап В процессе разработки, внедрения н поставки на вооружение перспективных образцов ВВТ 4 Ч II этчш В ходе перевооружения соединений, воинских часIей, подразделений и организаций МО РФ на довременные образцы ВВТ А Ч III этап В рамках подготовки личною состава па новые для них образцы ВВТ в соединениях, воинских частях и организациях МО РФ

Рис. 2. Этапы освоения ВВТ

Далее рассмотрим наиболее массовый этап освоения ВВТ в ходе подготовки личного состава к освоению новых для него образцов вооружения и военной техники в соединениях, воинских частях и организациях МО РФ. Такое освоение осуществляется9'10:

• гражданами Российской Федерации в ходе их подготовки к военной службе в системе общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России);

• в процессе обучения по программам военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и программам военной подготовки офицеров, сержантов, старшин, солдат запаса (программы подготовки запаса) в военных учебных центрах при федеральных государственных

образовательных организациях высшего образования (ВУЦ);

• курсантами (офицерами) в военных образовательных организациях высшего образования МО РФ (далее вузах);

• солдатами и сержантами в учебных центрах (соединениях, воинских частях);

• солдатами, сержантами и офицерами в ходе боевой подготовки подразделений, воинских частей и соединений.

В интересах раскрытия процесса освоения ВВТ, определения организаций (учреждений), участвующих в этом освоении, исключения между ними искусственных разрывов, выработки рекомендаций по их развитию и совершенствованию, которые бы обеспечивали единство целей и подходов к функционированию их систем, преемственность и согласованность, указанные выше компоненты представлены в виде условной институциональной системы (рис. 3).

МИНИС'ПфСТНО

«росвсшспин РФ

Президент РФ — Верховный главнокомандующий ВС РФ

Министр обороны РФ

Заместители Министра обороны РФ

ГУК МО

ТОМУ ГШ

ГУ БП ВС РФ

сш

гув

ВС РФ

Заказчик подготовка — ГК СВ. ГАБТУ II т. д.

Ми пни ере I во муки II пыешего образованна РФ

¡-I

1

ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ, СТАРШИН, СЕРЖАНТОВ, СОЛДАТ ЗАПАСА В ВУЦ

ДОСААФ Риссии

Среднее профессиональное ойраюнанне

Среднее общее образование

ПОДГОТОВКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

^---------------------------------------|

ПОДГОТОВКА В ЗАПАСЕ ВС РФ

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ И ПРАПОРЩИКОВ

в вузах МО РФ

ПОДГОТОВКА МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ и СПЕЦИАЛИСТОВ

в учебных воннскнх частях

(центрах)

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЙСК

Мобили зацион-ный людском резерв

(граждане, заключившие

контракт о пребывании в резерве)

Мобн.'шзыцыонный ,иоде кой ресурс

Получившие военную подготовку

Не имеющие

военной подготовки

Результат — БОЕВАЯ и МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С

=>

Призыв граждан на военную службу

Поступление для подготовки в вуз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Завершение обучения и направление в войска

Е

шление на обучение по программам ДПО

Завершение обучения в ВУЦ, заключение контракта с МО РФ

..........■>

Зачисление в запас ВС РФ

Участие в мероприятиях оперативной, боевой, спец. и моб. подготовки

Рис. 3. Освоение вооружения и военной техники как институциональная система

Целью функционирования этой системы является достижение определенного результата — обеспечения боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил в части, касающейся способности личного состава к боевому применению штатных образцов ВВТ в соединениях и воинских частях.

Взаимная связь компонентов, представленных на рисунке 3, обусловлена необходимостью:

• обеспечения военной безопасности Российской Федерации в части, касающейся поддержания боевой и мобилизационной готовности ее Вооруженных Сил и подготовки мобилизационных людских ресурсов по вопросам освоения ВВТ;

• систематического восполнения некомплекта личного состава в ВС РФ, возникающего вследствие продвижения военнослужащих по службе и их увольнения в запас;

• получения гражданами Российской Федерации специальных знаний, умений и навыков по эксплуатации ВВТ как в мирное, так и в военное время.

Организационно-управленческое воздействие со стороны органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти и центральных органов военного управления призвано обеспечить согласованное функционирование, преемственность и развитие каждого из компонентов системы освоения ВВТ. Кроме того, это воздействие обеспечивает системе освоения ВВТ связь с внешней средой.

Рассматривая освоение ВВТ как институциональную систему, необходимо отметить, что наиболее массово это освоение личным составом осуществляется в ходе подготовки военнослужащих в системе боевой подготовки войск.

В наставлении по боевой подготовке определены задачи боевой под-

готовки, некоторые из которых решаются в целях освоения ВВТ, это:

• подготовка военнослужащих к выполнению боевых (специальных) задач и умелому применению штатного ВВТ, самостоятельно, в составе экипажей, расчетов, подразделений;

• слаживание экипажей, расчетов, подразделений;

• совершенствование полевой выучки;

• освоение новых (модернизированных) образцов ВВТ, привитие личному составу знаний, формирование у него умений и навыков в проведении их технического обслуживания и поддержании их в готовности к боевому применению.

Компоненты, перечисленные ниже, по отношению к боевой подготовке войск являются обеспечивающими.

Например, качество выполнения задач боевой подготовки в рамках освоения ВВТ зависит от уровня профессиональной и методической подготовленности офицеров (прапорщиков) — организаторов боевой подготовки. В рамках функционирования системы подготовки офицеров и прапорщиков ежегодно более двенадцати тысяч граждан РФ призывного возраста приступают к обучению в вузах МО РФ, в которых у курсантов формируются компетенции, необходимые для выполнения должностных обязанностей по организации повседневной деятельности подчиненных подразделений, в том числе и по организации освоения ВВТ.

Подготовка младших командиров и специалистов для общевойсковых соединений и воинских частей осуществляется по соответствующим программам в учебных центрах (воинских частях, соединениях). Ежегодно более семидесяти тысяч курсантов — выпускников учебных центров прибывают в линейные подразделения для прохождения военной службы.

В качестве одного из компонентов граждан к военной службе, которая системы освоения ВВТ рассматрива- включает обязательную и доброволь-ется допризывная подготовка ную подготовку (рис. 4).

Рис. 4. Структура допризывной подготовки граждан к военной службе

Качество допризывной подготовки оказывает самое непосредственное влияние на подготовленность граждан, призываемых для прохож-

дения военной службы, количество которых составляет более 25 % от общей численности Вооруженных Сил РФ (табл. 1).

Таблица 1

Количество граждан, подлежавших призыву в последнее десятилетие (тыс. чел.)

Год призыва

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Весенний призыв 270,6 218,7 155,5 153,2 154,0 150,1 155,0 142,0 128,0 135,0 135,0

Осенний призыв 278,8 135,8 140,1 150,0 154,1 147,1 152,0 134,0 132,5 132,0 128,0

В ДОСААФ России осуществляется подготовка граждан по военно-учетным специальностям (ВУС), после которой они непосредственно направляются в войска и без дополнительной специальной подготовки выполняют обязанности в боевых подразделениях общевойсковых соединений и воинских частей на должностях, обеспечивающих бое-

вую способность. В настоящее время возможности ДОСААФ России позволяют осуществлять подготовку 60 тысяч человек по двадцати ВУС11.

Важное значение в обеспечении боевой и мобилизационной готовности ВС РФ в части, касающейся накопления подготовленных мобилизационных людских ресурсов, имеет обучение граждан в ВУЦ по програм-

мам военной подготовки офицеров, сержантов, старшин и солдат запаса. Кроме того, в ВУЦ осуществляется обучение по программам военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами. Граждане, успешно завершившие указанную подготовку, заключают контракт с МО РФ и в ходе своей последующей служебной деятельности организуют освоение вооружения и военной техники в подчиненных подразделениях.

Перечисленные выше факты позволяют рассматривать допризывную подготовку граждан к военной службе в качестве неотъемлемой части системы освоения ВВТ.

Включение в институциональную систему освоения ВВТ такого компонента, как «Подготовка в запасе ВС РФ», обусловлено военной политикой Российской Федерации, оперативным вскрытием новых угроз национальной безопасности, а также необходимостью выполнения задач строительства и развития ВС РФ, определенных в нормативных правовых документах РФ12,13.

Представленный выше анализ актуализирует потребность в подготовке и поддержании мобилизационных людских ресурсов в готовности к вы-

полнению задач по предназначению в условиях «современной войны».

Необходимо отметить, что в данном направлении сделано уже немало. Внесены изменения в нормативные правовые акты РФ14,15, в том числе в федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», издан ряд приказов Министра обороны РФ. Однако реальное положение дел, характеризующее состояние подготовки мобилизационных людских ресурсов, свидетельствует о необходимости дальнейшего поиска рациональных форм и способов совершенствования данного направления деятельности ВС РФ в интересах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Применительно к деятельности конкретной организации освоение вооружения и военной техники в ходе обучения в вузах МО РФ и ВУЦ при гражданских вузах, в ходе боевой подготовки войск, подготовки в учебных центрах (воинских частях, соединениях) и в ДОСААФ России представляет собой дидактическую систему и функционирует в интересах достижения целей обучения (освоения ВВТ). Анализ научной литературы16,17 позволил составить обобщенную схему дидактической системы, применимую к каждому из компонентов системы освоения ВВТ (рис. 5).

Рис. 5. Дидактическая система освоения ВВТ

Целью функционирования дидактической системы освоения ВВТ является формирование у обучающихся (подразделений) способности обеспечить максимальную реализацию потенциальных возможностей, заложенных в конструкцию ВВТ, в ходе ее боевого применения в составе боевой системы (подразделения). При этом в каждом из компонентов системы освоения ВВТ, в зависимости от категории обучающихся, цели будут различны.

С о д ер ж а ни е подготовки в ходе освоения ВВТ представляет собой

совокупность дидактических единиц, овладение которыми позволяет обеспечить максимальную реализацию потенциальных возможностей, заложенных в конструкцию ВВТ.

Специфика деятельности ВС РФ и их организационная структура обусловливают тот факт, что содержание освоения ВВТ в зависимости от категории военнослужащих будет разным (табл. 2). В полной мере указанное выше определение соответствует содержанию освоения ВВТ солдатом (механиком-водителем, наводчиком-оператором).

Таблица 2

Содержание подготовки в ходе освоения ВВТ для различных категорий военнослужащих

Категория военнослужащих Содержание освоения ВВТ

Солдат Требования программы обучения (программы боевой подготовки)

Командир отделения (танка, расчета) Требования программы обучения (программы боевой подготовки); методика обучения личного состава, слаживания экипажа в части, касающейся освоения ВВТ; руководство экипажем в ходе боевого применения ВВТ

Командир взвода (роты) Требования программы обучения (программы боевой подготовки); методика обучения личного состава, слаживания экипажа в части, касающейся освоения ВВТ; руководство экипажем в ходе боевого применения ВВТ; организация освоения ВВТ

При подготовке командиров в качестве одного из элементов содержания обучения необходимо рассматривать методику обучения личного состава и слаживания подчиненного подразделения в части, касающейся освоения ВВТ. Командир должен обладать способностью обеспечить освоение ВВТ своими подчиненными и руководить подразделением (экипажем, взводом, ротой) в ходе боевого применения ВВТ.

Командир взвода (роты), кроме того, должен быть способен организовывать освоение ВВТ в подчиненном подразделении.

Содержание освоения реализуется в вузах МО РФ и ВУЦ посредством изучения определенных учебных дисциплин; в линейных подразделениях общевойсковых соединений и воинских частей, а также в учебных центрах в рамках изучения предме-

тов обучения соответствующих программ боевой подготовки; в ДОСААФ России изучением соответствующих учебных предметов специального и профессионального циклов.

Организация освоения ВВТ может рассматриваться в двух значениях. Во-первых, как деятельность

командования по реализации основных функций управления процессом освоения ВВТ (рис. 6) и, во-вторых, как строение процесса обучения в каждом из компонентов системы освоения ВВТ, взаимосвязь их элементов, а также последовательность обучения.

Рис. 6. Реализация основных функций управления процессом освоения ВВТ

Методика освоения ВВТ представляет собой совокупность форм и методов обучения военнослужащих, слаживания подразделений (воинских частей) и их органов управления в рамках боевой подготовки, видов учебных занятий в вузах и ВУЦ, учебных центрах и ДОСААФ России, применяемых в целях выполнения задач освоения ВВТ.

Материально-технической стороной освоения ВВТ являются средства обучения, представляю-

щие собой совокупность зданий, сооружений, материальных и технических средств, используемых для обучения личного состава, обеспечения мероприятий оперативной и боевой подготовки войск (сил) и вузов, войсковых испытаний и проведения военно-научных исследований, которые в военной терминологии объединяются понятием «учебно-материальная база» (УМБ). На рисунке 7 представлены основные элементы УМБ.

Учебно-материальная база освоения ВВТ

1 1 1 1

ВВТ, состоящие на вооружении ВС РФ и подлежащие изучению (освоению) Учебно-лабораторная база Тренажерная база Полевая учебная база

База для выполнения База для База и средства Объекты обеспечения

научных исследований общевоенной информационного образовательного

подготовки обеспечения процесса

Рис. 7. Основные элементы учебно-материальной базы

До тех пор, пока новые средства вооруженной борьбы — вооружение и военная техника, не освоены личным составом, экипажами боевых машин, подразделениями в целом, они

представляют собой всего лишь груды металла. А новые способы вооруженной борьбы, основанные на применении этих средств, останутся «на бумаге». Освоение вооружения и военной техники представляет собой

дидактическую систему и функционирует в интересах достижения целей обучения (освоения ВВТ).

Содержание, организация, методика и учебно-материальная база в рамках функционирования дидактической системы представляют собой определенный инструмент, при помощи которого субъект воздействует на объект системы.

В качестве субъекта дидактической системы представлена совокупность органов управления, должностных лиц, осуществляющих руководство освоением ВВТ, проведением его мероприятий и их обеспечением, а также лиц, организующих работу обучающих в каждом из компонентов системы освоения ВВТ.

Объектом освоения ВВТ в рамках дидактической системы будут известные категории обучаемых, это командиры, курсанты и солдаты, объединенные в подразделения (экипаж, взвод, рота). При этом если в рамках образовательной деятельности вузов и подготовки в учебных центрах курсанты-командиры будут в качестве обучающихся объектом указанных систем, то в рамках боевой подготовки после окончания учебных заведе-

ний они выступят в качестве руководителей обучения (освоения ВВТ).

Результат освоения ВВТ представляет собой определенный показатель, характеризующий степень достижения цели системы. Результат, как правило, характеризуется двумя параметрами — объемом и уровнем. Объем результата выражается совокупностью знаний, действий, приемов, боевых задач в части, касающейся боевого применения ВВТ, содержащихся в программах боевой подготовки войск, учебных программах вузов, которые освоили военнослужащие, а также подразделения в целом.

Уровень результата представляет собой степень освоения этих приемов, действий и боевых задач (результаты стрельб, вождения, выполнения нормативов, эффективность проводимых мероприятий и т. д.).

Функционирование дидактической системы в каждом из компонентов обеспечивает достижение целей обучения — освоение ВВТ на каком-то определенном уровне подготовки (допризывная подготовка; подготовка младших командиров и специалистов, подготовка офицеров или подготовка войск).

Совокупный результат функционирования дидактических систем, в свою очередь, обеспечивает достижение цели институциональной системы освоения ВВТ в рамках подготовки личного состава на новые для них образцы ВВТ в соединениях, воинских частях и организациях МО РФ — боевую и мобилизационную готовность ВС РФ в части, касающейся подготовки личного состава к боевому применению ВВТ.

Такими образом, выделение освоения современных и перспективных образцов вооружения и военной техники среди многих аспектов деятельности ВС РФ как обособленного явления, определение основных этапов

Система освоения современных и перспективных образцов вооружения и военной техники представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность и единство, функционирующую в целях эффективной подготовки личного состава, экипажей боевых машин, подразделений,

воинских частей и соединений в целом, к боевому применению современных образцов вооружения и военной

техники, поступающих на оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, и максимальной реализации потенциальных возможностей этой техники, заложенных в ее конструкцию.

освоения ВВТ, раскрытие системы освоения ВВТ в рамках подготовки личного состава в соединениях, воинских частях и организациях МО РФ позволило определить основные направления развития и совершенствования данной системы в современных условиях, которые бы обеспечивали единство целей и подходов, преемственность и согласованность сложных процессов. Такими направлениями являются:

1. Разработка Концепции освоения современных и перспективных образцов вооружения и военной техники (Концепция), включающей:

• обоснование потребности в освоении новой техники как задачи, имеющей важное военно-политическое и экономическое значение;

• определение эффективности освоения ВВТ в существующей системе, исследование тенденций данного процесса, прогнозирование развития потребности в разработке и освоении перспективных и современных образцов ВВТ;

• исследование закономерностей, формулирование принципов, определение и обоснование требований к освоению современных и перспективных образцов вооружения и военной техники;

• разработку методологии освоения новой техники. Оценку эффективности разработанных методик;

• формулирование и обоснование вероятностных характеристик реализации данной Концепции.

2. С учетом положений разработанной Концепции:

• выработку рекомендаций органам военного управления, предприятиям военно-промышленного комплекса, научно-исследовательским организациям МО РФ по освоению перспективных образцов ВВТ на этапе их проектирования, разработки, внедрения и поставки на вооружение соединений, воинских частей и организаций МО РФ;

• выработку рекомендаций органам военного управления, командирам соединений, воинских частей и подразделений, руководителям организаций МО РФ по освоению ВВТ в ходе перевооружения соединений, воинских частей, подразделений и организаций МО РФ на современные образцы ВВТ;

• разработку и обоснование конкретных предложений по совершенствованию подготовки специалистов, участвующих в освоении современных и перспективных образцов вооружения и военной техники.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Расширенное заседание коллегии Минобороны URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/64684 (дата обращения: 15.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Военная Мысль. 2020. № 6. С. 131—135.

3 Военная доктрина Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации 25 декабря 2014 года № Пр-2976. Приложение к «Российской газете» от 30 декабря 2014 года. С. 5—22.

4 Наставление по боевой подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации. (Утверждено и введено в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 2013 года № 760.)

5 Программы боевой подготовки учебных подразделений Сухопутных войск. Кн. 1—6 (утверждены и введены в действие с 2015 года главнокомандующим Сухопутными войсками).

6 Руководство по содержанию вооружения и военной техники общевойскового назначения, военно-технического имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации. (Введено в действие приказом Министра обороны РФ № 969 от 28 декабря 2013 года.)

7 Ожегов С.И. СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. Около 57000 слов. Издание 11-е, стереотип / под ред. д-ра филолог. наук проф. Н.Ю. Шведовой. М.: «Русский язык», 1975. С. 420.

8 Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 224 с.

9 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 18.03.2020 г. № 64-ФЗ). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 04.03.2021).

10 Приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 г. № 670 «О мерах по реализа-

ции отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

11 Из доклада председателя ДОСААФ России А.П. Колмакова на V Съезде ДОСААФ России. URL: http://vestidosaaf. ru/2019/12/20/15897/ (дата обращения: 04.03.2021).

12 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/71296054/ (дата обращения: 04.03.2021).

13 Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России Владимир Путин принял участие в расширенном заседании Коллегии Минобороны. URL: https://function.mil.ru/news_page/ country/ more.htm?id= 12331191 @egNews (дата обращения: 04.03.2021).

14 Постановление Правительства РФ от 29.05.2006 г. № 333 (ред. от 28.10.2013) «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» (вместе с «Положением о проведении военных сборов»). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_60638/ (дата обращения: 11.03.2021).

15 Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2015 года № 933 «Об утверждении Положения о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве». URL: https://base.garant.ru/71178534/#friends (дата обращения: 04.03.2021).

16 Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 608 с., ил. Т. 2 М-Я. 1993. ISBN 5-85270114-9.

17 Шлык Ю.Ф., Степанов А.П. Проблемные вопросы освоения вооружения, военной и специальной техники, поступающей на оснащение подразделений общевойсковых соединений и воинских частей // Вестник Академии военных наук. 2020. № 2 (71). С. 75—83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.