Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СЕРЖАНТОВ.'

НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СЕРЖАНТОВ. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СЕРЖАНТОВ / СИСТЕМА ОТБОРА И ПОДГОТОВКИ / ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СЕРЖАНТОВ / ШКОЛА СЕРЖАНТОВ / INSTITUTE OF PROFESSIONAL SERGEANTS / SYSTEM OF SELECTION AND TRAINING / TRAINING CENTRE FOR SERGEANTS / SERGEANTS' SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леоновец Георгий Владимирович

Изложены основные направления создания эффективной системы отбора, подготовки и прохождения службы профессиональными сержантами Вооруженных Сил РФ, раскрывается их содержание и этапы выполнения комплекса соответствующих мероприятий.The basic directions of an effective system of selection, training and military service of professional noncommissioned officers of the Armed Forces, their content and stages of implementation of a series of relevant activities are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СЕРЖАНТОВ.»

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Некоторые концептуальные подходы к созданию института профессиональных сержантов

Полковник Г.В. ЛЕОНОВЕЦ

ЛЕОНОВЕЦ Георгий Владимирович, родился 22 августа 1958 года в селе Хочин Ровенской области. Окончил Ростовское ВВКИУ имени главного маршала артиллерии М.И. Неделина (1982), Военную академию РВСН имени Петра Великого (2003).Службу проходил в Ракетных войсках стратегического назначения на должностях инженера отделения, начальника отделения, заместителя командира группы подготовки и пуска, начальника штаба и командира ракетного дивизиона, заместителя командира, начальника штаба и командира ракетного полка ПГРК «Тополь». С августа 2004 года — заместитель начальника отдела управления боевой подготовки РВСН.

АННОТАЦИЯ. Изложены основные направления создания эффективной системы отбора, подготовки и прохождения службы профессиональными сержантами Вооруженных Сил РФ, раскрывается их содержание и этапы выполнения комплекса соответствующих мероприятий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: институт профессиональных сержантов, система отбора и подготовки, центр подготовки сержантов, школа сержантов.

SUMMARY. The basic directions of an effective system of selection, training and military service of professional noncommissioned officers of the Armed Forces, their content and stages of implementation of a series of relevant activities are revealed.

KEYWORDS: institute of professional sergeants, system of selection and training, training centre for sergeants, sergeants' school.

МЛАДШИЕ командиры всегда играли важную роль в обучении и воспитании подчиненного личного состава, поддержании боевой готовности вверенных им подразделений. На современном этапе развития Вооруженных Сил РФ их значение еще более возрастает, что обусловлено следующими основными факторами:

необходимостью повышения уровня боевой готовности и боеспособности подразделений, частей и соединений;

усложнением средств вооруженной борьбы, оснащением подразделений высокотехнологичными образцами вооружения и военной техники;

пересмотром взглядов на характер и способы ведения боевых действий, предполагающим возрастание роли мелких подразделений в достижении целей современной общевойсковой операции (боя);

переходом на контрактную систему комплектования соединений постоянной готовности личным составом;

сокращением продолжительности службы по призыву до одного года; значительным сокращением с 2009 года офицерских должностей и упразднением института прапорщиков;

реализацией Федеральной целевой программы по комплектованию до 2016 года должностей сержантов военнослужащими по контракту;

необходимостью устранения противоречия между требуемым высоким уровнем профессионализма сержантов и несовершенством системы их отбора, подготовки и прохождения службы.

К сожалению, существующий в настоящее время корпус сержантов и старшин является наиболее слабым командным звеном в ВС РФ и в целом не соответствует своему предназначению. Абсолютное большинство сержантов не пользуются авторитетом среди подчиненных, поскольку по своему жизненному опыту и знанию военного дела практически ничем не отличаются от рядовых. К тому же, как показали результаты итоговых и контрольных проверок войск, проведенных комплексными группами главнокомандующих (командующих) видами (родами) ВС в 2007—2009 годах, наметилась устойчивая тенденция к снижению уровня профессионального мастерства младших командиров. В итоге их способность качественно обучать подчиненных и управлять ими в боевой обстановке и в повседневной деятельности на сегодняшний день снизилась до непозволительно низкого уровня. Соответственно это привело к возрастанию нагрузки на офицеров взводного, ротного и батальонного звена, которые вынуждены их постоянно контролировать и подменять.

Главной причиной такого положения дел является, на наш взгляд, несовершенство системы отбора, подготовки и прохождения службы сержантским составом. Нельзя считать эффективным подход, когда молодой призывник сразу же, без тщательной проверки лидерских, деловых и морально-психологических качеств, а иногда и вопреки его желанию, направляется в учебный центр, где в течение довольно непродолжительного периода (5,5 месяца) должен пройти курс одиночной подготовки военнослужащего, причем практически по всем имеющимся в отделении (расчете, экипаже) специальностям, и одновременно приобрести командирские навыки по управлению подразделением в различных видах боя, обучению и воспитанию подчиненных. При этом в ходе их подготовки нередко допускаются срывы занятий, имеет место формализм в организации учебного процесса и оценке уровня обучен-ности курсантов, не всегда учитывается их образовательный уровень, отсутствуют действенные стимулы к качественному усвоению необходимых знаний, умений и навыков. Негативное влияние на прохождение

службы младшими командирами оказывает и тот фактор, что руководящими документами недостаточно четко определен круг обязанностей сержантов, за выполнение которых они несли бы полную ответственность, когда никто не имел бы права подменять их в данных вопросах.

Все это требует новых подходов к формированию института профессиональных сержантов, созданию эффективной системы их отбора, подготовки и прохождения службы в целях комплектования соединений и частей ВС РФ хорошо обученными младшими командирами и специалистами-профессионалами первого уровня управления, имеющими мотивацию к самосовершенствованию и продвижению по службе. Начинать это непростое дело следует, на наш взгляд, с определения общих требований к профессиональным сержантам.

Как показывает анализ отечественного и зарубежного опыта, сержант должен иметь необходимые теоретические знания, быть искусным в практической работе и ревностно относиться к военной службе, т. е. обладать набором соответствующих компетенции знаний, умений и навыков. Достигается это путем реализации в процессе отбора и подготовки младших командиров следующих основных принципов: мотивации (заинтересованности), целенаправленности (рациональности), практики, реализма, опоры на опыт обучаемого, значимости. Для успешного управления подразделением профессиональный сержант должен соответствовать определенным требованиям идейно-нравственного, военно-профессионального и личностного характера (табл. 1).

Таблица 1

Требования к профессиональным сержантам

Идейно-нравственные Военно-профессиональные Личностные

Патриотизм, приверженность национальной идее Знания и умения в военном деле Наличие аналитического ума и развитого мышления, воли и настойчивости в решении задач

Государственный подход в деятельности Глубокое знание тактики Наличие организаторских способностей, умение влиять на подчиненных

Высокая нравственность Знание вооружения и военной техники Наличие развитого чувства долга и работоспособности

Умение формировать и сплачивать коллектив Наличие управленческих, методических и педагогических навыков, владение современными методами управления Умение работать в коллективе

Наличие социологических навыков Наличие научного подхода и непрерывное пополнение своих знаний Высокая культура речи, умение излагать свои мысли точно и кратко

Конечно, подобные требования к сержантам существовали и ранее, но современные реалии наполняют их новым содержанием. Так, патриотизм, приверженность национальной идее, высокая нравственность требуют от сержанта преданности Российскому государству и его многонациональному народу, верности традициям русского воинства (мужество, героизм, стойкость в бою), воспитания подчиненных на личном примере. Но поскольку в ВС РФ сейчас могут проходить службу граждане иностранных государств, патриотизм следует рассматривать в том числе как верность своему подразделению, воинской части и в целом Вооруженным Силам РФ. Приверженность национальной идее

не должна противоречить основным принципам развития России как многонационального государства, толерантности ко всем религиозным конфессиям страны. Наличие высокой нравственности дополняется таким содержанием, как готовность к безусловному выполнению требований заключенного контракта.

В связи с планируемым назначением сержантов на должности ранее замещаемые офицерами и прапорщиками (начальник службы, командир взвода, начальник смены, старшина подразделения и др.), их ответственность за качество исполнения должностных обязанностей существенно возрастает. Соответственно, такие требования, как государственный подход к деятельности, наличие социологических навыков, глубокое знание тактики, ответственность за порученное дело и высокая работоспособность, умение работать в коллективе, высокая культура речи для сержантского состава являются новыми, а умение формировать и сплачивать воинский коллектив, владение современными методами управления, способность точно и кратко излагать свои мысли наполняются иным содержанием. Все это требует других подходов к подготовке сержантского состава в структурных учебных подразделениях и при прохождении дальнейшей службы в воинских частях. Кроме того, как свидетельствует опыт иностранных армий, для успешной реализации профессиональных качеств сержант должен развиваться и в личном (социальном) плане, что считается своего рода взаимной гарантией армии и личности и в конечном счете вызывает у младшего командира стремление качественно и инициативно выполнять все стоящие перед ним задачи.

Создание института профессиональных сержантов определено концеп-

туальными документами по военному строительству в качестве одного из приоритетных направлений совершенствования военной организации го-

1 Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ. М.: ГроссМедиа, 2006. С. 7

сударства. Президент Российской Федерации также позиционирует это направление как важную национальную задачу, от решения которой зависит обороноспособность государства. Например, в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года он по этому поводу говорил: «Для уверенного, спокойного решения вопросов мирной жизни мы должны найти убедительные ответы на угрозы в сфере национальной безопасности. Вот почему вопрос модернизации Российской армии является сейчас крайне важным, и он реально волнует российское общество. Объективно возникает необходимость после перевода воинских частей постоянной боевой готовности на контракт разработать и начать осуществление программы комплектования на этих же принципах должностей сержантов, старшин, а также экипажей кораблей»1.

Институт профессиональных сержантов представляет собой неотъемлемую часть военной организации РФ, объединяющую в себе взаимосвязанные системы отбора, подготовки (переподготовки, повышения квалификации) и прохождения службы сержантским составом, функционирующие на основе положений и требований законов и других нормативно-правовых актов РФ (рис. 1).

Рис. 1. Институт профессиональных сержантов ВС РФ

В целях исключения «декларативного, лозунгового» подхода должностных лиц и органов военного управления всех уровней к проблеме подготовки и деятельности сержантов, получения своевременной и объективной информации о реальном положении дел «снизу—вверх», проведения «сверху—вниз» без искажения идеологии создания и функционирования самого института профессиональных сержантов целесообразно, на наш взгляд, в минимально короткие сроки ввести должности помощников командиров по работе с сержантами (от роты до управления дивизии) и главных сержантов (от управления армии и выше), которые будут непосредственно подчинены командирам подразделений, частей

I в к ы и сержант 1-1 и разряда

— 1 1

Главный сержант 2-1 и разряда

Главный ее ржи и I 3-1 о разряда

—I

Мастер-сержант 1-ю разряда М а стер-сержа ш 2-ю разряда

1—

Мастер-сержа! п 3-г о ргпряда

Старшина

г - -- -

Старший сержант

I '

Сержант

Младший сержант

и соединений, командующим объединениями, родами войск ВС, главнокомандующим видами ВС, министру обороны Российской Федера-

ции соответственно и станут своего рода индикаторами в оценке состояния комплекса решаемых задач в этом направлении. При этом в роте (батарее), батальоне (дивизионе) должности помощников командиров по работе с сержантами должны быть внештатными, а в воинских частях, соединениях, объединениях, видах и родах войск ВС — штатными и замещаться сержантами, прошедшими соответствующую подготовку. Для последних необходимо учредить две новые категории сержантских званий: «мастер-сержант» и «главный сержант».

Звание «мастер-сержант» (1-го, 2-го и 3-го разрядов) присваивать младшим командирам, проходящим службу на должностях помощников командиров дивизии (1-й разряд), бригады (2-й разряд), полка и отдельного батальона (3-й разряд) по работе с сержантским составом.

Звание «главный сержант» (1-го, 2-го и 3-го разрядов) присваивать младшим командирам, проходящим службу на должностях главных сержантов Вооруженных Сил (1-й разряд), видов и родов войск ВС, военных округов, флотов (2-й разряд) и объединений (3-й разряд).

С учетом предложенного нововведения иерархия сержантских званий младшего командного состава ВС РФ будет выглядеть следующим образом ((рис. 2):

Рис. 2. Предлагаемая иерархия сержантских званий строевых командиров ВС РФ

На мастер-сержантов и главных сержантов следует возложить выполнение следующих основных обязанностей: координация деятельности сержантов нижестоящих подразделений, воинских частей и органов военного управления по вопросам их участия в планировании и организации боевой подготовки подразделений, воинских частей, командирской и профессионально-должностной подготовки сержантов, проведения показных и инструкторско-методических занятий, воспитания, воинского этикета, дисциплинарной практики; осуществление контроля за качеством исполнения служебных обязанностей подчиненными сержантами (старшинами), оказание им практической помощи в решении социальных проблем и организации работы с подчиненным личным составом; выработка рекомендаций по кадровой политике в отношении сержантского состава.

Наряду с этим в целях повышения социального статуса и престижа службы сержантов на командных должностях необходимо, на наш взгляд, провести четкую границу между должностями и званиями сержантов строевого и технического состава. В этой связи для военнослужащих, имеющих наукоемкие (высокотехнологичные) ВУС и проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях без подчиненного личного состава, целесообразно ввести воинское звание «военный техник» различных разрядов. Строевой сержант при равном звании с техническим специалистом должен считаться старше его. Различать их можно будет по цвету нашивок (у военных техников — белого цвета).

Ключевым звеном института профессиональных сержантов является система их отбора и подготовки, под которой следует понимать совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующих по единому замыслу на основе законодательно установленных норм и правил в интересах обеспечения потребностей соединений, воинских частей и организаций ВС в подготовленных младших командирах. При этом уровень их обученности должен соответствовать государственным и (или) специальным требованиям и обеспечивать уверенное выполнение сержантами должностных и специальных обязанностей по полученной военно-учетной специальности (ВУС).

Цель создания системы отбора и подготовки профессиональных сержантов — обеспечение функционирования качественно нового института профессиональных кадров младшего командного звена, способных обучать и воспитывать солдат, быть для них примером, знающих все их нужды и запросы, что послужит делу дальнейшего укрепления правопорядка, воинской дисциплины и организованности личного состава, совершенствованию его подготовки и полевой выучки.

Как показывает практика войск, профессиональный отбор не может рассматриваться как некая изолированная самодостаточная система. Он эффективен лишь в сочетании со сложившейся системой обучения и воспитания личного состава. Поэтому военнослужащий, пригодный по социально-психологическим качествам к выполнению служебных обязанностей на конкретной воинской должности, при просчетах в подготовке и воспитании не достигнет должной результативности в профессиональной деятельности и не состоится как специалист высокой квалификации. Поэтому целесообразно, на наш взгляд, рассматривать

профессиональный отбор и подготовку сержантов как единую систему, направленную на формирование корпуса высокопрофессиональных младших командиров и военных специалистов.

Особенности системы отбора и подготовки сержантов вытекают из вышеизложенных требований к их профессиональным качествам. К основным из них следует отнести целеустремленность в достижении требуемого результата (уровня) отбора и подготовки; направленность программ обучения на всех уровнях подготовки на овладение профессиональными качествами сержантов в идейно-нравственном, военно-профессиональном и личностном отношениях; согласованность в подготовке на всех этапах обучения; рациональное использование учебно-материальной базы; внедрение передовых, научно обоснованных методов отбора и обучения сержантов; экономичность проведения мероприятий отбора и подготовки.

Для осуществления качественной подготовки профессиональных сержантов (старшин) предполагается создать сеть образовательных учреждений (структурных подразделений военно-учебных заведений), осуществляющих реализацию программ среднего и дополнительного профессионального образования (СПО) младших командиров (рис. 3). Рис. 3. Образовательные учреждения для подготовки профессиональных сержантов

Ведущая роль среди представленных на рисунке образовательных учреждений будет принадлежать Центру подготовки сержантов Вооруженных Сил РФ (ЦПС ВС) — специально созданному структурному подразделению филиала Военного учебно-научного центра Сухопут-

ных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» (на базе Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища с использованием фондов и учебно-материальной базы Рязанского высшего военного командного училища связи и Рязанского военного автомобильного института), осуществляющему отбор, обучение и воспитание младших командиров по программам среднего профессионального образования, а также их профессиональную переподготовку и повышение квалификации с применением методик Воздушно-десантных войск и подразделений специального назначения. Главная задача ЦПС ВС — существенное улучшение уровня лидерских качеств и мотивации к продолжительной военной службе у обучаемых за счет совершенствования их знаний и практических навыков в управлении подразделениями в различных условиях, более интенсивной одиночной, физической, воздушно-десантной и специальной подготовки, а также расширения кругозора в области военной психологии и педагогики, управления, законодательства и права.

При ЦПС ВС предполагается создать также Курсы подготовки сержантов (КПС) и Курсы подготовки главных сержантов (КПГС). Первые будут осуществлять доподготовку выпускников факультетов среднего профессионального образования ввузов и школ сержантов, предназначенных для замещения командных воинских должностей, а также сержантов и старшин первого уровня, замещающих командные воинские должности и имеющих диплом о среднем или высшем профессиональном образовании, по единой программе обучения, обеспечивающей достижение главной задачи учебного процесса в ЦПС ВС. Предназначение вторых — подготовка помощников командиров частей и соединений по работе с сержантами и главных сержантов по специально разработанным программам обучения.

Факультеты (курсы, отделения) среднего профессионального образования в высших военно-учебных заведениях (факультеты С ПО вву-зов) — это специально созданные структурные подразделения в высших военно-учебных заведениях или их филиалах, осуществляющие подготовку сержантов-специалистов по одной или нескольким ВУС по программам среднего профессионального образования (средней военно-специальной подготовки) из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, а также военнослужащих-контрактников, имеющих документ государственного образца о среднем (полном) общем или начальном профессиональном образовании.

Школы сержантов (ШС) — перепрофилированные школы прапорщиков, осуществляющие подготовку сержантов-специалистов по одной или нескольким ВУС из числа граждан, прошедших военную службу и военнослужащих-контрактников, имеющих документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании.

Учебные подразделения в окружном учебном центре (ОУЦ) или учебных воинских частях предназначены для подготовки сержантов-специалистов и военных техников по одной или нескольким ВУС из числа граждан, не проходивших военную службу, а также военнослужащих-контрактников, имеющих документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании.

Курсы усовершенствования сержантов (КУС) — структурные подразделения курсов подготовки главных сержантов ЦПС ВС, ввузов, имеющих факультеты СПО, и школ сержантов, осуществляющие периодиче-

скую доподготовку сержантов (старшин) в ходе прохождения ими военной службы и при назначении их на вышестоящие должности.

Для целенаправленной и качественной подготовки сержантов в зависимости от специальности и должностного предназначения, учитывая положительный отечественный и зарубежный опыт, предполагается развернуть многоуровневую систему их обучения.

Первый уровень — подготовка специалистов на должности командиров отделений, экипажей, расчетов и им равных из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, имеющих соответствующую ВУС, а также военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в учебных подразделениях ОУЦ (УЦ) и учебных воинских частях видов (родов войск) ВС РФ (продолжительность — до 5,5 месяцев). При этом подготовка младших командиров из числа военнослужащих по призыву будет осуществляться до полного укомплектования должностей сержантов контрактниками.

Второй уровень — подготовка сержантов на должности заместителей командиров взводов, а также специалистов на должности, ранее замещаемые прапорщиками (старшина роты, начальник станции, инструктор, старший механик-водитель и им равные), из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и граждан, пребывающих в запасе, имеющих подготовку по ВУС, соответствующую первому уровню, и документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или высшем (неполном высшем), среднем (неполном среднем) профессиональном образовании, в школах сержантов (продолжительность — от 5,5 месяцев до 1 года 10 месяцев).

Третий уровень — подготовка специалистов на должности, ранее замещаемые офицерами (командир взвода, начальник службы, смены, станции, аппаратной и им равные), из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и граждан, пребывающих в запасе, имеющих документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании в ЦПС ВС или на факультетах СПО ввузов (продолжительность — до 2 лет 10 месяцев).

Четвертый уровень — подготовка мастер-сержантов (3-го, 2-го и 1-го разрядов) на должности помощников командиров частей и соединений по работе с сержантами из числа сержантов, проходящих военную службу по контракту, окончивших ЦПС ВС или факультет СПО ввуза и имеющих практику исполнения обязанностей помощника командира батальона (дивизиона) по работе с сержантами при наличии диплома государственного образца о среднем или высшем профессиональном образовании, а также мастер-сержантов (3-го и 2-го разрядов), исполнявших обязанности помощника командира полка и бригады соответственно, по мере их продвижения по службе на курсах подготовки мастер-сержантов (продолжительность — 5 месяцев).

Пятый уровень — подготовка главных сержантов (3-го, 2-го и 1-го разрядов) на должности главных сержантов объединений, военных округов (флотов), видов (родов войск) ВС и главного сержанта Вооруженных Сил из числа мастер-сержантов (1-го разряда) и главных сержантов (2-го и 3-го разрядов), имеющих диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании, по мере их продвижения по службе на курсах подготовки главных сержантов (продолжительность — 3 месяца).

При этом на курсы подготовки мастер-сержантов и главных сержантов следует направлять сержантов, мастер-сержантов и главных сер-

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей надежное функционирование системы отбора и подготовки профессиональных сержантов;

создание современной системы военного образования, в полном объеме обеспечивающей качественную подготовку сержантов, их переподготовку, повышение квалификации при выдвижении на высшие должности и при изменении ВУС;

проведение государственной аккредитации образовательных программ СПО для получения ввузами права выдачи выпускникам документов государственного образца;

разграничение ответственности между сержантами и офицерами;

формирование в соединениях и воинских частях высокоподготовленных специалистов первого уровня управления;

определение личной ответственности сержантов в укреплении воинской дисциплины,

организованности личного состава в повседневной деятельности

Разработка эффективной технологии отбора и подготовки профессиональных сержантов для соединений и воинских частей ВС РФ, современных методик их обучения;

определение требований к профессиональным сержантам, системе их отбора и подготовки для соединений и воинских частей в условиях нового облика ВС РФ;

разработка программ обучения для ввузов по подготовке профессиональных сержантов и для проведения их командирской подготовки в войсках;

формирование предложений по совершенствованию системы профессионального отбора кандидатов для обучения на должности сержантов;

повышение роли и значения сержантов в одиночной подготовке военнослужащих, проведении боевого слаживания подразделений

Повышение привлекательности прохождения военной службы сержантами за счет обеспечения их достойным денежным содержанием, улучшения качества служебно-бытовых условий, социальной защищенности и предоставления различных льгот;

финансовое обеспечение мероприятий по приведению учебно-материальной базы образовательных учреждений и воинских частей в соответствие с современными требованиями для эффективного

функционирования системы отбора и подготовки профессиональных сержантов;

разработка комплекса мероприятий по формированию социального статуса сержантов;

выделение потребного количества финансовых средств на организацию мероприятий боевой подготовки сержантов в соединениях и воинских частях ВС РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жантов 3-го и 2-го разрядов с учетом следующих сроков выслуги:

звено рота (батарея) — батальон (дивизион) — сержанты и мастер-сержанты (3-го разряда) соответственно, прослужившие не менее 3 лет;

звено бригада (полк)—дивизия—мастер-сержанты (2-го и 1-го разрядов) соответственно, прослужившие не менее 5 лет;

звено армия — военный округ (флот), вид ВС (род войск) — главные сержанты (3-го и 2-го разрядов) соответственно, прослужившие не менее 10 лет.

Все перемещения сержантского состава на высшие должности предполагается осуществлять после дополнительной подготовки (переподготовки) и сдачи квалификационных испытаний на соответствующих курсах усовершенствования сержантов, организованных при курсах подготовки главных сержантов ЦПС ВС, ввузах, имеющих факультеты СПО, и школах сержантов видов (родов войск) ВС (продолжительность — 4—6 недель).

Исходя из вышеизложенного можно выделить три основных направления создания института профессиональных сержантов:

организационно-правовое, методическое, социальное и финансово-экономическое (рис. 4).

Рис. 4. Основные направления создания института профессиональных сержантов

Выполнение комплекса мероприятий по созданию института профессиональных сержантов целесообразно, на наш взгляд, организовать в два этапа по двум группам задач: первая — внесение изменений в законодательство РФ, подготовка и утверждение нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок отбора, обучения, прохождения военной службы на должностях, подлежащих замещению сержантским составом, разработка учебных планов, программ и других методических документов; вторая — создание эффективной современной системы отбора и подготовки сержантов путем формирования и качественного функционирования принципиально новых образовательных учреждений (ЦПС ВС, профильные факультеты СПО в ввузах, школы сержантов и профильные курсы усовершенствования их знаний и навыков), организация и развертывание в них целенаправленного последовательного учебного процесса (табл. 2).

Таблица 2

Этапы создания и развития института профессиональных сержантов

Группы основных задач и этапы их выполнения

Первая группа Вторая группа

Первый этап (2009—2012 годы)

Разработка нормативно-правовой базы, определяющей организацию подготовки сержантов и порядок прохождения ими военной службы Формирование образовательных учреждений для подготовки сержантов

Разработка комплекса мер по повышению привлекательности военной службы на сержантских должностях, определение мероприятий по формированию социального статуса сержантов Приведение учебно-материальной базы образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями

Организация и проведение эффективного информационного обеспечения, максимально охватывающего все слои населения, и в первую очередь возрастные группы людей, которые могут стать кандидатами в профессиональные сержанты Проведение государственной аккредитации образовательных программ среднего профессионального образования для получения ввуза-ми права выдачи выпускникам документов государственного образца

Разработка положений об образовательных учреждениях по подготовке профессиональных сержантов с определением их ОШС по постоянному и переменному составу, финансовому обеспечению по статьям расходов МО РФ Проведение отбора кандидатов и организация учебного процесса по подготовке сержантов

Разработка программ обучения профессиональных сержантов в образовательных учреждениях и командирской подготовки в войсках, создание необходимой методической базы Развертывание на базе ЦПС ВС подготовки профессиональных сержантов на должности, ранее замещаемые офицерами

Группы основных задач и этапы их выполнения

Первая группа Вторая группа

Второй этап (2012 — 2016 годы)

Разработка дополнительных социальных и материальных стимулов для сержантов, действующих на период обучения, последующей службы в войсках и при увольнении в запас, в целом направленных на их мотивированное прохождение военной службы до достижения предельного возраста Научное обоснование оптимизации должностей сержантского состава, и возможности замещения ими должностей, ранее замещаемых офицерами и прапорщиками

Сосредоточение усилий на основных наиболее эффективных методах информационной, пропагандистско-агитационной работы при отборе кандидатов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту, а также граждан призывного возраста и, пребывающих в запасе Расширение количества факультетов (курсов, отделений) СПО до требуемых объемов подготовки сержантов и развертывание в них полноценного учебного процесса

Формирование предложений по совершенствованию системы профессионального отбора кандидатов на должности сержантов Завершение создания современной системы военного образования профессиональных сержантов

Опыт армий ведущих иностранных государств показывает, что для создания эффективной, соответствующей современным требованиям системы отбора, подготовки и прохождения службы сержантским составом ВС РФ, необходима серьезная государственная поддержка в вопросах обеспечения рационального целевого использования финансовых и материальных ресурсов в соответствии с установленными приоритетами в целях улучшения социально-бытовых условий, установления достойного денежного содержания, предоставления социальных льгот сержантскому составу для повышения их мотивированной заинтересованности в заключении первых и последующих контрактов, а также развертывания информационной кампании и военной рекламы среди гражданского населения и военнослужащих для привлечения на военную службу в качестве младших командиров лучших представителей молодого поколения.

Безусловно, создание, развитие и содержание института профессиональных сержантов потребует от государства вложения финансовых и материальных ресурсов, сопоставимых с содержанием офицерского корпуса. Однако все эти вложения дадут, на наш взгляд, вполне ощутимый результат. Поступление в войска тщательно отобранных, хорошо подготовленных профессиональных сержантов приведет к существенному повышению уровня боеготовности и боеспособности соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил за счет значительного улучшения качества индивидуальной полевой (морской) выучки военнослужащих и управляемости подразделений.

В связи с укреплением авторитета младших командиров улучшится морально-психологическая обстановка в воинских коллективах, состояние воинской дисциплины и правопорядка. Присутствие в казармах профессиональных сержантов должно создать условия для ликвидации такого социально опасного явления, как «дедовщина». Соответственно улучшится имидж Вооруженных Сил и поднимется престиж военной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.