Научная статья на тему 'Новый облик Вооруженных сил: проблемы численности и комплектования'

Новый облик Вооруженных сил: проблемы численности и комплектования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННОСТИ АРМИИ И ФЛОТА / НАПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гацко Михаил

Оптимизация численности армии и флота и совершенствование системы их комплектования являются одним из приоритетных направлений проводимой в России военной реформы. В современных условиях от Вооруженных сил России требуется не только готовность к противодействию локальным конфликтам и террористическим актам, но и мобилизационная готовность к отражению широкомасштабной агрессии, исключить которую полностью невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new image of the Armed Forces: the problems of manpower and procurement

In the context of the creation of an Armed Forces image adequate to global challenges we can see a significant reduction in the offices corps, new principles of recruitment for the army and the navy are being introduced. The article is devoted to the important legal and financial issues that arise in the course of the reform.

Текст научной работы на тему «Новый облик Вооруженных сил: проблемы численности и комплектования»

Михаил ГАЦКО

Новый облик Вооруженных сил:

проблемы численности и комплектования

Оптимизация численности армии и флота и совершенствование системы их комплектования являются одним из приоритетных направлений проводимой в России военной реформы. В современных условиях от Вооруженных сил России требуется не только готовность к противодействию локальным конфликтам и террористическим актам, но и мобилизационная готовность к отражению широкомасштабной агрессии, исключить которую полностью невозможно.

Необходимость совершенствования обеспечения военной организации государства качественными людскими ресурсами очевидна. Однако вопросы совершенствования системы комплектования армии и военно-морского флота еще не нашли должного теоретического обоснования, а также законодательного закрепления и надлежащего финансирования.

Рассмотрим проблематику этого направления военной реформы.

ОПТИМИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННОСТИ АРМИИ И ФЛОТА

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1878сс штатная численность Вооруженных сил Российской Федерации с 1 января 2016 г. должна составлять 1 млн военнослужащих [1]. В настоящее время эта цифра превышена лишь на 120 тысяч человек, и на первый взгляд кажется, что до 2016 года задача сокращения 120 тысяч военнослужащих может быть легко выполнена.

Сегодня российская армия на-

Михаил ГАЦКО - заместитель начальника 4 ЦНИИ Минобороны России, полковник юстиции, кандидат философских наук

считывает 355 тыс. офицеров, составляя почти 32% из общего числа военнослужащих (рис.1). В новых Вооруженных силах Российской Федерации доля офицеров должна быть не больше 15% (т.е. 150 тысяч), что станет соответствовать параметрам, принятым в современных зарубежных армиях. Сокращение предполагается осуществить поэтапно, исходя из реализации следующих мероприятий:

1) первоочередного сокращения вакантных офицерских должностей (около 40 тыс.);

2) увольнения офицеров, достигших предельного возраста пребывания на военной службе (26,7 тыс. достигли предельного возраста, у 9,1 тыс. офицеров он наступит в 2009 г.);

3) увольнения в запас офицеров, призванных на военную службу после окончания гражданских вузов (7,5 тыс. офицеров);

4) постепенного увольнения офицеров, сокращения занимаемых ими должностей, замены этих должностей на должности, комплектуемые сержантами либо гражданскими специалистами.

Планируется упразднение такой категории военнослужащих, как прапорщики и мичманы (140 тыс. чело-

век). Их должности будут заменены на должности сержантов, проходящих военную службу по контракту, либо на должности гражданского персонала.

Масштабное сокращение воинских должностей, подлежащих замещению офицерами и прапорщиками (мичманами), предусмотрено осуществить в 2009-2012 гг. Однако соответствующего законодательного и финансового обеспечения предстоящего массового увольнения указанных категорий военнослужащих пока нет.

При увольнении офицеров и прапорщиков (мичманов), сокращаемых в связи с оптимизацией численности Вооруженных сил Российской Федерации, в интересах реализации их прав на обеспечение жильем (в случае нуждаемости), на бесплатную профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, а также на получение соответствующих денежных выплат, положенных им при увольнении, потребуется дополнительное финансирование, которое в федеральном бюджете в необходимом объеме еще не предусмотрено. Указанные обстоятельства требуют законодательного закрепления финансирования про-

Рисунок 1. Соотношение категорий воинских званий в структуре офицерского корпуса Вооруженных сил РФ.

По состоянию на 1 января 2009 г.

Генералы -0,3 % Полковники - 7,2% Подполковники - 24,7%

Майоры - 28,1%

Капитаны - 25,4%

Ст. лейтенанты, лейтенанты - 14,3%

Всего офицеров в вооруженных силах РФ - 31,8%

Планируемое

Генералы -0,6 % Полковники - 6% Подполковники - 10%

Майоры - 16,7%

Капитаны - 26,7%

Ст. лейтенанты, лейтенанты - 40%

Всего офицеров в вооруженных силах РФ - 15%

цесса сокращения численности офицеров и прапорщиков (мичманов) в период их массового увольнения с военной службы в 2009-2012 гг.

Кроме того, необходимо позаботиться и о сохранении в интересах национальной обороны неиспользованного потенциала молодых офицеров и прапорщиков (мичманов), которые будут вынуждены досрочно уволиться с военной службы в ходе предстоящего сокращения армии и флота. Думается, что было бы полезным сохранить их прочную и постоянную связь с армией. В этих целях предлагается проработать вопрос о законодательном установлении нового вида службы в резерве Вооруженных сил Российской Федерации. В него могут зачисляться военнослужащие, проходившие службу по контракту и досрочно уволенные в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, вызванных отсутствием потребности Вооруженных сил Российской Федерации в сохранении ранее установленной численности личного состава. В резерве должны находиться молодые офицеры и прапорщики (мичманы), не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе. С ними будет целесообразно проводить регулярные краткосрочные военные сборы, а также привлекать их к участию в военных учениях и иных мероприятиях.

В целях материального стимулирования прохождения службы в резерве Вооруженных сил Российской Федерации необходимо сохранить ежемесячную выплату резервистам оклада по воинскому званию.

В Минобороны России предпринимаются меры по материальному стимулированию службы офицерского состава. Однако некоторые из указанных мер вызывают серьезную критику не только в армейской среде, но и за ее пределами. Так, приказом министра обороны Российской Федерации от 2 августа 2008 года № 400 «О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации» с 1.01.2009 г. установлено дополнительное премирование лучших офицеров, отличившихся по итогам года. На такое материальное стимулирование офицеров выделено 100 млрд рублей, эта сумма распределена на три года: в 2009 г. - 25 млрд рублей, а в 2010 и 2011 гг. - соответственно 33 и 42 млрд рублей.

Ежемесячно могут премироваться только 34 тысячи человек, т.е. всего лишь 10% от общей численности офицерского корпуса Вооруженных сил и только из частей постоянной готовности, несущих боевое дежурство и выполняющих специальные задачи. Если же офицер служит в обычной, а не в «боевой» части, не несет боевого дежурства, а, например, учится в военной академии либо занят исследо-

вательской деятельностью в военном НИИ, то ему на награждение рассчитывать вообще не приходится.

Таким образом, выборочное и весьма ограниченное денежное стимулирование, установленное приказом министра обороны Российской Федерации от 2 августа 2008 года № 400, вряд ли будет способствовать повышению уровня доходов основной массы офицеров Вооруженных сил Российской Федерации.

РОТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

15 апреля 2009 г. министром обороны Российской Федерации утверждена «Инструкция о ротации офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации». Определено, что ротация будет проводиться через три года. Инструкцией предусмотрены три ее вида: профессионально-должностная (со сменой должности, но без перевода в другую местность); территориальная (со сменой места службы, но без изменения военно-учетной специальности); смешанная (сочетающая черты вышеуказанных ротаций).

Особенности и отличия видов ротаций офицерского состава представлены в таблице 1.

Положения, содержащиеся в инструкции министра обороны о ротации, пока не закреплены ни в Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе», ни в «Положении о порядке прохождения во-

Таблица 1. Виды и особенности ротаций офицеров Вооруженных сил Российской Федерации.

Виды ротации офицеров Вооруженных сил Особенности видов ротации

1. Профессионально- должностная ротация Предусматривает два варианта назначения офицера без перевода его в другую местность: 1) офицер, прослуживший в занимаемой воинской должности установленный для нее срок, назначается на равную, высшую или низшую воинскую должность с той же (родственной или по которой у него имеется необходимая подготовка) военно-учетной специальностью (ВУС), но с другим функциональным предназначением; 2) офицер, прослуживший в занимаемой воинской должности установленный для нее срок, назначается на равную, высшую или низшую воинскую должность с другой (не родственной и по которой у него не имеется необходимой подготовки) ВУС с возможной сменой вида (рода войск) Вооруженных сил

2.Территориальная ротация Устанавливает, что офицер, прослуживший в занимаемой воинской должности установленный для нее срок, назначается на равную, высшую или низшую воинскую должность с той же (родственной или по которой у него имеется необходимая подготовка) ВУС, но со сменой климатических (экологических) условий или с назначением в воинские части других видов (родов войск) Вооруженных сил, военных округов, флотов или в воинские части, находящиеся за пределами Российской Федерации

3. Смешанная (комбинированная) ротация Смешанная ротация предусматривает: 1) назначения офицеров на равные, высшие или низшие воинские должности со сменой ВУС и с переводом в воинские части других видов (родов войск) Вооруженных сил, военных округов, флотов или в воинские части, находящиеся за пределами Российской Федерации; 2) назначения офицеров на равные, высшие или низшие воинские должности без смены ВУС и с переводом в воинские части других видов (родов войск) Вооруженных сил, военных округов, флотов или в воинские части, находящиеся за пределами Российской Федерации

енной службы». Там практически отсутствуют правовые нормы, определяющие сроки нахождения военнослужащего в той или иной должности; условия, сроки, обязательность (или необязательность) прохождения военной службы в том или ином регионе; последовательность назначения военнослужащих на воинские должности в порядке возрастания их старшинства. Исключение составляет регламентация процесса ротации офицерских кадров в районах со сложными климатическими условиями, в зонах радиоактивного загрязнения, а также в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Кроме того, введение института периодической ротации военнослужащих потребует значительных финансовых и материальных затрат. В действительности ротация станет возможной только тогда, когда заменяемые через каждые три года офицеры будут гарантированно обеспечиваться служебным жильем, когда им будет установлено денежное пособие в связи с переездом к новому месту службы в размере, адекватном затратам на жилищно-бытовое обустройство по новому месту службы.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ

Существующая система комплектования Вооруженных сил РФ уже не отвечает потребностям обеспечения военной организации государства необходимым количеством подготовленного в военном отношении личного состава, способного выполнять свои задачи. Сегодня в Вооруженных силах Российской Федерации некомплект рядового и сержантского состава достигает 40% [2]. Причины этого, во-первых, демографический спад; во-вторых, наличие излишне либерального законодательства, дающего множество оснований для отсрочек и освобождения от призыва на военную службу; в-третьих, крайне неудовлетворительные показатели состояния здоровья призывников; в-четвертых, низкий уровень их подготовки к несению военной службы. Все это требует уве-

личения доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

В течение 2004-2007 гг. на новый способ комплектования было переведено 80 соединений и воинских частей численностью 147,5 тысячи [3]. Число военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на рядовых и сержантских должностях, увеличилось с 22 тысяч до 96,7 тысячи человек.

Однако перевод значительного контингента на контрактный способ комплектования еще не означает, что все они станут профессиональными военными.

Статистика свидетельствует, что с 2003 по 2007 гг. из Вооруженных сил Российской Федерации досрочно уволились 18 тысяч контрактников (каждый пятый). Согласно данным Социологического центра Минобороны России, лишь 15-19% военнослужащих, проходящих службу по контракту, готовы заключить второй контракт. Таким образом, уже в ближайшие годы войска могут лишиться основной массы людей, заключивших контракты в 2005-2008 гг. сроком на три года и составляющих основу частей и соединений постоянной боевой готовности.

Чтобы улучшить качество контингента приходящих на военную службу по контракту, необходимо существенно повысить критерии их отбора. В настоящее время в контрактники берут почти всех, кто изъявляет желание, а необходим конкурсный отбор. Количество граждан, желающих поступить на военную службу по контракту, может возрасти только в том случае, если сама служба будет привлекательной как по уровню доходов, так и по социально-бытовым условиям.

В этих целях распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. № 1016-р утверждена Концепция Федеральной целевой программы «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к

комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 - 2015 годы)». В результате ее реализации во всех силовых структурах планируется увеличить к 2016 г. количество военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на рядовых и сержантских должностях, с 43,5 до 107,7 тысячи человек, то есть на 64,2 тысячи. Собственно в Вооруженных силах Российской Федерации число военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на рядовых и сержантских должностях, планируется увеличить с 42,5 до 87,2 тысячи, или на 44,7 тысячи человек.

При комплектовании рядовых и сержантских должностей военнослужащими по контракту Министерство обороны Российской Федерации особую заинтересованность проявляет в привлечении на контрактную службу семейных граждан. Их доля составит 30% от общей численности рядовых и младших командиров, переводимых на службу по контракту.

Поскольку привлечь семейных граждан на военную службу по контракту можно будет лишь в случае решения их жилищно-бытовых проблем, в программе запланировано создание необходимого фонда служебного жилья. В соответствии с ней в Вооруженных силах Российской Федерации предполагается к 2016 году обеспечить жильем 47,9 из 87,2 тысячи рядовых (матросов) и сержантов (старшин), переводимых на военную службу по контракту.

СОЗДАНИЕ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МЛАДШИХ КОМАНДИРОВ

В 2008 г. в Вооруженных силах Российской Федерации насчитывалось свыше 110 тыс. должностей сержантов и старшин, из которых контрактниками было укомплектовано только 28,6 тысяч должностей младших командиров.

Сегодня младшие командиры из

Таблица 2. Планируемая динамика увеличения в Вооруженных силах числа сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту.

Категории военно-служащих Количество военнослужащих

2008-2013 гг. 2014 г. 2015 г.

Сержанты 23517 44223 66143

Старшины 5141 5141 5141

Всего младших командиров 28658 49364 71284

числа сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, мало чем отличаются от солдат. Юридически сержанты и старшины являются начальниками для рядовых и матросов. Фактически же младшие командиры не обладают статусом, позволяющим эффективно решать поставленные перед ними задачи. Представляется, что только появление сержантского корпуса, укомплектованного на контрактной основе, приведет к радикальному улучшению ситуации в армии.

В октябре 2006 г. министром обороны Российской Федерации был утвержден комплекс мер по формированию института профессиональных сержантов. До 2010 года планируется укомплектовать должности сержантов и старшин военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также провести эксперимент по введению штатных должностей главных сержантов. В дальнейшем

предполагается до 2016 г. планомерное увеличение количества сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту (табл 2).

Кроме того, необходимо подготовить изменения и дополнения в нормативно-правовую базу, определяющие правовой статус младших командиров. Очевидно, что существующая законодательная база, регламентирующая статус сержантов и старшин, явно устарела и не соответствует современным реалиям. Очевидна необходимость разработки «Положения о сержантах Вооруженных сил Российской Федерации». В этом документе целесообразно регламентировать вопросы, касающиеся комплектования сержантских должностей. Так, требуют уточнения порядок отбора и комплектования сержантских должностей, вопросы перемещения сержантов по службе и пр.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, дол-

жен быть уверен в своем будущем, тогда в армию придут лучшие представители общества. Нужно создавать условия, чтобы солдаты (матросы) и сержанты (старшины) служили по три-четыре контрактных срока, дослуживаясь до военной пенсии и увольнения. Достичь этого можно только за счет реального повышения размера денежного довольствия военнослужащих, расширения пакета предоставляемых им социальных льгот, улучшения их жилищных и культурно-досуговых условий.

Литература

1. Выписка из Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1878сс «О некоторых вопросах Вооруженных Сил Российской Федерации» // Красная звезда. 2009. 15 января.

2. Лысухин Н. Я. Геополитическое положение и оборонные возможности России. М.: Военная академия РВСН им. Петра Великого, 2006. С.212.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. № 523 «О федеральной целевой программе «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 35. Ст. 3440.

Эффективность управления. Что читать

Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС). Ученые записки РАГС. Вып. 1(9) / под

общ. ред. В.К. Егорова, В.М. Герасимова; РАГС при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 291 с.

Выпуском настоящего труда РАГС начинает регулярное издание «Ученых записок». Данное издание отвечает потребностям дальнейшего развития отечественной науки и практики, в том числе применительно к вопросам повышения эффективности функционирования государственного аппарата. Предпринята попытка комплексного подхода к исследованию актуальных проблем современности в области общественных наук.

Хиллман А.Л. Государство и экономическая политика. Возможности и ограничения управления: учебное пособие / Хиллман Арье Л.; пер. с англ. под науч. ред. В.В. Бусыгина, М.И. Левина. - М.: ГУ ВШЭ, 2009. - 879 с.

Учебное пособие предлагает новый взгляд на современные средства и методы анализа экономики общественного сектора и политики в этой области. Автор исследует современные тенденции развития науки о государственном управлении, которые выражаются в использовании возможностей и ограничений экономики общественного сектора и общественных финансов в условиях переходных экономических и политических процессов.

Куриц С.Я. Болезни государства. Диагностика патологий системы государственного управления и права: монография / С.Я. Куриц, В.П. Воробьев. - М.: МГИМО-Университет, 2009.- 470 с.

Монография посвящена анализу функционирования системы государственного управления и права, выявлению причин возникновения проблем, кризисов и конфликтов внутри государства и в его взаимодействии с окружением. Используя системный подход и метод диагностики болезней, который впервые применен к системе управления государством, установлены признаки эталона здорового государства, заложена основа для надежного прогнозирования. Апробация диагностики проведена на базе конституций ряда государств мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.