Научная статья на тему 'Anesthesia personnel as a factor in the Commission of economic crimes in the armed forces'

Anesthesia personnel as a factor in the Commission of economic crimes in the armed forces Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРКОТИЗАЦИЯ / ANESTHESIA / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / MILITARY / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ECONOMIC CRIMES / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ARMED FORCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Peschanskih G.V., Pleshakov A.A.

In this article is considered the problem of a narcotism armed forces as the factor of fulfilment of economic crimes in armed forces.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Peschanskih G.V., Pleshakov A.A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Anesthesia personnel as a factor in the Commission of economic crimes in the armed forces»

Наркотизация военнослужащих как фактор

совершения экономических преступлений в Вооруженных силах

Песчанских Г.В.*, Плешаков А.А. **

In this article is considered the problem of a narcotism armed forces as the factor of fulfilment of economic crimes in armed forces.

о

о сч

о о о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Хищения вещевого военного имущества (обмундирования, снаряжения), военно-технического имущества, в том числе приборов, узлов и агрегатов вооружения и военной техники, используемых в гражданских машинах или содержащих цветные (драгоценные) металлы, отрицательно сказывается на боеготовности армии, представляет большую угрозу для безопасности государства. Выведенные из строя боевые машины требуют дорогостоящего восстановления и ремонта. Это создает дополнительную нагрузку на экономику, которая необходима для обеспечения боевой готовности частей и соединений.

Хищение материально-технических ценностей с охраняемых военных объектов должно иметь веские основания, более веские, чем в случае совершения аналогичных деяний на гражданских объектах. Важное место в формировании мотива на преодоление военизированной охраны имеет то, что на средства, вырученные от продажи похищенного военно-технического имущества, осуществляются приобретение и потребление алкоголя, наркотиков, иных психоактивных веществ.

Рассмотрим взаимосвязь наркотизации военнослужащих Российской армии и совершаемых в Вооруженных силах экономических преступлений. Покажем незаконный оборот наркотиков в Вооруженных силах и хищение материально-технических ценностей как элементы единой экономической системы, которую с полным основанием можно отнести к теневым процессам в российской экономике. Противодействие экономическим и стимулирующим их наркопреступлениям оказывает положительное воздействие на обеспечение военной и экономической безопасности государства.

В первую очередь выявим категории военнослужащих, в наибольшей степени

причастных хищению материально-технических ценностей, рассмотрим их криминологические особенности.

Принято выделять следующие категории военнослужащих:

> военнослужащих рядового и сержантского состава, проходящих срочную службу по призыву;

> военнослужащих рядового и сержантского состава, проходящих военную службу по контракту, прапорщиков и мичманов;

> курсантов высших военных учебных заведений;

> офицерский состав. Сложившиеся в армейской среде категории имеют разные жизненные ценности, зачастую разный круг общения, различаются отношением к исполнению воинского долга, обладают своего рода корпоративной этикой, имеют различный уровень материального достатка. Особенности армейской службы делают данные категории военнослужащих закрытыми не только по отношению к внешнему миру, но и друг к другу.

По данным социологических исследований, до 80 % призывников не желают служить в Вооруженных силах, 12 % предпочитают альтернативную службу. Небольшая доля призывников, явившихся в военкомат с желанием служить в армии, обусловлена юношеской романтикой либо планами связать дальнейшую судьбу со службой в Вооруженных силах или правоохранительных органах на профессиональной основе.

Тем не менее в основном система и практика призыва на военную службу таковы, что основную массу призываемых молодых лиц характеризуют невысокий интеллектуальный и культурный уровень, недостаточное трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Воз-

Профессор АЭБ МВД России, доктор экономических наук, доцент. Начальник отдела ФСКН России, кандидат военных наук.

можно, этим лицам присущ невысоким уровень притязаний, нельзя сказать, что они могли бы ставить перед собой высокие цели, что обладают твердостью характера, необходимой для их достижения.

Другими психотравмирующими факторами, подталкивающими срочников к потреблению наркотиков, являются значительные психические и физические нагрузки, необходимость преодолевать различного рода тяготы и лишения военной службы. Изменение ритма жизни, привычного круга общения, разлука с домом и семьей, строго регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, повышенная ответственность, значительные бытовые неудобства и ограничения, непривычные климатогеогра-фические условия — все это может сформировать желание уйти от реальной жизни в мир фантазий, найти способ облегчить существование в армии.

Например, в ходе социологических исследований в одном из гарнизонов Калининградского особого района из 400 опрошенных военнослужащих 26 % указали, что хотя бы раз в жизни употребляли наркотические средства, в том числе марихуану, ЛСД, героин, кокаин, опий и гашиш1.

Перечисленные психотравмирующие факторы в отдельных частях Вооруженных сил усугубляются наличием неуставных взаимоотношений между военнослужащими. По данным Главной военной прокуратуры, только за первые два месяца 2009 г. от так называемой дедовщины пострадали 1,5 тыс. военнослужащих2.

В настоящее время в связи с резким снижением рождаемости в начале 90-х гг. прошлого века дефицит призывного контингента восполняется за счет лиц, ранее не подлежащих призыву, в том числе отбывших наказания в учреждениях пенитенциарной системы. В 2009 г. в армию были призваны более 10 тыс. граждан, имевших судимость3. Исходя из сегодняшнего состава и численности Вооруженных сил страны практически в каждой мотострелковой роте проходит службу военнослужащий с уголовным прошлым и соответствующими криминальными связями.

Это самым непосредственным образом влияет на формирование микроклимата в воинском коллективе. Призванные на службу ранее судимые лица привнесли в среду военнослужащих срочной службы отдельные традиции криминального мира, которые прижились, трансформировались и передаются из поколения в поколе-

ние военнослужащих по призыву. К таким традициям относятся круговая порука, дедовщина, землячество4. Передача практически любой информации командирам или сотрудникам правоохранительных органов расценивается как стукачество и жестоко наказывается сослуживцами.

Таким образом, ограничения военной службы многие из призванных в армию молодых лиц воспринимают как ограничение прав и свобод, даже как лишение свободы. В подавляющем своем большинстве они лишены мотивации к образцовому исполнению служебных обязанностей, психологически ощущают себя «неудачниками», которым не повезло на гражданке, и в армии они находятся на низшей ступеньке социальной лестницы.

Под влиянием указанных факторов формируется потенциально криминогенная среда социальных «неудачников», закрытая как от командиров, так и от органов правопорядка, категория военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. При негативном воздействии этой среды даже юноши из благополучных семей, положительно характеризовавшиеся до призыва на военную службу, подвергаются морально-психологическим деформациям и попадают в группу риска.

Тяготы и лишения военной службы, предрасполагающие к девиантному поведению, усугубляются тем, что солдаты и сержанты, проходящие службу по призыву, получают крайне низкое денежное содержание. С одной стороны, это снижает спрос наркотиков на черном рынке и обусловливает потребление самых дешевых, низкокачественных наркотических средств и психотропных веществ. Преимущественно это марихуана, ацетилиро-ванный опий, дезоморфин и т.п.

С другой стороны, не имея официальных источников дохода, средства на приобретение наркотиков наркозависимые солдаты и сержанты получают исключительно криминальными способами — это отбирание денег у военнослужащих младшего призыва, кражи из квартир и автомобилей граждан, хищения вещевого военного имущества (обмундирования, снаряжения и др.).

Большую опасность представляют хищение и последующая продажа военно-технического имущества, включая приборы, узлы и агрегаты вооружения и военной техники, используемые в гражданских машинах или содержащие цветные (драгоценные) металлы. В результате

о

о

сч •

о о о о.

с[ со Ш

5

I-О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S I

н

о ф

со

этого боевые машины выводятся из строя, требуются их восстановление и ремонт. Тем самым подрывается боевая готовность частей и подразделений.

Важным обстоятельством в вопросе незаконного оборота наркотиков на территории объектов Министерства обороны РФ является их режимность — закрытость от внешнего мира. Тем не менее все данная проблема преодолевается, но не срочниками — они не обладают необходимым для этого положением в армейском коллективе и за период службы не имеют возможности приобрести необходимые связи за пределами части.

Чтобы продать похищенное срочни-ками военно-техническое имущество, им необходим «посредник», имеющий возможность свободного выхода за пределы части. Как «посредник», так и «покупатель» военно-технического имущества за пределами части совершают противоправные деяния. Получив деньги за похищенное имущество, срочник приобретает на них наркотики у «распространителя», который имеет возможность заниматься этой противоправной деятельностью внутри части. «Распространитель» наркотиков, в свою очередь, приобретает их у наркодилера за пределами части.

Таким образом, получая один наркопаек, военнослужащий срочной службы сам совершает два преступления, связанные с хищением и сбытом наркотиков, и провоцирует совершение преступлений еще как минимум четырьмя лицами. На одно наркопреступление, совершенное срочником, и одно, совершенное им же экономическое преступление, приходится четыре сопутствующих преступления, совершенных иными лицами. Этот мультипликативный эффект наркопреступлений не является особенностью только закрытых воинских коллективов. При отсутствии режимных мер отсутствуют «посредник» и «распространитель», но на одно преступление по сбыту наркотиков все равно будут приходиться как минимум еще два сопутствующих преступления и два вовлеченных в их совершение лица.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что закрытость воинских коллективов солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, не ограничивает их контакты с распространителями наркотиков и перекупщиками военного имущества. Напротив, эта закрытость усиливает мультипликативный эффект наркопреступлений. Внутри воинских частей

соотношение наркопреступлений к сопутствующим им преступлениям равно 1/4, тогда как за пределами части — 1/2.

Необходимо отметить, что на этом криминальная цепочка сопутствующих наркопреступлению криминальных деяний не заканчивается.

Командиры подразделений в случае выявления факта хищения военно-технического имущества, не обладая навыками оперативно-разыскной и следственной работы, не могут самостоятельно раскрыть данные преступления. Правом возбуждения уголовного дела наделен командир части, но он далеко не всегда стремится им воспользоваться.

Дело в том, что командир части заинтересован в сокрытии совершаемых подчиненными административных правонарушений и преступлений малой и средней тяжести, так как сам может понести наказание от вышестоящего руководства за низкий уровень воспитательной работы среди подчиненных.

Устранить подобные перегибы в армейской среде была призвана военная реформа. Однако она их только углубила. Если раньше командира части, подчиненными которого допущено грубое нарушение воинской дисциплины5, ждал в лучшем случае строгий выговор, в худшем — лишение премии, то в условиях реформы (при почти двукратном сокращении офицерского корпуса) его почти гарантированно ждет увольнение со службы.

В данной ситуации командир подразделения старается скрыть факт хищения имущества от прямого руководства, так как может быть сам подвергнут материальной ответственности и стоимость недостачи будет погашена из его денежного довольствия.

В этой связи отдельные командиры подразделений пытаются покрыть недостачу имущества путем противоправных действий, к которым относятся неполная выдача денежного довольствия подчиненным, зарабатывание денег путем использования «рабского» труда подчиненных-срочников в коммерческих организациях, организация хищений в соседних подразделениях (частях) и складах. Замыкающим звеном цепочки является списание имущества из книг учета части, зачастую при этом используются коррупционные схемы взаимодействия с вышестоящими организациями.

Совершая хищение имущества для покупки наркотиков, военнослужащий провоцирует совершение еще как минимум

двух должностных преступлений и целого ряда других преступлений экономической направленности. На одно наркопреступление, совершенное срочником, приходится шесть сопутствующих преступлений, совершенных иными лицами. Это значит, что в некоторых случаях при включении в криминальную цепочку начальствующего состава внутри воинских частей соотношение наркопреступлений к сопутствующим им преступлениям равно 1/6. Из этих шести преступлений четыре имеют экономическую направленность.

Для распространения наркотиков в среде военнослужащих, проходящих службу по призыву, могут привлекаться отдельные из старослужащих, которые готовятся к жизни на гражданке и хотят получить для этого необходимые финансовые средства. В этом случае также можно говорить о том, что на них негативно влияет психология социальных «неудачников», из которой они хотят вырваться. По данным Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации, в 2009 г. за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, привлечены к уголовной ответственности 37 солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву.

К другой категории военнослужащих, принимающих активное участие в совершении экономических и наркопреступлений, относятся рядовой и сержантский состав, проходящий военную службу по контракту (так называемые контрактники), а также прапорщики (мичманы).

Категория контрактников отличается от ранее рассмотренной категории срочников сравнительно большей дисциплинированностью. Они имеют устойчивую мотивацию на прохождение военной службы и служат на добровольной основе. В основном это молодые люди старше 20 лет, отслужившие военную службу по призыву и заключившие контракт с командованием части либо явившиеся в военный комиссариат после демобилизации в целях поступить на контрактую службу в воинскую часть по месту жительства. Указанные лица имеют, как правило, среднее (среднепрофессиональное) образование, но не могут трудоустроиться по гражданским специальностям.

Как и срочники, они по сути своей и по своему мироощущению в гражданской жизни являются социальными «неудачниками». Однако в армейской среде на фоне срочников это мироощущение сути конт-

рактников начинает стираться. По крайней мере это чувство контрактников как социальных «неудачников» притупляется и не является для них болезненным раздражителем, что они хуже всех — срочни-кам еще хуже, а они (контрактники) уже перешли на следующую ступень иерархии.

Как свидетельствуют социологические исследования, с появлением контрактников сформировалась новая, во многом неформальная общность в среде сержантского и рядового состава. В силу своего возраста, жизненного опыта и других качеств они стали занимать доминирующее положение в первичных воинских коллективах.

Поскольку значительная часть контрактников поступает на военную службу в воинские части, расположенные в районах их постоянного места проживания, среди них очень сильно развиты землячество и круговая порука. Они нередко становятся источником распространения наркотических веществ в части, являясь своего рода связующим звеном между наркодилерами, которые не могут проникнуть на территорию части, и военнослужащими по призыву, находящимися на казарменном положении. Также они могут выполнять функции «посредников» между срочниками, расхищающими военно-техническое имущество, и «покупателями» за пределами части.

Это дает контрактникам возможность дополнительного заработка к их невысокому денежному содержанию, что является еще одним объективным фактором, способствующим вовлечению этих людей в распространение наркотиков, совершение преступлений экономической направленности.

Как правило, прапорщики (мичманы), контрактники, проходящие службу в качестве начальников складов, имеют доступ к материальным ценностям и располагают возможностями для их хищения. Однако на складах присутствует хорошо отлаженная система учета и контроля. В строевых частях и подразделениях система сохранности материальных ценностей слабее, их легче похитить, и ответственность за это будет нести срочник, который может уволиться до того, как это будет выявлено.

Таким образом, вопреки распространенному представлению о том, что ограниченность доступа на объекты Минобороны России является фактором, сдерживающим рост наркопотребления и незаконного оборота наркотиков, хищений товарно-материальных ценностей в среде военнослужа-

о

о

сч •

о о о о.

с[ со Ш

5

I-О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О О

см

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

щих, можно утверждать обратное — ограниченность доступа на объекты Минобороны России в комбинации с бесконтрольностью со стороны отдельных командиров может являться фактором, который способствует росту этих негативных явлений и вовлечению военнослужащих в совершение экономических и наркопреступлений. Более того, относительная закрытость объектов Минобороны России от контроля со стороны правоохранительных органов может создавать психологическое ощущение безнаказанности противоправной деятельности. Это является дополнительным субъективным фактором, способствующим вовлечению военнослужащих в совершение экономических и наркопреступлений, повышению уровня преступности.

Можно выделить еще ряд субъективных факторов, способствующих вовлечению контрактников в соучастие в совершении экономических и наркопреступлений. Во-первых, этим они повышают социальный статус в собственных глазах. Во-вторых, повышают уровень своего благосостояния. В-третьих, распространяя наркотики в среде срочников, контрактники своеобразным образом мстят им за то, что те имеют более радужные жизненные перспективы, подчиняют их своему влиянию, понижают их жизненный статус и возможные перспективы.

О расширении наркопреступности в среде контрактников свидетельствуют и статистические данные. В 2009 г. количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в частях и подразделениях Вооруженных сил РФ, по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 77 % и достигло 397, при этом к уголовной ответственности привлечены 238 человек. Рост по сравнению с 2008 г. на 43 %. Из общего числа военнослужащих, привлеченных к уголовной ответственности за совершение наркопреступлений, более 43 % относятся к категории солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту. Их количество в 2009 г. составило 103 человека, что на 72 % больше, чем в 2008 г.

В горячих точках эти показатели еще выше. Так, за 2009 г. количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за наркопреступления в Северо-Кавказском военном округе и Группе российских войск в Закавказье, возросло в 2,3 раза и достигло 36 человек, 30 из которых (83,3 %) — солдаты и сержанты, проходящие военную службу по контракту.

Не следует забывать и о том, что контрактники — это бывшие срочники, которые прошли испытание дедовщиной и выдержали ее. Скорее всего они были дедами, а не их жертвами. Не обладая уверенностью в том, что они смогут стать лидерами в среде срочников, они не пошли бы на военную службу вновь.

Таким образом, можно констатировать, что государство, призывая на службу контрактников и прапорщиков (мичманов), с одной стороны, решает проблему повышения квалификации солдат и сержантов, особенно тех, кто находится в горячих точках. С другой стороны, Вооруженные силы получают категорию военнослужащих с психологическими проблемами неудовлетворенности своим социальным статусом, денежным содержанием, жизненными перспективами.

Рассмотрим меры, которые могут быть предприняты для предотвращения перечисленных выше негативных явлений и улучшения — криминогенной ситуации в Вооруженных силах.

1. Повысить контроль за сохранностью вещевого и военно-технического имущества в Вооруженных силах, выявлять его недостачу, истинных, а не номинальных виновных с целью привлечения их к ответственности.

2. Противодействовать совершению экономических и наркопреступлений, совершаемых военнослужащими, принимать меры к выявлению и расследованию всех совершенных преступлений, привлечению виновных к уголовной и материальной ответственности.

3. Не допустить проникновения наркопотребителей в Вооруженные силы и выявлять военнослужащих, употребляющих наркотики.

4. Сделать службу в Вооруженных силах экономически и психологически привлекательной.

Минимизировать ощущение социальных «неудачников» и социальной конкуренции между отдельными категориями военнослужащих, сократить девиант-ные проявления в Вооруженных силах, возможно, переведя их на контрактную (то есть добровольную) систему комплектования.

Это повысит денежное содержание военнослужащих, снизит влияние на них психотравмирующих факторов. Как следствие, снизится их мотивация к злоупотреблению наркотиками, совершению экономических и наркопреступлений.

Повышение экономической привлекательности службы в армии позволит притягивать в Вооруженные силы высокообразованных контрактников, которых можно вооружать высокоэффективным оружием и которые смогут решать боевые задачи меньшим составом. Это позволит отказаться от военнослужащих, проходящих службу по призыву, части контрактников и высвободить финансовые средства на их содержание.

В настоящее время Россия уже начинает этот процесс, но пока переход армии и флота на контрактную систему комплектования проходит больше на словах. Государство оказалось не готово создать привлекательные условия для службы, при которых удалось бы набрать на службу необходимое количество контрактников.

Начальник Генштаба Вооруженных сил Российской Федерации Н. Макаров в апреле 2010 г. в интервью телеканалу Russia Today заявил, что полный перевод Российской армии на контрактную основу пока не планируется. По его словам, в ходе подготовки реформы было допущено много ошибок, в связи с чем принято решение оставить службу по призыву. Он также отметил, что из-за отсутствия необходимых денежных средств прием добровольцев на контрактную службу будет уменьшен6.

Таким образом, основу Вооруженных сил по-прежнему будет составлять призывной контингент.

По официальной концепции придания Вооруженным силам нового облика, к концу 2010 г. в рядах российских Вооруженных сил планируется оставить около 150 тыс. должностей офицеров и 90 тыс. солдат (матросов) и сержантов (старшин) (далее — солдат и сержантов), проходящих военную службу по контракту. Численность военнослужащих по призыву составит как минимум около 800 тыс. человек7. Таким образом, 77 % штатной численности Вооруженных сил РФ на данном этапе будут составлять военно-

служащие, проходящие военную службу по призыву, и именно от данного контингента военнослужащих (ввиду их численности) зависит боеготовность армии и флота.

Другим условием решения поставленной задачи является психологическая привлекательность службы в армии. Это напрямую связано с повышением социальной привлекательности образа военнослужащего в обществе, улучшением морально-психологической обстановки в Вооруженных силах.

Оценивая эффективность перечисленных мер противодействия совершению военнослужащими экономических и наркопреступлений, можно сказать, что данные негативные явления носят системный характер. Наиболее эффективно противодействовать им можно именно системными мерами — изменением системы комплектования Вооруженных сил, переводом ее на контрактную основу.

Это, во-первых, устранит «беднейшую» часть военнослужащих с присущими им мотивами обогащения за счет совершения хищений вещевого и военно-технического имущества. Во-вторых, это снизит воздействие на военнослужащих психотравмирующих факторов, стимулирующих их к злоупотреблению наркотиками и, как следствие, к поиску средств для их приобретения через совершение хищений вещевого и военно-технического имущества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению авторов, указанные системные меры быстрее излечат Вооруженные силы от этих экономических преступлений, чем иные репрессивно-контрольные меры. В то же время принимаемые командованием частей и правоохранительными органами меры, несомненно, вносят существенный положительный вклад в улучшение криминогенной ситуации в армии. Авторы выражают надежду, что с учетом изложенных в статье механизмов незаконного оборота наркотиков в Вооруженных силах эта работа может быть еще более улучшена.

Литература и примечания

1. Независимое военное обозрение. № 40. 1998.

2. www.rg.ru.2009/02/11/fridnsky.html.

3. http://bbc.co.uk/Russian/russia2010/02/100226.

4. Негативное влияние при этом оказывает практика комплектования соединений и частей по территориальному принципу.

5. В соответствии с нормативными правовыми актами Минобороны России совершение военнослужащими преступлений относится к грубым нарушениям воинской дисциплины.

6. http://news.rambler.ru/Russia/head/5458838.

7. Мухин В.Г. Академический отпуск в солдатском строю. http://www.ng.ru/politics/2010-05-12/3_kartblansh.html. 2010 г.

О

О

CJ •

о о о

Q. С[ со Ш

S

н о

0

1

о я с о

п ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.