Научная статья на тему 'Правовой статус военнослужащих срочной службы'

Правовой статус военнослужащих срочной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3040
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н А. Маслов

В статье рассматриваются элементы правового статуса военнослужащих срочной службы. По мнению автора, права и свободы солдат срочной службы существенно ограничены законодательством. Данные ограничения необходимо компенсировать с помощью других элементов правового статуса, таких как льготы, гарантии и компенсации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Н А. Маслов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of military personnel service

Elements of legal status of statutory service military personnel are considered in the article. Rights and freedoms of statutory service soldiers, in the opinion of the author, are limited essentially by legislation. These limitations are necessary to compensate using the other elements of legal status such as benefits, guarantees and compensations.

Текст научной работы на тему «Правовой статус военнослужащих срочной службы»

ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ

Н.А. Маслов,

преподаватель кафедры общеюридических дисциплин

ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ

В статье рассматриваются элементы правового статуса военнослужащих срочной службы. По мнению автора, права и свободы солдат срочной службы существенно ограничены, законодательством. Данные ограничения необходимо компенсировать с помощью других элементов правового статуса, таких как льготы, гарантии и компенсации.

Elements of legal status of statutory service military personnel are considered in the article. Rights and freedoms of statutory service soldiers, in the opinion of the author, are limited essentially by legislation. These limitations are necessary to compensate using the other elements of legal status such as benefits, guarantees and compensations .

Краеугольным камнем проблемы правового статуса военнослужащих срочной службы являются ограничения в реализации прав и свобод. Эти ограничения имманентны воинской обязанности и потому неизбежны. Поэтому речь идет не столько о возможности улучшения реализации прав и свобод, сколько о возможности компенсации их ограничений с помощью других элементов правового статуса. Для этого, первым делом, необходимо предусмотреть в законодательстве специальный правовой статус военнослужащих срочной службы. Конечно, многие вопросы отчасти уже решены принятием Федерального Закона «О статусе военнослужащих», однако в нем нет четкого разделения на статус военнослужащих контрактной службы и статус военнослужащих срочной службы. Вместе с тем реальное социальное положение этих двух категорий лиц разительно отличается друг от друга. А, как известно, социальный статус является источником статуса правового. Весьма точно по этому поводу выразился Ю.А. Мигачев: «Социальный и правовой статус личности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Правовой статус - это юридическое выражение социального. Юридические нормы как бы «обрамляют» реальное место личности в социальной структуре, придавая ему законный характер»1.

*

Maslov N.A. Legal status of military personnel service

Прежде чем приступить к непосредственному анализу правового статуса военнослужащих срочной службы, необходимо сказать о предыстории данной проблематики, так как она не нова для отечественной юриспруденции. Еще в советской юридической науке было не принято говорить об отличии правового статуса военнослужащих от общегражданского. Считалось, что военнослужащие обладают правами и свободами наравне со всеми остальными гражданами, за некоторыми весьма незначительными исключениями, обусловленными характером военной службы. В литературе того времени можно встретить множество сентенций по этому поводу. К примеру, Г.И. Чангулин писал: «На протяжении всей истории Советских Вооруженных Сил наши воины пользуются всеми политическими и социально-экономическими правами и свободами, предоставленными гражданам СССР, активно участвуют в политической и общественной жизни страны»2. Кроме того, о многом свидетельствуют сами подзаголовки в подобной литературе: «Советский воин - полноправный гражданин СССР» . И с этих позиций проблемы правового статуса военнослужащих просто не существует, так как он полностью совпадает с общегражданским правовым статусом. Идея же о существования специального правового статуса военнослужащих принадлежит военному юристу Н.В. Артамонову4. Подобная точка зрения позволила по-другому взглянуть на правовые проблемы военной службы. К примеру, стало понятным, что необходима существенная теоретическая разработка проблем льгот,

компенсаций и правовых гарантий для военнослужащих.

Ситуация с признанием особого правового статуса военнослужащих во многом напоминает сегодняшнее положение вещей относительно признания специального правового статуса военнослужащих срочной службы. Давно уже ясна разница в социальном положении контрактников и солдат срочной службы, однако отдельных работ посвященных этой тематике нет. И это несмотря на то, что тема является актуальной, если не сказать злободневной. Мало того, создается впечатление, что данная тематика замалчивается как неугодная.

Согласно ст. 1 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» под статусом военнослужащего понимается «совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а так же обязанностей и ответственности военнослужащих...». Выделяя особый правовой статус солдат срочной службы, необходимо найти нечто особенное в правах, свободах, обязанностях и ответственности данной категории лиц. То особенное, которое бы резко отличало их от военнослужащих, проходящих службу по контракту. Как было сказано в начале работы, многие права и свободы военнослужащих срочной службы существенно ограничены. Эти ограничения более глубоки и масштабны, нежели ограничения прав и свобод «контрактников». Во многом они носят объективный характер и имманентны срочной военной службе. Другие же, наоборот, обусловлены сложившейся негативной обстановкой в рядах вооруженных сил современной России.

По поводу обязанностей военнослужащих срочной службы следует сказать, что они преобладают над правами и свободами. Объем конкретных юридических обязанностей для каждого солдата срочника индивидуален и

обусловлен спецификой службы. Но одна обязанность для них, как и для всех военнослужащих является общей - обязанность пожертвовать жизнью и здоровьем, если в этом будет служебная необходимость. Другое дело, что контрактники возлагают подобную обязанность на себя добровольно, солдат же срочной службы облечен этой, как и другими обязанностями принудительно. Что касается отличия обязанностей солдат срочной службы от военнослужащих контрактников, то они во многом обусловлены их нахождением на казарменном положении, нежели конкретной воинской должностью. Кроме того, на солдат срочников часто возлагаются обязанности, не связанные с военной службой.

Теперь необходимо сказать о характере юридической ответственности солдат срочной службы. Вообще юридическая ответственность военнослужащих имеет ряд особенностей: 1) гораздо более широкий, чем у гражданских лиц, круг составов правонарушений, за которые наступает юридическая ответственность, что обусловлено спецификой военной службы и ее жесткой правовой регламентацией; 2) более строгая ответственность за совершение аналогичных с гражданскими лицами правонарушений; наличие у командиров (начальников) специальных законодательно закрепленных полномочий по привлечению военнослужащих к юридической ответственности; 3) наличие специальных условий для реализации этих полномочий и применения мер юридической ответственности; 4) наличие специфических мер юридической ответственности5. Далее, необходимо проанализировать различные виды юридической ответственности применительно к военнослужащим и найти особенности ответственности военнослужащих срочной службы.

Как известно, военнослужащие, совершившие общеуголовные и государственные преступления, несут уголовную ответственность на общих с другими лицами основаниях. Однако существуют составы преступлений, ответственность за совершение которых может быть возложена только на военнослужащих. Это предусмотренные главой 33 УК РФ преступления против военной службы. Кроме того, в УК РФ предусмотрены деяния, ответственность за совершение которых возлагается только на военнослужащих срочной службы. Так, в ч. 1. ст. 337 изложено следующее деяние: «Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву». Как видно из сказанного, уголовный закон недвусмысленно говорит об ответственности за данное деяние только для военнослужащих срочной службы. Далее, ч. 2 этой же статьи предусмотрена ответственность за то же деяние, но уже совершенное военнослужащим, содержащимся в дисциплинарной воинской части. Ответственность для военнослужащих контрактной службы наступает только за самовольное оставление части или места службы, а так же неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца (ч. 3) и за аналогичные деяния продолжительностью свыше одного месяца (ч. 4).

Теперь следует сказать об уголовных наказаниях, применяемых к военнослужащим. Существуют виды наказаний, которые являются специфичными для военнослужащих контрактной службы и для солдат «срочников». Так, только по отношению к «контрактникам» применяется «ограничение по военной службе» (ч. 1. ст. 51 УК РФ) и только по отношению к солдатам срочной службы применяется «содержание в дисциплинарной воинской части» (ч.1. ст. 55 УК РФ). Далее, по отношению к солдатам срочной службы не применяется такой вид наказания как «Обязательные работы» (ч. 4. ст. 49 УК РФ).

Что касается административной и гражданско-правовой ответственности военнослужащих, то в них нет каких-то особенных отличий ответственности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту от ответственности военнослужащих, проходящих службу по призыву. Для материальной же ответственности характерны некоторые отличия. Так, согласно ч. 1. ст. 4 Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ (в редакции федерального закона от 4 декабря 2006 № 203-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3682 «За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы,

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного содержания...».

Особого внимания заслуживает дисциплинарная ответственность военнослужащих срочной службы, поскольку она является самым

распространенным видом юридической ответственности для военнослужащих срочной службы. Для всех категорий военнослужащих дисциплинарная ответственность обладает рядом особенностей, которые резко отличают военнослужащего от обычного гражданина. Но дисциплинарная ответственность военнослужащих дифференцирована в зависимости от принадлежности к солдатам срочной службу или к контрактникам. К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, согласно ст. 55 Дисциплинарного устава применяются следующие взыскания: выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, лишение нагрудного знака отличника, снижение в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины), снижение в воинском звании ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины), снижение в воинском звании со снижением в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины), дисциплинарный арест.

Что же касается военнослужащих контрактной службы, то дисциплинарная ответственность для них намного мягче. Так, для младших и старших офицеров согласно ст. 67 Дисциплинарного устава предусмотрены следующие взыскания: выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном

служебном соответствии, снижение в воинской должности, досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

Помимо прав, свобод, обязанностей и ответственности в отечественной науке в рамках специального правового статуса принято рассматривать и другие элементы, такие как льготы, компенсации и гарантии реализации правового статуса. Первым делом, хотелось бы затронуть вопрос льгот и компенсаций. По словам Н.А. Климентьевой, «Специфика правового статуса военнослужащих

определяется и тем, что в связи с особым характером обязанностей, возложенных

6

на военнослужащих, им предоставляются льготы и компенсации» .

Под льготой понимается «правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей» . Для военнослужащих существует огромное количество льгот. Обычно их принято делить в зависимости от сферы общественной жизни: льготы по собственности и налогам; жилищные льготы; льготы в области медицинской помощи; льготы в области образования и

g

культуры и т.п. Многие из обозначенных льгот предоставляются только для военнослужащих «контрактников». Характерным примером этому являются льготы жилищного характера.

Под компенсациями же принято понимать «денежные выплаты отдельным категориям лиц в целях возмещения потери заработка или иного трудового дохода, либо компенсации дополнительных расходов, вызванных рядом жизненных обстоятельств»9. В целом, соглашаясь с предложенной формулировкой, следует добавить, что применительно к военнослужащим компенсационные выплаты преследуют еще одну цель - реализацию права на замену отдельных видов натурального обеспечения денежным эквивалентом10. К таковым относятся: компенсация взамен продовольственного пайка, и

положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества; компенсация за санаторно-курортное лечение и организованный отдых11. Эти компенсации являются существенным денежным подспорьем для военнослужащих и призваны «нивелировать» ограничения, обусловленные характером военной службы12, однако же, они, как и многие льготы, распространяются в основном на военнослужащих контрактной службы. Военнослужащие срочной службы обычно обеспечиваются приведенными благами в натуральном виде. Ряд других компенсаций так же свойственен для «контрактников». К примеру, предоставление отдыха в другие дни недели в случае привлечения к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

На основании сказанного ясно, что льготная и поощрительная правовая политика в современной России нацелена главным образом на военнослужащих контрактной службы. Интересы же солдат срочной службы во многом ущемлены. Поэтому необходимо на законодательном уровне предусмотреть ряд специальных льгот и компенсаций, которые преследовали бы своей целью социальную защиту солдат «срочников». Конечно, не удастся полностью сгладить все различия между двумя социальными группами военнослужащих,

тем более, что некоторые льготы и компенсации для военнослужащих контрактной службы имеют характер привилегий и призваны подчеркнуть их особое положение в воинской иерархии. Понятно, что объем льгот, скажем офицера, и солдаты срочной службы будет различаться. Но, думается, что эти различия не должны представлять из себя пропасть и таким образом формировать две существенно различные «касты» военнослужащих.

Как известно из § 1 гл.11, военнослужащий срочной службы не может осуществить свое право на выбор рода деятельности и, соответственно, право на достойное вознаграждение за данный вид трудовой деятельности. Это тем более чувствительно для военнослужащих имеющих среднее либо же высшее профессиональное образование или имеющих какую-либо квалификацию. Находясь в отрыве от гражданского общества, они не всегда могут полностью себя реализовать. И эта весьма своеобразная «упущенная выгода» нигде и никогда не учитывается. Поэтому солдаты- срочники, имеющие профессиональное образование, должны обеспечиваться денежным довольствием исходя из среднего заработка в соответствующем виде профессиональной деятельности. При этом, естественно, что уровень их денежного довольствия не должен превышать уровня довольствия военнослужащих контрактной службы. Данная компенсация, помимо социальной защиты солдат, проходящих службу по призыву, может решить и некоторые управленческие проблемы. К примеру, эта мера может, наконец то, заставить воинскую администрацию использовать личный состав, имеющий квалификацию на должностях, где эта квалификация как раз и требуется.

Следующей составляющей правового статуса являются гарантии. Под гарантиями принято понимать «систему юридических, экономических, организационных, нравственных, политических условий, предпосылок, способов, средств, создающих равные возможности для субъектов в осуществлении их интересов, свобод, прав»13.

Из всех условий и предпосылок наибольший интерес для нас представляют юридические гарантии: «...закрепленные в законодательстве способы и специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить

правомерную реализацию и защиту прав и свобод.»14.

Юридические гарантии очень легко спутать с льготами, однако между ними есть существенное теоретическое отличие: «если правовые нормы о льготах и компенсациях с точки зрения их содержания являются нормами материального права, т.е. устанавливают конкретные виды и объем предоставляемых военнослужащим вполне осязаемых материальных благ, то гарантии относятся к процедурной, процессуальной сфере, обеспечивающей создание необходимых условий, для безусловной реализации правовых норм о льготах и компенсациях и доведения материальных благ до конкретных получателей»15. Именно поэтому юридические гарантии рассматриваются отдельно от льгот как самостоятельная юридическая категория.

H. А. Климентьева выделяет следующие виды юридических гарантий правового статуса военнослужащих16:

I. Судебная защита.

2. Широкое использование административно-правовых способов защиты прав и свобод.

3. Охрана законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью.

4. Право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или должностных лиц.

5. Гарантированное получение квалифицированной юридической помощи.

Несколько иная классификация юридических гарантий военнослужащих

предложена В.М. Корякиным, который выделил следующие виды :

1. Наличие правовых норм, юридически закрепляющих необходимый объем прав и льгот военнослужащих.

2. Достаточность финансовых средств, выделяемых на реализацию законодательства о социальной защите и социальном обеспечении военнослужащих.

3. Законодательно закрепленная обязанность государственных органов и должностных лиц обеспечивать реализацию социальных прав указанных категорий граждан.

4. Предусмотренную законодательством юридическую ответственность органов и должностных лиц за нарушение прав военнослужащих.

5. Наличие юридически оформленных правил и процедур защиты и восстановления нарушенных прав граждан.

С приведенными выше классификациями следует согласиться, однако необходимо заметить, что, гарантии в классификации, предложенной Н.А. Климентьевой, также распространяются и на всех остальных граждан страны и по приведенному перечню не ясно отличие гарантий прав, свобод и обязанностей военнослужащих от аналогичных гарантий обыкновенных граждан. Это утверждение справедливо и для классификации В.М. Корякина. В приведенном им перечне гарантий слово «военнослужащих» можно без потери смысла, заменить на слово «граждан». Далее, обе классификации не дают ответа на вопрос, чем отличается правовой статус военнослужащих срочной службы от военнослужащих контрактной службы.

Думается, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, как более не защищенная категория граждан, нуждаются в особой системе юридических гарантий. В отечественной литературе уже долгие годы ведется дискуссия о различных гарантиях правового статуса военнослужащих, существующих в европейских странах, и о возможности их имплементации в российское законодательство . К таковым относятся, уполномоченный по правам военнослужащих (военный омбудсмен), военная полиция, военный профсоюз, институт доверенного лица. Введение некоторых их этих институтов в современной России необходимо и вполне своевременно. К тому же не требует существенных затрат. Например, институт военного омбудсмена и институт доверенного лица. Создание же военных профсоюзов и военной полиции может вызвать затруднения, поскольку, исходя из смысла задумки, это должны быть значительные по объему полномочий и численности личного состава

учреждения. Что касается учреждения военной полиции, то это будет излишним, так как органы военной юстиции в России все же существуют.

Когда речь заходит о каких-либо заимствованиях, то всегда возникает вопрос - насколько они целесообразны? Необходимо понять, какие конкретные задачи могут быть решены? И с этих позиций, не вдаваясь в организационные сложности, следует сказать, что введение каждого из этих институтов является благом, поскольку все они обеспечивают внесудебную защиту военнослужащих, что наиболее важно для военнослужащих срочной службы. Так как для этой категории лиц весьма затруднено обращение в суд. Председатель Военной коллегии Верховного суда РФ Н.А. Петухов замечает: «В большинстве случаев с жалобами в суд обращаются офицеры (в том числе и генералы) и прапорщики (всего около 70 %), а так же солдаты и сержанты, проходящие службу по контракту (около 20 %), жалобы военнослужащих по призыву в среднем составляют около 7 % »19. Поэтому введение вышеозначенных институтов было бы полезно. Единственно, о чем еще стоит подумать - приживется ли тот или иной институт в Отечественных условиях? Но это уже тема другого и более конкретного исследования.

На основании сказанного становятся понятным, что необходимо более четкое выделение правового статуса военнослужащих срочной службы, так как их реальный социальный статус весьма отличен от статуса военнослужащих «контрактников». Нельзя сказать, что законодателем эта проблема вообще никак не решена. В российском законодательстве можно найти множество норм, разграничивающих права, обязанности и ответственность военнослужащих контрактной и срочной службы. Норм, которые однозначно говорят о различиях этих двух категорий. Однако дифференциация их правового статуса должна быть более последовательной. Предусматривая особенные права, обязанности и меры ответственности, необходимо предусмотреть и особого рода льготы, компенсации и гарантии правового статуса военнослужащих срочной службы. Сегодня, этот вопрос решен для военнослужащих «контрактников» и только намечен для солдат «срочников», что порождает неравенство между двумя группами военнослужащих.

1

2

3

4

5

6

7

8

ПРИМЕЧАНИЯ

Мигачев Ю.А. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (сравнительноправовое исследование): дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 1999. С. 33.

Чангулин Г.И. Льготы для защитников родины. Киев: Изд-во политической литературы Украины, 1983. С. 6.

Там же.

Цит. по: МигачевЮ.А. Указ.соч. С. 45.

См.: ПоповЛ.Л., МигачевЮ.И., Тихомиров С.В. Военное право: учебник / под ред. Ю.И. Мигачева. М.: Юристъ, 2008. С. 398.

Климентьева Н.А. Проблемы правового статуса военнослужащих: учебное пособие / под ред. И.Н. Сенякина. Саратов, 2003. С. 23.

См.: Малько А.В. Льготная и поощрительная правовая политика. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 64.

См.: КлиментьеваН.А. Указ. соч. С. 25.

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

См.: Фильчакова С.Ю. Право социального обеспечения: учебное пособие. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. С. 65.

См.: Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий Федерального Закона «О статусе военнослужащих» / под общ. ред. В.Г. Стрекозова. М.: Спарк, 1999. С. 10.

Там же.

См.: Морозова И.С. Основные формы реализации льгот в современном российском законодательстве // Актуальные проблемы правоведения. 2007. № 3. С. 91.

См.:МалькоА.В. Указ. соч. С. 76.

См.: КлиментьеваН.А. Указ. соч. С. 28.

См.: КорякинВ.М. Льготы в военном праве // Государство и право. 2006. № 12. С. 91. КлиментьеваН.А. Указ. соч. С. 28.

Корякин В.М. Указ. соч. С. 91.

См.: Мигачев Ю.А. Указ соч. С. 433, 449, 454, 471; Соколов С.А. Воспитание военнослужащих в духе прав человека: поиск парадигмы отечественного военного образования // Права человека в России: декларации, нормы и жизнь: материалы межд. научн. конф., посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. С. 355.

Петухов Н.А. Правовой статус военнослужащих и его развитие в военной реформе в Российской Федерации // Права человека в России: декларации, нормы и жизнь: материалы междунар. научн. конф., посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. С. 334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.