ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ
Н.А. Маслов,
преподаватель кафедры общеюридических дисциплин ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ
В статье представлен комплексный анализ обязанностей и ответственности военнослужащих срочной службы и их отличие от обязанностей и ответственности военнослужащих проходящих службу по контракту.
This article presents a comprehensive analysis of the duties and responsibilities of conscripts and their difference from duties and responsibilities of personnel serving under contract1.
Из всех видов государственной службы военную справедливо можно назвать самой тяжелой и трудоемкой, что находит свое отражение в обязанностях и ответственности военнослужащих. Обязанностей, возложенных на военнослужащих существенно больше по сравнению с обязанностями государственных гражданских служащих или лиц находящихся на военизированной службе. При этом их исполнение требует значительных моральных и физических лишений, а ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение носит весьма суровый характер. Обязанности и ответственность лиц, проходящих военную службу, обусловлены присущей им социальной ролью защитников общества и государства, важность которой очевидна и не требует доказательств. Поэтому теоретическое исследование обязанностей и юридической ответственности военнослужащих является актуальной задачей. Однако, данная проблематика не достаточно освещена в отечественной юриспруденции. Справедливости ради следует сказать, что существуют работы, посвященные правовому статусу военнослужащих1, в которых наряду с другими элементами рассматриваются также обязанности и ответственность. Но не существует отдельных работ, написанных по этой тематике. Тем более нет трудов об обязанностях и ответственности военнослужащих срочной службы. Хотя они имеют свою специфику, позволяющую отличить их от обязанностей и ответственности военнослужащих контрактной службы.
Все обязанности, возлагаемые на военнослужащих можно разделить на общегражданские и военно-служебные2. Под общегражданскими обязанностями подразумеваются все обязанности, которые военнослужащие несут наравне со всеми остальными гражданами. В первую очередь это конституционные обязанности , такие как соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15); заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3. ст. 44); платить законно установленные
1 Maslov N. Duties and responsibility of statutory military personnel
налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) и пр.
Выделение в правовом статусе военнослужащих общегражданских обязанностей может показаться излишним, однако это подчеркивает то, что любое лицо, состоящее на военной службе, является, прежде всего, гражданином и только потом военнослужащим. Но все же, важную для нас специфику правового статуса военнослужащих высвечивают не общегражданские, а военно-служебные обязанности. В зависимости от субъекта (конкретного военнослужащего) их можно разделить на три типа: 1) общие обязанности военнослужащих; 2) должностные; 3) специальные4.
Под общими обязанностями военнослужащих понимаются обязанности, которые распространяются абсолютно на всех военнослужащих, независимо от того на контрактной или на срочной службе они находятся и независимо от должности, воинского звания, возраста, срока службы и пр. Такого рода обязанности изложены в первую очередь в Федеральном Законе «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ в ред. от 12 декабря 2011 г. № 427-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331, и в Уставе внутренней службы (утвержден Указом Президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» от 10 ноября 2007 № 1495 в ред. от 29 июля 2011 г. № 1039 // СЗ РФ. 2007. № 47 (ч. 1). Ст. 5749.
Ст. 26 Закона «О статусе военнослужащих» гласит: «Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а так же выполнение задач в соответствии международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих: быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию; строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров; дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом; совершенствовать воинской мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну; соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации».
Устав внутренней службы полностью дублирует содержание ст. 26 Закона «О статусе военнослужащих» (ст. 16), добавляя при этом ряд других обязанностей. К таковым относятся обязанность быть честным и храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части (ст. 17); проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов (ст. 18); уважать честь и достоинство других военнослужащих, соблюдать правила
воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия (ст. 19) и пр.
Легко заметить, что некоторые общие обязанности военнослужащих имеют не только и не столько правовой, сколько этический характер. К примеру, обязанность дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществом, смело можно отнести к обязанностям, продиктованным нормами корпоративной морали, характерной для среды военнослужащих. Будучи фундаментальными для военной службы, требования корпоративной этики нередко получают закрепление в нормативных правовых актах, регламентирующих военное строительство.
На уровне общих обязанностей сложно установить существенные различия между солдатами-срочниками и военнослужащими контрактной службы, однако следует сказать что некоторые из этих обязанностей, будучи возложенными на всех военнослужащих, по преимуществу исполняются только солдатами срочной службы. К таковым относятся обязанности соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия. Трепетное отношение командиров и начальников к исполнению солдатами-срочниками этих обязанностей обычно объясняется воспитательными целями. На деле же это зачастую служит развитию неуставных взаимоотношений.
Должностные обязанности обусловлены занимаемой военнослужащим должностью и являются наиболее индивидуализированными. Конечно, в вооруженных силах существует множество типовых должностей, которые предусматривают вполне определенный круг обязанностей. Однако, помимо них существует огромное количество нетиповых должностей. Кроме того, на объем должностных обязанностей военнослужащего, занимающего типовую должность, накладывает отпечаток местность, в которой он проходит службу и зависящие от нее условия службы и иные факторы. Поэтому в любом случае комплекс должностных обязанностей будет строго индивидуален.
Отличия в должностных обязанностях солдат срочной службы в основном заключаются в том, что им в рядах вооруженных сил отводятся, как правило, самые низовые должности, которые требуют минимальной квалификации. Постановлением Правительство РФ от 18 августа 2008 г. № 621 (в ред. Постановления Правительства РФ 4 февраля 2011 г. № 53) утверждена Федеральная Целевая программа «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 - 2015 годы)» // СЗ РФ. 2008. № 34. Ст. 3930. Основной целью программы является «укомплектование к 2016 году должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, а также матросов плавсостава Военно-Морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Таким образом,
идет целенаправленный перевод сержантских и старшинских должностей на контрактную систему комплектования. В результате этого уделом срочной службы должно стать только комплектование должностей рядового состава, которые предусматривают исполнение обязанностей, не требующих серьезной профессиональной подготовки.
Специальными называются обязанности, исполняемые военнослужащими, находящимися в суточном и гарнизонном нарядах, задействованными в ликвидации последствий стихийных бедствий и в иных чрезвычайных обстоятельствах (ст. 25 Устава внутренней службы). Специальные обязанности имеют временный, разовый характер. Назначение в суточный наряд и привлечение к решению других задач производится в зависимости от занимаемой должности и воинского звания. Поэтому специальные обязанности также зависят от должностного положения. Так, военнослужащего срочной службы, находящегося на должности рядового состава в суточный наряд по роте могут назначить только дневальным (ст. 302). Таким же образом, при заступлении в караул, согласно ст. 148 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил российской Федерации (утвержден Указом Президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» от 10 ноября 2007 № 1495 в ред. от 29 июля 2011 г. № 1039 // СЗ РФ. 2007. № 47 (ч. 1). Ст. 5749) караульные назначаются из числа солдат и матросов. А, как известно, эти должности замещаются в основном солдатами срочной службы. Более высокие должности суточного наряда и караула замещаются в основном сержантами и старшинами, реже офицерами, которые естественно комплектуются исключительно военнослужащими контрактной службы. Так, дежурный по роте назначается из числа сержантов и, как исключение из числа наиболее подготовленных солдат (ст. 298 Устава внутренней службы). Начальником караула назначается сержант (старшина), за исключением тех случаев, когда в карауле пять и более постов. При этих обстоятельствах начальниками караулов назначается прапорщики, мичманы или офицеры (ст. 146 Устава гарнизонной и караульной служб).
Теперь о характере юридической ответственности солдат срочной службы. Вообще юридическая ответственность военнослужащих имеет ряд особенностей:
1) гораздо более широкий, чем у гражданских лиц, круг составов правонарушений, за которые наступает юридическая ответственность, что обусловлено спецификой военной службы, ее жесткой правовой регламентацией;
2) более строгая ответственность за совершение аналогичных с гражданскими лицами правонарушений; наличие у командиров (начальников) специальных, законодательно закрепленных полномочий, по привлечению военнослужащих к юридической ответственности; 3) наличие специальных условий для реализации этих полномочий и применения мер юридической ответственности; 4) наличие специфических мер юридической ответственности5. Далее, необходимо проанализировать различные виды юридической ответственности применительно к военнослужащим и найти особенности ответственности военнослужащих срочной службы.
Как известно, военнослужащие, совершившие обшеуголовные и государственные преступления, несут уголовную ответственность на общих с другими лицами основаниях. Однако существуют составы преступлений, ответственность за совершение которых может быть возложена только на военнослужащих. Это предусмотренные главой 33 УК РФ преступления против военной службы. Кроме того, в УК РФ предусмотрены деяния, ответственность за совершение которых возлагается только на военнослужащих срочной службы. Так, в ч. 1. ст. 337 изложено следующее деяние: «Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву». Как видно из сказанного, уголовный закон недвусмысленно говорит об ответственности за данное деяние только для военнослужащих срочной службы. Далее, ч. 2 этой же статьи предусмотрена ответственность за то же деяние, но уже совершенное военнослужащим, содержащимся в дисциплинарной воинской части. Ответственность для военнослужащих контрактной службы наступает только за самовольное оставление части или места службы, а так же за неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца (ч. 3) и за аналогичные деяния продолжительностью свыше одного месяца (ч. 4).
Теперь об уголовных наказаниях, применяемых к военнослужащим. Существуют виды наказаний, которые являются специфичными для военнослужащих контрактной службы и для солдат - срочников. Так, только по отношению к «контрактникам» применяется «ограничение по военной службе» (ч. 1. ст. 51 УК РФ) и только по отношению к солдатам срочной службы применяется «содержание в дисциплинарной воинской части» (ч.1. ст. 55 УК РФ). По отношению к солдатам срочной службы не применяется такой вид наказания, как «Обязательные работы» (ч. 4. ст. 49 УК РФ).
Что касается административной и гражданско-правовой ответственности военнослужащих, в них нет каких-то особенных отличий ответственности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту от ответственности военнослужащих, проходящих службу по призыву. Для материальной же ответственности характерны некоторые отличия. Так, согласно ч. 1. ст. 4 Федерального Закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ (в редакции федерального закона от 4 декабря 2006 № 203-ФЗ) // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3682 «За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного содержания...».
Особого внимания заслуживает дисциплинарная ответственность военнослужащих срочной службы, поскольку она является самым распространенным видом юридической ответственности для военнослужащих срочной службы. Для всех категорий военнослужащих дисциплинарная ответственность обладает рядом особенностей, которые резко отличают военнослужащего от обычного гражданина. Дисциплинарная ответственность военнослужащих дифференцирована в зависимости от принадлежности к солдатам срочной службы или к контрактникам. К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, согласно ст. 55 Дисциплинарного устава (утвержден Указом Президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» от 10 ноября 2007 № 1495 в ред. от 29 июля 2011 г. № 1039 // СЗ РФ. 2007. № 47 (ч. 1). Ст. 5749), применяются следующие взыскания: выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, лишение нагрудного знака отличника, снижение в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины), снижение в воинском звании ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины), снижение в воинском звании со снижением в воинской должности ефрейтора (старшего матроса) и сержанта (старшины), дисциплинарный арест.
Что же касается военнослужащих контрактной службы, то дисциплинарная ответственность для них намного мягче. Так, для младших и старших офицеров, согласно ст. 67 Дисциплинарного устава, предусмотрены следующие взыскания: выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинской должности, досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
Итак, обязанности и ответственность военнослужащих срочной службы имеют свою специфику, которая обусловлена занимаемым ими местом в воинской иерархии. В основном обязанности обусловлены кругом должностей, замещаемых солдатами срочной службы и потому не требующими серьезной профессиональной подготовки. По поводу ответственности следует сказать, что для военнослужащих срочной службы она выглядит более суровой, что обусловлено воспитательными целями и потребностями в первоначальной профессиональной подготовке военнослужащих.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение: дис. ... д-ра. юрид. наук. М.: 1984; Арцибасов И.Н. Правовой статус советских войск, военнослужащих и членов их семей, находящихся за рубежом. М., 1977; Мигачев Ю.А. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (сравнительно-правовое исследование): дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 1999.
2. См.: Стрекозов В.Г. Обязанности военнослужащих // Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для высших военных учебных заведений / Отв. ред. В.А. Карташкин. М.: Норма, 2001. С. 174.
3. Там же.
4. Там же. С. 175.
5. См.: Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право: учебник / под ред. Ю.И. Мигачева М.: Юристъ, 2008. С. 398.