3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.
УДК 355/359
Ломова Наталья Григорьевна, Тимошенко Андрей Станиславович
Управленческое решение командира воинской части как основа управления боевой подготовкой повседневной деятельности войск
Аннотация. В статье автором рассматриваются виды деятельности командира воинской части по поддержанию боевой готовности, раскрывается алгоритм его действий при принятии управленческого решения как основы управления боевой подготовкой повседневной деятельности войск.
Ключевые слова: повседневная деятельность войск, планирование боевой подготовки, управленческое решение командира воинской части.
Боевая подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации как вид подготовки является основным содержанием повседневной деятельности в воинской части, соединении; представляет собой обучение и воинское воспитание личного состава, подготовку подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления к выполнению боевых или других задач в соответствии с их предназначением.
При рассмотрении руководства по поддержанию боевой готовности в широком, обыденном смысле, следует понимать деятельность органов управления в целях наибольшей эффективности решения задач боевой подготовки подчинённым личным составом [1].
Основным органом управления войсками при поддержании боевой готовности является штаб.
Ведущая роль штаба среди других органов управления обусловлена, прежде всего, содержанием тех задач, которые он выполняет в процессе управления войсками.
Важнейшими из них являются: обеспечение боевой и мобилизационной готовности войск; организация всех видов их боевой и повседневной деятельности и боевого дежурства; непрерывное управление разве-
дывательными органами при выполнении ими боевых задач; обеспечение живучести сил и средств разведки и связи; непрерывное добывание, сбор, изучение и оценка сведений об обстановке, состояние, положение и характер действий своих войск и войск противника; подготовка необходимых расчетов и предложений для принятия решений; своевременное доведение задач до войск, организация их подготовки к боевым действиям, оказание помощи; планирование и участие в организации взаимодействия, поддержание его в ходе тактических действий (операции); организация всестороннего обеспечения тактических действий (операции) и комендантской службы; организация комплектования войск личным составом, вооружением и техникой, пополнения материальными средствами; учет радиоактивного облучения личного состава и оценка боеспособности соединений и частей; информирование подчиненных, взаимодействующих штабов и соседей об обстановке и возможных ее изменениях; организация системы управления войсками, обеспечение ее бесперебойной работы, охраны, обороны, маскировки и защиты от РЭП противника и др. [1, 4].
Характер перечисленных задач позволяет сделать вывод о том, что повседневная деятельность как по объему, так и по содержанию является главной. На нее приходится основная доля работы командира и штаба по поддержанию боевой готовности в воинской части [1].
Большой объём и сжатые сроки разработки планирующих документов выдвигают перед командирами (начальниками) всех степеней необходимость рационального построения своей деятельности по организации работы подчиненных им должностных лиц.
В подразделении, воинской части (соединении) планирование подготовки начинается с анализа командиром исходных данных и принятия решения.
Начальник штаба соединения конкретизирует предусмотренные мероприятия, при необходимости уточняет время их проведения и отдает указания о внесении изменений в соответствующие подразделы плана подготовки.
Таким образом, последовательно занося мероприятия из решения командира по всем разделам плана подготовки, в нем будут две группы мероприятий: первая - мероприятия, проводимые старшими командирами (начальниками) в воинской части (соединении) и вторая - мероприятия, определённые решением командира. Они и составляют основу разделов плана подготовки.
На основе уяснения исходных данных, замысла и учёта предложений командир принимает решение, являющееся основой планирования подготовки [1].
При определении комплекса мероприятий по всестороннему обеспечению подготовки намечаются порядок использования объектов учебной
материальной базы с учётом участия разновидовых, разнородовых и разноведомственных подразделений (воинских частей), расходования моторесурсов, боеприпасов и имитации, финансовых средств, отпущенных на подготовку, очерёдность мероприятий по техническому ремонту и совершенствованию учебных объектов и их закрепление за подразделениями (воинскими частями).
Принятое решение командир доводит до подчинённых в ходе постановки задач на организацию подготовки.
После объявления своего решения командир определяет задачи начальнику штаба, заместителям, а при необходимости и другим офицерам на непосредственную разработку планирующих документов.
Большой объём и сжатые сроки разработки планирующих документов выдвигают перед командирами (начальниками) всех степеней необходимость рационального построения своей деятельности по организации работы подчиненных им должностных лиц.
В подразделении, воинской части (соединении) планирование подготовки начинается с анализа командиром исходных данных.
Постановка задач на планирование подготовки осуществляется: командиром соединения, командиром воинской части, командиром батальона (дивизиона) и им равным на период обучения.
Начальник штаба воинской части (соединения) является организатором работы офицеров штаба. Он отвечает за планирование подготовки и обязан разрабатывать план подготовки воинской части, план проверки состояния подразделений (воинских частей) и служб должностными лицами, контролировать их выполнение; вести учёт подготовки; своевременно представлять в вышестоящий штаб необходимые донесения (ст. 96, 97 УВС ВС РФ) [4].
В зависимости от условий, в которых будет организовываться подготовка, сроков поступления руководящих документов, наличия времени на планирование, уровня подготовленности и согласованности в работе командиров и подчинённых штабов командир воинской части (соединения) определяется последовательность выполнения этих работ.
Практика показывает, что работа командира начинается с проведения им анализа работы за прошедший цикл обучения, изучения задачи и уяснения исходных данных. При этом изучаются обе группы исходных данных, т.е. руководящие документы, условия организации и осуществления подготовки в новом учебном году, достигнутый уровень подготовки воинской части (соединения).
В результате их изучения командир делает выводы и намечает конкретные мероприятия, которые необходимо учесть при планировании подготовки в своём решении [1].
На основе оценки исходных данных командир определяет замысел на организацию подготовки воинской части (соединения). В замысле он
определяет: основную направленность в обучении подразделений (воинских частей) и органов управления в периоде обучения (текущем году); порядок, способы и последовательность подготовки военнослужащих, этапы слаживания подразделений и органов управления (штабов); основные вопросы руководства подготовкой подразделений (воинских частей) [2].
После объявления замысла командир отдаёт указания должностным лицам воинской части (соединения) на подготовку необходимых данных для принятия решения.
В Вооруженных Силах России в последние годы происходят как радикальные перемены, так и изменения в повседневной жизни и деятельности войск.
В новых условиях попытки решать вопросы повышения уровня боевой подготовки традиционными способами без внедрения принципиально новых подходов в основном показали низкую эффективность, а порой и несостоятельность. В связи с этим становится актуальной тема разработки новых программ боевой подготовки в повседневной деятельности войск, которая обусловлена требованием к повышению качества самой боевой подготовки (с учетом комплектования военнослужащих по контракту) при сохранении ее интенсивности и межвидовой направленности в подготовке войск и органов их управления.
При формировании новых программ боевой подготовки в повседневной деятельности войск, укомплектованных военнослужащими по контракту, приоритетными можно считать следующие концептуальные подходы: организация боевой подготовки с целью достижения заданного уровня результата полевой выучки; слаживание подразделений методом отработки комплексных тактических задач; комплексный подход к подготовке подразделений, воинских частей и соединений, их органов управления и офицеров; - организация подготовки войск в повседневной деятельности с учетом применения современных и перспективных технических средств обучения [3].
Все задачи, связанные с планированием подготовки могут быть успешно решены только тогда, когда все командиры и офицеры управления воинской части (соединения) будут иметь высокую военно-теоретическую подготовку, сочетать в себе качества современного руководителя, обладать военными знаниями, высокой культурой квалифицированного специалиста.
Библиографический список
1. Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части. Книга 1. Организация боевой подготовки: введены в действие директивой перво-
го ЗМО РФ от 5 ноября 2002 г. № 332/500. - Москва: Воениздат, 2003. - 256 с.
2. Сильченко, С.В. Научные основы боевой подготовки / С.В. Сильчен-ко, Ю.Ф. Шлык. - М.: ВАФ, 2002. - 56 с.
3. Левентов, Н. Знать свой маневр: взгляд на некоторые итоги апробации новых программ боевой подготовки подразделений / Н. Левентов // Армейский сборник. - 2017. - № 5. - С. 14-23.
4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. -Москва: Воениздат, 2008.
УДК 355/359
Тимошенко Андрей Станиславович
О некоторых аспектах управления повседневной деятельностью воинской части
Аннотация. Статья посвящена особенностям управления повседневной деятельностью войск. Автор раскрывает также факторы, воздействующие на боевую подготовку.
Ключевые слова: боевая подготовка, опосредованные и непосредственные факторы, механизм развития системы боевой подготовки.
Реорганизация системы управления Вооружёнными Силами Российской Федерации, изменение организационно-штатных структур общевойсковых формирований сухопутных войск, их боевого предназначения, результаты выполнения ими учебно-боевых задач в ходе манёвров и оперативно-стратегических учений «Запад-2017», определяют новые тенденции военного искусства и изменения характера вооружённой борьбы, находят своё отражение в перспективных формах и способах ведения боевых действий, корректируют традиционные взгляды на боевую подготовку.
Факторы, воздействующие на боевую подготовку, разделяются на две группы: опосредованные и непосредственные [3].
Опосредованные факторы отражают социально-политический строй государства, его экономику и идеологию.
К непосредственным факторам отнесены: военная доктрина государства; вероятный противник (его доктрина и военное искусство); средства вооруженной борьбы; способы вооруженной борьбы; принципы и способы комплектования войск, продолжительность действительной военной службы; театр военных действий; организационно-штатная структура войск; оперативное (боевое) предназначение войск.