Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ КОМАНДИРА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК'

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ КОМАНДИРА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЙСК / ПЛАНИРОВАНИЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ КОМАНДИРА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломова Наталья Григорьевна, Тимошенко Андрей Станиславович

В статье автором рассматриваются виды деятельности командира воинской части по поддержанию боевой готовности, раскрывается алгоритм его действий при принятии управленческого решения как основы управления боевой подготовкой повседневной деятельности войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломова Наталья Григорьевна, Тимошенко Андрей Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ КОМАНДИРА ВОИНСКОЙ ЧАСТИ КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК»

3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.

УДК 355/359

Ломова Наталья Григорьевна, Тимошенко Андрей Станиславович

Управленческое решение командира воинской части как основа управления боевой подготовкой повседневной деятельности войск

Аннотация. В статье автором рассматриваются виды деятельности командира воинской части по поддержанию боевой готовности, раскрывается алгоритм его действий при принятии управленческого решения как основы управления боевой подготовкой повседневной деятельности войск.

Ключевые слова: повседневная деятельность войск, планирование боевой подготовки, управленческое решение командира воинской части.

Боевая подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации как вид подготовки является основным содержанием повседневной деятельности в воинской части, соединении; представляет собой обучение и воинское воспитание личного состава, подготовку подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления к выполнению боевых или других задач в соответствии с их предназначением.

При рассмотрении руководства по поддержанию боевой готовности в широком, обыденном смысле, следует понимать деятельность органов управления в целях наибольшей эффективности решения задач боевой подготовки подчинённым личным составом [1].

Основным органом управления войсками при поддержании боевой готовности является штаб.

Ведущая роль штаба среди других органов управления обусловлена, прежде всего, содержанием тех задач, которые он выполняет в процессе управления войсками.

Важнейшими из них являются: обеспечение боевой и мобилизационной готовности войск; организация всех видов их боевой и повседневной деятельности и боевого дежурства; непрерывное управление разве-

дывательными органами при выполнении ими боевых задач; обеспечение живучести сил и средств разведки и связи; непрерывное добывание, сбор, изучение и оценка сведений об обстановке, состояние, положение и характер действий своих войск и войск противника; подготовка необходимых расчетов и предложений для принятия решений; своевременное доведение задач до войск, организация их подготовки к боевым действиям, оказание помощи; планирование и участие в организации взаимодействия, поддержание его в ходе тактических действий (операции); организация всестороннего обеспечения тактических действий (операции) и комендантской службы; организация комплектования войск личным составом, вооружением и техникой, пополнения материальными средствами; учет радиоактивного облучения личного состава и оценка боеспособности соединений и частей; информирование подчиненных, взаимодействующих штабов и соседей об обстановке и возможных ее изменениях; организация системы управления войсками, обеспечение ее бесперебойной работы, охраны, обороны, маскировки и защиты от РЭП противника и др. [1, 4].

Характер перечисленных задач позволяет сделать вывод о том, что повседневная деятельность как по объему, так и по содержанию является главной. На нее приходится основная доля работы командира и штаба по поддержанию боевой готовности в воинской части [1].

Большой объём и сжатые сроки разработки планирующих документов выдвигают перед командирами (начальниками) всех степеней необходимость рационального построения своей деятельности по организации работы подчиненных им должностных лиц.

В подразделении, воинской части (соединении) планирование подготовки начинается с анализа командиром исходных данных и принятия решения.

Начальник штаба соединения конкретизирует предусмотренные мероприятия, при необходимости уточняет время их проведения и отдает указания о внесении изменений в соответствующие подразделы плана подготовки.

Таким образом, последовательно занося мероприятия из решения командира по всем разделам плана подготовки, в нем будут две группы мероприятий: первая - мероприятия, проводимые старшими командирами (начальниками) в воинской части (соединении) и вторая - мероприятия, определённые решением командира. Они и составляют основу разделов плана подготовки.

На основе уяснения исходных данных, замысла и учёта предложений командир принимает решение, являющееся основой планирования подготовки [1].

При определении комплекса мероприятий по всестороннему обеспечению подготовки намечаются порядок использования объектов учебной

материальной базы с учётом участия разновидовых, разнородовых и разноведомственных подразделений (воинских частей), расходования моторесурсов, боеприпасов и имитации, финансовых средств, отпущенных на подготовку, очерёдность мероприятий по техническому ремонту и совершенствованию учебных объектов и их закрепление за подразделениями (воинскими частями).

Принятое решение командир доводит до подчинённых в ходе постановки задач на организацию подготовки.

После объявления своего решения командир определяет задачи начальнику штаба, заместителям, а при необходимости и другим офицерам на непосредственную разработку планирующих документов.

Большой объём и сжатые сроки разработки планирующих документов выдвигают перед командирами (начальниками) всех степеней необходимость рационального построения своей деятельности по организации работы подчиненных им должностных лиц.

В подразделении, воинской части (соединении) планирование подготовки начинается с анализа командиром исходных данных.

Постановка задач на планирование подготовки осуществляется: командиром соединения, командиром воинской части, командиром батальона (дивизиона) и им равным на период обучения.

Начальник штаба воинской части (соединения) является организатором работы офицеров штаба. Он отвечает за планирование подготовки и обязан разрабатывать план подготовки воинской части, план проверки состояния подразделений (воинских частей) и служб должностными лицами, контролировать их выполнение; вести учёт подготовки; своевременно представлять в вышестоящий штаб необходимые донесения (ст. 96, 97 УВС ВС РФ) [4].

В зависимости от условий, в которых будет организовываться подготовка, сроков поступления руководящих документов, наличия времени на планирование, уровня подготовленности и согласованности в работе командиров и подчинённых штабов командир воинской части (соединения) определяется последовательность выполнения этих работ.

Практика показывает, что работа командира начинается с проведения им анализа работы за прошедший цикл обучения, изучения задачи и уяснения исходных данных. При этом изучаются обе группы исходных данных, т.е. руководящие документы, условия организации и осуществления подготовки в новом учебном году, достигнутый уровень подготовки воинской части (соединения).

В результате их изучения командир делает выводы и намечает конкретные мероприятия, которые необходимо учесть при планировании подготовки в своём решении [1].

На основе оценки исходных данных командир определяет замысел на организацию подготовки воинской части (соединения). В замысле он

определяет: основную направленность в обучении подразделений (воинских частей) и органов управления в периоде обучения (текущем году); порядок, способы и последовательность подготовки военнослужащих, этапы слаживания подразделений и органов управления (штабов); основные вопросы руководства подготовкой подразделений (воинских частей) [2].

После объявления замысла командир отдаёт указания должностным лицам воинской части (соединения) на подготовку необходимых данных для принятия решения.

В Вооруженных Силах России в последние годы происходят как радикальные перемены, так и изменения в повседневной жизни и деятельности войск.

В новых условиях попытки решать вопросы повышения уровня боевой подготовки традиционными способами без внедрения принципиально новых подходов в основном показали низкую эффективность, а порой и несостоятельность. В связи с этим становится актуальной тема разработки новых программ боевой подготовки в повседневной деятельности войск, которая обусловлена требованием к повышению качества самой боевой подготовки (с учетом комплектования военнослужащих по контракту) при сохранении ее интенсивности и межвидовой направленности в подготовке войск и органов их управления.

При формировании новых программ боевой подготовки в повседневной деятельности войск, укомплектованных военнослужащими по контракту, приоритетными можно считать следующие концептуальные подходы: организация боевой подготовки с целью достижения заданного уровня результата полевой выучки; слаживание подразделений методом отработки комплексных тактических задач; комплексный подход к подготовке подразделений, воинских частей и соединений, их органов управления и офицеров; - организация подготовки войск в повседневной деятельности с учетом применения современных и перспективных технических средств обучения [3].

Все задачи, связанные с планированием подготовки могут быть успешно решены только тогда, когда все командиры и офицеры управления воинской части (соединения) будут иметь высокую военно-теоретическую подготовку, сочетать в себе качества современного руководителя, обладать военными знаниями, высокой культурой квалифицированного специалиста.

Библиографический список

1. Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части. Книга 1. Организация боевой подготовки: введены в действие директивой перво-

го ЗМО РФ от 5 ноября 2002 г. № 332/500. - Москва: Воениздат, 2003. - 256 с.

2. Сильченко, С.В. Научные основы боевой подготовки / С.В. Сильчен-ко, Ю.Ф. Шлык. - М.: ВАФ, 2002. - 56 с.

3. Левентов, Н. Знать свой маневр: взгляд на некоторые итоги апробации новых программ боевой подготовки подразделений / Н. Левентов // Армейский сборник. - 2017. - № 5. - С. 14-23.

4. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. -Москва: Воениздат, 2008.

УДК 355/359

Тимошенко Андрей Станиславович

О некоторых аспектах управления повседневной деятельностью воинской части

Аннотация. Статья посвящена особенностям управления повседневной деятельностью войск. Автор раскрывает также факторы, воздействующие на боевую подготовку.

Ключевые слова: боевая подготовка, опосредованные и непосредственные факторы, механизм развития системы боевой подготовки.

Реорганизация системы управления Вооружёнными Силами Российской Федерации, изменение организационно-штатных структур общевойсковых формирований сухопутных войск, их боевого предназначения, результаты выполнения ими учебно-боевых задач в ходе манёвров и оперативно-стратегических учений «Запад-2017», определяют новые тенденции военного искусства и изменения характера вооружённой борьбы, находят своё отражение в перспективных формах и способах ведения боевых действий, корректируют традиционные взгляды на боевую подготовку.

Факторы, воздействующие на боевую подготовку, разделяются на две группы: опосредованные и непосредственные [3].

Опосредованные факторы отражают социально-политический строй государства, его экономику и идеологию.

К непосредственным факторам отнесены: военная доктрина государства; вероятный противник (его доктрина и военное искусство); средства вооруженной борьбы; способы вооруженной борьбы; принципы и способы комплектования войск, продолжительность действительной военной службы; театр военных действий; организационно-штатная структура войск; оперативное (боевое) предназначение войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.