Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК (СИЛ) ВОЕННОГО ОКРУГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК (СИЛ) ВОЕННОГО ОКРУГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1453
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНТР БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / МЕЖВИДОВАЯ ПОДГОТОВКА / СЛАЖИВАНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / ВОЕННЫЕ ИГРЫ / МОДЕЛИРОВАНИЕ БОЕВОЙ ОБСТАНОВКИ / COMBAT TRAINING CENTER / INTER-SERVICE TRAINING / UNIT COORDINATION / MILITARY GAMES / COMBATMODELLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хромов Анатолий Олегович

На основе анализа опыта подготовки войск (сил) военного округа определены тенденции развития системы боевой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT TENDENCIES IN THE SYSTEM OF COMBAT TRAINING OF MILITARY DISTRICT TROOPS/FORCES IN PRESENT-DAY CONDITIONS

The paper falls back on analysis of troop/force training practice in military districts to describe the development tendencies displayed by the combat training system.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК (СИЛ) ВОЕННОГО ОКРУГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Тенденции развития системы боевой подготовки войск

(сил) военного округа в современных условиях

Полковник А.О. ХРОМОВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

На основе анализа опыта подготовки войск (сил) военного округа определены тенденции развития системы боевой подготовки.

The paper falls back on analysis of troop/ force training practice in military districts to describe the development tendencies displayed by the combat training system.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Центр боевой подготовки, межвидовая подготовка, слаживание подразделений, военные игры, моделирование боевой обстановки.

Combat training center, inter-service training, unit coordination, military games, combatmodelling.

РАЗВИТИЕ средств вооруженной борьбы, форм и способов ведения военных действий на современном этапе определяют новые подходы к организации, содержанию и проведению мероприятий боевой подготовки и развитию учебно-материальной базы видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов.

Под системой боевой подготовки следует понимать совокупность элементов и отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое, которое обладает новыми свойствами, отсутствующими у отдельных элементов и отношений. Свойства системы боевой подготовки как отличительные черты и признаки, составляющие ее особенности, имеют качественное описание и количественное выражение в виде различных показателей. К примеру, управление боевой подготовки военного округа как система состоит из таких элементов, как люди, технические средства, информация, обрабатываемая в процессе деятельности. Все элементы системы функционируют во имя еди-

ной цели, стоящей перед системой в целом. Управление боевой подготовки военного округа обладает новыми свойствами, которые отсутствуют у любого органа управления боевой подготовкой низших звеньев.

Свойства системы боевой подготовки в процессе ее функционирования изменяются не только в результате деятельности самой системы, но и вследствие изменений среды, в которой система функционирует, под воздействием связей системы с данной средой.

На современном этапе в системе боевой и оперативной подготовки Вооруженных Сил как Российской Федерации, так и основных зарубежных государств просматриваются три основные

тенденции, направленные на повышение качества боевой выучки войск (сил) и обеспечение их готовности к выполнению задач по предназначению.

Первая — это переход от средств подготовки отдельных военнослужащих, экипажей, расчетов к комплексным решениям в виде специализированных центров боевой подготовки, аккумулирующих возможность проведения всех видов и форм подготовки от одиночной (индивидуальной) до совместной подготовки (слаживания) органов боевого управления тактического (оперативно-тактического) уровней и войсковых подразделений.

Вторая — осуществление мероприятий оперативной и боевой подготовки в составе межвидовых группировок войск (сил), создаваемых в мирное время, применительно к задачам оперативного (боевого) применения.

Третья — оттачивание воинского мастерства и слаженности подразделений и воинских частей проведением мероприятий боевой подготовки на незнакомых полигонах. Рассмотрим каждую из этих тенденций более подробно.

Изучение опыта боевой подготовки в армиях основных зарубежных стран позволяет выделить опыт создания сети центров боевой подготовки различного назначения, способных обеспечить подготовку органов управления оперативного и тактического уровней, а также подразделений к ведению боевых действий в различных условиях и особенно в населенных пунктах. Однако при этом следует отметить, что существующие зарубежные центры боевой подготовки имеют узкую направленность подготовки (табл.).

Таблица

Характеристика центров боевой подготовки основных зарубежных государств

Тактико-технические характеристики Национальный учебный центр (Форт Ирвин) WARSIM 2000 (г. Орландо) Учебный центр (г. Летцлинген) КОЯА, 81ЯА (г. Вильд-флеккен) UKCATT (г. Уорминстер)

Страна США США Германия Германия Великобритания

Производители MILES, RETS Lockheed Martin ШеттегаМВЕ ВВК/АКШ Lockheed Martin

Моделирование обстановки Нет Дивизия-батальон Нет Корпус-батальон Батальон

ЗО-визуали-зация Нет Нет Нет Нет Нет

Подготовка органов управления Нет Дивизия-батальон Батальон Корпус-батальон Батальон

Тренажеры боевых машин Нет Нет Нет Нет 86

Стрелковые тренажеры Нет Нет Нет Нет 12

Вместимость тренажеров, чел. Нет Нет Нет Нет 500

Лазерная имитация стрельбы и поражения Батальон Нет Батальон Нет Нет

Практическая стрельба Да Нет Нет Нет Нет

Год создания 1981 2000 1997 1998 2002

Так, например, центр боевой подготовки сухопутных войск ФРГ в г. Вильдфлеккене, объединенный учебный центр США в г. Саффолк, центр межвидовых боевых действий НАТО в г. Ставангер (Норвегия) ориентированы в основном на подготовку органов управления от батальона до армейского корпуса с использованием средств моделирования боевой обстановки.

Национальный учебный центр США «NTC» в г. Форт-Ирвин, центр боевой подготовки сухопутных войск ФРГ «Altmark» в г. Летцлинген, учебный центр сухопутных войск Франции «Thaies» в г. Реймс обеспечивают слаживание подразделений до батальона в основном с использованием систем имитации стрельбы и поражения, при этом в Национальном учебном центре США «NTC», на завершающем этапе слаживания подразделений проводится тактическое учение с боевой стрельбой.

Одним из перспективных направлений развития центров боевой подготовки является внедрение метода «военной игры» на основе использования комплексных тактических тренажеров для подготовки и слаживания подразделений.

Суть такой военной игры заключается в отработке как отдельными экипажами боевых машин, так и целыми подразделениями (до батальона включительно) вопросов ведения общевойскового боя в условиях, максимально имитирующих боевую обстановку.

Военные игры могут проводиться как односторонними, где в качестве противника выступает программно-моделируемое подразделение, так и двухсторонними, в котором два подразделения объединены в едином боевом виртуальном пространстве.

В первом случае действия противника заранее программируются руководителем учения (оператором)

в соответствии с вероятным характером действий и тактическими нормативами подразделений армий основных зарубежных государств. При этом во время боевого столкновения сторон моделируемые объекты противника действуют исходя из складывающейся виртуальной обстановки в соответствии со стратегией поведения моделируемых объектов, определенной на стадии разработки программного продукта. Кроме того, руководитель учения (оператор) имеет возможность вносить коррективы в действия моделируемого противника исходя из тактических действий обучаемого подразделения, создавая тем самым сложную и динамичную обстановку современного боя.

Во втором варианте действия обеих сторон обусловливаются командирскими способностями и тактической выучкой обучаемых. Повлиять на действия одной из сторон руководитель учения не может.

Как в первом, так и во втором случаях программное обеспечение комплексного тактического тренажера фиксирует результаты боя, количество пораженных объектов с одной и другой стороны, допущенные обучаемыми ошибки, что позволяет в короткие сроки подготовить качественный разбор действий обучаемых и добиться устранения допущенных ошибок в максимально короткие сроки.

Другим направлением «военной игры», применяемой в центрах боевой подготовки, является использование системы лазерной имитации стрельбы и поражения (ЛИСП).

Для имитации стрельбы в системе ЛИСП применяется комплекс безопасных для зрения человека лазерных излучателей, устанавливаемых на все виды стрелкового оружия и вооружение основных боевых машин (танк, боевая машина пехоты, бронетранспортер), а также датчиков, моделирующих поражающие

свойства площадного оружия (артиллерийские системы, минометы, автоматические гранатометы, ручные гранаты, противопехотные и противотанковые гранаты, химическое оружие).

Для имитации поражения вооружения, военной техники и личного состава используются различные детекторы, позволяющие не только зафиксировать попадание пули (снаряда) в объект, но и определить степень его поражения (повреждения). Для личного состава установлены степени поражения: «легко ранен», «тяжело ранен» и «убит». Для вооружения и военной техники установлены следующие степени повреждений: «повреждена ходовая часть», «разрушена ходовая часть», «повреждено вооружение», «уничтожена боевая машина». При поражении личного состава одновременно включается временной таймер, который в определенное время, в случае неоказания военнослужащему медицинской помощи, изменяет статус пораженного на «убит».

Перечисленные элементы системы ЛИСП объединены единой информационно-моделирующей средой с центром управления учением и позволяют руководителю учения как лично, так и через посредников наращивать обстановку на поле боя.

Применение в центрах боевой подготовки метода «военных игр» в комплексе позволяет создать у обучаемых ощущение «реального противника», повысить уровень тактической обученности и сократить сроки слаживания подразделений с 8 месяцев до 6 недель.

Основываясь на опыте применения центров боевой подготовки в основных зарубежных странах и наработанном десятилетиями положительном опыте подготовки подразделений российских Вооруженных Сил, в структуру центра боевой подготовки Сухопутных войск целесообразно

включить объединенные единой информационно-моделирующей средой:

• комплекс средств штаба руководства обучением емкостью на оперативное командование;

• классы автоматизированной системы обучения общей емкостью на мотострелковый батальон;

• комплекс средств подготовки органов управления бригады (дивизии);

• комплекс тренажерных средств (тактический тренажер емкостью на два усиленных мотострелковых (танковых) батальона);

• комплекс средств для проведения двухсторонних тактических занятий и учений с системой лазерной имитации стрельбы и поражения из расчета на два усиленных мотострелковых (танковых) батальона;

• комплексное автоматизированное полигонное оборудование для проведения батальонных тактических учений с боевой стрельбой;

• совмещенный пункт оснащения лазерными имитаторами, технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники (сервисный центр).

Таким образом, система боевой подготовки, построенная на основе использования возможностей создаваемых центров боевой подготовки, позволит:

• интенсифицировать процесс обучения, в том числе в традиционных формах;

• совершенствовать умения и навыки каждого военнослужащего, включая офицеров, в выполнении должностных обязанностей в повседневной деятельности в мирное время и в боевой обстановке;

• обеспечить приближение условий обстановки к обстановке реального боя (реальное тактическое и огневое противоборство двух обучаемых сторон);

• моделировать боевую обстановку для поиска и принятия решений

должностным лицом, органом управления, с последующей демонстрацией последствий их применения;

• комплексировать создаваемую тактическую и оперативную обстановки для различных уровней управления и категорий обучаемых;

• осуществлять объективный контроль уровня полевой выучки подразделений, воинских частей, а также уровня подготовленности отдельного военнослужащего, должностного лица.

Вторая тенденция развития системы боевой подготовки, заключающаяся в проведении мероприятий оперативной и боевой подготовки в составе межвидовых группировок войск (сил), направлена на обеспечение готовности войск (сил) военного округа к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. В состав военного округа входят объединенное стратегическое командование, общевойсковые объединения, соединения, воинские части, объединение ВВС и ПВО, флот (флотилия), организации ВС и военные комиссариаты, находящиеся на его территории. За исключением Центрального военного округа в состав войск (сил) входят все три вида Вооруженных Сил. Обеспечение готовности войск (сил) военного округа к выполнению возложенных на него задач и успешное их выполнение в мирное время, период нарастания угрозы агрессии и в военное время зависит от тесного взаимодействия между объединениями, соединениями и воинскими частями, осуществляющими свою деятельность в трех сферах: на земле, в небе и на море. Такое взаимодействие вырабатывается в ходе повседневных мероприятий боевой подготовки, проводимых в форме межвидовой подготовки.

Межвидовая подготовка войск (сил) — согласованное по задачам,

месту и времени обучение подразделений, воинских частей и соединений двух и более видов, родов войск Вооруженных Сил и войск, не входящих в виды и рода войск Вооруженных Сил, для ведения совместных действий в ходе операции (боевых действий), проводимых по единому замыслу и плану соответствующего командующего (командира), организующего межвидовую подготовку войск (сил).

В зависимости от масштаба проводимых мероприятий межвидовой подготовки с объединениями, соединениями, воинскими частями (подразделениями) видов и родов войск Вооруженных Сил межвидовая подготовка войск (сил) подразделяется на оперативно-стратегическую, оперативную, оперативно-тактическую и тактическую.

Целью межвидовой подготовки видов и родов войск Вооруженных Сил является подготовка штабов, сил (войск) к ведению совместных боевых действий в составе создаваемых группировок разнородных сил во взаимодействии с соединениями и частями других видов Вооруженных Сил.

Основным критерием оценки межвидовой подготовки можно считать уровень отработки взаимодействия всех сил как внутри группировок войск (сил), соединений (воинских частей), так и с приданными и под-

Целью межвидовой подготовки видов и родов войск Вооруженных Сил является подготовка штабов, сил (войск) к ведению совместных боевых действий в составе создаваемых группировок разнородных

сил во взаимодействии с соединениями и частями других видов Вооруженных Сил.

держивающими войсками (силами) округа (флота) соединениями и частями других видов Вооруженных Сил.

Одной из задач межвидовой (совместной) подготовки является обеспечение слаженности работы временных оперативных групп, которые создаются из представителей различных министерств и ведомств для непосредственного руководства войсками (силами) в ходе совместного выполнения задач.

Характер и содержание задач межвидовой (совместной) подготовки определяются необходимостью подготовки войск (сил) к выполнению основных боевых (оперативных) задач, возлагаемых на воинские формирования видов (родов войск и специальных войск), а также готовности привлекаемых межвидовых (разнородных) сил и средств максимально эффективно реализовать свои боевые возможности в интересах повышения эффективности основной боевой (оперативной) задачи.

Проведение межвидовой подготовки заключается в согласованной, последовательной и плановой реализации намеченных учебных и учебно-боевых мероприятий с соединениями, воинскими частями и подразделениями различных видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск.

Решение на межвидовую (совместную) подготовку принимается

Наиболее эффективной формой межвидовой тренировки является тренировка по управлению огнем ракетных войск и артиллерии, ударами авиации, огнем войсковой ПВО, а на приморских направлениях — и огнем кораблей огневой поддержки.

командующими (начальниками, командирами) одновременно с принятием решения на организацию оперативной, боевой и мобилизационной подготовки на год и доводится до подчиненных войск (сил). Мероприятия межвидовой (совместной) подготовки отражаются в плане подготовки органов военного управления.

Наиболее яркими примерами организации межвидовой подготовки являются общевойсковые (дивизионные, бригадные, полковые, батальонные и ротные) тактические учения. В ходе указанных учений обязательным элементом является совместное применение подразделений Сухопутных войск и авиации, а на приморских направлениях — и сил флота.

Для обеспечения выполнения учебно-боевых задач в ходе общевойсковых учений в течение учебных периодов осуществляется подготовка подразделений видов и родов войск в ходе различных тренировок. Наиболее эффективной формой межвидовой тренировки является тренировка по управлению огнем ракетных войск и артиллерии, ударами авиации, огнем войсковой ПВО, а на приморских направлениях — и огнем кораблей огневой поддержки.

В интересах достижения слаженных действий в ходе тренировок и учений в объединениях ВВС и ПВО в мирное время приказами соответствующих командиров назначаются офицеры групп боевого управления и пунктов управления авиационных наводчиков, которые закрепляются за конкретными общевойсковыми соединениями и подразделениями. Кроме того, из состава общевойсковых подразделений назначаются наиболее подготовленные офицеры, которые в ходе сборовых мероприятий в авиационных соединениях и воинских частях проходят подготовку к действиям в качестве передовых авиационных наводчиков.

На флоте для корректирования огня корабельной артиллерии при поддержке действий общевойсковых подразделений на суше осуществляется подготовка постов корректирования огня. Пост корректирования огня представляет собой группу военнослужащих, предназначенную для корректирования огня корабельной артиллерии по невидимым с корабля береговым целям. В зависимости от условий обстановки пост может развертываться на берегу, на самолете (вертолете) или аэростате, что выдвигает соответствующие требования к подготовке личного состава поста в ходе боевой подготовки.

Учитывая массированное применение широкого спектра средств воздушного нападения (от пилотируемой авиации до высокоточных крылатых ракет и ударных беспилотных комплексов) для достижения целей операции во всех вооруженных конфликтах последних десятилетий, одним из важнейших вопросов межвидовой подготовки войск (сил) военного округа в мирное время является подготовка их к отражению массированных ра-кетно-авиационных ударов.

Таким образом, боевая подготовка войск (сил) военного округа выходит за пределы привычного понимания ее, как процесса воинского обучения и слаживания подразделений, воинских частей и соединений внутри каждого рода войск (сил). Достижение успеха в будущих операциях напрямую зависит от того, насколько слаженными будут действия подразделений различных видов и родов войск при выполнении каждой оперативной задачи.

Третья тенденция развития системы боевой подготовки направлена на оттачивание воинского мастерства и слаженности подразделений и воинских частей проведением мероприятий боевой подготовки на незнакомых полигонах.

Практика боевой подготовки войск (сил) военного округа показывает, что в условиях стационарной учебной материальной базы бригадных полигонов возможно осуществить обучение военнослужащих выполнению своих функциональных обязанностей в бою, приобрести твердые навыки в действиях с личным оружием и вооружением боевых машин. Условия учебных тактических полей позволяют успешно осуществить слаживание подразделений во всех звеньях управления. Но при этом как командиры, так и весь личный состав привыкают к однообразию учебной обстановки, заранее знают рубежи, на которых может появиться обозначенный противник, используют ранее оборудованные в фортификационном отношении позиции и районы. Это, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии навыков в ведении таких видов боевого обеспечения, как разведка и инженерное обеспечение.

Как показала практика проверок соединений Военной инспекцией Министерства обороны Российской Федерации, при постановке учебно-боевых задач, выполнение которых требовало перегруппировки на полигоны соседних соединений, проверяемые подразделения показывали низкие результаты.

Изменить такое положение дел можно было только планированием мероприятий боевой подготовки с выходом на незнакомые полигоны. Такие указания впервые были отданы первым заместителем Министра обороны Российской Федерации при уточнении задач на летний период обучения 2014 учебного года, а в последующем закреплены приказами Министра обороны Российской Федерации об итогах подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации в прошедшем году и задачах на следующий год.

Проведение мероприятий боевой подготовки на незнакомых полигонах оказывает положительное влияние на повышение маршевой выучки войск, обученности действиям войск при перевозках различными видами транспорта, а также при организации и ведении всех видов обеспечения боевых действий. Органы управления всех звеньев получают бесценную практику организации всех видов военных действий войск и их всестороннего обеспечения. Вместе с тем при этом следует учитывать неизбежное увеличение расходов на проведение таких мероприятий боевой подготовки.

Таким образом, на современном этапе для качественной подготовки войск (сил) военного округа к выполнению возложенных на них задач необходимо постоянно изучать опыт боевой подготовки как иностранных армий, так и своих Вооруженных Сил. Целью такого изучения должно стать внедрение новых методик обучения войск (сил), основанных на развитии технических средств обучения и передовых технологиях. Кроме того, применение традиционных форм обучения, устоявшихся и испытанных методик в условиях незнакомой местности также способствует скорейшему приобретению профессиональных навыков и умений военнослужащих и совершенствованию слаженности подразделений, воинских частей и соединений. А учет в ходе боевой подготовки современного, межвидового характера военных действий позволяет еще в мирное время отрабатывать вопросы взаимодействия между подразделениями различных видов и родов войск Вооруженных Сил, что является залогом успешного решения боевых задач.

Боевая подготовка войск (сил) военного округа является важнейшим фактором поддержания постоянной

боевой готовности и укрепления оборонной мощи государства. По мере дальнейшего развития теории военного искусства, разработки новых форм и способов применения группировок войск (сил), объединений видов Вооруженных Сил, совершенствования организационной структуры войск и органов военного управления (ОВУ), а также принятия на вооружение новых средств вооруженной борьбы, будут изменяться и совершенствоваться формы и методы боевой подготовки.

В решении задач подготовки органов военного управления и войск не должно быть шаблона. Применяемые формы и методы обучения при проведении учебных мероприятий должны носить творческий характер, использовать все новое в развитии военной науки, постоянно совершенствовать и обеспечивать достижение высокого качества теоретической, методической, практической подготовки органов управления объединений и соединений к устойчивому управлению войсками (силами) как в повседневной деятельности, так и в военное время в любых условиях обстановки.

Для достижения высоких результатов в боевой выучке войск (сил) военного округа и обеспечения их готовности к выполнению боевых задач (задач по предназначению) необходимо тщательное изучение условий, в которых будут организовываться и проводиться мероприятия боевой подготовки, и факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное влияние на ход боевой учебы. Своевременное принятие управленческих решений по снижению негативного влияния отрицательных факторов и усиление воздействия положительных — ключ к успешному решению учебных и боевых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.