Кузякин В.В. ©
Кандидат военных наук, кафедра вооружения и военной техники, Дальневосточное высшее военное командное училище
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
В статье исследуется содержание огневой подготовки в частях постоянной готовности Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Ключевые слова: обучение, огневая подготовка, материальная база.
Keywords: education, fire training, material base.
Анализ ведения боевых действий на Северном Кавказе, опыта боевой подготовке войск показывает, что содержание огневой подготовки, как составляющей системы не в полной мере отвечает современным требованиям ведению общевойскового боя [3, 5]. Так:
1. Содержание обучения не предусматривает обучение действиям в засаде, борьбу против засад, антиснайперские действия.
2. В Программе боевой подготовки и в сборнике нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск (книга 1) не предусмотрены методики изменения существующих и методики разработки новых нормативов (комплексных) нормативов.
3. Содержание упражнений контрольных стрельб не в полной мере отвечают характеру современного общевойскового боя.
4. При проведении стрельб обучение управлению огнём практически не осуществляется.
5. Допускается проведение стрельб в облегчённых условиях.
6. Действия обучаемых ограничены строгим порядком последовательности выполнения упражнений стрельб.
7. Не используются элементы допустимой опасности и риска.
8. Упрощённые формы проведения занятий в основном направлены на одиночную подготовку.
9. Недостаточно отработаны рекомендации для руководителей занятий.
10. Отсутствуют активные формы и методы обучения.
11. При выполнении упражнений контрольных стрельб преобладает метод «натаскивания».
Имеющиеся средства обучения не обеспечивают высокого уровня огневой выучки [10, 11, 12], так:
1. Укомплектованность округов техническими средствами обучения составляет 70-75%, более половины из них устарели.
2. 47% огневых городков позволяют проводить занятия только с одним взводом.
3. 30% огневых городков позволяют проводить занятия с двумя взводами.
4. 23% огневых городков позволяют проводить занятий с ротой.
5. Разработаны лишь макетные образцы комплексных тренажёров обучения подразделений.
6. Средства имитации, применяемые в процессе занятий лишь в некоторой степени приближают обучение к условиям боевой обстановки.
7. Высокая стоимость обучения (подготовка одного экипажа в год составляет -184 596 руб., роты -2 млн. руб., батальона более 7 млн. руб.) [7, 9].
8. Время эксплуатации основных элементов учебной материально-технической базы составляет более 15 лет [10,11].
Одной из причин недостаточной подготовки солдат и сержантов является слабый уровень развития призывников [5, 10, 11], Так:
© Кузякин В.В., 2014 г.
1. Имеют ограничения по состоянию здоровья - 56%.
2. До службы в армии нигде не работали и не учились (после школы) - 40%.
3. Обладают неполным средним образованием - 21%.
4. Не умеют читать и писать - 5%.
5. Имеют снятую или погашенную судимость - 6%.
6. Имеют алкогольную зависимость - 12%.
7. Имеют наркотическую зависимость - 8%.
8. Состояли на учёте в милиции - 8%.
(По данным ГУБП ВС на 2008 г.)
Содержание огневой выучки определяется руководящими документами. Основные из них программа боевой подготовки мотострелковых (танковых) подразделений, курс стрельб, сборник нормативов [1, 2, 6, 7, 8].
Анализ содержания программ боевой подготовки за 20 лет показал, что количество часов, отводимое на огневую подготовку изменялся в зависимости от способа комплектования, а также срока службы, а содержание тем практически осталось без изменения.
Одной из проблем, стоящих перед командирами подразделений является, как? в условиях сокращения времени службы, ухудшения качества призывников, усложнения вооружения и военной техники подготовить высококачественного специалиста.
Количество времени, отведенное на изучение комплекса вооружения боевой машины пехоты (БМП) не позволяет полностью изучить все вопросы доводимого материала занятий [7, 9, 10, 11].
Кроме того, в действующей программе есть существенные нестыковки. Так на «Вооружение боевых машин» наводчикам - операторам отводится 1 час на 5 занятий [7, 10, 11].
Сборник нормативов по боевой подготовке не учитывает изменения в экипировке военнослужащих, которые действуют в современных средствах индивидуальной защиты. Характер показа целей при выполнении 1-го упражнения контрольных стрельб из БМП не отвечает наступательному бою, так как мишени, предусмотренные в данном упражнении не находятся в окопах [8, 12].
Особенно проблематичным является формирование огневой слаженности подразделения, т.е. выработки у личного состава навыков и умений в коллективных действиях, так как в существующей Программе огневой подготовки большую часть времени - 96% от общего количества часов отводится на индивидуальное обучение, а на огневое слаживание только 4% [7, 10, 11].
Содержание индивидуальной подготовки военнослужащего по призыву должно обеспечить обучение его какой-либо воинской специальности и, следовательно, овладение соответствующим видом оружия или образцом военной техники, а также получение начального навыка коллективного действия. В соответствии с предложенным порядком комплектования подразделений эти вопросы целесообразно изучать в учебном подразделении, а совершенствование индивидуальной подготовки - в линейных частях.
Для успешного решения задачи коллективного обучения в частях постоянной готовности целесообразно большую часть времени, отводимого программой боевой подготовки на огневую подготовку, уделять не на совершенствование индивидуальной огневой выучки, а на действия в составе подразделений.
Особенности геополитического положения России требуют, в зависимости от дислокации войск и стратегических направлений, организовывать боевую подготовку и, в частности, огневую подготовку дифференцированно.
Этот подход к формированию содержания огневой подготовки будет способствовать тому, что оно будет включать в себя наиболее общие типовые приемы и способы действий войск; достаточно полно отражать происходящие изменения в характере современного боя; носить конкретную направленность, обусловленную боевым предназначением; по своему объему не превышать возможности войск по его освоению.
В сам процесс подготовки конкретных частей и подразделений будут «автоматически» привнесены особенности того или иного направления или района боевых действий, боевого предназначения войск и тактики действий противника.
Таким образом, переориентация содержания огневой подготовки в частях постоянной
готовности с индивидуальной подготовки на коллективную позволит целенаправленно решать
одну из главных задач огневой подготовки - достижение высокой огневой слаженности.
Литература
1. Военная доктрина Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года № 146. - М.: Российская газета (Федеральный выпуск), № 5098 от 10 февраля 2010 года.
2. Федеральный закон «Об обороне»: утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31мая1996 года № 61-ФЗ. - М.: Воениздат, 1996 год.
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537. - М.: Российская газета (Федеральный выпуск), № 4786 от 22 мая 2009 года.
4. Концепция создания Центра боевой подготовки: утверждена Решением Президента Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 3446. - М.: МО РФ, 2010. - 12 с.
5. Приказ Министра обороны РФ № 25 от 2013 года «Об итогах подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации в 2013 году и задачах на 2014 год». - М.: МО РФ, 2013. - 74 с.
6. Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков Вооруженных Сил Российской Федерации (КС СО, БМ и Т ВС РФ - 2003): введен в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войсками - заместителя Министра обороны РФ от 1 июля 2003 года № 108. М.: Военное издательство, 2006. - 321 с.
7. Программа боевой подготовки подразделений Сухопутных войск. Книга 1. Для мотострелковых подразделений. - М.: Воениздат, 2010. - 292 с.
8. Сборник нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск. Книга 1 (для мотострелковых, танковых и разведывательных подразделений): введен в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войсками от 21 декабря 1990 года № 163. - М.: Воениздат, 1991. - 255 с.
9. Золотухин Л.М. Методика расчёта стоимости командно-штабных, тактических (тактикоспециальных) учений: Методическое пособие. - М.: ВАФ, 1992. - 97 с.
10. Косицын К.В. Формирование огневой выучки курсантов военных училищ (институтов): Дис... канд. воен. наук. - М., ОА ВС РФ, 2007. - 236 с.
11. Суганов В.Б. Огневая подготовка мотострелковых (танковых) подразделений на основе внедрения новых средств обучения: Дис... канд. воен. наук. - М., ОА ВС РФ,2006. - 172 с.
12. Жук Б.А. Профессионально-должностная подготовка офицеров в общевойсковых соединениях и воинских частях Сухопутных войск: Дисс...канд. воен. наук. - М.: ОА ВС РФ, 2009. - 196 с.