Научная статья на тему 'Совершенствование содержания огневой подготовки'

Совершенствование содержания огневой подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / EDUCATION / FIRE TRAINING / MATERIAL BASE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузякин В.В.

В статье исследуется содержание огневой подготовки в частях постоянной готовности Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование содержания огневой подготовки»

Кузякин В.В. ©

Кандидат военных наук, кафедра вооружения и военной техники, Дальневосточное высшее военное командное училище

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация

В статье исследуется содержание огневой подготовки в частях постоянной готовности Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Ключевые слова: обучение, огневая подготовка, материальная база.

Keywords: education, fire training, material base.

Анализ ведения боевых действий на Северном Кавказе, опыта боевой подготовке войск показывает, что содержание огневой подготовки, как составляющей системы не в полной мере отвечает современным требованиям ведению общевойскового боя [3, 5]. Так:

1. Содержание обучения не предусматривает обучение действиям в засаде, борьбу против засад, антиснайперские действия.

2. В Программе боевой подготовки и в сборнике нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск (книга 1) не предусмотрены методики изменения существующих и методики разработки новых нормативов (комплексных) нормативов.

3. Содержание упражнений контрольных стрельб не в полной мере отвечают характеру современного общевойскового боя.

4. При проведении стрельб обучение управлению огнём практически не осуществляется.

5. Допускается проведение стрельб в облегчённых условиях.

6. Действия обучаемых ограничены строгим порядком последовательности выполнения упражнений стрельб.

7. Не используются элементы допустимой опасности и риска.

8. Упрощённые формы проведения занятий в основном направлены на одиночную подготовку.

9. Недостаточно отработаны рекомендации для руководителей занятий.

10. Отсутствуют активные формы и методы обучения.

11. При выполнении упражнений контрольных стрельб преобладает метод «натаскивания».

Имеющиеся средства обучения не обеспечивают высокого уровня огневой выучки [10, 11, 12], так:

1. Укомплектованность округов техническими средствами обучения составляет 70-75%, более половины из них устарели.

2. 47% огневых городков позволяют проводить занятия только с одним взводом.

3. 30% огневых городков позволяют проводить занятия с двумя взводами.

4. 23% огневых городков позволяют проводить занятий с ротой.

5. Разработаны лишь макетные образцы комплексных тренажёров обучения подразделений.

6. Средства имитации, применяемые в процессе занятий лишь в некоторой степени приближают обучение к условиям боевой обстановки.

7. Высокая стоимость обучения (подготовка одного экипажа в год составляет -184 596 руб., роты -2 млн. руб., батальона более 7 млн. руб.) [7, 9].

8. Время эксплуатации основных элементов учебной материально-технической базы составляет более 15 лет [10,11].

Одной из причин недостаточной подготовки солдат и сержантов является слабый уровень развития призывников [5, 10, 11], Так:

© Кузякин В.В., 2014 г.

1. Имеют ограничения по состоянию здоровья - 56%.

2. До службы в армии нигде не работали и не учились (после школы) - 40%.

3. Обладают неполным средним образованием - 21%.

4. Не умеют читать и писать - 5%.

5. Имеют снятую или погашенную судимость - 6%.

6. Имеют алкогольную зависимость - 12%.

7. Имеют наркотическую зависимость - 8%.

8. Состояли на учёте в милиции - 8%.

(По данным ГУБП ВС на 2008 г.)

Содержание огневой выучки определяется руководящими документами. Основные из них программа боевой подготовки мотострелковых (танковых) подразделений, курс стрельб, сборник нормативов [1, 2, 6, 7, 8].

Анализ содержания программ боевой подготовки за 20 лет показал, что количество часов, отводимое на огневую подготовку изменялся в зависимости от способа комплектования, а также срока службы, а содержание тем практически осталось без изменения.

Одной из проблем, стоящих перед командирами подразделений является, как? в условиях сокращения времени службы, ухудшения качества призывников, усложнения вооружения и военной техники подготовить высококачественного специалиста.

Количество времени, отведенное на изучение комплекса вооружения боевой машины пехоты (БМП) не позволяет полностью изучить все вопросы доводимого материала занятий [7, 9, 10, 11].

Кроме того, в действующей программе есть существенные нестыковки. Так на «Вооружение боевых машин» наводчикам - операторам отводится 1 час на 5 занятий [7, 10, 11].

Сборник нормативов по боевой подготовке не учитывает изменения в экипировке военнослужащих, которые действуют в современных средствах индивидуальной защиты. Характер показа целей при выполнении 1-го упражнения контрольных стрельб из БМП не отвечает наступательному бою, так как мишени, предусмотренные в данном упражнении не находятся в окопах [8, 12].

Особенно проблематичным является формирование огневой слаженности подразделения, т.е. выработки у личного состава навыков и умений в коллективных действиях, так как в существующей Программе огневой подготовки большую часть времени - 96% от общего количества часов отводится на индивидуальное обучение, а на огневое слаживание только 4% [7, 10, 11].

Содержание индивидуальной подготовки военнослужащего по призыву должно обеспечить обучение его какой-либо воинской специальности и, следовательно, овладение соответствующим видом оружия или образцом военной техники, а также получение начального навыка коллективного действия. В соответствии с предложенным порядком комплектования подразделений эти вопросы целесообразно изучать в учебном подразделении, а совершенствование индивидуальной подготовки - в линейных частях.

Для успешного решения задачи коллективного обучения в частях постоянной готовности целесообразно большую часть времени, отводимого программой боевой подготовки на огневую подготовку, уделять не на совершенствование индивидуальной огневой выучки, а на действия в составе подразделений.

Особенности геополитического положения России требуют, в зависимости от дислокации войск и стратегических направлений, организовывать боевую подготовку и, в частности, огневую подготовку дифференцированно.

Этот подход к формированию содержания огневой подготовки будет способствовать тому, что оно будет включать в себя наиболее общие типовые приемы и способы действий войск; достаточно полно отражать происходящие изменения в характере современного боя; носить конкретную направленность, обусловленную боевым предназначением; по своему объему не превышать возможности войск по его освоению.

В сам процесс подготовки конкретных частей и подразделений будут «автоматически» привнесены особенности того или иного направления или района боевых действий, боевого предназначения войск и тактики действий противника.

Таким образом, переориентация содержания огневой подготовки в частях постоянной

готовности с индивидуальной подготовки на коллективную позволит целенаправленно решать

одну из главных задач огневой подготовки - достижение высокой огневой слаженности.

Литература

1. Военная доктрина Российской Федерации: утверждена Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года № 146. - М.: Российская газета (Федеральный выпуск), № 5098 от 10 февраля 2010 года.

2. Федеральный закон «Об обороне»: утвержден Указом Президента Российской Федерации от 31мая1996 года № 61-ФЗ. - М.: Воениздат, 1996 год.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537. - М.: Российская газета (Федеральный выпуск), № 4786 от 22 мая 2009 года.

4. Концепция создания Центра боевой подготовки: утверждена Решением Президента Российской Федерации от 25 октября 2010 года № 3446. - М.: МО РФ, 2010. - 12 с.

5. Приказ Министра обороны РФ № 25 от 2013 года «Об итогах подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации в 2013 году и задачах на 2014 год». - М.: МО РФ, 2013. - 74 с.

6. Курс стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков Вооруженных Сил Российской Федерации (КС СО, БМ и Т ВС РФ - 2003): введен в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войсками - заместителя Министра обороны РФ от 1 июля 2003 года № 108. М.: Военное издательство, 2006. - 321 с.

7. Программа боевой подготовки подразделений Сухопутных войск. Книга 1. Для мотострелковых подразделений. - М.: Воениздат, 2010. - 292 с.

8. Сборник нормативов по боевой подготовке Сухопутных войск. Книга 1 (для мотострелковых, танковых и разведывательных подразделений): введен в действие приказом главнокомандующего Сухопутными войсками от 21 декабря 1990 года № 163. - М.: Воениздат, 1991. - 255 с.

9. Золотухин Л.М. Методика расчёта стоимости командно-штабных, тактических (тактикоспециальных) учений: Методическое пособие. - М.: ВАФ, 1992. - 97 с.

10. Косицын К.В. Формирование огневой выучки курсантов военных училищ (институтов): Дис... канд. воен. наук. - М., ОА ВС РФ, 2007. - 236 с.

11. Суганов В.Б. Огневая подготовка мотострелковых (танковых) подразделений на основе внедрения новых средств обучения: Дис... канд. воен. наук. - М., ОА ВС РФ,2006. - 172 с.

12. Жук Б.А. Профессионально-должностная подготовка офицеров в общевойсковых соединениях и воинских частях Сухопутных войск: Дисс...канд. воен. наук. - М.: ОА ВС РФ, 2009. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.