Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
337
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНУТРЕННЕЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галяутдинов М.М.

Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Данная статья посвящена системе органов государственной власти в сфере обеспечение внутренней безопасности Российской Федерации. В данной работе автор раскрывает функции органа внутренней безопасности по обеспечению вышеназванного направления национальной безопасности. В основной части работы раскрыты полномочия каждого из органов. Автором выявлены проблемы сокращение численности государственных служащих, а также отсутствие более полного определение понятий и принципов деятельности различных служб. В качестве решения автором предлагается дополнить соответствующие нормативно-правовые базы, регулирующие деятельность каждого из органов в сфере обеспечения внутренней безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF STATE AUTHORITIES IN THE SPHERE OF INTERNAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The State security policy is part of the internal and foreign policy of the Russian Federation and represents a set of coordinated and unified political, organizational, socio-economic, military, legal, informational, special and other measures. This article is devoted to the system of state authorities in the sphere of ensuring internal security of the Russian Federation. In this paper, the author reveals the functions of the internal security body to ensure the above-mentioned direction of national security. In the main part of the work, the powers of each of the bodies are disclosed. The author identifies the problems of reducing the number of civil servants, as well as the lack of a more complete definition of the concepts and principles of the activities of various services. As a solution, the author proposes to supplement the relevant regulatory frameworks regulating the activities of each of the bodies in the field of internal security.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.М. Галяутдинов, студент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-3-55-57

Аннотация. Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Данная статья посвящена системе органов государственной власти в сфере обеспечение внутренней безопасности Российской Федерации. В данной работе автор раскрывает функции органа внутренней безопасности по обеспечению вышеназванного направления национальной безопасности. В основной части работы раскрыты полномочия каждого из органов. Автором выявлены проблемы сокращение численности государственных служащих, а также отсутствие более полного определение понятий и принципов деятельности различных служб. В качестве решения автором предлагается дополнить соответствующие нормативно-правовые базы, регулирующие деятельность каждого из органов в сфере обеспечения внутренней безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, внутреннея безопасность, органы внутренней безопасности, правовое обеспечение безопасности, стратегия национальной безопасности.

Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности

Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Правительство Российской Федерации в области обеспечения безопасности:

1. Участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности.

2. Формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию.

3. Устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет.

4. Организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности.

5. Осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской

Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти на основе действующего законодательства и в пределах своей компетенции обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности, на основе и в соответствии с законом разрабатывают внутриведомственные нормативные правовые акты по обеспечению безопасности.

Основные управленческие задачи в сфере безопасности решают: Вооруженные силы РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Государственная федеральная служба РФ, Федеральная служба охраны РФ, Служба внешней разведки РФ.

Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляют министр обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации.

Вооруженные силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных сил, в Тыл Вооруженных сил и специальных войск, не относящихся к видам и родам войск.

Федеральная служба безопасности (далее ФСБ) - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации [1].

Президент Российской Федерации осуществляет руководство над деятельностью ФСБ.

Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган ис-

полнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Еще одним полномочием Президента РФ названо определение компетенции по противодействию экстремистской и террористической деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, а именно: Министерства внутренних дел РФ, МЧС России, Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, Минобороны России, Минюста России, Службы внешней разведки Российской Федерации, ФСБ России, Федеральной службы охраны, Росфинмониторинга и некоторых других [2].

Как нами уже отмечалось, правоохранительная служба хоть и поменяла название, но сущность осталась прежней. Т.е. государственные служащие иных видов государственной службы все еще выполняют функции правоохранительной службы, борясь с преступностью. Существенных изменений в системах государственной службы, после переименования, не нашлось, а вот люди остались прежние.

Отсутствие правового закрепления понятия «государственной службы иных видов» приводит к различным спорам и проблемам на практике. Безусловно, при издании вышеуказанного закона ситуация изменится, но уже сейчас можно внести термины «государственная служба иных видов» в том числе через пояснения ВС РФ [3].

Обеспечение безопасности невозможно без широкого штата служащих. Существующие сравнения численности служащих в европейских странах и в России считаем неуместными. Россия является самой большой страной в мире, которая насчитывает 89 субъектов. Значительно уменьшить штат государственных служащих невозможно и опасно для страны. Обеспечение безопасности по всем направлениям резко пошатнется, и даже

существующий уровень будет невозможно видов государственной службы связаны с сохранять. При наличии сравнительно вы- недостаточной правовой базой деятельно-соких окладов, а также особенных приви- сти таки органов. В дальнейшем требуется легий, большинство выпускников обра- установление ключевых понятий, а также щаются в частные фирмы, или работают в принципов деятельности различных рамках других институтов (адвокатура, служб. Безопасность обеспечивается толь-нотариат) [4]. ко при наличии слаженного механизма ра-

Проводимая сегодня политика сокра- боты в органах, обеспечивающих безопас-щения численности государственных слу- ность. Создание благоприятных условий жащих, может негативно повлиять на дея- должно начинаться не с переименований тельность органов государственной служ- органов и званий служащих, а с каче-бы иных видов. ственной работы по подбору кадров и ма-

Таким образом, современные проблемы териальнотехнического обеспечения. обеспечения безопасности органами иных

Библиографический список

1. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (с посл. изм. и доп. от 4 июля 2022 г. № 404-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.09.2022).

2. Осавелюк Е.А. Проблема регулирования и реализации полномочий Президента РФ, парламента и Правительства РФ в области национальной безопасности. - М.: Юнити-Дана, 2021. - 319 с.

3. Бусс, П.Э. К вопросу о правовом регулировании государственной службы Российской Федерации иных видов / П.Э. Бусс, Ю.В. Сидоров // Экономические, историко-правовые, философские взгляды современности: Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 26 мая 2022 года. - Ростов-на-Дону: Манускрипт, 2022. - С. 341-342.

4. Селезнева, С.В. Правовые проблемы обеспечения безопасности органами иных видов государственной службы // Трибуна ученого. - 2020. - №5. - С. 230-231.

THE SYSTEM OF STATE AUTHORITIES IN THE SPHERE OF INTERNAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

M.M. Galyautdinov, Student Bashkir State University (Russia, Ufa)

Abstract. The State security policy is part of the internal and foreign policy of the Russian Federation and represents a set of coordinated and unified political, organizational, socioeconomic, military, legal, informational, special and other measures. This article is devoted to the system of state authorities in the sphere of ensuring internal security of the Russian Federation. In this paper, the author reveals the functions of the internal security body to ensure the above-mentioned direction of national security. In the main part of the work, the powers of each of the bodies are disclosed. The author identifies the problems of reducing the number of civil servants, as well as the lack of a more complete definition of the concepts and principles of the activities of various services. As a solution, the author proposes to supplement the relevant regulatory frameworks regulating the activities of each of the bodies in the field of internal security.

Keywords: national security, internal security, internal security agencies, legal security, national security strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.