НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М.М. Галяутдинов, студент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-3-51-54
Аннотация. Данная статья посвящена нормативным правовым основам обеспечение внутренней безопасности в рамках организационно-правовых основ внутренней безопасности в Российской Федерации. В рамках исследования проводится анализ источников внутренней безопасности Российской Федерации и их фактическое применение. В основной части работы рассмотрены виды нормативно-правовых актов по юридической силе раскрыта система источников, регулирующих механизм обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации и представлены полномочия органов, обеспечивающих внутреннюю безопасности РФ. В качестве вывода автор предлагает разработать и принять стратегию по каждому элементу внутренней безопасности что в свою очередь помогло бы каждому органу занимающиеся данной функции разграничивать свои полномочия и более эффективней выполнять работу.
Ключевые слова: национальная безопасность, внутренняя безопасность, источники внутренней безопасности, правовое обеспечение безопасности, стратегия национальной безопасности.
Обеспечение внутренней безопасности наряду с внешней является одной из приоритетных задач руководства любого государства. В большинстве стран мира приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие основные вопросы и направления обеспечения безопасности [1].
Нормативные правовые акты подразделяются по различным основаниям. По юридической силе они делятся на:
- законы;
- подзаконные акты;
- международные акты и соглашения;
- внутригосударственные договоры.
Одновременно с конституционными основами внутренней безопасности, действуют и различного рода подзаконные акты разного уровня, что дает шанс в полном объеме осуществлять задачи обеспечения внутренней безопасности.
В целом, под правовой основой обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации можно понимать определенный и взаимосвязанный комплекс нормативных правовых актов, которые содержат юридические принципы и нормы, ка-
сающиеся обеспечения внутренней безопасности и координирующие общественные отношения в данной области [2].
Вместе с тем, можно отметить, что основополагающая роль нормативных правовых актов в регулировании обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации сводится к следующему:
1) координация основополагающих направлений деятельности при обеспечения национальной и как следствие внутренней безопасности в разных областях общественной жизни (экономическая, политическая, социальная, духовная и др.);
2) регламентация системы обеспечения внутренней безопасности (установление задач, принципов, определение внутренней структуры и др.);
3) определение данных деятельности системы обеспечения внутренней безопасности (утверждение прав и обязанностей государственных органов и общественных объединений на осуществление данной деятельности, порядок использования имеющихся сил, форм и методов и др.).
Немаловажное место в системе источников, регулирующих механизм обеспече-
ния внутренней безопасности Российской Федерации, занимают акты высших судебных органов Российской Федерации, а также акты органов, обеспечивающих внутреннею безопасность Российской Федерации.
Особой отличительной чертой нормативных документов в области обеспечения внутренней безопасности является то, что по основным ее аспектам отсутствуют федеральные законы, а острые и насущные правовые отношения регламентированы подзаконными актами: Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктриной, Доктриной информационной безопасности, Морской доктриной Российской Федерации и другими документами.
Необходимо остановиться на основных документах, имеющих важнейшее значение для обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации.
На сегодняшний день, утвержденная Указом Президента Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [3] представляет собой основной фундаментальный документ стратегического характера. Данный документ устанавливает национальные интересы и приоритеты государства, цели, задачи во внутренней и внешней политики относительно внутренней безопасности, а также стратегии на долгосрочную перспективу.
Так, Стратегию национальной безопасности Российской Федерации можно считать базой для определения предположительных рисков в процессе принятия политических решений по защите и реализации национальных интересов России.
Так, Стратегия закрепляет национальные интересы нашего государства на долгосрочную перспективу, среди которых: укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности; укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского обще-
ства; повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны; сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; повышение конкурентоспособности национальной экономики; закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность, которой направлена на поддержание стратегической стабильности и мира.
Органы государственной власти на основании положений данных нормативно-правовых актов осуществляют свои функции.
К примеру, Президент Российской Федерации осуществляет руководство институтами государственной власти, которые обеспечивают национальную безопасность во внутренней и внешней политике государства. Вместе с тем, Президент Российской Федерации обладает исключительным правом назначения и освобождения от должности должностных лиц, если они осуществляют деятельность в сфере национальной безопасности.
К функциям Федерального Собрания Российской Федерации относится формирование законодательной базы, касательно области внутренней и внешней безопасности. Так, федеральные законы устанавливают правовой статус государственных органов, деятельность которых направлена на реализацию концепции внутренней безопасности. Именно эти нормативно правовые акты выступают в качестве средств разработки способов защиты прав и свобод личности.
Полномочия Правительства Российской Федерации определены практической реализацией нормативно-правовых актов. Например, реализация мер для обеспечения обороны страны, безопасности государства, гарантий прав и свобод граждан. Кроме того, контроль за органами исполнительной власти по обеспечению национальной безопасности также возложен на Правительство Российской Федерации.
К функциям Конституционного Суда Российской Федерации относятся задачи обеспечения защиты законности верховен-
ства и прямого действия Конституции Российской Федерации. Этим определена роль судебной власти в сфере обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации. Остальные звенья судебной системы также имеют определенные цели и задачи в этой области. Каждое звено судебной системы обеспечивает внутреннею безопасность в той или иной мере обеспечивая верховенства закона.
Таким образом, роль нормативных правовых актов в регулировании обеспечения внутренней безопасности, безусловно, является первостепенной, наиболее важной. Нормативные правовые акты закрепляют и регламентируют основные понятия и направления деятельности относительно обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации. Только посредством закрепления в нормативных правовых актах основных положений приходит в действие механизм обеспечения внутренней безопасности.
Государство представляет собой мощнейший и единственный институт, который способен противостоять организованной преступности, криминалу, террористическим и экстремистским организациям. Плачевность отсутствия необходимых нормативных правовых актов в сфере
Российской Федерации не нуждается в комментариях. Наличие четко выстроенной системы законодательства, позволяющей регулировать безопасность всех сфер жизнедеятельности, представляет собой важнейший фактор устойчивости России как государства. Отсутствие необходимого нормативного правового акта означает отсутствие регулятора, со всеми вытекающими негативными обстоятельствами.
Национальная безопасность представляет собой обширную по охвату различных сфер жизнедеятельности категорию. Ее защите служат практически все функции государства. Деятельность всех без исключения органов безопасности, должностных лиц, организаций, учреждений регулируется в нормативном правовом порядке. В Российской Федерации создана достаточно обширная нормативная правовая база в указанной сфере. Однако, целесообразно было бы разработать и принять Стратегии по каждому элементу внутренней безопасности, так как такое деление помогло бы органам и субъектам Российской Федерации лучше понимать какие действия предпринимать и чем руководствоваться при принятии решений обеспечивая внутреннею безопасность государства.
обеспечения внутренней безопасности
Библиографический список
1. Керимов А.Д. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для бакалавриата // Государство и право. - 2022. - №4. - С. 183-184.
2. Горшкова С. А. Роль права национальной безопасности в нашей жизни // Международное и национальное право как инструменты признания человека, его прав и свобод высшей ценностью: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 10 декабря 2021 года). - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2021. - С. 21-25.
3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.09.2022).
REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK FOR ENSURING INTERNAL SECURITY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL FRAMEWORK OF INTERNAL SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION
M.M. Galyautdinov, Student Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. This article is devoted to the normative legal foundations of ensuring internal security within the framework of the organizational and legal foundations of internal security in the Russian Federation. The study analyzes the sources of internal security of the Russian Federation and their actual application. In the main part of the work, the types of normative legal acts on legal force are considered, the system of sources regulating the mechanism of ensuring the internal security of the Russian Federation is disclosed and the powers of the bodies ensuring the internal security of the Russian Federation are presented. As a conclusion, the author proposes to develop and adopt a strategy for each element of internal security, which in turn would help each body engaged in this function to delineate its powers and perform the work more efficiently.
Keywords: national security, internal security, sources of internal security, legal security, national security strategy.