Научная статья на тему 'КАТЕГОРИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА ПРАВООТНОШЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА'

КАТЕГОРИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА ПРАВООТНОШЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / СУБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матюхин Олег Игоревич

Ведение: в статье рассматривается деятельность субъектов, обеспечивающих общественную безопасность на объектах воздушного транспорта. Ведомственные нормативные правовые акты должны учитывать государственную стратегию в сфере обеспечения безопасности. От уровня взаимодействия уполномоченных субъектов, участвующих в обеспечении безопасности, зависит и уровень состояния защищенности граждан от различных угроз. Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления и распоряжения правительства Российской Федерации, иные нормативные акты, и концептуальные положения, регламентирующие обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта. Методологической основой исследования послужили общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы логической дедукции, индукции, анализ нормативных правовых актов, обобщения и описания. Результаты исследования: позволили выявить некоторые проблемные вопросы, связанные с правовым регулированием правоотношений субъектов обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта. Раскрыть содержание деятельности и компетенций государственных органов и организаций, осуществляющих правоохранительные функции, установить их взаимосвязь и взаимообусловленность в единой системе обеспечения безопасности на объектах инфраструктуры воздушного транспорта. © Матюхин О. И., 2022 Выводы и заключения: проведен анализ действующих нормативных правовых актов и их взаимосвязь в сфере обеспечения общественной, транспортной и авиационной безопасности. Сформулирован вывод о том, что государство - главный субъект обеспечения безопасности, эффективное правовое регулирование государственных правоохранительных органов и других организаций обеспечивается только при системном и комплексном подходе к данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY SECURITY AS THE BASIS OF LEGAL RELATIONS AT AIR TRANSPORT FACILITIES

Introduction: the article considers the activities of entities that ensure public safety at air transport facilities. Departmental regulatory legal acts should take into account the state strategy in the field of security. The level of protection of citizens from various threats also depends on the level of interaction of authorized entities involved in ensuring security. Materials and methods: the normative basis of the study is formed by the Constitution of the Russian Federation, federal laws, resolutions and orders of the Government of the Russian Federation, other normative acts, and conceptual provisions regulating public safety at transport facilities. The methodological basis of the research was the general dialectical method of scientific cognition, which has a universal character, as well as methods of logical deduction, induction, analysis of normative legal acts, generalization and description. The results of the study: allowed us to identify some problematic issues related to the legal regulation of legal relations of security subjects at air transport facilities. To disclose the content of the activities and competencies of state bodies and organizations performing law enforcement functions. To establish their interrelation and interdependence in a single system of ensuring security at air transport infrastructure facilities. Findings and conclusions: the analysis of the current regulatory legal acts and their interrelation in the field of public, transport and aviation security is carried out. The conclusion is formulated that the state is the main subject of ensuring security, effective legal regulation of state bodies and other organizations is provided only with a systematic and integrated approach to this issue.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА ПРАВООТНОШЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА»

Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. № 1 (100). С. 187—196. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. Vol. no. 1 (100), р. 187—196.

12.00.11. Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Научная статья

УДК: 351.81

DOI: 10.55001/2312-3184.2022.50.52.017

КАТЕГОРИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОСНОВА ПРАВООТНОШЕНИЙ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Олег Игоревич Матюхин

Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация olegmat80@mail.ru

Введение: в статье рассматривается деятельность субъектов, обеспечивающих общественную безопасность на объектах воздушного транспорта. Ведомственные нормативные правовые акты должны учитывать государственную стратегию в сфере обеспечения безопасности. От уровня взаимодействия уполномоченных субъектов, участвующих в обеспечении безопасности, зависит и уровень состояния защищенности граждан от различных угроз.

Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления и распоряжения правительства Российской Федерации, иные нормативные акты, и концептуальные положения, регламентирующие обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта. Методологической основой исследования послужили общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы логической дедукции, индукции, анализ нормативных правовых актов, обобщения и описания.

Результаты исследования: позволили выявить некоторые проблемные вопросы, связанные с правовым регулированием правоотношений субъектов обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта. Раскрыть содержание деятельности и компетенций государственных органов и организаций, осуществляющих правоохранительные функции, установить их взаимосвязь и взаимообусловленность в единой системе обеспечения безопасности на объектах инфраструктуры воздушного транспорта.

Выводы и заключения: проведен анализ действующих нормативных правовых актов и их взаимосвязь в сфере обеспечения общественной, транспортной и авиационной безопасности. Сформулирован вывод о том, что государство — главный субъект обеспечения безопасности, эффективное правовое регулирование государственных правоохранительных органов и других организаций обеспечивается только при системном и комплексном подходе к данному вопросу.

© Матюхин О. И., 2022

Ключевые слова: органы внутренних дел, взаимодействие, нормативные правовые акты, субъекты обеспечения общественной безопасности, воздушный транспорт, безопасность.

Для цитирования: Матюхин О. И. Категория безопасность как основа правоотношений на объектах воздушного транспорта // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. —2022. № 1 (100). — С. 187—196. DOI: 10.55001/2312-3184.2022.50.52.017

12.00.11. Judicial activity, prosecutorial activity, human rights and law enforcement activities

Original article

CATEGORY SECURITY AS THE BASIS OF LEGAL RELATIONS AT AIR TRANSPORT FACILITIES

Oleg I. Matyukhin

Academy of Management of the Interior Ministry of Russia, Moscow, Russian Federation, olegmat80@mail.ru

Introduction: the article considers the activities of entities that ensure public safety at air transport facilities. Departmental regulatory legal acts should take into account the state strategy in the field of security. The level of protection of citizens from various threats also depends on the level of interaction of authorized entities involved in ensuring security.

Materials and methods: the normative basis of the study is formed by the Constitution of the Russian Federation, federal laws, resolutions and orders of the Government of the Russian Federation, other normative acts, and conceptual provisions regulating public safety at transport facilities. The methodological basis of the research was the general dialectical method of scientific cognition, which has a universal character, as well as methods of logical deduction, induction, analysis of normative legal acts, generalization and description.

The results of the study: allowed us to identify some problematic issues related to the legal regulation of legal relations of security subjects at air transport facilities. To disclose the content of the activities and competencies of state bodies and organizations performing law enforcement functions. To establish their interrelation and interdependence in a single system of ensuring security at air transport infrastructure facilities.

Findings and conclusions: the analysis of the current regulatory legal acts and their interrelation in the field of public, transport and aviation security is carried out. The conclusion is formulated that the state is the main subject of ensuring security, effective legal regulation of state bodies and other organizations is provided only with a systematic and integrated approach to this issue.

Keywords: internal affairs bodies, interaction, regulatory legal acts, subjects of public safety, air transport, security.

For citation: Matyukhin O. I. Kategorija bezopasnost' kak osnova pravootnoshenij na obektah vozdushnogo transporta [Category security as the basis of legal relations at air

transport facilities]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii — Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs ofRussia. 2022, vol. no, 1 (100), pp. 187— 196. (in Russ.)

DOI: 10.55001/2312-3184.2022.50.52.017

Актуальность вопросов обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта имеет принципиальное значение для жизнедеятельности общества и государства. Безопасность присутствует во всех сферах общественных отношений, без которой невозможно почувствовать состояние защищенности, а оно определяет стабильность и устойчивость системы, в частности объектов воздушного транспортного комплекса.

Безопасность как категорию можно рассматривать с различных позиций: официальной, социально-философской и аксиологической.

Безопасность при аксиологическом подходе понимается как ценность и свойство общественного предмета, характеризующее социальное и историческое значение для человека и общества.

При социально-философском подходе безопасность представляется как устойчивая, целостная социальная система, способная эффективно функционировать при негативном воздействии на нее.

Из смысла различных нормативных документов в области безопасности данная категория определяется как состояние защищенности от различного вида опасностей. В стратегии национальной безопасности Российской Федерации безопасность понимается как национальная безопасность, осуществляемая с целью защиты интересов России и угроз внутреннего и внешнего характера.

В Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» определены такие виды безопасности, как общественная, экологическая, безопасность личности и иные.

В Воздушном кодексе Российской Федерации авиационная безопасность определена как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации1.

В Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определена транспортная безопасность, под которой понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Согласно данному законодательному акту, авиационная безопасность является частью транспортной безопасности.

Обеспечение авиационной безопасности, прежде всего, связано с выполнением соответствующих рекомендаций и стандартов ИКАО и положений международных договоров Российской Федерации в сфере авиационной безопасности [2, с. 117]. Авиационная безопасность предполагает обеспечение безопасности жизни и здоровья людей всех стран, путем предотвращения угроз против воздушных судов, принадлежащих и другим государствам. При таком подходе сущность авиационной безопасности состоит в предотвращении таких угроз, как захват или угон воздушного судна, террори-

1 Воздушный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

стического акта. Предотвращение вышеназванных угроз является частью правоохранительной деятельности.

Таким образом, категория безопасности многообразна, и каждый из ее видов обеспечивается различными органами со своими определенными полномочиями и функциями, не входящими в компетенцию другого субъекта.

Одним из приоритетных направлений государственной стратегии России является обеспечение общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, т. к. транспорт России, в том числе воздушный, играет важную функцию в социально-экономическом развитии страны.

Вместе с этим обеспечение общественной безопасности на объектах инфраструктуры воздушного транспорта охватывает не только защищенность деятельности в области авиации, но и в целом транспортную безопасность, которая намного шире. Однако общественная безопасность является основой национальной безопасности и обязанностью государственных органов защищать интересы личности, общества и государства1. В этой связи необходимо сказать, что качество обеспечения безопасности во многом зависит от эффективности деятельности не только правоохранительной системы, но и активного участия общественных объединений и организаций [5, с. 128].

Вопрос о монопольности государства как собственника в различных сферах жизни человека и гражданина, в том числе и в безопасности, как это было раньше при советской системе взаимодействия государства и личности, не стоит [1, с. 23]. Соответственно, утверждение о том, что произошла смена парадигм в вопросах обеспечения безопасности «от безопасности государства, к безопасности человека» можно считать правильным [9, с. 150].

Но вместе с тем государство является главным субъектом обеспечения безопасности в лице соответствующих органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В связи с этим категория «общественная безопасность» неотделима от государственного управления и предопределяет возникновение организационных связей, обеспечивающих подчинение субъектов управления.

Общественная безопасность рассматривается как часть национальной безопасности Российской Федерации и подготовлена с учетом «Концепции социально-экономического развития» (до 2030 года)2, а также «Стратегии национальной безопасности России». Однако обеспечение общественной безопасности является относительно самостоятельным направлением в сфере национальной безопасности, тем самым подчеркивается ответственность субъектов управления. Их отношения должны развиваться на основе конструктивного взаимодействия с институтами гражданского общества, где государственное управление призвано играть определяющую роль, законодательно регулируя и гарантируя обеспечение общественной безопасности.

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). — Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» установлен принцип поддержания общественной безопасности на всей территории Российской Федерации во взаимодействии с уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, принимающими участие в обеспечении общественной безопасности.

С философской точки зрения, под взаимодействием понимается процесс непосредственного воздействия объектов или субъектов друг на друга, порождая их изменение и взаимную обусловленность1.

В отношении организации деятельности органов внутренних дел можно выделить взаимодействие внутриорганизационное (между подразделениями ОВД на транспорте) и внешнеорганизационное (с организациями воздушного транспорта, службой транспортной безопасности и т. д.) [10, с. 174]. Первое заключается в совместном выполнении задач и функций по реализации административно-юрисдикционной деятельности полиции, направленной на повышение эффективности по обеспечению общественной безопасности в аэропортах.

Внешнеорганизационное взаимодействие представляет собой взаимодействие между субъектами транспортной инфраструктуры и, в случае необходимости, привлечения дополнительных сил, средств для достижения соответствующих целей и задач, а также получения значимых сведений для обеспечения общественной безопасности.

Субъектами в сфере обеспечения общественной безопасности являются уполномоченные органы государственной власти, в том числе органы внутренних дел на транспорте, а также юридические лица, обладающие соответствующими компетенциями [3].

Наличие необходимой нормативно-правовой базы, определяющей взаимодействие, позволяет говорить об эффективной организации деятельности при обеспечении общественной безопасности. Издание документа, регламентирующего и распределяющего полномочия участников транспортных правоотношений, является важным для реализации политики безопасности на транспорте.

В общем виде нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность субъектов обеспечения безопасности на воздушном транспорте, в целом определена и, на первый взгляд, составляет целостность ее обеспечения, но говорить об эффективности взаимодействия и единой целостности между органами внутренних дел и другими субъектами при обеспечении общественной безопасности на воздушном транспорте не приходится.

Можно считать, что Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» позволил определить объекты транспортной инфраструктуры на законодательном уровне, а также разделить безопасность на таких видах транспорта, как воздушный, железнодорожный, морской, автомобильный [6, с. 131]. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 2201 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопас-

1 Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. доп. — М., 2001. — С. 93.

ности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства» законодательно закрепило дополнительные меры по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2018 года № 943 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве» установлен перечень действий, совершаемых органами внутренних дел на транспорте, территориальными органами ФСБ России, органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком. Постановление разграничивает полномочия и устанавливает четкие требования к порядку и объему совершаемых действий для ликвидации угрозы совершения террористического акта1. Угроза совершения террористического акта является наиболее существенной угрозой, последствия которой имеют широкий общественный резонанс не только в России, но и во всем мире.

Однако, необходимо отметить, что в регулировании взаимодействия органов внутренних дел на транспорте с другими субъектами, осуществляющими общественную безопасность на воздушном транспорте, в настоящий момент присутствуют существенные пробелы.

Механизм реализации комплексных мер по обеспечению транспортной безопасности не конкретизирован в действующих нормативных правовых актах, однако полномочиями по ее обеспечению, как отмечено выше, обладают несколько субъектов.

В научных трудах, посвященных проблематике обеспечения общественной безопасности, наиболее часто рассматриваются в качестве субъектов взаимодействия с органами внутренних дел следующие:

— подразделения транспортной безопасности, осуществляющие защиту объектов от противоправных посягательств и обеспечивающие пропускной режим;

— службы авиационной безопасности, которые проводят предполетный досмотр пассажиров и проверку багажа на предмет обнаружения предметов и веществ, запрещенных к воздушным перевозкам.

1 Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве: постановление Правительства Рос. Федерации от 15 авг. 2018 г. № 943 // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http:// www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 24.01.2022).

Что касается других правоохранительных органов, организаций и других негосударственных формирований, то их деятельность в рамках осуществления взаимодействия с органами внутренних дел в научных трудах недостаточно освещена.

Вместе с тем на объектах воздушного транспорта обеспечивают транспортную безопасность, такие подразделения как Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация, субъект транспортной инфраструктуры и (или) перевозчик.

При этом их деятельность осуществляется на основании ведомственных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок действий в пределах своих полномочий при возникновении соответствующих обстоятельств на объектах транспорта.

Следует отметить, что, например, полномочия сотрудников Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации близки с полномочиями сотрудников полиции, например, пресечение противоправных действий, преступлений, а также административных правонарушений, производство досмотра транспортных средств, проверка документов, доставление граждан в органы полиции [8, с. 137].

В соответствии Правилами охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры1 подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется охрана границ территории международных аэропортов. Указанная функция непосредственно связана с обеспечением общественной безопасности, но при этом, в качестве субъекта обеспечения транспортной безопасности подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации не указаны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование не ограничивается только Федеральным законом от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а требует обращения ко множеству нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения субъектов в сфере обеспечения общественной, транспортной и авиационной безопасности. В настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт, который бы конкретизировал обеспечение общественной безопасности на объектах инфраструктуры воздушного транспорта в качестве единой целостной системы, субъектов ее обеспечения, структуру, порядок взаимодействия при осуществлении полномочий.

Множество нормативных правовых актов, регулирующих вопросы безопасности на воздушном транспорте создает трудности при организации взаимодействия между участниками системы обеспечения авиационной безопасности [7].

Преодоление проблемных моментов возможно посредством совершенствования форм нормотворческой деятельности и конструктивно-критического анализа, систематизации нормативных правовых актов в сфере обеспечения общественной безопасности, усилением контроля за их реализацией. Ведомственное же правовое регулирование - не-

1 Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры: постановление Правительства Рос. Федерации от 1 февр. 2011 г. № 42 (ред. от 24.12.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 24.01.2022).

обходимая часть организующего воздействия на сферу общественных отношений, складывающихся в процессе их деятельности.

Совершенствование организационных и правовых основ повысит уровень взаимодействия и координацию всех структур в сфере обеспечения общественной безопасности, соответственно позволит сформировать системный и многоуровневый подход и к обеспечению транспортной и авиационной безопасности.

В заключение можно сказать, что безопасность играет ключевое место во всех се-рах жизнедеятельности общества, государства и отдельной личности. Безопасность на объектах воздушного транспорта — это сложная, многоуровневая задача, эффективность решения которой во многом определяется государственной политикой государства и компетентностью органов, ее обеспечивающих. От координации деятельности всех заинтересованных субъектов зависит уровень состояния защищённости от различного вида угроз. Нормативно-правовое регулирование вопросов взаимодействия органов внутренних дел, служб авиационной безопасности, подразделений ведомственной охраны Минтранса России, войск национальной гвардии Российской Федерации позволит на более качественной основе обеспечить состояние защищенности граждан и объектов воздушного транспортного комплекса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Герасимов А. В. Феномен безопасности в социально-философском дискурсе // Философская школа. — 2018. — № 4. — С. 23—30.

2. Гаптрахманова А. В. Международно-правовые основы обеспечения безопасности полетов гражданской авиации международной организацией гражданской авиации (ИКАО). — 2013. — № 3. — С. 117—120.

3. Долгополов А. А. К вопросу об организации взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами обеспечения транспортной безопасности / А. А. Долгополов, А. В. Белоконь // Вестник КРУ МВД России. — 2016. — № 3 (33). — С. 156—161 [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-organizatsii-vzaimodeystviya-organov-vnutrennih-del -s-drugimi-sub ektami -ob especheniya-transportnoy-b ezopasnosti (дата обращения: 11.09.2021).

4. Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1998. — С. 78

5. Пестов Н. Н. Обеспечение органами внутренних дел правопорядка на транспорте: исторические, правовые и организационные аспекты: моногр. / Н. Н. Пестов, В. В. Кирюхин, И. Л. Янченко. — М.: Проспект, 2019. — 128 с.

6. Рязанов Н. С. К вопросу о соотношении понятий «безопасность» и «транспортная безопасность» // Сибирское юридическое обозрение. — 2017. — № 4 (17). — С. 131—136.

7. Свиркин В. А. К вопросу обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2013. — № 196. — С. 115—121.

8. Еркина Т. Н. Федеральная служба войск национальной гвардии России. Вопросы участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности // Закон и право. — 2019. — № 7. — С. 137—140.

9. Елагин А. Г. Основы теории и управления общественной безопасностью (просто о сложном). — М.: ООО «Сам Полиграфист», 2020. — 150 с.

10. Жигалов П. Н. Взаимодействие подразделений органов внутренних дел на транспорте с иными субъектами обеспечения транспортной безопасности на современном этапе // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2021. — № 2 (57). — С. 174—178.

REFERENCES

1. Gerasimov A. V. Fenomen bezopasnosti v social'no-filosofskom diskurse [The phenomenon of security in the socio-philosophical discourse]. Filosofskaja shkola — Philosophical school. 2018, no. 4., pp. 23—30.

2. Gaptrakhmanova A. V. Mezhdunarodno-pravovye osnovy obespechenija bezopasnosti poletov grazhdanskoj aviacii mezhdunarodnoj organizaciej grazhdanskoj aviacii (IKAO) [International legal bases for ensuring the safety of civil aviation flights by the International Civil Aviation Organization (ICAO)]. 2013, no. 3, pp. 117—120.

3. Dolgopolov A. A., Belokon A. V. K voprosu ob organizacii vzaimodejstvija organov vnutrennih del s drugimi sub#ektami obespechenija transportnoj bezopasnosti [On the issue of the organization of interaction of internal affairs bodies with other subjects of transport security]. Vest-nik KRU MVD Rossii — Vestnik of the KRU of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016, no. 3 (33), pp. 156—161 [Electronic resource]. — Access mode URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/k-voprosu-ob-organizatsii-vzaimodeystviya-organov-vnutrennih-del-s-drugimi-subektami-obespecheniya-transportnoy-bezopasnosti — Date of application: 11.09.2021.

4. Kondrashov B. P. Obshhestvennaja bezopasnost' i administrativno-pravovye sredstva ee obespechenija: avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. [Public safety and administrative and legal means of ensuring it: abstract. dis.... doct. yurid. Sciences]. Moscow, 1998.

5. Pestov N. N., Kiryukhin V. V., Yanchenko I. L. Obespechenie organami vnutrennih del pravoporjadka na transporte: istoricheskie, pravo-vye i organizacionnye aspekty: monogr. [Ensuring law and order in transport by internal affairs bodies: historical, legal and organizational aspects: monograph]. Moscow: Prospekt, 2019, 128 p.

6. Ryazanov N. S. K voprosu o sootnoshenii ponjatij «bezopasnost'» i «transportnaja bezopasnost'» [On the question of the correlation of the concepts of «security» and «transport security»]. Sibirskoe juridicheskoe obozrenie — Siberian Legal Review. 2017, no. 4 (17), pp. 131—136.

7. Svirkin V. A. K voprosu obespechenija transportnoj bezopasnosti na vozdushnom transporte [On the issue of ensuring transport security in air transport]. Nauchnyj vestnikMoskovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta grazhdanskoj aviacii —Scientific Bulletin of the Moscow State Technical University of Civil Aviation. 2013, no. 196, pp. 115—121.

8. Yerkina T. N. Federal'naja sluzhba vojsk nacional'noj gvardii Rossii. Voprosy uchastija v ohrane obshhe-stvennogo porjadka i obespechenii obshhestvennoj bezopasnosti [Federal Service of the National Guard Troops of Russia. Questions of participation in the protection of public order and ensuring public safety]. Zakon iparvo — Law and right. 2019, no. 7., pp. 137-140.

9. Elagin A. G. Osnovy teorii i upravlenija obshhestvennoj bezopasnostju (prosto o slozhnom). [Fundamentals of the theory and management of public security (just about the complex)]. Moscow, OOO «Sam Polygraphist», 2020, 150 p.

10. Zhigalov P. N. Vzaimodejstvie podrazdelenij organov vnutrennih del na transporte s inymi sub#ektami obespechenija transportnoj bezopasnosti na sovremennom jetape [Interaction of divisions of internal affairs bodies on transport with other subjects of ensuring transport security at the present stage]. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii — Vestnik of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021, no. 2 (57), pp. 174—178.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Матюхин Олег Игоревич, адъюнкт адъюнктуры Академии управления МВД России, 125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, B. ORCID: 0000-0002-5BB0-5B35

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Oleg I. Matyukhin, postgraduate office of the third faculty, Academy of Management of the Interior Ministry of Russia, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh Street, B, Moscow, Russia, 125171.

ORCID: 0000-0002-5BB0-5B35

Статья поступила в редакцию 23.09.2021; одобрена после рецензирования 30.09.2021; принята к публикации 25.02.2022.

The article was submitted 23.09.2021; approved after reviewing 30.09.2021; accepted for publication 25.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.