ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО TRIBUNE OF YOUNG SCIENTIST
УДК 343.1 DOI 10.47475/2618-8236-2020-15211
ББК 64
Некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации и зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности
В. В. Борисов
Международный инновационный университет, Сочи, Россия
Рассматриваются некоторые вопросы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации и опыт обеспечения национальной безопасности в США, Германии, Франции, государствах — участниках СНГ. Автор приходит к выводу: система национальной безопасности каждого государства основана на концептуальных нормативных правовых актах, отражающих официальные взгляды на роль государства в мире, его национальные ценности, национальные интересы и угрозы национальной безопасности. Все эти документы являются базовыми в области обеспечения национальной безопасности, так как содержат основы государственной политики, основные принципы и механизм реализации целей и задач в области национальной безопасности и ее виды.
Ключевые слова: национальная безопасность, обеспечение национальной безопасности, МВД, прокуратура, ФСБ.
Проблема исследований по обеспечению национальной безопасности заключается в многогранности ее сущности.
Обеспечение национальной безопасности России представляет собой целенаправленную деятельность государственных и негосударственных учреждений, граждан по выявлению и предотвращению угроз безопасности личности, общества и государства, а также по защите национальных интересов Российской Федерации.
Проблемы обеспечения национальной безопасности, представленные в отечественной литературе, заключаются в следующем:
— во-первых, безопасность смешана как социальная функция и как инструмент политики, что снижает эффективность их обоих;
— во-вторых, имеют место две точки зрения в области обеспечения национальной безопасности.
Первая точка зрения направлена на то, чтобы рассмотреть конкретно возникающие проблемы, не связывая их со сферой обеспечения национальной безопасности.
Полаем, что М. Тейлор был прав, считая что «хотя большинство из нас склонны рассматривать национальную безопасность как защиту националь-
ных ценностей от военных угроз, мы не можем придерживаться такого узколобого подхода, слишком много гражданских угроз — инфляция, рост населения, рецессия и т. д». [9. С. 46].
Вторая точка зрения, напротив, выделяет многочисленные области безопасности, которые стирают границу между государственным управлением и национальной безопасностью.
Поэтому необходимо применение всех подходов, о разнообразии которых можно судить, рассматривая, например, типы и степени угроз, или методы безопасности.
Важнейшей частью методологического подхода к системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются методологические аспекты организации ее функционирования.
Основные методологические аспекты включают определение оптимальной структуры и анализ функционирования ее компонентов, влияющих на организацию всей системы.
Оптимальная структура может быть определена на основе концепции национальной безопасности и положений теорий национальной безопасности.
Американский ученый Уолтс представил оптимальный подход к пониманию структуры безопас-
ности, с представлениями о которой определяются структуры:
— во-первых, принцип, на котором основана система;
— во-вторых, уточнение функций дифференцированных единиц;
— в-третьих, распределение возможностей между подразделениями системы.
В автономной системе единицы направлены на выживание, и это определяет их поведение [8. С. 243].
Таким образом, система поощряет стремление к безопасности и может следовать только этой цели.
При обеспечении национальной безопасности государству необходимо решить две проблемы:
— во-первых, создать специальную систему для решения проблем национальной безопасности или ограничиться отдельными государственными органами и организациями, которые обязаны обеспечивать безопасность;
— во-вторых, как управлять системой национальной безопасности.
Чтобы решить первую проблему, необходимо использовать положения общей теории, которая отличает особенности любой системы как некое единство определенных документов, по сравнению с их простым сочетанием. Поскольку структура зависит от функционирования ее компонентов, методологические аспекты системы являются неотъемлемой частью национальной безопасности. В этом случае применяется закон возникновения.
Закон антиэнтропии означает, что при организации управления необходимо предусмотреть возможность влияния на снижение неопределенности в знаниях о построении и поведении управляемой системы путем повышения информационной осведомленности органа управления при принятии решений.
Чтобы решить вторую проблему, необходимо использовать положения теории принятия решений, поскольку основной процедурой управления системой национальной безопасности является принятие неформального выбора, позволяющего достичь поставленной цели и двигаться в ее направлении.
Теория принятия решений исследует:
— участников процесса, их ценности и восприятие;
— организационную систему ситуаций;
— процесс принятия решений; лиц, принимающих решения.
Структуры, специально созданные государством для обеспечения национальной безопасности, становятся все более важными в процессе функционирования факторов, которые влияют на безопасную жизнь системы «личность — общество — государство».
Совокупность этих факторов можно разделить на две группы в зависимости от направления их деятельности: факторы внутренней безопасности и внешние.
Факторами внутренней безопасности являются материальные и интеллектуальные возможности общества, которые влияют на предотвращение угроз безопасности государства и его граждан, а также обеспечивают их законные права и интересы.
Одним из факторов, влияющих на обеспечение внутренней безопасности, является деятельность правоохранительных органов (в том числе МВД) по предотвращению угроз в пределах своей компетенции [7. С. 35].
Интересный подход, предложенный группой ученых для учета гарантий национальной безопасности, включает в себя понятие «безопасность» как желаемое состояние, а «гарантия безопасности» — это название действия, которое приводит к желаемому результату [4. С. 14].
Также предлагается использовать термин «отношения безопасности», поскольку «отношение» относится к сторонам, их действиям, структурам, условиям.
При таком подходе можно определить сложную систему отношений между элементами этой системы, которая является защитной связью.
При решении задач обеспечения национальной безопасности необходимо учитывать как мировой опыт, так и другие подходы [5].
Следует отметить, что в настоящее время число внешних угроз возросло, прежде всего речь идет о процессах, которые проходят в непосредственной близости от наших границ. Несмотря на официально объявленную «перезагрузку», отношения между Россией и США становятся все более напряженными. Формально мы обсуждаем СНВ, ПРО, ДОВСЕ по факту же — США и НАТО по-прежнему занимаются целым рядом вопросов, начиная от наращивания наступательных вооружений в обход существующих соглашений до милитаризации космоса [4. С. 14].
Системный подход к поддержанию национальной безопасности имеет основополагающее значение
66
для теории и практики обеспечения национальной безопасности.
Разнообразие объектов безопасности и задач по обеспечению защиты их интересов требует, с одной стороны, дифференциации систем безопасности, с другой — интеграции всех видов безопасности, концентрации сил и средств для решения больших задач.
Кроме того, при определении сил и ресурсов для обеспечения безопасности необходимо учитывать приоритет ненасильственных методов в отношении насилия, применение которого возможно только в крайних случаях.
Что касается задач обеспечения национальной безопасности, мы находим, что есть две концепции ее обеспечения: натуралистическая и активная.
Первая концепция рассматривает источники опасности в форме опасных процессов, которые присущи миру и происходят из него.
Активная концепция представляет все негативные явления, которые угрожают базовым ценностям в жизненной системе человека, то есть они соотносят опасность с нехваткой собственных ресурсов и методов работы.
Представляется, что основные задачи обеспечения безопасности следует рассматривать с точки зрения «концепции деятельности», наиболее полном исследовании реальной угрозы и прогнозировании ее развития.
Процесс идентификации угроз должен основываться на научных и практических знаниях. Научные знания состоят в изучении сущности основных средств безопасности, механизма формирования и реализации угроз национальной безопасности.
Практические знания заключаются в получении и анализе первичной информации для разработки вариантов процессов формирования и реализации угроз.
Следует учитывать, что консолидация усилий по борьбе с преступностью и коррупцией особенно важна, поскольку Россия заинтересована в устранении экономических и социально-политических основ опасных явлений и комплексной системы мер для обеспечения их эффективности
Необходимо также более эффективно использовать международный опыт в борьбе с этим явлением, надежно заблокировать все возможные каналы незаконной торговли оружием и взрывчатыми веществами в стране и их доходы из-за рубежа. Решения и меры, принимаемые властями для борьбы с преступностью, должны быть открытыми, конкретными
и понятными для каждого гражданина, проявлять инициативу, обеспечивать равенство всех перед законом и неизбежность ответственности и зависеть от поддержки общества.
Деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации направлена на обеспечение национальной безопасности, как федерального органа исполнительной власти, выполняющего функции по разработке и реализации государственной политики и правового регулирования в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.
Основными задачами МВД являются: разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности; совершенствование правового регулирования; организация предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предотвращение и пресечение административных правонарушений; обеспечение поддержания общественного порядка; безопасность дорожного движения и т. д. (Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. № 927 «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») [2. С. 20].
Прокуратура РФ в силу многофункциональности действующих полномочий, занимает особое место в системе органов, обеспечивающих безопасность, и способна оказать существенное влияние практически на все сферы жизни общества и государства, эффективно решая задачи обеспечения национальной безопасности, прежде всего связанные с устранением и нейтрализацией внутренних угроз [1].
Ввиду совокупности современных условий положение прокуратуры в системе обеспечения национальной безопасности РФ определяется ее неотъемлемыми характеристиками, а именно:
1) принцип господства права в современной системе обеспечения национальной безопасности органично сочетается с компетенцией прокуратуры, предметом и задачами ее деятельности, представляет их целостное единство;
2) охраняемые законом интересы личности, общества и государства, определяющие содержание национальных интересов и национальной безопасности, являются постоянными приоритетами правозащитной деятельности прокуратуры;
3) выявление, пресечение, нейтрализация и предотвращение угроз национальной безопасности составляют неотъемлемую часть деятельности прокуратуры, укрепляют ее правозащитную миссию;
4) функциональная деятельность прокуратуры распространяется на все сферы правовых отношений, в которых возникают и развиваются основные виды угроз национальной безопасности;
5) прокуратура оказывает постоянное корректирующее воздействие на все органы национальной безопасности [3. С. 35].
Федеральная служба безопасности (ФСБ) Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации, охране государственных границ Российской Федерации.
К органам ФСБ относятся:
1) федеральные органы исполнительной власти в области безопасности;
2) управление (департамент) по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
3) Федеральная служба безопасности (подразделения) Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и военных формирований, а также в их управлении (службы безопасности войсках);
4) дирекции (департаменты, службы отряды) ФСБ России (пограничные органы);
5) другие ведомства (отделы), осуществляющие отдельные полномочия органа или обеспечивающие деятельность Федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);
6) авиационные подразделения, специальные учебные центры, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные и научные организации, эксперты, криминалисты, военно-медицинские подразделения и другие организации и подразделения, занимающиеся деятельностью ФСБ России [6].
Принципы деятельности: законность, уважение прав и свобод личности гражданина, гуманизм, единство системы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а также централизация их управления, конспирация, сочетание гласных и невысказанных методов и средств деятельности. Оперативные подразделения ФСБ России имеют право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия на территории Российской Федерации.
Федеральная служба безопасности России входит в состав федеральной исполнительной власти, которой руководит президент Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части, связан-
ной с взаимодействиями с федеральными органами исполнительной власти, а также определяет финансовое, материальное и социальное обеспечение официальных представителей, советников и специалистов ФСБ России в зарубежных странах.
Основные задачи:
— управление органами ФСБ России, а также организация их деятельности;
— информирование президента Российской Федерации, премьер-министра Российской Федерации, а также по их распоряжению — федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах государственной безопасности; организация обнаружения предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, лиц, направленных на причинение вреда безопасности Российской Федерации;
— координация федеральных органов контрразведки и меры самообороны;
— организация предупреждения, пресечения и раскрытия преступления, осуществление досудебного производства, которое классифицируется как ответственность органов ФСБ России;
— организация в рамках своих полномочий в сотрудничестве с федеральными органами власти по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконных оборотов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств предназначенных для тайного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных групп, преступных групп, групп с целью организации вооруженного мятежа, насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, насильственного захвата и насильственного удержания власти;
— организация и осуществление борьбы с терроризмом и борьбы с саботажем;
— осуществление разведывательной деятельности; организация в сотрудничестве с иностранными разведывательными органами
68
Российской Федерации деятельности по сбору и обработке разведывательной информации;
— организующие мероприятия, предписанные федеральным законом полномочия федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных охранять государственную границу;
— обеспечение защиты государственной тайны и противодействие иностранным организациям, занимающимся технической разведкой;
— обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых классифицируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в ведение органов ФСБ России; содействие органам государственной власти субъектов Федерации в осуществлении мероприятий, проводимых в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, совершенствования ее экономического, научно-технического и обороноспособного потенциала [1].
Рассматривая современные цели и задачи деятельности правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, считаем необходимым затронуть зарубежный опыт.
Обеспечение национальной безопасности во всем мире было в центре внимания в следующих международных проектах: «Совет общеевропейского союза» Дюбуа; «Союзный Совет» И. Подебрада; «Постоянный конгресс» Э. Крюсе; «Верховный совет» В. Пенна (1693); «Совет» Ш. Сен-Пьера (1713); «Союзный совет» И. Блюнчли (1876), В. Ф. Малиновского (1803) и др. В XX в. международные организации, созданные по окончании двух мировых войн, могут включать Совет Лиги Нации и Совет Безопасности ООН. Международная организация Лига Наций, целями которой были разоружение, коллективная безопасность и дипломатическое урегулирование споров между странами, действовала до 1946 г. [7. С. 234].
Предложения о создании Совета Безопасности ООН были подготовлены в июле 1944 г. СССР, Великобританией и США на Московской конференции, а в феврале 1945 г. в Ялте на Крымской конференции основой были положения Устава ООН. Совет Безопасности ООН является постоянным органом ООН, на который в соответствии со ст. 24 Устава ООН возлагается главная ответственность по поддержанию международного мира и безо-
пасности. Совет ООН состоит из 15 государств, избираемых сроком на два года по пять в год. Постоянными членами являются: Великобритания, Россия, Китай, США, Франция; непостоянные члены: Боливия, Египет, Италия, Казахстан, Сенегал, Украина, Уругвай, Швеция, Эфиопия, Япония.
Система национальной безопасности каждого государства основана на концептуальных нормативных правовых актах, отражающих официальные взгляды на роль государства в мире, его национальные ценности, национальные интересы и угрозы национальной безопасности. Такими документами являются: «Стратегия национальной безопасности» (США, Россия, Украина и др.), «Белая книга» (Великобритания, Германия, Франция, Китай и др.), «Политика национальной безопасности» (Канада, Турция), «Стратегическая концепция национальной обороны» (Италия), доктрины (например, Военная доктрина РФ), Законы национальной безопасности (Казахстан) и другие правовые акты [8. С. 245].
Все эти документы являются базовыми в области обеспечения национальной безопасности, так как содержат основы государственной политики, принципы и механизм реализации целей и задач в области национальной безопасности и ее виды.
Концепция — это особый способ понимания объекта, руководящая идея для их систематического охвата.
В 1997 г. наша страна приняла Концепцию национальной безопасности РФ, которая была политическим документом, отражающим ряд официальных взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешней и внутренней угрозы, с учетом существующих возможностей и ресурсов.
В 2000 г. в этой Концепции были сформулированы задачи по обеспечению безопасности в различных областях национальной безопасности, а также определены функции и задачи органов власти и управления системой национальной безопасности РФ.
Современная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации согласно Указу Президента Российской Федерации направлена консолидацию органов государственной власти, других органов государственной власти, в том числе правоохранительных, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внешних и внутренних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов.
В качестве сравнения кратко рассмотрим общие направления Стратегии национальной безопасности США.
Стратегия национальной безопасности США, как основополагающего доктринального документа, в котором представлены цели, задачи, методы и средства обеспечения национальной и международной безопасности, впервые была разработана в 1969 г. администрацией президента Р. Никсона.
Эта стратегия стала основой американского военно-политического курса и документа о целевом планировании строительства Вооруженных сил США и является таковой по настоящее время.
Во многих странах после окончания Второй мировой войны (1939 — 1945) начался процесс реорганизации системы обеспечения национальной безопасности. Этот процесс был наиболее активным в Соединенных Штатах, поскольку после накопления опыта в результате войны подход к реализации внешней политики существенно изменился.
Соединенные Штаты Америки в настоящее время являются государством, деятельность которого направлена на агрессивное влияние в отношении геополитической ситуации в мире.
Несмотря на схожесть названий доктринальных основ национальной безопасности государств США и России, в них отражаются достаточные отличия.
Основными приоритетами национальной безопасности РФ является создание благоприятных внешних и внутренних условий для реализации нацио-
нальных интересов и стратегических национальных приоритетов, для США — это агрессивное влияние на геополитическую ситуацию в мире по принципу «конкуренция не значит сотрудничество».
Основные положения в области обеспечения национальной безопасности Франции и Германии содержатся в Белой книге. Данные государства не считают необходимым определять на уровне государственной стратегии защиту своих национальных интересов.
Стратегия национальной безопасности Китая также лишена активной наступательной позиции, но в качестве основных сил в вопросе обеспечения национальной безопасности она ориентирована на Соединенные Штаты и Россию.
Анализ зарубежного опыта обеспечения национальной безопасности государств — участников СНГ (Казахстан, Беларусь, Армения, Таджикистан и др.) позволяет сделать вывод, что в его основе лежат концептуальные документы, аналогичные российским правовым актам периода 2000—2010 гг., и имеют место национальные особенности.
Таким образом, в разных странах мира национальная безопасность обеспечивается в соответствии с концептуальными политическими документами, отражающими национальные интересы государств, угрозы национальным интересам и основные направления государственной политики по обеспечению национальной безопасности и обороны государств.
Список литературы
1. Идрисов, Р. Ф. Теоретические и правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Р. Ф. Идрисов. — М., 2002. — 41 с.
2. Массмедиа в условиях глобализации. Информационно-коммуникационная безопасность : монография / под общ. ред. В. И. Василенко. — М. : Проспект, 2015. — 163 с.
3. Мельниченко, А. Б. Уголовно-правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А. Б. Мельниченко. — Ростов, 2018. — 60 с.
4. Овчинников, А. И. Административное право Российской Федерации : учебник / А. И. Овчинников, А. Ю. Мамычев. — М. : РИОР, 2018. — 224 с.
5. Першин, Е. А. Правовые основы деятельности пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: состояние, проблемы, пути совершенствования : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Е. А. Першин. — Ростов, 2005. — 60 с.
6. Пономаренко, Я. А. Участие правоохранительных органов в деятельности по обеспечению национальной безопасности / Я. А. Пономаренко // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2017. — № 3 (52). — С. 110 — 115.
7. Правоохранительные органы : учеб.-метод. пособие / под ред. В. И. Зуева. — Оренбург : Оренбург. Гос. аграр. ун-т, 2016. — 692 с.
8. Правоохранительные органы: учеб. и практикум / под общ. ред. М. П. Полякова. — М. : Юрайт, 2019. — 363 с.
70
9. Тюрина, Т. В. Правовая безопасность личности в современном Российском государстве : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Т. В. Тюрина. — Саратов, 2005. — 28 с.
Дата поступления: 20.04.2020
Дата принятия к опубликованию: 22.04.2020
Сведения об авторе
Борисов Виталий Владимирович — Международный инновационный университет, Сочи, Россия. паытвпкорк@ gmail.com
Библиографическое описание: Борисов, В. В. Некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации и зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности / В. В. Борисов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 5, вып. 2. — С. 64 — 71.
Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2020. Vol. 5, iss. 2. Pp. 64—71.
Some Problems of Security of National Security in the Russian Federation and Foreign Experience of Security of National Security
V.V. Borisov
The International Innovative University, Sochi, Russia. [email protected]
The article discusses some issues of ensuring the national security of the Russian Federation and the experience of ensuring the national security of the USA, Germany, France, and the CIS member states. In the work, the author comes to the conclusion: The national security system of each state is based on conceptual regulatory legal acts that reflect official views on the role of the state in the world, its national values, national interests and threats to national security. All these documents are basic in the field of national security, as they contain the foundations of state policy, the basic principles and mechanism for the implementation of goals and objectives in the field of national security and its types.
Keywords: national security, ensuring national security, Ministry of Internal Affairs, prosecutor's office, FSB.
References
1. Idrisov R.F. Teoreticheskie i pravovye problemy obespecheniia natcional'noy bezopasnosti Rossiys-koy Federatcii [Theoretical and legal problems of ensuring the national security of the Russian Federation. Abstract of thesis]. Moscow, 2002. 63 p. (In Russ.).
2. Vasilenko V.I. (ed.). Massmedia v usloviiakh globalizatcii. Informatcionno-kommunikatcionnaia bezo-pasnost' [Mass-media in the context of globalization. Information and communication security]. Moscow, Prospect Publ., 2015. 163 p. (In Russ.).
3. Melnichenko A.B. Ugolovno-pravovye sredstva obespecheniia natcional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatcii [Criminal legal means of ensuring national security of the Russian Federation. Abstract of thesis]. Rostov, 2018. 60 p. (In Russ.).
4. Ovchinnikov A.I., Mamychev A.Yu. Administrativnoe pravo Rossiyskoy Federatcii [Administrative law of the Russian Federation]. Moscow, RIOR Publ., 2018. 224 p. (In Russ.).
5. Pershin E.A. Pravovye osnovy deiatel'nosti pogranichnoy sluzhby Federal'noy sluzhby bezopasnosti Rossiyskoy Federatcii: sostoianie, problemy, puti sovershenstvovaniia [Legal basis for the activities of the bor-
der service of the Federal Security Service of the Russian Federation: state, problems, ways of improvement. Abstract of thesis]. Rostov, 2005. 60 p. (In Russ.).
6. Ponomarenko Ya.A. Uchastie pravookhranitel'nykh organov v deiatel'nosti po obespecheniiu natcional'noiy bezopasnosti [The participation of law enforcement agencies in activities to ensure national security]. Kaspiys-kiy region: politika, ekonomika, kul'tura [Caspian region: politics, economics, culture], 2017, no. 3 (52), pp. 110-115. (In Russ.).
7. Zueva V.I. (ed.). Pravookhranitel'nye organy [Law enforcement agenciess]. Orenburg, Orenburg State Agrarian University Publ., 2016. 692 p. (In Russ.).
8. Polyakov M.P. (ed.). Pravookhranitel'nye organy [Law enforcement agencies]. Moscow, Yurayt Publ., 2019. 363 p. (In Russ.).
9. Tyurina T.V. Pravovaia bezopasnost' lichnosti v sovremennom Rossiyskom gosudarstve [Legal security of the individual in the modern Russian state. Abstract of thesis]. Saratov, 2005. 28 p. (In Russ.).