Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2291
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МВД / ПРОКУРАТУРА / ФСБ / NATIONAL SECURITY / ENSURING NATIONAL SECURITY / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS / PROSECUTOR'S OFFICE / FSB

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Международный Инновационный Университет, Борисов Виталий Владимирович

Рассматривается роль правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Автор приходит к выводу о том, что современная система национальной безопасности России представляет собой сложную, многоуровневую замкнутую систему, элементы которой представлены безопасностью на разных уровнях, взаимодействуют и объединяются в единое функциональное целое посредством прямых и обратных связей. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации направлена консолидацию органов государственной власти, в том числе правоохранительных, и институтов гражданского общества в целях создания благоприятных внешних и внутренних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Международный Инновационный Университет, Борисов Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASES OF THE ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT BODIES TO ENSURE NATIONAL SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the role of law enforcement agencies in ensuring the national security of the Russian Federation. In the work, the author comes to the conclusion: The modern system of national security of Russia is a complex multilevel closed system, the elements of which are represented by security at different levels, interact with each other and are combined into a single functional whole through direct and feedback. The national security strategy of the Russian Federation is aimed at consolidating government bodies, other government bodies, including law enforcement, civil society institutions to create favorable external and internal conditions for the realization of national interests and strategic national priorities.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО TRIBUNE OF YOUNG SCIENTIST

УДК 343.1 DOI 10.24411/2618-8236-2020-15111

ББК 64

Правовые основы деятельности правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации

В. В. Борисов

Международный инновационный университет, Сочи, Россия

Рассматривается роль правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. Автор приходит к выводу о том, что современная система национальной безопасности России представляет собой сложную, многоуровневую замкнутую систему, элементы которой представлены безопасностью на разных уровнях, взаимодействуют и объединяются в единое функциональное целое посредством прямых и обратных связей. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации направлена консолидацию органов государственной власти, в том числе правоохранительных, и институтов гражданского общества в целях создания благоприятных внешних и внутренних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов.

Ключевые слова: национальная безопасность, обеспечение национальной безопасности, МВД, прокуратура, ФСБ.

Деятельность правоохранительных органов, направленная на обеспечение национальной безопасности, в настоящее время невозможна без взаимодействия с другими государственными органами и негосударственными организациями.

Роль правоохранительных органов в этом процессе зависит от содержания национальной безопасности [4. С. 25].

Современное понятие национальной безопасности представляет единство двух составляющих — безопасности и ее «национальной» стороны. Данные составляющие правового элемента, идеи национальной безопасности были сформированы законодателем не одновременно. В настоящее время объединение этих понятий создает современное понимание национальной безопасности, которое имеет конкретное содержание, закрепленное в Стратегии национальной безопасности России. Определение роли правоохранительных органов в системе национальной безопасности страны зависит от принятого официального понятия национальной безопасности [6. С. 111].

Стратегия национальной безопасности России утверждена Президентом Российской Федерации1 и определяет перечень стратегических национальных приоритетов, который обеспечивает необходимую взаимосвязь между государственной безопасностью и устойчивым развитием.

Стратегические национальные приоритеты, относящиеся к вопросам государственной безопасности:

1) общественная и государственная безопасность;

2) оборона страны.

Перечень стратегических национальных приоритетов, которые можно отнести к вопросам обеспечения устойчивого развития, — шире:

1) культура;

2) экономический рост;

3) образование, наука и технологии;

4) повышение качества граждан;

5) здравоохранение.

Стоит отметить, что в систему обеспечения национальной безопасности входят не только

1 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_191669/

70

правоохранительные органы, но и армия, медицинские организации, контрразведка и др.

В действующем Федеральном законе «О безопасности» говорится, что политика в области государственной безопасности «осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»1.

Президент Российской Федерации, обе палаты Федерального Собрания, Правительство, Совет Безопасности, федеральные органы исполнительной власти — их полномочия определяются законодательством по проведению государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем в Федеральном законе «О безопасности» правоохранительные органы даже не упоминаются в числе органов, которые являются главными в реализации государственной политики в сфере безопасности.

В данном контексте возникает острая проблема: среди органов, ответственных за проведение государственной политики в сфере безопасности, нет упоминания и о прокуратуре. При этом прокуратура, которая затрагивается в законе, не является одним из исполнительных органов власти. Она не входит ни одну из сетей власти, которые указаны в Федеральном законе «О безопасности».

Так или иначе, данная правовая коллизия не отменяет того факта, что в обеспечении национальной безопасности прокуратура Российской Федерации играет значительную роль. Функции и особенности статуса прокуратуры определяют ее возможность в обеспечении национальных интересов РФ.

Прокуратура Российской Федерации в силу своих полномочий осуществляет действия по выявлению и нейтрализации угроз национальной безопасности страны, координацию деятельности правоохранительных органов России в борьбе с преступностью.

В ст. 1 Закона о прокуратуре2 говорится, что основными функциями прокуратуры являются:

1) обеспечение защиты интересов, охраняемых прокуратурой, а также законодательных интересов государства и общества;

2) обеспечение верховенства закона;

1 http://www.consultant.ru/cons/cgi/onHne.cgi?req =doc&base=LAW&n=344847&fld=134&dst=1000000001,0 &Г^=0.5323765851373707#03659984468021227

2 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_262/

3) защита прав и свобод гражданина и человека;

4) обеспечение единства и укрепления верховенства закона.

Основные задачи прокуратуры:

1. Прокурорский надзор.

Прокуратура Российской Федерации является многофункциональной системой, которая признает прокурорский надзор основной целью деятельности. Прокурорский надзор направлен на обеспечение соблюдения законов в процессе расследования преступления, на досудебных стадиях всего уголовного судопроизводства, поскольку уголовное преследование и другие основные функции прокуроры должны осуществлять через надзорную функцию.

Прокурорский надзор распространяется на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование и расследование судебных приставов, и уголовно-исполнительную систему.

2. Уголовное преследование.

Прокуратура является основным органом в процессе уголовного преследования, при этом само обвинение делится на две части:

1) досудебная часть расследования и обвинения;

2) уголовное преследование непосредственно в суде.

Следует учитывать, что первая часть уголовного преследования должна осуществляться в форме расследования преступления, а вторая — в форме содержания в суде государственного обвинения.

3. Координация правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью.

Концепция основана на совместной разработке и практической разнице мер, направленных на решение проблем борьбы с преступностью, которые актуальны сегодня, укрепление законности и правопорядка.

4. Участие прокурора в рассмотрении дел судами.

На основе положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и Уголовно-процессуального кодекса3 можно сделать вывод, что поддержание государственного обвинения в суде является неотъемлемой частью единой функции уголовного преследования, осуществляемых прокурором в рамках уголовного судопроизводства. Содержание определяется деятельностью государственного обвинения, направленной на общественное одобрение в уголовном процессе.

3 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34481/

Правовые основы деятельности правоохранительных органов.

Субъектами, имеющими исключительное право на выполнение функций государственного обвинения, являются:

1) помощник и заместитель прокурора, которые реализуют эти полномочия на основе требований действующего законодательства РФ;

2) прокурор.

5. Административное преследование.

В этой функции прокурор реализует предусмотренные законом полномочия, а также способствует соблюдению принципа неотвратимости ответственности за совершение административного правонарушения.

Статус прокуратуры в России таков, что ее нельзя однозначно отнести к какой-либо традиционной ветви государственной власти. Прокуратура формирует независимую систему, которая не подчиняется ни одному из государственных органов, в то же время это не означает неподконтрольность: контроль за деятельностью прокуратуры проявляется в установленном законом порядке.

Исследователи считают, что правоохранительные органы, обеспечивающие безопасность, могут быть классифицированы в зависимости от того, направлена их работа на защиту внешних или внутренних угроз [См., напр.: 5—7]. Одни из этих органов обеспечивают внутреннюю безопасность (органы внутренних войск, внутренних дел), другие — внешнюю (органы внешней разведки, Вооруженные силы).

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации обращает внимание на важность и оценку роли правоохранительных органов.

В ст. 47 Стратегии закреплено, что в целях повышения общественной и государственной безопасности требуется комплексное развитие специальных служб и правоохранительных органов, укрепление социальных гарантий их сотрудникам, принятие на вооружение перспективных специальных техник и средств, совершенствование научно-технической поддержки правоохранительной деятельности, развитие систем профессиональной подготовки специалистов в области обеспечения общественной и государственной безопасности1.

Министерство внутренних дел Российской Федерации является одним из ключевых правоохранительных органов, обеспечивающих национальную безопасность.

1 http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req =doc&base=LAW&n=191669&fld=134&dst=1000000001,0 &г^=0.7450076303066684#07043132451956031

Этот орган власти выполняет управленческие функции по реализации государственной политики и регулированию в нормативно-правовых вопросах внутренних дел, в том числе в вопросах государственной политики в сфере миграции.

В сфере полномочий МВД России наиболее актуальными вопросами обеспечения национальной безопасности являются [5]:

1) прогнозирование и анализ преступности и общественной безопасности;

2) участие в контртеррористической деятельности;

3) выявление и предупреждение тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений, вызывающих большой общественный резонанс;

4) осуществление мер по выявлению, пресечению и предупреждению экстремистской деятельности;

5) организация правоохранительных мер в общественных местах.

Указом Президента России в апреле 2016 г. создана новая структура в правоохранительной системе, задачи которой также имеют отношение к вопросам национальной безопасности, —Федеральная служба войск Национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия)2. Она была создана для обеспечения общественной и государственной безопасности. (Предшественником Росгвардии можно назвать такую военно-политическую организацию, как войска Всероссийской чрезвычайной комиссии — ВЧК.)

Правоохранительные органы играют значительную роль в предотвращении рисков и угроз национальной безопасности России. В официальных документах Российской Федерации риски для национальной безопасности интерпретируются через концепцию угроз национальной безопасности.

А. Б. Мельниченко, отечественный исследователь, определяет угрозы национальной безопасности как «совокупность факторов и условий, создающих опасность жизненно важным интересам нации и ее функциональным компонентам — обществу, государству и личности» [2. С. 26].

А. А. Сацута определяет угрозу национальной безопасности как «демонстрацию одним объектом желания или возможности причинить вред другому объекту (объекту воздействия)» [Цит. по: 7. С. 12].

2 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_196284/

72

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации, которая была утверждена 2015 г., угроза национальной безопасности определялась как «совокупность факторов и условий, создающих косвенную или прямую возможность нанесения ущерба национальным интересам». Стратегия определяет угрозы четырех из десяти стратегических приоритетов национальной безопасности. Как раз в этих сферах появляются новые риски, которые представляют особую опасность для решения задач по обеспечению национальной безопасности.

В основном большее количество угроз выделено сфере общественной и государственной безопасности; в частности, к ним отнесены разведывательная и иные виды деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, экстремистских организаций, деятельность радикальных общественных объединений и группировок, аварии и катастрофы, стихийные бедствия, коррупция, деятельность преступных организаций и группировок, преступные посягательства.

В области общественного здравоохранения эпидемии и массовое распространение некоторых опасных заболеваний официально признаны потенциальной опасностью для общества.

В сфере качества жизни российских граждан выделены такие угрозы, как отставание в технологическом развитии, неблагоприятная динамика развития экономики и т. д.

В сфере культуры в качестве угроз национальной безопасности выделены такие явления, как попытка фальсификации мировой и российской истории, противоправные посягательства на объекты культуры, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа.

В сфере экономики угрозами являются низкая конкурентоспособность, сохранение сырьевой технологической модели развития, высокая степень зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры и т. д.

Угрозы национальной безопасности, которые определены в Стратегии, могут быть классифици-

рованы не только по сферам, но и в зависимости от того, относятся они к внешним или внутренним источникам.

Отечественная наука активно рассматривает вопрос о необходимости разграничения и уточнения таких понятий, как угрозы, вызовы и риски национальной безопасности. Эта проблема, судя по всему, выходит за рамки обсуждения научных терминов, но она также имеет значение применения и актуальна для государственного управления.

Понятие «вызов национальной безопасности» используется в Стратегии национальной безопасности, но в отличие от понятия угрозы официального определения этого термина не приводится.

Понятия угроз, вызовов и рисков рассматриваются в плане возрастания вероятности ущерба объекту. Из этого следует, что риск и угроза относятся к вопросам общественной и государственной безопасности.

Правоохранительные органы также играют свою роль в борьбе с угрозами национальной безопасности России в сферах охраны здоровья, качества жизни российских граждан и культуры. Такая деятельность приобретает важное значение в плане сохранения ценностей, культурного саботажа и защиты истории.

В современных условиях необходимо отметить, что действующая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации показывает необходимость повышения социальной ответственности органов обеспечения общественной и государственной безопасности.

В заключение следует отметить, что происходит последовательное расширение функций правоохранительных органов в решение задач по обеспечению национальной безопасности.

Реформы государственного управления изменяют структуру культуры, политики и экономики. В современный период государственные органы играют важную роль в обеспечении национальной безопасности и остаются на высоком уровне в решении ряда вопросов государственной и общественной безопасности.

Список литературы

1. Макаров, В. Е. Управление обеспечением национальной безопасности в социальной сфере России : автореф. дис. ... д-ра полит. наук / В. Е. Макаров. — М., 2011. — 30 с.

2. Мельниченко, А. Б. Уголовно-правовые средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А. Б. Мельниченко. — Ростов н/Д, 2018. — 60 с.

Правовые основы деятельности правоохранительных органов.

3. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации : учеб. для академ. бакалавриата / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров ; под ред. Л. Л. Попова. — 5-е изд. перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2019. — 456 с.

4. Першин, Е. А. Правовые основы деятельности пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: состояние, проблемы, пути совершенствования : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Е. А. Першин. — Ростов н/Д, 2005. — 60 с.

5. Правоохранительные органы : учеб.-метод. пособие / под ред. В. И. Зуева. — Оренбург : Оренбург. гос. аграр. ун-т, 2016. — 692 с.

6. Правоохранительные органы : учеб. и практикум / под общ. ред. М. П. Полякова. — М. : Юрайт, 2019. — 363 с.

7. Правоохранительные и судебные органы России : учебник/ под ред. Н. А. Петухова, А. С. Ма-мыкина. — М. : Юрайт, 2019. — 363 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата поступления: 22.04.2020

Дата принятия к опубликованию: 24.04.2020

Сведения об авторе

Борисов Виталий Владимирович — Международный инновационный университет, Сочи, Россия. naumenkopk@gmail.com

Библиографическое описание: Борисов, В. В. Правовые основы деятельности правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации / В. В. Борисов // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 5, вып. 1. — С. 69 — 74.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2020. Vol. 5, iss. 1. Pp. 69—74.

Legal Bases of the Activities of Law Enforcement Bodies to Ensure National Security in the Russian Federation

V.V. Borisov

The International Innovative University, Sochi, Russia. naumenkopk@gmail.com

The article considers the role of law enforcement agencies in ensuring the national security of the Russian Federation. In the work, the author comes to the conclusion: The modern system of national security of Russia is a complex multi-level closed system, the elements of which are represented by security at different levels, interact with each other and are combined into a single functional whole through direct and feedback. The national security strategy of the Russian Federation is aimed at consolidating government bodies, other government bodies, including law enforcement, civil society institutions to create favorable external and internal conditions for the realization of national interests and strategic national priorities.

Keywords: national security, ensuring national security, Ministry of Internal Affairs, prosecutor's office, FSB.

References

1. Makarov V.E. Upravlenie obespecheniem natcional'noy bezopasnosti v sotcial'noy sfere Rossii [Management of national security in the social sphere of Russia. Abstract of thesis]. Moscow, 2011. 30 p. (In Russ.).

2. Mel'nichenko A.B. Ugolovno-pravovye sredstva obespecheniia natcional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatcii [Criminal-legal means of ensuring national security of the Russian Federation. Abstract of thesis]. Rostov-on-Don, 2018. 60 p. (In Russ.).

74

3. Migachev Yu.I., Popov L.L. (ed.), Tikhomirov S.V. Administrativnoe pravo Rossiyskoy Federatcii [Administrative law of the Russian Federation]. Moscow, Yurayt Publ., 2019. 456 p. (In Russ.).

4. Pershin E.A. Pravovye osnovy deiatel'nosti pogranichnoy sluzhby Federal'noy sluzhby bezopasnosti Rossiyskoy Federatcii [Legal bases of activity of the border service of the Federal security service of the Russian Federation: status, problems, ways of improvement. Abstract of thesis]. Rostov-on-Don, 2005. 60 p. (In Russ.).

5. Zuev V.I. (ed.). Pravookhranitel'nye organy [Law enforcement agencies]. Orenburg, Orenburg State Agrarian University, 2016. 692 p. (In Russ.).

6. Polyakov M.V. (ed.). Pravookhranitel'nye organy [Law enforcement agencies]. Moscow, Yurayt Publ., 2019. 363 p. (In Russ.).

7. Petukhov N.A., Mamykin A.S. (eds.). Pravookhranitel'nye i sudebnye organy Rossii [Law enforcement and judicial authorities of Russia]. Moscow, Yurayt Publ., 2019. 363 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.