НИКИТИНА Л. К.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Восточно-Сибирского института МВД России E-Mail: nikitina3373@mail.ru
ХОХЛОВА О. М.
Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры уголовного права Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия E-mail: chochlovaolga-17@mail.ru
NIKITINA L. K.
Candidate of Law, the assistant professor of the Department of Criminal Law and Criminology, The East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia E-mail: nikitina3373@mail.ru
KHOKHLOVA O. M.
Master of Philosophy, Associate Professor of the Department of Criminal Law, Russian state University of Justice E-mail: chochlovaolga-17@mail.ru
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассматриваются понятия «безопасность», «национальная безопасность», а также законодательные проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, анализируется разработанная теоретико-методологическая основа понимания феномена «национальной безопасности» в отечественной науке и его нормативно-правовое закрепление.
Роль законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности связана с созданием условий для полноценного функционирования государства в современном мировом сообществе и необходимой разработке новой парадигмы безопасности России с учетом современного понимания ее государственных интересов и системы стратегических приоритетов.
Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, государственная безопасность, стратегия, концепция, устойчивое развитие, личность, общество, государство.
LEGAL ENSURING OF NATIONAL SECURITY OF MODERN RUSSIA
The article discusses the concepts of «security», «national security», as well as the legislative problems of ensuring the national security of Russia, analyzes the developed theoretical and methodological basis for understanding the phenomenon of «national security» in Russian science and its regulatory and legal framework.
The role of legislation in the field of national security is associated with the creation of conditions for the full functioning of the state in the modern world commu-
nity and the necessary development of a new security paradigm of Russia, taking into account the modern understanding of its state interests and the system of strategic priorities.
Keywords: security, national security, state security, strategy, concept, sustainable development, personality, society, state.
Основная задача на современном этапе развития России заключается в обеспечении национальной безопасности, что продиктовано рядом реально существующих угроз государству - его целостности и независимости, демократическим институтам, правам и свободам личности и т.д.
В современных условиях на первый план перед государством, политическими элитами и гражданами выступает ряд проблем, связанных с формированием конституционного устройства, сплоченностью гражданского общества, правового государства, благоприятных условий для рыночной экономики и обеспечением национальной безопасности [1].
Национальная безопасность - основное базисное понятие в структуре современного мирового сообщества, необходимый и основополагающий мотив жизнедеятельности отдельной личности, общества и государства.
Проблемы безопасности применительно к цивилизации имеют глобальное проявление, поэтому осмысление и интерес к проблемам национальной безопасности будет набирать обороты, несмотря на ряд уже имеющихся концептуальных подходов к этому феномену социальной жизни, обеспечивающему общественное согласие в современном обществе [2].
Впервые термин «национальная безопасность» ввел Т. Рузвельт в 1904 г. [3, с. 15]. В то время термин употреблялся в узком понимании и подразумевал оборону или защиту государства от внешних угроз. В современных США, начиная с 1986 г., президент страны ежегодно обращается с посланием конгрессу «Стратегия национальной безопасности США».
В.А. Спиридонова отмечает, что сам термин «безопасность» в научной литературе весьма многозначен, до сих пор не выработано четкого определения данного понятия и, что более важно, отсутствует целостная концепция его понимания [4, с. 209.].
В обычном понимании безопасность подразумевает физическое выживание и становление государства, сохранение и защиту его территориальной целостности и суверенитета, способность адекватно реагировать на потенциальные и реальные внешние угрозы. В то же время национальная безопасность понимается как особая сложная, многоаспектная и постоянно изменяющаяся комплексная система.
На наш взгляд, национальная безопасность - это своеобразный ориентир положения общества, его стабильного развития, способность общества выдерживать воздействия, исходящие из всевозможных разрушительных факторов, способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, охраняя и сохраняя высокий уровень жизни населения.
В основу «национальной безопасности» положено триединство отношений основных его социальных субъектов: государство - общество - личность. Функционирование и последующая модификация этой системы детерминирована влиянием значительного количества определенных обстоятельств, включая географические, исторические, религиозные, психологические, политические, культурные, демографические, информационные, экономические, этнические и др.
Отдельные ученые предлагают разграничить внутреннюю и внешнюю национальную безопасность, что является нецелесообразным, так как в современных реалиях внутренние и внешние угрозы тесно переплетены причинными и следственными связями, вопросы информационной, экономической, экологической или иной другой безопасности практически невозможно отнести лишь к одной сфере деятельности.
Появление новых вызовов, опасностей и угроз, наличие проблемных аспектов теоретико-методологического характера и законодательной реализации политики обеспечения национальной безопасности заставляют вновь и вновь обращаться к этой сфере исследования.
Учитывая современные тенденции развития государства и общества, выделим следующие виды национальной безопасности:
- военная;
- космическая;
- безопасность операций во всемирной сети;
- безопасность научно-технического прогресса;
- инновационная;
- интеллектуальная;
- биологическая;
- психологическая;
- моральная;
- демографическая;
- безопасность вероисповеданий;
- безопасность объектов национальной экономики;
- безопасность малых народностей;
- безопасность стратегических природных ресурсов;
- безопасность развития науки и образования;
- безопасность развития муниципальных округов и населенных пунктов;
- безопасность границ;
- безопасность от террористических организаций;
- технологическая;
- безопасность межгосударственных экономических формаций и др.
Наиболее значимым видом национальной безопасности является военная
безопасность, которая на определенном этапе истории понималась как смежное понятие с национальной безопасностью, а в современном понимании военная безопасность является более узким понятием, включенным в систему национальной безопасности как ее отдельный вид.
Военная безопасность понимается как состояние защищенности основных интересов государства, обеспечивается военной защитой со стороны вооруженных организаций государства от всевозможных внешних и внутренних угроз. В.И. Останков считает, что сущность военной безопасности состоит в том, что страна и ее интересы должны быть защищены от всех возможных на данном историческом этапе военных угроз [5, с. 23].
Основополагающей стороной обеспечения военной безопасности является поддержание, совершенствование и сохранение военной мощи государства, возможность противостоять имеющимся потенциальным и реальным военным угрозам. Задачи военной безопасности возложены на военные структуры: Вооруженные силы, полицию, органы безопасности, национальную гвардию Российской Федерации и т.д.
Политика обеспечения национальной безопасности России в течение длительного периода не выделялась в самостоятельную сферу государственной деятельности. Роль законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности неразрывно связана с созданием необходимых условий для полноценного функционирования государства в современном мире.
Первым документом по проблемам национальной безопасности в мировой практике стал закон «О национальной безопасности» № 257, принятый в США 26 июля 1947 г. Закон ввел понятие «национальная безопасность» в американскую правовую систему, а затем в правовой и политический дискурс деятельности других государств, в том числе и российский.
В законодательстве Советского Союза с 1936 г. применялся термин «государственная безопасность», официально включенный в Конституцию СССР (п. «и» ст. 14 гл. 2), отражающий официальную точку зрения военно-политического руководства страны о приоритете интересов государства перед интересами общества и интересами личности («общество для государства»).
Первые нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, появляются в России на рубеже 90-х годов ХХ в., в то же время появляются первые теоретические исследования проблем безопасности российских ученых, общественных деятелей и политиков, что объясняет ряд причин исторической социальной действительности:
- обострение противоречий социально-экономического развития государства после распада Советского Союза;
- снятие «завесы секретности» с научного изучения феномена безопасности [6] и ряд других.
Угрозы национальной безопасности, преследующие Россию на современном этапе развития, определяются социально-экономическими проблемами и берут истоки из внутригосударственного сегмента.
Наиболее опасными для национальной безопасности России угрозами в современной действительности являются:
- терроризм;
- организованная преступность;
- сепаратизм (этнический, клановый);
- социальное и материальное неравенства;
- технологическая отсталость;
- интеллектуальная отсталость;
- демографический кризис и ряд других.
Каждая из представленных угроз имеет специфический, комплексный характер, источники происхождения, развития, территориальную и региональную предопределенность.
Анализ действующего законодательства подтверждает недостаточное нормативно-правовое обеспечение ряда изложенных положений национальной безопасности, противостояния России новым вызовам и угрозам современного мира. В утратившем силу федеральном законе № 390-Ф3 от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» понятие «безопасность» определялось как «состояние защищенности», где под «защищенностью» понимается полное отсутствие угроз, соответственно, если отсутствуют угрозы, вопрос безопасности отпадает сам собой.
Под «безопасностью», на наш взгляд, должна пониматься производная от деятельности государства: если государство эффективно, оно способно обеспечить защиту своих политических, социальных институтов, а также личные права и свободы граждан.
Вероятность угроз высока, когда государство не справляется со своими функциями [7].
В Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» понятие национальной безопасности претерпевает изменение: в абзаце об устойчивом развитии РФ добавлено «социально-экономическое». Далее указано, что национальная безопасность включает в себя оборону страны, а также виды безопасности, уже предусмотренные Конституцией РФ и иным законодательством, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
В настоящее время Стратегия не выделяет технологическую и продовольственную составляющие, не имеет информации о региональных и правоохранительных аспектах безопасности. Таким образом, целесообразно внести изменения в действующие основополагающие документы, регламентирующие сферу национальной безопасности современной России.
Место и роль государственной безопасности в системе национальной безопасности нашей страны заслуживает пристального внимания, потому что:
- во-первых, до сих пор Россия не имеет полноценной теории государственной безопасности;
- во-вторых, вопросы государственной безопасности в существующих нормативно-правовых актах национальной безопасности недостаточно корректны, что на данном этапе не позволяет рассуждать о полноценности правовой основы государственной безопасности, показателем которой является анализируе-
мая Стратегия государственной безопасности, смешивающая в одном разделе два вида национальной безопасности - государственную и общественную. В Стратегии имеется лишь упоминание о возможности подобного взаимодействия, последнее отдельно не разъяснено, не перечислены имеющиеся институты гражданского общества в России. Это, на наш взгляд, существенный недостаток, поэтому в документе стратегического планирования необходимо разъяснить данную идею ввиду перспективности и значимости взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с имеющимися институтами гражданского общества.
Анализ текста Стратегии показывает, что к таким институтам гражданского общества можно отнести, прежде всего, образовательные учреждения (организации) и церковь.
Для совершенствования законодательного обеспечения национальной безопасности России на современном этапе истории необходимо:
1. Оценить реальные угрозы национальной безопасности России и выработать комплекс эффективных мер, предполагающих всестороннее правовое регулирование следующих сфер:
- подготовка и комплектование силовых структур, правовой и социальный статус их представителей;
- вооружение и материально-техническое обеспечение, т.е. сформировать современную систему законодательного регулирования национальной безопасности России.
2. Провести экспертную оценку имеющейся правовой базы, возможно приступить к подготовке нового проекта закона «О национальной безопасности Российской Федерации», который в своей структуре будет включать следующие аспекты:
- сущность, критерии, приоритеты национальной безопасности;
- компоненты системы национальной безопасности;
- порядок осуществления и механизмы взаимодействия органов государственной власти при противодействии угрозам;
- ответственность исполнительных структур и граждан за обеспечение национальной безопасности государства.
3. Выступить с законодательными инициативами по вопросам противодействия отдельным видам угроз территориальной целостности страны, эконо-
U "I U U 1 U
мической, информационной, продовольственной, демографической, экологической безопасности, борьбы с терроризмом, организованной преступностью и коррупцией. Имея базовый закон в сфере национальной безопасности, необходимо разработать и принять законы «второго уровня», например, закон «О продовольственной безопасности», «О борьбе с незаконным оборотом наркотиков», «О статусе Совета Безопасности» и др.
4. Модернизацию законодательства необходимо начать с принятия концепции развития нормативно-правовой базы системы обеспечения национальной
безопасности, которая будет содержать перечень нормативно-правовых актов, предполагаемых к разработке и сроки их принятия.
5. Усовершенствовать правоприменительную практику, создать жесткие условия для эффективного функционирования действующих нормативно-правовых актов в сфере национальной безопасности.
За последние десятилетия в России принято свыше 30 законов, способствующих формированию правовой системы обеспечения национальной безопасности, под которой понимается совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных нормативно-правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в этой сфере, для их упорядочения, развития в соответствии с общественными потребностями [8].
Несмотря на наличие концепций, доктрин, стратегий, имеющих отношение к сфере национальной безопасности России, в государственном планировании пока нет четкого представления о целях и задачах подобного рода документов, об их соотношении между собой в аспекте выстраивания взаимосвязи, взаимозависимости и иерархии.
Проведенный нами мониторинг законодательной основы национальной безопасности России выявил отсутствие целостности и системности.
Внутриведомственная ориентированность нормативно-правовых актов выступает инструментом организации деятельности конкретных органов исполнительной власти, с другой стороны, является причиной разрозненности правовых норм, регулирующих отношения данного рода деятельности.
Имеющиеся противоречия и декларативность положений законов, призванных регулировать отношения в сфере национальной безопасности, препятствуют их эффективному и целенаправленному исполнению.
Исходя из результатов мониторинга законодательства, необходимо создать межведомственную рабочую группу из представителей Администрации Президента РФ, Федерального собрания РФ, Правительства РФ, Совета безопасности РФ для разработки проекта федерального закона «О национальной безопасности Российской Федерации», которая будет эффективно регулировать отношения в сфере национальной безопасности в России.
Следует также внести изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросам противодействия угрозам территориальной целостности страны, экономической, продовольственной, социальной, демографической, военной, пограничной, информационной, экологической и микробиологической безопасности, борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением наркотиков, терроризмом, экстремизмом.
Совершенствуя механизм обеспечения национальной безопасности в России, основные усилия необходимо направить на следующие направления:
- принятие фундаментальных решений в области национальной безопасности должно осуществляться с достижением оптимального соотношения между национальными интересами и возможностями для их реализации, концентраци-
ей имеющихся ресурсов на приоритетных направлениях реализации национальных интересов;
- централизация управления должна стать главной задачей в политической сфере, необходимо укрепить единое политическое и правовое пространство, достичь единства в проблемах безопасности между ветвями власти, сформировать двух-, трехпартийную политическую систему, обеспечить реальное равенство между всеми субъектами Российской Федерации;
- создание условий для укрепления и реализации позиций отечественных производителей в экономической сфере, повышение активной роли государства в управлении экономикой (особенно ее стратегических отраслей), отказаться от внешних заимствований и реформ по опыту Международного валютного фонда;
- реформирование военных организаций в военной сфере, отказ от сокращения численности Вооруженных сил, сохранение стратегических ядерных сил в качестве основного потенциала сдерживания, улучшение финансирования военных организаций, сохранение лучших традиций отечественного военного образования;
- разработка принципов государственной информационной политики в информационной сфере, укрепление государственных средств массовой информации, развитие информационных технологий, осуществление информационной и культурной экспансии по отношению к зарубежным странам;
- формирование национальной идеи в духовной сфере общества должно объединить народы России в их усилиях по достижению достойного будущего для себя и всех последующих поколений. Идеология, консолидирующая наше общество, сегодня должна стать самоидентификацией народа России в территориальном, культурно-цивилизационном и формационном плане.
Предложенные меры будут способствовать устойчивому, эффективному и поступательному развитию России, повышению благосостояния ее граждан, миру и безопасности в нашей стране и за ее пределами.
Проведенный анализ свидетельствуют о том, что, несмотря на существенное ухудшение геополитического положения, Россия сохраняет объективные параметры, позволяющие занимать особое место в системе глобальных пространственно-силовых отношений, статус нашей страны определяют и особое геополитическое положение, и основные способы обеспечения национальной безопасности, и неизбежная вовлеченность российского государства в региональные системы безопасности.
За последние годы политиками и учеными проделана огромная работа по концептуальному осмыслению проблемы обеспечения национальной безопасности России. В обществе сложилось убеждение, что в основе государственной политики должны лежать национальные интересы, а политические решения должны быть продуманы, научно обоснованы и согласованы с основными направлениями обеспечения национальной безопасности. Сложившийся механизм обеспечения национальной безопасности России успешно функционирует последние несколько лет, его эффективность может быть повышена в случае принятия неВЕСТНИК ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ =
обходимых мер теоретико-методологического, организационного и содержательного плана. Для этого в России имеются все необходимые ресурсы, многое зависит от политической воли государственного руководства, активности самих граждан, чьи интересы реализуются в процессе обеспечения национальной безопасности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Аминов И.Р. О фундаменте национальной безопасности России // Вестник БИСТ Башкирского института социальных технологий. 2015. № 2 (27). С. 56-62.
2. Хохлова О.М. Общественное согласие в социально-политической сфере современного общества: монография. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. 176 с.
3. Петровский В. Доктрина национальной безопасности в глобальной стратегии США. М.: Международные отношения, 1980. 146 с.
4. Спиридонова В.А. Некоторые аспекты обеспечения безопасности. М., 2009. 342 с.
5. Военная безопасность России в начале XXI столетия / под ред. В.И. Останкова. М., 2007. 238 с.
6. Демидов А. Дорожная карта национальной безопасности: о базовых документах в сфере обеспечения национальной безопасности России // Свободная мысль. 2013. № 6 (1642). С. 27-38.
7. Демидов А. Сущность понятия «национальная безопасность», механизм его реализации (теоретико-правовой аспект) // Экономические стратегии. 2013. № 6. С. 134-141.
8. Кардашова И.Б. Укрепление конституционных основ национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2013. № 5 (37). С. 182-187.