Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ РОСГВАРДИИ К РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ'

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ РОСГВАРДИИ К РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационно-методическое обеспечение / система / педагогическая подготовка будущих офицеров / работа с военнослужащими / проходящими военную службу по контракту / organizational and methodological support / system / pedagogical training of future officers / work with military personnel undergoing military service under contract

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевков Владислав Игоревич

В статье рассматривается компонентно-структурный состав системы организационно-методического обеспечения педагогической подготовки будущих офицеров Росгвардии к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Данная система состоит из: задачно-целевого, программно-тематического, субъектно-личностного, технологического и результирующего блоков. Представлены структурные компоненты системы: цель, содержание, субъекты педагогической и учебно-самообразовательной деятельности, педагогические средства. Раскрыты функциональные компоненты системы: проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский и гностический. Установлена взаимосвязь структурных и функциональных компонентов системы. Определены формы и методы организационно-методического обеспечения педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Проведен анализ педагогических исследований связанных с организационно-методическим обеспечением подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевков Владислав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the component-structural composition of the system of organizational and methodological support of pedagogical training of future officers Rosgvardiya to work with military personnel undergoing military service under contract. This system consists of: task-target, program-thematic, subject-personal, technological and resultant blocks. The structural components of the system are presented: the purpose, content, subjects of pedagogical and self-educational activities, pedagogical means. The functional components of the system are revealed: design, constructive, communicative, organizational and gnostic. The interrelation of the structural and functional components of the system is established. The forms and methods of organizational and methodological support of pedagogical training of future officers to work with military personnel undergoing military service under contract are determined. The analysis of pedagogical research related to the organizational and methodological support of the preparation of future students is carried out.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ РОСГВАРДИИ К РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ»

Педагогика

УДК 378

помощник начальника учебного отдела Шевков Владислав Игоревич

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ РОСГВАРДИИ К РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ

ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ

Аннотация. В статье рассматривается компонентно-структурный состав системы организационно-методического обеспечения педагогической подготовки будущих офицеров Росгвардии к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Данная система состоит из: задачно-целевого, программно-тематического, субъектно-личностного, технологического и результирующего блоков. Представлены структурные компоненты системы: цель, содержание, субъекты педагогической и учебно-самообразовательной деятельности, педагогические средства. Раскрыты функциональные компоненты системы: проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский и гностический. Установлена взаимосвязь структурных и функциональных компонентов системы. Определены формы и методы организационно-методического обеспечения педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Проведен анализ педагогических исследований связанных с организационно-методическим обеспечением подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: организационно-методическое обеспечение, система, педагогическая подготовка будущих офицеров, работа с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

Annotation. The article considers the component-structural composition of the system of organizational and methodological support of pedagogical training of future officers Rosgvardiya to work with military personnel undergoing military service under contract. This system consists of: task-target, program-thematic, subject-personal, technological and resultant blocks. The structural components of the system are presented: the purpose, content, subjects of pedagogical and self-educational activities, pedagogical means. The functional components of the system are revealed: design, constructive, communicative, organizational and gnostic. The interrelation of the structural and functional components of the system is established. The forms and methods of organizational and methodological support of pedagogical training of future officers to work with military personnel undergoing military service under contract are determined. The analysis of pedagogical research related to the organizational and methodological support of the preparation of future students is carried out.

Key words: organizational and methodological support, system, pedagogical training of future officers, work with military personnel undergoing military service under contract.

Введение. Современные военно-политические реалии обуславливают необходимость повышения качества подготовки будущих офицеров. Повышение профессионализма, мобильности и эффективности деятельности войск привело к увеличению численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В этой связи возрастает роль педагогической подготовки будущих офицеров Росгвардии к работе с данной категорией военнослужащих. При этом существуют ряд проблемных вопросов в организации и методическом обеспечении процесса подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими контрактной службу, требующих научного обоснования для их решения.

Изложение основного материала статьи. Изучение нормативных источников, проведение бесед с профессорско-преподавательским составом и офицерами курсантских подразделений военного института позволили установить проблемы в организации и методическом обеспечении педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а именно:

- отсутствие целенаправленной педагогической подготовки курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в системе профессиональной подготовки будущих офицеров;

- подготовка курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту не реализуется через комплекс форм учебных занятий;

- отсутствие взаимосвязи и логической последовательности изучения вопросов связанных с рабой с военнослужащими контрактной службы;

- данная подготовка не осуществляется в ходе проведения мероприятий военно-научного общества курсантов и внеучебных форм деятельности;

- отсутствует целевая программа по подготовке курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту;

- не определены формы, методы и средства по подготовке курсантов в ходе проведения учебных занятий и внеучебной деятельности.

В словаре общенаучных терминов и определений обеспечение представляет «совокупность мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию процессов, реализации намеченных планов, программ, проектов, поддержанию стабильного функционирования данной системы и ее объектов, предотвращению сбоев, нарушений законов, нормативных установок, контрактов» [11].

В целом, под обеспечением можно понимать процесс осуществления чего-либо через создание комплекса специальных мер, средств и способов, помогающих в реализации реальных возможностей социальной системы и нацеленных на ее регулирование, функционирование и дальнейшее развитие [5, С. 11].

Термин «обеспечение» в контексте исследования понимается как целенаправленное воздействие на педагогическую подготовку будущих офицеров посредством реализации проекта, программы, способов и средств.

Организационно-методическое обеспечение направлено на эффективное функционирование процесса подготовки курсантов, его оптимизацию, повышение взаимодействия между субъектами педагогической и учебно-самообразовательной деятельности. Оно способствует: упорядочиванию процесса подготовки, упрощению его управления и контроля; стимулированию деятельности курсантов; скоординированности и понятности работы преподавателей и офицеров подразделения; повышению качества подготовки.

Организационно-методическое (методическое) обеспечение профессиональной подготовки рассматривалось в исследованиях: Г.В. Втюриной (2005 г.) [1], Т.Х. Гюльмагомедова (2005 г.) [2], А.С. Евдокимова (2019 г.) [3], М.Г. Елисеевой (2003 г.) [4], Р.В. Каменева (2017 г.) [6], В.И. Маркелова (2021 г.) [7], Л.С. Масловой (2021 г.) [8], О.Е. Мельник (2014 г.) [9], Н.В. Никуличевой (2016 г.) [10], Н.В. Циммерман (2012 г.) [12], Н.Н. Ширяевой (2013 г.) [14].

Проведенный анализ исследований показал, что организационно-методическое обеспечение педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими контрактной службы ранее не рассматривался. В этой связи оно требует научного обоснования для повышения его эффективности.

Реализация в исследовании системного подхода способствовала разработке системы организационно-методического обеспечения педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, которая является подсистемой педагогической системы. При разработке данной системы использовались компоненты педагогической системы Н.В. Кузьминой и структурные блоки педагогической системы воинской части (подразделения)А.П. Шарухина [13, С. 164-173].

В исследовании, система организационно-методического обеспечения педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, рассматривается как компонентно-структурный и функциональный комплекс, обеспечивающий необходимую организацию, программно-методическое наполнение процесса подготовки, результативное освоение обучающимися учебного материала и профессиональное саморазвитие.

Она состоит из:

- задачно-целевого блока (достижение высокой организации педагогической подготовки; разработка качественных программно-методических материалов; разработка практико-ориентированных методов подготовки курсантов; создание комплекса методических материалов; повышение педагогического мастерства преподавателей, участвующих в решении задач педагогической подготовки курсантов);

- программно-тематического блока (тематическое содержание программы подготовки);

- субъектно-личностного блока (профессорско-преподавательский состав, командиры курсантских подразделений, будущие офицеры);

- технологического блока (комплекс способов и средств решения организационных и методических задач);

- результирующего блока (итоговые данные по решаемым задачам; качество и результативность педагогической подготовки курсантов).

Систему организационно-методического обеспечения педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, составляют следующие функциональные компоненты:

- проектировочный - планирование задач и принятие решения для достижения поставленной цели;

- конструктивный - включает содержание и определение эффективных способов подготовки;

- коммуникативный - установление педагогического взаимодействия между преподавателями, офицерами подразделений и курсантами;

- организаторский - организация деятельности субъектов педагогической и учебно-самообразовательной деятельности в соответствии с определенным замыслом;

- гностический - связан с получением новых знаний из различных источников о субъектах, особенностях деятельности, потребностях войск в подготовке будущих офицеров, изменениях в профессиональной деятельности.

Взаимосвязь структурных и функциональных компонентов системы организационно-методического обеспечения педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту указана на рисунке 1.

Содержание

Коммуникативный

/

Педагогические средства

Преподаватели, офицеры

Проектировочный \

Конструктивный

I

Курсанты

Гностический

$

Организаторский

Рисунок 1. Взаимосвязь структурных и функциональных компонентов системы организационно-методического обеспечения педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими военную

службу по контракту

В исследовании определены формы организационно-методического обеспечения педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, которые включают: занятия; совещания; групповые и индивидуальные беседы; консультации; методические рекомендации, раскрывающие педагогическую деятельность офицеров ротного звена с военнослужащими контрактной службы, ее специфику, комплекс практико-ориентированных способов педагогической подготовки курсантов; целевую программу организационно-методического обеспечения педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

Уточнены методы организационно-методического обеспечения педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту:

- организационные: планирование, согласование действий, постановка задач, инструктаж, установление коммуникационных связей, определение системы стимулирования, оказание помощи, контроль и корректировка;

- методическая составляющая: педагогическое проектирование, педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка.

Выводы. Таким образом, выявление проблем в организационном и методическом обеспечении процесса педагогической подготовки курсантов к работе с военнослужащими контрактной службы способствовало разработке системы организационно-методического обеспечения педагогической подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, которая включает: цель, субъекты, содержание и педагогические средства. В дальнейшем представляется целесообразным разработка критериально-оценочного аппарата исследования и оценка качества разработанной системы по следующим критериям: системная целостность; соответствие организационно-методического обеспечения потребностям учебно-воспитательного процесса в войсках; результативность функционирования; возможность оперативного внесения корректив.

Литература:

1. Втюрина, Г.В. Организационно-методическое обеспечение подготовки специалистов новых квалификаций в колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Втюрина Галина Владимировна. - Екатеринбург, 2005. - 27 с.

2. Гюльмагомедов, Т.Х. Организационно-методическое обеспечение использования интернет-технологий в процессе профессиональной подготовки будущих юристов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гюльмагомедов Теймур Ханмагомедович. - Махачкала, 2005. - 22 с.

3. Евдокимов, A.C. Методическое обеспечение подготовки младшего начальствующего состава в образовательном процессе вуза МЧС России: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Евдокимов Андрей Сергеевич. - Санкт-Петербург, 2019.-30 с.

4. Елисеева, М.Г. Организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов-правоведов в колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Елисеева Майя Георгиевна. - Екатеринбург, 2003. - 23 с.

5. Измайлова, В.В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия / В.В. Измайлова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2, № 2. - С. 11-14

6. Каменев, Р.В. Организационно-педагогическое обеспечение подготовки бакалавров профессионального обучения к использованию высоких технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Каменев Роман Владимирович. -Красноярск, 2017. - 22 с.

7. Маркелов, В.И. Организационно-педагогическое обеспечение качества профессиональной переподготовки в военном вузе слушателей из зарубежных стран: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 5.8.7. / Маркелов Владимир Иванович. - Армавир, 2021.-26 с.

8. Маслова, Л.С. Учебно-методическое обеспечение общепрофессиональной подготовки будущих экономистов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Маслова Людмила Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2021. - 27 с.

9. Мельник, O.E. Методическое обеспечение подготовки курсантов вузов МЧС России к профилактической противопожарной работе в организациях дошкольного и начального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Мельник Ольга Евгеньевна. - Санкт-Петербург, 2014. - 22 с.

10. Никуличева, Н.В. Организационно-педагогическое обеспечение подготовки преподавателя для системы дистанционного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Никуличева Наталия Викторовна. - Москва, 2016.-26 с.

11. Сарыбеков, М.Н. Словарь науки. Общенаучные термины и определения: учебное пособие / М.Н. Сарыбеков, М.К. Сыдыкназаров. -Алматы: Триумф «Т», 2008. - 504 с.

12. Циммерман, Н.В. Организационно-методическое обеспечение подготовки будущих учителей к использованию тестирования в профессиональной педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Циммерман Надежда Валерьевна. - Санкт-Петербург, 2012. - 22 с.

13. Шарухин, А.П. Военная педагогика. Учебник для военных вузов / А.П. Шарухин. - СПб.: Питер, 2017. - 576 с.

14. Ширяева, H.H. Организационно-методическое обеспечение обучения иностранному языку студентов магистратуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ширяева Наталья Николаевна. - Нижний Новгород, 2013. - 217 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.