Научная статья на тему 'Модель формирования готовности курсантов образовательных организаций Росгвардии к работе с военнослужащими по контракту'

Модель формирования готовности курсантов образовательных организаций Росгвардии к работе с военнослужащими по контракту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / курсант / учебный процесс / блок / формирование готовности / образовательная организация / a model / a cadet / an educational process / a block / formation of readiness / an educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимбаева Инга Эрленовна, Щукин Максим Андреевич

В статье раскрывается разработанная авторская модель формирования готовности курсантов военных образовательных организаций высшего образования Росгвардии к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов. Представлены структурные компоненты целевого, процессуально-содержательного и оценочно-результативного блоков модели. Приводится теоретическое обоснование используемых подходов, принципов, методов, форм, средств, педагогических условий, этапов, уровней и критериев к предлагаемому процессу моделирования – в том, что касается сформированности готовности курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов. Как новаторский компонент авторской модели представлено содержание отбора и систематизации материалов программы дополнительного курса подготовки курсантов по теме «Особенности работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of forming readiness of cadets of educational organizations of the Russian Guard to work with contract servicemen

The article reveals the model, developed by the authors, of forming the readiness of cadets of military educational organizations of higher education of the Russian Guard to work with military personnel undergoing military service under a contract as soldiers and sergeants. The structural components of the target, proceduralcontent and evaluative-effective blocks of the model are described. The theoretical substantiation of the approaches, principles, methods, forms, means, pedagogical conditions, stages, levels and criteria for the proposed modeling process is given, in terms of the formation of cadets’ readiness to work with contracted military personnel in the positions of soldiers and sergeants. As an innovative component of the authors’ model, the content of the selection and systematization of the materials of the program of the additional training course for cadets on the topic «Peculiarities of working with military personnel undergoing military service under the contract as soldiers and sergeants» is presented.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности курсантов образовательных организаций Росгвардии к работе с военнослужащими по контракту»

УДК 37.032 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-157-165

ББК 74.48

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОСГВАРДИИ К РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ПО КОНТРАКТУ

THE MODEL OF FORMING READINESS OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN GUARD TO WORK WITH CONTRACT SERVICEMEN

Рахимбаева Инга Эрленовна

Профессор по кафедре теории, истории и педагогики искусства, директор института искусств, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского; профессор по кафедре военной педагогики и психологии, Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии, доктор педагогических наук E-mail: rachimbaeva_inga@mail.ru

Rakhimbaeva Inga E.

Professor at the Department of Theory, History and Pedagogy of Art, Head of the Institute of Arts, Saratov State University; Professor at the Department of Military Pedagogy and Psychology, Saratov military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard Troops, ScD in Education

E-mail: rachimbaeva_inga@mail.ru

Щукин Максим Андреевич

Адъюнкт адъюнктуры (очного и заочного обучения), Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии

E-mail: shchukin-ma@mail.ru

Shchukin Maxim A.

Adjunct at the postgraduate course of fulltime and part-time studies, Saratov military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard Troops E-mail: shchukin-ma@mail.ru

Аннотация. В статье раскрывается разработанная авторская модель формирования готовности курсантов военных образовательных организаций

Abstract. The article reveals the model,

developed by the authors, of forming

the readiness of cadets of military educational

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Рахимбаева И. Э., Щукин М. А., 2023

высшего образования Росгвардии к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов. Представлены структурные компоненты целевого, процессуально-содержательного и оценочно-результативного блоков модели. Приводится теоретическое обоснование используемых подходов, принципов, методов, форм, средств, педагогических условий, этапов, уровней и критериев к предлагаемому процессу моделирования - в том, что касается сформированности готовности курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов. Как новаторский компонент авторской модели представлено содержание отбора и систематизации материалов программы дополнительного курса подготовки курсантов по теме «Особенности работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов».

organizations of higher education of the Russian Guard to work with military personnel undergoing military service under a contract as soldiers and sergeants. The structural components of the target, procedural-content and evaluative-effective blocks of the model are described. The theoretical substantiation of the approaches, principles, methods, forms, means, pedagogical conditions, stages, levels and criteria for the proposed modeling process is given, in terms of the formation of cadets' readiness to work with contracted military personnel in the positions of soldiers and sergeants. As an innovative component of the authors' model, the content of the selection and systematization of the materials of the program of the additional training course for cadets on the topic «Peculiarities of working with military personnel undergoing military service under the contract as soldiers and sergeants» is presented.

Ключевые слова: модель, курсант, учебный процесс, блок, формирование готовности, образовательная организация.

Keywords: a model, a cadet, an educational process, a block, formation of readiness, an educational organization.

Для цитирования: Рахимбаева И. Э., Щукин М. А., Модель формирования готовности курсантов образовательных организаций Росгвардии к работе с военнослужащими по контракту // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 157-165. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-157-165.

Cite as: Rakhimbaeva I. E., Shchukin M. A. The model of forming readiness of cadets of educational organizations of the Russian Guard to work with contract servicemen. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 5, pp. 157-165. DOI: 10.31862/2218-87112023-5-157-165.

Профессиональная готовность будущих офицеров Росгвардии закладывается в военных образовательных организациях высшего образования (далее - образовательные организации), и она обусловлена множеством социально-политических факторов, предопределяющих вектор ее совершенствования. Основополагающие и практические компоненты вектора совершенствования профессиональной готовности курсантов

непосредственно имеют обратную связь с поставленными задачами перед служебной-боевой деятельностью офицеров Росгвардии [1, с. 125; 2, с. 246].

Под военнослужащими по контракту мы подразумеваем солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, которые будут являться подчиненными молодых офицеров - выпускников образовательных организаций Росгвардии. Образовательный процесс в обозначенных организациях характеризуется достаточно жесткой регламентацией ввиду того, что деятельность всех субъектов профессиональной подготовки детерминирована необходимостью достижения нормативно заданных целей, определенных в правовых документах, которые указывают маршрут подготовки и деятельности военного специалиста. Также отметим, что совершенствование образовательной деятельности осуществляется не только посредством реализации современных учебных методик на практике, но и возможностью отталкиваться от психолого-педагогических закономерностей и принципов профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций Росгвардии. В соответствии с поставленными целями процесса обуче -ния курсантов нам необходимо усовершенствовать уровень сформированности у них готовности к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов.

Достижение такой готовности на практике обусловлено процессами совершенствования образования и объективной потребностью в повышении качества подготовки выпускников по данному направлению служебно-боевой деятельности. Воплощение на практике современных учебных методик в образовательных организациях Росгвардии, вызывает необходим ость в грамотной и четко выстроенной их реализации на постоянной основе в ходе профессиональной подготовки курсантов. Предполагаем, что это достижимо в пределах нашей сбалансированной авторской модели, опирающейся на особенности структуры военного образования по средствам целевого и процессуально-содержательного блоков нашей модели.

Приступая к теоретическому обоснованию и описанию нашей авторской модели формирования готовности курсантов образовательных организаций Росгвардии к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, полагаем возможным сделать ряд вводных замечаний относительно теоретических аспектов моделирования образовательных систем и характеристики модели:

- моделирование представляет собой метод исследования объектов на их аналогах, позволяющих обеспечить всестороннее изучение объекта в его различных аспектах с применением различных средств [3-5];

- моделирование рассматривается как метод опосредованного познания, который предполагает создание абстрактного конструктора по аналогии с оригиналом, который функционально позволяет выявить особенности и тенденции действий реального объекта, определить практические шаги для его развития [6, с. 62; 7, с. 225];

- моделирование представляет собой способ деятельности, результатом которого является создание модели, являющейся важным исследовательским атрибутом

для сферы научного познания, создающим возможность проследить связь между компонентами реально существующей системы [8, с. 30; 9, с. 166];

- в модели находят отражение существенные и особенные свойства реального объекта, определяющие его сущность и содержание в удобной для восприятия форме, что позволяет получить новую информацию о тенденциях функционирования и развития объекта [10-14];

- в обобщенном виде модель представляет собой множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов в единстве и целостности [15, с. 17].

К основным задачам, решаемым в рамках модели, полагаем отнести следующие:

- формирование мотивов, отношений и направленности профессиональной деятельности у выпускников образовательных организаций Росгвардии;

- формирование системы знаний и умений у курсантов по работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов;

- формирование готовности курсантов к рефлексии, самоанализу, самооценке профессиональной деятельности по работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов.

В моделируемом нами пространстве формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, действенными являются основополагающие системного, компетен-тностного и личностно-деятельностного подходов. Указанные подходы являются методологическими направляющими в разработанной модели.

Обозначенный выше целевой блок нашей модели формирования готовности курсантов составил основу для определения содержания модели и ее структурной компоновки. Следуя исследовательской логике, в системной модели мы учитываем процессуальный и результативный аспекты формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов. Проектируя модель, мы ориентировались на создание в образовательном пространстве соответствующих педагогических условий, реализация которых, на наш взгляд, позволяет решить задачу формирования готовности курсантов:

- формирование мотивации у курсантов на работу с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов;

- обеспечение военно-профессиональной направленности учебных занятий и внеаудиторных мероприятий;

- моделирование профессиональной деятельности офицера в работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов.

Разработанная модель формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, включает такие блоки, как целевой, процессуально-содержательный и оценочно-результативный.

Отметим, что главной идеей формирования готовности курсантов в пространстве разработанной нами модели является взаимная интеграция процесса и результата профессиональной подготовки курсантов [1, с. 127; 2, с. 248]. При этом основным средством, обеспечивающим указанную интеграцию, выступает содержание отбора и систематизации материала программы дополнительного курса подготовки курсантов по теме «Особенности работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту рядового и сержантского состава», системное применение которого обеспечит достижение необходимого результата.

Целевой блок предлагаемой модели определяет цель, задачи, подходы и принципы, являющиеся основой для формирования готовности курсантов, а также деятельной активности (работоспособности) остальных блоков модели. В процессуальном аспекте ведущим блоком модели выступает процессуально-содержательный блок, представленный содержательным и инструментально-ресурсным компонентами. Раскроем их содержание и особенности.

Основная задача профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций Росгвардии, как итоговый результат их обучения, заключается в комплектовании воинских частей и подразделений Росгвардии, а также других силовых ведомств нашей страны высококвалифицированными офицерскими кадрами. Эта задача достижима посредством оптимизации и совершенствования моделей (учебных методик) в профессиональной подготовке курсантов образовательных организаций [1, с. 124].

В рамках следующего, инструментально-ресурсного компонента процессуально-содержательного блока рассмотрим основные методы, формы и средства формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов.

Говоря о методах формирования готовности, мы подразумеваем общую работу педагогов и курсантов в выполнении ими основных задач профессиональной подготовки [2, с. 245]. В педагогической деятельности метод представлен как определенный (упорядоченный) способ обратной связи между педагогом и - в нашем случае - курсантом по выполнению учебно-воспитательных задач, соответственно, способы преподавания и способы учения, также тесно взаимосвязаны между собой [16, с. 102].

Заметим, что выбор методов формирования готовности соотносится с целью нашей модели, наличием соответствующего ресурсно-методического обеспечения образовательных организаций Росгвардии. В процессе работы по формированию готовности будут применяться общедидактические методы, в том числе такие, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский, а также метод педагогических ситуаций и метод ситуационного управления.

Важным компонентом процессуально-содержательного блока нашей модели выступают формы обучения курсантов, которые представляют собой неразрывные в организационном пространстве образовательной деятельности координаты реализации основных видов преподавания [16, с. 103].

В предлагаемой модели использованы аудиторные и внеаудиторные формы, к ним относятся: лекции, практические занятия, учебная реконструкция, моделирование ситуаций, зачеты, экзамены, самостоятельная работа, консультации, конференции, стажировки. Безусловно, эффективность достижения целей занятий, в рамках нашей модели, обусловлено тем, насколько эти формы будут подкреплены материалами программы дополнительного курса подготовки курсантов «Особенности работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту рядового и сержантского состава».

Средства обучения являются важным компонентом методической системы и элементом учебно-материальной базы, обеспечивающей эффективность военно-педагогического процесса, также они значительно воздействуют и на другие компоненты процесса формирования готовности курсантов, такие как: цель, задачи, содержание, формы и методы. В настоящее время в обучении курсантов разнообразные средства позволяют решать множество задач, в предлагаемой нами модели использованы следующие:

- наглядные (таблицы, графики и пр.);

- дидактические (учебники, учебные пособия, программы учебных дисциплин и пр.);

- информационно-коммуникационные (ресурсы сети Интернет и др.).

Таким образом, целостность процесса обучения курсантов, его эффективность определяется системой методов, форм и средств обучения, их целесообразным и научно обоснованным взаимодействием. В современных условиях всестороннего развития всех областей жизнедеятельности человека, высокого уровня информатизации образовательной среды к содержанию обучения курсантов предъявляются особые требования, связанные с обеспечением необходимого уровня компетентности военных специалистов.

Процессуально-содержательный блок нашей модели также определяет этапы и содержание формирования готовности курсантов.

В исследовании мы выделяем три этапа в структуре формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту: организационный, практический и контрольный. В ходе реализации указанных этапов мы планируем оценивать (анализировать) на основе определенных критериев: мотива-ционно-целевого, когнитивно-операционального, контрольно-оценочного и их показателей готовности курсантов. Эта работа будет входить в структуру оценочно-результативного блока нашей модели.

Содержание формирования необходимой готовности курсантов заключается в изучении с ними материала программы дополнительного курса подготовки по теме «Особенности работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту рядового и сержантского состава», далее в закреплении этого материала в ходе программ обучения, учебных и производственных практик, войсковых стажировок. Разработка программы дополнительного курса подготовки предусмотрена на основе отбора и систематизации актуального материала, поступающего из органов управлений Росгвар-дии по итогам их служебно-боевой деятельности за определенный период.

Подводя логический итог в описании структуры нашей модели, отметим, что главным показателем эффективности ее разработки является достижение поставленных целей и задач, которые анализируются посредством проведения оценочно-результативных мероприятий. Эти мероприятия сведены нами в одноименный блок модели. В плоскости указанного блока мы планируем проведение мероприятий по анализу реализации на практике образовательных организаций Росгвардии предложенных нами структурных компонентов целевого и процессуально-содержательного блоков.

Анализ планируем проводить различными методами диагностики, опираясь на показатели критериев готовности в процессуальном векторе организации профессиональной подготовки курсантов и плоскости диагностики определенных нами уровней сформированности готовности к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Полагаем, что определенный нами порядок проведения оценочно-результативных мероприятий позволит дать целостную и объективную картину результативности процесса реализации на практике поставленных в модели задач, достижения заявленных целей и результатов. Наши предположения будут проверены в ходе организации и проведения опытно-экспериментальной работы.

Список литературы

1. Щукин М. А. Готовность будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации к профессиональной деятельности // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации: сб. науч. ст. XIII Межвуз. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Новосибирск, 17.11.2021. Т. 2. Новосибирск: Новосибирский военный ин-т им. генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, 2021. С. 124-129.

2. Щукин М. А. Содержание готовности курсантов институтов Росгвардии к работе с военнослужащими по контракту // Изв. Балтийской гос. акад. рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 4 (62). С. 244-250.

3. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ, 1976. 120 с.

4. Салмина Н. Г. Виды и функции материализации в обучении. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. 133 с.

5. Солодухин Н. А. Моделирование как метод обучения физике в средней школе: дис____

канд. пед. наук. М., 1971. 274 с.

6. Непрокина И. В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 61-64.

7. Куракин А. Т. О системном подходе в теории воспитания // Проблемы теории воспитания. М.: Педагогика, 1974. С. 223-240.

8. Гребенков И. В., Чупрунов Е. В. Теория обучения и моделирования учебного процесса // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2007. № 1. С. 28-32.

9. Дементьева И. В. Возможности и перспективы педагогического моделирования как одного из направлений современного педагогического поиска // Вестн. Челябинской гос. акад. культуры и искусств. 2013. № 4 (36). С. 165-169.

10. Новик И. Б. О моделировании сложных систем. М., 1978.

11. Штофф В. А. Моделирование и философия: моногр. М.-Л.: Наука, 1966.

12. Амосов Н. М. Моделирование сложных систем. Киев: Наук. думка, 1968. 88 с.

13. Фортунатов А. А. Методологические предпосылки исследования проблемы развития экологической культуры молодежи: учеб.-метод. пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2009. 87 с.

14. Фортунатов А. А. Основные направления формирования экологической культуры студентов вуза // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2010. № 8. С. 199-207.

15. Рахимбаева И. Э., Ермекбаев А. А. Проектирование модели профессиональной подготовки будущего учителя музыки на основе интегративного подхода // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. С. 17-25.

16. Военная педагогика: учебник для вузов / И. А. Алехин [и др.]; под общ. ред. И. А. Алехина. М.: Юрайт, 2023. 414 с.

References

1. Shchukin M. A. Gotovnost budushchikh ofitserov voysk natsionalnoy gvardii Rossiyskoy Federatsii k professionalnoy deyatelnosti. In: Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennykh institutakh voysk natsionalnoy gvardii Rossiyskoy Federatsii. Proceedings of the XIII Interuniversity scientific-practical conference with international participation, Novosibirsk, 17.11.2021. Vol. 2. Novosibirsk: Novosibirskiy voennyy in-t im. generala armii I. K. Yakovleva voysk natsionalnoy gvardii RF, 2021. Pp. 124-129.

2. Shchukin M. A. Soderzhanie gotovnosti kursantov institutov Rosgvardii k rabote s voennosluzhashchimi po kontraktu. Izv. Baltiyskoy gos. akad. rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2022, No. 4 (62), pp. 244-250.

3. Sukhodolskiy G. V. Strukturno-algoritmicheskiy analiz i sintez deyatelnosti. Leningrad: LGU, 1976. 120 p.

4. Salmina N. G. Vidy i funktsii materializatsii v obuchenii. Moscow: Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1981. 133 p.

5. N. A. Modelirovanie kak metod obucheniya fizike v sredney shkole. PhD dissertation (Education). Moscow, 1971. 274 p.

6. Neprokina I. V. Metod modelirovaniya kak osnova pedagogicheskogo issledovaniya. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2013, No. 7, pp. 61-64.

7. Kurakin A. T. O sistemnom podkhode v teorii vospitaniya. In: Problemy teorii vospitaniya. Moscow: Pedagogika, 1974. Pp. 223-240.

8. Grebenkov I. V., Chuprunov E. V. Teoriya obucheniya i modelirovaniya uchebnogo protsessa. Vestn. Nizhegorodskogo un-ta im. N. I. Lobachevskogo. 2007, No. 1, pp. 28-32.

9. Dementyeva I. V. Vozmozhnosti i perspektivy pedagogicheskogo modelirovaniya kak odnogo iz napravleniy sovremennogo pedagogicheskogo poiska. Vestn. Chelyabinskoy gos. akad. kultury i iskusstv. 2013, No. 4 (36), pp. 165-169.

10. Novik I. B. O modelirovanii slozhnykh sistem. Moscow, 1978.

11. Shtoff V. A. Modelirovanie i filosofiya: monogr. Moscow-Leningrad: Nauka, 1966.

12. Amosov N. M. Modelirovanie slozhnykh sistem. Kiev: Nauk. dumka, 1968. 88 p.

13. FortunatovA. A. Metodologicheskiepredposylkiissledovaniyaproblemyrazvitiya ekologicheskoy kultury molodezhi: ucheb.-metod. posobie. Magnitogorsk: MaGU, 2009. 87 p.

14. Fortunatov A. A. Osnovnye napravleniya formirovaniya ekologicheskoy kultury studentov vuza. Vestn. Chelyabinskogo gos. ped. un-ta. 2010, No. 8, pp. 199-207.

15. Rakhimbaeva I. E., Ermekbaev A. A. Proektirovanie modeli professionalnoy podgotovki budushchego uchitelya muzyki na osnove integrativnogo podkhoda. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019, No. 6, pp. 17-25.

16. Alekhin I. A. et al. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Ed. by I. A. Alekhin. Moscow: Yurayt, 2023. 414 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 5

Статья поступила в редакцию 03.04.2023 The article was received on 03.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.