Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С РОДНЫМ ЯЗЫКОМ ПРЕПОДАВАНИЯ'

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С РОДНЫМ ЯЗЫКОМ ПРЕПОДАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ / ИЗУЧЕНИЕ / РЕЧЬ / РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЛОВО / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / УПРАЖНЕНИЕ / НАГЛЯДНОСТЬ / КАРТИНА / РИСУНОК / ПРОИЗНОШЕНИЕ / СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойтемиров Рустамджон Мавлянкулович

В статье речь идет о формировании первоначальных речевых умений учащихся (аудирование, говорение, чтение и письмо) наряду с выработкой навыков произношения, написания и употребления слов и словосочетаний в предложении. Безусловно, в этой логической иерархии усвоения неродного языка приоритет имеет научение всем видам и компонентам речевой деятельности. Подчеркивается необходимость организации такой системы работы над речевыми упражнениями, при которой дети быстрее и качественнее овладеют русским языком в коммуникативном плане. Автор отмечает, что успехи в формировании речевых навыков и развитии речевых умений учащихся младших классов во многом зависят от мастерства учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бойтемиров Рустамджон Мавлянкулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TEACHING SPEECH SKILLS AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN THE ELEMENTARY GRADES BASED ON MOTHER TONGUE TUITION

The article under consideration dwells on the formation of initial speech skills of students (listening, speaking, reading and writing) alongside with pronunciation skills development, writing and resorting to words and phrases in a sentence. Naturally, in the relevant logical hierarchy of assimilation of a non-native language and priority is given to teaching all types and components of speech activity as well. The author lays an emphasis the necessity of organizing such kind of the system of work on speech exercises, in which children will quickly and better master with the Russian language in a communicative sense. It is underscored that success in speech skills formation and speech skills development of primary school students largely depends on the teacher's one.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С РОДНЫМ ЯЗЫКОМ ПРЕПОДАВАНИЯ»

УДК 371.015 ББК 88.8

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С РОДНЫМ ЯЗЫКОМ ПРЕПОДАВАНИЯ

НИЗОМИ ТАЪЛИМИМАЛАКА ВА МАЖОРА ТИ НУЩ ДАР ДАРСИ ЗАБОНИ РУСИИ СИНФ^ОИ ИБТИДОИИ ОМУЗИШАШОН БО ЗАБОНИ МОДАРИ

THE SYSTEM OF TEA CHING SPEECH SKILLS AT RUSSIAN LANGUA GE LESSONS IN THE ELEMENTAR Y GRADES BASED ON MOTHER TONGUE TUITION

Бойтемиров Рустамджон Мавлянкулович,

старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы ГОУ «Худжандский государственный университет им. акад. Б.Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)

Бойтемиров Рустамцон Мавлонкулович,

сармуаллими кафедраи адабиёти рус ва хориции МДТ "Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи акад.Б.Гафуров"(Тоцикистон, Хуцанд),

Boytemirov Rustamjon Mavlyankulovich, senior lecturer of the department of Russian and foreign literature under the SEI "KhSU named after acad. B. Gafurov" (Tajikistan, Khujand), E-mail:rustam@mail. tj

Ключевые слова: русский язык, обучение, изучение, речь, развитие, речевое высказывание, деятельность, слово, предложение, упражнение, наглядность, картина, рисунок, произношение, связная речь

В статье речь идет о формировании первоначальных речевых умений учащихся (аудирование, говорение, чтение и письмо) наряду с выработкой навыков произношения, написания и употребления слов и словосочетаний в предложении. Безусловно, в этой логической иерархии усвоения неродного языка приоритет имеет научение всем видам и компонентам речевой деятельности. Подчеркивается необходимость организации такой системы работы над речевыми упражнениями, при которой дети быстрее и качественнее овладеют русским языком в коммуникативном плане. Автор отмечает, что успехи в формировании речевых навыков и развитии речевых умений учащихся младших классов во многом зависят от мастерства учителя.

Вожщои калидй: забони руси, таълим, омузиш, нутц, инкишоф,талаффузи нутц, фаъолият, калима, цумла, машц, айёният, тасвир, акс, талаффуз, иртиботи нутц

Дар мацола сухан аз боби ташаккули майорату малакауои ибтидоии нутци хонандагон уангоми омузиши забони русй дар мактабуои таусилашон ба забони тоцикй меравад. Зикр мешавад, ки комёб шудан ба малакауои гуфтор дар заминаи амалй гардидани цузъуои таркибии фаъолияти нутц (шунидан, гап задан, хондан ва навиштан) муяссар мешавад. Собит мешавад, ки дар пайвастагй бо риояи цонуну цавоиди талаффузи овозуои забони русй, гузориши дурусти зада, захираи лугат, машцуои шифоуй ва хаттй имкони рушди нутци алоцаманди шогирдон дар рафти дарсуои забони русй муяссар мегардад. Муаллиф цайд мекунад, ки муваффациятуо дар ташаккул ва ва рушди малакацои нутци хонандагони синфцои ибтидои бештар аз мауорати муаллим вобаста аст.

Keywords: Russian language, tuition, study, speech, development, speech utterance, activity, word, sentence, exercise, visualization, picture, painting, pronunciation, coherent speech

The article under consideration dwells on the formation of initial speech skills of students (listening, speaking, reading and writing) alongside with pronunciation skills development, writing and resorting to words and phrases in a sentence. Naturally, in the relevant logical hierarchy of assimilation of a non-native language and priority is given to teaching all types and components of speech activity as well. The author lays an emphasis the necessity of organizing such kind of the system of work on speech exercises, in which children will quickly and better master with the Russian language in a communicative sense. It is underscored that success in speech skills formation and speech skills development of primary school students largely depends on the teachers one.

В настоящее время в свете реализации Государственной программы «Совершенствование преподавания и изучения русского и английского языков в образовательных учреждениях Республики Таджикистан до 2030 года» актуальной является проблема развития речевых умений и навыков младших школьников-таджиков на уроках русского языка. Совершенствование

системы о б учения на формирующем этапе проявления речевой деятельности как средства выработки первоначальных навыков и умений учащихся в речепроизводстве, повышение уровня компетентности в коммуникативном акте выдвигают в качестве основной цели и задачи обучения - практическое овладение русским языком носителями родного языка.

Свободное владение русским языком как требование, выдвинутое государственным стандартом и действующей школьной программой, определяет методическую систему преподавания данного обязательного учебного предмета в общеобразовательных учреждениях страны с таджикским языком обучения. Реализация методической системы сопровождается в ходе актуализации всех видов и компонентов речевой деятельности, включая аудирование (слушание, восприятие), говорение, чтение и письмо. Иначе говоря, они составляют ядро и основную часть общеречевых умений и навыков учащихся-таджиков при определении содержания обучения русскому языку в иноязычной среде.

Общеизвестно, что обучение речи находит свое проявление в слушании, говорении, чтении и письме, представляя собой сложную систему и иерархию речевых умений обучаемых, в процессе которой происходит актуализация целого комплекса языковых элементов - предложений, слов, словосочетаний, звуков. Последние в качестве элементов лингвистической системы употребляются в речи с соблюдением правил и норм изучаемого языка.

Задача учителя русского языка состоит в том, чтобы наладить процесс правильного составления предложений, слов и словосочетаний в речи учащихся-таджиков в начальных классах (2-4 классы) в условиях четкого соблюдения произносительных и орфоэпических норм данного языка (звуки, звукокомплексы). Без выработки первоначальных речевых навыков русская речь учащихся начальных классов может сопровождаться порождением разного рода ошибок и недочетов. А для предупреждения возникновения всевозможных ошибок учащимся нужны определенные знания о звуках и буквах русского языка, способах связи слов в предложении.

Таким образом, определение составных частей содержания обучения русскому языку в начальных классах общеобразовательных учреждений с родным (таджикским) языком обучения, установление основных аспектов работы учителя в этом направлении открывают широкую дорогу в сторону полноценного преподавания и изучения русского языка в реальных условиях таджикско-русского двуязычия.

Как видно, ведущим направлением в работе учителя русского языка является формирование первоначальных речевых умений учащихся - аудирования, говорения, чтения и письма наряду с выработкой навыков произношения, написания и употребления слов/словосочетаний в предложении. Безусловно, в этой логической иерархии усвоения неродного языка приоритет имеет научение всем видам и компонентам речевой деятельности. В зависимости от того, как будет налажена система работы над речевыми упражнениями, дети быстрее и качественнее овладеют русским языком в коммуникативном плане. Об этом свидетельствует известное изречение о том, что «язык как система вводится в мозг путем систематических речевых воздействий» [2, с. 122].

Наши наблюдения на уроках русского языка в ряде общеобразовательных школ Согдийской области, в частности, городе Худжанде, Бободжон Гафуровском, Джаббор Расуловском районах, районе Спитамен, показывают, что учителя в ходе занятий ограничиваются в основном языковыми правилами, много времени уделяют заучиванию наизусть слов и терминов: гласные звуки, согласные звуки, ударение, словообразование, существительное, глагол и пр. С позиции методической ориентации учителя на правильное русло работы мы рекомендовали им существенное внимание уделить речевой практике учащихся при минимальном отведении времени на языковую теорию, чтобы ускорить процесс продвижения школьников в практическом овладении языком как средством общения.

Все это говорит о том, что в учебном процессе основной упор должен быть сделан в строну особой организации уроков по выработке речевых умений и навыков учащихся - интенсивная практика в речевом упражнении учащихся начальных классов, с соблюдением принципа дидактики «от простого к сложному». Очень важно и полезно в контексте организации элементарного общения средствами изучаемого языка создание атмосферы естественной речевой среды, которая побуждает учащихся к активным коммуникативным действиям.

Нам представляется ценным в начальных классах следующая схема работы: качественная выработка двух наиболее важных компонентов речевой деятельности: слушания и говорения. От первичного восприятия языкового элемента (звук, буква, слово, словосочетание) во многом зависит дальнейшее воспроизведение услышанного и усвоенного. По сути, это прямой путь к

№1(66) 2021

• НОМАИ ДОНИШГО^ • УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ • SCIENTIFIC ШТЕ8

говорению. Благодаря этому виду речевой деятельности учащиеся учатся выражать свои мысли и чувства, делают уверенные шаги в сторону практического владения языком.

Наше исследование подтверждает, что устная форма связной речи в условиях интенсивной ее организации и проведения дает колоссальный эффект, так как учащиеся за короткое время научатся составлять определенное количество связных высказываний, приобретают «языковое чутьё», говоря иначе, ощущают чувство живого языка.

Говорение как компонент речевой деятельности особо опирается на ценность другого важного своего «партнера» - чтения. Последнее - важнейший источник речевой информации и расширения словарного запаса учащихся. Даже небольшой текст в учебных целях способен выработать у учащихся познавательно-воспитательную мотивацию, ибо, помимо развития речи, текст способствует приобретению ценнейших качеств толерантности, речевого этикета и поведения на материале отобранного в тематическом плане учебного языкового материала.

В начальных классах с родным языком обучения на уроках русского языка можно практиковать также развитие письменной речи. Это работа имеет свои особенности в плане ее планомерной и осторожной организации. Дело в том, что во втором классе идет закладка в основном устной речи ввиду того, что учащиеся-таджики постепенно адаптируются к условиям русской речевой среды. Начиная с 3 класса, можно постепенно расширять диапазон письменных упражнений - ответы на вопросы, словарные диктанты, переводы слов и словосочетаний на фоне сформированных навыков устной речи и чтения. В целом, это ограниченная речевая тренировка детей младших классов, так как, судя по практике многих учителей, увеличение объема письменных упражнений утомляет учащихся, снижает мотивацию, не обеспечивает устойчивую речевую деятельность обучаемых.

Успехи в формировании речевых навыков и в развитии речевых умений учащихся младших классов во многом зависят от мастерства учителя. По сути, речь идет об обучении общению. Как отмечают ученые, «в основе общения как деятельности также лежит умение, но еще более сложное, чем умение говорить, читать и т.д. Умение общаться - интегративное, комплексное, многокомпонентное. И если целью определено умение общаться, то необходимо «разъять» его на составляющие компоненты, установить его параметры. Только в этом случае мы сможем создать необходимые для обучения общению условия и подобрать соответствующие средства» [4, с.84].

Основу общения, безусловно, составляют первичные навыки говорения как важного вида многокомпонентной речевой деятельности. Почему обычно констатируем, что говорение трудный компонент речевой деятельности? Потому что говорящему ситуативно и мгновенно придется определять содержание и языковые особенности своего речевого продукта -высказывания. Если сравнить говорение с чтением и слушанием, то бросаются в глаза его продуктивные и активные действия. К слову, при чтении и слушании обычно ученик сталкивается с готовым текстом, а при написании у него всегда имеется резерв времени на обдумывание, исправление речи и т.п.

Методика русского языка как неродного имеет существенный опыт организации работы по обучению учащихся-нерусских говорению. Еще много лет тому назад Г.Пальмер утверждал, что «учить речи нужно через правильную речь» [4, с. 307]. В ходе такого научения происходит процесс становления речевого навыка, особенно на начальной стадии изучения неродного языка (в нашем случае - русского языка в начальных классах школ с таджикским языком обучения). Более того, избегать ошибок или исправлять речевые недочеты легко на самом раннем этапе изучения русского языка. Образно говоря, происходит профилактика речевых и языковых ошибок учащихся - носителей иного языка.

Для учителей начальных классов школ с таджикским языком обучения мы рекомендуем тренировку говорения на основе речевых образцов небольшого связного текста. В чем заключается ценность речевого образца? Ценность состоит в том, что усваивается не только содержательная часть связного высказывания, но и его языковая составляющая. В результате, усваиваются лексические и грамматические средства русского языка, которые составляют основу речевого общения на данном языке. Иначе говоря, речевой образец способствует совершенствованию навыков говорения у изучающих учащихся-таджиков русского языка как неродного.

Например, в 4 классе, когда дети уже имеют определенный словарный запас и грамматические умения, учитель может предложить учащимся следующий простой текст с четко выраженными речевыми образцами, которые впоследствии могут оказать возможность детям выразить свои мысли и впечатления в зависимости от конкретной ситуации общения:

Пришла зима. Дети катаются на санках с ледяной горки. Миша прибежал домой румяный и говорит родителям: «Ах, как хорошо зимой». Я хочу, чтобы все время была зима. Она мне очень нравится.

Как видно, каждый отрезок речи, как смысловая ее часть, тесно связан друг с другом различными семантическими и грамматическими отношениями предложений. Учитель путем разных вопросов приглашает учащихся к беседе: «О каком времени года идет речь? Нравится ли тебе (вам) зима? Чем занимаются дети зимой? Нравится ли тебе катание на санках? и прочее.

Методика организации обучения общению в начальных классах школ с таджикским языком обучения является предварительно-начальным этапом в системе полноценного изучения русского языка. Она должна быть простой по содержанию, доступной в плане понимания и оказать содействие в построении высказывания. Для этого учитель может использовать всевозможные варианты методики обучения общению, особенно на основе описания объекта наблюдения (предметов в натуре, изображенных на картинках и рисунках, признаки и действия).

В начальных классах особенно важно организовать чувства тяги к русскому языку в контексте его использования для речевого высказывания. Дети любят каждую удачную фразу, высказанную ими в речевом потоке. Им нравится получить оценку, услышать хвалу учителя. Постепенно обогащая свой словарный запас, дети научатся отвечать на вопросы, строить свои небольшие предложения, правильно интонировать и произносить звуки русского языка.

Безусловно, по содержанию ответы учащихся должны быть последовательными, полными в объеме усвоенного языкового материала. Пусть дети описывают, к примеру, свой класс, основные предметы школьной принадлежности и классной обстановки (где находятся, большие-маленькие по размеру, объему, цвету, качеству). Например: «Вот наш класс. Наш класс на первом этаже. Он большой и светлый. Вот это стол. На столе лежит журнал. В классе учатся дети. Мы изучаем русский язык. Мне нравится русский язык».

Для развития речевых способностей учащихся немаловажное значение имеет вопрос о последовательности учителя в этой работе. Следует создать условия, способствующие построению речевого высказывания. Это, в первую очередь, мотив (стимул), побуждающий детей к естественному высказыванию. Мотив должен исходить из жизненных ситуаций: определенная школьная и классная обстановка, где учащиеся чувствуют необходимость высказывания. Желание мотивирует детей, а полученные элементарные знания и умения порождают их речь. Здесь многое зависит от правильной постановки и создания речевой ситуации.

Именно речевая ситуация является катализатором высказывания в самом общем виде, без выдумки конкретных слов и фраз. Тут свою огромную роль играет главная мысль, т.е. идея. Вокруг этой идеи и формируется речевой продукт с его аргументацией и речевым высказыванием. Средствами и способами выражения мысли выступают уже усвоенные слова, конструкции речи, фразы и т.п. Предложения связываются на их базе, «выстраиваются» в определенном логическом порядке.

Как видно, отбор языкового материала для речевого связного высказывания осуществляется одновременно в плане как содержания, так и выражения. Сознание обучаемого на уровне имеющегося языкового опыта приводит выражение в соответствие с содержанием высказывания. Эта простая схема имеет огромное значение для практики работы учителя русского языка как неродного в школах с таджикским языком обучения. Дети по мере овладения русским языком постепенно учатся говорить на данном языке, выражать простые по форме и содержанию мысли, поэтапно адаптируются в русскую речевую среду.

Таким образом, в начальных классах закладывается прочный фундамент выработки определенных речевых умений и навыков учащихся на уроках русского языка. Вводя учащихся в речевую атмосферу с помощью различных наглядных средств (рисунки, картинки, иллюстрации), учитель пробуждает в них желание описать их, рассказать, побеседовать. Безусловно, в данной ситуации большим помощником станет подготовительная работа над усвоением слов и предложений. Постепенно такая работа направляет учащихся на активные действия по речевому высказыванию.

Еще один существенный и немаловажный штрих к процессу формирования речевой активности учащихся младших классов с родным языком обучения на уроках русского языка. Речь идет о систематической работе учителя в контексте ознакомления учащихся с новыми словами и моделями предложений, способствующими развитию их речевой деятельности. Обычно такая работа проводится не изолированно друг от друга. Это так называемая

№1(66) 2021

• НОМАИ ДОНИШГО^ • УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ • SCIENTIFIC NOTES

«комплексная, интегрированная работа, которая охватывает также выработку

артикуляционных навыков, правильной постановки ударения и интонирования речи» (1,с.66).

Каждый из этих элементов речевого высказывания имеет свои особенности, без усвоения

которых русская речь не может быть полноценной и понятной по смыслу и значению.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баранников, А.В.Методика начального обучения русскому языку в национальной школе/А.В.Баранников, А.Ф.Бойцова, Н.Б.Карашева. - Л., 1981. - 298 с.

2. Величук, А.П. Методика развития речи в начальной школе/А.П.Валечук. - Л., 1981. - 244 с.

3.Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи//В защиту живого слова/Н.И.Жинкин.-М., 1998. - 232 с.

4. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методы, приёмы, результаты/ Е.И.Пассов,Н.Е.Кузовлева. - М.: Русский язык, 2010. - 568 с.

5. Рождественский, Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку/Н.С.Рождественский,В.А.Кустарева. - М., 1996. - 198 с.

REFERENCES:

1. Barannikov, A.V. Methods of Primary Teaching of the Russian Language in the National School \ A.V. Barannikov, A.F. Boytsova, N.B. Karasheva. - L., 1981. - 298 p.

2. Velichuk, A.P. Methodology for Speech Development at Elementary School / A.P. Valechuk. - L., 1981. - 244 p.

3.Zhinkin, N.I. Psychological Grounds of Speech Development // Aimed at Defense of the Living Word / N.I.Zhinkin. - M., 1998. - 232 p.

4. Passov, Ye.I. Grounds of Communicative Theory and Technology of Foreign Language Education: Methods, Techniques, Results / Ye.I. Passov, N.Ye. Kuzovleva. - M.: Russian Language, 2010. -568 p.

5. Rozhdestvensky, N.S.Methods of Primary Teaching of the Russian Language / N.S. Rozhdestvensky, V.A. Kustaryeva. - M., 1996. - 198 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.