УДК 371.01 М. М.НЕГМАТОВА
ББК 74
МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учащиеся овладевают определенными знаниями, умениями и навыками в период обучения. Учебный материал может быть усвоен ими разными способами и с помощью различных средств обучения, что ставит перед учителем проблему поиска и выбора самых эффективных и результативных путей обучения речевой деятельности.
Большое разнообразие методов обучения позволяет объединять их в группы по их сходности. В настоящее время педагогике известны несколько классификаций методов обучения, каждая из которых рассматривает определенные стороны процесса обучения.
Самыми известными и распространенными в теории и практике обучения являются классификации:
1. по источнику получения знаний: словесные, наглядные и практические; 2. по формам работы, то есть методам преподавания учителя и методам учения учащихся; 3.по мыслительной и познавательной активности: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемно-поисковые, исследовательские; 4. по типу умозаключения: индуктивные и дедуктивные (1).
Разработанная нами система совершенствования речевой деятельности учащихся при работе с текстом основывается на классификации методов обучения Лернера И.Я., которая, в свою очередь, основывается на степень проявления самостоятельности мышления (5, 29-48). В различных сферах деятельности человек может выполнять работу или по данному образцу, или с внесением изменений, каких-то других новых элементов, или выявляются и преподносятся совершенно новые знания или пути их добывания, то есть рождается научное открытие. Иначе говоря, существуют разные уровни проявления самостоятельности мышления. Несмотря на то, что деятельность учащихся, которые занимаются овладением русского языка, не может содержать новых открытий, самостоятельный анализ языковых средств помогает овладению культурой речи. Исходя из этого, при обучении речевой деятельности необходимо вести не только работу по образцу, но и создавать ситуации, которые требуют у учащихся поисковой деятельности.
Выделяют три уровня мышления:
1. Репродуктивная деятельность школьников - самый низкий уровень самостоятельности мышления (работа по образцу, в ходе которого учащиеся применяют полученные ими знания и умения в аналогичной ситуации).
2. Работа частично-поискового характера - более высокий уровень самостоятельности мышления (проявляется, например, при написании свободного диктанта, когда предстоит пересказать текст, проявляя некоторую самостоятельность в отборе содержания и средств выражения).
3. Поисковая деятельность - высший уровень самостоятельности мышления (осуществляется, например, при написании сочинений).
На основе этих уровней И.Я.Лернер предлагает следующую классификацию методов обучения:
- объяснительно-иллюстративный метод: учащиеся получают знания в готовом виде, воспринимают, осознают, запоминают то, что сообщил учитель;
- репродуктивный метод: работа выполняется учащимися по образцу, данному учителем;
- проблемное изложение: учащихся учат самостоятельно анализировать явления, учитель формулирует проблему и раскрывает пути ее доказательного решения и способы ориентации в новой ситуации;
- частично-поисковый метод: ставится проблема, и путем постановки вопросов учитель вовлекает учащихся в процесс ее доказательного решения, помогая им находить ответы на вопросы.
- исследовательский метод: учащиеся самостоятельно, без участия учителя, овладевают новыми знаниями и способами их добывания, в результате анализа материала решают проблему, обосновывают вывод (5).
Преимущество этой классификации в том, что она берёт во внимание внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся. Использование ее в школьной практике способствует совершенствованию речемыслительной деятельности учащихся.
Классификация методов обучения речевой деятельности, от работы по образцу к частично-поисковой и поисковой, которая основывается на уровнях самостоятельности мышления, представляет собой систему совершенствования речевой деятельности учащихся и включает следующие методы:
1) обучение воспроизведению и анализу данных текстов;
2) обучение выбору языковых средств по готовому образцу в связи с изменением данных текстов;
3) обучение творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов. Способами применения первого метода являются такие виды работ, как:
предупредительный, объяснительный, выборочный диктанты, комментированное письмо, фонетический, грамматический, орфографический и пунктуационный разборы, составление моделей данных словосочетаний, расстановка знаков препинания в тексте без знаков и т.д.
Способы применения второго метода- это переконструированные предложений с целью овладения синтаксическими конструкциями и расстановки знаков препинания, замена одних синтаксических конструкций другими, замена одних слов, словосочетаний другими и т.д.
Способы применения третьего (творческого) метода предполагает написание свободного диктанта, изложения, сочинения, подготовку отзыва о литературном произведении, спектакле, написание статьи в газету, реферата, тезисов, конспекта и т.д.
Безусловно, принципы устанавливают содержание и методику обучения. При таком порядке методической системы развития речевой деятельности учащихся должны учитываться такие принципы, как:
1. Общедидактические: системность, научность, доступность, воспитательность обучения;
2. Специфические: коммуникативность, учет родного языка учащихся, комплексность, реализация функционального подхода.
Таким образом, принцип системности обусловливает, чтобы знания, умения и навыки учащихся формировались систематично, то есть в определенном порядке и последовательности: логическая связанность каждого элемента учебного материала с другими, последующее опирается на предыдущее и подготавливает учащегося к усвоению нового материала. Этот дидактический принцип рассчитывает на строгое соблюдение последовательности обучения и логически стройного подхода к обучению.
Одним из важнейших условий, обеспечивающих благополучное осуществление этого принципа обучения, является введение и установка межпредметных связей в обучении, координирование требований преподавателей разных учебных предметов к учащимся, следование преемственности в изучении и усвоении не только отдельных тем, но и учебных предметов, преемственности обучения в младших, средних и старших классах.
Принцип системности требует наличия логической связи между формами обучения и формами контроля над учебной деятельностью учащихся, а также между изучением теории и проведением практических работ.
Принцип научности обучения требует строгого научного содержания, объективно отображающего современное состояние отвечающей отрасли научного знания, которое учитывает тенденции и будущее его развития. Этот принцип, то есть принцип научности, направляет педагогов на формирование у учащихся научного мировоззрения, концентрирует их мыслить научно и логически. Осуществление этого принципа учит учащихся умению наблюдать усваиваемые явления, фиксировать и разбирать данные наблюдений, аргументировать свою точку зрения, а также рационально работать с научной литературой. Для того чтобы реализовать принцип научности, необходимо вооружение учащихся элементами научной организации учебной деятельности.
Принцип доступности обучения требует соответствия содержаний, форм и методов преподавания с реальными возможностями учащихся. Принцип доступности означает, что обучение должно вестись на максимально возможном уровне трудностей.
Реализация принципа воспитывающего характера обучения включает следующие направления:
- воспитание духовно-нравственных качеств личности, средствами учебных текстов;
- управление процессом формирования чувств, эмоций, переживаний, впечатлений, которые появляются в учебном процессе;
- развитие и формирование умственных способностей учащихся.
Принцип воспитывающего характера обучения требует от работы учителя следующее:
- знание процесса формирования мировоззрения, взглядов, убеждений ученика и организация на каждом уроке представления общей картины мира; чтобы ученик не ограничивался и не замыкался в рамках учебника и стенах школы; необходимо связывать содержание обучения с реальной жизнью ученика, его поведением, интересами, потребностями, склонностями, т.е. создавать тенденции к обобщению;
- видение и понимание значительной роли каждого урока в улучшении и совершенствовании моральных, трудовых и эстетических качеств личности ученика;
- умение руководить возникновением, проявлением и выражением чувства учащихся в процессе учёбы;
- способствование проявлению способностей учащихся и организация необходимых условий для их развития.
Принцип коммуникативности видит главную и основную цель обучения русскому языку в формировании умений и навыков реализовывать своё речевое общение в характерных сферах и ситуациях общения. Осуществление коммуникативной цели обучения в таджикской школе направлено на формирование речевой деятельности во всех ее видах. В методике выделяют такие виды речевой деятельности, как продуктивные и рецептивные, а также такие формы речи, как устная и письменная. Продуктивный вид речевой деятельности включает говорение, т.е. монологическую и диалогическую речь, а также письмо; рецептивный вид речевой деятельности включает чтение и аудирование. Отметим, что эти направления обусловливаются в зависимости от характера и степени владения русской речью. Итак, владение продуманной и продуктивной речью даёт возможность учащимся выражать свои мысли точно, владение рецептивной речью позволяет воспринимать русскую речь на слух или зрительно.
Согласно принципу коммуникативности процесс обучения организовывается при помощи тем для развития речи, речевых ситуаций, а также связных текстов. В целостности они создают фундамент для формирования навыков общения на русском языке и, вместе с тем, для сознательного и осмысленного изучения системы нужных знаний о языке. Согласно этому принципу вся система работы должна призывать к необходимости общения и нужде в нем. Преподаватель должен на каждом уроке, независимо от его типа, создавать условия для общения и учить общению учащихся.
Принцип коммуникативности находит своё осуществление через решение коммуникативно-речевых задач, которые предполагают активное подключение учащихся в речевой процесс на русском языке. Коммуникативно-речевые задачи предоставляются учащимся в заданиях к текстам, которые, в свою очередь, включают в систему немало коммуникативно-ситуационных и творческих проблем, требующих от учащихся создания речевых высказываний. Например, проверь себя: при помощи тестов; можете ли вы поддерживать общение в следующих ситуациях: даются задания типа описания коммуникативных ситуаций; составьте речевые ситуации, где можно использовать пословицы, фразеологические обороты; порассуждайте и выскажите своё мнение на тему: (называется конкретная тема) и т. д. При анализе конкретных текстов учащиеся подготавливаются к речевому общению на русском языке.
Принцип учета родного языка полагает концентрацию внимания на тех явлениях русского языка, которые отсутствуют или резко расходятся с таджикским языком, т.е. необходимо принимать во внимание фонетические и грамматические особенности. «Соответственно этому принципу учителю нужно учесть грамматическую систему таджикского языка в практике преподавания русского, так как в противном случае учащиеся будут проводить межъязыковые аналогии самостоятельно» (6).
При изучении русского языка необходимо учитывать родной язык учащихся. Это обусловлено взаимодействием в сознании обучаемых систем родного и русского языков.
Сущность этого учета при обучении неродному языку заключается в предупреждении интерференции и опоре на транспозицию. Осуществление данного принципа выполняется через задания, которые предполагают перевод отдельных слов и предложений с одного языка на другой для отстранения лексических трудностей при восприятии содержания учебного текстового материала.
Принцип интеграции особенно ярко проявляется во взаимосвязанном изучении языковых единиц всех уровней на синтаксической основе. В процессе обучения этот принцип может реализоваться при помощи использования текстов как дидактического материала, в котором в комплексе показан лексический и грамматический материал. Это даёт возможность во взаимосвязи рассмотреть их функционирование в речи. На основе этого же дидактического материала может создаваться попутное повторение языкового материала.
Итак, каждый урок становится многоаспектным. В нём воспроизводятся такие виды работ, как:
работа над правильным произношением; работа над словом; работа над правильным составлением структуры предложения; работа над орфографическими и пунктуационными навыками;работа над правильным построением связного текста, т.е. изучение способов и средств связи на уровне предложений в тексте, функционально-смысловых типов текстов, стилей речи.
В свою очередь, текст является основой взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности: аудированию и говорению, чтению и письму. Успешному формированию коммуникативной компетенции учащихся способствует правильно составленная система заданий к тексту, которая предусматривает формирование всех видов речевых умений и навыков. Принципы, методы, приемы и средства обучения направлены на совершенствование речевой деятельности учащихся, на предупреждение и преодоление типичных для учащихся таджикской школы текстовых ошибок.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Выготский, Л.С. Мышление и речь /Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. -352с.
2. Гусейнова,Т.В.Новые тенденции в методике преподавания языков / Т.В. Гусейнова//Лингводидактические проблемы формирования билингвизма и полилингвизма. - Душанбе, РТСУ, 2005. - С. 5-10.
3. Капитонова, Т.И. Современные методы обучения русскому языку иностранцев / Т.И. Капитанова, Щукин А.Н.- М., 1987. - 206 с.
4. Леонтьев, А.А. Речевая деятельность. Основы теории речевой деятельности / А.А. Леонтьев - М., 1974. - 123с.
5. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. - М., 1976. - 472с.
6. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений с таджикским языком обучения (2-11 классы).- Душанбе, 2008.- 124 с.
REFERENCES:
1. Vigotskiy, L.S.Thinking and speech/L.S. Vigotskiy. - М.: Labyrinth, 1999. - 352 p.
2. Guseinova, T.V. New trends in the methodology of teaching of languages / T.V. Guseinova // Lingo-didactic problems of formation of bilingualism and multilingualism. - Dushanbe, RTSU, 2005. - P. 5-10.
3. Kapitonova T.I. Modern methods of teaching Russian language for foreigners / T.I. Kapitanova, A.N. Shukin. - М., 1987. - 206 p.
4. Leontev, A.A.Speech activity.Bases of the theory of speech activity/A.A. Leontev.- М.,1974.-123p.
5. Lerner, I.Y. Didactic system methods of teaching / I.Y. Lerner. - М., 1976. - 472p.
6. Russian language program for educational institution with the teaching of Tajik Language (classes 2-11 - Dushanbe, 2008. -124 р.
Методы, приёмы и принципы обучения речевой деятельности
Ключевые слова: методы обучения, приёмы обучения, принципы обучения, речевая деятельность, классификация методов, принцип коммуникативности, принцип системности, принцип доступности, принцип научности, продуктивная речь, рецептивная речь, системность обучения.
В статье автор рассматривает одну из самых актуальных проблем современной лингводидактики - методы и приёмы совершенствования речевой деятельности учащихся. Основательно анализируются методы и приёмы обучения учащихся русскому языку. Автор, опираясь на данные научных достижений отечественных и зарубежных ученых, предлагает примерную методическую систему, представляющую принципы организации учебных занятий по русскому языку в таджикской школе, посвященных работе с текстом. Предлагаемые принципы, методы, приёмы и средства обучения направлены на совершенствование речевой деятельности учащихся, на предупреждение и преодоление типичных для учащихся таджикской школы текстовых ошибок.
Соблюдение и применение их - это есть фундамент для формирования навыков общения на русском языке и вместе с тем для сознательного и осмысленного изучения системы нужных знаний о языке. Автор уверен, что успешному формированию коммуникативной компетенции учащихся способствует правильно составленная система заданий к тексту, которая предусматривает формирование всех видов речевых умений и навыков.
Methods, techniques and principles of teaching of speech activities
Keywords: methods of teaching, teaching techniques, principles of teaching, speaking activity, classification of the methods, communication mode, systemic mode, the mode of accessibility, productive speech, receptive speech, systemacy of the teaching.
In this article the author considers one of the most actual problems of modern lingo-didactics -methods and techniques of improvement of speech activity of pupils. The methods and techniques of teaching of Russian language to pupils thoroughly analyzed.The author, basing on data of the scientific achievements of domestic and foreign scientists, offers an exemplary and methodical system, representing the principles of organization of lessons of Russian language in Tajik school, dedicated to working with text.The proposed principles, methods, techniques and teaching facilities, directed on improvement of speech activity op pupils, to prevent and overcome of typical text errors for pupils of Tajik school.
Compliance and usage of them - is the Foundation for the forming of communication skills in Russian language and however, for a conscious and meaningful study of the system required knowledge about the language. The author believes that for the successful forming of communicative competence of pupils contributes a properly prepared system of tasks to text, which involves the formation of all types of speech skills.
Сведения об авторе:
Негматова Мухбира Мирзоходжаевна, соискатель кафедры общественных наук, старший преподаватель кафедры русского языка Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Республика Таджикистан, г. Худжанд), Email: [email protected] Information about the author
Negmatova Mukhbira Mirozohodzhaevna, Researcher for the Department Social sciences, senior teacher of the Deparment of the Russian language of Tajik State university of law, Business andPolitics.( Republic of Tajikistan, Khujand) E-mail: [email protected]