Научная статья на тему 'Критерии оценки устной речи учащихся на уроках удмуртского языка как неродного в основной общеобразовательной школе'

Критерии оценки устной речи учащихся на уроках удмуртского языка как неродного в основной общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / УДМУРТСКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСТНАЯ РЕЧЬ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ASSESSMENT CRITERIA / UDMURT AS A FOREIGN LANGUAGE / SPEECH ACTIVITY / ORAL SPEECH / COMPREHENSIVE SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боталова Надежда Прохоровна, Коткова Алёна Валерьевна

Цель исследования заключается в выявлении эффективности разработанных критериев оценки устной речи учащихся основной школы при изучении удмуртского языка как неродного. В данной статье главное внимание уделяется речевой деятельности учащихся основного общего образования (ООО), формирующейся на уроках удмуртского языка как неродного. Акцент делается на говорении как одном из видов речевой деятельности, направленной на практическое овладение удмуртским языком. Предлагаемая работа знакомит с учебно-методическим комплексом «Ӟеч-а, бур-а, удмурт кыл! (Здравствуй, удмуртский язык!)», используемым при обучении учащихся основного звена. Научная новизна статьи заключается в разработке критериев оценки устной речи учащихся уровня основного общего образования при изучении удмуртского языка как неродного. В результате приводится перечень коммуникативных умений, которыми должен овладеть учащийся в процессе обучения удмуртскому языку, и представлены разработанные критерии оценки устной речи учащихся ООО при изучении удмуртского языка как неродного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боталова Надежда Прохоровна, Коткова Алёна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA TO ASSESS ORAL SPEECH SKILLS OF SECONDARY SCHOOL PUPILS STUDYING UDMURT AS A FOREIGN LANGUAGE

The research objective includes approbation of the developed criteria to assess oral speech skills of secondary school pupils studying Udmurt as a foreign language. The study focuses on analysing the formation of secondary school pupils’ oral speech skills at the lessons of Udmurt as a foreign language. The emphasis is made on speaking as a type of speech activity aimed to develop the Udmurt-language competence. The article introduces an educational-methodological complex for secondary school pupils “Ӟеч-а, бур-а, удмурт кыл!” (“Hello, Udmurt!”). Scientific originality of the paper involves developing criteria to assess oral speech skills of secondary school pupils studying Udmurt as a foreign language. The research findings are as follows: the authors provide a list of communicative skills pupils should acquire when studying Udmurt and introduce criteria to assess oral speech skills of secondary school pupils studying Udmurt as a foreign language.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки устной речи учащихся на уроках удмуртского языка как неродного в основной общеобразовательной школе»

фгратото

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 4. С. 443-449 | 2020. Volume 5. Issue 4. P. 443-449

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

EN

Критерии оценки устной речи учащихся на уроках удмуртского языка как неродного в основной общеобразовательной школе

Боталова Н. П., Коткова А. В.

Аннотация. Цель исследования заключается в выявлении эффективности разработанных критериев оценки устной речи учащихся основной школы при изучении удмуртского языка как неродного. В данной статье главное внимание уделяется речевой деятельности учащихся основного общего образования (ООО), формирующейся на уроках удмуртского языка как неродного. Акцент делается на говорении как одном из видов речевой деятельности, направленной на практическое овладение удмуртским языком. Предлагаемая работа знакомит с учебно-методическим комплексом «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл! (Здравствуй, удмуртский язык!)», используемым при обучении учащихся основного звена. Научная новизна статьи заключается в разработке критериев оценки устной речи учащихся уровня основного общего образования при изучении удмуртского языка как неродного. В результате приводится перечень коммуникативных умений, которыми должен овладеть учащийся в процессе обучения удмуртскому языку, и представлены разработанные критерии оценки устной речи учащихся ООО при изучении удмуртского языка как неродного.

Criteria to Assess Oral Speech Skills of Secondary School Pupils Studying Udmurt as a Foreign Language

Botalova N. P., Kotkova A. V.

Abstract. The research objective includes approbation of the developed criteria to assess oral speech skills of secondary school pupils studying Udmurt as a foreign language. The study focuses on analysing the formation of secondary school pupils' oral speech skills at the lessons of Udmurt as a foreign language. The emphasis is made on speaking as a type of speech activity aimed to develop the Udmurt-language competence. The article introduces an educational-methodological complex for secondary school pupils "Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!" ("Hello, Udmurt!"). Scientific originality of the paper involves developing criteria to assess oral speech skills of secondary school pupils studying Udmurt as a foreign language. The research findings are as follows: the authors provide a list of communicative skills pupils should acquire when studying Udmurt and introduce criteria to assess oral speech skills of secondary school pupils studying Udmurt as a foreign language.

Введение

На сегодняшний день в Удмуртской Республике изучение предмета «Родной (удмуртский) язык» осуществляется по двум направлениям: согласно первому направлению удмуртский язык преподаётся обучающимся, владеющим удмуртским языком; суть второго направления заключается в обучении удмуртскому учащихся, не владеющих данным языком. Основное назначение обучения удмуртскому языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями удмуртского языка.

Уровень формирования коммуникативной компетенции учащихся напрямую зависит от умения учителя грамотно и умело организовать учебный процесс, сделав основной упор на развитие речи учащихся, научить их высказывать собственное мнение и поддерживать разговор. В обучении удмуртскому языку каждый из учителей придерживается своего направления, некоторые делают акценты на речевую деятельность, другие - на лексико-грамматическую сторону. В итоге на выходе из школы учащиеся имеют абсолютно разные результаты уровня сформированности речевых навыков.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200105

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Неоднозначность процесса формирования речевых умений учащихся 5-9 классов на уроках удмуртского языка как неродного часто сталкивает учителей с проблемой: как оценивать речевую деятельность учащихся в ходе изучения языка? Какие критерии использовать учителю, чтобы оценка была объективной, соответствующей полученным знаниям, стимулирующей мотивацию изучения удмуртского языка и способствующей повышению качества обучения учащегося? На сегодняшний день отсутствие у учителей единой системы оценивания устной речи учащихся, формирующихся на уроках удмуртского языка, вызывает ряд трудностей в оценивании полученных знаний.

Необходимость в разработке единой системы оценивания знаний учащихся определяет актуальность данного исследования, адресованного учителям основной общеобразовательной школы, преподающим удмуртский язык как неродной.

В соответствии с поставленной целью исследования нами были решены следующие задачи:

- изучение понятия говорения как одного из видов речевой деятельности;

- обозначение коммуникативных умений, формирующихся у учащихся в процессе изучения удмуртского языка при завершении основного звена;

- разработка критериев оценивания устной речи на неродном языке;

- экспериментальная проверка эффективности использования критериев оценивания устной речи учащихся, изучающих удмуртский язык.

Наше исследование основано на применении теоретических и эмпирических методов, в частности, анализе нормативно-правовой документации, научной и учебно-методической литературы, посвященной различным аспектам речевой деятельности. Использовались методы сбора эмпирических данных (наблюдение за ходом учебного процесса), контроля и измерения (проведение контрольных срезов), оценивания (анализ устной речи учащихся).

Теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые документы [7], основные положения трудов отечественных ученых М. З. Биболетовой, И. Л. Бим [2; 3], в ключевых моментах исследования значимый акцент сделан на работу «Единые требования к оцениванию по английскому языку. Формы контроля и критерии выставления оценки» [8].

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогом разработанных критериев оценивания устной речи в школьной практике для оценивания итоговых результатов учащихся основного звена при обучении удмуртскому языку как неродному. Результаты исследования могут быть применены при разработке программ, учебно-методических пособий по удмуртскому языку.

Основная часть

Обучение удмуртскому языку учащихся, не владеющих данным языком, построено на базе учебно-методического комплекса (УМК) «Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!». Представленная серия учебников разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Основной целью данного УМК является формирование коммуникативно-развитой личности, способной использовать язык в научно-культурной и социально-бытовой сферах общения, а также имеющей представление об основах лингвострановедения и этнокультуры изучаемого языка.

В основу учебников заложена методика преподавания иностранного языка, поэтому освоение курса удмуртского языка в основной школе, как и в начальной, предполагает применение коммуникативного подхода в обучении языку. Суть данного подхода заключается в формировании и развитии коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Под речевой деятельностью, согласно методике обучения иностранному языку, понимается «общее понятие для обозначения явлений, относящихся к порождению речи и ее восприятию, к процессам говорения и слушания, к результату деятельности, выраженному в форме высказывания, дискурса, текста» [1, с. 250]. С. А. Ламзин рассматривает речевую деятельность как «речемыс-лительную деятельность, речевое мышление в двух формах проявления: устной и письменной» [10, с. 21]. В некоторых других источниках речевая деятельность обозначается как процесс реализации мысли в слове.

Учитывая, что при освоении удмуртского языка главным требованием, предъявляемым современному выпускнику, является практическое владение удмуртским языком, основной упор обучения направлен на формирование и развитие умений и навыков, способствующих применению полученных знаний в говорении, иными словами, в устном общении. В этом случае нельзя не согласиться с определением О. Н. Лагута, которая под речевой деятельностью рассматривает подготовку и осуществление процесса говорения, реализуемого в трёх формах - монологе, диалоге и полилоге [9, с. 71].

Более глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики речевой деятельности даётся в работах Ф. Кайнца, Л. С. Выготского, Л. В. Щербы, А. А. Леонтьева, В. И. Шляхова и др. Данные исследователи позиционируют говорение как сложный и поэтапный процесс. Согласно Ф. Кайнцу, порождение речевого высказывания происходит в два этапа. Первый этап предполагает мысленную подготовку речи, второй этап подразумевает непосредственный акт воспроизведения речи [6]. В свою очередь, А. А Леонтьев в формировании говорения также отмечает две составляющие: внутреннюю и внешнюю речь, - но в процессе порождения речевого высказывания выделяет пять последовательных этапов (выбор слова, переход от программы к её реализации, грамматическое прогнозирование, перебор и сопоставление синтаксических вариантов, закрепление и воспроизведение грамматических обязательств) [11, с. 183].

Учитывая цель нашего исследования, более подробно рассмотрим говорение как «один из видов речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение учащихся» [14]. Оценивание устной речи представляет собой сложный процесс. При оценивании необходимо учитывать подготовленную устную речь и спонтанную; диалогическую (в осуществлении речи участвует двое или несколько лиц) и монологическую (в данном случае речь воспроизводится одним участником). Приведённые факты, а также практика обучения удмуртскому языку позволяют сделать вывод о том, что говорение представляет собой сложное, неоднозначное и многоэтапное явление. Формирование навыков говорения учащихся носит индивидуальный характер. Он связан с особенностями и темпом работы каждого ученика.

Зачастую бывает так, что при хороших результатах в использовании грамматики и лексики учащийся просто не в состоянии логически правильно построить свое высказывание или поддержать беседу. Поэтому разработанные критерии оценивания должны учитывать все нюансы в обучении устной речи и должны быть направлены на объективную и всестороннюю оценку основной цели обучения удмуртскому языку - формированию коммуникативной компетенции. Как отмечает М. А. Бочарникова, термин «коммуникативная компетенция» введён американским антрополингвистом Д. Хаймсом, считавшим, что «высказыванию присущи свои правила, которым подчиняются правила грамматики и усвоение которых обеспечивает способность пользоваться языком в процессе коммуникации» [5, с. 130]. Коммуникативная компетенция предполагает владение такими коммуникативными умениями, как строить высказывание (логично и грамотно), высказывать свою точку зрения (по образцу или без образца), сообщать нужную информацию, обобщать и делать выводы, вести диалог или полилог на различные темы, начав, поддержав и закончив беседу. Предложенные критерии, как отмечает Е. В. Падей, должны представлять полную картину, динамику, процесс развития в полной его мере от исходного до конечного результата [12, с. 393].

Согласно Примерной рабочей программе учебного предмета «Родной (удмуртский) язык» (для учащихся, не владеющих удмуртским языком), к выпускнику основной общеобразовательной школы предъявляются требования по овладению следующими коммуникативными умениями: в диалогической речи выпускник должен научиться вести диалог (диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию; комбинированный диалог, диалог - обмен мнениями, брать и давать интервью) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета. В монологической речи выпускник должен научиться строить связное монологическое высказывание с опорой на наглядность или на опорные слова, план, вопросы в рамках освоенной тематики; передавать основное содержание прочитанного текста, описывать события или представленную картинку с опорой или без опоры на зрительную наглядность, ключевые слова [4].

На основе рассмотренных коммуникативных умений нами были выделены следующие критерии оценивания устной речи учащихся, не владеющих удмуртским языком:

- умение раскрывать содержание высказывания в соответствии с предложенным коммуникативным заданием;

- умение строить связное и логичное высказывание;

- умение аргументировать своё мнение, обобщать и делать выводы;

- умение воспринимать на слух вопросы учителя или собеседника и давать на них устные развёрнутые ответы;

- умение использовать социально-бытовые, лингвострановедческие, этнокультурные и др. знания в соответствии с ситуацией общения.

Одним из главных критериев в оценивании устной речи учащихся при выполнении различных заданий на уроке удмуртского языка является умение давать устные ответы на заданные вопросы по прочитанному тексту, пройденному правилу и т.д. Предлагаем оценивать устные ответы учащихся по шкале, представленной в Таблице 1.

Таблица 1

Шкала оценивания Оценка

Учащийся даёт полный и развернутый ответ на вопрос, заданный по изученной теме. Понимает предметные понятия. Во время аргументации и обоснования, помимо примеров в учебнике, приводит свои собственные примеры. Высказывание строит, соблюдая правила литературного языка, используя взаимосвязанные предложения. Полученные знания использует в своей речи. 5

Ответ учащегося соответствует представленным выше параметрам, но допущены 1-2 ошибки, которые учащийся может исправить сам, или высказывание учащегося построено нелогично. 4

Учащийся понимает основные положения темы, но при ответе на вопрос испытывает затруднения в применении речевых умений и навыков. Допускает существенные ошибки в формулировках правил. Не умеет аргументировать и приводить свои примеры. Высказывание строит нелогично, допускает небольшие лексические и грамматические ошибки. 3

Учащийся не может устно передать содержание пройденного материала; при использовании определений и правил некоторые определения подтверждает неверными примерами; материал преподносит нелогично, говорит неуверенно, делает много лексических и грамматических ошибок. 2

При выставлении отметки учащимся необходимо учитывать проделанную ими работу на протяжении всего урока: внесение исправлений грамматических и лексических ошибок в речи одноклассников, приведение нужных примеров и необходимого дополнительного материала по изученной теме.

При анализе устной речи учащегося учителем оцениваются: логический ход и содержание мысли, использование правильно подобранной лексики, произношение, автоматизм ответов. Речь должна звучать без необоснованных пауз, т.е. без пауз на поиск подходящих слов и создание сложных конструкций в предложениях. В целом оценивается построение логически понятного ответа за небольшой промежуток времени, с учетом негрубых ошибок, которые не затрудняют общее понимание содержания.

В основной школе пристальное внимание уделяется формированию и развитию монолога учащихся. Основная цель - создание развернутого монолога. Требования к объёму развёрнутого монолога в зависимости от классов следующие: 5 класс - 7-9 предложений, 6 класс - 8-10 предложений, 7 класс - 9-11 предложений, 8 класс - 10-12 предложений, 9 класс - 11-13 предложений. При обучении удмуртскому языку учащихся, не владеющих данным языком, выделяются следующие критерии оценивания монолога: выполнение коммуникативной задачи; лексико-грамматическое оформление речи, произносительная сторона речи. В основном под решением коммуникативной задачи (при монологе и диалоге) рассматривается «оказание определенного направленного воздействия на собеседника, например сообщить ему сведения, объяснить или доказать что-то, побудить к действию и т.д.» [13, с. 199]. Критерии оценивания речевых умений в монологической речи представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Решение коммуникативной задачи Лексико-грамматическое оформление речи Произносительная сторона речи Оценка

Коммуникативная задача решена; тема раскрыта в полном объеме. Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется разнообразный словарный запас и владение изученными грамматическими структурами, используются различные типы предложений. Речь понятна: звуки произносятся правильно, без фонематических ошибок. 5

Коммуникативная задача решена, но тема раскрыта не в полном объеме. Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Лексико-грамматические ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2 негрубых языковых ошибок, не затрудняющих понимание). Речь понятна: все звуки произносятся правильно, допускается 1 фонематическая ошибка, не меняющая значение высказывания. 4

Коммуникативная задача решена не полностью; тема раскрыта в ограниченном объеме. Наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и неточности в их употреблении. Используются простые грамматические структуры. Допускаются лексико-грамматические ошибки, но не более 3 языковых ошибок. Речь понятна: все звуки произносятся правильно, допускаются 2 фонематические ошибки, не меняющие значение высказывания. 3

Коммуникативная задача не решена; тема не раскрыта. Недостаточный словарный запас, наблюдается неправильное использование грамматических структур, многочисленные языковые ошибки не позволяют выполнить поставленную коммуникативную задачу. Речь почти не воспринимается на слух из-за неправильного произношения многих звуков и многочисленных фонематических ошибок. 2

Диалогическая речь является не менее важным составляющим звеном в обучении иному языку. Умение вести диалог при изучении удмуртского языка как неродного является одной из сложнейших задач. Сложность заключается в быстрой изменчивости, непостоянности диалога: говорящий (собеседник) не знает, какой вопрос ему сможет задать другой участник диалога; он всегда должен быть готов дать ответ или объяснение и уметь продолжить диалог. В диалоге учащийся одновременно является и слушающим, и говорящим. Выделяются следующие критерии оценивания диалога: решение коммуникативной задачи; умение держать связь с собеседником; лексическое оформление диалогической речи; грамматическое оформление диалогической речи (грамматика); фонетическое оформление диалогической речи (произношение). В диалогической речи объем диалога должен быть от 4 реплик (5-7 классы) до 5-6 реплик (8-9 классы) со стороны каждого учащегося. Объём реплик диалога, предъявляемый учащимся, изучающим удмуртский язык, по сравнению с иностранным языком увеличен. Это связано с тем, что обучающиеся находятся в окружении носителей обучаемого языка, следовательно, имеют некоторый опыт общения с ними или повседневно слышат удмуртскую речь. Критерии оценивания речевых умений диалогической речи представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Оценка Критерии

5 Коммуникативная задача решена: цель общения достигнута; тема раскрыта в полном объеме. Учащийся демонстрирует хорошие навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, поддержать и закончить беседу; соблюдает очерёдность при обмене репликами, соблюдает нормы вежливости. Используемый лек-сико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Демонстрируется разнообразный словарный запас. Речь понятна: звуки произносятся правильно, без фонематических ошибок.

4 Коммуникативная задача решена: цель общения достигнута, но тема раскрыта не в полном объеме. Учащийся демонстрирует навыки и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, поддержать и закончить беседу; но демонстрирует наличие проблемы в понимании собеседника, не всегда соблюдает нормы вежливости. Используемый лексико-грамматический материал соответствует поставленной коммуникативной задаче. Лексико-грамматические ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2 негрубых языковых ошибок, не затрудняющих понимание). Речь понятна: все звуки произносятся правильно, допускается 1 фонематическая ошибка, не меняющая значение высказывания.

3 Коммуникативная задача решена: цель общения достигнута не полностью; тема раскрыта в ограниченном объеме. Учащийся демонстрирует несформированность навыков и умения речевого взаимодействия с партнером: умеет начать, но не стремится поддержать беседу и зависит от помощи со стороны собеседника. Демонстрируется достаточный словарный запас, но наблюдается некоторое затруднение при подборе слов и неточности в их употреблении. Используются только простые грамматические структуры. Речь понятна: все звуки в потоке речи произносятся правильно, соблюдается правильный интонационный рисунок. Допускаются не более 3 языковых ошибок.

2 Коммуникативная задача не решена: цель общения не достигнута; тема не раскрыта. Учащийся не может поддержать беседу. Наблюдается недостаточный словарный запас, неправильное использование грамматических структур, многочисленные языковые ошибки не позволяют выполнить поставленную коммуникативную задачу. Речь почти не воспринимается на слух из-за неправильного произношения многих звуков и многочисленных фонематических ошибок.

Владение иным языком предполагает умение общаться в группе, т.е. в полилоге. К сожалению, по ряду причин преподаватель пока редко осуществляет в повседневной практике обучения удмуртскому языку как неродному оценку речевого поведения коммуникантов в полилоге. Мы предлагаем учителям упрощённый вариант оценивания. Он включает в себя следующие критерии: содержательная информативность высказываний, ясность и краткость изложения; логичность и последовательность построения высказываний; грамматическая, лексическая и фонетическая корректность речи участников, организующие речевые действия ведущего в ведении полилога. Преподаватель также смотрит, достигнута ли цель общения; насколько полно в полилоге были реализованы основные функции общения: обмен информацией, взаимная регуляция коммуникативного поведения участников, насколько они слышали и понимали друг друга; какова степень удовлетворенности участников своим участием в общении и результатом общения.

Вышеназванные критерии оценки монологической, диалогической, полилогической речи и их эффективность экспериментально проверены в школах Удмуртской Республики: МБОУ «Шабердинская СОШ» Завьялов-ского района, МОО СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Закира Султанова с. Малая Пурга, МОУ «Гимназия с. Малая Пурга»; МБОУ Большеошворцинская СОШ Якшур-Бодьинского района, БОУ УР «УГНГ им. К. Герда».

В ходе апробации, с целью получения общей информации о разработанных критериях оценивания и последующей динамике формирования речевого умения по предмету «Родной (удмуртский) язык» был проведён стартовый и итоговый контроль. Контрольный срез был проведён в форме тестовых заданий, позволяющих дать количественную и качественную характеристику уровню речевых умений учащихся 5-9 классов. В результате проверки проанализированы данные срезов выполнения заданий по говорению, грамматике и лексике.

Данные стартовой и итоговой диагностики следующие:

Средний показатель успеваемости Средний показатель качества

Классы Количество учащихся, выполненных работ выполненных работ

выполнивших работу Стартовая Итоговая Стартовая Итоговая

диагностика диагностика диагностика диагностика

5 141 92% 93% 54% 55%

6 146 96% 97% 69% 72%

7 119 98% 98% 66% 71%

8 124 91% 92% 67% 70%

9 75 91% 91% 69% 75%

Сравнение результатов выполнения стартовых и итоговых контрольных работ показало, что процесс обучения с опорой на разработанные критерии оценивания способствовал хоть и незначительному, но повышению качества и успеваемости по обучению устной речи учащихся, не владеющих удмуртским языком

на уровне основного общего образования. Полученные данные свидетельствуют о том, что организация работы учеников на уроке, основанная с учётом разработанных критериев, позволяет не только ввести учащегося в ситуацию общения, но и мотивировать его речевые действия, что способствует формированию у учащихся устойчивых навыков владения удмуртским языком.

Заключение

В рамках проведенного исследования нами изучено понятие говорения как одного из устных видов речевой деятельности, представлены объёмы и требования к владению учащимися диалогической и монологической речью, обозначены коммуникативные умения, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения удмуртскому языку как неродному.

С опорой на данные коммуникативные умения разработаны критерии оценивания устной речи, направленные на проверку сформированности речевых умений. В ходе учебного процесса устная речь оценивается по следующим критериям: умение раскрывать содержание высказывания в соответствии с предложенным коммуникативным заданием; строить связное и логичное высказывание; аргументировать своё мнение, обобщать и делать выводы; воспринимать на слух вопросы учителя или собеседника и давать на них устные развёрнутые ответы; использовать социально-бытовые, лингвострановедческие, этнокультурные знания в соответствии с ситуацией общения.

Эффективность построения учебного процесса с использованием рассмотренных критериев оценивания устной речи учащихся, изучающих удмуртский язык, проверена экспериментально. Результаты диагностики показывают, что совместная работа учителя и учащихся, проведённая с опорой на разработанные критерии, способствовала повышению качества и успеваемости по обучению устной речи учащихся, не владеющих удмуртским языком. Проведенный эксперимент охватывает небольшой период. В связи с этим на данный момент наблюдается небольшая положительная динамика. Считаем, что в дальнейшем динамика станет выше.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что совместно организованная деятельность учителя и учащихся с опорой на разработанные критерии оценивания способствует формированию речевых умений, которыми должен овладеть выпускник в процессе изучения удмуртского языка, а также повышению качества и успеваемости учащихся по предмету «Родной (удмуртский) язык», не владеющих удмуртским языком.

Список источников

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

2. Биболетова М. З., Трубанева Н. Н. Английский язык: 5-9 классы: рабочая программа. М.: Дрофа, 2017. 160 с.

3. Бим И. Л., Садомова Л. В. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И. Л. Бим. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. 130 с.

4. Боталова Н. П., Кондратьева Н. В. Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (удмуртский) язык» (для учащихся, не владеющих удмуртским языком) для уровня ООО [Электронный ресурс]. URL: http://udmniino.ru/index.php/pedagogam-i-roditelyam/srednee-obshchee-obrazovanie/ech-a-bur-a-udmurt-kyl/ (дата обращения: 25.01.2020).

5. Бочарникова М. А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. 2009. № 8 (8). С. 130-132.

6. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. М.: Высшая школа, 1982. 373 с.

7. Днепров Э. Д., Аркадьев А. Г. Сборник нормативных документов. Иностранный язык: учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательной школы. М.: Дрофа, 288 с.

8. Единые требования к оцениванию по английскому языку. Формы контроля и критерии выставления оценки [Электронный ресурс]. URL: http://2spbg.ru/documents/info/pt/to/angl.pdf (дата обращения: 15.06.2020).

9. Лагута О. Н. Учебный словарь стилистических терминов. Практические задания. Ч. 1. Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Новосибирский гос. университет, 1999. 71 с.

10. Ламзин С. А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 33. С. 19-30.

11. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 2003. 287 с.

12. Падей Е. В. Оценка уровня сформированное™ «коммуникативной компетенции» при обучении английскому языку на начальном этапе: критерии и показатели // Молодой ученый. 2013. № 2 (49). С. 391-393.

13. Царевская И. В., Журавлёва Н. С. Коммуникативные задачи обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 198-201.

14. https://ped_recheved.academic.ru/35/Говорение (дата обращения: 15.05.2020).

Информация об авторах | Author information

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

RU

Боталова Надежда Прохоровна1 Коткова Алёна Валерьевна2

1 2 Научно-исследовательский институт национального образования, г. Ижевск

EN

Botalova Nadezhda Prohorovna1 Kotkova Aljona Valerjevna2 1 2 Institute of Education Development, Izhevsk

1 [email protected], 2 [email protected]

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 15.06.2020; опубликовано (published): 31.08.2020.

Ключевые слова (keywords): критерии оценки; удмуртский язык как неродной; речевая деятельность; устная речь; общеобразовательная школа; assessment criteria; Udmurt as a foreign language; speech activity; oral speech; comprehensive secondary school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.