Научная статья на тему 'Система обучения боевым искусствам востока как инструмент повышения функциональной активности различных систем организма'

Система обучения боевым искусствам востока как инструмент повышения функциональной активности различных систем организма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
255
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / БОЕВЫЕ ИСКУССТВА / MARTIAL ARTS / УШУ / WUSHU

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кастальский Олег Олегович, Манукян Сисак Серёжаевич

Рассматриваются исторические и философские аспекты ушу как фактора, повышающего функциональную активность различных систем организма. Описан опыт обучения двигательным действиям и психофизической подготовки в боевых искусствах Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Systemof Training in Martial Arts of the East as a Tool to Increase the Functional Activity of Different Body Systems

Historical and philosophical aspects of Wushu as a factor to increase functional activity of different body systems are discussed. An experience teaching movements and psycho-physical aspects of the Eastern martial arts is described.

Текст научной работы на тему «Система обучения боевым искусствам востока как инструмент повышения функциональной активности различных систем организма»

УДК 371.73 ББК 74.200.55

О.О. Кастальский, С.С. Манукян

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ИСКУССТВАМ ВОСТОКА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА

Рассматриваются исторические и философские аспекты ушу как фактора, повышающего функциональную активность различных систем организма. Описан опыт обучения двигательным действиям и психофизической подготовки в боевых искусствах Востока.

Ключевые слова: двигательная активность, боевые искусства, ушу.

Ведущим из условий, которые не- к сожалению, малоподвижных детей

обходимо соблюдать для сохранения и можно часто встретить среди школьни-

укрепления здоровья, является правиль- ков и даже дошкольников из-за резко сни-

но организованная и достаточная по зившейся в последние годы физической

объему и интенсивности двигательная нагрузки. Если дефицит двигательной

активность. активности у взрослых людей постепен-

По мнению Абу-Али Ибн Сины, самое но приводит к развитию патологических

главное в режиме сохранения здоровья, процессов и ухудшению здоровья, то для

есть занятия физическими упражнениями, детей деятельность скелетной мускула-

а затем уже режим пищи и режим сна [9]. туры имеет жизненно важное значение.

Любые физические упражнения бу- Движения необходимы ребенку, так как

дут способствовать укреплению здо- способствуют развитию его физиологи-

ровья в целом, помогут следить за весом и снимать нервное напряжение. Тренирующийся человек начинает чувствовать себя лучше во всех отношениях, лучше выглядит, у него появляется больше жизненных сил. Упражнения определённого типа могут улучшить кровообращение, укрепить сердце, заставить его работать производительнее, помогут снизить артериальное давление, изменив состав крови. Если человек крепок, закален, то его организм может активно сопротивляться болезням. У ослабленных же людей сопротивляемость снижена, и они часто болеют. Утренняя гимнастика, уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, подвижные игры и спортивные развлечения, туризм - все это укрепляет здоровье и предохраняет организм от заболеваний.

ческих систем и, следовательно, опреде- 1

ционирования растущего организма [2]. § Двигательная активность положи- н

тельно влияет на все психологические функции детей. Например, в исследованиях психологов и гигиенистов, показана прямая корреляционная связь характера двигательной активности с проявлениями восприятия, памятью, эмоциями и мышлением. Движения способствуют увеличению словарного разнообразия детской речи, более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое состояние ребенка. Иными словами, двигательная активность не только создает энергетическую основу для нормального роста и развития, но и стимулирует формирование психических функций [18].

s го

Здорового ребенка невозможно представить себе неподвижным, хотя сейчас,

С большим опозданием в нашу страну доходят сведения из-за рубежа о но-

1

го

2

О О

о .о

го

13

го ^

О О

винках в области методики оздоровительной физической культуры. Между тем, в последние годы в международной практике наблюдается взаимопроникновение достижений в этой области, что является естественным процессом, характерным для прогресса во всех сферах человеческой культуры. Таким образом, проблема «Восток - Запад» в ее преломлении в системе физического воспитания, не исключая исконно национальных предпочтений, традиций, включает в себя разумное заимствование наиболее ценного. В конкретном выражении - это исторически оправдавшие себя средства - упражнения, их комплексы и все, что связано с осмыслением их сути в свете современных представлений о социальной и психофизиологической природе человека [15; 16].

Восточные системы физических упражнений, дошедшие до нас, являются уникальными, ибо несут в себе не только национальные традиции, но и колоссальный опыт поколений, который позволяет осмыслить далеко идущие цели и предполагаемые результаты самосовершенствования.

По мнению Ю.Л. Каптена, сильная сторона восточных систем - это стремление к осознанию связи «внешнего» с «внутренним». Иными словами, к осмыслению упражнения, пониманию того, что телодвижения являются видимым отражением процессов, происходящих во всем организме. Подчеркивается роль мышления, воли человека в процессе познания самого себя через физические упражнения. Отсюда возникновение различных приемов саморегуляции психических состояний, дошедших до нас в форме психорегулирующей тренировки, аутогенной тренировки, медитации [14].

В Восточных древних школах возникли методики концентрации внимания при физических упражнениях на жизнедеятельность различных функциональных систем организма, приемы дыхания разного типа, способы регуляции степени мышечного

напряжения, вплоть до максимального расслабления [17].

Подчеркнем и такую деталь, как образность в названиях упражнений. Это вносит в описание и в обучение элементы наглядности, способствует возникновению ассоциаций, придает упражнениям особый колорит, уходящий корнями в историю и культуру народа. Сильной стороной восточных систем самосовершенствования, в том числе, и внешне «жестких» систем единоборств, является свод правил, следуя которым занимающиеся приобщаются к определенному образу жизни, руководствуясь кодексом чести. В его основе понятные заповеди, которые соответствуют общечеловеческим ценностям, определяющим этические нормы взаимоотношений в современном цивилизованном обществе. Утверждаются нормы поведения: уважение к старшим, почитание учителя, уважение к сопернику, помощь слабому, отвращение к насилию и т. п. Самосовершенствование ставит целью через развитие тела совершенствование чувств и поступков [16].

Согласно данному в Китайской энциклопедии определению, «ушу является традиционным китайским видом спорта. В его содержание включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполняются индивидуально и группами в соответствии с разработанными правилами и содержат удары ногой, удары рукой, броски, захваты, падения, выпады, рубящие и колющие действия» [11, с. 29]. В переводе с китайского, ушу означает «мастерство воина», «боевое (военное) мастерство», «искусство воина». Существует еще два названия этой системы упражнений: «Куо шу» - отечественное мастерство (искусство); «У и» - искусство воина. Аналогичные определения приводятся в учебниках ушу для институтов физической культуры, других учебных книгах и пособиях [15].

Спортивное ушу относится к сложно-координационным видам спорта, по

структуре движения комплексы формальных упражнений таолу без оружия ближе всего к вольным упражнениям женской спортивной гимнастики, а комплексы с оружием - к упражнениям с предметами в художественной гимнастике; используются комплексы разминоч-ных, стимулирующих и укрепляющих упражнений в сочетании с дыхательной гимнастикой, медитацией и биоэнергетическим тренингом [24].

По китайским представлениям, ушу - это вид физической культуры, исторически сложившийся на основе трудовой и военной деятельности, система различных комплексов упражнений, специфической чертой которой является единство внутренней и внешней деятельности организма, достигнутое при ведущей роли сознания, в результате чего происходит совершенствование двигательных, функциональных и психологических возможностей человека. Глубокий смысл специфической системы воспитания в ушу, базирующейся на философских учениях стран Востока, заключается в развитии таких важных качеств, как уравновешенность, невозмутимость и спокойствие в любых ситуациях, которое, с позиций современной науки, обеспечивается за счет нормализации баланса нервных процессов и повышения функциональной активности тормозных систем центральной нервной системы [15].

Почти во всех существующих ныне школах боевых искусств ключевое место занимают формальные упражнения (в китайских боевых искусствах - таолу, в японских - ката, в корейских - тыли, пумсэ, во вьетнамских - кюйен и т. д.). Таолу (тао - набор, комплект; лу - дорожка, цепочка) буквально «набор, связка дорожек» - это комплекс движений, в котором ограничены количество двигательных действий и пространство для их выполнения. Исторический анализ развития формальных упражнений показывает, что на раннем этапе становления культуры ушу ритуальные танцы

являлись прообразом таолу. В Сунскую эпоху (Х-ХШ вв.) таолу окончательно формируются в стройные системы накопления знаний, а изучение ушу представляется возможным только после их разучивания [21].

В настоящее время формальные упражнения являются одним из наиболее эффективных средств подготовки мастеров в ушу. Это остается возможным, в том числе, благодаря эффективному сочетанию различных аспектов психофизической подготовки, лежащей в основе обучения комплексам формальных упражнений. Важнейшим требованием при обучении ушу является постепенность, а при освоении формальных упражнений, и строгая последовательность их выполнения - сначала в очень медленном темпе с постепенным ускорением до «сверх скоростей» [24].

В настоящее время состояние здоровья населения значительно ухудшилось, поэтому требуется системный подход к оздоровлению и предупреждению заболевания. В то же время, холистическая модель здорового человека отсутствует. Холистическое отношение к здоровью больного человека с использованием преимущественно эмпирических данных положено в основу восточных традиционных направлений медицины, таких, как цигун, даосизм, бо-ди и др. [23].

Оценка результативности этих направлений осуществляется, как правило, на интуитивной основе, а не количественно. Научная медицина (европейская), углубляясь в анализ патологических процессов, протекающих в организме больного человека, не успевает своевременно интегрировать знания об этих явлениях, что обуславливает все более узкую специализацию медицинских наук и медицинской практики [8].

В исторической ретроспективе китайская медицина в некоторых отношениях опередила западную. Уже более двух тысячелетий назад, в период правления династии «Весеннего и осеннего периодов» (770-476 гг. до н. э.) и «Враждующих им-

I

ф

э

_о со о

^ ? О. ^

I

га

О ф

ь ^

о X .0

го

^

о н о о

ш

^

го со

^ Го

ф ш

° Е

ю ¡2

К ГО

ф

т ^

ю о

Ф

о

1

го

2

О О

о .о

го

13

го ^

О О

перий» (475-221 гг. до н. э.) в Китае существовала запись труда по медицине, книга «Ней-цзин». Он обобщает практический медицинский опыт, накопленный предшествовавшими поколениями китайских врачей, обосновывает теоретическую систематику традиционного искусства врачевания Китая, передает основы китайской лекарственной терапии, а также иглоукалывания и прижигания, акупунктуры [16].

Китайская медицина рассматривает человека в качестве органического целого, центральное место в котором занимают накопительные и полые органы (Цзян-фу), а внутренние коммуникации обеспечиваются каналами и соседними сосудами (Чин-люо). Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами (инь и ян), представляющими собой различные аспекты единой действительности [7, с. 90]. Возникновение и развитие болезни рассматриваются китайской медициной как результат борьбы между защитными силами организма (Чжэн) и вызывающими болезнь нарушением (Ха), как проявление неуравновешенности между инь и ян.

Китайская медицина исходит из того, что различные части человеческого тела находятся между собой в тесной органической взаимосвязи через систему каналов. Так, например, сердце связано через систему каналов с тонким кишечником, оно ведает кровеносными сосудами. Легкие находятся в связи с толстым кишечником, они отвечают за кожу, волосяной покров тела. Селезенка связана через систему каналов с желудком, она отвечает за мышцы и конечности. Печень связана с желчным пузырем, оба ведают сухожилиями. Почки связаны каналами с мочевым пузырем, они ведают костями [10]. Китайский врач при установлении причин заболевания делает на основе оценки состояния так называемых пяти отверстий (язык, нос, рот, глаза, уши), внешнего вида, цвета лица

и пульса заключение об изменениях внутри организма. Таким образом, можно установить, находится ли внутренние органы в состоянии опорожнения (Ху) или накопления (Шиа), сильны и обильны (Чэн) или слабы (Шуай) ци и кровь, каково соотношение между защитными силами организма (Чжан) и болезнетворным каналом (Хэ) [1]. Широко применялся в древней восточной медицине массаж. При этом использовались различные приемы: поглаживание, потирание, разминание, поколачивание и давление пальцем с вращательными движениями в области так называемых жизненных точек. Были обнаружены, описаны и систематизированы определенные точки на теле человека, выявлена их функциональная взаимосвязь с органами и системами человеческого организма. Всего таких точек описано около 700, но наиболее часто применяемых около 150 [5].

В механизме лечебного действия на «жизненные точки» лежат сложные рефлекторные физиологические процессы. При углубленном изучении биологически активных точек было установлено, что воздействие на точку организует энергетический баланс, стимулирует или успокаивает вегетативную нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, регулирует питание тканей, деятельность желез внутренней секреции, уменьшает боль, снижает нервное и мышечное напряжение [13].

Отдельного рассмотрения заслуживает использование упражнений из оздоровительного и спортивного направления в ушу. Боевые искусства Китая являются социально-культурным феноменом, созданных китайской цивилизацией и не имеющих аналогов ни в какой другой культуре. Для Китая боевые искусства были всегда многофункциональны: в них философия не отделена от методов самообороны. Они являлись одновременно и духовной дисциплиной, и искусством самозащиты, способом социально-культурного воспитания и ритуальным видом спорта, системой психофизиче-

ского тренинга и символической самореализацией человека в пространстве священных сил космоса. В Китае главные виды ушу обычно подразделялись на три группы: единоборства с оружием и без, стрельба и метание, театрализованные и спортивные выступления. В других вариантах классификация такова: борьба без оружия и фехтование в рукопашном бою. Тем не менее, внутри ушу еще в середине века прочно утвердилось понятие кулачного боя (цуань-фа) - борьбы против вооруженных или невооруженных противников голыми руками или при помощи подручных средств. Из цуань-фа, в свою очередь, выделялись комплексы разминочных, стимулирующих и укрепляющих упражнений, которые вкупе с дыхательной гимнастикой, медитацией и биоэнергетическим тренингом составляли оздоровительный раздел ушу [21].

Медитативные техники в настоящее время активно применяются с целью оздоровления населения в медицине, спорте и в педагогическом процессе, что говорит об обоснованности влияния некоторых механизмов медитации на функциональное состояние организма. Анализ биотоков мозга перед трансцендентальной медитации и после нее показывает, что спектр частот биопотенциалов мозга во время медитации напоминает промежуточное состояние между частотными спектрами, характерными для бодрствования и дремоты. По другим данным, во время медитативных техник регистрируется более регулярный и высокоамплитудный альфа-ритм по сравнению с бодрствованием и дремотой, без выраженной межполушарной асимметрии [16].

К середине первого тысячелетия нашей эры в Китае обозначилось деление эзотерических воинских искусств на две магистральные ветви - даосскую и буддийскую. Даосская ветвь ушу породила школы так называемого «мягкого» или «внутреннего» направления (ней-цзя), среди которых особенно выделяются сформировавшиеся уже в эпоху позднего

средневековья тайцзи-цуань, багуа-чжан, и синьи (направленная воля). В этих и других, менее значительных школах «внутреннего» направления акцент в тренировке делался на развитие энергетических способностей организма. Монастырские буддийские школы практиковали так называемое «внешнее» направление ушу (вай-цзя), в котором уделялось особое внимание закалке тела и развитию ско-ростно-силовых качеств [24].

По мнению Н.Г. Озолина, мышечная сила зависит от физиологического поперечника и эластичности мышц, биохимических процессов, происходящих в них, энергетического потенциала и уровня техники. Ведущую роль в проявлении мышечной силы играет деятельность центральной нервной системы, концентрация в волевых усилиях. Все эти стороны силовых возможностей улучшаются и совершенствуются в процессе тренировки [20].

Быстрота движений обуславливается, в первую очередь, соответствующей деятельностью коры головного мозга и подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действия спортсмена [21, с. 71].

Школ «внешнего» направления насчитывается более 360. Среди них особой популярностью пользуются такие, как шаолинь-сы-цуань, хун-цзя, лю-цзя, вэнь-чунь, ху-пай, эрлан-цуань, ше-пай и другие [16].

Прочные позиции в Китае и во всем мире завоевали различные виды спортивного ушу: спарринги (саньда), формальные упражнения без оружия и с оружием (таолу) [26].

Практически все виды боевых искусств относятся к сложнокоордини-рованным видам спорта: формальные спортивно-гимнастические комплексы с элементами акробатики (таолу) часто выполняются под музыку с учетом определенных сценических и хореографических требований. И в этом смысле,

I

ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

э

_о со о

^ ? О. ^

I

га

О ф

ь ^

о X .0

го

^

о н о о

со ^

го со

^ Го о ^

ф т

° Е

ю ¡2

К ГО

ф

т ^

ю о

ф

о

1

го

2

О О

о .о

го

13

го

О О

боевые искусства правильно было бы рассматривать с позиции теории и методики гимнастики. Причем, по структуре движения комплексы формальных упражнений таолу без оружия ближе всего к вольным упражнениям женской спортивной гимнастики младших разрядов, а комплексы с оружием по структуре движения часто изоморфны упражнениям с предметами в художественной гимнастике. Тренировки гимнаста направлены на совершенствование двигательного аппарата. Реакция сердечно-сосудистой системы на выполнение упражнений различна. Так, при выполнении вольных упражнений, где много акробатики, прыжков, бега, частота сердечных сокращений ускоряется до 160-180 и более уд/мин, а артериальное давление повышается до 130-150 мм рт. ст. и более [25].

Изобретение эффективной оздоровительной гимнастики, известной под названием «игры пяти зверей» (у цинь шу), приписывается великому медику II-III века Хуа то. Она состояла в имитации определенных движений медведя, тигра, оленя, обезьяны, журавля. Система эта излечивает болезни, укрепляет ноги. Заключается она в прыжках, наклонах, раскачивании, ползании, вращении и сокращении мышц путем напряжения [27].

Из анализа источников литературы выявлено, что, несмотря на конкурентность данной формы физической активности, физиологические механизмы ее влияния на функциональное состояние центральной и перефирической гемодинамики не раскрыты, что ограничивает ее применение с оздоровительной целью [22].

Известно, что организация произвольных движений и формирование новых двигательных навыков обеспечивается преимущественно корковыми структурами. При этом выполнение целостного движения связано с функциональным взаимодействием обоих полушарий [28].

В процессе совершенствования двигательного навыка происходит изменения функционального состояния коры

больших полушарий и подкорковых структур мозга, прежде всего, ретикулярной формации, а также вегетативных реакций у человека при мышечной работе. Следовательно, сложнокоорди-национный характер движений в ушу обуславливает образование, усиление и упрочнение нервных связей между центральной нервной системой и афферентными системами локомоторного аппарата и внутренних органов, что и определяет выраженность физиологического эффекта. Наряду с этим, точность, ритмичность и амплитуда выполняемых движений также влияют на характер ответных реакций организма при осуществлении физических упражнений [22].

Цигун - по определению, данному в Китайско-русском словаре-минимуме, -способ укрепления здоровья посредством применения силы «ци», то есть, живительной силы духа. «Ци» в китайской медицине рассматривается, во-первых, как микроскопические вещества, из которых состоит организм; во-вторых, как движущая сила, определяющая жизнедеятельность организма. «Гун» - это методы движения «ци» и способности, достигнутые благодаря владению «ци». Понятие «цигун» также употребляется в значении мастера, владеющего «ци» [7, с. 155].

Цигун выделяется как самостоятельная подсистема ушу. Считается, что нельзя стать настоящим мастером ушу, не овладев искусством управления «ци». По современным понятиям, феномен цигун близок к гипнозу, к явлению экстрасенсорики, психорегулирующей тренировке. С точки зрения внешнего проявления, для него характерна статичность, направленная на совершенствование внутренней деятельности организма [15].

Таким образом, обобщение исторических и философских аспектов ушу, а также многовековой опыт обучения двигательным действиям и психофизической подготовки привело к весьма важным, с нашей точки зрения, заключениям. Ключевой идеей во всех известных нам литературных источниках проводится

мысль о том, что главным в боевых искусствах востока является специальная психофизическая подготовка бойцов. Интенсивные физические, также, как и гипоксические нагрузки приводят к повышению функциональной активности различных систем организма, влияющих на специальную физическую работоспособность, активизируют физиологические механизмы защиты и существенно улучшают общее функциональное состояние организма [20; 21]. Библиографический список:

1. Айзенберг Д. Беседы о ци. - Нью-Йорк: Викинг Пингвин, 1987. - 120 с.

2. Бальсевич В.К., Большенков В.Г., Рябинцев Н.П. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 2. С. 13-18.

3. Бугров В.Г. Педагогическая профилактика психической напряженности у первоклассников группы риска: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2002. - 166 с.

4. Васильев О.С. О месте боевого искусства ушу в системе современного детского спорта // Физкультура и спорт. 2003. № 2. С. 5-6.

5. Васичкин В.И. Энциклопедия массажа. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. - 656 с.

6. Вон Кью-Кит. Искусство кунг-фу монастыря шаолинь. - М.: Фаир, 1997. -320 с.

7. Вон Кью-Кит. Искусство цигун. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 320 с.

8. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье: (древние и новые каноны медицины). - СПб. : Комплект, 1995. - 429 с.

9. Гимнастика тибетских монахов. Вып. 8: альманах. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 157 с.

10. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. - М.: Вече, 2003. - 464 с.

11. Дэлюй. Шаолинь гунфу цыдянь: словарь шаолиньского гунфу. - Пекин, 1988. - 86 с.

12. Ерахтина Т.А. Некоторые способы профилактики утомляемости у младших школьников // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. 2000. № 3. С. 50-52.

13. Ибрагимова В.С. Точечный массаж. -М.: Медицина, 1984. - 144 с.

14. Каптен Ю.Л. Основы медитации. -Самара: Самарский дом печати, 1994. - 380 с.

15. Маслов А.А., Подщеколдин А.М. Уроки китайской гимнастики. Вып. 3. -М.: Советский спорт, 1990. - 93 с.

16. Маслов А.А. Ушу: традиции духовного и физического воспитания в Китае. - М., 1990. - 149 с.

17. Мастеров А.Г. Методика применения нетрадиционных оздоровительных средств на уроках физической культуры с младшими школьниками: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Волгоград, 2002. - 24 с.

18. Матюшонок М.Т. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста: учебник. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.

19. Овечкин А.М. Основы чжень-цзю терапии. - Саранск: Норд: Голос, 1991. - 417 с.

20. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. - М.: Астрель: АСТ, 2004. - 863 с.

21. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 167 с.

22. Пери Р. Тай-цзи: пер. с англ. - М.: Фаир-Пресс, 2001. - 176 с.

23. Сасо М. Даосизм и обряд космического возрождения. - Пульман; Вашингтон: Стейт Юниверсити Пресс, 1989. - 240 с.

24. Сидоровнин Г.П. Восточная гимнастика. - Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2003. - 268 с.

25. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Фи-зиология физического воспитания и спорта. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.

26. Хаберзетцер Р., Ли Б. Кунг-фу: техника китайского бокса. - М., 1981. - 350 с.

I

ф

э

_о ш

о

^ ? a. S

I

га ü о

S ф

Ь

s о X _0

го

^

о н о о ш

S го

CG

° CT

" й

^ Го

о ^

ф m

° Е

ю ¡2

к го

ф

т ^

ю о

Ф

О

27. Чертовских Е.В., Глебов Е.И. Ша-олиньское ушу. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 352 с.

28. Яковлев Н.М. Адаптивные механизмы регуляции движения в онтогенезе. - Л.: Наука, 1981. - 136 с.

29. Grof S. The Brain: Birth? Death and Trancendence in psychotherapy. - New York : State University of New York Press, 1985. - 274 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378.1 ББК 74.484.4

<u

T x К

m

И.В. Янченко ФЕНОМЕН КАРЬЕРЫ

В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Проведен анализ сущности понятия «карьера» с позиций психологической и педагогической наук. Выявлены аспекты феномена карьеры, связанные с характеристиками развития личности, что позволяет утверждать о возможности и необходимости формирования карьерной компетентности в образовательном процессе на разных его уровнях.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, карьера, карьерист, рефлексия, самооценка, саморазвитие, акме, карьерное планирование, карьерная компетентность, педагогические условия, успешность.

Тенденции развития общества, актуализировали проблемы конкурентоспособности и обеспечения успешности личности, одним из показателей которых становится успех в профессиональной деятельности и карьерный рост. Требования государства к системе высшего образования связаны с обеспечением успешной профессиональной карьеры выпускников. Специалист должен осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи, быть готовым неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии [6].

Современные исследования многоаспектного феномена карьеры ведутся в основном в психолого-акмеологических, социологических и экономических науках в направлениях:

• мотивации карьеры и карьерных целей (Д. МакКлелланд, А.Я. Кибанов, Е.А. Могилёвкин, Э. Шэйн и др.);

• управления карьерой персонала организаций (В.Д. Дорофеев, И.Д. Ла-

данов, А.Я. Кибанов, Е.Г. Молл, Д. Холл, АН. Шмелева, Э. Шэйн и др.);

• факторов карьерного роста специалистов и успешного развития индивидуальной карьеры (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Е.Г. Молл, Н.С. Пряжников, Е.А. Могилёв-кин и др.);

• становления и развития личности в ходе карьерного продвижения (А.А. Деркач, Д.Е. Сьюпер, А.К. Маркова, Е.Г. Молл и др.);

• психологии профессиональной деятельности (А.К. Маркова, Г.С. Никифоров и др.);

• изучения карьеры государственных служащих (А.С. Гусева, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Е.А. Могилёвкин и др.). Значимыми являются исследования

педагогических аспектов, связанных с

феноменом карьеры:

• исследования карьерных ориентаций (А.А. Жданович, О.П. Терновская, А.М. Рикель, О.П. Цариценцева),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.