9. Морозова М.М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики // Интеграция образования. 2007. № 3/4. С. 36-41.
10. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. 2006. № 4. С. 61-66.
11. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников // Школьные технологии. 2006. № 4. С.108-114.
УДК 371.73 ББК 74.200.55
О.О. Кастальский КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГИМНАСТИКИ УШУ
о
_0 ц
га н о го
О О
Рассматривается вопрос о необходимости сочетания умственной и физической нагрузки в режиме дня детей младшего школьного возраста. Представлен анализ ряда педагогических концепций, позволяющих определить различные аспекты значимости изучаемой проблемы. В этой связи, интерес представляют восточные оздоровительные системы, основанные на холистическом (целостном) подходе к организму человека.
Ключевые слова: здоровьесбережение, двигательная активность, физическая культура, восточные оздоровительные системы.
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни является одной из основных задач дошкольного и школьного учреждений. Однако М.Н. Пуховской отмечает, что усилия, предпринимаемые нашим государством для укрепления здоровья нации, не могут быть полностью реализованы в связи с отсутствием в социальной структуре общества конкретных носителей идей здорового образа жизни [17].
В последние десятилетия трансформировались социальные ожидания от школы. Если раньше в системе социальных ожиданий доминировали знания и умения, то в настоящее время общество ждет от школы формирования поведенческих моделей. Приоритетными являются поведенческие модели, направлен-
ные на умение делать самостоятельный вывод, принимать решение, ориентироваться в информационном пространстве, вести здоровый образ жизни [25].
С точки зрения сбережения здоровья школьников, особое внимание, на наш взгляд, следует уделить переключению с умственного труда на физическую деятельность, со статической работы - на двигательную активность. На практическом уровне это выступает как один из резервов здоровьесбережения. Таким образом, сочетание умственной и физкультурной деятельности является еще одним из процессуальных резервов сбережения здоровья школьников [1].
Н.И. Спиридонов указывает, что занятия физической культурой, благодаря улучшению мозгового кровообращения не только благотворно влияют на здоровье, но и укрепляют нервную систему,
стимулируют умственную деятельность. Физические упражнения двояко влияют на психические функции. С одной стороны, они способствуют их развитию, а с другой - обеспечивают хорошую подвижность основных нервных процессов [20]. В связи с этим отметим, что сочетание умственной и физкультурной деятельности учащихся в образовательных процессах является важным условием обеспечения единства между их образованностью и здоровьем. В то же время, М.У Пискунов считает что, физическая активность вызывает возбуждение иных участков коры головного мозга по сравнению с учебным трудом. При этом, вследствие отрицательной индукции, отдыхают те участки головного мозга, которые обеспечивают усвоение учебного материала. Когда же учащиеся занимаются умственным трудом, происходит торможение участков коры головного мозга, функционирование которых обеспечивает двигательную активность, и, наоборот, приходят в состояние оптимального возбуждения участки, обеспечивающие учебную деятельность [15].
Таким образом, сочетание соответствующих видов нагрузок препятствует наступлению преждевременного утомления и предупреждает развитие на основе этого переутомления и других нежелательных последствий для здоровья школьников.
О целесообразности сочетания умственной и физической активности в режиме дня школьников писал и В.А. Сухомлинский. Разнообразие видов умственного труда, чередование труда и отдыха имеют большое значение для здоровья и интеллектуального развития учащихся. При этом отдых он отождествлял с активной игрой духовных и физических сил. Режим физического и умственного труда и отдыха - очень важное условие крепкого здоровья и бодрого духа. Эти идеи были реализованы в Павлышевской средней школе, где большое значение придавалось утренней зарядке, гимнастическим упражнениям
перед уроками, физкультурным минуткам, проводимым по специальному комплексу для каждого возраста [21].
На этом основании, встает вопрос об установлении целесообразных объемов умственных и физических нагрузок школьников с целью обеспечения развития их образованности без ущерба для здоровья. Данные объемы строго индивидуальны, поскольку состояние здоровья, как и уровень успехов в образовании каждого конкретного учащегося, характеризуются теми или иными особенностями и могут существенно отличаться от соответствующих показателей других детей. Естественно, большую роль здесь играют и возрастно-половые особенности. Поэтому все, что говорилось выше об упорядочении объемов учебной нагрузки как об одном из резервов здоро-вьесбережения, необходимо иметь в виду и при установлении объемов физических нагрузок в образовательных процессах, подборе подвижных игр, видов спорта, комплексов упражнений и др. [10].
В достаточной степени индивидуальны и потребности учащихся в двигательной активности. Некоторые из них могут достаточно долго выполнять умственную работу, не испытывая утомления от данного вида деятельности, как правило, имеющих при этом место статических нагрузок на опорно-двигательный аппарат. У других такой период значительно короче, и им требуется больше времени на проявление двигательной активности с целью удовлетворения соответствующих потребностей организма [11]. Поэтому, соглашаясь с мнением И.М. Сеченова, В.А. Сухомлинского, целесообразно намечать определенные графики сочетания умственной и физкультурной деятельности для каждого учащегося, опять же на основе соответствующей диагностики, исходя из достигнутых успехов в образовании, состояния здоровья и потребностей в двигательной активности. Данные графики могут составляться на урок, где в зависимости от утомительности выполняемых
о го
СО О со
0
1 _0
о
ф
3
4 го с;
ф ч к
ф *
ф ф
Ю
О ф
_0 СО О
О Ч
СО ф
^ ф
8 3
^ 5у
О
X
ч
о
о
го со н о
ч
ф
школьниками заданий и вышеназванных индивидуальных особенностей, имеет смысл варьировать количество и продолжительность физкультурных минуток. В графиках сочетания умственной и физкультурной деятельности, составляемых на день, в зависимости от тех же факторов и от естественных колебаний работоспособности детей в течение дня, следует назначать продолжительность гимнастики, проводимой до учебных занятий, распределение подвижных перемен, спортивного часа в продленном дне, планировать физкультминутки, активные перерывы в процессе выполнения домашних заданий и самоподготовки. Соответствующие графики имеет смысл составлять также на неделю, на учебную четверть, на год, учитывая изменения работоспособности детей в течение данных периодов. При этом, в зависимости от их возрастных особенностей, потребностей в двигательной активности, состояния здоровья и успехов в образовании, необходимо планировать сочетание умственных и физических нагрузок с использованием уроков физической культуры, внеклассных форм физкультурных занятий, общешкольных соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой и спортом, в том числе, и в каникулярное время [21].
Детям нужно предоставить возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности. Наиболее эффективны в этих случаях физические упражнения во время физкультурной минутки. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Строится он из 3-4 упражнений для рук, туловища, ног - упражнений простых, не требующих сложной координации. Движения на физкультурной минутке по своему характеру должны быть противоположны % движению туловища, ног, головы, движе-
-О „
нию рук детей во время урока. При этом го подбираются такие упражнения, которые Ф охватывают большие группы мышц и, в о основном, снимают статическое напря-
жение, активизируют дыхание, усиливают кровообращение и лимфообращение, то есть снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Физкультурные минутки необходимо проводить на всех без исключения уроках. В зависимости от видов учебной деятельности, учащиеся могут выполнять упражнения сидя или стоя. Выполнение движений должно быть правильным, четким, красивым, соответствовать ритму дыхания [4; 22].
В свете новых требований к физкультурному образованию, необходимо придать физической культуре воспитательную, развивающую и образовательную направленность, а также повысить интерес, используя нетрадиционные виды физической культуры [18].
По мнению профессора Л.М. Куликова, физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая, самостоятельная область. Вместе с тем, это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность [7; 10].
В.В. Зайцева определяет физическую культуру как совокупность материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование,
спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спор-тивной деятельности и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.) [8].
Л.И. Лубышева рассматривает физическую культуру как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствуя возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры [9].
Несмотря на СанПиН и средства физической культуры, использующиеся в образовательном процессе в школе [5], здоровье детей продолжает ухудшаться. Многие ученые замечают, что одной из причин такого состояния являются повышенные нагрузки в школе. Они ведут к переутомлению, что и составляет угрозу здоровью. Охарактеризованные выше средства физической культуры призваны предупреждать умственное переутомление, но, как показывает статистика, этого недостаточно, поэтому целесообразно в комплексе с перечисленными выше средствами и формами двигательной активности в учебном процессе использовать нетрадиционные средства физической культуры [2; 18].
В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия на отдельные мышечные группы и на целые системы
организма. Проблемой является поиск адекватных средств физической культуры, которые непосредственно влияли бы на сохранение активной деятельности головного мозга человека при напряженной умственной работе. Традиционные способы физической культуры в процессе физкультминуток не всегда решают данные проблемы. В современных условиях необходим комплексный подход к проблеме здоровья детей. Один из путей решения этой проблемы - разработка и внедрение новых комплексных оздоровительных программ в образовательный процесс младших школьников. Целесообразно использовать опыт наших зарубежных коллег в отрасли физической культуры с их нетрадиционным, для нашей страны, подходом к физическому воспитанию. Средства нетрадиционной гимнастики ушу могут более эффективно воздействовать на младших школьников вследствие новизны и комплексного подхода к здоровью и личности человека [26].
В этой связи интерес представляют восточные оздоровительные системы, основанные на холистическом (целостном) подходе к организму человека.
М.М. Безруких замечено, что организация произвольных движений и формирование новых двигательных навыков обеспечивается преимущественно корковыми структурами. При этом выполнение целостного движения связано с функциональным взаимодействием обоих полушарий [3].
Ц.М. Дедабришвили в своих исследованиях пишет, что в процессе совершенствования двигательного навыка происходит изменения функционального состояния коры больших полушарий и подкорковых структур мозга, прежде всего ретикулярной формации, изменения фоновой электроэнцефалограммы и навязанных ей ритмов, а также вегетативных реакций при мышечной работе у человека [6]. Следовательно, сложно-координационный характер движений в тайцзи-цуань обуславливает образова-
о го
СО О СО
0
1 _0
о
ф
3
4 го с;
ф ч к
ф *
ф ф
Ю
О ф
Л
ш
о
О
ч
СО ф
^ ф
8 3
^ 5у
О
X
ч
о
о
го со н о
ч
ф
ние, усиление и упрочнение нервных связей между центральной нервной системой (ЦНС) и афферентными системами локомоторного аппарата и внутренних органов, что и определяет выраженность физиологического эффекта. Наряду с этим точность, ритмичность и амплитуда выполняемых движений также влияют на характер ответных реакций организма при осуществлении физических упражнений [14].
Рассмотренные аспекты приобретают особую важность при наличии отклонений в состоянии здоровья, т. к. для клиники различных заболеваний характерна асинхронность и асинергизм в рефлектор-но связанных мышцах. Диафрагмальное дыхание, являющееся обязательным условием этого вида гимнастики, экономичней грудного и при одинаковых энергетических затратах обеспечивает поступление большого объема воздуха в легкие за счет расправления их нижних долей. Участие в дыхательном цикле мышц передней брюшной стенки способствует колебаниям объема брюшной полости. При сокращениях инспираторной дыхательной мускулатуры и опускание диафрагмы при вдохе увеличивается отрицательное давление в грудной клетке [28].
Многие авторы, практикующие восточную оздоровительную физкультуру, пишут, что выполнение упражнений в тайцзи-цуань полураслабленными мышцами дает возможность выполнить упражнения безболезненно, что имеет существенное значение при некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. Овладение сложной координацией движений, одновременное участие в плавном двигательном акте многих суставов и мышц, сосредоточенность и спокойствие во время занятий приводит к положительным сдвигам в деятельно-% сти как центральной, так и периферией ческой нервной системы. Такие авторы У как, В.М. Смолевский [19], Ю.В. Менхин о [12] отмечают нормализующий эффект в о деятельности периферической нервной
системы, определяющейся некоторым увеличением функций парасимпатической нервной системы, что проявляется ростом стресс-устойчивости, снижением уровня личностной и ситуационной тревожности.
Восточный путь исцеления начинается с регуляции дыхания. Многовековой опыт народной медицины Китая, обобщенный знаменитыми врачами древности, воплотился в систему оздоровительной гимнастики цигун. Цигун - это искусство укрепления здоровья, которое распространено в основном в Китае. Цигун играет активную роль в предотвращении и лечении болезней, профилактике и укреплении здоровья, препятствует преждевременному старению и способствует продлению жизни [13].
Согласно результатам исследований, выполненных некоторыми учеными, ци, излучаемая мастером искусства цигун, включает в себя инфракрасное излучение, статическое электричество и т. д. [23].
В последние годы Всемирная организация здравоохранения поощряет модель «биопсихосоциальной медицины», ставя психологическую медицину на одно из первых мест. Китайская медицина, построенная именно по вышеупомянутой модели, получила всеобщее признание, и «цигунские» упражнения стали распространяться по всему миру [16].
Особенно полезна гимнастика для людей, не имеющих по тем или иным причинам возможности много времени уделять активным занятиям физической культурой и спортом. Сложный и многообразный комплекс упражнений, представляющий единство искусства дыхания и движения, помогает сохранить здоровье, бодрость, легкость, помогает справиться со многими заболеваниями органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой системы, улучшает подвижность суставов, способствует поддержанию мышечного тонуса на должном уровне.
Разнообразие комплексов гимнастики цигун позволяет постепенно и всесторонне подойти к вопросу освоения
пространства и умения координировать свои действия в этом пространстве. Кроме общеоздоравливающего эффекта, стимуляции деятельности нервной системы, сохранения гибкости суставов и укрепления мышц, упражнения на равновесие и координацию способствуют выработке устойчивости при опоре на малую площадь [24].
Ци Ней Цан - даосская техника абдоминального массажа, наилучшим образом приспособленная для того, чтобы лечиться самому и исцелять других. Устраняя все препятствия и блоки, Ци Ней Цан обеспечивает плавное и мягкое прохождение всех энергетических потоков, а также потоков физиологических жидкостей организма -крови и лимфы - и токов, протекающих в нервной системе [24].
Культура личности предусматривает непрерывное совершенствование человека во всех аспектах, как в физическом, так и в моральном плане, включая здоровье и работоспособность на благо общества. В основе йоги - ментальное фокусирование, концентрация ума на избранном объекте (дхарана), которое углубляется до медитации (дхьяна) [8].
Одним из направлений йоги является хатха-йога. Для хатха-йоги характерны динамические и статические упражнения, а также их сочетание. Физиологические и терапевтические эффекты постуральных воздействий изучаются на относительно ограниченном наборе условно стандартных позиций. В этой связи остаются недостаточно изученными другие возможные положения тела человека в пространстве. В частности, интерес исследователей вызывают положения тела, сопровождающиеся специфическим паттерном напряжения мышц, известные как «асаны» (позы) хатха-йоги. Как правило, разнообразные воздействия на организм человека, обозначаемые общим термином «стресс» (травма, боль, инфекция и т. п.) повышают уровень кортизола в крови, что рассматривается как составная часть адаптивных реакций. В этой связи особо
следует выделить отмечаемое многими исследователями повышение эндогенной продукции кортизола в ответ на кратковременную экстремальную физическую нагрузку, сравнимую с рабочей нагрузкой при выполнении позы «кобры» [27].
В «Хатха-йога прадипике» Сват-марамы, практическом руководстве XV в., говорится, что результатом выполнения асан являются «выносливость, отсутствие болезней и легкость». Описывая различные позы, автор подробно останавливается на их результатах: например, пасчимоттанасана (наклоны вперед в положении сидя), повышает пищеварительную силу, уменьшает живот и избавляет от болезней. У каждого типа пранаямы есть свой особый эффект [2]. С медицинской и физиологической точек зрения основной интерес представляет философско-религиозное учение Аюрведа, возникшее 3000 лет назад как результат слияния культур ариев и дравидов. Аюрведа насчитывает 107 «критических» зон тела (мармахстхана). Это места, под которыми пересекаются физические структуры организма. Мармы классифицируются по структурам, которые они затрагивают (мышцы, кровеносные сосуды, сухожилия и связки, кости, суставы).
Аюрведическая медицина исповедует целостный подход к здоровью. Она рассматривает хронические болезни как системные недуги, возникающие в результате поражения многих органов. В Аюрведе болезнь рассматривается не только как отрицательное явление. В одном из разделов говорится, что «болезни являются нашими учителями», то есть они не возникают сами собой, а отражают эволюционное развитие человека [7]. Аюрведическое знание представляет интерес для современного мира. Первое -анатомия и физиология аюрведы дают теоретическое обоснование механизмов действия физических упражнений (йоги-ческих асан и пранаямы). Второе - аюр-веда учит общим принципам управления энергией. Эти принципы правомерны
о го
СО О со
0
1 _0
о
ф
3
4 го с;
ф ч к
ф *
ф ф
Ю
О ф
Л
ш
о
О
ч
СО ф
^ ф
8 3
^ 5у
О
X
ч
о
о
го со н о
ч
ф
о
_0 ^
го н о го
о
О
для большинства восточных оздоровительных систем [8].
Таким образом, исследования последних лет свидетельствуют о снижении уровня здоровья детей и подростков, особенно в период обучения в школе. Существующие методы оздоровления недостаточно эффективны, что требует поиска физиологического обоснования новых средств и методов. В этой связи интерес представляет восточные оздоровительные системы, основанные на холистическом (целостном) подходе к организму человека. Использование различных позиций из ушу в сочетании с дыхательными упражнениями и приемами точечного массажа может обеспечить быстрое восстановление организма после сидячей работы во время урока и переход к активной деятельности. Библиографический список:
1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982. -240 с.
2. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бород-кина Г.В. Физическое развитие и состояние здоровья учащихся // Здравоохранение Российской Федерации. - 1997. № 3. С. 29-33.
3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фар-бер Д.А. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. пособие. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
4. Внеклассная работа по физической культуре в начальной школе / сост. М.В. Видякин. - Волгоград: Корифей, 1996. - 128 с.
5. Гигиенические требования к условиям обучения в различных видах современных общеобразовательных учреждений: санитарные правила и нормы Сан ПиН 2.4.2.576-96. - М.: Минздрав России, 1997. - 50 с.
6. Дедабришвили Ц.М. Изменения фоновой ЭЭГ и навязанных ей ритмов а также вегетативные реакции при мышечной работе у человека // Взаимосвязь физиологических функ-
ций в процессе физической тренировки. - М., 1967. - С. 15-55.
7. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1992. - 88 с.
8. Ли А.Г., Граевская Т.Г., Фулык Р.Т. Сопоставление эффективности различных методов раскрытия экстрасенсорных способностей (гипноз, ребефинг, йога) // Парапсихология в СССР. 1991. № 2. С. 39-45.
9. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного образования: Теория и методика // Теория и практика физической культуры. 1994. № 3. С. 14-19.
10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания). - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
11. Матюшонок М.Т. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста: учебник. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
12. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 384 с.
13. 13. Минву Ч., Синьюань С. Китайская Цигун-терапия: пер. с англ. - Киев: София - Ltd., 1996. - 288 с.
14. Пери Р. Тай-цзи: пер. с англ. - М.: Фаир-Пресс, 2001. - 176 с.
15. Пискунов М.У. Организация учебного труда студентов. - Минск: Изд-во БГУ, 1982. - 142 с.
16. Поркерт М. Теоретические основы китайской медицины. - Кембридж; Массачусетс: МИТ Пресс, 1974. - 247 с.
17. Пуховская М.Н., Изаак С.И. Организационные аспекты здоровьефор-мирования в образовательных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Валеологические аспекты здоро-вьеформирования в образовательных учреждениях: состояние, проблема, перспективы: материалы 2-й Рос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2004. - С. 89-91.
18. Сериков Г.Н., Сериков С.Г. Здоровье-сбережение в гуманном образовании. - Екатеринбург; Челябинск, 1999. - 242 с.
19. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. - М.: Просвещение, 1992. - 80 с.
20. Спиридонов Н.И. Самовнушение, движение, сон, здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 96 с.
21. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. Т. 4. Павлышская средняя школа. Разговор с молодым директором школы. - Киев, 1980. - 670 с.
22. Трахтенберг И.М., Рашман С.М. Гигиена умственного труда студентов. -Киев: Здоровья, 1973. - 171 с.
23. Чиа М. Массаж внутренних органов с помощью Ци «Ци Ней Цан». - Нью-Йорк: Хилинг Тао Букс, 1990. - 210 с.
24. Чиа М. Цигун «Железная рубашка». Ч. 3. - Нью-Йорк: Хилинг Тао Букс, 1986. - 246 с.
25. Штода Л.З. Некоторые направления работы школы по формированию здорового образа жизни // Валеологические аспекты здоровье-формирования в образовательных учреждениях: состояние, проблема, перспективы: материалы 2-й Рос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2004. - С. 79-82.
26. Corby J.S., Roth W.T., Zarcone U.P. Psychophysiological correlates of the practice of tantrikyoga meditation // Archives of general psychiatry. 1978. V. 35, № 5. Рр. 571-577.
27. Ehsani A.A., Ogava T., Miller T.R. Exercise training improves left ventricular systolic function in older men // Circulation. 1991. V. 83. Рр. 96-103.
28. Sunder S., Agrawai S.K., Singh U.P. Role of yoga in management of essential hypertension // Acta Cardiol (Brux.). 1984. V. 39, № 3. Рр. 203-208.
о го ü со О m
о х
_D
О
ф
3
4 го с;
ф ч к
ф *
ф ü ф ю
о ф
_0 m о ü о
4
СО ф
5 Ф
l£3 ^
О 3
^ 5у
О
X
ч
о
о
го m н о
ч
ф