ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
HISTORICAL SCIENCES
https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-15-23 УДК 952:37.01(520)
Иващенко А.С.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЯПОНИИ
Иващенко Александр Стефанович,
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории ФГБОУ ВО «Адыгейский государственныйуннвврситет», Майкоп, Россия,
e-mail: ivashchienko-5757(ci),mail. ru, тел.: +7 (918) 922 49 98
Аннотация
В конце XX - начале XXI вв. всё более актуализируется проблема поиска ресурсов развития человеческого общества. В предшествующие исторические эпохи эта проблема решалась за счет захвата крупными и мощными государствами территорий своих соседей, в Новое время посредством колониальной экспансии в страны Востока, Северную и Южную Америку. В настоящее время эти возможности исчерпаны. В этих условиях все взоры правящих элит ведущих стран мира в поисках ресурсов развития направлены на раскрытие неисчерпаемого богатства - интеллектуального потенциала человеческой личности. В этом контексте создание стройной и эффективно функционирующей системы образования любого человеческого социума приобретает решающее значение. Целью статьи является анализ базовых принципов, этапов развития, основных ступеней образовательной системы Японии, а также ее основных достижений и проблем. В статье рассматриваются не только структурные элементы японской образовательной системы, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями, но и идейная подоплека и мотивация как японских школьников, так и студентов к усердной учебе. Особый акцент делается на незыблемых принципах японской педагогики и, конечно, на национальных культурных традициях.
Ключевые слова: Япония, образование, школы, университеты, реформы, учитель, японские традиции, достижения, проблемы
Для цитирования: Иващенко А.С. Система образования в Японии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Том 13, № 4. С. 15-23. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-4-15-23.
Ivashchenko A.S.
THE EDUCATION SYSTEM IN JAPAN
Ivashchenko Alexander Stefanovich,
Doctor of History, a Professor, He ad of the Department of General History of the FSBEIHE "Adygh State University", Maykop, Russia e-mail: ivashchienko-5757(a),mail. ru, tel.: +7 (918) 922 49 98
Annotation
In the late XX - early XXI centuries the problem of finding resources for the development of the human society is becoming more and more urgent. In previous historical epochs, this problem was solved by capturing the territories of their neighbors by large and powerful states, in modern times through colonial expansion into the countries of the East, the North and the South America. At present times these possibilities have been exhausted, and in the foreseeable future plant and mineral resources will be largely depleted. In these conditions the ruling elites of the leading countries of the world are in their search for development resources focused at revealing the inexhaustible wealth - the intellectual potential of a person. In this context, the creation of a harmonious and efficiently functioning education system of any human society becomes crucial.
The purpose of the research is to analyze the basic principles, development stages, the main stages of the educational system of Japan, as well as the main achievements and problems. The article examines not only the structural elements of the Japanese educational system, from preschool institutions to higher educational institutions, but also the ideological background and motivation of both Japanese schoolchildren and students to study hard. Special emphasis is placed on the unshakable principles of Japanese pedagogy and, of course, national cultural traditions.
Keywords: Japan, education, schools, universities, reforms, a teacher, Japanese traditions, achievements, problems
For citation: Ivashchenko 'A. S. Jhe education system in Japan // Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2021. Volume 13, No. 4. P. 15-23. https:// doi.org/10.47370 2078-1024-2021-13-4-15-23.
Динамика успешной социально-экономической и политической эволюции человеческого общества во все исторические эпохи напрямую зависела от уровня развития образования. Значение и роль эффективно функционирующей системы образования для прогресса любого социума еще более актуализировались во второй половине XX - начале XXI вв. Во времена глобализации, всеобщей компьютеризации и цифровизации всех сторон жизни человеческого социума неэффективность образовательной системы неизбежно превращает любую страну в аутсайдера мирового развития. Эту аксиому хорошо осознает руководство нашей
страны. Однако несмотря на беспрерывные преобразования системы образования в России, которые начались с начала 90-х гг. XX в. и продолжаются до настоящего времени, добиться желаемого эффекта пока не удалось. В этих условиях весьма важным является опыт изучения постановки образовательной системы в тех странах, которые достигли значительных успехов в социально-экономическом развитии. Одной из таких стран является Япония.
Цель статьи - анализ принципов организации образовательной системы, основных этапов ее развития, ступеней образования, достижений и проблем.
За последние полтора столетия в Японии были проведены три реформы образования. Первая реформа началась в 1871 г. В ходе нее в 1872 г. по всей стране были созданы начальные и средние школы. В 1886 г. Япония ввела обязательное трехлетнее образование, в 1890 г. оно стало бесплатным для всех японцев. В 1908 г. срок обязательного обучения в японской школе был доведен до 6 лет.
Вторая реформа образования в Японии началась после окончания Второй мировой войны в 1947 г. Законодательно она базировалась на японской конституции 1947 г., в частности на статье 26 об образовании, основном законе об образовании и законе о школьном образовании, принятых в тот же год, что и Основной закон. Эта реформа, например, предусматривала введение обязательного девятилетнего школьного образования.
Японская система образования гарантирует равные возможности его получения; запрещает дискриминацию по расовому, половому и конфессиональному признакам, а также социальному происхождению; исключает какие-либо контакты с политическими и религиозными организациями; вводит принцип децентрализации управления школой. До введения принципа децентрализации в 1947 г. министерство просвещения Японии полностью подчиняло школу государственной политике. После этой даты за министерством остались лишь функции контроля за соблюдением основных принципов в образовании. Финансирование образовательных учреждений и выполнение учебных программ взяли на себя комитеты просвещения на местах. Подбор учебников и учебных пособий для учащихся также остается за местными комитетами образования. Министерство просвещения лишь представляет рекомендательный список учебников и учебных пособий [1, с. 86].
Третья реформа образовательной системы началась в 1984 г. В 1987 г. был
представлен план реформы, который включал в себя шесть основных направлений: начальное, среднее и высшее образование; создание системы непрерывного образования; интернационализация образования; его компьютеризация; административное управление и финансирование.
Японская система образования по структуре сходна с американской. Однако по содержанию она направлена на культивирование норм морали и национального характера. В настоящее время система образования в Японии включает в себя следующие ступени: дошкольные учреждения, начальную школу, младшую среднюю школу, старшую среднюю школу и высшую школу.
Дошкольные учреждения представлены детскими садами и дневными центрами. В детские сады детей принимают с 3 до 6 лет, а в дневные центры - с восьми недель и также до 6 лет. В дневных центрах с детьми работают няни. Еще с дошкольного возраста детей учат активно контактировать со своими сверстниками в небольших группах для их дальнейшей социализации, искать признания в группе. По этой причине не менее 90% детей дошкольного возраста хотя бы год посещают дошкольные учреждения. Вторым принципом педагогики в Японии является постепенное введение ограничений в поведение ребенка. Японские педагоги считают, что нельзя к ребенку сразу относиться как ко взрослому [2, с. 12].
Обучение в японской школе начинается с 6 лет. Учебный год всех ступеней длится 240 дней, тогда как в России, например, 211 дней, а в США - 180. Учебный год в Японии делится на три части. Учеба начинается с 1 апреля и продолжается до 15 июня, затем наступают каникулы. Второй образовательный период берет старт с 1 сентября и заканчивается 20 декабря, и вновь ученики уходят на каникулы. И наконец, заключительный образовательный этап начинается с 7
января и завершается серединой марта, и после этого детям предоставляются каникулы.
Обучение в начальной школе в Японии длится 6 лет. Оно является бесплатным в государственных школах, как впрочем и в младшей средней школе. В начальной школе ученикам практически не ставят оценок. Вместо оценок присутствуют оценочные суждения, например, «работал хорошо», «удовлетворительно», «надо стараться». Кроме того, японский учитель не имеет права публично высказывать суждения об ученике. Похвалу или замечание преподаватель озвучивает ученику в приватном порядке. В начальной, как в младшей средней школе, неудовлетворительные оценки не ставятся.
В начальной школе не допускается ускоренное обучение и оставление учеников на второй год. В Японии нет принципа формирования школьных классов исходя из способностей детей. Кроме того, в Японии нет программ для одаренных детей и элитных школ. В начальной школе все предметы ведет один учитель [3, с. 160]. Западные исследователи отмечают, что в японской начальной школе, как и в младшей и старшей средних школах, изучается больше дисциплин, чем в американских общеобразовательных учреждениях. Так, в начальной школе Японии изучается 11 предметов. Например, родной язык, математика, естествознание, музыка, рисование и т.д. Зарубежные ученые обращают внимание на особое музыкально-эстетическое развитие японских детей.
Форма одежды в японской начальной школе свободная. Однако для реализации групповой социализации дети носят желтые головные уборы. Наполняемость классов в начальной школе достигает 30 учеников, почти 50% учителей являются мужчинами.
Большое значение в системе японского образования отводится развитию мотивации к усердной учебе. В успешном
решении этого вопроса помогают национальные традиции, в частности чайная церемония воспитывает чувство любви к людям, природе; «сад камней» - способствует постижению японцами смысла и предназначения жизни и т.д.
Обучение в младшей средней школе в Японии длится три года. В 90-е гг. XX в. все ступени японской школы перешли на пятидневную неделю обучения. В младшей средней школе факультативно изучается иностранный язык, как правило английский, и идёт обучение некоторым профессиям. С середины 60-х гг. XX в. учебники для получения обязательного девятилетнего образования предоставляются школам бесплатно. Наполняемость классов в младшей средней школе достигает 40 учеников, а численность мужчин-преподавателей составляет уже 65%.
На всех ступенях японской школы значительное внимание уделяется патриотическому воспитанию. Так, с конца 70-х гг. XX в. министерство просвещения Японии обязало органы образования заканчивать каждый учебный год в школах исполнением императорского гимна под названием «Ты - мир». Кроме того, была введена практика вывешивания государственного флага в школах Японии в праздничные дни.
В программе всех ступеней японской школы есть часы по моральному воспитанию. Немаловажное значение придается трудовому воспитанию школьников на всех ступенях обучения. Все ученики обязаны пять раз в неделю убирать классы, где они учатся. В младшей средней школе, как и в старшей, ученики в обязательном порядке носят униформу. Девочкам в школе запрещается использовать косметику и носить украшения.
Около 95% выпускников младшей средней школы поступают учиться в старшую среднюю школу [4, с. 88-96]. Это такой же показатель, как и в США. Те, кто не поступает в старшую среднюю школу, идут учиться в пятилетние
«технологические колледжи». Эти колледжи приравниваются к профессионально-техническим училищам. Но поступить в них непросто, особенно в лучшие. Суть в том, что высококвалифицированные рабочие в Японии получают весьма достойную зарплату. Наилучший вариант - это поступить в те технологические колледжи, которые принадлежат крупным японским фирмам. Это дает гарантированный шанс сразу после завершения учебы устроиться на работу в крупную фирму.
Обучение в старшей школе длится 3 года. С марта 2010 г. учеба в государственной старшей средней школе также стала бесплатной. Если же японский школьник поступал в частную старшую среднюю школу то государство с 2010 г. стало компенсировать родителям школьника его ежегодное обучение в размере до 2700 долл.
В старшей средней школе, как и в младшей, ученики сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. Экзамены проходят в письменной форме, и знания оцениваются по стобалльной системе.
В старшей средней школе в контексте воспитания морали большое значение придается волонтерской деятельности учеников. В старшей средней школе количество преподавателей-мужчин еще более увеличивается и достигает 80%. 48% выпускников старшей средней школы поступают в университеты и колледжи. По данным ЮНЕСКО, японские школьники опережают своих сверстников из других стран мира по уровню знаний в области математики и естественных наук.
Преподавательский состав японской школы отличается высокой профессиональной подготовкой. Претенденту на место учителя в японской школе помимо диплома о высшем образовании надо сдать специальный экзамен в местном комитете образования. На каждую
свободную ставку учителя в японской школе претендуют до 5 человек. Японские учителя имеют статус государственных служащих. В сравнении с другими странами труд японского учителя хорошо оплачивается. Зарплата учителя на 25% выше средней зарплаты государственного служащего. Средняя зарплата учителя составляет около 34 тыс. долл. в год. Учитывая принадлежность учителей к категории государственных служащих, они уходят на пенсию в 60 лет. Пенсия у них достаточно солидная [5, с. 254]. И это не случайно, ведь Япония занимает одно из ведущих мест в мире среди других стран по финансированию образования. Японские учителя имеют довольно высокий социальный статус. Но при этом, учитывая и внеклассную работу, японские учителя очень загружены. Рабочий день у них длится с 8 до 17 часов, а иногда заканчивается и позже.
Японские учителя глубоко осознают важность своей профессии. Исторически труд учителя в Японии является почетным. Японские учителя пользуются уважением школьников и родителей. Так, японские школьники при общении с учителем используют вежливое обращение «сэнсэй» (в переводе на русский язык означает «ранее родившийся, старший» -А.И.) [6, с. 53]. При входе учителя в класс ученики кланяются.
При всех безусловных успехах японской школы в ней есть немало проблем. Одной из таких проблем является переутомление школьников от необходимости усвоения насыщенной учебной программы. Вторая видимая проблема - это недостаточное знание английского языка. И это несмотря на то, что английский язык изучается японскими школьниками с 7 по 12 класс. Одна из причин этой проблемы кроется в том, что акцент при обучении английскому языку в японской школе делается на приобретение навыков чтения и письма в ущерб развитию устного общения. Одним из путей решения
проблемы является привлечение носителей английского языка к обучению японских школьников. Кроме того, предполагается также употребление большего количества слов на английском языке в повседневной жизни японцев.
Японских школьников и их родителей тревожит также наличие жесткой конкуренции при поступлении в лучшую школу или вуз. Японская школа не лишена такого порока, как жестокость во взаимоотношениях между школьниками, а также учителями и учениками. Детская наркомания и преступность также не ушли с повестки дня японской школы.
Для Японии характерно наличие учреждений внешкольного образования. Это так называемые школы репетиторов, занятия в них платные. Их предназначение - помочь японским школьникам поступить в старшую среднюю школу, вузы и даже повысить уровень знаний в начальной школе. По этим причинам шестая часть учеников начальной школы, половина - младшей средней и почти все ученики старшей школы пользуются услугами школы репетиторов [7, с. 120-126].
Для учреждений японской высшей школы характерна иерархичность. Полноценное четырехлетнее высшее образование с получением диплома бакалавра можно получить лишь в университетах полного цикла. В этих же университетах, проучившись еще два года, студент приобретает степень магистра. При наличии способностей и желания, в контексте послевузовского образования, после трех лет успешного обучения есть возможность получить степень доктора наук. Ниже по рангу располагаются университеты ускоренного цикла с трехгодичным сроком обучения; затем технические институты, где учиться надо 5 лет и наконец профессиональные колледжи, дающие узкотехническое образование после трех лет учебы.
Наиболее престижными частными университетами в Японии являются
Нихон, Васеда, Кейо, Токай. Стоимость обучения в частных университетах и колледжах Японии весьма солидная и составляет от 7,5 до 12 тыс. долл. в год [8, с. 42]. Поступить в вышеназванные университеты весьма непросто, но получение диплома этих университетов предоставляет самые радужные перспективы их обладателям для трудоустройства как в высшей политической, так и экономической сферах. Образование высокого уровня можно получить и в ведущих государственных университетах, в частности в университете Иокогамы, Токийском технологическом институте и т.д. Есть в Японии и государственные университеты, которые принадлежат префектурам и муниципалитетам. И конкурс, и плата за обучение в этих университетах более умеренная, нежели в двух вышеназванных категориях университетов. В своеобразном «подвале» университетской иерархии располагаются небольшие частные университеты. При высокой плате за обучение эти вузы дают диплом без какой-либо гарантии трудоустройства.
Элитный профессорско-преподавательский состав Японии в основном сосредоточен для преподавания в магистратуре. В магистратуре готовят инициативных аналитиков. На уровне бакалавра подготовка специалистов поставлена на «поток».
Государственные вузы, в сравнении с частными, предоставляют студентам лучшие условия для обучения. Им принадлежит ведущая роль в подготовке магистров и докторов наук. Более половины научных сотрудников высшей школы Японии работают в государственных и муниципальных вузах. Для Японии характерно уменьшение численности вузов за счет их объединения в университетские корпорации [9, с. 201].
В контексте реформы высшей школы Японии в вузах широко практикуется преподавание междисциплинарных предметов, в частности «Окружающая
среда и человек», «Культура и проблемы взаимодействия цивилизаций» и т.д. Для работы в японских университетах привлекаются крупные специалисты из научно-исследовательских институтов и центров. Их задача - донести до студентов информацию о последних научных достижениях. Эти две вышеназванные тенденции проявляются в работе и российских вузов. Одной из новаций в японских университетах является обучение студентов в небольших группах - не более 20 человек. Это помогает более качественно усвоить материал и развивает инициативу студентов. В настоящее время японцы отказались от вступительных экзаменов в вузы на основе тестирования, которые существовали с 1979 г. Японские вузы сейчас сами определяют перечень профильных экзаменов.
Высшая школа Японии активно развивает и такое направление реформы вузовского образования, как его интернационализация. Одним из элементов этой политики является расширение приема иностранных студентов в японские вузы. Так, численность иностранных студентов в 2019 г. в японских высших учебных заведениях достигла 345 781 человека. Япония стремится повысить престижность получения японского диплома о высшем образовании. В этом направлении японские вузы активно участвуют в повышении рейтингов своих вузов в общемировой табели о рангах высших учебных заведений. Так, в 2017 г. Токийский университет занял 39 место в мировом рейтинге вузов, университет Киото -91 место. Повышение мирового престижа ведущих японских вузов дает им и материальные дивиденды в виде увеличения притока иностранных студентов для обучения в Японии и соответственно платы за учебу.
Одной из проблем японской высшей школы является низкая внутренняя мобильность ее научных кадров. Она ощутимо ниже, чем в странах «Большой
семерки». Помимо внутренней, есть проблема и внешней мобильности японских ученых. Молодые японские ученые не проявляют особого желания уехать в развитые страны для работы в научных лабораториях. Это объективно обедняет их научные познания и негативно влияет на развитие японской науки в целом. Одна из причин такой позиции - боязнь потерять свое рабочее место после возвращения из зарубежной длительной командировки. В условиях спада в развитии японской экономики после 2011 г. эта угроза вполне реальна, так как конкуренция за рабочие места, в том числе и в научной сфере, еще более ужесточилась [10, с. 120].
Таким образом, успехи в развитии японской системы образования обусловлены своевременным осознанием и принятием правящими кругами Японии необходимых кардинальных мер по его развитию. Для этого достаточно обратить внимание на то, когда и насколько оперативно японские власти вводили обязательное обучение в школе, когда оно стало бесплатным и как повышалось количество лет этого обучения. Именно эти меры позволили Японии достаточно быстро осуществить капиталистическую модернизацию в последней трети XIX - начале XX вв. Более того, эти меры помогли Японии добиться феноменальных успехов в экономическом развитии в 50-70-е гг. XX в. и создать «японское экономическое чудо». Правящая элита Японии стремилась не только своевременно принимать важные решения в сфере развития образования, но и пытаться действовать на опережение. В доказательство этому можно привести пример принятия решения еще в первой половине 80-х гг. XX в. о проведении компьютеризации образования и реализации идеи о непрерывном образовании. Заслуживает внимания стремление японских педагогов в начальной школе проявлять максимальное терпение к
ученикам в вопросе раскрытия их потенциала, отказ от какого-либо деления их на способных и бесперспективных в учебе. Такого рода педагогический подход является своеобразным сигналом для каждого японского ребенка, приходящего в школу, что педагоги, общество и государство в целом даст
им максимальные шансы для занятия достойного места в дальнейшей жизни. Мощным стимулом мотивации к усердной учебе для японцев являются их культурные традиции, в том числе и влияние конфуцианских ценностей, где знания, образованность традиционно были возведены в культ.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Железняк О.Н. Образовательная система Японии сегодня // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 5. С. 85-93.
2. Прасол А.Ф. Особенности национальной педагогики в Японии // Япония. Путь кисти и меча. 2000. № 4. С. 12-17.
3. Молодякова Э.В. Школьное образование в Японии // Япония: ежегодник. М.: АИРО-XXI, 2010. С. 155-171.
4. Салимова К.И. Общеобразовательная школа Японии в XXI в. // Педагогика. 2006. № 8. С.88-96.
5. Джуринский А.Н. Чему и как учат школьников в Японии // Народное образование. 2001. № 5. С. 251-257.
6. Мазевская А.Е. Школа как механизм формирования нравственной личности (на примере школьного образования в Японии) // Педагогическое образование в России. 2017. № 3. С.52-56.
7. Бондаренко А.А. Японская школа глазами русского // Начальная школа. 2005. № 5. С. 120-126.
8. Жилина JI.B. Японские университеты: затянувшаяся перемена // Азия и Африка сегодня. 2020. № 11. С. 42-47.
9. Кузнецова М.Ф. Особенности восточной философии образования и образовательной политики // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2012. № 3. С. 199-203.
10. Жилина JIB. Японское университетское сообщество в международном окружении: маневры или курс на снижение // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2019. Т. 19, № 1. С. 119-129.
REFERENCES:
1. Zheleznyak O.N. The educational system of Japan today // Problems of the Far East. 2001. No. 5. P. 85-93.
2. Prasol A.F. Features of national Pedagogy in Japan // Japan. The path of the brush and the sword. 2000. No. 4. P. 12-17.
3. Molodyakova E.V. School education in Japan // Japan: a yearbook. M.: AIRO-XXI, 2010. P. 155-171.
4. Salimova K.I. General education school of Japan in the XXI century // Pedagogy. 2006. No. 8. P. 88-96.
5. Dzhurinsky A.N. What and how schoolchildren are taught in Japan // Public education. 2001. No. 5. P. 251-257.
6. Mazevskaya A.E. School as a mechanism for the formation of a moral personality (on the example of school education in Japan) // Pedagogical education in Russia. 2017. No. 3. P. 52-56.
7. Bondarenko A.A. Japanese school through the eyes of a Russian // Primary school. 2005. No. 5. P. 120-126.
8. Zhilina L.V. Japanese Universities: A Protracted Change // Asia and Africa Today. 2020. No. 11. P. 42-47.
9. Kuznetsova M.F. Features of Eastern philosophy of education and educational policy // Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University. 2012. No. 3. P. 199-203.
10. Zhilina L.V. The Japanese university community in the international environment: maneuvers or a course for decline // Bulletin of RUDN. Series: International Relations. 2019. Vol. 19, No. 1. P. 119-129.