УДК 37.017 : 37.035.6 (520)
М. В. Груздева
Воспитание позитивных качеств национального характера
в Японии
В статье рассмотрена проблема комплексного воспитания позитивных качеств национального характера в Японии, осуществляемого традиционным укладом жизни японского общества, официальной образовательной политикой государства, государственными и частными образовательными учреждениями, японской семьёй. Для решения воспитательных проблем в России может быть полезным изучение педагогического и социального опыта народов других стран, поскольку, как известно, познание единичного, частного, особенного является основой для познания всеобщего. Обращение к японскому образовательному опыту имеет своей целью проиллюстрировать, насколько воспитание человека в этой стране является педагогически грамотным, гармонично выстроенным и систематизированным. В статье освещаются средства и методы воспитания основ японского национального характера, негативное влияние процесса глобализации на японских школьников и на систему национальных японских традиций и ценностей, подчёркиваются большой воспитательный потенциал и уникальность японского менталитета.
The article deals with the problem of integrated development of national character positive features in Japan. They are developed by the traditional lifestyle of Japanese society, the official state educational policy, by the state and private educational institutions, the Japanese family. It may be useful for educational problem solving in Russia to explore the educational and social experience of people in other countries because learning of the individual, private, particular, as known, forms the basis of the learning of the universal. The appeal to the educational experience in this article purposes to show how systematized, competent and balanced the education can be in this country. The article covers means and approaches of the development of Japanese national character principles, negative influence of globalization on Japanese secondary school students and the system of Japanese national traditions and values; the article gives accent to the educational potential and the singularity of Japanese set of mind.
Ключевые слова: японский национальный характер, воспитание позитивных качеств национального характера, нравственное воспитание, духовно-патриотическое воспитание, любовь к Родине, национальная нравственность, концепция гармонии, многовековые ценности, верность традициям, средства и методы воспитания, влияние процесса глобализации, национальное самосознание.
Key words: Japanese national character, development of national character positive features, moral education, patriotic education, love towards country, national ethic, concept of harmony, centuries-old values, loyalty to traditions, means and approaches of the education, influence of globalization, national identity.
© Груздева М. В., 2016
Если проследить многовековую историю образования в России, можно отметить одну переходящую из эпохи в эпоху тенденцию: постоянное слепое стремление России заимствовать у зарубежной педагогики её опыт, часто не согласуя его с собственным менталитетом. Основоположник отечественной научной педагогики К. Д. Ушинский с горечью констатировал: «Нам не мешало бы занять вместо всех прочих одну черту из западного образования - черту уважения к своему отечеству; а её-то именно, её, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять её не затем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей родины» [11, с. 209].
Отечественная педагогика, на наш взгляд, ошибочно не воспринимала и другую непреходящую ценность, которая за рубежом подчас является корневой педагогической ценностью - воспитание у подрастающего поколения позитивных качеств национального характера.
Автор согласен с А.Г. Козловой и А.С. Роботовой, констатирующими: «В России, к сожалению, школа, как и прежде, продолжает ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее обогащение его личности жизненно важными для него ценностями» [4, с. 5], а также с исследователем Н.Я. Бородиной: «Главным же в человеке - его сердечным и душевным здоровьем, укреплением его духа - все занимаются лишь вскользь» [1, с. 12]. Между тем, лучшие образцы отечественного и зарубежного образовательного опыта иллюстрируют несомненный факт: любые достижения в области обучения не имеют никакой крепости и силы, если они не нанизаны на единый педагогический стержень - воспитание духовного, высоконравственного характера. Очевидно, что такое воспитание должно осуществляться именно в русле национальных ценностей и традиций, ибо «образование, построенное на отечественных идеях и традициях, всегда будет отвечать задачам национального развития» [10, с. 135].
Автор также согласен с мнением А.Е. Кочкиной: «...Школьники должны ясно сознавать, что участившиеся в нашей прессе попытки принизить ценность патриотических чувств, судить о взглядах, поступках людей лишь с позиций абстрактного, наднационального морализма являются социально ущербными, поскольку могут способствовать отчуждению человека от национальной культуры, от идеи деятельного служения интересам Отечества» [5, с. 3].
Мы считаем что для решения воспитательных проблем в России может быть полезным изучение педагогического и социального опыта народов других стран, поскольку, как известно, познание единичного, частного, особенного - основа для познания всеобщего. При этом, конечно, анализируя конкретный зарубежный опыт воспитания, нужно учитывать особенности менталитета страны и индивидуальность пройденного ею исторического пути.
Обращение к японскому образовательному опыту в данной статье имеет своей целью проиллюстрировать, насколько систематизированным и педагогически грамотным, гармонично выстроенным является воспитание человека в этой стране.
«Образование, подчинённое задачам воспитания... - вот то, что нам нужно в XXI веке», - считал Д.С. Лихачёв [6, с. 77]. Как это ни парадоксально, завет выдающегося российского мыслителя осуществлен не Россией, а Японией.
В исторически рекордно короткий срок после Второй мировой войны из страны с неэффективной экономикой, находившейся под контролем оккупационных американских властей, Япония превратилась в преуспевающую экономическую державу; социально-экономические успехи традиционно неразрывно связаны в японском сознании с идеей уникальности и силы японского национального характера.
К проблеме сущности и становления японского национального характера, влияния на него внешних факторов обращались многие российские и зарубежные исследователи: Р. Бенедикт, Т.П. Григорьева, А.Е. Жуков, А.Н. Игнатович, С. Иэнага, Н.И. Конрад, М.Н. Корнилов, И.Д. Ладанов, Н. Маруяма, А.Н. Мещеряков, Э.В. Молоднякова,
A.И. Самсин, К.О. Саркисов, Г.Е. Светлов, К. Умэмото, Н. Хироси, Е.С. Штейнер, С.В. Чугров и др.
Воспитание в русле традиционной японской нравственности изучали М. Ассо, Л.Д. Гришелева, Н.Ф. Лещенко, С.Ч. Лим, Ю.Д. Михайлова,
B.Т. Нанивская, С. Сайто, Т. Ямасита и др.
Позитивными ценностями и качествами японского национального характера являются: уважение к жизни и ощущение её величия; стремление к гармонии; уважение и особое созерцательно вдумчивое отношение к природе; патриотизм; уважение к истории, традициям Родины и верность традициям; любовь к предкам и верность их заветам; почитание малой родины; уважительное отношение к традиционным религиозным верованиям; религиозная терпимость; уважение к культуре других народов; человеколюбие; миролюбие; добродетельность; совестливость; доброта; уважение к верховной власти; сыновья почтительность; уважение членов семьи и почитание старших по возрасту; почитание учителей и учительства как явления; послушание и повиновение старшим; благодарность; лояльность и верность закону; воспитанность; благородство; трудолюбие; усердие; добросовестность; умеренность; бодрость; коллективизм; общинность; дружелюбие; уважение принадлежности к определённой группе (классу, школе, клубу и т. п.); приоритет общественных интересов перед личными; искренность; неконфликтность; справедливость; ответственность; сдержанность; скромность; молчаливость; чувство юмора; предупредительность; вежливость; учтивость; такт; высокая терпимость; самоконтроль; дисциплинированность; умение концентрировать волю; мужество; настойчивость;
целеустремлённость; чувство долга; эстетическая восприимчивость; стремление привносить эстетику в обыденную жизнь; стремление к порядку; любовь к искусству; интуитивное проникновение в музыку; стремление к душевному равновесию; самопогружение и самосозерцательность; стремление к самосовершенствованию и внутренней духовной работе; высокая адаптивность; практичность.
Главенствующей особенностью японского национального характера можно назвать Концепцию гармонии (ВА). Эта эстетическая категория с древних времён является ведущей в сознании японцев: государственный деятель древности Сётоку, автор первого японского юридического документа, свода законов, официально объявляет в Японии в первой из заповедей этого документа культ гармонии.
Приоритетом современной образовательной политики Японии является нравственное воспитание. Японское правительство постоянно уделяет пристальное внимание морально-патриотическому облику народа и сохранению национального самосознания, воспитанию «идеального японца» (понятие взято из изданного в Японии в 1996 г. Центральным советом по образованию документа, известного под названием «Описание идеального японца»). С процветанием государства напрямую связывается воспитание духовности каждого гражданина.
Так как Япония имеет островное положение, она относительно изолирована от других культур; для неё характерно особое уважительное отношение к религии. В истории страны отсутствовали длительные периоды иноземного правления (за исключением оккупационного периода 1945-1952 гг.). Страну отличает умение разумно заимствовать и умело адаптировать заимствования к японской среде. Названные выше факторы значимы для становления японского менталитета.
Наиболее ценные национальные качества японцев можно анализировать и как результат влияния на процесс духовного становления народа различных религиозных учений и систем - школ буддизма, конфуцианства, христианства, синтоизма. В мироощущении японцев особое место отводится чувству родины, для большинства японцев любовь к ней - социальная норма.
Для Японии, представляющей собой восточный тип культуры, характерно поддержание и сохранение традиционных ценностей, культурных норм и обычаев, что, безусловно, на протяжении веков отражается в образовательной политике: за основу берётся переходящее из возраста в возраст системное нравственное воспитание. Документально оформленная система морального воспитания функционирует в стране с конца XIX столетия. Интересно, что приёмы и средства воспитания для японцев также рассматриваются как непреходящие ценности.
В XX в. такое воспитание противопоставлялось захватывающему мир процессу глобализации: некоторые его негативные последствия вызвали у трепетно относящихся к вековым традициям японцев стойкое
неприятие. Мудрым ответом на вызовы глобализационного процесса в японском обществе стали ориентация образования на традиционные национальные ценности, любовь к родине и веками накопленный опыт духовно-нравственного воспитания. По сути дела Япония показала свой уникальный и волевой национальный характер миру и продемонстрировала, что готова защищать этот характер и поддерживать, воспитывать и совершенствовать его в своих юных гражданах с колыбели, чтобы в итоге не уйти с мировой арены и оставаться мощной мировой державой.
Воспитание лучших качеств национального характера начинается буквально с первых лет жизни маленького японца. Точнее, ещё в прена-тальный период его развития, поскольку жизнь, построенная по законам гармонии, почитание традиций, национальные праздники, любовь к искусству и природе, умение видеть и создавать красоту в обыденной жизни - вся эта уникальная внешняя среда, дающая первые уроки национальной нравственности, не может не отражаться положительно на формирующемся человеке, на его здоровье. Когда человек появляется на свет, начинается целенаправленное формирование его духовности, озарённое многовековой мудростью поколений. Показательно, что «даже имя младенцу выбирают исходя из двух условий: оно должно красиво звучать, и образующие его иероглифы должны иметь хороший смысл» [8, с. 189]. Для вступающего в мир человека «весь строй бытия, все чувства и восприятия организуются красотой» [8, с. 189].
В японской семье родители делают всё возможное, чтобы чистая детская душа с первых лет жизни впитывала в себя народные ценности и традиции: вовлечение двух-трёхлетнего малыша в стихию традиционного искусства, традиционного поклонения красоте природы (например, выезды всей семьёй на природу для любования цветущей сакурой или садом камней), непременное участие всей семьи в национальных праздниках, которых в Японии множество и которые требуют облачения в специальные национальные костюмы даже маленьких детей, специальные общенародные праздники для мальчиков и девочек, обладающий большим воспитательным потенциалом семейный праздник первого посещения малышом храма... Эти праздники становятся эмоциональной и эстетически яркой формой вхождения детей в мир национальных культурных традиций. Поистине отношение к каждому вновь родившемуся человеку в Японии уникально, это отношение можно охарактеризовать формулой: «человек - национальное сокровище» (такое почётное звание присуждается Японской Академией искусств самым выдающимся деятелям культуры и искусства Японии). Излишне говорить, насколько педагогически благоприятной оказывается для ребёнка это ценностно-смысловое согласование целей воспитательной деятельности между семьёй и социальной системой, образовательными учреждениями, официальной образовательной политикой государства. Семья и государство трудятся в одном направлении - воспитании у под-
растающего поколения позитивных качеств и ценностей национального характера. Именно это обстоятельство становится фактором успешности воспитания, придаёт процессу воспитания системность и силу.
Посещая японские общественные детские сады, малыши сразу же оказываются в педагогически грамотно выстроенной атмосфере коллективного воспитания, формирования контактности и позитивного группового сознания, активности, самостоятельности, доброжелательности. Интересно, что уже в дошкольных образовательных учреждениях Японии важнейшей задачей воспитания считается не просто развитие ребёнка, а правильное формирование его характера, «накопление духовных качеств, которое протекает в неразрывной связи с историческим развитием» [9, с. 15]. И с годовалого возраста ребёнка такое воспитание целенаправленно и активно осуществляется всеми доступными средствами, с опорой на большой педагогический потенциал детского коллектива, в котором японцы традиционно видят зерно нравственности. Это позволяет говорить о том, что «в японском детском саду проявляется не столько творчество самих воспитателей, сколько общегосударственная установка на формирование социально заданных личностных качеств дошкольников» [7, с. 236].
Безусловно, развивающийся в педагогически благоприятных условиях дошкольник оказывается хорошо подготовленным к углублённому нравственному воспитанию, ожидающему его за порогом школы. Системно организованный курс нравственного воспитания (по сути - курс воспитания национального характера) потому и результативен: он опирается на преемственность в воспитании - от колыбели до школьной скамьи. И здесь государство, властные структуры сразу же берут такое воспитание под своё крыло, не только официально провозглашая его приоритетным, но и создавая для него полноценную материальную базу. Общеизвестно, что деятельность учителя в Японии является престижной и высоко оплачивается, в образование государством вкладывается столько средств, сколько их реально необходимо. Вековая мудрость народа, традиционное почитание образованности и учительства как явлений подсказывают такое решение: ведь на выходе получаются не просто полноценно и грамотно воспитанные японцы - из школы выходят люди, готовые способствовать процветанию нации.
Хотя при построении японской школы использовались некоторые французские и американские образцы, как справедливо считает Н.И. Киященко, «японская школа совершенно уникальна», она «культивирует национальный дух, формирует соответствующие моральные качества, развивает традиционные черты национального характера, используя в качестве опорных основ идеи влиятельных философских, религиозно-мировоззренческих, этических учений» [8, с. 176-177].
Как активный протест против ультранационалистического, милитаристского образования, современная школа Японии сформировалась в результате реформ первой половины XX в.
Примечательно, что курс нравственного воспитания, оснащённый чётко выверенными программами, учебниками и пособиями, еженедельно посещают в Японии учащиеся начальной и средней школы, начиная с первого класса - с возраста, наиболее благоприятного для формирования характера человека. В японской школе нравственное воспитание представляет собой системный комплекс программ, где определены цели, задачи и средства нравственного воспитания для всех возрастных категорий школьников. В этот комплекс входят программы для начальной школы «Обучение основным правилам поведения» (1 -2 классы), «Соблюдение норм общественного поведения в повседневной жизни» (3-4 классы), а также программные материалы для обязательной средней школы 1 ступени «Об осознании необходимости вести достойную жизнь». На уроках и иных мероприятиях, которые практикуются как особые «часы нравственности», педагоги используют различные средства и методы воспитания: написание сочинений, детские спектакли, экскурсии, чтение поэтических произведений, духовно-нравственные беседы, прослушивание аудиозаписей, просмотр телепередач и видеоматериалов и т. п.
Воспитательной работе в японской школе подчинён весь педагогический процесс. Элементы нравственного воспитания также непременно включает в себя программа каждого учебного предмета. Высокая наполняемость классов (40-45 чел.) способствует сплочению детского коллектива. Неоспоримо ценное значение имеет воспитательная работа после уроков (различные кружки, факультативные занятия, экскурсии, клубная деятельность (входит в расписание с 4 класса начальной школы) и т. д., так как в это время дети учатся на практике применять те нравственные принципы, которые усваиваются ими на уроках. В государственном образовательном стандарте для современной японской школы в качестве главных целей указываются следующие: способствовать развитию уважения к человеческому достоинству и величию жизни, воспитывать достойных преемников уникальной традиционной культуры, способствовать развитию в людях высоконравственных качеств; воспитывать людей, которые готовы формировать и развивать демократическое общество и государство, способных принимать самостоятельные решения и вносить вклад в создание мирного международного сообщества.
В 2006 г. в Японии на смену закону 1947 г. вводится новый основной закон об образовании, в котором указывается: любовь к родине и уважение культуры, традиций своего народа - здоровый и необходимый процесс, помогающий нации построить нравственно красивую страну.
Мы видим, какова роль воспитательной работы в японской образовательной системе. Чрезвычайно важно, что воспитание осуществляется не как одностороннее внушение норм, а как образ жизни - это придаёт трудному процессу воспитания эффективный характер. Все будущие педагоги в Японии глубоко изучают теорию и методику воспитания, и в итоге все они являются прежде всего профессиональными воспитателями. Учителя, помимо традиционного предметного обучения, через тщательно разработанные поведенческие технологии призваны формировать характер школьников, обучать их нормам поведения, принятым в японской национальной модели. В этом значимое отличие японской образовательной системы от модели образования на Западе: там формирование поведенческих навыков происходит в основном стихийно.
Помимо общеобразовательных школ, миссию воспитания позитивных качеств национального характера в Японии несут и многочисленные творческие образовательные учреждения, а также частные студии, школы, имеющиеся в каждом искусстве - школы чайной церемонии, живописи, икебаны и т. п., целенаправленно и последовательно охраняющие преемственность традиционной культуры.
Следует отдельно остановиться на некоторых средствах и методах воспитания позитивных качеств национального характера в японских образовательных учреждениях. Несомненно, специфика этих средств и методов напрямую связана с особенностями японского национального характера.
Регулярное и богатое общение учащихся с искусством - одно из таких средств воспитания. Например, общение с музыкой имеет здесь не только познавательную и эстетико-эмоциональную направленность: классические древние философско-эстетические трактаты рассматривают его в роли момента сопричастности с Абсолютной Истиной, которая существует в лоне Единой трансцендентной реальности. В древнеяпонской традиции мы находим философию музыкального звука «как средства пробуждения сознания, открытия в сокровенных глубинах сердца света Абсолюта» [2, с. 9].
Интуитивное проникновение в музыку - одна из ценностей японского национального характера - органично вливается в душу ребёнка за порогом школы, поскольку для этого создаются все необходимые условия. В школе чётко расставлены эстетические приоритеты. Отечественное искусство прежде всякого другого входит в духовный мир школьника, формируя и живую, действенную любовь к Родине, и тонкость вкуса, понимание родной культуры. Уже в начальной школе детей обязательно учат играть на двух-трех музыкальных инструментах, и чаще всего это традиционные японские инструменты - трёхструнный щипковый сямисэн, кото (цитра), сякухати (бамбуковая флейта), а также фортепиано, гитара. Любопытно, что каждая японская школа имеет свой
собственный гимн: это не только воспитание детского коллектива музыкой и поэзией, которые становятся близкими и любимыми каждому ученику, но и формирование духовного единства школьников на основе общей для них ценности. Учащиеся получают также навыки изобразительного искусства, им преподаются, в частности, основы гравюры.
Воспитание духовности человека и его характера поэзией многие столетия чрезвычайно популярно в Японии. Японский исследователь литературы начала XX в. Мойчи Ямагучи в работе «Импрессионизм как господствующее направление японской поэзии» [12] так, охарактеризовал уникальность поэтического искусства своего народа: «Природа и человек - вот две сущности, приходящие в соотношения, чтобы проявить всю свою красоту в японской поэзии.Она бесконечна далека от той активности, которой отличается творчество других народов.Эти стихотворения требуют читателя, богато одарённого чуткостью, чтобы один намёк, один малейший оттенок выражения рисовал в уме целую картину переживаний» [12, с. 10]. Маленький японец, приходящий в школу, и становится таким чутким читателем, так как в нём целенаправленно формируется навык открывать в танку и хокку, традиционных по форме японских стихотворениях, «всю их бесконечную красоту, их свежесть и неисчерпаемое богатство природы, отражением которой они являются» [12, с. 10-11]. Массовое увлечение поэтическим творчеством - для японской школы совершенно обычное явление; традиция ещё в далёком Средневековье требовала от всех образованных людей не только знания поэзии и ценностного отношения к ней, но и умений создавать поэтические произведения. Такие занятия, конечно же, успешно формируют национальный характер.
Наиболее благоприятен для человеческого восприятия синтез искусств - такое положение есть в японской художественной традиции. Глубина проникновения в одно искусство способствует более глубокому постижению другого, поскольку в них отражаются общие инварианты «мировоззренческих комплексов» [2, с. 12]. Все эти наработанные вековой народной мудростью идеи используют японские образовательные учреждения. И поэзия, и музыка, и живопись - любой вид искусства в педагогическом процессе плавно переходит в другой или же сосуществует с ним. И все виды искусства для ребёнка вливаются внутренней гармонией в бесценный и неисчерпаемый источник - природу, которая творит своё вечное искусство. Созерцание красоты, величия природы и неторопливое, вдумчивое любование ею - также метод воспитания у подрастающего поколения позитивных качеств национального характера.
Особые требования японские обычаи и образование предъявляют к воспитанию характера девочек, будущих жён и матерей: искусство чайной церемонии, икебаны, традиционных танцев - всё это органично входит в жизнь девочки ещё в детские годы, наполняя их светом вековой
мудрости, и сопровождают японку на протяжении её жизненного пути. Примечательно, что японцы осознают: духовная красота девочки и девушки, закреплённая в массовом воспитании, это путь к оздоровлению нации, к рождению физически и духовно здоровых детей; хорошо воспитанная мать будет передавать многовековые ценности своему малышу и серьёзно относиться к его будущему.
В японской школе самовоспитание и самосовершенствование -центральное звено воспитания личности. В роли основного средства духовного развития человека выступают труд и волевая концентрация -то, что является неотъемлемой частью национального характера японцев.
Конечно же, нельзя не сказать и о некоторых негативных антивоспитательных влияниях, которые переживает в настоящее время японская образовательная система. Наступающий на воспитание глобализацион-ный процесс, а также модернизация образовательной системы Японии, направленная на интеграцию страны в мировое информационное пространство, несмотря на все старания японской педагогической мысли и практики, приносят и горькие плоды. Это выражается прежде всего, как и во многих других странах, в активном внедрении «массовой культуры», которая преподносит образцы агрессивного поведения, в увлечении детей разрушающими психику сайтами или неглубокими по сути компьютерными играми, в нарушении естественных связей человека с природой из-за массового сосредоточения населения в городах. Возрастает число семей, где оба родителя работают, а дети лишены здорового семейного воспитания с младенчества. Отчасти и японское телевидение, программы которого содержат поэтизацию самурайских подвигов, презрения к жизни, убийств и жестокости, негативно отражается на воспитании подрастающего поколения.
Антигуманные жизненные ценности, такие как преклонение перед деньгами, культ силы и развлечений, с которыми сталкиваются потребители «массовой культуры», - враги традиционной японской духовно-патриотической идеи воспитания. Японские педагоги противопоставляют этому хлынувшему в общество мутному потоку антиценностей наработанную веками педагогическую мысль и весь свой профессионализм, но в стране существуют проблемы нравственного характера, проявляющиеся в поведении школьников: детские самоубийства, пристрастие подростков к наркотикам, алкоголю, табаку, азартным играм, детская преступность, драки. Однако, как отмечает А.Н. Джуринский, «ситуация отнюдь не такая мрачная, если сравнивать уровень детской преступности в Японии и России» [3, с. 18], и «у юных японцев драка - исключительный случай», поскольку «влияет атмосфера любви и благожелательности к детям; сказывается и прекрасная организация физического воспитания и детского спорта, что позволяет детям выплёскивать энергию в цивилизованной форме» [3, с. 18].
В связи с необходимостью отвечать на вызовы современности перед японским образованием встаёт задача не только передавать последующим поколениям наиболее ценные качества и ценности национального характера, но и на этой основе формировать у детей и молодёжи некоторые новые качества, не свойственные японскому менталитету, но востребованные сегодня для успешного развития страны.
Трагические события в Японии 11 марта 2011 г. продемонстрировали всему миру нравственно-волевую собранность японского народа, готового силой своего национального характера противостоять грозной стихии природы. Мощное землетрясение и последовавшее за ним цунами, человеческие жертвы потрясли планету, но после трагедии жители Токио и его ближайших окрестностей не обнаруживали паники, дисциплинированно выполняя свой долг по ликвидации последствий стихийного бедствия. Безусловно, такая массовая дисциплинированность и собранность - это показатель успешности японской воспитательной системы, которая способна из поколения в поколение передавать своим гражданам лучшие качества и ценности японского национального характера.
Список литературы
1. Бородина Н.Я. Главное в образовании - воспитание // Воспитание школьников. - 2011. - №1. - С. 11-22.
2. Гвоздевская Г.А. Музыкальное воспитание в странах Востока в контексте философско-мировоззренческих традиций периодов древности и средневековья (на материале Индии, Китая, Японии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 24 с.
3. Джуринский А.Н. Японское чудо: мифы и реальность. Школьное образование и воспитание в Японии: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 64 с.
4. Козлова А.Г., Роботова А.С. Проблемы воспитания молодого поколения в эпоху информационного общества. - СПб.: АСТЕРИОН, 2010. - Т. I. - 472 с.
5. Кочкина А.Е. Формирование нравственных качеств личности в традиционной системе воспитания (на примере Японии): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кара-чаевск, 2005. - 23 с.
6. Лихачёв Д.С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре. - М.: Российский фонд культуры, 2006. - 198 с.
7. Нанивская В.Т. У истоков японского «группового сознания» (послесловие к русскому изданию // Детский сад в Японии. Опыт развития детей в группе: пер. с яп. / общ. ред. и послесл. В.Т. Нанивской. - М.: Прогресс, 1987. - С. 230-243.
8. Современные концепции эстетического воспитания: (Теория и практика) / Рос. акад. наук, Ин-т философии; [отв. ред. Н.И. Киященко.] - М.: ИФРАН, 1998. - 302 с.
9. Такаси И. Несколько слов о развитии и воспитании // Детский сад в Японии. Опыт развития детей в группе: пер. с яп. / общ. ред. и послесл. В.Т. Нанивской. - М.: Прогресс, 1987. - С. 8-16.
10. Травников Г.Н. Философско-антропологическая концепция инновационной педагогической деятельности: моногр. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. - 240 с.
11. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Избранные пед. соч.: в 2 т. - М., 1974. - Т.1. - С. 207-216.
12. Ямагучи М. Импрессионизм как господствующее направление японской поэзии. - СПб., 1913. - 110 с.