ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КОМПАРАТИВИСТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 378
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЯПОНИИ
Создание эффективной системы образования и поддержание ее функционирования на высоком уровне является одной из самых приоритетных задач для правительства любого государства, так как в современном мире устойчивое социально-экономическое развитие страны не представляется возможным без серьезных инвестиций в человеческий капитал и подготовки высококвалифицированных специалистов. Для решения задач в сфере образования, поставленных Президентом РФ в рамках национальных целей развития России до 2030 года, изучение опыта зарубежных стран и использование лучших практик по созданию эффективной системы образования является крайне необходимым. В статье детально рассмотрен пример Японии, так как система образования этой восточноазиатской страны является одной из наиболее эффективных в мире.
Ключевые слова: эффективная система образования, история системы образования Японии, образование в Японии.
Современные приоритеты развития российской системы образования обозначены в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития России до 2030 года» в рамках цели «Возможности для самореализации и развития талантов» [13]. Основные задачи данной цели заключаются в создании эффективной системы высшего образования, а также во вхождении Российской Федерации в число десяти ведущих
Е. П. Седых
Кандидат педагогических наук, доцент, врио проректора по стратегическому развитию и социальному партнерству, Нижегородский государственный педагогический универстет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород
E-mail: [email protected]
Ekaterina P. Sedykh
PhD (Education), Associate Professor, Substitute Pro-rector for Strategic Development and Social Partnership, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russia
Как цитировать статью: Е. П. Седых, В. А. Кутанов. Основные этапы становления системы образования Японии // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 3 (73). С. 163-173.
В. А.Кутанов
Младший научный сотрудник, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород E-mail: [email protected]
Vladimir A. Kutanov
Junior Research Fellow, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russia
стран мира по качеству общего образования [13]. Скорейшее достижение поставленных задач необходимо для устойчивого развития страны, так как высокая образованность населения неизбежно приводит к увеличению количества профессионально подготовленных кадров, ускоряющих разработку и применение инноваций в различных сферах экономики и способствующих развитию высокотехнологического производства [16; 23; 24]. Безусловно, это положительным образом отражается на социально-экономических показателях как среди отдельных домохозяйств, так и в масштабах всей страны, в связи с чем создание эффективной системы образования и поддержание ее функционирования на высоком уровне является неотъемлемым условием для успешного экономического развития России [9; 19].
Важно заметить, что вопрос о совершенствовании российской системы образования неоднократно возникал на протяжении последнего десятилетия. Так, в рамках стратегии инновационного развития России до 2020 года, принятой в 2011 году, особое внимание уделялось необходимости повышения инвестирования в человеческий капитал и, как следствие, в систему образования; а в рамках национального проекта «Образование», разработанного в соответствии с «майскими указами» 2012-го года, вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования планировалось произвести в 2024 году [10; 17]. Однако основные задачи стратегии инновационного развития, касающиеся образовательной сферы, не были достигнуты в полной мере; а сроки реализации основных задач национального проекта «Образование» были продлены до 2030 года. Это значит, что предыдущие попытки по созданию эффективной системы образования в России не увенчались успехом. Исходя из этого, решение актуальных задач в сфере образования предполагает проведения детальных исследований по теме создания эффективной образовательной системы и, по возможности, учета опыта стран, где эффективная система образования успешно функционирует.
Хотя понятия «эффективный» и «система образования» регулярно употребляются вместе, разъяснение значения получаемого словосочетания встречается довольно редко на просторах научной литературы. Андрей Васильевич Белов является одним из немногих исследователей, кто обратился к изучению данной темы. Согласно его концепции, эффективность системы образования страны зависит от массовости
образования, его качества и объема государственного финансирования в эту сферу. При высоких показателях качества и охвата населения страны образованием и низком показателе объема государственных затрат система образования страны может считаться эффективной [1].
В своих работах Белов уделяет особое внимание системе образования Японии. При небольшом объеме государственного финансирования в систему образования (3,1% ВВП в 2016 году) Япония уверенно попадает в списки стран с наилучшими показателями как по охвату населения образованием, так и по его качеству [1; 25]. С этой точки зрения система образования Японии является одной из самых эффективных в мире; а практики, применяемые в Японии для поддержания системы образования на высоком уровне, могут послужить примером не только для развивающихся, но и для некоторых развитых стран.
Приступая к разбору основных факторов, способствующих созданию эффективной системы образования в Японии, важно понимать, что достигнутый успех данной восточноазиатской страны в сфере образования тесно связан с историческими событиями и сложившимися культурологическими ценностями, присущими японскому обществу. За счет приверженности традициям и особому вниманию к духовному воспитанию личности японцам удалось внедрить особенности «восточной» культуры в структуру «западной» системы образования, тем самым создав уникальную модель образовательно-воспитательного процесса [12; 18].
История образования Японии берет начало с VII века, когда в феодальной стране происходило формирование самурайства [6]. В процессе становления самураем молодым людям приходилось не только обучаться владению оружием, но также познавать основополагающие принципы буддизма и конфуцианства, заключающиеся в нечувствительности к боли, отсутствии страха перед смертью и беспрекословном подчинении старшим. Помимо трудов Конфуция желающие стать самураями изучали грамотность и каллиграфию; а в некоторых семьях еще и музыку и литературу.
К началу XVII века основы самурайской идеологии во многом определяли систему образования во всей Японии. В эпоху сёгуната Токугава (1603-1868), начавшуюся сразу после периода феодальной раздробленности, самурайское сословие составляло около пятнадцати процентов населения Японии. Такая высокая численность самураев объясняется
тем, что в период междоусобных войн XVI века статус самурая перестал передаваться по наследству и простолюдинам было разрешено становиться самураями, чтобы пополнять войска своих сюзеренов [7]. Однако с наступлением мирного времени содержание больших самурайских отрядов перестало быть целесообразным, в связи с чем огромное количество самураев было вынуждено искать источники дохода, иные чем несение воинской службы. Как результат, многие самураи в силу своей образованности становились преподавателями в уже существующих школах, либо открывали свои школы, где занимались обучением грамотности, литературе и истории. В итоге к середине XIX века уровень образованности населения Японии был достаточно высок. По данным историка Иващенко, около 40% мужского и 15% женского населения были грамотны; при этом, как отмечает Верисоцкая, даже среди крестьян доля грамотных людей составляла около 40% [3; 7].
Значительные изменения в системе образования Японии начали происходить во второй половине XIX века, с началом эпохи Мэйдзи (1868-1912), которая характеризуется как период ускоренной модернизации Японии путем целенаправленного заимствования достижений западных стран в области культуры, науки и экономики [3]. Основной целью правительства того времени было создание экономически стабильного государства, способного отстоять свой суверенитет в случае нападения более развитых в техническом и экономическом плане противников, а также занять лидирующие по всем показателям позиции в восточноазиатском регионе. Поскольку в правительстве объективно оценили потенциал страны и выявили, что при недостатке природных ресурсов самый верный путь развития лежит через накопление человеческого капитала, обеспечение массовости образования и предоставление всем членам общества равных возможностей в получении образования стали приоритетными направлениями внутренней политики Японии [11].
Так, в 1871 году было учреждено Министерство просвещения, основной задачей которого стало формирование национальной системы образования и ее дальнейшее улучшение [22]. Для реализации данной задачи в Японию были приглашены зарубежные специалисты, отвечающие за подготовку местных преподавателей и разработку общеобразовательных программ; а за основу новой системы образования были приняты особенности систем образования Франции, США и Германии [4]. В результате территория Японии была «поделена» на восемь округов,
в каждом из которых был создан государственный университет. Каждый университетский округ делился на 32 региона, где были открыты средние школы; а каждый регион средней школы, в свою очередь, был поделен на 210 районов, в которых были открыты начальные школы [3; 22]. При таком территориальном распределении образовательных учреждений у всего населения Японии появился доступ к получению образования.
Уже через год после создания Министерства просвещения в Японии был издан первый закон об образовании, обязывающий всех граждан к получению как минимум начального образования [8]. После этого ученикам предоставлялась возможность продолжать обучение в средней школе, а затем поступать в университет. Также в законе пояснялось, что получение знаний и высокая образованность каждого гражданина необходимы для экономического и индустриального прогресса, поэтому все японское общество было проникнуто идеей саморазвития и стремилось к получению образования. Как итог, во второй половине XIX века 98% всех детей школьного возраста посещали школы [4].
Ближе к концу XIX века в Японии произошла очередная масштабная реформа образования, повлекшая за собой серьезные изменения в общеобразовательной программе. Если на раннем этапе эпохи Мэйдзи акцент в нравственном воспитании учеников был поставлен на идеи буржуазно-либерального характера, таких как демократическое построение общества, свобода личности и самовыражения, то с проведением учебной реформы была установлена националистическая идея, заключающаяся в вознесении величия императора, уникальности государственного устройства Японии и необходимости самопожертвования в интересах страны [4]. Курс на внедрение националистических и милитаристских идей в систему образования получил свое окончательное оформление в 1890 году вместе с выходом императорского указа об образовании, в котором получение образования отмечалось не как основной источник для индустриального и экономического развития страны, а как необходимость для доминирования Японии над всей Азией [22]. Также в императорском указе подчеркивалась особая роль преподавателей. Отныне учителя выступали в роли воспитателей моральных ценностей, нежели людей, владеющих широким диапазоном знаний. Эти особенности системы образования Японии просуществовали вплоть до 1945 года, а эпоха Мэйдзи вошла в историю как первый период образовательных реформ.
Второй период образовательных реформ начался в послевоенное
время, вследствие оккупации Японии (1945-1952). Так как в течение этого периода Япония не обладала государственным суверенитетом, все экономические и социальные преобразования в стране осуществлялись только с разрешения штаба Верховного Главнокомандующего Союзными войсками. Поскольку во главе штаба находились американские офицеры и госслужащие, то внутренняя политика Японии была направлена на демократизацию и демилитаризацию всего японского общества посредством принятия новой Конституции Японии и проведения ряда реформ, вестернизирующих все сферы жизнедеятельности страны [5]. Система образования не стала исключением и подверглась серьезным видоизменениям в сторону западного образца.
Так, в 1947 году был принят «Фундаментальный закон об образовании», в котором обозначались цели воспитания молодого поколения в духе интернационализма и демократии. Новый закон подразумевал децентрализацию системы образования Японии и лишал Министерство просвещения абсолютного контроля над учебным процессом, вследствие чего основные учебные учреждения страны получили административную автономию и стали сами определять курс своей деятельности [20]. Помимо этого изменилась и сама структура системы образования Японии. С 1947 года в стране вводилось обязательное бесплатное девятилетнее образование, где шесть лет отводились на обучение в начальной школе и три года в младшей средней школе [11]. После этого молодые японцы могли продолжить обучение в старшей средней школе, колледжах и университетах, но данные ступени образования являлись платными.
Если структура системы образования Японии, сформированная в период оккупации, остается неизменной по сей день, то ее децентра-лизованность просуществовала только до момента провозглашения Японии независимым государством. Начиная с 1952 года в содержании общеобразовательной учебной программы все больше внимания уделялось темам национального характера, а в 1966 году был издан документ «Имидж идеального японца», в котором прослеживался отказ от навязанных американцами положений о воспитании молодого поколения в духе интернационализма и демократии и делался упор на сохранение своих национальных ценностей и традиций [6]. В итоге во второй половине ХХ века система образования Японии вновь стала централизованной, а всем типам учебных заведений было необходимо выполнять учебные планы по единым государственным стандартам.
Тем не менее централизация системы образования не помешала японцам добиться определенных успехов в этой сфере. Согласно Китамуре, участвуя в первых сопоставительных исследованиях в области образования, проводимых международной ассоциацией по оценке учебных достижений с 1964 по 1967 гг., 13-летние японские школьники показали лучшие результаты по математике и естественным наукам [20]. Более того, охват населения Японии полным средним образованием составлял 98%, а высшим образованием — почти 30%, что значительным образом превосходило эти показатели в других странах [2; 8; 11].
Такие успешные результаты можно объяснить тремя причинами. Во-первых, серьезное влияние на охват населения образованием оказало экономическое развитие страны, связанное с бурной индустриализацией и, соответственно, с ростом рабочих мест [20]. Так как доходы населения стабильно росли, большее количество семей могли оплатить своему ребенку обучение в старшей школе и в высших учебных заведениях.
Во-вторых, немаловажную роль в улучшении качества образования Японии сыграл специфический рынок труда. Начиная с эпохи Мэйдзи уровень полученного образования напрямую влиял на шансы трудоустройства в престижную организацию и, как следствие, на уровень получаемого дохода, поэтому огромное количество семей старались обеспечить своему ребенку поступление в университет. Однако поступление в университет было возможным только при окончании с отличием высшей школы, а поступление в высшую школу — при окончании с отличием средней школы; так что для получения высшего образования кроме финансовых средств были необходимы очень высокие результаты в учебе [27]. Исходя из этого, родителям учеников было принципиально важно, чтобы их дети имели хорошую успеваемость, поэтому большинство семей среднего класса отправляли детей помимо обычных школ на платное обучение в школы «дзюку», где ученики посещали дополнительные занятия по подготовке к школьным экзаменам, что способствовало углубленному усвоению школьного материала [15; 21; 26].
В-третьих, высокое качество получаемого образования в Японии в послевоенное время было тесно связано с высоким профессионализмом педагогов. Поскольку должность преподавателя (или, по-японски, «сэнсэя») традиционно имела общественное признание, а сам статус учителя был достаточно высок, что подтверждалось большой заработной платой и полным социальным пакетом, конкуренция за рабочее место
учителя была также высока: на одно вакантное место происходил отбор из минимум четырех кандидатов, и только две трети выпускников педагогических вузов становились преподавателями [14]. Такая конкуренция способствовала трудоустройству действительно высококвалифицированных специалистов.
В итоге стремительный экономический рост, прямое влияние уровня образования на уровень дохода и высокая конкуренция за место работы учителем положительным образом повлияли на качественные показатели функционирования системы образования Японии, несмотря на ее централизованность и сильную зависимость от выполнения единого учебного плана. Данные факторы лежат в основе современной системы образования Японии и делают ее одной из самых эффективных в мире.
При анализе основных этапов развития японской сферы образования становится очевидным, что успех, достигнутый Японией в создании по-настоящему эффективной системы образования, напрямую зависел от культурологических особенностей японского общества, а именно от традиционно значимой роли учителя и его безусловного авторитета и от массового стремления японцев к получению образования. С одной стороны, данные особенности подчеркивают уникальность японской системы образования и ее самобытность. С другой — и высокий статус учителя, и стремление к получению образования являются результатами целенаправленной политики государства по улучшению системы образования. Такие практики, как создание конкуренции за рабочее место учителя и стимулирование прямой зависимости между уровнем полученного образования и уровнем потенциального дохода, безусловно, являются актуальными для современных моделей образования во многих развивающихся и даже в некоторых развитых странах. Таким образом, опыт Японии по созданию эффективной системы образования может быть использован для достижения поставленных целей в сфере образования России.
Литература
1. Белов А. В. Основные направления реформы университетов Японии // Япония. 2014. Вып. 43 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-reformy-universitetov-yaponii (дата обращения: 22.06.2020).
2. Белов А. В., Золотов А. В. Экономические аспекты деятельности университетов в Японии // Вопросы образования. 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ekonomicheskie-aspekty-deyatelnosti-universitetov-v-yaponii (дата обращения: 22.06.2020).
3. ВерисоцкаяЕ. В. Общество и реформы образования в Японии на начальном этапе модернизации (1870-1880-е годы) // Известия Восточного института. 1998 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvo-i-reformy-obrazovaniya-v-yaponii-na-nachalnom-etape-
modernizatsii-1870-1880-e-gody (дата обращения: 04.07.2020).
4. Гусарова А. В. Особенности японской системы образования в эпоху Мэйдзи: определяющий фактор социально-культурной и экономической интеграции Японии // Актуальные вопросы современной педагогики: мат-лы V Междунар. науч. конф. Уфа, 2014 г. Ч. 2. Уфа, 2014. С. 206-209.
5. Гущин И. И. Государственная политика интернационализации образования Японии // СПО. 2012. № 11. С. 60-62.
6. Зверева Н. Н., Муравьева О. И. Опыт модернизации японской системы образования: история и современность // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 310 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-modernizatsii-yaponskoy-sistemy-obrazovaniya-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 04.07.2020).
7. Иващенко А. С. Основные черты социально-экономических и политических структур Японии в период сегуната Токугава (1603-1867 гг.) // Вестник АГУ. 2017. Вып. 2 (199). С. 40-51.
8. Исаева М. Т. Особенности образования Японии // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2017. № 7. С. 221-223.
9. Кречетников К. Г., Шойнхорова В. Р. Сравнительный анализ японского и российского образования // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 37. С. 197-201.
10. Национальный проект «Образование» // Минпросвещения России [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 22.06.2020).
11. Никуличев Ю. В. «Стило сильнее меча». К вопросу о социокультурных основаниях образовательной системы Японии // Социальные и гуманитарные науки. 2019. Серия 11. № 4. С. 38-45.
12. Нурутдинова А. Р. Основные тенденции развития образования в Японии в конце XIX — XX в.: становление, развитие и реформирование эстетического образования: монография. Казань: КНИТУ 2016. 196 с.
13. О национальных целях развития России до 2030 года: Указ Президента от 21 июля 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/news/63728 (дата обращения: 22.06.2020).
14. Павлова Т. Л. Профессионализм учителя японской школы: пути становления // Человек и образование. 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalizm-uchitelya-yaponskoy-shkoly-puti-stanovleniya (дата обращения: 22.06.2020).
15. Петиненко И. А., Ткач А. А. Система образования Японии: что ведет эту страну к успеху? // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 2 (18). С. 174-178.
16. Ростовский Р. В. Государственное финансирование системы высшего образования: опыт экономически развитых стран // Вестник Удмуртского университета. 2012. № 2. С. 57-63.
17. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 года № 2227-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/9282/ (дата обращения: 22.06.2020).
18. Торосян В. Г. История педагогики и образования: учебник. М.: Директ-Медиа, 2015. 498 c.
19. Чепыжова О. К. Государственное финансирование высшего образования: современные тенденции // Вестник МГУПИ. № 39. С. 201-210.
20. Education in Japan: A Comprehensive Analysis of Education Reforms and Practices / Ed. by Y. Kitamura, M. Katsuno, T. Omomo. Singapore: Springer Nature Singapore Pte Ltd., 2019. 270 p.
21. Entrich S. Shadow Education and Social Inequalities in Japan: Evolving Patterns and Conceptual Implications. Germany: Springer International Publishing AG, 2018. 309 p.
22. Kuchai T. Legislative basis of pedagogical education in Japan // Comparative Professional Pedagogy. 2014. Vol. 4, No. 1. P. 32-37.
23. Lee J., Wie L. Returns to Education and Skills in the Labor Market: Evidence from Japan and Korea // Asian Economic Policy Review. 2017. Vol. 12. P. 139-160.
24. Newby H., Weko T., Breneman D., et al. OECD Reviews of Tertiary Education: Japan. OECD Publishing, 2009. 131 p.
25. OECD. Education at a Glance 2019: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2019. 494 p.
26. Park H. Re-evaluating education in Japan and Korea: demystifying stereotypes. USA: Routledge, 2013. 156 p.
27. Tan P., Morgan S. P., Zagheni E. A Case for "Reverse One-Child" Policies in Japan and South Korea? Examining the Link between Education Costs and Lowest-Low Fertility // Popul Res Policy Rev. 2016. Vol. 35. P. 327-350.
THE INFANCY OF EDUCATION SYSTEM IN JAPAN AND ITS FURTHER DEVELOPMENT Elaboration and establishment of an efficient education system is one of the most substantial goals for the government of any country. The root causes for this are to be found in a huge impact of education system's performance on socio-economic development. It is commonly acknowledged that the latter cannot be achieved without sufficient investments in human capital; neither can it be achieved without quality labour force entering the labour market. The efficient education system, in its turn, is able to cover both issues, thereby boosting the required economic growth. In order to meet the goals in education targeted by the President of the Russian Federation under the strategy for the development of Russia until 2030, it is highly important to conduct a deep research on the main features of efficient education system and to analyse the best practices in that field used by other countries. This article is dedicated to the experience of Japan, as Japanese education system is widely considered as one of the most efficient education systems in the world.
Keywords: efficient education system, history of education in Japan, Japanese education system.
References
• Belov A. V. Osnovnye napravleniya reformy universitetov Yaponii // Yaponiya. 2014. Vyp. 43 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-reformy-univer-sitetov-yaponii (data obrashcheniya: 22.06.2020). [In Rus].
• Belov A. V., Zolotov A. V. Ekonomicheskie aspekty deyatel'nosti universitetov v Yaponii // Voprosy ob-razovaniya. 2014 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-aspe-kty-deyatelnosti-universitetov-v-yaponii (data obrashcheniya: 22.06.2020). [In Rus].
• Chepyzhova O. K Gosudarstvennoe finansirovanie vysshego obrazovaniya: sovremennye tendencii // Vestnik MGUPI. № 39. S. 201-210. [In Rus].
• Education in Japan: A Comprehensive Analysis of Education Reforms and Practices / Ed. by Y. Kitamura, M. Katsuno, T. Omomo. Singapore: Springer Nature Singapore Pte Ltd., 2019. 270 p.
• Entrich S. Shadow Education and Social Inequalities in Japan: Evolving Patterns and Conceptual Implications. Germany: Springer International Publishing AG, 2018. 309 p.
• Gusarova A. V. Osobennosti yaponskoj sistemy obrazovaniya v epohu Mejdzi: opredelyayushchij faktor social'no-kul'turnoj i ekonomicheskoj integracii Yaponii // Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogi-ki: mat-ly V Mezhdunar. nauch. konf. Ufa, 2014 g. Ch. 2. Ufa, 2014. S. 206-209. [In Rus].
• Gushchin 1.1. Gosudarstvennaya politika internacionalizacii obrazovaniya Yaponii // SPO. 2012. № 11. S. 60-62. [In Rus].
• Ivashchenko A. S. Osnovnye cherty social'no-ekonomicheskih i politicheskih struktur Yaponii v period segunata Tokugava (1603-1867 gg.) // Vestnik AGU. 2017. Vyp. 2 (199). S. 40-51. [In Rus].
• Isaeva M. T. Osobennosti obrazovaniya Yaponii // Nauka, novye tekhnologii i innovacii Kyrgyzstana. 2017. № 7. S. 221-223. [In Rus].
• Krechetnikov K G., Shojnhorova V. R. Sravnitel'nyj analiz yaponskogo i rossijskogo obrazovaniya // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 2015. № 37. S. 197-201. [In Rus].
• Kuchai T. Legislative basis of pedagogical education in Japan // Comparative Professional Pedagogy. 2014. Vol. 4, No. 1. P. 32-37.
• Lee J., Wie L. Returns to Education and Skills in the Labor Market: Evidence from Japan and Korea // Asian Economic Policy Review. 2017. Vol. 12. P. 139-160.
• Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» // Minprosveshcheniya Rossii [Elektronnyj resurs]. URL: htt-ps://edu.gov.ru/national-project/ (data obrashcheniya: 22.06.2020). [In Rus].
• Newby H., Weko T., Breneman D., et al. OECD Reviews of Tertiary Education: Japan. OECD Publishing, 2009. 131 p.
• Nikulichev Yu. V. «Stilo sil'nee mecha». K voprosu o sociokul'turnyh osnovaniyah obrazovatel'noj sistemy Yaponii // Social'nye i gumanitarnye nauki. 2019. Seriya 11. № 4. S. 38-45. [In Rus].
• Nurutdinova A. R. Osnovnye tendencii razvitiya obrazovaniya v Yaponii v konce XIX — XX v.: stanov-
lenie, razvitie i reformirovanie esteticheskogo obrazovaniya: monografiya. Kazan': KNITU, 2016. 196 s. [In Rus].
• O nacional'nyh celyah razvitiya Rossii do 2030 goda: Ukaz Prezidenta ot 21 iyulya 2020 goda [Elektronnyj resurs]. URL: http://kremlin.ru/acts/news/63728 (data obrashcheniya: 22.06.2020). [In Rus].
• OECD. Education at a Glance 2019: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2019. 494 p.
• Park H. Re-evaluating education in Japan and Korea: demystifying stereotypes. USA: Routledge, 2013. 156 p.
• Pavlova T. L. Professionalizm uchitelya yaponskoj shkoly: puti stanovleniya // Chelovek i obrazovanie. 2014 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalizm-uchitelya-yapons-koy-shkoly-puti-stanovleniya (data obrashcheniya: 22.06.2020). [In Rus].
• Petinenko I. A., Tkach A. A. Sistema obrazovaniya Yaponii: chto vedet etu stranu k uspekhu? // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 2 (18). S. 174-178. [In Rus].
• Rostovskij R. V. Gosudarstvennoe finansirovanie sistemy vysshego obrazovaniya: opyt ekonomicheski razvityh stran // Vestnik Udmurtskogo universiteta. 2012. № 2. S. 57-63. [In Rus].
• Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 8 dekabrya 2011 goda № 2227-r [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/ docs/9282/ (data obrashcheniya: 22.06.2020). [In Rus].
• Tan P., Morgan S. P., Zagheni E. A Case for "Reverse One-Child" Policies in Japan and South Korea? Examining the Link between Education Costs and Lowest-Low Fertility // Popul Res Policy Rev. 2016. Vol. 35. P. 327-350.
• Torosyan V. G. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya: uchebnik. M.: Direkt-Media, 2015. 498 c. [In Rus].
• Verisockaya E. V. Obshchestvo i reformy obrazovaniya v Yaponii na nachal'nom etape modernizacii (1870-1880-e gody) // Izvestiya Vostochnogo instituta. 1998 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/obschestvo-i-reformy-obrazovaniya-v-yaponii-na-nachalnom-etape-modern-izatsii-1870-1880-e-gody (data obrashcheniya: 04.07.2020). [In Rus].
• Zvereva N. N., Murav'eva O. I. Opyt modernizacii yaponskoj sistemy obrazovaniya: istoriya i sovremen-nost' // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. № 310 [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-modernizatsii-yaponskoy-sistemy-obrazovaniya-istoriya-i-sovremennost (data obrashcheniya: 04.07.2020). [In Rus].