Н.Н. Зверева, О.И. Муравьёва
ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЯПОНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Рассматривается актуальная проблема выбора эффективных путей обучения молодежи в условиях глобализации образовательного пространства, необходимости его интеграции и сохранения самобытности национальной системы. На примере модернизации японской системы образования рассматривается роль школы в формировании у ребенка высокой мотивации к учению как ценностного основания успешного развития личности и общества в целом. Дан анализ современной системы образования в Японии, ее основных структурных звеньев.
Коренные преобразования всех сфер общественной жизни, происходящие в настоящее время в России, потребовали настоятельной необходимости глубокого переосмысления сложившейся системы образования. Сегодня образование и наука становятся ведущей производительной силой, одними из главнейших факторов социального и экономического прогресса общества. Наука теряет свой чисто академический характер в силу все большего воздействия на общество. Количество информации, новых открытий возрастает с огромной скоростью, что создает проблему ориентации в океане информации и требует новых способов ее освоения и эффективного использования. Не только экономика, но и все сферы жизни общества, все более интегрирующиеся, требуют нового типа мышления, способности к быстрой адаптации, усвоению новых знаний и навыков, к смене вида, а то и типа деятельности или сочетания нескольких. В связи с этим целями современного образования являются раскрытие творческого потенциала личности, максимальная реализация ее способностей, формирование ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их активизацией в профессиональной и общественной деятельности.
Все это ставит перед российским образованием, которое в современном виде было сформировано в предшествующую индустриальную эпоху и соответственно отвечало ее требованиям, задачу пересмотра и перестройки самой системы обучения, ее основополагающих принципов. Перед образовательными системами разных стран стоят схожие задачи: приспособиться и отвечать изменившимся запросам общества и экономики при подготовке специалистов, в условиях глобализации образовательного пространства и объективно необходимой интеграции и унификации, приспособить к ним национальные системы, сохранив при этом свою самобытность. Российское образование, по праву считавшееся одним из лучших в мире, в полной мере столкнулось со всеми перечисленными выше проблемами и необходимостью серьезной модернизации.
В связи с этим целесообразным, на наш взгляд, является обращение к изучению опыта реформирования системы образования одной из высокоразвитых стран мира - Японии. Дополнительным аргументом является то, что в основе изучения японской системы образования лежат личные контакты авторов с преподавателями школ и вузов в городах Токио, Киото, Фукуока, Аомори, Эна, а также непосредственная преподавательская работа в одном из токийских университетов (Дайто-бунка) и участие во всеяпонской конференции «Сочинения о жизни» в г. Аомори.
История формирования образовательной системы Японии. В настоящее время Япония является одной из высокоразвитых стран мира. Немного больше полувека отделяют современную Японию от Японии 1945 г., лежащей в руинах после двух атомных бомбардировок. Как же удалось поверженной стране превратиться за такой сравнительно короткий срок в супердержаву?
Изучая корни конкурентноспособности Японии, многие ученые считают народное образование одним из факторов, способствующих ее процветанию. Действительно, эта страна сегодня, пожалуй, единственная в мире выходит на уровень «образовательного общества», в котором образование является массовым и отвечает самым высоким стандартам. Достаточно сказать, что 95 из 100 учащихся заканчивают 12-летнюю среднюю школу, причем 90% выпускников поступают в вузы, университеты и колледжи. Более трети детей дошкольного возраста воспитывается в яслях, 64% посещают детские сады. С 2000 г. в стране начался эксперимент по переходу ко всеобщему высшему образованию.
Первые школы в Японии возникли при буддийских монастырях. Первая прихрамовая школа появилась в VII в., а к концу того же столетия в стране насчитывалось уже 545 учебных заведений. Их посещали не только дети из бедных, но и из знатных семей. Ученики приобщались к нравственным постулатам буддизма: найти свое место в общественном труде, быть честным, терпимым, жить в согласии с окружающими, искоренять беззаконие, зло и т.д. Содержание образования складывалось из изучения китайской классической литературы, конфуцианских сочинений, каллиграфии. Эти качества прививались синтоизмом (древней религией японцев), а также пришедшим из Китая учением Конфуция о сыновней почтительности. До наших дней сохранилась традиция глубочайшего почтения родителей, предков, старших. Наряду с этими общеобразовательными школами средневековая Япония уже в ^1-^11 вв. была буквально покрыта сетью так называемых семейных школ, которые создавались феодалами для своих детей и детей вассалов. В этой школе воспитывали будущих рыцарей - самураев, преданных защитников интересов феодала. Военное дело, китайская классическая литература, математика, каллиграфия, японская музыка и этикет - такова была программа этих школ. Думается, что именно с тех древних времен осталась незыблемой (во всяком случае, не настолько деформированной, как в других странах) традиция семейного воспитания.
Высокая мотивация к учению, огромное уважение к образованию и учителю (как носителю знаний), харак-
терные для современных японцев, сформировались в эпоху феодализма. Это объясняется тем, что феодальное государство нуждалось в объединении отдельных родов и их подчинении единому правителю. Для этого нужны были соответствующие моральные установки. Примечательно, что вначале устно, а затем и письменно воспевался образ молодого человека из народа, обязанного в получении высокого сана и богатства лишь своему усердию в учении. И что более удивительно, в современной японской школе для учителя все дети равны: нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные. Отсюда одна из основных целей, которую ставят перед собой школа и семья в воспитании ребенка, -это формирование у него добросовестного, усердного отношения к учебе. Современное образование выросло из национальных традиций, которые складывались на протяжении столетий.
Падение феодального строя, переход власти к императору, проведение буржуазных социально-экономических преобразований в эпоху Мейдзи (18681912 гг.) привели к кардинальным преобразованиям и в школьном деле. Японцы считают, что начиная с этого времени и вплоть до наших дней в стране были проведены три основные школьные реформы. Первая началась в эпоху Мейдзи с 1871 г., когда было создано Министерство образования, открыто 25 тыс. элементарных школ. В числе немногих стран того времени Япония реализовала замечательную идею Я.А. Каменского о всеобщем обязательном начальном обучении детей. Охват детей начальной школой к концу периода достиг 99%! Школьная система, заложенная в эпоху Мейдзи, фактически действовала до середины XX столетия.
В истории японской школы и педагогики накануне и между двумя мировыми войнами четко наметились два направления: государственное и противостоящее государственному. В сфере морального воспитания детей государственная школьная политика ориентировалась на усиление национализма, переходящего в шовинизм. В 1932 г. Министерство просвещения создало институт для изучения национальной морали и культуры, который действовал до конца Второй мировой войны как идеологический центр националистической Японии, о чем свидетельствуют некоторые выдержки из его программы:
- японские учебные заведения должны выполнять национальные задачи и всячески препятствовать влиянию западного индивидуализма и материализма;
- все, что не соответствует воспитанию национального в человеке, должно быть беспрекословно исключено;
- университетские профессора должны отбираться не только согласно дипломам, свидетельствующим об их профессионализме, но и в соответствии с их лояльностью к японским традициям;
- учебники должны отражать национальный дух страны и формировать отрицательное отношение к западным социальным и философским идеям;
- японский дух и уважение к предкам должны быть особо внушаемы ученикам начальной школы;
- преподавание истории должно формировать любовь и преданность японской политической и социальной общественной системе [1].
Министром просвещения в 1938 г. был назначен генерал Садао Араки.
Прогрессивные учителя всячески сопротивлялись официальной школьной политике, находя иные возможности воспитания, основанные на уважении к личности. Они критиковали военизированный характер образования. Ярким проявлением нового в школьном образовании стало движение, получившее название «Сочинения о жизни», одним из руководителей которого был японский учитель Мураяма. В какой-то мере благодаря активному сопротивлению прогрессивных японских учителей существующей системе образования в Японии была проведена вторая школьная реформа. В 1947 г. был издан «Фундаментальный закон об образовании», в котором были обозначены цели и задачи воспитания молодого поколения в духе интернационализма и демократии.
После провозглашения независимости Японии в 1952 г. в сфере просвещения произошли существенные изменения. Была проведена тщательная ревизия учебных планов начальной и средней школы. В содержании гуманитарных предметов все большее место стала занимать национальная тематика. Возросло количество часов по естественно-математическим дисциплинам. В 1966 г. был издан документ «Имидж идеального японца», в котором отразилось стремление уйти от навязанных американцами абстрактных положений о нравственном воспитании. В нем говорилось, что японцы смогут принести пользу всему человечеству только в том случае, если они, наряду со знанием культур других народов, сохранили свои национальные специфические черты и традиции [2]. Конечной целью преобразований было создание строго административной, жестко унифицированной и централизованной системы народного образования. Обязательные учебные планы для всех типов школ, единые государственные стандарты, железная дисциплина, противодействие учителей индивидуальности ребенка - все это создавало тягостную атмосферу, очень отличающую японскую школу от учебных заведений западных стран.
Впервые выражение «третья школьная реформа» прозвучало в 1984 г., когда был создан специальный Комитет по образованию при премьер-министре. На протяжении трех лет этот комитет организовывал дискуссии по большому кругу общеобразовательных проблем. Третья реформа была вызвана необходимостью пересмотра содержания образования и потребностью в качественно новом нравственном воспитании. Согласно требованиям времени необходимо было ввести в образовательный стандарт компьютерное обучение, изучение иностранного, особенно английского языка. В документах 1980-х гг. обращалось внимание на индивидуальное развитие каждого ребенка, необходимость в этой связи дифференциации образования и представления возможности выбора тех или иных школьных предметов. Однако особый упор делается на пересмотр содержания образования с тем, чтобы усилить его воспитательную роль. Наряду с общеобразовательными предметами в расписании появился и существует по сей день такой учебный предмет, как «нравственное воспитание». Учебники по родному языку были составлены из текстов, строго ориентированных на воспитание детей в духе японских традиций. Возрождать
средневековые виды национального спорта - кендо, джуро и другие, которыми занимались еще самураи. В содержание таких предметов, как музыка, домоводство, черчение, труд, были включены древние национальные виды искусства. Таким образом, в процессе реформирования системы образования многолетняя борьба между «западниками» и приверженцами национальных традиций завершилась компромиссом: западные технологии - восточная (японская) мораль.
Высокая мотивация к образованию, характерная для современных японцев, складывалась на протяжении столетий как важнейшая национальная традиция. В свою очередь, национальные традиции способствуют формированию у японцев потребности в образовании, знаниях, желанию учиться. Основные из этих традиций: чайная церемония (развивает чувство сопричастности и любви к людям, природе, гармонии с окружающим миром); «сухие сады» («сад камней») помогают японцам постигать философию жизни, ее смысл и предназначение человека в этом мире; праздники страны, префектуры или небольшого городка, идущие из глубин веков, создают духовный потенциал нации, способствуют ее сплочению и единству. Став непосредственным участником праздника, каждый японец «стоит» на плечах предыдущих поколений, чувствуя тем самым незыблемость и прочность духовных устоев своей страны.
В третьей реформе системы японского образования была определена стратегия целенаправленного совершенствования всей системы, ориентированной на XXI в., а именно: работа по созданию непрерывного образования, введение различных форм начального и среднего образования, модернизированные системы управления и образования.
Структура современной японской системы образования. Что представляет собой японская школа сегодня? Каковы ее успехи, так привлекающие педагогов разных стран мира?
Особенно пристально изучают народное образование Японии американцы, полагая, что качество образования - один из факторов, способствующих экономическому и культурному процветанию страны. Правда, некоторые американские ученые считают японцев имитаторами, нацией, не способной на самостоятельные творческие решения.
Действительно, в современной системе образования Японии видны «западные» технологии школы Монтес-сори, Вальфдорфской и российской педагогики. Но, отдавая должное опыту педагогической науки других стран, японцы вкладывают в это так много своего - традиционного и национального, что школа, обретя «нечто» новое, все же остается уникальной японской школой.
Сложившаяся после Второй мировой войны система образования 6+3+3+4 действует и в наши дни.
Начальная школа (сёгакко) - срок обучения 6 лет для детей от 6 до 12 лет. Младшая средняя школа (тю-гакко) - срок обучения 3 года для детей 12-15 лет, является первой ступенью среднего образования. Старшая средняя школа (кото гакко) - двух типов: школа для общего образования и школа профессиональная. Срок обучения 3 года для юношей и девушек 1518 лет. Высшее образование осуществляется универси-
тетами и институтами (их общее название - дайгаку) на базе полной средней школы, срок обучения 4 года (6 лет на медицинских факультетах).
Дошкольное воспитание. Системе народного образования предшествует дошкольное воспитание детей в детских садах (ётиэн), которые находятся в ведении Министерства здравоохранения. Дети посещают детсады с 3 месяцев до 6 лет. Чтобы ребенок мог посещать детсад, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности принести документы о том, что оба родителя работают больше 4 ч в день. Детей устраивают через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи. В настоящее время произошло резкое увеличение количества детских садов - их посещают 85% японских детей. Причиной такого роста является большая занятость женщин в различных сферах общественной жизни.
Дошкольное воспитание японских и российских детей имеет много общего, как признают сами японские педагоги. Задачей детских садов является умственное и физическое воспитание детей, привитие навыков общения и подготовка к школе. В то же время чувствуется сильное влияние Вальфдорфской школы, которое проявляется в том, что акцент в воспитании делается на физическом развитии детей. Воспитатели, независимо от возраста, наравне с детьми участвуют во всех физических упражнениях и играх. Обязательное требование в каждом детском саду - наличие спортивной площадки, сауны, бассейна. Иногда, в целях экономии земли, одной спортивной площадкой пользуются дети, посещающие детский сад и начальную школу.
В японских детских садах, как и в российских, запланированы занятия по развитию музыкальных, художественных способностей. Но содержание этих занятий носит ярко выраженный национальный характер. Так, в обучении музыке предпочтение отдается хоровому пению. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. На занятиях прикладного творчества большое место занимает обучение детей древнему искусству - оригами (складывание фигурок из бумаги), оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы), тем более что эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам при написании иероглифов. Этот принцип воспитания в духе национальных традиций находит свое продолжение на школьных уроках музыки, домоводства, прикладного искусства. Обучение ведется по западным технологиям, но исповедуется восточная мораль. Таким образом сохраняется самобытность воспитания.
Обстановка внутри детского сада, по нашим меркам, очень скромная. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны - толстые матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят столики и стульчики. Питанию в детских садах уделяется особое внима-
ние. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если дети отправляются на целый день на прогулку или экскурсию, а это происходит примерно раз в месяц, каждая мама должна приготовить своему ребенку бэнто - коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся бутербродами, то кулинарное искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно включать в себя 24 (!) вида продуктов.
Группы в японских садах небольшие - 8-10 человек, каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой. Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка, а с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят.
Основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого. А это противоречит так называемому «групповому сознанию» японского общества. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, - компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина - умение избегать противоречий. Основная задача японской педагогики - воспитать человека, который умеет слаженно работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, крайне необходимо воспитание группового сознания, основы которого закладываются в дошкольных детских учреждениях.
Начальная школа - нескрываемая гордость японцев, справедливо полагающих, что в руках учителя - будущее нации. Начальная государственная школа бесплатная. Наряду с государственными школами есть и частные. В каждой школе примерно около 400 детей, в каждом классе 30 человек. Урок длится 45 мин. Почти 50% учителей начальной школы - мужчины. В течение 6 лет все предметы ведет один учитель. И только в крупных городах некоторые предметы, такие как физическое воспитание, музыка, специальные занятия, ведут другие специалисты.
Содержание образования в начальной школе довольно обширное: японский язык, обществоведение, арифметика, естественные науки, изучение окружающей среды, музыка, черчение и труд, домоводство, физическое воспитание, нравственное воспитание, специальные занятия (работа в классе, деятельность детских обществ, клубная работа) [3]. Недельная нагрузка - от
24 до 29 ч в зависимости от года обучения. Обучение ведется по единым государственным стандартам, однако детальных программ нет, в официальных документах указывается лишь цель и назначение того или иного школьного предмета. Знания по предметам зачастую носят утилитарный характер. Так, в курсе естествознания собраны элементарные сведения по физиологии и гигиене человека, физике и химии. При изучении обществоведения дети получают отдельные знания по географии, истории, знакомятся с окружающей средой (магазины, почта, полицейский участок и т.д.), с правилами пользования библиотекой, с правилами уличного движения. Особое внимание в японской начальной школе отводится правилам безопасности ребенка на дорогах. В вестибюле каждой школы висят планы маршрута от дома до школы всех учащихся. Школьники разбиваются на группы по месту жительства. В такой группе с обязательным дежурным, держащем в руке флажок, они совершают каждый день маршрут от дома до школы. Так как группы по своему составу разновозрастные, то иногда возникают ссоры между ребятами из-за нежелания подчиняться дежурному, младшему по возрасту. Но учителя и родители, входящие в совет школы, помогают созданию доброжелательного климата в группе, формированию группового сознания.
На занятиях по математике школьники изучают арифметические действия, получают элементарные сведения по геометрии. Задания в большинстве случаев выполняются в виде тестов, которые раздаются каждому ученику в отпечатанной форме.
На уроках японского языка изучаются две азбуки: хирогана и катакана, в составе каждой имеется 46 слогов. Это простейший вид письменности, имеющий ограниченный словарный запас. Параллельно начинается изучение иероглифов. Надев темные фартучки и нарукавники, дети на больших листах, разлинованных вспомогательными линиями, кисточками тушью пишут, а точнее, рисуют элементы иероглифов.
Овладение письменностью с помощью иероглифов, пришедшей из Китая, представляет большую сложность для маленького японца. В то же время не здесь ли воспитывается знаменитое японское трудолюбие и терпение, так поражающее иностранцев? За шесть лет обучения в начальной школе дети постигают около тысячи иероглифов, а для чтения, к примеру, газеты им необходимо знать 2,5 тыс.
Неполная средняя школа (3 года) принимает детей в возрасте 12 лет без экзаменов, она также бесплатная, за исключением частных школ; насчитывает примерно 500 человек, в каждом классе по 40 учащихся. Урок длится 50 мин. Мужчин-педагогов уже около 65%. Учебный план включаете же дисциплины, что и в начальной школе. Дополнительными являются предметы лишь по выбору (1 ч в неделю). Недельная нагрузка составляет 30 ч. Продолжается обучение иероглифическому письму, количество иероглифов не лимитируется для каждого ученика, но достигает около 2 тыс. Вместе с изучением грамматики учащиеся практикуются в составлении докладов, учатся вести дневниковые записи. В учебных планах отсутствуют систематические курсы химии, физики, биологии, географии, истории. Вместо них продолжается изучение синтети-
ческого курса естествознания и обществоведения. Упор делается на самостоятельное проведение лабораторных и экспериментальных работ. На уроках изобразительного искусства, оборудованных современными станками и инструментами, школьники овладевают различными видами национального искусства.
Старшая, или полная, средняя школа (3 года). В нее поступают в 15-летнем возрасте после успешной сдачи вступительных экзаменов. Она не является обязательной, обучение платное независимо от того - частная школа или государственная. В классе до 50 человек и больше. Уроки длятся 50 мин. 80% учителей - мужчины. Поступают в эту школу 97% выпускников обязательной школы. Широкое распространение полного среднего образования объясняется потребностями развития экономики, ограниченными возможностями трудоустройства выпускников обязательной школы, престижем образования в школе.
Старшая школа делится на два типа: общего образования и профессионального. Школа общего образования имеет отделения, ориентированные либо на поступление в высшую школу, либо предназначенные для учащихся, которые решили ограничить свое образование старшей средней школой. В рамках этих отделений возможен гуманитарный или естественнонаучный уклон.
Учебный план включает в себя те же предметы, что и в предыдущих классах, за исключением новых: классическая литература, политэкономия, история Японии, Всемирная история. Недельная нагрузка - 34-36 ч. Старшая школа профессионального типа может иметь 5 потоков: технологический, сельского хозяйства, морского промысла, коммерческий, домоводства. Все потоки, кроме коммерческого, имеют более узкую специализацию. Так, например, в технологической школе в г. Цу-гети - это электротехника, металлообработка, обработка дерева и т.п. Всего в Японии насчитывается более 90 программ по различным направлениям в рамках 5 потоков. Выбор программы в каждой школе ограничивается двумя-тремя.
В профессиональных школах 40% времени отводится на специальные предметы, а общеобразовательные даются не только в меньшем объеме, но и по упрощенным программам. Низкий уровень общеобразовательной подготовки не дает возможности ее ученикам продолжать образование в высшей школе. Окончание старшей школы профессионального типа не фиксируется присвоением квалификации или специальности и не гарантирует получения работы. Все это приводит к падению престижа профессиональных школ. Число часов, отводимых на каждый предмет, изучаемый в старшей школе, обозначено в так называемых кредитах (японский язык - 17 кредитов, обществоведение - 20 кредитов, математика - 19 кредитов). Система учета в кредитах заимствована из практики американской школы. Один кредит зачитывается за 35 классных уроков по 50 мин. Если предмет изучается 35 недель по 1 уроку в неделю, то за него зачитывается один кредит, в течение двух лет по одному часу - два кредита и т.д. Для окончания старшей средней школы учащийся в целом по всем предметам должен набрать не менее 85 кредитов. Существует также небольшое количество
вечерних и заочных школ, число учащихся в них составляет около 6% от численности всех учащихся старших средних школ.
Высшее образование осуществляется университетами на базе полной средней школы. Вузы (их около 510, из них частных - около 380) делятся в зависимости от сроков обучения на полные и краткосрочные (колледжи), причем последние составляют более половины всех вузов. В вузах полный срок обучения 4 года (на медицинском, стоматологическом и ветеринарном факультетах - 6 лет), а в краткосрочных - в основном 2 года. Дайгаку бывают специализированные: технические, педагогические, медицинские и состоящие из произвольной комбинации различных факультетов.
Крупнейшие государственные университеты: Токийский (основан в 1877 г.) включает 11 факультетов, в нем насчитывается 18 тыс. студентов; Киотский (основан в 1897 г.) - 10 факультетов, 15 тыс. студентов; университет в г. Осака (основан в 1931 г.) - 10 факультетов, 12 тыс. студентов. Среди частных наиболее известен университет в г. Токио - Нихон (основан в 1888 г.), который включает 13 факультетов, 22 тыс. студентов. Престижным считается получение образования в государственном университете. В Японии имеется также большое количество карликовых университетов (200300 студентов, 1-2 факультета).
Во время обучения в течение двух первых лет студенты получают обширную общеобразовательную подготовку по избранной специальности, а затем изучают специальные предметы. В выпускнике вуза ценятся умение упорно трудиться, готовность учиться на протяжении всей профессиональной жизни. Главными критериями при отборе предпринимателями будущих работников являются положительная мотивация к учению, желание дальнейшего профессионального совершенствования. В связи с этим становятся понятными довольно упрощенное содержание учебных программ вузов и незначительная недельная (часовая) нагрузка студентов по сравнению со школьниками.
В то же время японские вузы ежегодно приглашают иностранных специалистов для чтения лекций по проблемам, которые являются наиболее актуальными и современными. На ученом совете вуза нам были предложены следующие темы по педагогике: «Положение образования в России и изменения, произошедшие в нем за годы перестройки» (курс лекций) и «Познание внутреннего мира человека с помощью произведений А.П. Чехова» (спецкурс).
В психолого-педагогическом цикле большое место занимает изучение личности на стыке двух дисциплин: педагогика - литература, психология - литература. В качестве литературных образцов часто используются произведения русских писателей - Достоевского, Чехова, Тургенева.
Учебный план вуза включает в себя обязательные дисциплины и предметы по выбору, значимость и объем которых оценивается специальными зачетными единицами. За основу берется число часов, отводимых на изучение данной дисциплины. Регламентируются не только аудиторные занятия, но и самостоятельная работа студентов. Для окончания вуза студент должен
набрать определенное количество зачетных единиц по изученной дисциплине. Нормативы устанавливаются Министерством просвещения.
Интересная форма защиты курсовых, реферативных работ практикуется в частных вузах - выезд преподавателей и студентов в горы или на море на 2-3 дня. До обеда планируется учебная работа, во второй половине дня - спортивные игры, в вечерние часы - дискуссии по темам защищаемых курсовых работ.
Анализ истории модернизации японской системы образования показывает, что благодаря всеобщему уважению к образованию Япония вышла на лидирующие позиции в мире в области обучения и воспитания молодого поколения.
Современные японские учителя не стремятся разрушить всё и вся, отказавшись от принципов, берущих свое начало ещё в Средневековье. Для них крайне важно сохранить национальные традиции, доказавшие свою жизненность и эффективность. Отсюда неразрывная связь воспитания подрастающего поколения с мировоззрением, традициями, культурой и искусством народа.
В Японии дети считаются главным богатством страны, поэтому японские педагоги готовят их к трудностям взрослой жизни через формирование высокой мотивации к учению как главной жизненной ценности; через стремление не только дать обширные теоретические знания, но и показать их прикладной характер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Родионов М.Л. Реформа японской школы // Советская педагогика. 1962. № 3.
2. Соколов А.И. Япония // Экономика и образование. М., 2002.
3. Салимова К.И. Восхождение к успеху. 1993.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 31 января 2008 г.