ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 377
А.М. Татаринцева
Система образования Латвии в условиях глубокого экономического кризиса
В статье дан анализ состояния системы образования Латвии, которое характеризуется как кризисное, раскрыты причины сложившейся ситуации, показаны экономические и социальные последствия принимаемых в данной сфере решений.
Ключевые слова: вузы, школы, кризис, система образования, безработица
Реформа системы образования Латвии
За 20 лет Латвия стала лидером в Европе по числу студентов и вузов на душу населения. Сегодня в стране на бюджетных местах обучаются 35,3 тысячи студентов. В стране реализуются 954 учебные программы, это намного больше, чем в таких странах, как Франция, Великобритания и Канада.
При таком количестве студентов и вузов Латвия должна была бы наводнить весь мир своими учеными и новыми технологиями. Но на самом деле все намного скромнее — наука дышит на ладан из-за недостатка финансирования, а по инновациям Латвия — на уровне стран третьего мира. Очевидно, что государство уже не может прокормить такое количество студентов и вузов. Международные кредиторы вот уже три года уговаривали власти Латвии начать структурные реформы высшей школы. И вот недавно Министерство образования и Совет по высшему образованию подписали с Европейским социальным фондом соглашение «Об оценке содержания вузовских программ и об усовершенствовании качества академического персонала».
Это означает, что на деньги Евросоюза будет проведена ревизия всех бюджетных и внебюджетных программ в вузах. А всего ревизия затронет более 100 тысяч студентов. Больше всего ревизоры будут инспектировать социальные факультеты. Латвии явно не нужно так много политологов, историков, философов, юристов и социологов. На социальных факультетах у нас сегодня обучаются 5412 человек, а инженерные науки осваивают всего лишь 8691.
© Татаринцева А.М., 2014
126
Система образования Латвии в условиях глубокого экономического кризиса
И это притом что в стране катастрофически не хватает инженеров-строи-телей, инженеров-электронщиков, инженеров-механиков.
За 20 лет независимости Латвии вся промышленность в стране была полностью разрушена, поэтому количество поступающих в инженерные вузы уменьшалось все эти годы, так как перспективы работы после окончания вуза были мизерными. Еще одна из причин уменьшения числа студентов на инженерных факультетах состоит в том, что за последние годы подготовка выпускников средних школ ухудшилась в сфере физико-математических наук. Одной из причин этого явилось то, что несколько лет назад в Латвии были отменены обязательные выпускные экзамены по математике и физике в средних школах. Недавно экзамен по математике был возвращен в статус обязательных при сдаче выпускных экзаменов в средней школе. Но пока подготовка выпускников в сфере физикоматематических наук не находится на желаемом уровне. Многие студенты, поступившие в технические вузы, просто «не тянут» материал по учебным программам по математике и физике и вынуждены оставить учебу в вузе.
Первый этап ревизии учебных программ в вузах завершился к сентябрю 2013 года, то есть к моменту подготовки госбюджета на следующий год. Результаты ревизии существенно повлияют на подготовку бюджета — многим вузам урежут финансирование по принципу, который уже несколько лет действует в системе школьного образования, — «Деньги следуют за учеником».
На тех же программах, где студенты оплачивают свое обучение, плата составляет от 1000 до 1800 латов в год (1 лат = 2 доллара или 1,42 евро).
В текущем учебном году количество студентов в латвийских вузах впервые за несколько лет сократилось на 2000 человек, как сократилось на 2100 количество учащихся в латвийских школах. А вот обучение в вузах подорожало в среднем на четверть. В Латвийском университете, в Лие-пайском университете, и Высшей школе бизнеса «Turiba» цены за обучение стали выше на 15%, по оценкам представителей вузов, в Рижском Университете имени Паула Страдыня — в среднем на 20%, в Даугавпилсском университете — на 27%.
Государственные и частные вузы находятся в условиях неравной конкуренции. Надо отметить, что принципы финансирования и ценообразования в государственных и частных вузах различаются. Помимо того что государственные вузы существуют в основном на средства из госбюджета, им разрешено претендовать на европейское финансирование по многим программам, к которым частные вузы не допускаются.
Количество предлагаемых программ в государственных и частных вузах тоже существенно различаются. Обычно крупные вузы, такие как Латвийский университет и Рижский технический университет, предлагают студентам 58—59 программ высшего уровня и 20—25 докторских программ.
Самые востребованные программы в Латвийском университете в 2012/13 учебном году были «Компьютерные науки и коммуникация», за-
127
Система образования Латвии в условиях глубокого экономического кризиса
тем «Науки управления», «Экономика». «Лечение», а в Рижском техническом университете-самыми востребованными были — «Компьютерные системы и IT-технологии», затем «Таможенное и налоговое администрирование», «Строительство», «Телекоммуникация», «Логистика предпринимательства», «Энергетика». В крупнейшем негосударственном вузе Северной Европы — Балтийской международной академии вместе с Высшей школой психологии и менеджмента обучается свыше 8000 студентов. Здесь предлагается около 20 программ различных уровней.
Из-за недостатка финансирования и вследствие осуществления реформы системы образования Латвии за последние 5 лет серьезно пострадала и система школьного образования.
С 2008 года Министерство образования Латвии стало осуществлять школьное финансирование по принципу «Деньги следуют за учеником», то есть финансирование каждой школы осуществлялось пропорционально количеству ее учеников. Как показал опыт, применение такого непродуманного принципа финансирования оказалось губительным для десятков городских и, особенно, маленьких сельских школ, многие из которых были закрыты. Кроме того, педагоги в городах, где количество учеников в школах большое, и в селах, где количество учеников несоизмеримо меньше, получали разные зарплаты. С начала 2009/10 учебного года в Латвии были ликвидированы 54 школы, только в Риге было закрыто 10 школ, а в последующие три года были закрыты еще 16 школ, а 66 школ были реорганизованы. В ближайшие годы в Латвии будут ликвидированы еще 36 школ и 68 школ реорганизованы.
Языки преподавания в образовательных заведениях латвии
В русских школах с первого класса часть предметов, таких как физкультура, труд, ведется билингвально, с постепенным переводом процесса образования полностью на латышский язык. В латышских школах дети учатся на родном языке, наряду с которым они могут выбрать для изучения один или два иностранных языка — английский, немецкий, русский или французский.
В старших классах в русских школах преподавание ведется в обязательной пропорции: 60% — на латышском языке, 40% — на русском языке. Экзаменационные задания в конце 9 и 12 классов школьники получают на латышском языке, но разрешается ответы давать на русском.
В системе высшего образования все государственные вузы осуществляют преподавание на латышском языке, часть предметов ведется на английском языке — на специализированных программах, например, менеджеры-управленцы выбирают обучение на английском языке, студенты, выбравшие программу «Международные отношения и политология», также учатся на английском. В крупнейшем вузе Латвии — медицинском университете имени Паула Страдыня студенты — будущие медики — учатся на
128
Система образования Латвии в условиях глубокого экономического кризиса
английском, но в первый год обучения они также осваивают латышский язык. В этом учебном 2013/14 году в этот университет поступило рекордное количество зарубежных студентов (996 человек). Это связано с тем, что качество образования будущих медиков в этом вузе очень высокое, а плата достаточно низкая в сравнении с другими зарубежными вузами.
На русском языке высшее образование можно получить только в частных вузах, которых в Латвии более 40. Недавно Сейм Латвии отклонил поправки партии «Центр Согласия» к Закону о высшей школе, которые давали бы возможность использовать в государственных вузах русский язык обучения. Еще два года назад Латвийская конфедерация работодателей вышла с предложением обучать латвийскую молодежь не только на латышском, но и на русском языке, но политика в Латвии довлеет над здравым смыслом.
В Эстонии, например, на базе Таллинского университета еще три года назад был создан Екатерининский колледж с обучением в первый год полностью на русском языке и с постепенным овладением эстонским языком. И назван он Екатерининским в честь российской императрицы. А к 3-му курсу они переходят на эстонский и английский языки, чтобы в магистратуре уже учиться на одном из этих языков. Причем эти программы Эстония предлагает не только для приезжих студентов, но и для местных.
Обучение иностранным языку в школах Латвии начинается обычно с 3—5 классов. Но в некоторых школах с языковым уклоном английский или немецкий, иногда французский языки школьники начинают осваивать с первого класса. Предложение Министерства образования с 2013 года начать освоение иностранных языков школьниками с первого класса широко обсуждалось в обществе и в конце концов было отклонено на основании заключений медицинских экспертов и специалистов в системе образования о вреде такой дополнительной умственной нагрузки на неокрепший детский организм.
Проблема безработицы выпускников латвийских вузов
Диплом вуза не дает гарантии успешного трудоустройства. Уровень безработицы в Латвии непрерывно рос с 2008 года. Экономист банка Nordea Анрис Страздс считает, что слабая система образования, не отвечающая спросу на рынке труда, — это бич сегодняшних проблем в Латвии. Если нет инженеров, то не будет развития промышленности и инноваций. Сейчас даже для простых производств сложно найти кадры.
Специалисты Центра карьеры Латвийского университета А. Шмити-ня и Марта Рубина считают, что часто абитуриенты выбирают программу обучения ошибочно: она не соответствует ни их интересам, ни потребностям рынка труда. Отсутствие реальной статистики о потребностях рынка труда и, как результат, неправильный выбор профессии молодыми людьми привел к резкому перекосу в сторону гуманитарных наук. Через 6 лет
129
Система образования Латвии в условиях глубокого экономического кризиса
стране грозит переизбыток новоиспеченных гуманитариев. Предложение гуманитарных специальностей превысит спрос на 7 тысяч. Но зато не будет хватать 20 тысяч инженеров. А к 2020 году этот дисбаланс увеличится как минимум в два раза.
Несоответствие спроса и предложения на рынке труда отметил директор департамента структурной политики народного хозяйства Министерства экономики О. Баранов: «Большое количество выпускников вузов, которые учились на социальных программах, сегодня трудятся не по специальности, часто на неквалифицированных работах. Многие молодые специалисты, отчаявшись найти работу в Латвии, в поисках работы уезжают за границу, но и там чаще всего работают на неквалифицированных работах. С 1991 года Латвия потеряла более 500 тысяч человек, уехавших за границу, среди них в основном молодые люди».
Согласно информации Eurostat, 30 тысяч выпускников вузов и колледжей Латвии являются безработными. Уровень безработицы среди выпускников вузов растет. По данным того же Eurostat, в 2009 году этот показатель вырос с 18,7 до 28,4%. Это был самый высокий показатель безработицы среди молодежи в Европе.
Министерство образования Латвии, пытаясь решить проблему безработицы среди выпускников вузов, предполагает сокращать бюджетные места на тех направлениях, где уже сейчас наблюдается перепроизводство специалистов, а увеличивать количество бюджетных мест там, где в ближайшем будущем ожидается дефицит специалистов.
В период с 2008 по 2010 год безработица в Латвии коснулась и учителей. В процессе так называемой школьной реформы десятки школ были закрыты или реорганизованы, в результате чего от 4 до 6 тысяч учителей (данные в различных источниках расходятся) потеряли работу.
Зарплаты учителей вследствие реформы были снижены на 50% за ставку, как, впрочем, и зарплаты преподавателей вузов. Сейчас ситуация понемногу начинает исправляться.
После того как учителя пригрозили акциями протеста, правительство нашло возможным с сентября будущего, 2014/15 учебного года увеличить зарплаты учителей до 299 лат за ставку (это соответствует 598 долларов США или 425 евро). Сейчас уровень безработицы в Латвии постепенно снижается. Число зарегистрированных безработных в Латвии в мае 2013 года впервые со времени начала экономического кризиса опустилось со 130 тысяч человек до 90,1 тысячи.
Наибольшие трудности в поиске работы по-прежнему испытывает молодежь. Молодые люди выходят на марши протеста, несут плакаты с требованиями обеспечить их работой.
В Интернете поместили фотографию молодого человека, который, участвуя в марше протеста в Риге против безработицы, нес плакат: «Дайте работу, иначе — пойду воровать!»
130
Система образования Латвии в условиях глубокого экономического кризиса
Тенденции последних лет таковы, что страну покидают квалифицированные работники, в результате чего наметился явный дефицит квалифицированных специалистов в сфере информационных технологий и инженерно-технических специалистов. Чаще всего уезжают в Европу.
Влияние мирового экономического кризиса, уничтожение промышленности и непрофессиональная политика правительства Латвии привели к тяжелому положению в системе образования Латвии, к высокому уровню безработицы среди выпускников вузов и колледжей, к оттоку огромного числа молодых людей (среди которых высокий процент квалифицированных специалистов) за рубеж, к закрытию и реорганизации десятков школ, к потере работы для тысяч учителей, значительному снижению зарплаты преподавателей вузов и школьных учителей.
Для преодоления кризиса в латвийском обществе должны быть предприняты срочные меры по созданию тысяч новых рабочих мест, чтобы экономика страны развивалась, а латвийская система образования стала качественной и обеспечила возможность выпускникам вузов и их преподавателям, а также школьным учителям успешно работать и в полной мере использовать свой творческий потенциал.
Литература / References
1. The European Statistical System. Available at: http://epp.eurostat.ec.europa.eu (accessed 20 January 2014).